Научная статья на тему 'Проблема использования кейс-стади в образовательном процессе'

Проблема использования кейс-стади в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4407
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ / КЕЙС-СТАДИ / ГАРВАРДСКИЙ ПОДХОД / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД / ЧИКАГСКИЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАГИСТРАТУРА / DISCUSSION / DISCUSSION METHODS / CASE STUDY / HARVARD APPROACH / EUROPEAN APPROACH / CHICAGO APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MASTER''S DEGREE PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтина Алевтина Сергеевна

Актуальность данной статьи обусловлена активными изменениями в системе образования России. Цель работы: доказать, что активное использование дискуссионных методов способствует формированию коммуникативной компетентности, но при этом следует учитывать последовательность их применения, задача данной статьи определить, на каком этапе обучения следует применять метод кейс-стади. Методы исследования. Использовался сравнительный анализ метод сопоставления двух и более объектов с целью определения общего и различного. Результаты. Рассмотрена история формирования метода: даны различные определения дискуссии, рассмотрена классификация дискуссии по Аристотелю, дано определение понятию «дискуссионные методы». Отмечено, что дискуссионные методы также помогают формированию мировоззренческой устойчивости. Собраны мнения исследователей о влиянии дискуссионных технологий на мотивацию студентов, их ценностные ориентиры и образовательный процесс в целом. Также рассмотрены недостатки технологии. Описаны три ключевых подхода создания кейсов: гарвардский, европейский, чикагский. Сделан анализ применения данной технологии в США и в России сегодня, изучены особенности применения дискуссионных методов образования в России и за Рубежом на примере технологии кейс-стади. Сформирован список рекомендаций к применению кейс-стади в России. Рассмотрена сущность понятия «коммуникативная компетентность», изучены стадии ее формирования. Выявлено, что использование кейс-стади на этапе магистратуры будет наиболее эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of this article is caused by reactive changes in the system of Russian education. Objective: to demonstrate that the active use of discussion techniques contributes to the formation of communicative competence, but one should also take into account the sequence of their application. The authors made an attempt to determine at what stage of training one should refer to case studies. Research methods. We used a comparative analysis a method of comparing two or more entities in order to identify the similarities and differences. Results. The history of the method formation was considered: different definitions of the notion “discussion” were proposed, classification of the debate by Aristotle was considered, concept of discussion methods was revealed. It was noted that the discussion techniques also help the formation of ideological stability. The authors analyzed the views of researchers on the impact of technology on students' motivation, their value systems and educational process as a whole. We also examined the technology shortcomings and described three key approaches to cases creation: Harvard, European, Chicago. We conducted the analysis of the application of this technology in the US and in Russia today, studied the peculiarities of application of controversial methods of education in Russia and abroad on the example of case studies. We also made a list of recommendations on the use of case studies in Russia. The essence of the concept of communicative competence was studied, as well as the stages of its formation. It was found that the use of case studies for the master's degree will be most effective.

Текст научной работы на тему «Проблема использования кейс-стади в образовательном процессе»

УДК: 378.4.147

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-СТАДИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ CASE STUDY PROBLEM IN EDUCATION

А.С. Бахтина A.S. Bakhtina

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Россия Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Russia E-mail: Alevtina- Bahtina@ rambler.ru

Актуальность данной статьи обусловлена активными изменениями в системе образования России. Цель работы: доказать, что активное использование дискуссионных методов способствует формированию коммуникативной компетентности, но при этом следует учитывать последовательность их применения, задача данной статьи определить, на каком этапе обучения следует применять метод кейс-стади. Методы исследования. Использовался сравнительный анализ - метод сопоставления двух и более объектов с целью определения общего и различного. Результаты. Рассмотрена история формирования метода: даны различные определения дискуссии, рассмотрена классификация дискуссии по Аристотелю, дано определение понятию «дискуссионные методы». Отмечено, что дискуссионные методы также помогают формированию мировоззренческой устойчивости. Собраны мнения исследователей о влиянии дискуссионных технологий на мотивацию студентов, их ценностные ориентиры и образовательный процесс в целом. Также рассмотрены недостатки технологии. Описаны три ключевых подхода создания кейсов: гарвардский, европейский, чикагский. Сделан анализ применения данной технологии в США и в России сегодня, изучены особенности применения дискуссионных методов образования в России и за Рубежом на примере технологии кейс-стади. Сформирован список рекомендаций к применению кейс-стади в России. Рассмотрена сущность понятия «коммуникативная компетентность», изучены стадии ее формирования. Выявлено, что использование кейс-стади на этапе магистратуры будет наиболее эффективно.

Ключевые слова: дискуссия, дискуссионные методы, кейс-стади, гарвардский подход, европейский подход, чикагский подход, коммуникативная компетентность, магистратура.

The relevance of this article is caused by reactive changes in the system of Russian education. Objective: to demonstrate that the active use of discussion techniques contributes to the formation of communicative competence, but one should also take into account the sequence of their application. The authors made an attempt to determine at what stage of training one should refer to case studies. Research methods. We used a comparative analysis - a method of comparing two or more entities in order to identify the similarities and differences. Results. The history of the method formation was considered: different definitions of the notion "discussion" were proposed, classification of the debate by Aristotle was considered, concept of discussion methods was revealed. It was noted that the discussion techniques also help the formation of ideological stability. The authors analyzed the views of researchers on the impact of technology on students' motivation, their value systems and educational process as a whole. We also examined the technology shortcomings and described three key approaches to cases creation: Harvard, European, Chicago. We conducted the analysis of the application of this technology in the US and in Russia today, studied the peculiarities of application of controversial methods of education in Russia and abroad on the example of case studies. We also made a list of recommendations on the use of case studies in Russia. The essence of the concept of communicative competence was studied, as well as the stages of its formation. It was found that the use of case studies for the master's degree will be most effective.

Key words: discussion, discussion methods, case study, Harvard approach, European approach, Chicago approach, communicative competence, Master's degree programme.

Бахтина

Алевтина Сергеевна,

студент кафедры философии и социологии, Томский государственный университет систем управления

и радиоэлектроники, Россия, 634050, пр. Ленина, 40. E-mail: Alevtina-Bahtina@rambler.ru

Чтобы сегодня достичь профессиональных вершин в какой-либо деятельности, необходимо не только безупречно владеть профессиональными навыками, но и обладать грамотной речью, быть способным управлять процессом общения и направлять его в нужное русло, нестандартно мыслить, уметь работать и принимать решения в критических ситуациях, обладать способностью комплексного анализа ситуации, иметь багаж готовых решений и методов действий. Большинство из перечисленных навыков входят в понятие коммуникативной компетентности. Процесс ее формирования в условиях настоящей реальности необратим, т. к. с коммуникацией связаны все изменения, происходящие на мировом уровне. Коммуникативная компетентность - это ключевой фактор профессионального успеха, являющийся надпрофессиональным качеством, востребованным на рынке труда, поскольку позволяет строить взаимодействие с партнерами по общению на качественно новом цивилизационном уровне, что, в свою очередь, отражается на эффективности совершенствования результатов труда [1]. Подготовка таких кадров - одна из задач вуза. Именно вуз является той ступенью, на которой человек приобретает необходимые в будущем профессиональные навыки. Кейс-стади - метод, который способствует формированию коммуникативной компетентности. Российская образовательная практика сегодня очень часто обращается к западным аналогам. Но, заимствуя какую-либо технологию, делает это не полностью, а частично. И в результате «кусочного заимствования» технология работает, но не совсем так, как хотелось бы, результат получается не тот.

Цель данной статьи доказать, что активное использование дискуссионных методов, способствует формированию коммуникативной компетентности, но при этом следует учитывать последовательность их применения, задача данной статьи определить на каком этапе обучения следует применять метод кейс-стади.

Исследованием метода кейс-стади как инструмента для развития системы ценностей студентов, профессиональных и жизненных позиций, аккумулирования полученных знаний и навыков, для саморазвития студентов занимаются Мычка С.Ю. и Шаталов М.А, Гасанов С.С., Долгоруков М.А. и др. [2]. По мнению Гасанова С.С., образовательная роль кейс-технологии состоит в том, что обеспечивая мировоззренческое осмысление той или иной действительности, данная технология позволят объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакт, влиять на их деятельность. Это способствует формированию у студентов этического и ценностного отношения к миру, к людям, к самим себе. Работа с кейсом позволяет актуализировать имеющиеся знания и активизировать научно-исследовательскую деятельность [3]. Долгоруков М.А. отмечает, что использование метода позволяет повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений [4].

По опыту своей практики преподаватель Американского института бизнеса и экономики (А1ВЕс) в Москве Питер Эксман делает вывод о том, что нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории; ценность таких упражнений, если они не имеют теоретической «начинки», невелика [5].

Проблему «учебности» ситуации и изменений функции преподавателя изучает Тимохов В.И. Несмотря на то, что ситуация реальна, студенты рассматривают ее в другом контексте, в иных временных рамках, ресурсных ограничениях, и в другой мере ответственности за предлагаемые решения. А преподаватель вместо передатчика ин-

формации, становится экспертом, консультантом в данной области, и это налагает более высокие требования к профессиональным качествам [6]. Малинина М. считает, что недостатком метода является отсутствие профессиональных кейсов, вследствие чего появляются сложности при поиске подходящего по тематике кейса. Также имеется необходимость затрат большого количества времени на решение заданий [7].

Исследователи отмечают как достоинства, так и недостатки данного метода. В качестве положительных результатов использования данного метода отмечают:

• развитие ценностных ориентиров и укрепление жизненной и профессиональной позиции;

• развитие умения адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, определять круг проблем;

• формирование этического отношения к миру, людям и самим себе;

• улучшение отработки полученных знаний на практике;

• повышение интереса к изучаемому материалу.

К отрицательным результатам относят:

• несмотря на правдивость ситуации, она является учебной;

• формирование стереотипного решения предлагаемых проблем;

• сложность поиска подходящего по тематике кейса.

На наш взгляд, понятие дискуссионности, которое лежит в основе данного метода, обуславливает его плюсы и минусы использования в образовательном процессе.

Дискуссионный метод - вид групповых методов активного обучения, основанный на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных, учебно-профессиональных задач, поэтому они исследуются как в психологии, так и педагогике и социологии. Основная особенность дискуссионных методов - организация, они не могут быть спонтанными [8].

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию [9]. Дискуссия по определению Поля Л. Сопера - это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании [10]. По мнению Александра Ивина, дискуссия - это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора [11]. Дискуссия - обсуждение компетентными лицами какой-либо спорной проблемы на собрании, симпозиуме, в печати, в беседе, на занятиях семинара, с целью установления путей ее достоверного решения [12]. Сегодня в образовательном процессе часто используются различные дискуссионные методы.

Дискуссионные методы обучения учат преодолевать стереотипы мышления и поведения. Формируют быстроту, точность и оригинальность мысли. Создают богатое воображение, тренируют самообладание, мобильность, инновационность и уверенность в себе. Подобные занятия в содержательном аспекте дополняют знания по дисциплинам вуза, они способствуют повышению эффективности процесса обучения, эскалации интереса студентов к содержанию курса.

Рассмотрим особенности применения и историю возникновения такого дискуссионного метода, как кейс-стади. Метод кейс-стади относят к дискуссионным методам обучения, поскольку при решении заданий присутствует момент обсуждения. Кейсы наиболее полно помогают в формировании практического компонента мировоззрения и коммуникативной компетентности. Термин «кейс-стади» (case study) буквально пере-

водится с английского как изучение случая. Международный словарь М. Вебстера (M. Webster) дает следующее определение кейс-стади: опубликованный отчет о человеке, группе или ситуации, которая была изучена со временем; ситуация в реальной жизни, которая может быть рассмотрена или изучена, чтобы узнать о чем-то [13].

Кейс-стади (кейс-метод) - пример взятый из бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Цель метода - заставить участников испробовать вероятные и допустимые решения, в предложенных конкретных ситуациях, и выбрать целесообразную форму поведения [14].

Зарубежные ученые выделяют три ключевых подхода к применению метода кейс-стади.

Гарвардский подход

История метода кейс-стади началась с юридической школы Гарварда, а пионером в его использовании считается Христофор Колумб Лэнгделл (Christopher Columbus Langdel). Лэнгделл был выпускником, а впоследствии деканом, школы права в Гарварде. Он первым стал внедрять метод кейсов на занятиях, а также выпустил сборник учебных материалов - кейсов.

Сейчас в Гарварде три школы, которые активно строят свой процесс обучения на кейс-методе: права, медицинская и бизнеса [15]. Университет считается пропагандистом кейс-стади. В основном практические занятия - это решение кейсов. В среднем студент за время учебы разбирает около 700 данных заданий. Каждый год в Гарварде разрабатывают около 350 новых кейсов.

Характеристика кейсов:

• кейс состоит из 10-25 страниц текста и 5-10 страниц дополнительной информации;

• описываются реальные организации и их реальные проблемы;

• студент становится главным героем в ситуации;

• кейс не содержит полный объем информации.

В качестве примера можно рассмотреть кейс, рассказывающий о проблеме уменьшения количества покупателей у сетевых магазинов из-за появления онлайн-магазинов.

В основе кейса реальная ситуация. Проблема описывается от лица дочери основателя данной сети магазинов Bertice. Кейс позволяет полностью погрузиться в проблему и почувствовать себя главным героем событий. У студента нет конкретных данных о фирме, о продажах, нет данных статистики. Кейс как бы наталкивает обучающегося не стандартно подойти к решению проблемы [16].

Европейский подход

В 1947 году Макс Глакман (Max Gluckman) впервые использует метод кейсов в манчестерском университете.

В 1965 году в Манчестерском университете открывается школа бизнеса [17], где стали использовать кейс-метод. В данных кейсах описание ситуации более краткое, а решение выносится в ходе групповой дискуссии. Также студентов университета устраивают на практику в фирмы, которые столкнулись с какой-либо проблемой. Молодым специалистам предлагается найти решение проблемы и добиться реализации найденного ими решения.

Пример кейса рассказывает о кризисе в оперном театре. Меньший объем - единственное отличие европейского кейса от гарвардского [18].

Чикагский подход

Параллельно с Гарвардом метод исследования ситуации развивала Чикагская школа социологии. Роберт Эзра Парк (Robert Ezra Par) в 1916 году начал исследования города как социальной среды, где применил метод кейс-стади. В методическом плане особенностью Чикагской школы было тяготение к эмпиризму. Ее представители [Н. Андерсен, Р. Маккензи, Э. Хьюз, У. Томас, Ф. Знанецкий и др.] определяли кейс-стади как неколичественные исследования, делающие акцент на истории и контексте происходящих событий, избегающие обобщений и ориентированные на понимание социальной жизни, через представления действующих лиц. Ключевым методологическим моментом кейс-стади стала опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Один из основателей Чикагской школы Эрнст Уотсон Берджесс (Ernest Watson Burgess) причислял метод кейсов к основным стратегиям эмпирического исследования [19].

Чикагский кейс рассказывает об Органический долине, которая занимается производством различной молочной продукции и органических продуктов. Кейс существенно отличается от предыдущих. В документе описывается подробная история развития долины, стратегические цели, миссия, структура долины, показатели эффективности, стандарты и сертификация, обратная связь с клиентами, построение работы, статистика. Дан полный анализ предприятия. Данный кейс можно назвать мини-исследованием [20].

Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH). ECCH является некоммерческой организацией, которая связана с организациями, предоставляющими и использующими кейсы и расположенными в различных станах мира. В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций, среди которых The Harvard Business School Publishing, Институт развития менеджмента (1MB) в Лозанне, в Швейцарии, INSEAD, в Фонтенбло во Франции, IESE в Барселоне в Испании, Лондонская бизнес-школа в Англии, а также Школа менеджмента в Кранфилде. У каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH [3].

Кейс-стади в Российском образовании

В 20-е года XX века С.Т. Шацкий пытался внедрить метод кейс-стади в систему российского образования. В 1926 году состоялась конференция, на которой рассматривались различные вопросы применения различных методов и методик, в том числе метода проектов или методы казусов. Это говорит о том, что метод кейсов в нашей стране был известен еще в 20-е годы прошлого столетия, но сам Шацкий ни в одной из своих работ этот термин не употребляет. В 1930 годы меняется подход к образованию, происходит возврат к традиционному подходу. Начинается политическая травля Шацкого, его соратников и идей. Он был обвинен в педагогическом «руссоизме», в чуждых политических взглядах «аграрного толстовства», в защите «кулацких настроений деревни» [21].

В 70-80-е года XX в. метод получил известность в СССР. В России метод стал применяться в конце 60-х начале 70-х годов XX в. Сначала на экономическом факультете МГУ и в академических институтах, затем в отраслевых институтах [22]. Анализ ситуации начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях, в первую очередь как метод обучению принятия решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Раппопорт и др. Новая волна интереса к методике кейс-

стади началась в девяностые годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов, умеющих анализировать и принимать решения. Российская компания «Решение: учебное видео» в конце 90-х выпускает новый продукт - игровой учебный видеокейс. В таком видеокейсе учебная ситуация, заимствованная из практики российских компаний, разыгрывается профессиональными актерами. Компанией заявляется, что учащиеся получают возможность «присутствия» на месте происходящих событий, а подготовленная для преподавателей методика препарирования кейса облегчает проведение занятий [23]. История метода кейс-стади в России в определенной степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например, обучение большого числа специалистов кейс-технологии было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Джорджа Сороса (George Soros).

Сегодня в России проходят чемпионаты по решению бизнес-кейсов, организовываются кейс-клубы [24]. В последнее время преподаватели стали внедрять в практические занятия интерактивные методы обучения, в том числе и кейс-стади.

Отличительной особенностью использования кейс-метода в России является то, что данный метод используется не систематически, а от случая к случаю. Если в гарвардской школе на данном методе построена большая часть практического обучения, то в российских вузах применение кейс-стади зависит от желания преподавателя.

Необходимость применения метода кейс-стади не вызывает сомнения сегодня. Он является эффективным методом образования, но только в том, случае, если его применение являет собой систему практических занятий. В России наблюдается положительная динамика в ситуации с применением кейс-метода. Но, к сожалению, технология не применяется систематически. И, как следствие, часто не приносит ожидаемого результата. При этом сам метод является эффективным инструментом формирования у студентов коммуникативной компетентности. Однако применение данного метода на младших курсах значительно снижает его эффективность в силу того, что студенты 1-2 курсов только учатся:

• ясно излагать свои мысли;

• уверенно чувствовать себя при любом общении: выступление с презентацией, докладом, во время дебатов, споров, экзаменов и т. д.;

• уметь говорить красноречиво, увлекательно;

• владеть своим голосом;

• обладать навыками публичных выступлений [25].

Тем самым они еще не готовы к самостоятельному грамотному изложению материала, их знания в предметной области еще не глубоки и не системны, у студентов еще нет четко сформированной профессиональной позиции.

На старших курсах бакалавриата применение метода кейс-стади возможно, но с определенными ограничениями. Например, только по конкретной теме занятия. Второй этап (3-4 курс-бакалавр) включает владение следующими компетенциями:

• умение структурировать выступления;

• умение эффективно использовать технологии передачи содержания и последовательности изложения:

• знание особенностей аудитории;

• знание интересов аудитории и умение говорить на ее языке;

• знание особенностей визуального восприятия (приемы работы со слайдами);

• знания техники ответа на вопросы: определения намерения слушателя, методов ухода от конфликта [26].

Использование метода кейс-стади в групповых занятиях в магистратуре, на наш взгляд, наиболее продуктивен. Это связано с тем, что в магистратуре студент уже приобретает следующие компетенции:

• умение выявлять и преодолевать барьеры общения;

• навыки делового общения: приемы и техники эффективной коммуникации;

• знания о логических и психологических приемах полемического общения;

• умение распознавать агрессивный, пассивный и манипулятивный стили поведения и успешно им противодействовать;

• умение бесконфликтно отстаивать свои интересы.

Это именно тот набор коммуникативных компетенций, которые позволяют нам говорить о сформированности коммуникативной компетентности как способности специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

По мнению Чепурной Е.Е., кейс-стади - это наилучший метод обучения студентов, который способствует расширению кругозора и уровня образованности на этапе магистратуры, поскольку при решении кейсов студенты могут развивать наиболее важные навыки необходимые при разрешении различных вопросов, касающиеся будущей работы и общения с людьми [26].

В современном образовательном процессе аспирантура также является ступенью обучения, однако это этап, на котором делается уклон на самообразование. По окончании данного этапа, аспирант должен обладать такими компетенциями, как ситуационный анализ, который направлен на развитие критического мышления, формирование интереса обучаемых к самому процессу добывания знаний в проблемных ситуациях [27]. Применение метода кейс-стади на данном этапе уже избыточно и уже не принесет ожидаемых результатов, можно лишь говорить о том, что аспирант может сам подготавливать кейсы в области своей предметной деятельности.

Итак, анализ содержательной особенности применения метода кейс-стади в России и за рубежом дает нам представление о том, что данный метод обязателен для применения в учебном процессе, но при условии его использования преимущественного при обучении в магистратуре. На наш взгляд, наибольшей эффективности использования метода кейс-стади можно достичь на третьем этапе, этапе магистратуры, поскольку студент уже обладает необходимыми коммуникативными компетенциями и профессиональными навыками для решения кейсов по его специальности. Данный этап, как правило, - это этап профессиональной определенности, студенту известны «правила игры». Сформированные компетенции позволяют профессионально, а главное, творчески работать над получением знаний и удовлетворять свои личные цели. Поскольку кейс-стади - это реальные случаи из жизни каких-либо компаний, то человеку, который уже обладает профессиональными умениями и навыками, будет интересно и полезно «отточить» их на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукьянова Н.А. Формирование коммуникативной компетентности в условиях глобализации профессионального поля // Российская школа связей с общественностью. - 2011. - № 2. - C. 190-193.

2. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования // Смальта. - 2014. - № 5. - C. 113-114.

3. Гасанова С.С. Кейс-технология в практике высшего образования // Управление инновациями : теория, методология, практика. - 2013. - № 7. - C. 153-157.

4. Долгоруков М.А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 15.12.2015).

5. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейст-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 3. - C. 118-129.

6. Тимохов В.И. Кейс: средство массового обучения ТРИЗ. URL: http://www.trizland.ru/ trizba/articles/248/ (дата обращения: 17.12.2015).

7. Малинина М. Метод кейс-стади в неформальном образовании. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adukatar_2_Pages_2 -8.pdf (дата обращения: 17.12.2015).

8. Кильпикова О.В., Овчаренко В.А. Дискуссионные методы активного обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 16. - C. 22-25.

9. Дискуссия // Википедия. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1% 83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 17.12.2015).

10. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М.: Феникс, 2006. - 448 с.

11. Ивин А. Логика. URL: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/ivin_logika.pdf (дата обращения: 18.12.2015).

12. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 721 с.

13. Вебстер М. Международный словарь. URL: www.merriam-webster.com (дата обращения: 18.12.2015).

14. Адонина Н.П. Кейс-стади: история и современность // Высшее образование сегодня. - 2012. -№ 11. - C. 43-48.

15. Official site of Harvard University. URL: http://www.harvard.edu/ (дата обращения: 20.12.2015).

16. Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/2015/06/case-study-can-retailers-win-back-shoppers-who-browse-then-buy-online? (дата обращения: 20.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Manchester business school. URL: http://www.mbs.ac.uk/undergraduate/ (дата обращения: 22.12.2015).

18. The University of Manchester. Alliance Manchester Business School. URL: https://mec.portals. mbs.ac.uk/Enterpriseactivities/Competitions/EliandBrittHarari.aspx (дата обращения: 22.12.2015).

19. Вспомогательный проект портала Хронос. URL: http://ponjatija.ru/node/12274 (дата обращения:

24.12.2015).

20. Organic Valley case study. URL: http://www.cias.wisc.edu/wp-content/uploads/2013/04/ organicvalleyfi-nal071613.pdf (дата обращения: 24.12.2015).

21. Кейс-стади в образовании: сборник материалов для создателей кейсов с электронным сопровождением / под. ред. И. Кузнецовой. URL: http://www.neweurasia.ru/media/Case%20Studies.pdf (дата обращения: 24.12.2015).

22. Реализация кейс-технологий в профессиональной подготовке будущего педагога. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20683 (дата обращения: 8.01.2016).

23. Метод кейсов // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_кейсов (дата обращения:

06.03.2016).

24. Международный инженерный чемпионат Case-in. URL: http://vseros.yminer.fondsmena.ru/ (дата обращения: 09.01.2015).

25. Лукьянова Н.А., Налетова А.И. Ресурсоэффективность коммуникативных образовательных технологий // Вестник науки Сибири. - 2012. - № 2. - С. 93.

26. Чепурнова Е.Е. Применение технологии «case-study» при подготовке магистров. - URL: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/mg/2006/chepurnova.pdf (дата обращения: 19.04.2016).

27. Лукьянова Н.А., Петров В.В. Коммуникативная компетенция - ресурс повышения качества инновационного образования // Философия образования. - 2010. - № 4. - С. 87-95.

REFERENCES

1. Lukyanova N.A. Formirovanie kommynikativnoy kompetentnosti v ysloviyakh globalizatsii professional-nogo polya [Formation of communicative competence in the professional field of globalization]. Ros-siyskaya shkola svyazey s obshestvennostyu, 2011, no. 2, pp. 190-193.

2. Mychka S.Yu., Shatalova M.A. Ispolzovanie metoda «keys-stadi» v sisteme srednego professionalnogo obrazovania [The use of «case study» method in the system of secondary vocational education]. Smalta, 2014, no. 5, pp. 113-114.

3. Gasanova S.S. Keys-tekhnologiya v praktike vysshego obrasovaniya [Case study technology in higher education]. Upravlenie innovatsiyami: teoriya, metodologiya, praktika, 2013, no. 7, pp. 153-157.

4. Dolgorykov M.A. Metod keys-stadi kak sovremennaya tekhnologiya professionalno-orientirovannogo obucheniya [Case study method as a modern technology in vocational training]. Available at: http://www.evolkov.net/case/case.study.html (accessed 15 December 2015).

5. Bagirova I.Kh., Buryhin B.S. Keys-stadi kak interaktivnyy metod v obrazovanii studentov-ekonomistov v protsesse izucheniya distsipliny «upravlenie personalom» [Case study as an interactive method in education

of economists in the process of studying the discipline «Human Resource Management»]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2012, no. 3, pp. 118-119.

6. Timokhov V.I. Keys: sredstvo massovogo obucheniya TRIZ [Case studies: mass education means TRIZ]. Available at: http://www.trizland.ru/trizba/articles/248/ (accessed 17 December 2015).

7. Malinina M. Metod keys-stadi v neformalnom obrazovanii [Case study method in non-formal education]. Avalable at: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adukatar_2_Pages_2-8.pdf (accessed 17 December 2015).

8. Kilpikova O.V. Ovcharenko V.A. Diskussionnye metody aktivnogo obucheniya [Discussion methods of active learning]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, 2012, no. 16, pp. 22-25.

9. Diskussiya [Discussion] Wikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8% D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B80/oD1%8F (17 December 2015).

10. Soper P.L. Osnovy iskusstva rechi [Basics of speech art]. Moscow, Feniks Publ., 2006, 448 p.

11. Ivin A. Logika [Logic]. Available at: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/ivin_logika.pdf (accessed 18 december 2015).

12. Kondakov N.I. Logicheskiy slovar-spravochnik [Logical dictionary and directory]. Moscow, Nauka Publ., 1975, 721 p.

13. Webster M. Mezhdunarodnyy slovar [International dictionary]. Available at: www.merriam-webster.com (accessed 18 december 2015).

14. Adonina N.P. Keys-stadi: istoriya i sovremennost [Case study: history and modernity]. Vysshee obrazovanie segodnya, 2012, no. 11, pp. 43-48.

15. Official site of Harvard University. Available at: http://www.harvard.edu/ (accessed 20 December 2015).

16. Harvard Business Review. Available at: https://hbr.org/2015/06/case-study-can-retailers-win-back-shoppers-who-browse-then-buy-online? (accessed 20 December 2015).

17. Manchester business school. Available at: http://www.mbs.ac.uk/undergraduate/ (accessed 22 December 2015).

18. The University of Manchester. Alliance Manchester Business School. Available at: https://mec.portals.mbs.ac.uk/Enterpriseactivities/Competitions/EliandBrittHarari.aspx. (accessed 22 December 2015).

19. Vspomogatelnyy proekt portala Khronos [Supporting project of the Chronos portal]. Available at: http://ponjatija.ru/node/12274 (accessed 24 December 2015).

20. Organic Valley case study. Available at: http://www.cias.wisc.edu/wp-content/uploads/2013/04/ organicvalleyfinal071613.pdf (accessed 24 December 2015).

21. Kuznecova I. Keys-stadi v obrazovanii: sbornik materialov dlya sozdateley keysov s elektronnym so-provozhdeniem [Case studies in education: collection of materials for the creators of cases with electronic accompaniment]. Available at: http://www.neweurasia.ru/media/Case%20Studies.pdf (accessed 24 December 2015).

22. Realizatsiya keys-tekhnologiy v professionalnoy podgotovke budushchego spetsialista [Case-technologies implementation in professional training of a future specialist]. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20683. (accessed 8 January 2016).

23. Metod keysov [Case study method]. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/MeTog_KencoB (accessed 6 March 2016).

24. Mezhdunarodnyy inzhenernyy chempionat «Case in» [International Engineering championship «Case-in»]. Available at: http://vseros.yminer.fondsmena.ru/ (accessed 9 January 2016).

25. Lukyanova N.A., Naletova A.I. Resyrsoeffektivnost kommunikativnykh obrazovatelnukh tekhnologiy [Resource efficiency of communication educational technologies]. Vestniknauki Sibiri, 2012, no. 2, p. 93.

26. Chepurnova E.E. Primenenie tekhnologii «case-study» pri podgotovke magistrov [The use of «case-study» in the getting master's degrees]. Available at: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/mg/2006/chepurnova.pdf (19 April 2016).

27. Lukyanova N.A., Petrov V.V. Kommunikativnaya kompetentnost - resurs povysheniya kachestva inno-vacionnogo obrazovaniya [Communicative competence - a resource to improve the quality of innovative education]. Filosofiya obrazovaniya, 2010, no. 4, pp. 87-95.

Дата поступления 20.05.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.