Научная статья на тему 'К истории Новгородской епархии XVI В. : Соловецкий монастырь и новгородский архиепископ феодосий (1542–1551 гг. )'

К истории Новгородской епархии XVI В. : Соловецкий монастырь и новгородский архиепископ феодосий (1542–1551 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
XVI в. / Новгородская епархия / Соловецкий монастырь / новгородский архиепископ Феодосий / свт. Филипп (Колычев) / старообрядцы / Русский Север. / the 16th century / eparchy of Novgorod / the Solovky Monastery / archbishop of Novgorod Feodosiy / St. Phillip (Kolychev) / Old Believers / the Russian North

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дина Дмитриевна Копанева

Воссоздание объективной и полной истории Новгородской епархии невозможно без анализа источников о Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. Несмотря на подчинение Новгорода Московскому престолу после падения республики, монастырь оставался в управлении Новгородской кафедры, которую с 1542 по 1551 г. возглавлял архиеп. Феодосий. В середине XVI в. начинается бурное развитие монастыря, связанное с избранием игуменом Филиппа (Колычева), а также с канонизацией основателей Соловецкой обители свв. Зосимы и Савватия. Комплексный анализ источников: летописей, актового материала, вещественных источников, агиографической литературы, материалов, фиксирующих события церковной и государственной жизни середины XVI в., а также источников более позднего времени (рукописные сборники, старообрядческая литература), позволил дать многоплановую характеристику жизни монастыря в это время и участия в ней Новгородского архиеп. Феодосия. Он дважды рукополагал в соловецкие игумены будущего митр. Московского Филиппа, участвовал в канонизации свв. Зосимы и Савватия, помогал упрочить финансовое состояние монастыря после пожара 1538 г. Деятельность архиеп. Феодосия и соловецких монахов пересекалась в разных аспектах церковной и государственной жизни. Выявлено, что текст послания архиеп. Феодосия о новокрещеных лопарях содержится в составе связанных с Соловецким монастырем рукописных сборников и что в Соловецком летописце есть упоминания об архиеп. Феодосии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF EPARCHY OF NOVGOROD: THE SOLOVKY MONASTERY AND ARCHBISHOP OF NOVGOROD FEODOSIY (1542–1551)

It is impossible to recreate full and objective history of the eparchy of Novgorod without a proper analysis of the sources on the Solovky Monastery. Despite the submission of Novgorod to Moscow throne after the collapse of the Republic, the Monastery stayed under control of Novgorod’s cathedra that was headed by archbishop Feodosiy from 1542 to 1551. Exactly in this period begins a quick development of the Monastery due to the election of hegumen Phillip (Kolychev). Also, a major part of history of Monastery and the whole Orthodox Church was canonization of the founders of monkhood on Solovky — Zosima and Savvatiy. The analysis of different sources is done. They include chronicles, acts, material sources, hagiographic literature, sources on everyday life of the church and the government in the middle of XVI century, and also sources of much later times (manuscript collections, old believer’s literature) — all of them allow giving a complex description of the Monastery life in the particular era and a participation of Novgorod archbishop in it. Feodosiy ordained Phillip (future metropolitan of Moscow) as a hegumen twice, participated in a process of canonization of the saints Zosima and Savvatiy of Solovky, contributed to the financial stability of the Monastery after the fire of 1538. It is established that actions of Feodosiy and monks of the Solovetsky Monastery were similar in several aspects of the church and governmental life: the fight against alcoholism, Christianization of the people of North and their enlightenment, and also blessing to Ivan IV for the Kazan conquest. It was found that the text of Feodosiy’s message to newly baptized Lapps contained in the composition of manuscript collections, which are connected to the Solovky Monastery and mentions of archbishop Feodosiy come about in the Solovky chronicle.

Текст научной работы на тему «К истории Новгородской епархии XVI В. : Соловецкий монастырь и новгородский архиепископ феодосий (1542–1551 гг. )»

DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10147

Исторические науки

Д.Д. Копанева

к ИСТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ XVI в.: СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ И НОВГОРОДСКИЙ АРХИЕПИСКОП ФЕОДОСИЙ (1542-1551 гг.)1

Воссоздание объективной и полной истории Новгородской епархии невозможно без анализа источников о Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. Несмотря на подчинение Новгорода Московскому престолу после падения республики, монастырь оставался в управлении Новгородской кафедры, которую с 1542 по 1551 г. возглавлял архиеп. Феодосий. В середине XVI в. начинается бурное развитие монастыря, связанное с избранием игуменом Филиппа (Колычева), а также с канонизацией основателей Соловецкой обители свв. Зосимы и Савватия. Комплексный анализ источников: летописей, актового материала, вещественных источников, агиографической литературы, материалов, фиксирующих события церковной и государственной жизни середины XVI в., а также источников более позднего времени (рукописные сборники, старообрядческая литература), позволил дать многоплановую характеристику жизни монастыря в это время и участия в ней Новгородского архиеп. Феодосия. Он дважды рукополагал в соловецкие игумены будущего митр. Московского Филиппа, участвовал в канонизации свв. Зосимы и Савватия, помогал упрочить финансовое состояние монастыря после пожара 1538 г. Деятельность архиеп. Феодосия и соловецких монахов пересекалась в разных аспектах церковной и государственной жизни. Выявлено, что текст послания архиеп. Феодосия о новокрещеных лопарях содержится в составе связанных с Соловецким монастырем рукописных сборников и что в Соловецком летописце есть упоминания об архиеп. Феодосии.

Ключевые слова: XVI в., Новгородская епархия, Соловецкий монастырь, новгородский архиепископ Феодосий, свт. Филипп (Колычев), старообрядцы, Русский Север.

При изучении истории Новгородской епархии немногие исследователи переходят рубеж 1478 г., когда закончилась эпоха независимости Великого Новгорода. По этой причине история епархии XVI в. пока не стала предметом постоянного внимания. Среди исследований, посвященных этому периоду, прежде всего следует отметить работы архим. Макария (Веретенникова), посвященные архиепископам, занимавшим Новгородскую кафедру в конце XV — середине XVI в., в том числе архиеп. Феодосию, стоявшему во главе епархии с 1542 по 1551 г. [Веретенников, 2006, и др.]. Вместе с тем, как отмечает сам архим. Макарий, «личность и деятельность [Феодосия] нуждается в дальнейшем изучении» [Веретенников, 2006, 202].

Середина XVI в., на которую выпало служение архиеп. Феодосия, была знаменательна для крупнейшего монастыря на Русском Севере — Соловецкого, остававшегося и после подчинения Новгорода Московскому престолу в епархиальном управлении Новгородских архипастырей. В это время обитель восстанавливалась после пожара 1538 г., игуменом монастыря был избран будущий митр. Филипп (Колычев), канонизированы свв. Зосима и Савватий, положившие начало монашеской жизни на Соловках. Тем не менее, отсутствуют комплексные исследования этого периода, которые бы базировались как на немногочисленных источниках XVI в., так и на материалах более позднего времени с ретроспективным анализом их содержания. В этой связи

Дина Дмитриевна Копанева — кандидат исторических наук, старший преподаватель Института истории Санкт-Петербургского государственного университета ([email protected]).

1 Работа выполнена при поддержке грата РФФИ № 17-31-01045.

целью настоящей работы стала оценка источников по истории материальной и духовной культуры монастыря в середине XVI в. и участии в его жизни Новгородского архиепископа Феодосия.

Архиепископ Великого Новгорода и Пскова Феодосий, с юных лет находившийся в Иосифо-Волоколамском монастыре под руководством прп. Иосифа Волоцкого, проявил себя как умелый руководитель — сначала Хутынского монастыря (1531-1541 гг.), затем епархии [Смирнова, 2016]. Являясь преемником архиеп. Макария на посту Новгородского владыки, архиеп. Феодосий продолжил многие его начинания. Среди них — окормление Соловецкого монастыря, число братии которого в то время насчитывало, по разным источникам, 130-136 человек (Описание рукописей, 1881, 454; Описание рукописей, 1898, 284). Изучаемое время было непростым для Соловецкой обители. Монастырь еще не оправился после пожара 1538 г., уничтожившего его, как свидетельствуют источники, «весь до основания» (Летописец, 2001, 243). По всей вероятности, с целью финансовой поддержи монастыря архиеп. Феодосий подтверждает ранее выданную соловецкому игумену архиеп. Макарием жалованную грамоту на освобождение от уплаты церковных пошлин монастырского храма во имя свв. апп. Петра и Павла в селе Вирме (Акты, 1988: Жалованная грамота, 40).

Период архиепископства владыки Феодосия совпадает по времени с Соборами Русской Православной Церкви 1547 и 1549 гг. Соборы, созванные для канонизации русских святых, имели важное политическое значение в области формирования единого русского государства и в становлении национальной Православной Церкви. Процесс канонизации коснулся и соловецких подвижников, что нашло отражение в деятельности архиеп. Феодосия. Так, в числе прославленных в период его архиепископства святых были Зосима и Савватий Соловецкие. Почитание прпп. Зосимы и Савватия в монастыре и в Новгороде существовало и до их всероссийского прославления. Так, согласно Новгородской III летописи, 6 июля 1540 г. было начато строительство придела «святых и преподобных отец Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев» в Андреевской церкви на Щитной ул. в Новгороде (ПСРЛ, 3, 249). В самом монастыре были обновлены пострадавшие от пожара 1538 г. надгробные деревянные часовни прпп. Зосимы и Савватия [Панченко, 2009, 370-371]. В 1545 г. был отлит древнейший колокол Соловецкого монастыря. Он получил имя «Благовестный плакун» [Лобакова, 2006, 4, прим. 5]. При подготовке к перенесению мощей прп. Зосимы была выстроена на новом месте часовня — за алтарем Успенской церкви, рядом с часовней прп. Савватия [Панченко, 2009, 370-371]. Перенесение мощей прп. Зосимы состоялось в сентябре 1545 г. (ПСРЛ, 37, 173). В память об этом событии архиеп. Феодосий установил празднование 2 сентября, о чем сохранилось свидетельство в новгородских богослужебных книгах середины XVI в. [Панченко, 2009, 370-371]. В это же время была написана икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия», хранящаяся в настоящее время в Московском Кремле в числе уникальных памятников русского искусства [Маясова, 1970, 9]. В средней части иконы на фоне Соловецкого острова изображена Богоматерь с молящимися ей прпп. Зосимой и Савватием с братией. В клеймах, обрамляющих центральную часть, изображены сцены из житий прпп. Зосимы и Савва-тия, а также сюжеты нравоучительного характера. Примечательна надпись на иконе: «ЛЕТА ЗНГ [7053 (1545) г.] НАПИСАНЫ БЫСТЬ ИКОНЫ СИИ ПРИ БЛ(АГОВЕР)НОМ И ВЕЛИКОМ КН(Я)ЗИ ИВАНИ ВАСИЛЕВИЧ(Е) ВСИЯ РУСИ И ПРИ АРХИЕПИСКУПИ ФЕОДОСИИ ПРИ ИГУМЕНИ ФИЛИППИ» [Маясова, 1970, 9].

Важной страницей в истории Соловецкого монастыря стало поставление на игуменство будущего Московского митрополита Филиппа. Это событие подробно отражено в Житии митрополита Филиппа, созданном книжниками Соловецкого монастыря [Лобакова, 2006, 4, прим. 6] и сохранившемся в нескольких редакциях. Непосредственное участие в его судьбе принимал архиеп. Феодосий, поскольку именно он посвятил инока Филиппа в соловецкие игумены.

Как свидетельствует Житие Филиппа («Тулуповская» редакция), предыдущий игумен монастыря Алексей (Юренев), будучи не в силах исполнять свои обязанности

по причине болезни, спросил у братии: «кого изволять настоятеля себе по немъ, и кто житие ихъ благоуправлено окормляеть: сведаше бо доблий, яко не на иного кого, но на Филиппа избрание возложать. И яко убо единемъ гласомъ вси реша: „Не быти лучши Филиппа к наставлению, иже житиемъ и разумомъ преимуща, и о всехъ вещехъ искусна суща". Слышавъ же убо Алексей, яко вси согласившася на се, и нимало отложивъ прочее, поручаетъ ему власть. Сим же всемъ не имея како противитися, блаженный Филиппъ и не хотя приемлеть власть, они же возвеселишася единодушно» (Лобакова, 2006: «Тулуповская» редакция, 173).

По Уставу настоятель монастыря в XVI в. избирался братией и утверждался епархиальным архиереем [Смолич, 1997, 165]. Таким образом, инок Филипп должен был предпринять путешествие в Новгород для встречи с архиеп. Феодосием. Как подчеркивается в Житии Филиппа, путь из монастыря в Новгород был непростым: «по морю и по рекам» (Лобакова, 2006: «Тулуповская» редакция, 173). Архиеп. Феодосий, следуя Уставу, обязан был сначала рукоположить инока Филиппа в пресвитеры (священники) и только потом поставить во игумены. Такой порядок поставления мы встречаем при избрании игуменом прп. Зосимы Соловецкого [Соловецкий монастырь, 2000, 260]. Аналогичным образом был поставлен архиеп. Макарием из монахов в игумены Хутынского монастыря сам будущий архиеп. Феодосий. В IV Новгородской летописи так описано это событие: «постави сего смиреннаго инока Феодосия по священному чину въ черньци и въ подъяконы и въ дьяконы и сверши въ попы, также и сановну молитву надъ нимъ глагола, еже достоитъ игуменомъ» (ПСРЛ, 4 (1), 549).

Автор Жития сообщает, как по прибытии в Новгород сопровождавшие инока Филиппа представители монастырской братии вручают архиеп. Феодосию «игуменьское и братии писание, и рекоша: „Владыко святый! Молить тя соборъ Соловецкия обители, да поставиши намъ игумена — посланнаго с нами монаха Филиппа". Архиепископъ же рече: „Почто его не вижу?" (бе бо ему и преже пришествия его ведомо, каковъ бе). Святому же пришедшу благословению святительскому сподобляется и собеседникъ боже-ственыхъ словесъ бываеть, и по вопрошению благоразъсудне по ряду вся сказуеть. Святитель же видя его яко искусна суща, и могуща паствити словесное стадо, и во время божественнаго таинъства освяти его священия игуменства саномъ. И предасть его братии и рече: „Се отецъ вашь, имейте его во Христовъ образъ, и со всякимъ послуша-ниемъ покаряйтесь ему". Одаривъ же его и отпусти с миромъ» (Лобакова, 2006: «Тулуповская» редакция, 173-174). Требует дальнейшего изучения и уточнение, что Феодосию «и преже пришествия его ведомо, каковъ бе». Это может быть расценено как то, что архиепископ слышал об иноке Филиппе, или свидетельствовать об их знакомстве. Это предположение возможно, так как архиеп. Феодосий был лично знаком с Василием III, Иваном IV, князем А. Д. Ростовским, боярином И. Д. Морозовом-Поплевиным, государевым дворецким И. Ю. Шигоной-Поджогиным и другими высокопоставленными лицами, располагавшими информацией о Федоре Колычеве — иноке Филиппе.

Точной даты избрания инока Филиппа игуменом не сохранилось, однако, как следует из приведенной выше надписи на иконе, а также других источников [Лобакова, 2006, 4, прим. 5], в 1545 г. Филипп уже был игуменом монастыря. На этом посту он находился недолго. Как сказано в Житии («Колычевская» редакция), Филипп «из младых ногтей ненавидя славы и чести мира сего, но любя безмолвие, наипачеже — смирение, и молит бывшаго игумена Алексиа, дабы восприялъ пастырский жезлъ въ его место, а его благословил в пустыню жити. И бысть промежь ими моления много: другъ друга понужаху. И повинуся Алексей Филиппову молению, и по благословению архиепископа восприемлет пастырьский жезлъ» (Лобакова, 2006: «Колычевская» редакция, 214). Уже после смерти игумена Алексея, последовавшей в 1548 г., «братия сотворише совет благь, начаша молити Филиппа, чтобы восприялъ пастырский жезлъ. Он же не могий ослушатися моления их, повинуся им. И по благословению архиепископа Феодосия восприят пастырский жезлъ» (Лобакова, 2006: «Колычевская» редакция, 214). Таким образом, за короткий промежуток времени архиеп. Феодосий трижды поставлял в Соловецком монастыре игумена.

Примечательно, что вскоре после своего назначения игумен Филипп дал уставную грамоту крестьянам монастырских вотчин, в которой запрещались употребление в монастырских землях вина и азартные игры (Акты, собранные, 1836: Уставная грамота, 209-211). В это же время вопросом искоренения пьянства занимался и архиеп. Феодосий. Речь идет о корчмах, которые были устроены в Новгороде в 1543 г. по повелению Ивана IV: «В лето 7052-го, ноября в 21 день, на Веденеевь день, прислал князь великий Иван Васильевич в Великий Новегородъ Ивана Дмитриевича Кривого, и он устроил в Новегороди 8 корчемных дворов» (Новгородские летописи, 1879, 128). Открытие питейных заведений привело к росту пьянства и, как следствие, росту смертей, грабежей и убийств, о чем архиеп. Феодосий написал Ивану IV: «Бога ради государь и Пречистые Богородицы и великихъ Чудотворцовъ потщися и промысли о своей отчине о Великомъ Новегороде, что ся ныне въ немъ чинитъ, въ корчъмахъ безпрестани души погибаютъ безъ покояния и безъ причастия, въ домехъ и на путехъ и на торжищехъ убийства и грабления во граде и по погостомъ великие учинилися, прохода и проезду нетъ» (ДАИ, 1: Послание Феодосия, 55). Это послание не осталось без ответа: «Иван Васильевич в своей отчине в Великом Новегороде отставил корчмы и питие кобатцкое» (Новгородские летописи, 1879, 78).

Пересекались действия архиеп. Феодосия и соловецких пострижеников еще в одном важном для страны событии — Казанских походах. До 16 января 1547 г. в Соловецкий монастырь была направлена грамота с просьбой к старцам молить Бога о здравии царя, отправившегося под Казань (ААЭ, 1836: Отписка, 201). По всей видимости, схожая грамота была направлена царем и к архиеп. Феодосию, поскольку в дошедших до нас ответных посланиях к царю владыка Феодосий дает ему испрашиваемое благословение на участие в походе, обосновывая богоугодность данной войны (ДАИ, 1846: Два послания, 39-40).

Несмотря на то, что крещение новгородцев имело место в X в., язычество в Новгородской епархии к XVI в. не было полностью искоренено [Кочкуркина и др., 1990, 9; Петров, 2003, 61-62]. Соловецкий монастырь не оставался в стороне от процессов христианизации населения Новгородских земель. Особая заслуга в деле просвещения в православной вере жителей Лапландии принадлежит постриженику Соловецкого монастыря блж. Феодориту Кольскому, который был рукоположен в иеромонахи предшественником архиеп. Феодосия на Новгородской кафедре архиеп. Макарием (Сказания, 1868, 114); [Баданин, 2002, 72]. Участвовал в христианизации коренных жителей епархии и сам владыка Феодосий. Сохранилось его послание к новокрещеным лопарям [Смирнова, 2014, 154-159]. Это документ — единственное из известных к данному моменту посланий, в котором раскрывается участие главы Новгородской епархии в христианизации лопарей, а также один из немногих примеров катехизации в Средневековой Руси. Список данного послания дошел до нас в составе сборника Новгородского митр. Исидора, созданного, скорее всего, в период 1597-1582 г., когда митр. Исидор был игуменом Соловецкого монастыря [Крушельницкая, 2006, 379-381]. Следует отметить, что этот сборник весь целиком был скопирован в XVII в. и стал протографом для другого соловецкого сборника — РНБ. Солов. № 924/1034 [Крушельницкая, 2006, 391]. Из этого можно сделать выводы, что рукописные труды архиеп. Феодосия оставались актуальными для пострижеников Соловецкого монастыря и после его смерти. Также память об архиеп. Феодосии сохранилась во второй редакции Соловецкого летописца в виде коротких записей о некоторых аспектах его деятельности (Летописец, 2001, 243-244).

Во время реформ патр. Никона Соловецкий монастырь оказался центром русского монашества, оказавшего сопротивление нововведениям. В этой связи в дальнейшем он многократно упоминался в старообрядческой литературе. В ней нашла отражение не только деятельность Соловецкого игумена Филиппа, но и архиеп. Феодосия. Так, в «Поморских ответах», считающихся одной из наиболее важных книг старообрядческой Церкви, написано: «Феодосий, архиепископ Новгородский, постриженик и ученик и содыхатель преподобнаго и богомудраго Иосифа Волоколамского»

(Поморские ответы, 1911, 45). В другом аналогичном источнике — «Дьяконовых ответах», дана более развернутая характеристика архиепископа: «Феодосий, новгородский архиепископ, постриженный от преподобнаго и премудраго Иосифа Воловцкаго чудотворца, от него же учен бысть премудрыми онаго глаголы и сладкими учении, иже во игумены на словеси рукоположивый всеславнаго чудотворца Филиппа» (Ответы дьякона, 1719, 218-219).

Таким образом, анализ источников о материальной и духовной культуре Соловецкого монастыря в середине XVI в. показал, что этот период был значимым для жизни обители. Летописные записи, средневековые акты и рукописные сборники, материальные источники, агиографическая литература, а также сведения о Соборах Русской Православной Церкви свидетельствуют не только о восстановлении монастыря после пожара 1538 г., но о его расцвете. В первую очередь это связано с избранием игуменом Филиппа (Колычева) и канонизацией прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Проведенное исследование позволяет утверждать, что и после подчинения Новгорода Москве Новгородская архиепископская кафедра принимала активное участие в жизни монастыря. В ходе работы была выявлена связь деятельности одного из виднейших новгородских церковных руководителей изучаемой эпохи — архиеп. Феодосия, с Соловецким монастырем. Архиеп. Феодосий активно участвовал в канонизации свв. Зосимы и Савватия Соловецких, подтвердил выданную ранее грамоту на освобождение монастыря от уплаты пошлин. Также владыка Феодосий дважды принимал у себя будущего Московского митр. Филиппа и посвятил его в Соловецкие игумены. Деятельность Феодосия и соловецких монахов пересекалась в разных сферах: христианизации народов Новгородской епархии, благословении Ивана IV на Казанские походы, борьбе с пьянством. Сведения о архиеп. Феодосии нашли отражение в Соловецком летописце, а также в литературных памятниках старообрядческих авторов. Послание архиеп. Феодосия новокрещеным лопарям было переписано в рукописные сборники, связанные с Соловецким монастырем.

Можно заключить, что труды и личность архиеп. Феодосия представляли интерес для пострижеников Соловецкого монастыря, а сам владыка Феодосий, будучи Новгородским архиепископом, неоднократно принимал участие в его судьбе. Материалы исследования будут способствовать приращению исторических знаний о повседневной жизни Новгородской епархии в середине XVI в. Помимо этого полученные данные могут быть использованы при воссоздании исторически достоверного образа значительной исторической фигуры XVI в., которой являлся архиеп. Феодосий.

Источники и литература

источники

1. ААЭ, 1: Отписка — Отписка Василья Юрьева и Ишука Бухарина в Соловецкий монастырь, о богомолении за Государя по случаю Казанского похода, с присылкою милостин-ных денег. Прежде 1547. Января 16 // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской академии наук. Т. 1. СПб., 1836. №212. С. 201-202.

2. ААЭ, 1: Уставная грамота — Уставная грамота отчины Соловецкого монастыря. 1548. Августа 17 // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб.: Тип. II отд. СЕИВК, 1836. Т. 1. №221. С. 209-211.

3. Акты (1988): Жалованная грамота — Жалованная грамота новгородского архиепископа Макария соловецкому игумену Варлааму о невзимании пошлин с приписанного

к монастырю Петропавловского храма в Вирме // Акты социально-экономической истории севера России конца XV-XVI в.: Акты Соловецкого монастыря: 1479-1571 гг. Л.: Наука, 1988. Ч. 1. 273 с. № 52. С. 40.

4. ДАИ, 1: Два послания — Два послания новгородского архиепископа Феодосия великому князю Иоанну Васильевичу по случаю Казанского похода. №2. 1545-1546гг. // Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб.: Тип. II отд. СЕИВК, 1846. № 37.2. С. 39-40.

5. ДАИ, 1: Послание Феодосия — Послание новгородского архиепископа Феодосия царю Иоанну Васильевичу о принятии мер к прекращению в Новгороде корчемства, грабежей и смертоубийств. 1547-1551 гг. // Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб.: Тип. II отд. СЕИВК, 1846. С. 55-56.

6. Летописец (2001) — Летописец Соловецкий // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 226-254.

7. Лобакова (2006): «Колычевская» редакция — Тексты «Жития Митрополита Филиппа». «Колычевская» редакция. Первый вид // Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 205-225.

8. Лобакова (2006): «Тулуповская» редакция — Тексты «Жития Митрополита Филиппа». «Тулуповская» редакция // Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 164-204.

9. Новгородские летописи (1879) — Новгородские летописи. Так названныя Новгородская вторая и Новгородская третья летописи / Изд. Археограф. комис. СПб.: Тип. Императ. АН, 1879. 605 с.

10. Описание рукописей (1881) — Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной академии. Казань: Тип. Императ. Ун-та, 1881. Ч. 1. 756 с.

11. Описание рукописей (1898) — Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной академии. Казань: Тип. Императ. Ун-та, 1898. Ч. 3. 368 с.

12. Ответы дьякона (1719) — Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому епископу Питириму в 1819 (! 1719) году. Нижний Новгород: Типо-лит. т-ва И. М. Машинистова, 1907. 294 с.

13. Поморские ответы (1911) — Поморские ответы. М.: Книгоиздательство Московского старообрядческого братства Честного и Животворящего Креста Господня, [1911]. 603 с.

14. ПСРЛ (Т. 3) — Полное собрание русских летописей. Т. 3: Новгородские летописи. СПб., Тип. Э. Праца, 1841. 309 с.

15. ПСРЛ (Т. 37) — Полное собрание русских летописей. Т. 37: Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVШ вв. Л.: Наука, 1982. 228 с.

16. ПСРЛ (Т. 4) — Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. Л.: АН СССР, 1929. 688 с.

17. Сказания (1868) — Сказания князя Курбского. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Тип. Императ. АН, 1868. 505 с.

Литература

18. Баданин (2002) — Митрофан (Баданин), иером. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск: Мурманская и Мончегорская епархия, 2002. 141 с.

19. Веретенников (2006) — Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. 320 с.

20. Кочкуркина и др. (1990) — Кочкуркина С.И., Спиридонова А.М, Джаксон Т.Н. Письменные известия о карелах. Петрозаводск: Карелия, 1990. 140 с.

21. Крушельницкая (2006) — КрушельницкаяЕ.В. Келейный сборник новгородского митрополита Исидора Соловецкой библиотеки № 860/970: опыт изучения одной энциклопедической компиляции конца XVI века // История в рукописях и рукописи в истории.

Сборник научных трудов к 200-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб.: РНБ, 2006. С. 379-398.

22. Лобакова (2006) — ЛобаковаИ.А.Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 312 с.

23. Маясова (1970) — МаясоваН.А. Памятник с Соловецких островов. Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия». 1545 г. Л.: Аврора, 1970. 40 с.

24. Панченко (2009) — Панченко О.В. Зосима и Савватий // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ ПЭ, 2009. Т. XX. С. 370-371.

25. Петров (2003) — ПетровА.В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). СПб.: Олег Абышко, 2003. 352 с.

26. Смирнова (2014) — СмирноваД.Д. К публикации послания новгородского архиепископа Феодосия (1542-1551 гг.) к новопросвещенным лопяном // Вестник Удмурдского университета. Серия 5: История и филология. 2014. Вып. 1. С. 154-159.

27. Смирнова (2016) — СмирноваД.Д. Новгородский архиепископ Феодосий (14911563 гг.) — видный постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 2. С. 66-74.

28. Смолич (1997) — Смолич И. К. Русское монашество 988-1917: Жизнь и учение старцев: приложение к «Истории русской церкви». М: Православная энциклопедия. 1997. 606 с.

29. Соловецкий монастырь (2000) — Соловецкий монастырь. М.: Лето, 2000. 371 с.

Dina Kopaneva. To the History of Eparchy of Novgorod: the Solovky Monastery and Archbishop of Novgorod Feodosiy (1542-1551)2.

Abstract: It is impossible to recreate full and objective history of the eparchy of Novgorod without a proper analysis of the sources on the Solovky Monastery. Despite the submission of Novgorod to Moscow throne after the collapse of the Republic, the Monastery stayed under control of Novgorod's cathedra that was headed by archbishop Feodosiy from 1542 to 1551. Exactly in this period begins a quick development of the Monastery due to the election of hegumen Phillip (Kolychev). Also, a major part of history of Monastery and the whole Orthodox Church was canonization of the founders of monkhood on Solovky — Zosima and Savvatiy. The analysis of different sources is done. They include chronicles, acts, material sources, hagiographic literature, sources on everyday life of the church and the government in the middle of XVI century, and also sources of much later times (manuscript collections, old believer's literature) — all of them allow giving a complex description of the Monastery life in the particular era and a participation of Novgorod archbishop in it. Feodosiy ordained Phillip (future metropolitan of Moscow) as a hegumen twice, participated in a process of canonization of the saints Zosima and Savvatiy of Solovky, contributed to the financial stability of the Monastery after the fire of 1538. It is established that actions of Feodosiy and monks of the Solovetsky Monastery were similar in several aspects of the church and governmental life: the fight against alcoholism, Christianization of the people of North and their enlightenment, and also blessing to Ivan IV for the Kazan conquest. It was found that the text of Feodosiy's message to newly baptized Lapps contained in the composition of manuscript collections, which are connected to the Solovky Monastery and mentions of archbishop Feodosiy come about in the Solovky chronicle.

Keywords: the 16th century, eparchy of Novgorod, the Solovky Monastery, archbishop of Novgorod Feodosiy, St. Phillip (Kolychev), Old Believers, the Russian North.

Dina Dmitriyevna Kopaneva — Senior Lecturer, PhD in Historical sciences, St.-Petersburg State University (e-mail: [email protected]).

2 The work was done with a support of a grant from RFBR № 17-31-01045. 264 Христианское чтение № 6, 2018

Sources and References

Sources

1. AAE, 1: Otpiska — Otpiska Vasil'ya Yur'yeva i Ish-chka Bukharina v Solovetskiy monastyr',

0 bogomolenii za Gosudarya po sluchayu Kazanskogo pokhoda, s prisylkoyu milostinnykh deneg. Prezhde 1547. Yanvarya 16 [Unsubscription of Vasily Yuriev and Ishuk Bukharin to the Solovky monastery, about prayer for the Sovereign on the occasion of the Kazan campaign, with the sending of money of the grace. Before 1547. January 16]. Akty, sobrannyye v bibliotekakh i arkhivakh Rossiyskoy imperii Arkheograficheskoyu ekspeditsiyeyu Imperatorskoy Akademii nauk [Acts collected in libraries and archives of the Russian Empire by the Archeographical Expedition of the Imperial Academy of Sciences]. Saint Petersburg, 1836, vol. I, no. 212, pp. 201-202. (In Russian).

2. AAE, 1: Ustavnaya gramota — Ustavnaya gramota otchiny Solovetskogo monastyrya. 1548. Avgusta 17 [Charter of the Solovky monastery. 1548. August 17]. Akty, sobrannyye v bibliotekakh

1 arkhivakh Rossiyskoy imperii Arkheograficheskoyu ekspeditsiyeyu Imperatorskoy Akademii nauk Acts collected in libraries and archives of the Russian Empire by the Archeographical Expedition of the Imperial Academy of Sciences]. Saint Petersburg: 1836, vol. 1, no. 221, pp. 209-211. (In Russian).

3. Akty (1988): Zhalovannayagramota — Zhalovannaya gramota novgorodskogo arkhiyepiskopa Makariya solovetskomu igumenu Varlaamu o nevzimanii poshlin s pripisannogo k monastyryu Petropavlovskogo khrama v Virme [Letters of appreciation of the Novgorod archbishop Macarius of Solovky abbot Varlaam about not receiving duties from the Peter and Paul temple assigned to the monastery in Virma]. Akty sotsial'no-ekonomicheskoy istorii severa Rossii kontsa XV-XVI v.: Akty Solovetskogo monastyrya: 1479-1571 gg. [Acts of the socio-economic history of the north of Russia at the end of the 15th — 16th centuries.: Acts of the Solovky Monastery: 1479-1571]. Leningrad: Nauka, 1988, part 1, no. 52, p. 40. (In Russian).

4. DAI, 1: Dva poslaniya — Dva poslaniya novgorodskogo arkhiyepiskopa Feodosiya velikomu knyazyu Ioannu Vasil'yevichu po sluchayu Kazanskogo pokhoda. №2. 1545-1546 gg. [Two Epistles of the Novgorod Archbishop Theodosius to the Grand Prince Ivan Vasilyevich on the occasion of the Kazan campaign. №2. 1545-1546]. Dopolneniya k Aktam istoricheskim, sobrannym i izdannym Arkheograficheskoyu komissiyeyu [Additions to the Historical Acts, collected and published by the Archeographical Commission]. Saint Petersburg, 1846, vol. I, no. 37.2, pp. 39-40. (In Russian).

5. DAI, 1: Poslaniye Feodosiya — Poslaniye novgorodskogo arkhiyepiskopa Feodosiya tsaryu Ioannu Vasil'yevichu o prinyatii mer k prekrashcheniyu v Novgorode korchemstva, grabezhey i smertoubiystv. 1547-1551 gg. [The Epistle of the Novgorod archbishop Theodosius to Tsar Ioan Vasilyevich about taking measures to stop the abuses, looting and slaughter in Novgorod. 15471551]. Dopolneniya k Aktam istoricheskim, sobrannym i izdannym Arkheograficheskoyu komissiyeyu [Additions to the Historical Acts, collected and published by the Archeographical Commission]. Saint Petersburg, 1846, vol. I, pp. 55-56. (In Russian).

6. Letopisets (2001) — Letopisets Solovetskiy [Solovky Chronicler]. Knizhnyye tsentry Drevney Rusi. Solovetskiy monastyr' [Book centers of Ancient Russia. Solovky Monastery]. Saint Petersburg: Dmitriy Bulanin, 2001, pp. 226-254. (In Russian).

7. Lobakova (2006): «Kolychevskaya» redaktsiya — Teksty «Zhitiya Mitropolita Filippa». «Kolychevskaya» redaktsiya. Pervyy vid ["Kolychevskaya" edition — Texts of the "Lives of Metropolitan Philip." "Kolychevskaya" edition. The first view]. Lobakova I. A. Zhitiye mitropolita Filippa: Issledovaniye i teksty [The Life of Metropolitan Philip: Research and Texts]. Saint Petersburg: Dmitriy Bulanin, 2006, pp. 205-225. (In Russian).

8. Lobakova (2006): «Tulupovskaya» redaktsiya — Teksty «Zhitiya Mitropolita Filippa». «Tulupovskaya» redaktsiya ["Tulupovskaya" edition — Texts of "The Lives of Metropolitan Philip." "Tulupovskaya" edition]. Lobakova I. A. Zhitiye mitropolita Filippa: Issledovaniye i teksty [The Life of Metropolitan Philip: Research and Texts]. Saint Petersburg: Dmitriy Bulanin, 2006, pp. 164-204. (In Russian).

9. Novgorodskiye letopisi (1879) — Novgorodskiye letopisi. Tak nazvannyya Novgorodskaya vtoraya i Novgorodskaya tret'ya letopisi. Izd. Arkheografcheskoy komissiyey [Novgorod chronicles. So named Novgorod second and Novgorod third chronicles. Ed. by Archeographical Commission]. Saint Petersburg, 1879, 605 p. (In Russian).

10. Opisaniye rukopisey (1881) — Opisaniye rukopisey Solovetskogo monastyrya, nakhodyashchikhsya v biblioteke Kazanskoy Dukhovnoy akademii [Description of the manuscripts of the Solovky Monastery in the library of the Kazan Theological Academy]. Kazan', 1881. part 1, 756 p. (In Russian).

11. Opisaniye rukopisey (1898) — Opisaniye rukopisey Solovetskogo monastyrya, nakhodyashchikhsya v biblioteke Kazanskoy Dukhovnoy akademii [Description of the manuscripts of the Solovky Monastery in the library of the Kazan Theological Academy]. Kazan', 1898, part 3, 368 p. (In Russian).

12. Otvety d'yakona (1719) — Otvety Aleksandra diakona (na Kerzhentse), podannyye Nizhegorodskomu episkopu Pitirimu v 1819 (! 1719) godu [Answers of Alexander the Deacon (to Kerzhents), submitted to the Nizhny Novgorod Bishop Pitirim in 1819 (! 1719)]. Nizhniy Novgorod: tipo-lit. t-va I. M. Mashinistova, 1907, 294p. (In Russian).

13. Pomorskiye otvety (1911) — Pomorskiye otvety [Pomorian answers]. Moscow: Knigoizdatel'stvo Moskovskogo staroobryadcheskogo bratstva Chestnogo i Zhivotvoryashchego Kresta Gospodnya, [1911], 603p. (In Russian).

14. PSRL, 3 — Polnoye sobraniye russkikh letopisey. T.3: Novgorodskiye letopisi [The complete collection of Russian chronicles. Vol.3: Novgorod Chronicles]. Saint Petersburg, Tip. E. Pratsa, 1841, 309 p. (In Russian).

15. PSRL, 37 — Polnoye sobraniye russkikh letopisey. T. 37: Ustyuzhskiye i Vologodskiye letopisi XVI-XVIII vv. [The complete collection of Russian chronicles. Vol. 37: Ustyug and Vologda Chronicles of 16th — 18th centuries]. Leningrad: Nauka, 1982, 228p. (In Russian).

16. PSRL, 4 — Polnoye sobraniye russkikh letopisey. T. 4. Ch. 1: Novgorodskaya chetvertaya letopis'. Vyp. 3. [The complete collection of Russian chronicles. Vol.4, Part 1: The 4h Novgorod Chronicle]. Leningrad: AN SSSR, 1929, 688p. (In Russian).

17. Skazaniya (1868) — Skazaniya knyazya Kurbskogo [Stories of Prince Kurbsky]. 2nd ed. Saint Petersburg, 1868, 505 p. (In Russian).

References

18. Badanin (2002) — Mitrofan (Badanin), hieromonk. Blazhennyy Feodorit Kol'skiy, prosvetitel' loparey. Istoricheskiye materialy k proslavleniyu i napisaniyu zhitiya [Blessed Theodorite of Kola, the Enlightener of the Lapps. Historical materials for the glorification and writing of life]. Murmansk: Murmanskaya i Monchegorskaya eparkhiya, 2002, 141 p. (In Russian).

19. Kochkurkina et al. (1990)—Kochkurkina S. I., Spiridonova A. M., Dzhakson T. N. Pis'mennyye izvestiya o karelakh [Written data aboutKarelians]. Petrozavodsk: Kareliya, 1990, 140 p. (In Russian).

20. Krushel'nitskaya (2006) — Krushel'nitskaya E.V. Keleynyy sbornik novgorodskogo mitropolita Isidora Solovetskoy biblioteki № 860/970: opyt izucheniya odnoy entsiklopedicheskoy kompilyatsii kontsa XVI veka [The cell collection of the Novgorod Metropolitan Isidor of the Solovki Library No. 860/970: An Experience of Studying an Encyclopedic Compilation of the Late 16th century]. Istoriya v rukopisyakh i rukopisi v istorii. Sbornik nauchnykh trudov k 200-letiyu Otdela rukopisey Rossiyskoy natsional'noy biblioteki [History in Manuscripts and Manuscripts in History. Collection of scientific papers on the 200th anniversary of the Manuscript Division of the National Library of Russia]. Saint Petersburg: RNB Publ., 2006, pp. 379-398. (In Russian).

21. Lobakova (2006) — LobakovaI. A. Zhitiye mitropolita Filippa: Issledovaniye i teksty [The Life of Metropolitan Philip: Research and Texts]. Saint Petersburg: Dmitriy Bulanin, 2006, 312p. (In Russian).

22. Mayasova (1970) — Mayasova N. A. Pamyatnik s Solovetskikh ostrovov. Ikona "Bogomater' Bogolyubskaya s zhitiyami Zosimy i Savvatiya". 1545 g. [Monument to the Solovki Islands. Icon "Our Lady Bogolyubskaya with the lives of Zosima and Savvatiy". 1545]. Leningrad: Avrora, 1970, 40p. (In Russian).

266

XpucmuaHCKoe umeHue № 6, 2018

23. Panchenko (2009) — Panchenko O.V. Zosima i Savvatiy [Zosima and Savvaty]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya", 2009, t. XX, pp. 370-371. (In Russian).

24. Petrov (2003) — PetrovA.V. Ot yazychestva k Svyatoy Rusi. Novgorodskiye usobitsy (k izucheniyu drevnerusskogo vechevogo uklada) [From paganism to Holy Russia. Novgorod feuds (to the study of the old Russian "veche" custom)]. Saint Petersburg: Oleg Abyshko Publ., 2003, 352p. (In Russian).

25. Smirnova (2014) — Smirnova D. D. K publikatsii poslaniya novgorodskogo arkhiyepiskopa Feodosiya (1542-1551 gg.) k novoprosveshchennym lopyanom [To the publication of the message of the Novgorod archbishop Theodosius (1542-1551) to the newly-educated Lopian]. Vestnik Udmurdskogo universiteta. Ser. 5: Istoriya i filologiya, 2014, is. 1, pp. 154-159. (In Russian).

26. Smirnova (2016) — SmirnovaD.D.Novgorodskiy arkhiyepiskop Feodosiy (14911563 gg.) — vidnyy postrizhenik Iosifo-Volokolamskogo monastyrya [Novgorod Archbishop Theodosius (1491-1563) — a prominent mistress of the Iosifo-Volokolamsky Monastery]. Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki, 2016, no. 2, pp. 66-74. (In Russian).

27. Smolich (1997) — Smolich I.K. Russkoye monashestvo 988-1917: Zhizn' i ucheniye startsev: prilozheniye k "Istorii Russkoy Tserkvi" [Russian monasticism 988-1917: The life and teachings of the elders: appendix to the "History of the Russian Church']. Moscow: Pravoslavnaya entsiklopediya, 1997, 606 p. (In Russian).

28. Solovetskiy monastyr' (2000) — Solovetskiy monastyr' [Solovky monastery]. Moscow: Leto, 2000. 371 p. (In Russian).

29. Veretennikov (2006) — Makariy (Veretennikov), archimandrite. Iz istorii russkoy iyerarkhii XVI veka [From the history of the Russian hierarchy of the 16th century]. Moscow: Svyato-Troitskaya Sergiyeva Lavra, 2006, 320 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.