Научная статья на тему 'Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа)'

Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13127
2217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод инцидента / метод разбора деловой корреспонденции / метод ситуационного анализа / метод ситуационно- ролевых игр / игровое проектирование / метод дискуссии / incident method / business workflow analysis method / case study method / case role-playing game method / game design method / discussion method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трапезникова Т. Н.

В последние годы в связи с курсом на модернизациюроссийского образования происходит поиск новых эффективныхметодов обучения. Так наряду с традиционными методами и приемамивсѐ большую популярность приобретают новые педагогическиетехнологии, среди которых обучение в сотрудничестве, дискуссии,ролевые игры проблемной направленности, метод проектов,дистанционное обучение, «портфель ученика», а также методситуационного анализа, получивший название кейс- метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recent years Russian education systems have been searching brand new training methods within the course of modernizing. Therefore, new pedagogical techniques have become more popular along with traditional approach and practice, among them there are collaborative learning, discussion, case-oriented role-playing games, project-based learning, e-leaning, ―the schoolbag‖, and also the case-study analysis known as the case method.

Текст научной работы на тему «Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа)»

Территория науки. 2015. № 5

концептуальным изучением проблем, уровнем и качеством исполнения, а главное - глубиной раскрытия проблем. Но, будучи продолжением курсовых работ, дипломное исследование позволит обучающемуся, уже комплексно представляющему проблему, изучившему необходимую литературу, решившему ряд экономических вопросов, раскрыть тему, квалифицированнее осветить ее основные положения с учетом эмпирического материала, собранного им в процессе обучения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании». - URL: http:// www.garant.ru

2. Панова Е.А., Баринов Д.А. Компетентностный подход в системе управления кадрами государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №45. Август 2014.

3. Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения// Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.

4. Шишкина Е.С. Теоретические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Основы экономики, управления и права. №1 (13). 2014.

5. Ядрышников К.С. К вопросу о педагогических условиях преподавания правовых дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования// Успехи современной науки. 2015. № 2. 48-59.

Трапезникова Т. Н.

НОВЕЙШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КЕЙС-МЕТОД (МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА)

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа; метод ситуационноролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии.

Key words: incident method, business workflow analysis method, case study method, case role-playing game method, game design method, discussion method.

52

Территория науки. 2015. № 5

Аннотация: В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования происходит поиск новых эффективных методов обучения. Так наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретают новые педагогические технологии, среди которых обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, метод проектов, дистанционное обучение, «портфель ученика», а также метод ситуационного анализа, получивший название кейс- метод.

Abstract: Recent years Russian education systems have been searching brand new training methods within the course of modernizing. Therefore, new pedagogical techniques have become more popular along with traditional approach and practice, among them there are collaborative learning, discussion, case-oriented role-playing games, project-based learning, e-leaning, “the schoolbag”, and also the case-study analysis known as the case method.

Кейс-метод относится к новым педагогическим технологиям, так как его зарождение состоялось в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. Однако известно, что впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета ещё в 1870 году; а внедрение этого метода началось в Гарвардской школе бизнеса спустя 50 лет в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. После издания первых сборников кейсов вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику

В настоящее время сосуществуют две классические школы Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). Отличие данных школ состоит в том, в рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, а вторая -предполагает многовариантность решения данной проблемы. Кроме того, американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, шпос 8-10 страниц иллюстраций), европейские же кейсы в 1,5-2 раза короче [1, С. 45].

В 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений была создана организация, получившая название The Case Clearing House of Great Britain and Ireland являющаяся лидером по сбору и распространению кейсов. С 1991 года она называется European Case Clearing House (ECCH). ECCH является некоммерческой организацией, которая, в свою очередь, связана с организациями, предоставляющими и использующими кейсы и расположенными в различных станах мира.

Что касается России, метод case-study (или «метод казусов», как его

53

Территория науки. 2015. № 5

называли в двадцатые годы) был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого века. Известно, что в сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам, на которой рассматривались вопросы применения различных методов, методик и приёмов обучения, в том числе метод проектов.

Тем не менее, метод case-study, достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к данному методу возобновился лишь в конце двадцатого столетия. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций или ситуационными задачами.

В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на школьных уроках, но и при обучении студентов, а также проверке результатов обучения на экзаменах. Студенты получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Кроме того, можно предложить студентам кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки

Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). При этом ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельости по разработке решений .

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным интерактивным методам обучения. Он занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. Данный метод позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского сазиз - запутанный необычный случай; а также от английского саsе - портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена

54

Территория науки. 2015. № 5

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейстехнологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Отличительными особенностями кейс-метода являются:

- создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни;

- альтернативность решения проблемной ситуации;

- единая цель и коллективная работа по выработке решения;

- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;

- эмоциональное напряжение учащихся.

Цели кейс-метода:

- развитие навыков анализа и критического мышления;

- соединение теории и практики;

- представление примеров принимаемых решений;

- демонстрация различных позиций и точек зрения;

- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Однако главное его предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией

Каждый метод уникален и имеет свои преимущества по сравнению с другими методами. Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам кейсметода можно отнести:

- метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариативность обучения;

- акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием;

- у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде;

- преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов;

- учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью;

55

Территория науки. 2015. № 5

— получение навыков презентации;

— получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Кроме того, достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.

Однако, несмотря на вышеперечисленные достоинства использования данного метода, он имеет и недостатки, а именно:

— плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени;

— можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом;

— высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата.

Следует сказать, что на сегодняшний день не существует единой классификации кейс-методов, что связано с многообразием их видов. Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Так, одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. Кроме того, кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. Различают также «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кабинетные» (выдуманные) кейсы. Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать школьников на поиск дополнительной информации для анализа. Такой подход позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Однако, чаще всего, к кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, принято относить следующие:

— метод инцидента;

— метод разбора деловой корреспонденции;

— метод ситуационного анализа;

— метод ситуационно-ролевых игр;

— игровое проектирование;

— метод дискуссии

Однако остановимся на рассмотрении первых трёх методов, так как они являются наиболее распространёнными.

56

Территория науки. 2015. № 5

Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод разбора деловой корреспонденции. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения для анализа их целесообразности

Специалисты выделяют около 35 модификаций данного метода. Наиболее часто выделяют три вида по типу рассматриваемой ситуации:

Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффективным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники. Обучаемым дается описание конкретного события и принятых мер. Их задача - оценить источники, механизмы, следствия ситуации и принятых мер или действий должностных лиц. Чаще всего для анализа обучаемым предлагается описание конкретного случая и соответствующие меры со стороны действующих лиц. Обучаемые должны наоснове всестороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант квалифицированной деятельности специалистов.

57

Территория науки. 2015. № 5

Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю, после чего они вырабатывают порядок действий

По полноте выдаваемой информации можно выделить три варианта конкретных ситуаций: с развернутым, частичным и минимальным объемом выдаваемой информации.

Объем получаемой обучаемыми информации обусловливается решаемыми на занятии дидактическими и воспитательными задачами, уровнем подготовки обучаемых, развитостью у них творческого мышления

На сегодняшний день нет определенного стандарта представления кейсов. Как правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако, включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для школьников. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения,

кинофильмы,научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся

Подводя итог, можно сказать следующее: кейс-метод - это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой.

В целом, идеи метода case-study (а именно метода ситуационного анализа) точно просты: метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых многозначна, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество школьника и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик.

Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

Технология метода заключается в следующем: по определенным

58

Территория науки. 2015. № 5

правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые школьникам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей школьников,

профессиональных позиций, жизненных установок.

В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала.

Метод case-study - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у школьников самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода школьники имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Однако конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Список литературы

1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 1963. - № 5.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2000.

4. Гурвич П.Б. Становление методики как науки// Сб. Вопросы методики преподавания языков. - Тула, 1967.

5. Ительсон Е. И. «Об отношении учащихся к иностранному языку как учебному предмету»// Ияш. - 2011. - №7.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.