первый зам. генерального директора МГТС
Н.В. Федорова,
ведущий научный сотрудник Центра сертификации услуг связи
В статье дан краткий анализ развития услуг телефонной связи в России и Москве, предоставляемых с использованием таксофонов, отмечены тенденции в изменении доступности этих услуг, а также приведена оценка этой доступности в условиях столицы
Услуги связи, предоставляемые в России с использованием таксофонов, составляют значительную долю объема телефонных услуг общего пользования. Мировой опыт свидетельствует о сохранении устойчивого спроса на эти услуги как при их дефиците, так и при повышении уровня обеспеченности населения в традиционных стационарных
(фиксированных) и новых мобильных средствах связи. Причем в большинстве индустриально развитых стран увеличение объемов таксофонных сетей пропорционально увеличению номерной емкости стационарной телефонной сети общего пользования (ТфОП). Однако доля таксофонов в объеме ТфОП в разных странах различная, что объясняется экономическими, географическими, демографическими, национальными и иными факторами. В странах,
где на 100 жителей приходится 50 телефонов, и там, где этот рубеж уже преодолен (к ним можно отнести Японию, США, Великобританию, Францию и др.), доля таксофонов на протяжении последних лет остается постоянной и составляет 0,7—1,5% от числа основных телефонных аппаратов. Статистические данные за 1994-1998 гг. свидетельствуют о повышении плотности таксофонов в индустриально развитых странах (4-6,5 таксофонов на 1000 жителей [1]). Отметим, что телефонная плотность является важнейшим показателем, характеризующим доступность услуг телефонной связи и отражает уровень развития экономики страны.
Таксофонная сеть в России
Дальнейшее развитие связи в России, как и в других странах с рыночной экономикой, обуславливается
соотношением спроса и предложения. Как известно [2], это соотношение характеризуется значениями телефонной плотности и душевого валового внутреннего продукта (ДВВП) страны, которым в конечном итоге оцениваются инвестиционные возможности каждого пользователя. В России, в силу неравномерности распределения телефонной плотности и ДВВП по регионам [3], планирование развития связи должно быть увязано с экономическим потенциалом регионов (который определяется через ДВВП). Исходя из прогнозируемого ДВВП, к 2005 г. в России плотность таксофонов составит в среднем 5 таксофонов на 1000 жителей [4].
Таксофонная сеть России по объему сравнима с аналогичными сетями индустриально развитых стран и на 01.07.99 г. составляла 0,8% емкости ТфОП. Однако по плотности таксофо-
ВЕК КАЧЕСТВА
нов и по телефонной плотности (для российских городских телефонных сетей в среднем это 2 таксофона на 1000 жителей и 20 телефонов на 100 жителей) Россия отстает от развитых стран [5]. В то же время развитие субъектов рынка в России, технический прогресс и процесс информатизации общества способствовали росту потребности в высококачественных услугах, включая услуги ТфОП. Повышение качества и доступности этих услуг для всех категорий потребителей на всей территории страны создает большой социальный эффект, отражающийся в повышении комфортности жизни людей, росте информированности и коммуникабельности общества.
Известно, что во всех индустриально развитых странах телефонные услуги обеспечивают 70—80% доходов электросвязи в целом [6], а объем доходов от таксофонов может составить от 30 до 130% объема денежных поступлений на основной телефонный аппарат [1]. Поэтому повышение доступности и в целом качества данных услуг связи, определяющих спрос пользователей на них, становится залогом эффективности функционирования и развития телекоммуникационного комплекса России в условиях рынка, обеспечения его рентабельности и конкурентоспособности услуг.
Для повышения качества телефонных услуг общего пользования, в том числе предоставляемых с таксофонов, необходима целенаправленная деятельность по управлению качеством, включающая управление реконструкцией телефонной и таксофонной сетей России, лицензирование и сертификацию средств и услуг связи, совершенствование эксплуатационной деятельности предприятий связи. Сертификация — это лучшее свидетельство уровня развития предприятий связи на рынке - способствует повышению их конкурентоспособности и внедрению международных стандартов [7, 8]. Она также позволяет выявлять факторы, отрицательно влияющие на качество услуг, и активизирует деятельность субъектов рынка по повышению качества услуг. Кроме того, в России сертификация становится средством государственного регулирования деятельности предприятий связи по предоставлению телефонных услуг общего пользования, для которых в настоящее время характерно значительное превышение спроса над предложением [8].
МГТС и оазвитие таксофонной сети в Москве
По телефонной плотности и плотности таксофонов, а также ДВВП Москва занимает лидирующее положение среди регионов России. Таксофонная сеть МГТС составляет более 15% общего объема российской таксофонной сети, а таксофонная плотность в Москве лишь немного ниже этого показателя во Франции. Учитывая социальную значимость услуг телефонной связи, предоставляемых с использованием таксофонов в таком мегаполисе, как Москва, с развитой сетью общественно значимых объектов (аэропорты, гостиницы, общежития, вокзалы, учебные заведения), МГТС уделяет большое внимание повышению их качества и доступности. С этой целью МГТС использует такие эффективные средства управления качеством предоставляемых услуг, как модернизация технической базы таксофонной сети и подготовка к добровольной сертификации ее услуг.
В соответствии с «Концепцией применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России», утвержденной Госкомсвязи России 25.11.97 г. [9], таксофонная сеть в Москве развивается главным образом за счет увеличения доли карточных таксофонов. Основные достоинства карточных таксофонов с точки зрения их эксплуатационного обслуживания определяются следующими возможностями:
• самотестирования и быстрого определения вида неисправностей;
• сбора статистики о разговорах, управления тарификацией;
• дистанционного обслуживания, включая диагностику непосредственно с таксофона, и программирования процессов эксплуатации и защиты от несанкционированного доступа.
Это, в свою очередь, способствует улучшению основных характеристик качества услуг местной, междугородной, международной телефонной связи с таксофонов с использованием предварительно оплаченных (дебетных) магнитных и чиповых карт. В столице России, где карточные таксофоны были установлены раньше, чем в других регионах, уже накоплен некоторый опыт их эксплуатации. Для определения степени готовности МГТС к сертификации услуг местной телефонной связи с таксофонов НИИ «Интерэкомс»
был проведен анализ изменения характеристик, определяющих такое важное потребительское свойство этих услуг, как доступность для клиента, в зависимости от увеличения доли карточных таксофонов в общем их объеме в Москве. Полученные в результате анализа оценки доступности могут быть использованы в настоящее время при контроле и управлении качеством услуг связи в Москве, а в других регионах — на следующем этапе развития таксофонной сети России.
Такая оценка проводилась по принятым в российской и международной практике показателям — плотности таксофонов (Р — количество таксофонов на 1000 жителей) и удельному весу неисправных таксофонов в общем числе проверенных (Ун). При этом имелось в виду, что Р характеризует доступность собственно таксофонов, а Ун — по аналогии с показателем «вероятность отказа соединений в сети» (Рекомендация Е.845 МСЭ-Т) - доступность телефонного соединения, предоставляемого с использованием таксофонов. Значения этих показателей определялись на основе данных государственной статистики по России и МГТС в целом, а по районным телефонным узлам Москвы — по данным, предоставленным МГТС по запросу НИИ «Интерэкомс» за 1998 г. и первое полугодие 1999 г.
При анализе динамики изменения доступности в качестве базовых служили следующие значения показателей:
а) По плотности таксофонов
• Р = 5 должно быть достигнуто к 2005 г. (Руководящий документ «Основные положения ВСС РФ на перспективу до 2005 года» [4]);
• Р = 1,3 в среднем по России (Статистический сборник о деятельности администраций связи за 1998 г. ИК РСС [1]);
• Р = 4,4 таксофона на 1000 жителей Франции (Статистический сборник о деятельности администраций связи за 1998 г. И К РСС [1]).
б) По удельному весу неисправных таксофонов в общем числе проверенных
• 4,46 и 1,79% — в целом по России за 1998 г. и первое полугодие 1999 г. (статистические данные Госкомсвязи РФ [5]);
• ВЕК КАЧЕСТВА
• не менее 90% исправных таксофонов согласно Директиве 98/10 Европейского Парламента и Совета о голосовой телефонии [10], то есть не более 10% неисправных таксофонов.
Для обобщенной характеристики долговременной доступности услуги по предоставлению местного телефонного соединения с использованием таксофонов был применен показатель, предложенный НИИ «Интерэ-комс». Он определялся на основе двух вышеупомянутых показателей выражением:
м- = 100 / (Р • Ун).
Согласно выражению, при уменьшении доли неисправных таксофонов значения д, характеризующие доступность, увеличиваются. Коэффициент 100 введен в формулу для удобства представления значений ц, так как без этого множителя ц << 1. Отметим, что при применении в качестве обобщенного показателя доступности произведения Р • Уис (где Уис - удельный вес исправных таксофонов), характеризующего эффективную плотность таксофонов [11], ошибка в вычислении значений Р • Уис получается значительно большей, чем при определении показателя |а. Это происходит из-за того, что Уис вычисляется по статистическим данным о показателе Ун, значения которого очень малы.
По данным государственной статистики, количество местных таксофонов в Москве на 01.01.1999 г. составляло значительную часть (15,2%) от общего их количества в России [5]. Плотность таксофонов в Москве (3,3) превышает плотность по России, равную 1,3, почти в 2,5 раза. Отметим, что во Франции в 1998 г. количество таксофонов на 1000 жителей достигло 4,4 [1]. С 1997 г. в Москве, как и в России в целом, происходит замена монетных и жетонных таксофонов на карточные. При этом плотность таксофонов по России остается постоянной на уровне 1,3 аппарата на 1000 жителей [1], а в Москве этот показатель в 1999 г. уменьшился по сравнению с 1998 г. на 0,2. Снижение общего количества таксофонов в Москве, по данным МГТС, сопровождалось возрастанием доли карточных таксофонов с 8,9% во 2-м полугодии 1998 г. до 26,9% в 1-м полугодии 1999 г. от общего их числа.
Данные государственной статистики по России и МГТС в целом по показателю «удельный вес неисправных таксофонов в общем числе проверенных» [5] и статистические данные МГТС по районным телефонным узлам столицы по этому показателю свидетельствуют об уменьшении значения Ун по Москве в 1-м полугодии 1999 г. по сравне-
Объекты Удельный вес неисправных таксофонов, ед. % карточных таксофонов от общего количества таксофонов Уменьшение, увеличение количества обращений о неисправностях таксофонов по отношению к предыдущему периоду, ед./% уменьшения, увеличения по отношению к количеству таксофонов ц=100/Р Ун
1999 1998 1999 1998 1999 1998
Россия 1,79 4,46 43,5 17,2
МГТС 1,24 2,56 26,9 18,3 +203/0,76 24,4 11,1
Телефонные узлы
Царицынский 2,9 3,1 29,8 20,8 -121/7,89 10,4 9,2
Севастопольский 2,1 2,4 21,4 15,0 +71/2,99 14,5 11,9
Специальный 2,0 2,2 8,0 8,0 15,2 13,0
Тушинский 1,6 2,75 20,7 18,0 +108/4,54 18,9 10,3
Люблинский 1,6 2,8 12,6 0,6 -115/5,32 18,9 10,2
Петровский 1,45 2,6 22,6 17,0 -13/0,54 20,8 11,0
Останкинский 1,4 2,5 23 14,0 -85/3,79 21,7 11,4
Миусский 1,22 2,6 53,4 43,0 +128/4,54 25,0 11,0
Преображенский 1,13 2,2 19,8 11,9 -54/1,71 27,0 13,0
Филевский 1,11 2,9 25,2 15,5 +11/0,39 27,0 9,8
Замоскворецкий 1,11 3,3 32,3 25,3 -27/0,55 27,0 8,7
Таблица
Данные, характеризующие повышение доступности услуг местной телефонной связи, предоставляемых посредством таксофонов в г. Москве
нию с 1998 г. в 2 раза (см. таблицу). При этом, судя по значениям Ун, уровень качества услуг связи МГТС с использованием таксофонов выше среднего по России (в 1998 г. — в 1,7, в 1999 г. - в 1,4 раза) [5]. Динамика изменения Ун по Москве и по каждому из районных телефонных узлов за 1998-1999 гг. (в зависимости от изменения доли карточных таксофонов в районных узлах) отражена на рисунке. По Москве с увеличением доли карточных таксофонов от 18,3% в 1998 г. до 26,9% в 1999 г. значение Ун уменьшилось с 2,56 до 1,24% [4]. Отметим, что Директивой о голосовой телефонии 98/10/ЕС удельный вес неисправных таксофонов определяется значением, не превышающим 10% [10].
Как видно из рисунка, улучшение качества услуг местной телефонной связи происходило с различной интенсивностью. В Люблинском районе, где во 2-м полугодии 1998 г. и 1-м полугодии 1999 г. наблюдался самый высокий темп прироста карточных таксофонов (от 0,6 до 12,6% соответственно), значение Ун в
1998 г. было зафиксировано на уровне 2,8%, а в 1-м полугодии
1999 г. уменьшилось до 1,6%.
Самый высокий уровень качества
при уровне неисправных таксофонов в 1,11-1,22% зафиксирован в 1999 г. в Преображенском, Замоскворецком, Филевском и Миусском узлах. При этом в Преображенском и Филевском узлах с изменением доли карточных таксофонов примерно на 10% значение Ун уменьшилось с 2,2 до 1,13%. Однако в Миусском узле только при достижении доли карточных таксофонов в 53,4% зафиксировано снижение Ун до 1,22% в 1-м полугодии 1999 г. Отметим, что в Филевском узле, сравнимом по объему таксофонной сети с Миусским узлом, в 1-м полугодии 1999 г. отмечено 1,11% неисправных таксофонов при гораздо меньшей доли карточных таксофонов (25,2%).
В Севастопольском и Царицынском узлах в настоящее время удельный вес неисправных таксофонов выше, чем в остальных районах. В Севастопольском узле это можно объяснить недостаточной долей карточных таксофонов (хотя в Тушинском узле при сравнимых долях карточных таксофонов и общих объемов таксофонов удельный вес неисправных меньше). В Царицынском же узле при довольно высокой доле карточных таксофонов (более 30%) и наименьшем объеме таксофонной
ВЕК КАЧЕСТВА •
сети, по сравнению с другими районными узлами, изменение Ун минимальное. По-видимому, это связано с недостаточно эффективной работой по обслуживанию таксофонов в данных узлах.
Уменьшение Ун с возрастанием доли карточных таксофонов в большинстве районов совпадает со спадом числа обращений по поводу неисправностей таксофонов. Из рисунка видно, что в Люблинском, Останкинском, Преображенском телефонных узлах количество обращений о неисправностях таксофонов по отношению к числу таксофонов (Кобр) сокращалось в наибольшей степени (на 5,39, 3,79 и 1,71% соответственно). В Петровском и Замоскворецком узлах относительное число обращений сокращалось в гораздо меньшей степени, хотя удельный вес неисправных таксофонов уменьшился значительно. Однако по некоторым районным узлам, несмотря на сокращение доли неисправных таксофонов, число обращений об их неисправностях увеличилось - как в абсолютных единицах, так и в процентах от количества таксофонов, установленных на территории районных узлов (см. таблицу). Это — Тушинский, Миусский и Севастопольский телефонные узлы. Наибольший прирост обращений (+4,54%) по отношению к общему числу таксофонов зафиксирован в Тушинском и Миусском районных узлах при довольно значительном уменьшении доли неисправных таксофонов в 1-м полугодии 1999 г. по сравнению с 1998 г.
Отметим некоторое несоответствие уменьшения удельного веса неисправных таксофонов при увеличении количества обращений по поводу их неисправностей в 1-м полугодии 1999 г. по сравнению со 2-м полугодием 1998 г. Это может быть следствием того, что к неисправности таксофона (при определении показателя Ун), по-видимому, относится лишь часть событий, которые приводят к неуспешному местному телефонному соединению и в целом к неадекватному отражению качества услуги связи. Это подтверждают данные предварительных обследований таксофонной сети Москвы, проведенные НИИ «Интерэкомс».
Заметим, что показатель, характеризующий количество обращений потребителей о неисправности сети связи по отношению к числу таксофонов (Кобр), наиболее близок к определенному в Директиве 98/10/ЕС показателю «процентное количество ошибок на линию доступа». Этот показатель является важнейшим для характеристики состояния сети связи, а его превышение требует проведения соответствующих ремонтных работ [11]. В зарубежной практике этот показатель, наряду с другими факторами, характеризующими качество обслуживания пользователей [12], используется для государственного регулирования качества услуг телекоммуникаций. В России для государственного регулирования качества услуг, предоставляемых с так-
РисунОК Динамика изменения удельного веса неисправных таксофонов в зависимости от удельного веса карточных таксофонов в 1998—1999 гг. (2-е полугодие 1998 г. обозначено квадратом, 1 -е полугодие 1999 г. — треугольником)
софонов, необходимо прежде всего нормировать такие важнейшие показатели, как Ун и Кобр. Это, в свою очередь,связано с проведением работы по уточнению методик их определения.
Полученная НИИ «Интерэкомс» обобщенная оценка доступности на основе двух показателей («плотность таксофонов» и «удельный вес неисправных таксофонов») показывает, что в 1-м полугодии 1999 г. доступность в целом по МГТС увеличилась в 2 раза по сравнению с 1998 г. В районных телефонных узлах изменение доступности, судя по значениям |1, можно охарактеризовать следующим образом (см. таблицу). В Преображенском, Филевском, Замоскворецком и Миусском районах доступность услуги «предоставление местного телефонного соединения посредством таксофонов» возросла более чем в два раза. В Севастопольском, Тушинском, Люблинском, Петровском и Останкинском районах - в 1,6-1,9 раза. Менее чем в других районах с увеличением доли карточных таксофонов повысилась доступность в Царицынском районе (в 1,2 раза).
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. С увеличением доли карточных таксофонов в Москве (несмотря на уменьшение общего их количества) доступность услуг местной телефонной связи, определенная по статистическим данным о показателях «плотность таксофонов» и «удельный вес неисправных таксофонов в числе проверенных», в Москве возросла более чем в 2 раза, а удельный вес неисправных таксофонов уменьшился с 2,56 до 1,24%. При этом в большинстве районных телефонных узлов высокое качество (то есть низкое значение показателя Ун) достигнуто при определенном уровне карточных таксофонов. Меньшее снижение Ун в некоторых районах (при одинаковом с другими районами увеличении доли карточных таксофонов, где качество значительно повысилось) указывает, по-видимому, на целесообразность повышения эффективности работы по обслуживанию таксофонов.
Увеличение количества обращений потребителей по поводу неисправно-
îEK КАЧЕСТВ/!
сти таксофонов (при уменьшении удельного веса неисправных таксофонов в некоторых районах Москвы в 1999 г. по сравнению с 1998 г.) при вычислении Ун может быть следствием учета лишь некоторых событий, которые, сточки зрения потребителя, определяют неуспешность местного телефонного соединения с таксофона. Этим же объясняется и различие на порядок значений показателя Ун с определенными в Директиве 98/10/ЕС и зафиксированными в Москве в 1998 и 1999 гг. значениями.
Кроме единичных показателей Ун и Кобр для контроля и управления качеством обслуживания пользователей услуг местной телефонной связи с таксофонов целесообразно использовать обобщенный показатель р. Это требует нормирования показателей и уточнения методик их определения.
Таким образом, проведенная НИИ «Интерэкомс» работа по предварительной сертификации услуг местной телефонной связи, предоставляемых МГТС с таксофонов, позволила выявить различия в достигнутых уровнях качества по районам Москвы, определить районы, в которых эффект модернизации тех-
нической базы снижается и требуется улучшение эксплуатационной деятельности. Кроме того, намечены пути и предложены способы улучшения деятельности в области управления качеством услуг, предоставляемых с местных таксофонов в Москве - совершенствование методики оценки качества, введения действующих международных нормативов качества услуг. Эти меры могут быть использованы и для России. •
Литература
1. Статистический сборник о деятельности администраций связи за 1997 год. — М.: ИК РСС, 1998; Статистический сборник о деятельности администраций связи за 1998 год. - М.: ИК РСС, 1999.
2. Jipp A. Wealth of National and Telephone Dencity // Telecommunications Jornal. 1963. № 6.
3. Основы управления связью Российской Федерации / Под ред. А.Е. Крупнова и Л .Е. Варакина. - М.: Радио и связь, 1998.
4. Основные положения развития Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации на перспективу до 2005 года: Руководящий документ. Кн. 3. Решение ГКЭС России от 20.12.1995 г. № 140.
5. Основные показатели работы организаций связи за 1998 год, 1-е полугодие 1999 г. (по данным оперативной отчетности). - М.: Госкомсвязи РФ, 1999.
6. Основы экономики телекоммуникаций / Под ред. М.А. Горелик, Е.А. Голу-бицкой. — М.: Радио и связь, 1997.
7. Мхитарян Ю.И. Проблемы сертификации услуг связи // Электросвязь. 1994. №3.
8. Крупнов А., Мхитарян Ю. Основные положения модели конкурса Госкомсвязи России // Мир связи. Connect!. 1998. № 1.
9. Моисеева Т.А., Розенгауз С.М. Единая таксофонная карта России // Вестник связи. 1999. №3.
10. Directive 98/10/ЕС of the European Parliament and of the Council of 26 February 1998 on the Application of Open Network Provision (ONP) to Voice Telephony and on Universal Service for Telecommunication in a Competitive Environment. OJ 1.4.98.
11. Шнепс-Шнеппе М.А. Качество обслуживания в интеллектуальных сетях: нерешенные проблемы. Тез. докл. на русско-французском семинаре «Качество услуг телефонной связи», С.-Пб., ЛОНИИС, 6-8 дек. 1995 г.
12. Ластович Б. Качество услуг электросвязи в зеркале директив Европейского Союза // Вестник связи. 1999. № 10.
6-й БИЗНЕС-ФОРУМ
ЖЁБИАЬИЫЕ
ттжы - ¡ом
26-30 марта, 2001, Москва, Россия ТЕМАТИКА ФОРУМА:
О ПОДВИЖНАЯ СВЯЗЬ О МОБИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ О БЕСПРОВОДНОЙ ДОСТУП К ИНТЕРНЕТУ
Федеральные программы развития подвижной связи в России и СНГ Новые технологии и стандарты подвижной связи
Мобильные системы 3-го поколения Проекты систем 3-го поколения - IMT-2000, UMTS, cdma2000, IS-136 Радиочастотные ресурсы и лицензирование систем 3-го поколения Сотовые сети связи
Транкинговые системы профессиональной радио и телефонной связи Спутниковые системы подвижной связи
Сети пейджинговой связи Мобильный Интернет Инвестиции, приватизация и регулирование служб связи
Применение подвижной связи в различных отраслях народного хозяйства и при чрезвычайных ситуациях Рыночные тенденции, экономика и маркетинг
Обмен опытом операторов сетей связи Радиостанции подвижной связи (профессиональной, сотовой и т.п.) Мобильные компьютеры, PDA, носимые компьютеры
Интеллектуальные карты, смарт карты Беспроводные локальные сети (WLAN) Абонентский радиодоступ WLL Широкополосные сети, WCDMA Интеграция фиксированных и подвижных сетей связи
Программируемое радио (software radio) Адаптивные и интеллектуальные антенны
БУДУТ РАССМОТРЕНЫ ТЕХНОЛОГИИ И СТАНДАРТЫ:
IMT-2000 (стандарты IMT DS, MC, ТС, SC, FT), UMTS, UTRAN, GSM, NMT, TDMA, CDMA, WCDMA, TETRA, APCO-25, DECT, WLL, Internet, WAP, Mobile IP, GPRS, HSCSD, EDGE, Bluetooth и др.
Доклады, заявки на участие в выставке, предложения по учебным курсам и презентациям, просьба направлять в ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ:
125252, Москва, ул. Куусинена, 21-Б, Международный Центр НТИ Тел.: (095) 198-7691, 198-7350, 913-2298, 198-7041, 943-3460 Факс: (095) 913-2298, 943-0089, E-mail: [email protected], Internet: vwvw.icsti.su
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
♦ Международная Выставка
«МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ-2000» (27-30 марта, 2001)
♦ Международная Конференция
«МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ 3-ГО ПОКОЛЕНИЯ» (27-28 марта, 2001)
♦ Международная Конференция
«НОВЫЕ УСЛУГИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ МОБИЛЬНЫХ И ФИКСИРОВАННЫХ СЕТЕЙ»
(28-29 марта, 2001)
♦ Семинары, учебные курсы, презентации
(26-30 марта, 2001)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СПОНСОР: