Научная статья на тему 'Новгородский архиепископ Феодосий (1491 – 1563 гг. ) – видный постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря'

Новгородский архиепископ Феодосий (1491 – 1563 гг. ) – видный постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВГОРОДСКИЙ АРХИЕПИСКОП ФЕОДОСИЙ / ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ / НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / ИСТОРИЯ РОССИИ XVI ВЕКА. / NOVGORODIAN ARCHBISHOP FEODOSIY / IOSIFO-VOLOKOLAMSKY MONASTERY / NOVGORODIAN EPARCHY / RUSSIAN HISTORY OF THE 16TH CENTURY.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Дина Дмитриевна

В статье рассматриваются этапы жизни новгородского архиепископа Феодосия (1491-1563 гг), связанные с Иосифо-Волоколамским монастырем. На основе анализов источников и историографии делается вывод о том, что в раннем возрасте приняв постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре Феодосий являлся учеником Иосифо-Волоцкого. Показано, что после ухода из монастыря в связи с назначением на должность игумена Хутынского монастыря, а затем – новгородского архиепископа, Феодосий не порывал связи с обителью, где был пострижен. Подробно освещены последние 12 лет жизни Феодосия, которые он провел в Иосифо–Волоколамском монастыре после оставления новгородской кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOVGORODIAN ARCHBISHOP FEODOSIY AS THE PROMINENT MONK OF THE IOSIFO-VOLOKOLAMSKY MONASTERY

The article examines the life’s stages of Novgorodian Archbishop Feodosiy (1491-1563 years) related to the Iosifo-Volokolamsk monastery. Based on analyses of the sources and historiography the author concludes that at an early age Feodosiy taked vows in the Iosifo-Volokolamsk monastery and was the pupil of Joseph Volotsky. It is shown that after leaving the monastery because of the appointment of hegumen of the Khutyn monastery, and then the archbishop of Novgorod, Feodosiy did not break his connection with the monastery where he was tonsured. It were described the last 12 years of of Feodosiy’s life, which he spent in the Iosifo–Volokolamsky monastery, after leaving the novgorodian eparchy.

Текст научной работы на тему «Новгородский архиепископ Феодосий (1491 – 1563 гг. ) – видный постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря»

DOI 10.5862/JHSS.244.8 УДК 281.93+929+94(47)

Д.Д. Смирнова

НОВГОРОДСКИЙ АРХИЕПИСКОП ФЕОДОСИЙ -

видный постриженик иосифо-волоколамского монастыря

Рассмотрены этапы жизни новгородского архиепископа Феодосия (1491—1563), связанные с Иосифо-Волоколамским монастырем, дана оценка влияния этой обители на его личность. На основе анализа источников и историографии автор статьи приходит к выводу, что, приняв постриг в этом монастыре в раннем возрасте, Феодосий являлся учеником Иосифа Волоцкого. Показано, что после ухода Феодосия из монастыря (назначен на должность игумена Хутынского монастыря, а затем на должность новгородского архиепископа) он не порывал связи с обителью, где был пострижен. Подробно освещены последние 12 лет жизни Феодосия, которые он провел в Иосифо-Волоколамском монастыре после оставления новгородской кафедры.

новгородский АРХИЕПИСКОП ФЕОДОСИЙ; ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИй МОНАСТЫРЬ; НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ; ИСТОРИЯ РОССИИ XVI ВЕКА.

В истории новгородской епархии XVI век является непростым, но очень важным периодом. Совсем недавно потерявший свою независимость, Новгород в это время всё еще ощущал на себе последствия адаптации к новым условиям. Отражалось это и на новгородской епархии. Тем не менее история изучения ее жизни в тот период содержит ряд значительных лакун, но их во многом можно восполнить, обратившись к жизни представителей епархиальной иерархии. В этой связи особо интересна личность одного из виднейших новгородских архиепископов середины XVI века — Феодосия, который внес большой вклад в развитие Новгорода и по своему значению встал в один ряд с новгородскими архиепископами Макарием и геннадием. Как показал анализ литературы, исследователи обращались к его личности неоднократно [См.: 32, 33, 47 и др.], однако анализ всего имеющегося комплекса историографии и источников по интересующему нас вопросу до сих пор не был проведен, что послужило поводом для написания данной статьи.

Связь архиепископа Феодосия с Иосифо-Волоколамским монастырем прослеживается на протяжении всей его жизни: здесь он начал свой иноческий путь и здесь же, после ухода на покой, скончался. Точная дата пострижения Феодосия в монастырь неизвестна. На то, что Феодосий,

очевидно, с ранних лет готовил себя к монашеству, указывает его ученик Евфимий (Турков), отметивший в «Повести о кончине Феодосия», что он «от рожениа не позна плотскаго греха» [38, с. 207]. Евфимий писал также, что Феодосий был учеником Иосифа Волоцкого [30, с. 1; 38, с. 206]. В историографии этот факт получил неоднозначную оценку. Мнение о том, что Феодосий являлся пострижеником и учеником Иосифа Волоцкого, высказывали без какой-либо аргументации и епископ Амвросий (Орнат-ский) [2, с. 186], и протоиерей П.И. Тихомиров [47, с. 151]. Другая точка зрения, опровергающая эту версию, однако также бездоказательная, выдвигалась А.А. Зиминым [18, с. 80] и Д.М. Була-ниным [6, с. 457]. Они полагали, что Феодосий принял постриг в монастыре около 1523 года, т. е. уже после смерти Иосифа (1515) [4, с. 559]. Сходного суждения придерживается и архимандрит Макарий (Веретенников). Он считает, что Феодосий ушел в монастырь в 1522 году, после смерти боярина С.И. Воронцова [33, с. 188], наступившей, по одним источникам, не позднее мая 1522 года [20, с. 158], по другим — в 1517 или 1518 году [8, с. 223; 31, с. 178]. С такой точкой зрения трудно согласиться. Как известно, Иосиф Волоцкий одобрял раннее пострижение в монастырь и считал, что долг господина, согласно Божественному писанию, повелевает «имети попе-

чение о рабех, якоже о чадех», отпускать при их желании в монастырь с 15 лет беспрепятственно [10, с. 150; 36, с. 148, 149]. Случалось, что Иосиф постригал беглеца, несмотря на сопротивление господина [37, с. 4].

Анализ источников показывает, что С.И. Воронцов был хорошо знаком с Иосифом Волоцким [20, с. 158; 42, с. 187], и, можно полагать, он знал о позиции последнего. Поэтому нет никаких оснований считать, что Феодосий мог уйти в монастырь лишь после смерти Воронцова. сам боярин, его жена, а впоследствии и сын также приняли постриг. Об этом можно судить по записи в «Синодике»: «Симеону Ивановичу Воронцову, нареченному в мнишенском чину Сергию, и сыну его Михаилу Семеновичу, и сыну же Дмитрию, нареченному в мнише-ском чину Дионисию... Марии Семенове Ивановича Воронцова, нареченной в мнишеском чину Марфе. вечная память» [45, с. 454, 455]. Также это подтверждает запись в книге вкладов Троице-Сергиева монастыря: в 1522 году инокиня Марфа внесла вклад по мужу — иноку Сергию. Повторный вклад был сделан уже старицей Марфой в 1588 году [9, с. 52].

Мнение о том, что Феодосий был либо учеником Иосифа Волоцкого, либо пострижеником в период его игуменства (1479—1515), разделяет О.Н. Пономаренко [41]. В качестве аргумента она приводит отрывок из «Повести о кончине Феодосия» Евфимия Туркова, где сообщается, что Феодосий был похоронен «близ гробницы преподобного чудотворца Иосифа, старца его» [Там же. С. 264], а также отрывок из сочинения [49] «О чуде с священноиноком Исаией», в котором от лица архиепископа Феодосия об Иосифе говорится: «Во святый ангельский образ обличен бысть святыми его руками и иноческому житию научен бысть от него премудрыми его учении» [41, с. 268].

Об особом внимании Феодосия к личности Иосифа Волоцкого свидетельствуют и созданные при его участии рукописные сборники. Так, в одном из сборников [43, л. 23—24 об.] рядом с жизнеописанием Иосифа имеется дополнение, написанное Феодосием собственноручно. Маловероятно, что Феодосий предпринял бы подобную правку, не будучи хорошо осведомленным о его жизни.

Проанализированные источники позволяют считать, что Феодосий в действительности

являлся учеником Иосифа. Это означает, что самой поздней датой его пострижения оказывается 1515 год, т. е. год смерти Иосифа Волоцкого.

Устав Иосифа Волоцкого диктовал необходимость строгой монастырской жизни [16, стб. 501—502]. Несмотря на процветание обители, у иноков была худая одежда, скудная трапеза два раза в день и совершенный запрет на вино [7, с. 118]. Им также не разрешалось иметь ничего своего, кроме книг и икон, многие монахи носили вериги, спали, сидя на полу, а их кельи плохо отапливались [Там же]. Вместе с тем, как отмечал В.И. Жмакин, Иосифо-Во-локоламский монастырь был образовательным и воспитательным заведением — школой в ее философском смысле [17, с. 119], «это была древняя академия» [Там же], а иноки монастыря — это люди, приученные и привыкшие «всегда к исполнению возложенных на них обязанностей, хорошие администраторы и исполнители заранее начертанных для них планов, проповедники идей и взглядов, которые даны им готовым монастырским воспитанием» [Там же. С. 117]. Иосифляне играли большую роль в государственных делах, занимая важное место в русской иерархии XVI века [5, с. 103—104]. Их «связывало одно общее чувство — любовь и привязанность к тем идеям и воззрениям, которые они воспитывали в себе, живя в монастыре, и которые по самой непосредственной и строго охраняемой традиции восходили прямо к Иосифу Волоцкому» [17, с. 119]. Верность этой традиции Феодосий сохранил на протяжении всей своей жизни.

О деятельности Феодосия в монастыре достоверно судить нельзя. П.И. Тихомиров без аргументации считал, что Феодосий выполнял обязанности чтеца [47, с. 151]. Особый интерес Феодосия к церковному пению, подтвержденный принадлежащими ему книгами, позволяет сделать предположение, что некоторые его обязанности могли быть связаны с пением. На основе анализа документов можно предполагать, что в последние годы пребывания в монастыре Феодосий был келарем. Так, в одной из купчих Иосифова монастыря от 1526—1527 годов присутствует следующая запись: «Пречисты обители Иосифова монастыря се яз, чернец Федосей, киларь» [29, с. 95]. Келарь в монастыре играл важную роль, занимая среди монастырских чинов самое высокое положение [48, с. 60]. Вмес-

те с казначеем он помогал игумену в решении монастырских дел. В отсутствие игумена все хозяйственные дела переходили под их попечение [46, с. 33]. Помимо купчей имеются и летописные сведения о том, что Феодосий был клириком: «Избравь старца духовна из Осифо-вы пустыни инока Феодосия, клирика чиномъ» [39, с. 549]. Как известно, по монастырскому уставу келарь входил в число соборных старцев (клириков) [19, с. 112; 25, с. 90]. Таким образом, предположение о том, что Феодосий мог быть келарем, имеет под собой основание.

По слову великого князя Василия III инок Феодосий «из Осифовы пустыни» 21 ноября 1531 года был назначен настоятелем Хутын-ского монастыря [39, с. 549]. Находясь на этой должности, игумен Феодосий не забывал и о монастыре, где был пострижен. Опубликованная А.П. Голубцовым опись церквей Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 года содержит запись о том, что Хутынский игумен Феодо-сий передал туда икону «Видение Евлогиево» или «Всеношное» новгородского письма [12, с. 191]. В основе сюжета иконы лежит повесть Скитского Патерика, рассказывающая о том, что блаженный Евлогий видел, как после всенощного бдения ангелы раздавали бывшим на службе монахам дары, соответствующие силе их молитвенного подвига [11, прил., с. 4; 22, с. 119].

В 1542 году произошло одно из ключевых событий в жизни Феодосия — он был возведен на новгородский архиепископский престол [40, с. 26—27]. Архиепископ Феодосий проявлял ревностную заботу о духовной жизни епархии, поддерживая связь с Иосифо-Волоколамским монастырем. В литературе указывается, что в середине XVI века «иждивением архиепископа новгородского Феодосия» была расширена трапезная монастыря [1, с. 31]. Сведения об этой и других постройках в обители попечением Феодосия имеются в «Обиходнике» монастыря: «Трапезу большую пределалъ, и паперти камены, и службы под ними. Все его труды не исписати» [35, с. 399].

Архиепископ Феодосий возглавлял новгородскую епархию до 1551 года, затем он вернулся в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и прожил последние 12 лет до своей смерти. Получить представление об этих годах его жизни позволяет анализ «Повести о кончине Феодосия» Евфимия Туркова. Как подчеркивается

в литературе, это «исполненный задушевной скорби рассказ» ученика об учителе [24, с. 297; 27, с. 63—65; 28, с. 2]. Данная повесть стоит в одном ряду с такими источниками, как повести о кончинах Пафнутия Боровского, епископа Акакия и митрополита Макария [33, с. 87]. В «Повести о кончине Феодосия» Евфимий Турков подробно и эмоционально описал последние дни жизни учителя, привел множество бытовых подробностей, позволяющих получить представление об окружении, жизни и личности бывшего архиепископа. В ней описана не только тяжелая болезнь Феодосия, но и смирение, с которым он переносил страдания: «от многаго труда, и подвиг, и стоаниа — нозе его опухли бяше, якоже древие», «бо(ле)зни на одре лежа 6 лет, отнюд не владея руками и ногами, разве креста Животворящаго знамени», при этом «отнюд ни постенав» [38, с. 206, 210].

Нуждаются в уточнении слова Евфимия о том, что Феодосий последние 6 лет жизни был парализован, не владел не только ногами, но и руками. В этом случае встает вопрос о возможности его участия в написании рукописных сборников, факт которого зафиксирован в текстах. Однако поскольку Евфимий упоминает о возможности Феодосия творить крестное знамение, можно предположить, что паралич был лишь частичный или же нарушения были не столь значительны, чтобы препятствовать написанию сборников.

Несмотря на болезнь, Феодосий сохранял присутствие духа: «И телом не изпадет и лице бяше ему всегда весело, показуя душевную его чистоту, и целомудрие, и совръшенное безстра-стие» [Там же. С. 210]. В повести также отмечено, что Феодосий «за много время, познав свое от мира отхожение, повеле сотворити собе гроб и вся надгробная уготовити и свеща, яже на одре вжигают, и повеле жив во гроб положити ся, бе бо зело немощен телом, паче ногами» [Там же. С. 206]. Эти слова свидетельствуют о том, что в последние годы своей жизни Феодосий был, по всей видимости, лишен возможности ходить.

Несмотря на немощь, Феодосий до последнего дня не оставлял молитвенное правило: «Правила же церковное сохраняя по уставу, никако же преступив, и до последняго своего издыханиа» [Там же]. Продолжал Феодосий и труды по благоустроению монастыря. Как отмечал Евфимий в «Обиходе», эти труды, кото-

рых «не исписати», совершались «и молитвами, и смыслом, и указом» Феодосия [35, с. 399]. По всей видимости, бывший архиепископ пользовался в монастыре глубоким уважением. В келью к нему приходили его духовник Афанасий Старый, игумен монастыря Леонид, находившийся на покое в монастыре бывший суздальский епископ Трифон «и иноки, и мирские» [38, с. 207—208, 211]. В беседах с ними Феодосий находил полезные слова, и лицо его было «всегда весело» [Там же. С. 210].

Как отмечал Ю.В. Анхимюк, в Иосифо-Волоколамском монастыре был хорошо развит институт наставничества и учительства [3, с. 74]. Под руководством Феодосия трудились Евфимий Турков, Иеремия, Паисий и Феодо-сий Плещеев, о котором Евфимий говорит, что его бывший архиепископ любил «многыя ради добродетели его, смирениа и неразсуднаго послушания» [38, с. 209].

Находясь на покое в монастыре, Феодосий активно работал над составлением рукописных сборников. Эти сборники в качестве результата келейных занятий Феодосия с его учениками А.П. Голубцов характеризовал как «своего рода компедиум по части толкования Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых, аскетической литературы, древней и русской истории и т. п.» [13, с. XI, примеч. 6]. Переписывал тексты и сам Феодосий, несмотря на немощь и болезнь, порой заставлявшие его прерывать текст, который тут же продолжал кто-то из учеников [См., например: 43, л. 341—343]. Списывание на Руси считалось делом богоугодным [21, с. 263, 267]. Одни писцы занимались этим по обету, по долгу, с целью получить прощение грехов или по приказанию игумена, другие делали из переписки для себя постоянный промысел [Там же. С. 261, 263]. Так, наряду с учениками с Феодосием трудился профессиональный писец Дмитрий Лапшин [15, с. 8; 44, с. 777—778]. Работая над составлением и написанием рукописных сборников, Феодосий показывал пример своим ученикам.

Следует отметить, что некоторые из учеников Феодосия в дальнейшем стали крупными фигурами своего времени. Так, Евфимий Турков был рукоположен в игумены Иосифо-Волоколамского монастыря (1573—1587) [23, с. 420]. Став игуменом, Евфимий, в свою очередь, следил за составлением сборников уже

его учениками [Там же. С. 421]. Другой ученик Феодосия, Иеремия, стал архимандритом Сви-яжского монастыря (1564—1565), а затем архиепископом Казанским (1576—1581) [44, с. 777].

В своей повести Евфимий рассказал о бытовой стороне жизни Феодосия: его ученики (сам Евфимий, Феодосий Плещеев и Паисий, за исключением Иеремии) жили с бывшим архиепископом в одной келье, причем старец помещался в передней келье [38, с. 210]. Представление о передней келье дает описание Ки-рилло-Белозерского монастыря, где к кельям переднего ряда «через засенья» примыкали другие кельи [26, с. 28]. По всей видимости, та же система существовала и в Иосифо-Волоколам-ском монастыре.

Как явствует из записей Евфимия, ученики искренне любили старца, что свидетельствует о его высоких человеческих качествах. Так, сам Евфимий Турков, работая на протяжении всей своей жизни над рукописными сборниками, регулярно посвящал записи в них своему учителю. Последними словами Феодосия, обращенными к ученикам, были слова о любви: «Имейте любовь меж собою и не разлучайтеся, живите въкупе и мир меж собою имейте, и Бог мира да будет с вами, аминь» [38, с. 212].

Перед самой смертью Феодосий также благословил пришедшего к нему в келью игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Леонида на участие в военном походе с Иваном IV на Полоцк [Там же. С. 207—208]. Это свидетельствует об уважении, которым Феодосий пользовался в монастыре, поскольку сам игумен обращался к нему за благословением. Евфимий писал, что незадолго до смерти у Феодосия открылся дар прозорливости. Благословляя игумена, Феодо-сий сказал, что уже не дождется его возвращения в монастырь: «Мне уже — рече — с тобою последне (е)сть прощене и видение, на путь бо свой иду и долги, по нему же николи же ходих, и тебя уже мне не сождати во обитель» [Там же. С. 208]. Он предсказал победу русского войска под Полоцком, когда «в царствующем же граде Москве и по всем градом Рускеа земля еще не бе слышано бысть таковые великиа победы» [Там же. С. 209].

Еще за пять лет до кончины Феодосий испросил у настоятеля обители и старцев разрешение быть похороненным рядом с Иосифом Волоцким. Евфимий Турков писал: «И послед-

нее по смерти показав смирение, глаголя: „Бога ради сотворите милость со мною, погребите тело мое грешное под порогом первых церковных дверей <...> близ гробници. Достоин бо есмь всегда ногами попиратися"» [38, с. 212]. Эта просьба Феодосия была выполнена. Так, в «Обиходе» Евфмий сообщал: «гроб архиепископа Феодосия въ дверехъ, в приделе в новом, под прагом отъ святых вратъ. Сам испроси место себе у игумена и у братии» [30, с. 6].

Скончался Феодосий 26 февраля 1563 года в возрасте 72 лет [38, с. 205—206]. Его гробница располагалась рядом с гробницей митропо-

лита Даниила — крупного церковного деятеля XVI века [14, с. 184; 34, с. 81]. Этот факт также может свидетельствовать о почете и уважении, с которым в монастыре относились к Феодосию.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет заключить, что Иосифо-Во-локоламский монастырь оказал на Феодосия глубокое влияние. Ведущую роль в этом играла личность Иосифа Волоцкого, учеником которого являлся будущий Новгородский архиепископ. Верность традициям монастыря Феодосий сохранил до конца жизни, оказав значительное влияние на собственных учеников.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель. М.: Сев. паломник, 2001. 47 с.

2. Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии. 2-е изд. Т. 1. Ч. 1. Киев: Киево-Пе-черская лавра, 1827. 686 с.

3. Анхимюк Ю.В. Новообретенные рукописные книги из библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря XVI века // История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: сб. докл. науч.-практ. конф. (30 октября 1998 г.). М.: Турист РМАТ, 1999. С. 73-82.

4. Басова М.В., Шевченко Э.В. Иосиф (Санин) // Правосл. энцикл. Т. 25. М.: Правосл. эн-цикл., 2011. С. 559-585.

5. Бовыкин В.В. Русская земля и государство в эпоху Ивана Грозного: очерки по истории местного самоуправления в XVI в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. 432 с.

6. Буланин Д.М. Феодосий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 2. Вып. 2. Л.: Наука, 1989. С. 457-460.

7. Васильева Е.А. Обитель преподобного Иосифа Волоцкого // Журн. Московской патриархии. 2006. № 11. С. 115-129.

8. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М.: Наука, 1969. 584 с.

9. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / изд. подгот. Е.Н. Клитина, Т.Н. Манушина, Т.В. Николаева. М.: Наука, 1987. 440 с.

10. Второе послание князю о постригшемся «человеке» // Послания Иосифа Волоцкого / подгот. текста A.A. Зимина, Я.С. Лурье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 149-152.

11. Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. 200 с.

12. Голубцов А.П. Материалы для истории древнерусской иконописи // Богословский вестн. 1910. Т. 2. № 5. Май. С. 182-195.

13. Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора. Предисловие // Чтения в Общ-ве истории и древностей российских при Московском ун-те. Кн. 2. М., 1899. С. I-XX.

14. Горохов В.А. Обители земли православной. М.: Вече, 2011. 415 с.

15. Дмитриева Р.П. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л.: Наука, 1991. С. 3-15.

16. Духовная грамота преподобного игумена Иосифа // Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь. Дни 1-13 / Археограф. комиссия. СПб.: Тип. Имп. АН, 1868.

17. Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения / Общ-во истории и древностей российских при Моск. ун-те. М.: Тип. Моск. ун-та (М. Катков), 1881. 873 с.

18. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 499 с.

19. зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV - XVI в.). М.: Наука, 1977. 356 с.

20. зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М.: Наука, 1988. 350 с.

21. Карский Е.Ф. Славянская кирилловская палеография. М.: Наука, 1979. 516 с.

22. Квливидзе Н.В. «Видение Евлогия» // Православная энцикл. Т. 8. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2004. С. 119-120.

23. Клосс Б.М., Кузьмин А.В. Евфимий (Тур-ков) // Правосл. энцикл. Т. 17. М.: Правосл. энцикл., 2008. С. 420-422.

24. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачёва, 1871. 474 с.

25. Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV — XVI века // Монашество и монастыри в России. XI—XX века: истор. очерки. М.: Наука, 2002. С. 81-115.

26. Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяполь-ский С.С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники. М.: Теза, 1994. 64 с.

27. Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб.: Наука, 1996. 365 с.

28. Кунцевич Г.З. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491-1563). Его «житие». СПб.: Тип. Р. Голике, 1898. 14 с.

29. Купчая келаря Феодосия и посельского Касьяна на купленную у Александра Павлова с. Иса-кова-Кашкарова дер. Дуплево в Раховск. ст. Волоцк. у. 1526-1527 г. // Зимин А.А. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1956. № 100.

30. Леонид, еп. Дмитровский. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова монастыря, конца XVI века, о дачах в него для поминовения по умершим // Чтения в Общ-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. Кн. 4. Ч. 5. М., 1863. С. 1-8.

31. Лихачёв Н.П. Разрядные дьяки XVI века: опыт истор. исследования. СПб.: Тип. В.С. Балаше-ва, 1888. 756 с.

32. Макарий (Веретенников), архим. Новгородский архиепископ Феодосий (1542-1563) // Альфа и Омега. 2000. № 3 (25). С. 187-210.

33. Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2006. 320 с.

34. Нектарий, иером. Историческое описание Иосифова Волоколамского второклассного монастыря Московской губернии, составленное оного же монастыря иеромонахом Нектарием в 1886 году. М.: Тип. В.М. Фриш, 1887. 105 с.

35. Обиход Иосифова монастыря // Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Моск. Синод. б-ки. Отд. 3. Ч. 1. М.: Синод. тип., 1869. С. 392-402.

36. Первое послание князю о постригшемся «человеке» // Послания Иосифа Волоцкого / подгот. текста А.А. Зимина, Я.С. Лурье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 148-149.

37. Питирим (Нечаев), митр. Краеведение и перспективы возрождения «Золотого наследия Руси» // История Волоколамского края и перспективы «Зо-

лотого наследия Руси»: сб. докл. науч.-практ. конф. (30 октября 1998 г.). М.: Изд-во РМАТ, 1999. С. 3-7.

38. Повесть о кончине Новгородского архиепископа Феодосия // Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2006. С. 205-213.

39. Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. Л.: Изд-во АН СССР, 1929. 688 с.

40. Полное собрание русских летописей. Т. 34. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М.: Наука, 1978. 237 с.

41. Пономаренко О.Н. О времени пострижения Феодосия Новгородского // Очерки феодальной России. Вып. 11. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2007. С. 264-272.

42. Послание Ивану Ивановичу Третьякову // Послания Иосифа Волоцкого / подгот. текста А.А. Зимина, Я.С. Лурье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 187-208.

43. Российская национальная библиотека. Основное собрание рукописной книги. Q.XVII.50. Сборник XVI в. 384 л.

44. Русский феодальный архив XIV - первой трети XVI века / сост. А.И. Плигузов, Г.В. Семенчен-ко. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР, 1988. С. 697-943.

45. Синодик // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся / изд. Н.И. Новикова. 2-е изд. Т. 6. М.: Тип. Ко тип-ской, 1788. С. 420-505.

46. Сметанина С.И. Хозяйственные книги Иоси-фо-Волоколамского монастыря в РГАДА // История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: сб. докл. науч.-практ. конф. (30 октября 1998 г.). М.: Изд-во РМАТ, 1999. С. 31-48.

47. Тихомиров П.И., прот. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе в 1478 г. до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Т. 2. Вып. 1. Новгород: Тип. И. Игнатовского, 1895. 223 с.

48. Хрущёв И.П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого. СПб.: Тип. Имп. АН, 1868. 321 с.

49. Чудо о священноиноке Исаии Новгородце, иже бысть на владычне дворе на сенех // Невоструев К.И. Рассмотрение книги И. Хрущёва «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1868 // Отчет о двенадцатом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1870. С. 166-168.

СМИРНОВА Дина Дмитриевна — кандидат исторических наук, ассистент кафедры «История» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. 195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 e-mail: [email protected]

D.D. Smirnova

the novgorodian archbishop fejdosiy as the prominent monk of the iosifo-volokolamsky monastery

The article examines the life's stages of Novgorodian Archbishop Feodosii (1491—1563) related to the Iosifo-Volokolamsk monastery and the influence of the monastery on his person. Based on analyses of the sources and historiography the author concludes that at an early age Feodosiy taked vows in the Iosifo-Volokolamsk monastery and was the pupil of Joseph Volotsky. It is shown that after leaving the monastery because of the appointment of hegumen of the Khutyn monastery, and then the Archbishop of Novgorod, Feodosiy did not break his connection with the monastery where he was tonsured. It were described the last 12 years of of Feodosiy's life, which he spent in the Iosifo-Volokolamsky monastery, after leaving the novgorodian eparchy.

THE NOVGORODIAN ARCHBISHOP FEODOSIY; IOSIFO-VOLOKOLAMSKY MONASTERY; NOVGORODIAN EPARCHY; RUSSIAN HISTORY OF THE 16th CENTURY.

references

1. Aleksandrova T.L., Suzdal'ceva T.V. Prepodobnyj Iosif Volockij i sozdannaja im obitel' [The monk Joseph of Volotsk and the monastery founded by him], Moscow, Severnyj palomnik Publ., 2001. 47 p. (In Russ.)

2. Amvrosij (Ornatskij), episkop. Istorija rossijskoj ierarkhii [History of the Russian hierarchy]. Of vol. 1, pt. 1. Kiev, Kievo-Pecherskaja lavra Publ., 1827. 686 p. (In Russ.)

3. Anhimjuk Ju.V [Newfound manuscripts from the library of the Joseph-volokolamsky monastery of the XVI century]. Istorija Volokolamskogo kraja i perspektivy "Zolotogo nasledija Rusi" [The history of the Volokolamsk region and the prospects of "Gold heritage of Russia"]. Moscow, Turist RMAT Publ., 1999. Pp. 73-82. (In Russ.)

4. Basova M.V, Shevchenko Je.V [Joseph (Sanin)]. Pravoslavnaja jenciklopedija [The Orthodox encyclopedia]. Of vol. 25. Moscow, Pravoslavnaya entsiklopediya Publ., 2011. Pp. 559-585. (In Russ.)

5. Bovykin VV. Russkaja zemlja i gosudarstvo v jepo-hu Ivana Groznogo: ocherkipo istorii mestnogo samouprav-lenija v XVI v. [The Russian land and the state in the era of Ivan the terrible: essays on the history of local government in the XVI century]. St. Petersburg, Dmitrij Bula-nin Publ., 2014. 432 p. (In Russ.)

6. Bulanin D.M. [Feodosiy]. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi [Dictionary scribes and literature of Ancient Rus]. Of vol. 2, pt. 2. Leningrad, Nauka Publ., 1989. Pp. 457-460. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vasil'eva E.A. [The monastery of the monk Joseph of Volotsk]. Zhurnal Moskovskojpatriarkhii [The journal of the Moscow Patriarchate], 2006, no. 11, pp. 115-129. (In Russ.)

8. Veselovskij S.B. Issledovanija po istorii klassa slu-zhilyh zemlevladel'cev [Research on the history of the serving class of landowners]. Moscow, Nauka Publ., 1969. 584 p. (In Russ.)

9. Vkladnajakniga Troitse-Sergieva monastyrja [Contribution book the Trinity-Sergiev monastery]. Moscow, Nauka Publ., 1987. 440 p. (In Russ.)

10. [The second Epistle to the Prince]. Poslanija Iosifa Volockogo [The Messages Joseph Volotsky]. Moscow; Leningrad, Akademiya nauk SSSR Publ., 1959. Pp. 149-152. (In Russ.)

11. Georgievskij VT. Freski Ferapontova monastyrja [The frescoes of the Ferapontov monastery]. St. Petersburg, Tovarishchestvo R. Golike i A. Vil'borg Publ., 1911. 200 p. (In Russ.)

12. Golubtsov A.P. [The materials for the history of ancient Russian icon painting]. Bogoslovskij vestnik [Theological journal], 1910, vol. 2, no. 5, pp. 182-195. (In Russ.)

13. Golubtsov A.P. [An official of the Novgorod St. Sophia Cathedral. Preface]. Chtenija v Obshchestve istorii i drevnostej rossijskikh pri Moskovskom universitete [Readings in Society of history and Russian antiquities under the Moscow University]. Of vol. 2. 1899. Pp. I-XX. (In Russ.)

14. Gorohov V.A. Obiteli zemli pravoslavnoj [Monastery of the land of Orthodox]. Moscow, Vfeche Publ., 2011. 415 p. (In Russ.)

15. Dmitrieva R.P. Knizhnye centry drevnej Rusi. Iosifo-Volokolamskij monastyr' kak centr knizhnosti [St. Joseph volokolamsk Monastery of the Dormition as a Main Center of the Booklore]. Leningrad, Nauka Publ., 1991. Pp. 3-15. (In Russ.)

16. [Spiritual literacy of Reverend Joseph]. Velikie Minei Chetii, sobrannye vserossijskim mitropolitom Ma-kariem. Sentjabr'. Dni 1—13 [Great Reading Cetii collected all-Russian Metropolitan Macarius. September. Days 1-13]. St. Petersburg, Imperatorskaya Akademiya nauk Publ., 1868. (In Russ.)

17. Zhmakin V.I. Mitropolit Daniil i ego sochinenija [Metropolitan Daniel and his Works]. Moscow, Tipogra-fija Moskovskogo univ. (M. Katkov) Publ., 1881. 873 p. (In Russ.)

18. Zimin A.A. I.S. Peresvetov i ego sovremenniki. Ocherki po istorii russkoj obshchestvenno-politicheskoj mysliserediny XVIveka [I.S. Peresvetov and His Contemporaries. Essays on the History of Russian Social and Political Beliefs of the Middle of the 16th Century]. Moscow, Akademiya nauk SSSR Publ., 1958. 499 p. (In Russ.)

19. Zimin A.A. Krupnaja feodal'naja votchina i social'no-politicheskaja bor'ba v Rossii (konets XV — XVIv.) [Large feudal Barony and socio-political struggle in Russia (the end of XV - XVI century)]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 356 p. (In Russ.)

20. Zimin A.A. Formirovanie bojarskoj aristokratii v Rossii vo vtorojpolovine XV—pervoj treti XVI v. [The formation of boyar aristocracy in Russia in second half XV -the first third of the XVI century]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 350 p. (In Russ.)

21. Karskij E.F. Slavjanskaja kirillovskaja paleogra-fija [Cyril's Slavic paleography]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 516 p. (In Russ.)

22. Kvlividze N.V. ["The Vision Of Eulogius"]. Pra-voslavnaja jentsiklopedija [The Orthodox encyclopedia]. Of vol. 8. Moscow, Pravoslavnaya entsiklopediya Publ., 2004. Pp. 119-120. (In Russ.)

23. Kloss B.M., Kuz'min A.V [Euthymiy (Turkov)]. Pravoslavnaja jentsiklopedija [The Orthodox encyclopedia]. Of vol. 17. Moscow, Pravoslavnaya entsiklopediya Publ., 2008. Pp. 420-422. (In Russ.)

24. Kljuchevskij V.O. Drevnerusskie zhitija svjatyh kak istoricheskij istochnik [Old Russian hagiographies as a historical source]. Moscow, Tipografiya Gracheva Publ., 1871. 474 p. (In Russ.)

25. Kolycheva E.I. [Orthodox monasteries in the second half of XV-XVI century]. Monashestvo i monastyri v Rossii. XI—XXveka: istoricheskie ocherki [Monasticism and monasteries in Russia. XI-XX centuries: historical essays]. Moscow, Nauka Publ., 2002. Pp. 81-115. (In Russ.)

26. Kochetkov I.A., Lelekova O.V, Podjapol'skij S.S. Kirillo-Belozerskij i Ferapontov monastyri. Arhitekturnye pamjatniki [The Kirillo-Belozersky and Ferapontov monasteries. The architectural monuments]. Moscow, Teza Publ., 1994. 64 p. (In Russ.)

27. Krushel'nitskaja E.V Avtobiografija i zhitie v drevnerusskoj literature [Autobiography and hagiogra-phy in the old Russian literature]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1996. 365 p. (In Russ.)

28. Kuntsevich G.Z. Feodosij, arkhiepiskop Novgo-rodskij (1491—1563) [The novgorodian Archbishop Feo-dosiy]. St. Petersburg, Tipografiya R. Golike Publ., 1898. 14 p. (In Russ.)

29. Zimin A.A. Akty feodal'nogo zemlevladenija i hozjajstva [Acts of feudal land ownership and economy]. Of vol. 2. Moscow, Akademiya nauk SSSR Publ., 1956. No. 100. (In Russ.)

30. Leonid, episkop Dmitrovskij. [Extract from "Obihod" of Joseph of Volokolamsk monastery, the end of the XVI century]. Chteniya v Obshchestve istorii i drevnostey rossiyskikh pri Moskovskom universitete [Readings in Society of history and Russian antiquities under the Moscow University]. Of b. 4, pt. 5. 1863. Pp. 1-8. (In Russ.)

31. Likhachev N.P. Razrjadnye d'jaki XVI veka. Opyt Istoricheskogo issledovanija [Discharge clerks XVI century. Experience of Historical research]. St. Petersburg, Tipografiya V.S. Balasheva Publ., 1888. 756 p. (In Russ.)

32. Makarij (Veretennikov), arkhimandrit. [The novgorodian Archbishop Feodosiy (1542-1563)]. Al'fa i Omega [Alpha and Omega], 2000, no. 3 (25), pp. 187-210. (In Russ.)

33. Makarij (Veretennikov), arkhimandrit. Iz istorii russkoj ierarkhii XVIveka [From the History of Russian Hierarchy of the 16th century]. Moscow, Svjato-Troits-kaja Sergieva lavra Publ., 2006. 320 p. (In Russ.)

34. Nektarij, ieromonakh. Istoricheskoe opisanie Iosifova Volokolamskogo vtoroklassnogo monastyrja Mos-kovskoj gubernii [Historical description of Joseph of Volokolamsk second-class monastery of the Moscow province], Moscow, Tipografiya V.M. Frish Publ., 1887. 105 p. (In Russ.)

35. [The "Obihod" of Joseph monastery]. Gor-skij A,V,, Nevostruev K,I, Opisanie slavjanskih rukopisej Moskovskoj Sinodal'noj biblioteki [Description of the Slavic manuscripts of the Moscow Synodal library]. Of vol. 3, pt. 1. Moscow, Sinodalnaja tipografiya Publ., 1869. Pp. 392-402. (In Russ.)

36. [The first message to the Prince]. Poslanija Iosifa Volockogo [The Messages Joseph Volotsky]. Moscow; Leningrad, Akademiya nauk SSSR Publ., 1959. Pp. 148-149. (In Russ.)

37. Pitirim (Nechaev), mitropolit. [Local history and prospects for the revival of " Golden Heritage of Russia"]. Istorija Volokolamskogo kraja iperspektivy "Zolotogo nasledija Rusi" [The history of the Volokolamsk region and the prospects of "Gold heritage of Russia"]. Moscow, RMAT Publ., 1999. Pp. 3-7. (In Russ.)

38. [The tale of the demise of Archbishop Feodosiy of Novgorod]. Makarij (Veretennikov), arkhimandrit, Iz istorii russkoj ierarkhii XVIveka [From the History of Russian Hierarchy of the 16th century], Moscow, Svja-to-Troitskaja Sergieva lavra Publ., 2006. Pp. 205-213. (In Russ.)

39. Polnoe sobranie russkih letopisej, T. 4. Ch. 1: Novgorodskaja chetvertaja letopis'. Vyp. 3 [Full collection of Russian Chronicles. Of vol. 4, pt. 1: the Novgorod fourth chronicle. Of vol. 3]. Leningrad, Akademiya nauk SSSR Publ., 1929. 688 p. (In Russ.)

40. Polnoe sobranie russkih letopisej, T. 34: Postni-kovskij, Piskarevskij, Moskovskij i Bel'skij letopistsy [Full collection of Russian Chronicles. Of vol. 34: Postolowski, Piskarevsky, Moscow and Belsky Chronicles]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 237 p. (In Russ.)

41. Ponomarenko O.N. [About the time of the tonsure of Theodosius of Novgorod]. Ocherki feodal'noj Rossii [Essays on feudal Russia]. Of vol. 11. Moscow; St. Petersburg, Al'jans-Arkheo Publ., 2007. Pp. 264-272. (In Russ.)

42. [Message to Ivan Ivanovich Tretyakov]. Poslanija Iosifa Volockogo [The Messages Joseph Volotsky]. Moscow; Leningrad, Akademiya nauk SSSR Publ., 1959. Pp. 187-208. (In Russ.)

43. Rossijskaja natsional'naja biblioteka. OSRK. Q.XVII.50. Sbornik XVI v. [The national library of Russia (NLR). OSDC. Q. XVII.50. A collection of XVI century]. 384 p. (In Russ.)

44. Russkij feodal'nyj arhiv XIV — pervoj treti XVI veka [Russian feudal archives XIV — the first third of the XVI century]. Of vol. 4. Moscow, Akademiya nauk SSSR Publ., 1988. Pp. 697—943. (In Russ.)

45. [Synodic]. Drevnjaja rossijskaja vivliofika, soder-zhashhaja v sebe sobranie drevnostej rossijskikh, do istorii, geografii i genealogii rossijskikh kasajushchikhsja [Ancient Russian vivliothecs, comprising: a collection of Russian antiquities, to history, geography and genealogy concerning]. Of vol. 6. Moscow, Tipografiya Ko tipografskoy Publ., 1788. Pp. 420—505. (In Russ.)

46. Smetanina S.I. [Business book of the Joseph-Vo-lokolamsky monastery in RGADA]. Istorija Volokolamskogo kraja i perspektivy "Zolotogo nasledija Rusi" [The history of the Volokolamsk region and the prospects of "Gold heritage of Russia"]. Moscow, RMAT Publ., 1999. Pp. 31—48. (In Russ.)

47. Tihomirov P.I., protoierey. Kafedra Novgorod-skih svjatitelej so vremeni pokorenija Novgoroda Moskovskoj derzhave v 1478g. do konchiny poslednego mitropolita Novgorodskogo Iova v 1716godu [The Department of the Novgorod prelates since the conquest of Novgorod to Moscow state in 1478 until the death of the last Metropolitan of Novgorod job in 1716]. Of vol. 2, pt. 1. Novgorod, Tipografiya I. Ignatovskogo Publ., 1895. 223 p. (In Russ.)

48. Hrushchev I.P. Issledovanie o sochinenijah Iosifa Sanina, prepodobnogo igumena Volotskogo [A study of the writings of Joseph Sanin, of the Abbot of Volotsk]. St. Petersburg, Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk Publ., 1868. 321 p. (In Russ.)

49. Nevostruev K.I. [Miracle of the monk Isaiah the Novgorodian]. Otchet o dvenadcatom prisuzhdenii nagrad grafa Uvarova [Report on the twelfth the award-winning count Uvarov]. St. Petersburg, 1870. Pp. 166—168. (In Russ.)

SMIRNOVA Dina D. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.