Научная статья / Research article
Новейшая история Кавказа на страницах современных учебников истории
России
С. Б. Манышев
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5276-7743, e-mail: [email protected]
Аннотация. Вопросы преподавания истории являются важной частью формирования идентичности человека. Целью статьи является рассмотрение отражения истории Кавказа и его народов на страницах современных российских школьных учебников в постсоветский период. В работе дан краткий обзор состояния школьного исторического образования в современный период. Отмечается, что в результате распада Советского Союза произошла переоценка целого ряда исторических деятелей и событий, что привело, с одной стороны, к деидеологизированности школьного исторического образования, а с другой, к трудностям в оценке фактов и событий учителями, что негативно сказывалось на учебном процессе. Результатом этого длительного процесса и общественной дискуссии стало создание Историко-культурного стандарта, в соответствии с которым сегодня созданы несколько линеек школьных учебников истории России. Автором проанализированы пять линеек учебников, используемых сегодня в школах России и написанных в соответствии с Историко-культурным стандартом. Выделен ряд сюжетов позднесоветского периода, которые стали основой межнациональных и политических конфликтов в регионе в последующем. Прежде всего, рассмотрены события на Южном Кавказе в период распада Советского Союза, которые привели к подъему национальных движений в союзных республиках. Отдельное внимание уделено истории российского Северного Кавказа и особенностям ее описания на страницах школьных учебников. Автор касается интерпретации событий в Северной Осетии, Чечне и Дагестане. Здесь также рассмотрены сюжеты, связанные с обострением межнациональных отношений в начале 1990-х гг. Большое внимание уделено «чеченскому кризису» от распада Советского Союза до окончания контртеррористической операции в 2020 г. Кроме того, автор обращается к внешней политике постсоветской России и ее «кавказскому» вектору, направленному на Южный Кавказа и образовавшиеся там независимые государства. Подчеркивается роль России в создании СНГ, взаимоотношений между отдельными странами Южного Кавказа и Россией. Не обойдены вниманием конфликты в Абхазии и Южной Осетии, и освещение на страницах современных школьных учебников «Пятидневной войны».
Ключевые слова: Кавказ, преподавание истории, этнические конфликты, постсоветская история.
Для цитирования: Манышев С. Б. Новейшая история Кавказа на страницах современных учебников истории России. // Постсоветские исследования. 2022; 7(5):732-740.
The latest history of the Caucasus on the pages of modern Russian history
textbooks
Sergey B. Manyshev
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian
Academy of Sciences, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5276-7743, e-mail: [email protected]
Abstract. Questions of teaching history are an important part of the formation of human identity. The purpose of the article is to consider the reflection of the history of the Caucasus and its peoples on the pages of modern Russian school textbooks in the post-Soviet period. The paper provides a brief overview of the state of school history education in the modern period. It is noted that because
of the collapse of the Soviet Union, a few historical figures and events were reassessed, which led, on the one hand, to the de-ideologization of school history education, and on the other hand, to difficulties in assessing facts and events by teachers, which negatively affected the educational process. The result of this long process and public discussion was the creation of the Historical and Cultural Standard, in accordance with which several lines of school textbooks on the history of Russia have been created today. The author analyzed five lines of textbooks used today in Russian schools and written in accordance with the Historical and Cultural Standard. Several plots of the late Soviet period are singled out, which became the basis of interethnic and political conflicts in the region in the future. First, the events in the South Caucasus during the collapse of the Soviet Union, which led to the rise of national movements in the union republics, are considered. Special attention is paid to the history of the Russian North Caucasus and the peculiarities of its description on the pages of school textbooks. The author deals with the interpretation of events in North Ossetia, Chechnya and Dagestan. It also considers plots related to the aggravation of interethnic relations in the early 1990s. Much attention is paid to the "Chechen crisis" from the collapse of the Soviet Union to the end of the counter-terrorist operation in 2020. In addition, the author refers to the foreign policy of post-Soviet Russia and its "Caucasian" vector aimed at the South Caucasus and the independent states formed there. The role of Russia in the creation of the CIS, relations between individual countries of the South Caucasus and Russia is emphasized. Not ignored are the conflicts in Abkhazia and South Ossetia, and the coverage on the pages of modern school textbooks of the "Five-Day War".
Keywords: Caucasus, history teaching, ethnic conflicts, post-Soviet history
For citation: Sergey B. Manyshev. The latest history of the Caucasus on the pages of modern Russian history textbooks. // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022; 7(5):732-740. (In Russ.)
Вопрос о содержании школьного исторического образования в нашей стране в постсоветский период ставился
неоднократно: распад Советского Союза, приведший к переоценке целого ряда событий и ролей персонажей из отечественной и зарубежной истории, продемонстрировал фрагментарность
исторического знания, которое
формировалось в советской школе. Период 1990-х гг. - время появления большого числа разных по продуманности и качеству изложения материала учебников и учебных пособий, авторы которых пытались деидеологизировать историю, обратить внимание на ранее не освещавшиеся в школьному курсе сюжеты [Гузь 2019: 112114]. Это, в свою очередь, при всех плюсах, породило и ряд существенных недостатков: учителям приходилось сталкиваться с противоречивыми, порой,
взаимоисключающими друг друга мнениями по тем или иным событиям и периодам истории страны. Историки признавали, что несмотря на большое число учебников, «из них буквально выпирают методологическая несостоятельность, идеологическая
предвзятость, несбалансированность
различных тем и сюжетов, отсутствие связи между ними, постоянная путаница, фактические ошибки и искажения» [Каким быть... 2002: 7].
Все обозначенные выше противоречия вылились в общественную дискуссию, связанную с необходимостью введения единого учебника истории, в котором должна была быть представлена некая стройна и логическая линия развития отечественной истории для школьников. Но ей на смену пришла новая концепция, связанная не с единым учебником, а с созданием Историко-культурного стандарта, в соответствии с которым будут подготовлены новые учебники [Вяземский 2014: 10-11].
Разработанный Историко-культурный стандарт декларирует задачу формирования у школьников основных представлений о развитии российского многонационального государства. И, действительно, большое внимание в нем уделено отдельным народам России, их истории, а также территориям, которые в те или иные периоды входили в
состав Российской империи и СССР1. Такой подход можно считать новаторским, так как в 1990-е - начале 2000-х гг. истории народов и регионов России на страницах школьных учебников уделялось существенно меньше внимания [Shnirelman 2009].
Сегодня преподавание истории в России ведется по 5 линейкам учебников, созданных известными в стране учеными и методистами: учащиеся знакомятся с историей России с VI по XI класс. Существующие учебники подготовлены в соответствии с Историко-культурным стандартом. Однако далеко не все важные события даже на территории Российской Федерации нашли отражение на страницах школьных учебников: стандарт по сути своей, является документом, включающим в себя набор фактов и имен, которые обязательно должны быть отражены в учебной литературе. Все же остальные события включаются в учебники по усмотрению авторов.
Определенное внимание авторы уделяют истории народов Кавказа: уже в VI классе школьники узнают об истории города Дербента, Кавказской Албании, затем - о Персидском походе императора Петра Великого, и, конечно, о Кавказской войне [Манышев 2018; Трепавлов 2021]. Значительно меньше внимания уделено истории Кавказа постсоветского периода, которая изучается в XI классе.
Марк Ферро в предисловии к своей классической работе «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» писал: «Не приходится сомневаться: образ других народов, так же, как и живущий в нашей душе образ самих себя, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Именно на эти представления впоследствии накладываются все наши мимолетные размышления и устойчивые понятия. То, что удовлетворяло нашу первую
любознательность, пробуждало наши первые эмоции, остается неизгладимым» [Ферро 2010: 7].
1 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Российское историческое общество. URL:
С этим трудно поспорить. Именно поэтому заложенные в детстве и юношестве представления о тех или иных событиях или личностях сопровождают человека на протяжении всей его жизни, в очень мало степени изменяясь или корректируясь. И именно поэтому не только научный, но и практический интерес представляет то, как отражена истории народов и регионов на страницах школьных учебников.
Кризис межнациональных отношений и распад Советского Союза
Вопросы национальной политики в Советском Союзе с первых лет его существования занимали руководство страны, декреты которого провозгласили равенство всех народов государства. Однако излишняя централизация власти вместе с экономическим кризисом и социальными изменениями в обществе
продемонстрировали во второй половине 1980-х гг., что попытка создать наднациональную общность под названием «советский человек», оказалась фикцией [Козьменко 2012: 123].
Говоря об отражении тех или иных постсоветских «кавказских» сюжетов на страницах современных школьных учебников, нельзя не коснуться самого распада СССР, так как большинство межнациональных проблем в регионе обусловлены именно этим событием.
Нарастание социального недовольства и националистических настроений, которые были характерны для периода Перестройки, стали определенным сигналом для руководства страны, которое предлагало лишь «обновить социализм». Радикальные перемены, вызванные Перестройкой, обнажили национальные противоречия, в том числе, вскрыли «незажившие раны» обиды депортированных в годы Великой Отечественной войны народов Кавказа. А также они всколыхнули «застарелые исторические конфликты», в частности, в Нагорном Карабахе и в Абхазии [Волобуев 2016: 291].
https ://historyrussia. org/sobvtiva/podgotovlen-pюekt-usovershenstvovanmi-kontseptsц-prepodavaшva-uchebnogo-kursa-istoriva-rossii.html (дата обращения 29.08.2022)
Подъем националистических движений в союзных республиках авторы учебников связывают с общим разрастанием оппозиционности в стране: политические элиты союзных республик, в том числе и кавказских, считали необходимым расширение своих полномочий. Они видели в реформах, проводимых М.С. Горбачевым, реальную угрозу для своей власти, поэтому и поддерживали в большинстве своем националистические выступления [Шубин 2021: 337].
Обострялись не только
взаимоотношения между центром и союзными республиками, но и между отдельными республиками. В современных учебниках истории уделяется внимание нескольким событиям, которые ярко демонстрируют как общие кризисные явления в стране, так и кризис межнациональных отношений. В первую очередь речь идет о событиях вокруг Нагорного Карабаха. В 1988 г. Совет народных депутатов этой автономной области обратился к Верховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать эту территорию в состав Армянской ССР [Ваал де 2005: 29]. Это было вызвано нарастанием противоречий в регионе между армянским большинством и
азербайджанским меньшинством.
Школьникам не приводится никаких причин конфликта в Нагорном Карабахе. Авторы пишут лишь о том, что его территория была населена армянами, но входила в состав Азербайджана на правах автономии [Измозик 2021: 123]. Требование населения о воссоединении с Арменией переросло в обоюдные армяно-азербайджанские погромы, результатом которых стали многочисленные жертвы и около 300 тысяч беженцев [Никонов 2019: 106; Шубин 2021: 337]. В качестве яркого примера национального противостояния рассказывается о событиях февраля 1988 г. в Сумгаите. Согласно официальной советской версии, «группой хулиганствующих элементов были спровоцированы
беспорядки. В противоправные действия оказались вовлечены неустойчивые, незрелые люди, попавшие под влияние лживых слухов вокруг событий в Нагорном
Карабахе и Армении» [Распад СССР... 2006: 49]. О.В. Волобуев пишет, что впервые со времен Гражданской войны в стране прошли митинги под националистическими лозунгами, сопровождавшиеся погромами и вооруженными столкновениями [Волобуев 2016: 294; Горинов 2016: 37].
Еще одной точкой напряженных межнациональных отношений стала Грузия. Здесь весной 1989 г. в Абхазской Автономной Республике прозвучали лозунги, призывающие к самостоятельности последней. В 1990 г. начался конфликт в Южной Осетии. Как отмечают авторы учебников, рост националистических настроений в Грузии подтолкнул к сепаратизму в в этих автономиях [Никонов 2019: 106; Шубин 2021: 343]. В свою очередь, в Тбилиси начались митинги, на которых призывали к выходу из состава СССР, а также расправе над представителями власти [Распад СССР. 2006: 87]. Это привело к трагическим событиям 9 апреля 1989 г., когда, по согласованию с Москвой местное партийное руководство приняло решение о разгоне демонстрации. В результате этого погибли 19 человек, а сотни были ранены [Измозик 2021: 123]. Но ни подавление армией демонстраций в Тбилиси, ни разгон манифестантов в Баку в 1990 г. не дали ожидаемого результата. Применение силы для решения подобных вопросов влекло за собой еще больший накал межнациональных отношений и демонстрировало потерю центром контроля над ситуацией [Никонов 2019: 107; Измозик 2021: 124].
Августовский путч поставил точку в распаде СССР и окончательно подорвал доверие союзных республик к центру, в результате чего к 1 сентября 1991 г. провозгласили свою независимость Украина, Молдавия Азербайджан Узбекистан и Киргизия [Волобуев 2016: 294; Никонов 2019: 110]. Таким образом, «парад суверенитетов» и распад Советского Союза тесно связан с событиями 1988-1989 гг. в Нагорном Карабахе, Баку, Душанбе, Сухуми и Тбилиси и последовавшим за этим принятием деклараций о государственном суверенитете в этих странах [Горинов 2016: 38].
Российский Северный Кавказ: постсоветские проблемы
Первым сюжетом из постсоветской истории, который связан с Кавказом и отражен на страницах учебников, являются события 1992 г. в Пригородном районе. Генезис этого конфликта обусловлен нерешенными национальными проблемами, которые достались новой России от Советского Союза, а также с созданием новой административно-территориальной единицы на карте страны - Республики Ингушетия. Дело в том, что в законе, согласно которому была образована новая республика, ее территориальные границы не были прописаны: для решения всех вопросов создавалась особая государственная комиссия, в компетенцию которой входило и государственно-территориальное разграничение1. Трагические события конца октября - начала ноября 1992 г. принесли огромные жертвы для двух небольших республик: погибли 407 ингушей и 105 осетин [Цуциев 1998: 5].
К сожалению, большинство
современных учебников обходит стороной эти события: не нашлось им места ни в рассказе о внутренней политике, ни в темах, посвященным межнациональным
отношениям. Лишь в учебнике О.В. Волобуева несколько строк посвящено этим трагическим событиям. Авторы отмечают, что на территории РФ после подписания Федеративного договора в марте 1992 г. в целом в стране снизилась этническая напряженность, за исключением Северного Кавказа. Они указывают, что в Северной Осетии и Ингушетии началось создание отрядов самообороны, что в конечном итоге привело в «этнической войне», вытеснению ингушского населения из Пригородного района. Не касаясь предпосылок этих событий, авторы заключают, что таким образом в постсоветской России появились первые беженцы [Волобуев 2016: 311-312]. Такая «корректировка» исторического
1 Закон РФ от 04.06.1992 № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской
Федерации» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-04061992-n-2927-1 -ob/ (дата обращения 29.08.2022)
сознания с одной стороны, вполне объяснима, а с другой - несет в себе основу для будущих конфликтов. Попытка же обойти такой важный и сложный сюжет, не вписав его в общую канву событий в постсоветской России, приводит ко всевозможным спекуляциям, которые впоследствии преподаются школьниками в курсах региональной истории. Наглядным примером этому служит скандал с учебником истории Северной Осетии, разгоревшийся несколько лет назад, когда член Общественной палаты России Ф. Албакова обратилась в Генеральную прокуратуру для организации проверки учебного пособия на экстремизм2.
Следующий сюжет так или иначе связан с событиями, происходившими на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР в условиях кризиса государственной власти в центре. Провозгласив свою независимость и не имея какого бы то ни было международно-правого признания, Чеченская Республика Ичкерия попыталась выстроить свою национальную
государственность. У чеченского кризиса был целый ряд предпосылок, уходящих корнями в советское прошлое. Большой террор и последовавшая за ним депортация не позволили сформировать в Чечено-Ингушетии сваю национальную
интеллигенцию, а фактическая сегрегация привела к отставанию чеченцев в социальном развитии от других народов России, к более низкому уровню жизни среди республик СССР, более низкому уровню образования, высокой детской смертности [Гакаев 1997: 173].
Важной задачей для нового Российского государства было не допустить распада страны. Но не все территории бывшего РСФСР были готовы оставаться в ее составе. Наиболее остро встал вопрос о статусе Чечни после прихода к власти в ней генерала Д. Дудаева. Однако политическая борьба различных группировок в стране привлекала
2 Учебник по истории Северной Осетии нельзя использовать в школе // РИА Новости. 26.11.2013. URL: https://ria.ru/20131126/979914156.html (дата обращения 29.08.2022)
к себе больше внимания, чем события здесь, где было захвачено имущество советской армии, участились случаи насилия над русским населением [Измозик 2021: 154].
Среди причин, которые привели к развитию чеченского кризиса, авторы школьных учебников отмечают общий экономический кризис, который стал катализатором роста сепаратистских настроений, подпитываемых памятью о репрессиях на национальной почве [Измозик 2021: 122]. Помимо этого, по их мнению, свою роль сыграли неразрешенные этнополитические конфликты, а также к этому добавилась деятельность
представителей зарубежных исламистских центров, связанных с международным терроризмом [Никонов 2019: 137]. «По сути, - пишут авторы одного из учебников о приходе к власти Д. Дудаева в сентябре 1991 г., - произошел государственный переворот в масштабах автономной республики и сепаратистское восстание в масштабах СССР» [Волобуев 2016: 313].
Авторы учебников почти полностью игнорируют фактическую сторону происходивших событий, описывая их общими фразами. И лишь в линейке под редакцией В.Р. Мединского говорится о том, что в августе 1991 г. власть в Чечне была захвачена Объединенным конгрессом чеченского народа, который возглавлял Д. Дудаев. А уже весной 1992 г. была провозглашена независимость Ичкерии, полностью подавлена оппозиция, разогнан парламент, и республика оказалась выведенной из правового поля России. В таких условиях российские власти поддержали чеченскую оппозицию. К лету 1994 г «в республике развернулась гражданская война», которая, по мнению авторов учебника, стала катализатором ввода российских войск на территорию Чечни [Шубин 2021: 375].
События декабря 1994 г. в Чеченской Республике трактуются как «восстановление конституционного порядка», но они в итоге привели к обострению конфликта, которое повлекло за собой многочисленные жертвы [Горинов 2016: 58; Никонов 2019: 138; Измозик 2021: 154]. Своеобразным ответом на действия федеральных властей стал захват
Ш. Басаевым больницы в Буденновске, повлекший за собой человеческие жертвы. А переговоры с террористами
продемонстрировали лишь то, что они нужны были для перегруппировки сил, а не для достижения мира [Горинов 2016: 58]. Несмотря на то, что к весне 1995 г. федеральные силы взяли контроль над большей частью Чечни, «дудаевцы перешли к партизанской борьбе» [Шубин 2021: 376].
Президентская кампания 1996 г. в стране повлекла за собой замораживание конфликта, и у власти в Чечне оказались антироссийски настроенные полевые командиры [Никонов 2019: 138]. Но именно с одним из них, «начальником штаба чеченских незаконных формирований» А. Масхадовым, в итоге были подписаны хасавюртовские соглашения, которые фактически завершили войну в Чечне. Россия попыталась вновь, хотя бы частично, интегрировать территорию республики в свой состав, взяв на себя обязательства по выплате пенсий и пособий, а также подтвердив свою готовность выделить средства на ее восстановление. В свою очередь, представители Чечни
гарантировали проведение демократических выборов [Горинов 2016: 58; Никонов 2019: 139; Измозик 2021: 155].
Однако избранный президентом А. Масахдов не смог наладить эффективную работу органов государственной власти и фактически не контролировал ситуацию в республике. И здесь необходимо выделить еще один небольшой сюжет, который связан не только с событиями в Чечне, но и с Дагестаном. В августе 1999 г. международные террористы под
командованием Ш. Басаева и полевого командира Хаттаба вторглись на его территорию. И тогда жители Дагестана решительно выступили против
бандформирований [Рощин 2003]. Этим событиям также уделено небольшое внимание в учебниках. Авторы отмечают, что этот рейд сепаратистов стал вызовом территориальной целостности страны [Измозик 2021: 159; Шубин 2021: 376]. Именно тогда российским войскам и дагестанским ополченцам удалось разбить отряды террористов. И именно с этого
момента, как следует из текстов учебников, началась контртеррористическая операция на территории Чечни [Измозик 2021: 160; Шубин 2021: 377].
Логическим завершением описания событий в Чеченской Республике является вписывание их в общий контекст борьбы с терроризмом, из которого школьники узнают и о теракте в Беслане [Шубин 2021: 388]. Но также им предложен один из немногочисленных «мирных» сюжетов, связанных с попытками центральных властей наладить в республике в начале 2000-х гг. работу государственных органов и проведение выборов главы региона, на которых победу одержал А. -Х. Кадыров [Измозик 2021: 180].
Южный Кавказ в орбите внешней политики России
Распад Советского Союза привел к тому, что на Южном Кавказе были созданы самостоятельные государства: Армения, Азербайджан, Грузия, а впоследствии Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Нагорно-Карабахская Республика на протяжении более четверти века имеет статус непризнанного государства. Последние 30 лет Россия в этом регионе вынуждена соперничать с другими политическими игроками, такими как США, Турция, Иран. Но при этом большинство отраслей экономики независимых государств Южного Кавказа ориентированы именно на Россию [Гаджиев 2010: 296-300].
Относительно немного информации можно найти на страницах учебников о постсоветской истории государств Южного Кавказа. В первую очередь, школьники узнают о Содружестве независимых государств, в создании которого, помимо Российской Федерации, принимали участие Азербайджан, Армения и Грузия [Волобуев 2016: 335; Никонов 2019: 112].
В рамках внешней политики России рассматриваются события августа 2008 г. В целом взаимоотношения со странами бывшего СССР выстраивались
бесконфликтно, однако, неопределенный статус Абхазии и Южной Осетии приводил к напряжению во взаимоотношениях с Грузией. Связано это было в том числе и с
ориентацией политики нового президента М. Саакашвили на США и Евросоюз [Волобуев 2016: 338]. В результате произошел открытый конфликт. После того, как грузинская армия вторглась на территорию Южной Осетии, а под обстрел попали российские миротворцы, была проведена «операция по принуждению Грузии к миру» [Горинов 2016: 97; Никонов 2019: 192; Шубин 2021: 404]. Российская Федерация в результате этого краткосрочного конфликта, длившегося всего 5 дней, признала независимость Южной Осетии и Абхазии, что авторы учебников объясняют непродуманными действиями президента Грузии М. Саакашвили [Никонов 2019: 192; Измозик 2021: 187].
Заключение
В постсоветский период Кавказ для России стал как объектом внутренней, так и внешней политики: регионы Северного Кавказа, входящие в состав Российской Федерации, испытывают на себе те же социально-экономические и политические проблемы, что и другие субъекты федерации. Ставшие независимыми страны Южного Кавказа теперь для нашей страны объекты внешней политики и соперничества за влияние на них с другими крупными политическими игроками в регионе. Именно поэтому такую важную роль играет отражение тех или иных событий на страницах школьных учебников, так как именно благодаря им у школьников формируется глубокое понимание обусловленности причин и последствий. К сожалению, на страницах современных учебников истории России история постсоветского Кавказа в большинстве своем предстает сквозь призму национальных, политических и военных конфликтов. Поэтому у школьников может сложиться крайне негативное отношение к региону и его народам. Понятно, что невозможно в ограниченном по объему материале представить историю всех регионов страны, но подобный дисбаланс является основой для будущих конфликтов и социальной стигматизации выходцев из кавказских регионов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ваал де Т. Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной / Перевод с англ. О. Алякринского. М.: Текст, 2005. 413 с.
Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России: начало XX - начало XXI в. 10 класс: учебник. М.: Дрофа, 2016. 367 с.
Вяземский Е.Е. Проблемы и тенденции развития исторического образования в современной России в мировом контексте // Школьные технологии. 2014. № 6. С. 10-22.
Гаджиев К.С. Кавказский узел в политических приоритетах России. М.: Логос, 2010. 532 с.
Гакаев Д.Д. Очерки политической истории Чечни (XX век). М.: Изд-во ЧКЦ, 1997. 473 с.
Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др. История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3-х ч. Ч. 3 / Под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. 160 с.
Гузь Е. Школьный учебник по истории в условиях трансформации государственной образовательной политики рубежа XX-XXI вв. // Постсоветский материк. 2019. № 1 (21). С. 111 -121.
ИзмозикВ.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России: 10 класс. Базовый и углубленный уровни. В 2-х ч. Ч. 2: учебник / Под ред. В.А. Тишкова. М.: Вентана-Граф, 2021. 222 с.
Каким быть современному школьному учебнику по отечественной истории XX века? // Отечественная история. 2002. № 3. С. 3-56.
Козьменко В.М., Цай В.И. Эволюция межнациональных отношений и национальной политики в СССР в 1920-х - 1991 г. // Вестник РУДН. Серия: История России. 2012. № 2. С. 120-131.
Манышев С.Б. Кавказская война: взгляд федеральных учебников // Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сборник статей / Под ред. К.А. Пахалюка. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. С. 165-174.
НиконовВ.А., Девятов С.В. История. История России. 1914 г. - начало XXI в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2-х ч. Ч. 2. 1945-2016 / Под науч. ред. С.П. Карпова. М.: Русское слово - учебник, 2019. 240 с.
Распад СССР. Документы / Сост. А.В. Шубин. М.: ИВИ РАН, 2006. 286 с.
Рощин М. Фундаментализм в Дагестане и Чечне // Отечественные записки. 2003. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2003/5/fundamentalizm-v-dagestane-i-chechne.html#t21 (дата обращения 29.08.2022)
Трепавлов В.В. Вопросы истории и культуры России и ее народов в школьных учебниках и пособиях СКФО и ЮФО // Историческая и этнокультурная тематика в учебном, научном и общественно-политическом дискурсе Северного Кавказа / Под ред. В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2021. С. 110-116.
Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / Перевод с фр. Е.И. Лебедевой. М.: Книжный Клуб 36,6, 2010. 461 с.
Цуциев А.А. Осетино-ингушский конфликт (1992-...): его предыстория и факторы развития. Историко-социологический очерк. М.: РОССПЭН, 1998. 200 с.
Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. История России. Начало XX - начало XXI в. 10 класс: базовый уровень: учебник / Под общ. ред. В.Р. Мединского. М.: Просвещение, 2021. 431 с.
Shnirelman V. Stigmatized by history of Historians? The Peoples of Russia in School History Textbooks // History and Memory. 2009. Vol. 21. № 2. P. 110-149.
REFERENCES
Cuciev A.A. Osetino-ingushskij konflikt (1992-.): ego predystorija i faktory razvitija. Istoriko-sociologicheskij ocherk. M.: ROSSPJeN, 1998. 200 s.
Ferro M. Kak rasskazyvayut istoriyu detyam v raznykh stranakh mira / Perevod s fr. E.I. Lebedevoy. M.: Knizhnyy Klub 36,6, 2010. 461 s.
GadzhievK.S. Kavkazskiy uzel v politicheskikh prioritetakh Rossii. M.: Logos, 2010. 532 s.
Gakaev D.D. Ocherki politicheskoj istorii Chechni (XX vek). M.: Izd-vo ChKC, 1997. 473 s.
Gorinov M.M., Danilov A.A., Morukov M.Ju. i dr. Istorija Rossii. 10 klass. Uchebnik dlja obshheobrazovatel'nyh organizacij. V 3-h ch. Ch. 3 / Pod red. A.V. Torkunova. M.: Prosveshhenie, 2016. 160 s. Guz'E. Shkol'nyy uchebnik po istorii v usloviyakh transformatsii gosudarstvennoy obrazovatel'noy
politiki rubezha XX-XXI vv. // Postsovetskiy materik. 2019. № 1 (21). S. 111-121. Izmozik V.S., Zhuravleva O.N., RudnikS.N. Istorija Rossii: 10 klass. Bazovyj i uglublennyj urovni. V
2-h ch. Ch. 2: uchebnik / Pod red. V.A. Tishkova. M.: Ventana-Graf, 2021. 222 s. Kakim byt' sovremennomu shkol'nomu uchebniku po otechestvennoy istorii XX veka? //
Otechestvennaya istoriya. 2002. № 3. S. 3-56. Koz'menko V.M., Caj V.I. Jevoljucija mezhnacional'nyh otnoshenij i nacional'noj politiki v SSSR v
1920-h - 1991 g. // Vestnik RUDN. Serija: Istorija Rossii. 2012. № 2. S. 120-131. Manyshev S.B. Kavkazskaya voyna: vzglyad federal'nykh uchebnikov // Prepodavanie voennoy istorii v Rossii i za rubezhom: Sbornik statey / Pod red. K.A. Pakhalyuka. M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2018. S. 165-174.
Nikonov V.A., DevjatovS.V. Istorija. Istorija Rossii. 1914 g. - nachalo XXI v.: uchebnik dlja 10 klassa obshheobrazovatel'nyh organizacij. Bazovyj i uglublennyj urovni. V 2-h ch. Ch. 2. 1945-2016 / Pod nauch. red. S.P. Karpova. M.: Russkoe slovo - uchebnik, 2019. 240 s. Raspad SSSR. Dokumenty / Sost. A.V. Shubin. M.: IVI RAN, 2006. 286 s.
Roshhin M. Fundamentalizm v Dagestane i Chechne // Otechestvennye zapiski. 2003. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2003/5/fundamentalizm-v-dagestane-i-chechne.html#t21 (data obrashhenija 29.08.2022) Shnirelman V. Stigmatized by history of Historians? The Peoples of Russia in School History
Textbooks // History and Memory. 2009. Vol. 21. № 2. P. 110-149. ShubinA.V., MjagkovM.Ju., Nikiforov Ju.A. Istorija Rossii. Nachalo XX - nachalo XXI v. 10 klass: bazovyj uroven': uchebnik / Pod obshh. red. V.R. Medinskogo. M.: Prosveshhenie, 2021. 431 s. Trepavlov V.V. Voprosy istorii i kul'tury Rossii i ee narodov v shkol'nykh uchebnikakh i posobiyakh SKFO i YuFO // Istoricheskaya i etnokul'turnaya tematika v uchebnom, nauchnom i obshchestvenno-politicheskom diskurse Severnogo Kavkaza / Pod red. V.A. Tishkova. M.: IEA RAN, 2021. S. 110-116.
Vaal de T. Chernyj sad. Armenija i Azerbajdzhan mezhdu mirom i vojnoj / Perevod s angl. O.
Aljakrinskogo. M.: Tekst, 2005. 413 s. Volobuev O.V., Karpachev S.P., Romanov P.N. Istorija Rossii: nachalo XX - nachalo XXI v. 10 klass:
uchebnik. M.: Drofa, 2016. 367 s. Vyazemskiy E.E. Problemy i tendentsii razvitiya istoricheskogo obrazovaniya v sovremennoy Rossii v mirovom kontekste // Shkol'nye tekhnologii. 2014. № 6. S. 10-22.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Манышев Сергей Борисович, к.и.н., Sergey B. Manyshev, Candidate of
старший научный сотрудник Национального Historical Sciences, Senior Researcher,
исследовательского института мировой Primakov National Research Institute of World
экономики и международных отношений им. Economy and International Relations of the
Е. М. Примакова Российской академии наук, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Москва, Россия. Е-mail: Е-mail: [email protected]. msergey [email protected]