С. В. Дубровская. Кейс-технология в профессиональной подготовке политологов
Примечания
1 См.: Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М. : Научный мир, 1998. С. 109.
2 См.: Тюрин Д. Ф. «Запад» и «Восток» в институциональном подходе к цивилизации // Социологический журнал. 2001. № 4. С. 31.
3 См.: Бергер П. Приглашение в социологию. М. : Аспект Пресс, 1996. С. 2. (Сер. «Гуманистическая перспектива»).
4 См.: Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М. : Аспект Пресс, 2002.
5 См.: Глущенко В. В. Политология : системно-управленческий подход. М. : ИП Глущенко В. В., 2008.
6 См.: Липсет С. М. Роль политической культуры // Пределы власти. 1994. № 2-3. С. 35-40.
7 См.: Цирель С. В. Пути к государственности и демократии : исторический анализ «Либеральная миссия». 11.11.2010. URL: http://www.liberal.ru/article/4939 (дата обращения: 10.10.2014).
8 См.: Hofstede G. Culture’s Consequences : Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. 2nd ed. Thousand Oaks CA : Sage Publications, 2001.
9 См.: Липсет С. М. Размышления о легитимности // Апология. 2005. № 5. С. 15-24.
10 Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. М. : Праксис, 2010. С. 72.
11 См.: Харрисон Л. Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике. М. : Новое изд-во, 2008.
12 Tabellini G. Culture and Institutions : Economic Development in the Regions of Europe. URL: http://ideas. repec.org/p/ces/ceswps/_1492.html (дата обращения: 10.10.2014). См. также: Харрисон Л. Культура и экономическое развитие. URL: http://www.inliberty.ru/library/ study/324/ (дата обращения: 10.11.2014).
УДК 32.019.52
КЕйС-ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОН/ ПОДГОТОВКЕ ПОЛИТОЛОГОВ
С. В. дубровская
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу ситуационного обучения как одного из наиболее эффективных методов подготовки профессиональных политологов. Автор выделяет сильные стороны кейс-технологии в процессе освоения теоретического и практического материала.
Ключевые слова: ситуационное обучение, кейс-метод, профессиональная подготовка магистрантов и аспирантов, преимущества использования кейс-метода в процессе обучения.
13 См.: Ахиезер А. С. Россия : критика исторического опыта : в 3 т. М. : Филос. общ-во СССР, 1991.
14 См.: Давыдов А. Профессия : исследователь // Демоскоп Weekly. 2007. № 305-306. URL: http://demoscope.hse.ru (дата обращения: 03.05.2013).
15 Кирдина С. Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // Социс. 2002. № 12. С. 26.
16 См.: ДеметрадзеМ. Р. Социокультурные аспекты традиционной политической культуры России (источник девиантного поведения членов современного общества) // Юриспруденция. 2009. № 3 (15). С. 18-30.
17 См.: Вилков А. А., Богданов А. В. Традиционализм и модернизм в политической культуре студенческой молодежи в современной России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 68-74.
18 См.: Тихонова Н. Е. Социокультурная модернизация в России : смена нормативно-ценностной модели. URL: http://huntington.hse.ru/abs (дата обращения: 09.09.2012).
19 Механик А. В поисках недостижимого совершенства // Эксперт. 2004. № 1. С. 76.
20 См.: Соловьев А. И. Политология : Политическая теория, политические технологии : учебник. М. : Аспект Пресс, 2006.
21 См.: Русская политическая культура. Взгляд из утопии. Лекция Владислава Суркова. Материалы обсуждения в «Независимой газете». М. : Изд-во «Независимая Газета», 2007.
22 См.: Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. (Lawrence Harrison, Samuel Huntington (eds.). Culture Matters : How Values Shape Human Progress. N. Y : Basic Books, 2000). М. : Московская школа политических исследований, 2002. C. 158-159.
Case Technology in Professional Training of Political scientists
s. V. Dubrovskaya
This article analyzes the situational training as one of the most effective methods of training of professional political scientists. The author identifies the strengths of the case in the process of technology development of theoretical and practical material.
© Дубровская С. В2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4
Key words: situational teaching, case method, training of undergraduates and graduate students, advantages of using case method in teaching.
DOI: 10.18500/1818-9601-2015-15-4-97-99
Сегодня в ряде гуманитарных дисциплин, в том числе в политических науках, особую значимость и актуальность приобретает ситуационное обучение. Этому способствует быстро меняющаяся реальная политическая ситуация в стране и мире, а именно обострение глобальных проблем, появление новых политических игроков в мировой политической жизни.
Об актуальности и своевременности использования ситуационного обучения в рамках профессиональной подготовки магистрантов и аспирантов разных направлений подготовки говорят и нововведения, обозначенные в федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, где значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов. К новым условиям можно отнести и малочисленность групп, которые предполагают индивидуально ориентированный подход к каждому обучающемуся. При этом возникает проблема качественного овладения теоретического и практического материала. В решении этого вопроса и призвано помочь ситуационное обучение.
Стоит отметить, что подобного рода подход в преподавании не является новым. Еще знаменитый мыслитель и философ Древних Афин Сократ использовал в своей практике дискуссии, которые были построены весьма оригинальным образом. Как известно, он преимущественно задавал собеседнику уточняющие вопросы, с помощью которых выявлял предмет спора и его сущность. В научной литературе этот метод получил название сократовского диалога или беседы. Приоритетной задачей в данном методе является выявление характерных особенностей конкретного вопроса или ситуации, анализ сущности проблемы, исследование и детальный анализ возможных вариантов решения ситуации. Тем самым исследованию подвергалась конкретная ситуация, требующая разрешения. В этом контексте ситуация понимается как совокупность обстоятельств и действий, совершаемых в них. Это своего рода микросреда, в которой вынужден действовать человек или коллектив людей. В мире политики ситуации возникают стихийно, но есть возможность их типологизи-ровать и прогнозировать с помощью различного рода методов и технологий.
Первоначально ситуационное обучение возникло в сфере менеджмента, хотя успешно употреблялось и естественными науками, там, где требовался эксперимент или опыт. Наиболее эффективно оно использовалось и продолжает использоваться как один из методов активного
обучения в Гарвардской школе бизнеса (школа делового администрирования Гарвардского университета, г. Бостон, США). В России ситуационное обучение приобретает популярность в 1970-х гг. Данная технология заключается еще и в том, что при проведении занятия решаются не только вопросы теоретического закрепления материала и анализа самой ситуации, но и вопрос прогнозирования результатов. Однако действенно это только при условии работы в коллективе с обсуждением и нахождением оптимально аргументированного решения. Ценным является и тот факт, что именно работа в группе по анализу ситуации позволяет обучаемым закрепить теоретические знания, выстроить отношения внутри группы участвующих в обсуждении людей, приобрести навыки и умения критически мыслить и анализировать сложные ситуации.
На сегодняшний момент наиболее востребованной в процессе подготовки профессиональных политологов является технология кейс-метода. Кейс-метод - это особого рода разбор конкретного случая или практической ситуации, содержащей одну или несколько проблемных моментов. Именно эта технология позволяет обучающемуся включиться в сам процесс освоения знания через опыт и наглядность. В преподавании политологии кейс-метод применяются как инструмент для решения практических задач, способствующих развитию у обучающихся самостоятельности мышления, коммуникативной компетентности и метапредметных умений. Особенно востребованными кейсы являются при изучении и анализе тем, связанных с особенностями развития и функционирования политических систем, политических режимов и политических партий. Здесь с помощью ситуационного обучения в виде кейстехнологии или игры возможно совместить и закрепить новые или уже имеющиеся знания о политических процессах и явлениях.
Зачастую разработанный или готовый кейс, представленный обучающимся, имеет в своей основе некоторую ролевую систему. Под ролью здесь понимается совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Решение кейса приводит к действиям по формированию новых ролевых позиций, согласованных с типичными социальными или политическими ролями в обществе. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению его в игровой метод обучения.
При этом если сами действия даются в описании кейса, тогда задача обучающегося состоит в осмыслении, выявлении последовательности и эффективности. Действия также могут быть и самим решением проблемы, тогда целью выступает выработка модели практического действия, которая является одним из наиболее эффективных средств формирования профессиональных качеств обучаемых.
98
Научный отдел
Ю. Г. Голуб. СССР и Великобритания на пути к операции «Согласие», август 1941 г.
Как справедливо отмечает современный исследователь А. Долгоруков, проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требований первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий1.
Наиболее значимым является то, что кейсметод позволяет развивать целый ряд основных навыков у обучающихся:
- аналитические навыки: умение отличать не имеющие особого значения данные от главной информации, классифицировать информацию или факты, выделять существенную и несущественную информацию, уметь логически выстраивать проблему вне зависимости от последовательности ее подачи;
- практические навыки: решение конкретного случая или кейса способствует формированию и закреплению теоретического и методологического материала на практике;
- коммуникативные навыки: умение выстраивать диалог и вести дискуссию с оппонентами и сторонниками, развивать умения аргументированно и критически мыслить. Развивает умение отстаивать собственную точку зрения;
- самоанализ и прогнозирование: дискуссии, возникающие в процессе решения кейса, способствуют осознанию и анализу мнения дру-
УДК 94(420+47+57)
СССР и ВЕЛИКОБРИТАНИЯ НА ПУТИ К «СОГЛАСИЕ», АВГУСТ 1941 г.
Ю. Г. Голуб
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматривается поиск путей взаимодействия СССР и Великобритании в рамках подготовки совместной военной акции в Иране в августе 1941 г. и разъяснения ее обоснованности другим заинтересованным странам. При написании статьи автор опирался на отечественные и зарубежные документальные источники, в том числе из фондов Национального архива Великобритании. Ключевые слова: СССР, Великобритания, Иран, Сталин, черчилль, Криппс, Иден, Молотов, Майский, дипломатия, Вторая мировая война.
гих и своего собственного. Формируются социальные навыки общения между участниками диалога.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что обучающиеся при решении кейсов фактически получают действенное готовое решение проблемной ситуации, которое можно применить как шаблон к примерно таким же ситуациям. Это способствует увеличению навыков и умений решать типовые задачи за счет уже имеющихся проработанных образцов.
Еще одним немаловажным достоинством данной технологии является ее гибкость, вариативность, которая, в свою очередь, развивает у обучающихся и преподавателей творческий подход, креативность, критическое мышление и эмоциональный интеллект.
Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех теоретических и практических задач. Здесь необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, предметную и тематическую значимость материала, особенности направления подготовки обучающихся и их личностные качества. Наибольшего эффекта при использовании кейс-технологии можно достичь при взаимовыгодном сочетании традиционных и интерактивных методов обучения.
Кейс-технологии эффективны для получения инновационных знаний по темам политологии, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. В связи с этим упомянутые технологии целесообразно применять, в первую очередь, при подготовке магистров и аспирантов.
Примечания
1 См.: Долгоруков A. M. Case study как способ понимания : практ. руководство. М., 2002. С. 227.
The ussR and Great Britain on their Way to operation «Countenance», the August, 1941
Yu. G. Golub
The searching for ways of cooperation between the USSR and Great Britain in the preparation for joint armed operation in Iran in August, 1941, as well as clarification of its feasibility for the others interested parties are examined in the article. When writing the article the author
© Голуб Ю. Г., 2015