Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ В СТРАНАХ СНГ'

ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ В СТРАНАХ СНГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / УЧЕБНИК / ХОЛОКОСТ / СНГ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дружинина Юлия Викторовна

Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных изучению истории Холокоста на страницах школьных учебников истории в странах СНГ. Цель статьи - раскрыть особенности репрезентации истории Холокоста на страницах школьных учебников по истории стран СНГ. Методологической основой исследования выступеают выводы П. Нора о том, что может являться местом памяти для конкретного сообщества. Учитывались суждения А. Ассман о культурной памяти, которые позволяют понять, как создателями исторических текстов осуществляется целенаправленный отбор информации с целью ее трансляции последующим поколениям. Такой методологический ракурс дает возможность воспринимать и анализировать учебник истории как место памяти, как средство сохранения культурной памяти в СНГ об истории Холокоста. Результаты. Выявлено, что в ряде учебников стран Содружества отсутствует информация о Холокосте. Это может свидетельствовать о том, что общество и государство не возлагают на школьный учебник истории функции по сохранению памяти об этом историческом явлении или не видят в этом острой необходимости. В учебниках тех стран СНГ, в которых история Холокоста нашла отражение, доминируют во многом идентичные сюжеты. Предполагается, что они закрепятся в сознании школьников, следовательно, и общества. Анализ текста учебников и их методического инструментария показал, что в памяти школьников должны запечатлеться сведения о сущности понятия «Холокост», о бесчеловечной политике нацистов в отношении евреев, функционировании гетто и т. д. В проанализированных учебниках выражается однозначное осуждение нацизма. В заключении делается вывод о том, что в школьных учебниках истории стран СНГ присутствует информация, направленная на формирование у учащихся неприятия идей нацизма, понимания важности дружественного отношения представителей разных народов и национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE HOLOCAUST ON THE PAGES OF SCHOOL TEXTBOOKS OF THE HISTORY IN THE CIS COUNTRIES

The relevance of research is determined by the lack of special works devoted to the study of the history of the Holocaust in the school history textbooks of the CIS countries. The aim of the article is to reveal the peculiarities of the Holocaust representation in the school history textbooks of the CIS countries. The methodological basis of the study is P. Nor's conclusions about what can be a place of memory for a particular community. The authors as well take into accoubt A. Assman’s judgments about cultural memory, which makes it possible to understand how the creators of historical texts purposefully select information to transfer it to future generations. This methodological perspective makes it possible to perceive and analyze the history textbook as a place of memory, as a means of preserving cultural memory in the CIS about the history of the Holocaust. Research results. It's revealed that there is no information about the Holocaust in a certain number of textbooks of the Commonwealth countries. This may indicate that the society and the state don't entrust the school history textbook with the task of preserving the memory of this historical event and don't see any urgent need to do so. Largely identical descriptions of the history of the Holocaust are dominant in the textbooks of those CIS countries which give information about this event. It's supposed that they will be embedded in the minds of schoolchildren, and consequently, in the mindsets of people in society. The analysis of the textbooks' materials and methodological tools showed that schoolchildren must remember information about the essence of the 'Holocaust' term, the inhumane policies of the Nazis against the Jews, ghetto functioning and etc. Condemnation of Nazism is expressed in all analyzed textbooks. It is concluded that school history textbooks of the CIS countries contain information that forms students' rejection of Nazism, understanding of the importance of friendly relations between people from diverse backgrounds and nationalities.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ В СТРАНАХ СНГ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 2. С. 42-53. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2): 42-53.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научная статья

УДК 372.016:94+355/359

DOI 10.21510/18173292_2022_96_2_42_53

ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ В СТРАНАХ СНГ

Юлия Викторовна Дружинина

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, [email protected], ORCID 0000-0003-2131-4466

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных изучению истории Холокоста на страницах школьных учебников истории в странах СНГ. Цель статьи - раскрыть особенности репрезентации истории Холокоста на страницах школьных учебников по истории стран СНГ. Методологической основой исследования выступеают выводы П. Нора о том, что может являться местом памяти для конкретного сообщества. Учитывались суждения А. Ассман о культурной памяти, которые позволяют понять, как создателями исторических текстов осуществляется целенаправленный отбор информации с целью ее трансляции последующим поколениям. Такой методологический ракурс дает возможность воспринимать и анализировать учебник истории как место памяти, как средство сохранения культурной памяти в СНГ об истории Холокоста.

Результаты. Выявлено, что в ряде учебников стран Содружества отсутствует информация о Холокосте. Это может свидетельствовать о том, что общество и государство не возлагают на школьный учебник истории функции по сохранению памяти об этом историческом явлении или не видят в этом острой необходимости. В учебниках тех стран СНГ, в которых история Холокоста нашла отражение, доминируют во многом идентичные сюжеты. Предполагается, что они закрепятся в сознании школьников, следовательно, и общества. Анализ текста учебников и их методического инструментария показал, что в памяти школьников должны запечатлеться сведения о сущности понятия «Холокост», о бесчеловечной политике нацистов в отношении евреев, функционировании гетто и т. д. В проанализированных учебниках выражается однозначное осуждение нацизма.

В заключении делается вывод о том, что в школьных учебниках истории стран СНГ присутствует информация, направленная на формирование у учащихся неприятия идей нацизма, понимания важности дружественного отношения представителей разных народов и национальностей.

Ключевые слова: методика преподавания истории, учебник, Холокост, СНГ, Вторая мировая война, Великая Отечественная война

Для цитирования: Дружинина Ю.В. История Холокоста на страницах школьных учебников истории в странах СНГ // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2 (96). С. 42-53.

© Дружинина Ю.В, 2022

PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Original article

HISTORY OF THE HOLOCAUST ON THE PAGES OF SCHOOL TEXTBOOKS OF THE HISTORY OF THE CIS COUNTRIES

Julia V. Druzhinina

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, [email protected], ORCID 0000-0003-2131-4466

Abstract. The relevance of research is determined by the lack of special works devoted to the study of the history of the Holocaust in the school history textbooks of the CIS countries. The aim of the article is to reveal the peculiarities of the Holocaust representation in the school history textbooks of the CIS countries. The methodological basis of the study is P. Nor's conclusions about what can be a place of memory for a particular community. The authors as well take into accoubt A. Assman's judgments about cultural memory, which makes it possible to understand how the creators of historical texts purposefully select information to transfer it to future generations. This methodological perspective makes it possible to perceive and analyze the history textbook as a place of memory, as a means of preserving cultural memory in the CIS about the history of the Holocaust.

Research results. It's revealed that there is no information about the Holocaust in a certain number of textbooks of the Commonwealth countries. This may indicate that the society and the state don't entrust the school history textbook with the task of preserving the memory of this historical event and don't see any urgent need to do so. Largely identical descriptions of the history of the Holocaust are dominant in the textbooks of those CIS countries which give information about this event. It's supposed that they will be embedded in the minds of schoolchildren, and consequently, in the mindsets of people in society. The analysis of the textbooks' materials and methodological tools showed that schoolchildren must remember information about the essence of the 'Holocaust' term, the inhumane policies of the Nazis against the Jews, ghetto functioning and etc. Condemnation of Nazism is expressed in all analyzed textbooks.

It is concluded that school history textbooks of the CIS countries contain information that forms students' rejection of Nazism, understanding of the importance of friendly relations between people from diverse backgrounds and nationalities.

Keywords: methods of teaching history, textbook, Holocaust, CIS, World War II, Great Patriotic War

For citation: Druzhinina G.V. History of the Holocaust on the pages of school textbooks of the history in the CIS countries. Pedagogicheskij zhurnalBashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 96(2) : 42-53. (In Russian)

Введение. Тема изучения истории Холокоста на страницах школьных учебников истории в странах СНГ актуальна, во-первых, с общественной точки зрения. В этом году исполняется 77 лет со дня окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн. Как известно, трагической страницей этой истории стал Холокост. Поэтому обращение к его истории на страницах школьных учебников стран СНГ - это возможность сохранять память о жертвах, напоминать о последствиях нацизма и ксенофобии на примере трагедии еврейской нации.

Во-вторых, тема актуальна с научной точки зрения. Школьные учебники по истории традиционно считаются важным инструментарием, при помощи

которого у учащихся формируются представления об изучаемом периоде истории. Исследователь В.Г. Безрогов справедливо замечает, что «взрослые через учебник называют и обозначают желательные формы действия детей, как в поведенческой, так и ментальной среде» [1, с. 6]. К. Хайнце подчеркивает: «не стоит упускать из вида, что знания, которые становятся в школьном учебнике каноном, не в последнюю очередь являются отражением интересов власти» [2, с. 452]. Следовательно, информация, которая в них запечатлена, способствует формированию официальных представлений школьников о прошлом, сохранению памяти о минувшем. В связи с этим целесообразно обратиться к учебникам по истории стран СНГ для того, чтобы выявить, как в этих странах объясняют школьникам исторические сюжеты, связанные с Холокостом.

В-третьих, в настоящее время в учебных заведениях нашей страны уже нередко обучаются школьники, которые начали изучать историю до приезда в Российскую Федерацию, у себя на Родине - в странах СНГ. Для того, чтобы эффективно организовать их познавательную деятельность при изучении истории, российским преподавателям необходимо знать, какую информацию ученики уже знают, а с какой им еще предстоит ознакомиться. Сказанное касается и тем о Холокосте. Этим объясняется наше обращение к текстам учебников по истории стран СНГ.

Кроме того, интересен опыт зарубежных коллег по объяснению школьникам такого сложного исторического явления, каким является Холокост. Этим опытом можно поделиться со студентами-бакалаврами и магистрантами при обсуждении методики преподавания «трудных» вопросов истории, а также при работе со школьными учителями в рамках курсов повышения квалификации.

Обращение к теме Холокоста в школьных учебниках по истории не ново. При обзоре публикаций в рамках статьи представляется возможным упомянуть лишь отдельные работы, так как массив подобных трудов велик и достоин самостоятельного исследования. Отметить лишь, что к настоящему времени в отечественной и зарубежной науке сложилось самостоятельное направление, посвященное изучению истории Холокоста на страницах учебников.

Авторы обращают внимание на особенности изложения проблемы в учебниках европейских стран. Проанализированы школьные учебники Германии (В. Васильченко, И.В. Грибан, А.М. Ермаков, С.Г. Иконникова, Е. Лёзина) и Франции (А.М. Ермаков, Л.В. Ехлакова). Масштабное исследование учебников на тему изложения в них информации о Холокосте совместно с ЮНЕСКО в 2012-2014 гг. было проведено Институтом международных исследований им. Георга Эккерта [3].

Из стран СНГ в поле внимания исследователей попали учебники Беларуси, Молдовы, России. Заметим, что привлеченные к исследованию учебники Беларуси и России уже потеряли свою актуальность, поскольку заменены новыми. Исследователи констатировали наличие темы Холокоста в рассмотренных учебниках, но не выделили специфику повествования об этом историческом событии в разных странах СНГ. Особо следует отметить работу

А.М. Ермакова [4], который проанализировал украинские учебники истории предшествующего поколения на предмет репрезентации в них истории Холокоста, хотя на сегодняшний день эти учебники уже не используются в образовательном процессе соседней страны.

В работе «Особенности отрицания Холокоста в странах Восточной Европы и бывшего СССР» С. Чарный обращается к учебникам по истории Беларуси, России и Украины и анализирует то, как представлена в них история Холокоста [5]. Однако и они уже не актуальны для современной школы, поскольку заменены учебниками нового поколения.

А.С. Епифанова в статье «Освещение Холокоста в контексте войны в учебниках по истории России» проанализировала историографию вопроса и содержание отечественных учебников истории [6]. Однако исследование было проведено в 2018 году и большинство учебников, к которым обращался данный автор, не вошли в обновленный «Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Кроме того, в названной публикации отсутствует анализ методического аппарата учебников.

В статье С.А. Шпагина «Преподавание темы Холокоста в школах: отечественный и зарубежный опыт» автор анализирует российские учебники по отечественной и зарубежной истории, которые также либо устарели, либо переизданы в новой редакции. Примечательно, что исследователь делает попытку работать с методическим аппаратом учебника (обращает внимание на вопросы, которые задают авторы школьникам) [7]. С.А. Геращенко опубликовал статью «История Холокоста на страницах некоторых современных учебников истории России: изменение трендов», в которой обращает внимание на методический аппарат, содержащийся в них [8]. Однако степень анализа методического компонента в разных учебниках неодинаково детальна (в школьном учебнике истории, созданном под редакцией А.В. Торкунова, не проанализирован методический инструментарий).

Анализ историографической ситуации позволяет говорить о том, что в настоящее время отсутствуют современные обобщающие работы о том, как представлена история Холокоста в школьных учебниках по отечественной истории в странах СНГ.

Методология исследования. Исследование опирается на идею П. Нора о том, что память «порождается той социальной группой, которую она сплачивает <.. .> Память укоренена в конкретном, в пространстве, жесте, образе и объекте» [9, с. 22]. Исследователь отмечает: «Место памяти - всякое значимое единство, материального или идеального порядка, которое воля людей или работа времени превратили в символический элемент наследия памяти некоторой общности» [9, с. 79]. Значимы для нас выводы А. Ассман о том, что «.культурная память создается не только задним числом, посредством собирания и сохранения предметов прошлого, но и посредством

целенаправленного отбора и формирования того, что должно быть перенесено из наших дней в будущее на неопределенный срок» [10, с. 33]. Следовательно, школьный учебник истории также является местом памяти и средством сохранения культурной памяти. Любой школьный учебник, а особенно учебник истории, содержит информацию, которую его создатели хотят сохранить и в своей интерпретации передать последующим поколениям.

Обращение к выводам названных авторов позволяет воспринимать и исследовать учебник как место памяти, как средство сохранения культурной памяти, конструирования знаний и образов у современных школьников стран СНГ об истории Холокоста.

Цель статьи - раскрыть особенности репрезентации истории Холокоста на страницах школьных учебников истории в странах СНГ.

Материалы и методы исследования. При исследовании использовались методы контент-анализа, сравнения, обобщения и синтеза.

Результаты эмпирического исследования.

При проведении исследования нами были изучены тексты учебников по отечественной истории для основной и старшей школы базового уровня стран СНГ, официально рекомендованные для использования в учебном процессе. Только в Молдове учебник носит интегрированный с зарубежной историей характер. В процессе исследования могли быть рассмотрены не все учебники по отечественной истории стран СНГ, однако наличествует представленность учебников всех стран Содружества, что позволяет сделать некоторые выводы об исследуемом историческом явлении.

В процессе исследования учебники были сгруппированы по объему информации об истории Холокоста, содержащейся в них. В учебниках и по истории Азербайджанской Республики [11; 12], Киргизской Республики [13; 14], Республики Армения [15], Республики Казахстан [16; 17], Республики Узбекистан [18] и Республики Туркменистана [19] информация о Холокосте нами не выявлена. Возможно, это связано с тем, что на данный момент в перечисленных государствах важнее объяснить школьникам вопрос об участии граждан, проживавших на территории этих стран, в Великой Отечественной войне, их пребывание в концентрационных лагерях, вклад в Победу. На территории названых государствах, не попавших под оккупацию, отсутствовали проявления Холокоста, что также могло сказаться на отборе информации авторами содержания учебников.

Вторую группу составляют учебники Украины, России, Молдовы и Белоруссии, в которых сообщается, что по плану «Ост» «цыган и евреев, ожидало полное истребление» [20, с. 224; 21, с. 40; 22, с. 61]. Иногда в текстах учебников к ним добавляются коммунисты и политкомиссары [23, с. 215]. В молдавском учебнике поясняется, что нацистская идеология утверждала, что евреи угрожают чистоте арийской расы, а также Гитлер видел в них «козлов отпущения» за поражение Германии в 1918 г. [22, с. 61].

В связи с юдофобской политикой нацистов по отношению к евреям, школьникам сообщают о функционировании концентрационных лагерей. Так, в

белорусских учебниках говорится, что на территории Беларуси нацистами было создано более 260 лагерей смерти. Особое внимание уделяется лагерю смерти Тростенец. Среди погибших в нем были узники Минского гетто, а также лица еврейской национальности, вывезенные из европейских стран. Авторы учебника обращают внимание обучающихся на то, что примерно 6 млн евреев было убито только за сам факт их рождения евреями, а не за то, что они совершили какие-либо преступления против немцев [23, с. 77]. Таджикским школьникам авторы учебников сообщают о количестве концлагерей, созданных нацистами и условиях пребывания в них («Ужасы Холокоста все еще свежи в умах людей»). В российском учебнике написано, что в «гитлеровских концлагерях были замучены .„5,7 млн евреев» [24, с.233].

Важный сюжет о Холокосте, отраженный в учебниках стран СНГ, - это рассказ о создании и функционировании на оккупированных фашистами территориях гетто. Так, в белорусском учебнике отмечается, что на территории Беларуси было создано свыше 110 гетто, перечисляются крупнейшие из них. Здесь же кратко описываются тяжелые условия пребывания евреев в гетто. Авторы учебника отмечают, что «на свою одежду евреев заставили нашить специальный знак в виде шестиконечной звезды» [23, с. 71]. В украинском учебнике В.С. Власова и С.В. Кульчицкого указано, что в Украине были созданы сотни лагерей и гетто для изоляции и последующего уничтожения еврейского и остального населения [20, с. 224]. В учебнике, авторами которого являются А.И. Пометун и Н.М. Гупан, указывается, что на территории Украины таких лагерей и гетто насчитывалось несколько десятков и перечислены самые крупные [25, с. 217]. Подобная информация по интересующему нас вопросу присутствует и в других учебниках по истории Украины.

В российском учебнике (авторы В.С. Измозик, О.Н. Журавлёва, С.Н. Рудник) тоже отмечается, что после установления на оккупированных территориях «нового порядка» «еврейское население сразу переслали в гетто». Акцентируется внимание на одежду евреев с нашитой звездой Давида, сообщается о «детской акции» в литовском гетто, в результате которой погибло около двух тысяч детей [26, с. 231]. В остальных российских учебниках присутствует лишь лаконичное упоминание про гетто.

В молдавском учебнике школьникам предлагается самостоятельно найти и ознакомиться с информацией о кишинёвском гетто (где найти информацию -не уточняется) [22, с. 67]. В таджикском учебнике учащимся объясняется сущность самого понятия «гетто» [27, с.256].

Учебники по истории России и Украины объединяют события, произошедшие в киевском Бабьем Яру. В учебниках других стран об этом событии информации нет. Заметим, что в российском учебнике В.А. Никонова и С.В. Девятова нет информации о том, что среди погибших в Бабьем Яру были евреи [24, с.235-236]. В учебнике, написанном О.В. Волобуевым и его коллегами, сообщается, что в Бабьем Яру был проведен нацистами «массовый расстрел евреев» и других «врагов режима» [28, с. 180-181]. В учебнике истории под редакцией В.А. Тишкова школьникам рассказывается о событиях в

Бабьем Яру и о гибели там от 100 тысяч до 200 тысяч человек. Отмечается, что половина из них - евреи [26, с.231]. В учебнике под редакцией А.В. Торкунова, эта трагедия предлагается для самостоятельного изучения [21, с. 47].

В украинских учебниках этот сюжет освещается детально. Так, в учебнике, написанном О.В. Гисем и О.О. Мартынюком, отмечено, что «символом Холокоста в Украине стал Бабий Яр» [29, с. 211].

Примечательно, что с понятием «Холокост» школьников знакомят, как правило, после того, когда они уже узнают о преступлениях гитлеровцев по отношению к евреям. Есть и исключение. Так, в молдавском учебнике внутри параграфа предлагается задание: «Подберите из дополнительных источников информацию о геноциде евреев, получившем название Холокост» [22, с. 61]. В большинстве учебников по истории стран СНГ - в белорусском [23, с. 169], молдавском [22, с. 122], российских [26, с. 232; 21, с. 138], таджикском [27, с. 259], украинском [30, с. 230]) - понятие «Холокост» вынесено в словарь. Отметим, что в белорусском и во всех рассмотренных украинских учебниках осуществляется знакомство школьников с деятельностью так называемых «Праведников народов мира» - представителей местного нееврейского населения, которые, рискуя своей жизнью, спасали евреев во время Холокоста.

Визуальный ряд учебников по истории стран СНГ, посвященных Холокосту, можно сгруппировать по пяти группам: 1) фотографии, посвященные преступлениям нацистов против евреев, 2) «детская тема», 3) изображения, посвященные «Праведникам народов мира», 4) памятники, посвященные трагическим событиям в истории евреев во время оккупационного режима, 5) карты. Изображения, подкрепляющие текст учебника визуальными образами (например, события у Бабьего Яра), могут быть использованы для организации познавательной деятельности школьников.

Важно проанализировать методический инструментарий учебников. В некоторых из них присутствуют задания репродуктивного уровня: белорусским школьникам предлагают вспомнить, что такое гетто, геноцид, «Праведники народов мира». Молдавским ребятам необходимо вспомнить прочитанную в параграфе информацию о положении еврейского народа в изучаемый период, таджикским - назвать нацистские лагеря смерти, российских ребят просят вспомнить, что они узнали из учебника всеобщей истории о «решении еврейского вопроса» в нацистской Германии, о судьбах евреев в оккупированных Германией странах и т.д.

В учебниках присутствуют творческие задания. Так, белорусским школьникам предлагается подготовить сообщение на тему «Праведники народов мира в Беларуси: кто они?». Молдавским - подобрать из дополнительных источников информацию о Холокосте. Таким образом, существующие в учебнике методические материалы направлены на расширение и систематизацию знаний школьников по данному вопросу. Но нам представляется, что заданий для понимания такой сложной темы мало и многие из них носят репродуктивный характер.

Заключение. При описании Холокоста в учебниках стран СНГ авторы сохраняют память о нем и рассказывают школьникам о политике нацистов по уничтожению евреев, которая, в частности, была воплощена в деятельности концентрационных лагерей и гетто. Учащимся через тексты учебников транслируется информация о крупнейших трагедиях, связанных с уничтожением евреев, осуществляется знакомство с понятиями «гетто», «Холокост», «геноцид».

В учебниках Украины и России особо отмечается трагическое место гибели евреев от рук нацистов на территории Бабьего Яра. Авторы данных учебников сообщают школьникам о тех ужасах, которые там происходили.

Иллюстративный ряд в учебниках лаконичен, но присутствуют отдельные образы, иллюстрирующие преступления нацистов в отношении евреев и человечества в целом. Историю Холокоста персонифицируют, приводя портреты детей и «Праведников народов мира». Обучающихся знакомят с местами памяти, которые связаны с Холокостом.

Методические материалы учебников ориентированы на расширение знаний школьников о Холокосте. Однако заданий, посвященных его изучению, не много. Часть из них ориентирована на работу с учебником, а не на самостоятельный поиск информации.

В целом авторы всех проанализированных учебников истории при отражении Холокоста на страницах школьных учебников истории стран СНГ возможными им средствами (текстом, фотографиями, заданиями) пытаются сформировать у школьников неприятие идей нацизма, понимание важности дружественного отношения представителей разных народов и национальностей.

Список источников

1. Безрогое, В.Г. Школьный учебник: сокровищница, транслятор, провозвестник? / В.Г. Безрогов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 4. - С. 3-8. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17890000 (дата обращения 15.06.2022).

2. Хайнце, К. От систематизации знаний к педагогизации. Дискурсно-аналитические подходы и инновационно-теоретические перспективы / К. Хайнце // Начало учения детям: роль книги для начального обучения в истории образовании и культуры: сб. ст. / под ред. В.Г. Безрогова, Т.С. Маркаровой (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики»; вып. 16). - Москва: Канон+, 2014. - С. 447-463.

3. The International Status of Education about the Holocaust: а Global Mapping of Textbooks and Curricula Peter Carrier, Eckhardt Fuchs and Torben Messinger. - Paris, France: UNESCO, 2015. - 238 p.

4. Ермаков, А.М. Концепция истории Второй мировой войны в новом украинском школьном учебнике / А. М. Ермаков // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. I, № 2. - С. 74-79. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21309918 (дата обращения 15.06.2022).

5. Чарный, С. Особенности отрицания холокоста в странах Восточной Европы и бывшего СССР / С. Чарный // Труды по еврейской истории и культуре = Studies in jewish history and culture: материалы ХХШ Международной ежегодной конф. по иудаике / отв. ред. В. В. Мочалова. - Москва: Сэфер, 2017. - С. 257-277. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28861718 (дата обращения 15.06.2022).

6. Епифанова, А.С. Освещение Холокоста в контексте войны в учебниках по истории России / А. С. Епифанова // Преподавание военной истории в России и за рубежом:

сб. ст. / под ред. К.А. Пахалюка. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. -С. 249-260. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37092361 (дата обращения 15.06.2022).

7. Шпагин, С.А. Преподавание темы Холокоста в школах: отечественный и зарубежный опыт / С.А. Шпагин // Преподавание военной истории в России и за рубежом: сб. ст. / под ред. К.А. Пахалюка. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. -С. 230-249. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37092104 (дата обращения 15.06.2022).

8. Геращенко, С.А. История Холокоста на страницах некоторых современных учебников истории России: изменение трендов / С.А. Геращенко // Вопросы педагогики. -2020. - № 3-2. - С. 45-50. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42631056 (дата обращения 15.06.2022).

9. Нора, П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок; пер. с фр. Д. Хапаевой; науч. конс. пер. Н. Копосов. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербург. ун- та, 1999. - 328 с.

10. Ассман, А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика / А. Ассман; пер. с нем. Б. Хлебникова. - Москва: Новое литературное обозрение, 2014. - 328 с.

11. Агаларов, П. История Азербайджана: учебник для 11-го класса общеобразоват. школ / П. Агаларов, Н. Гулиев, Р. Хатамов, Ф. Бабаев, Э. Гасымов, Э. Гусейнов, Х. Джаббаров, С. Бахрамова, А. Гусейнов. - Баку: "§arq-Qarb" ASC, 2018. - 208 с.

12. Махмудлу, Я. История Азербайджана: учебник для 9-го класса общеобразоват. школ / Я. Махмудлу, Г. Алиев, М. Абдуллаев, Л. Гусейнова, Х. Джаббаров. - Баку: Шарг-Гарб, 2016. - 374 с.

13. Иманкулов, М.К. Истории Кыргызстана (ХХ-ХХ1 вв.): 9 кл.: учебник для общеобразоват. шк. / М.К. Иманкулов. - Бишкек: [б. и.]. 2014. - 240 с.

14. Осмонов, О.Дж. История Кыргызстана: основные вехи (с середины Х1Х века до наших дней): учебник для 11 кл. ср. шк. Изд. 3-е, испр., доп. / О.Дж. Осмонов. - Бишкек: Инсанат, 2012. - 288 с.

15. ^кпрщшЬ, Ь. ^mumq^pf hmüpm^ppm^mü h^üüm^mü цщрпд^ 9-pq цшишршЬ^ hmümp / t.^knpqjmü, ^.^m^mrnpjmü, ^.^m^mrnpjmü, U.4.^pmpjmü bpkmü, Qmüqm^ hpшm, иши 2. - bp.: «Qшüqш^» hpшm, 2019. - 96 tg.

16. Кабульдинов, З.Е. История Казахстана: учебник для 9(8) класса общеобразоват. школы / З.Е. Кабульдинов, М.Д. Шаймерденова, Е.М. Куркеев. - Алматы: Атамура, 2019. - 176 с.

17. Ускембаев, К.С. История Казахстана (1900-1945 гг.): учебник для 8-9 кл. общеобразоват. шк. Ч. 1. / К.С. Ускембаев, З.Г. Сактаганова, Л.И. Зуева. - Алматы: Мектеп, 2019. - 240 с.

18. Ражабов, К. История Узбекистана : учеб. для 10 кл. средних образовательных учреждений и учреждений среднего специального, профессионального образования. 1-ое изд. / К. Ражабов, А. Замонов. - Ташкент: Издательско-полиграфический творческий дом имени Гафура Гуляма, 2017. - 144 с.

19. Nuryyew, A. Türkmenistanyn taryhy. XVII-XX asyrlar. Umumy orta bilim beryän mekdeplerin IX synpy ûçin okuw kitaby / A. Nuryyew, M. Mo§ew. - Ашхабад: Türkmen döwlet neçirjat gullugy, 2017. - 255 s.

20. Власов, В.С. Iсторiя Украши ^вень стандарту) : тдручник для 10 класу закладiв загально'1 середньо'1 освгги / В.С. Власов, С.В. Кульчицький. - Кшв: Л^ера ЛТД, 2018. - 218 с.

21. История. История России. 10 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. Базовый и углубл. уровни: в 2 ч. Ч. 2 / [М. М. Горинов и др.]; под ред. А. В. Торкунова. - Москва: Просвещение, 2019. - 176 с.

22. Шаров, И. История румын и всеобщая история: учеб. для 9 кл. / И. Шаров, И. Кашу, М. Добзеу, П. Чербушкэ. - Кишинев: Cartdidact, 2013 (F.E.-P. „Tipografi a Centralä"). - 124 p.

23. Панов, С.В. История Беларуси, 1917 г. - начало XXI в.: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С.В. Панов, В.Н. Сидорцов, В.М. Фомин, пер. на рус. яз. О.Р. Ермакович, В.М. Иванова. - Минск: Изд. центр БГУ, 2019. - 180 с.

24. Никонов, В.А. История. История России. 1914 - начало ХХ в.: учебник для 10 класса общеобразоват. организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 1. 1914-1945 /

B.А. Никонов, С.В. Девятов, науч. ред. С.П. Карпова. - 2-е изд. - Москва: Русское слово -учебник», 2019. - 312 с.

25. Пометун, О.1. Iсторiя Украши ^вень стандарту): тдруч. для 10 кл. закладiв загально! середньо! освгги / О.1. Пометун, Н.М. Гупан. - Киев: УОВЦ «Орюн», 2018. - 256 с.

26. Измозик, В.С. История России: 10 класс: учебное пособие: базовый и углублённый уровни: в 2-х ч. Ч. 1 / под ред. В.А. Тишкова / В.С. Измозик, О.Н. Журавлёва,

C.Н. Рудник. - Москва: Вентана-Граф, 2019. - 320 с.

27. Хакимов, Н. Таърихи халки точик. Китоби дарей барои синфи 10-ум. / Н. Хакимов. - Душанбе: Маориф, 2017. - 288 с.

28. Волобуев, О.В. История России: начало XX - начало XXI века: 10 [класс]: учебник.- 4-е изд., испр. / О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. - Москва: Вертикаль: Дрофа, 2019. - 367 с.

29. Псем, О.В. Iсторiя Украши ^вень стандарту): тдруч. для 10 кл. закл. загал. серед. освгги / О.В. Псем, О.О. Мартинюк. - Харюв: Вид-во «Ранок», 2018. - 240 с.

30. Бурнейко, 1.О. Iсторiя Украши. Рiвень стандарту: тдручник для 10 класу закладiв загально! середньо! осв^и / 1.О. Бурнейко, Г.М. Хлiбовська, М.С. Крижановська, О.В. Наумчук. - Тернопшь: Астон, 2018. - 256 с.

References

1. Bezrogov V. G. Shkolnyy uchebnik: sokrovishchnitsa, translyator, provozvestnik? [School textbook: treasury, translator, herald?]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and foreign pedagogy. 2012; (4): 3-8. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17890000 (accessed 15 June 2022). (In Russian)

2. Heinze K. Ot sistematizatsii znaniy k pedagogizatsii. Diskursno-analiticheskiye podkhody i innovatsionno-teoreticheskiye perspektivy [From systematization of knowledge to pedagogization. Discourse-analytic approaches and innovative-theoretical perspectives]. In: Start of teaching to children: the role of books for primary education in the history of education and culture: collection of articles / edited by V. G. Bezrogov, T. S. Markarova (Materials of the seminar "Childhood Culture: norms, values, practices". Issue 16). - Moscow: Publishing house "Canon+"), 2014. - Pp. 447-463. (In Russian)

3. The International Status of Education about the Holocaust: а Global Mapping of Textbooks and Curricula Peter Carrier, Eckhardt Fuchs and Torben Messinger. - Paris: UNESCO, 2015. - 238 p. (In English)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ermakov A. M. Kontseptsiya istorii Vtoroy mirovoy voyny v novom ukrainskom shkolnom uchebnike [The concept of the history of the Second World War in the new Ukrainian school textbook]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2012; 2(I): 74-79. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21309918 (accessed 15 June 2022). (In Russian)

5. Charny S. Osobennosti otritsaniya kholokosta v stranakh vostochnoy yevropy i byvshego SSSR [Features of Holocaust denial in the countries of Eastern Europe and the former USSR]. In: Studies in jewish history and culture: Proceedings of the XXIII International Annual Conference on Jewish Studies / executive editor V. V. Mochalova. Moscow: Sefer, 2017. Pp. 257277. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28861718 (accessed 15 June 2022). (In Russian)

6. Epifanova A. S. Osveshcheniye Kholokosta v kontekste voyny v uchebnikakh po istorii Rossii [Coverage of the Holocaust in the context of the war in the history of Russian textbooks]. In: Teaching military history in Russia and abroad: collection of articles / edited by K. A. Pakhalyuk. - Moscow; St. Petersburg: Nestor-Histrory, 2018. Pp. 249-260. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37092361 (accessed 15 June 2022). (In Russian)

7. Shpagin S. A. Prepodavaniye temy Kholokosta v shkolakh: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [Teaching the Holocaust topic in schools: domestic and foreign experience] . In: Teaching military history in Russia and abroad: collection of articles / edited by K. A. Pakhalyuk. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Histrory, 2018. Pp. 230-249. - [Electronic resource]. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37092104 (accessed 15 June 2022). (In Russian)

8. Gerashchenko S. A. Istoriya Kholokosta na stranitsakh nekotorykh sovremennykh uchebnikov istorii Rossii: izmeneniye trendov [The History of the Holocaust on the pages of some modern textbooks of Russian history: trend changes]. Voprosy pedagogiki = Pedagogy issues. 2020; (3-2): 45-50. -). (In Russian)

9. Nora P. Mezhdu pamyatyu i istoriyey. Problematika mest pamyati [Between memory and history. Problems of memory places] . In: France-memory / P. Nora, M. Ozuf, Gerard de Puimage, M. Vinok; translation from French by D. Khapaeva; science advisor translator N. Koposov. St. Petersburg: St. Petersburg University Publishing House, 1999. - 328 p. (In Russian)

10. Assman A. Dlinnaya ten proshlogo: memorialnaya kultura i istoricheskaya politika [The Long Shadow of the Past: Memorial Culture and Historical Politics] / A. Assman; translation from German by B. Khlebnikova. Moscow: New Literary Observer, 2014. 328 p. (In Russian)

11. Agalarov P. Istoriya Azerbaydzhana [History of Azerbaijan]: textbook for the 11th grade of general educational school / P. Agalarov, N. Guliev, R. Khatamov, F. Babaev, E. Gasymov, E. Guseynov, H. Jabbarov, S. Bahramova, A. Guseynov. Baku: "§3rq-Qarb" ASC, 2018. 208 p. (In Russian)

12. Mahmudlu, Ya. Istoriya Azerbaydzhana [History of Azerbaijan]: textbook for the 9th grade of secondary school / Ya. Mahmudlu, G. Aliyev, M. Abdullaev, L. Huseynova, H. Jabbarov. - Baku: Sharg-Garb Publishing House, 2016. 374 p. (In Russian)

13. ImankulovM. K. Istoriya Kyrgyzstana (XX-XXI vv.): 9 klass [History of Kyrgyzstan (XX-XXI centuries): Grade 9]: textbook for secondary schools. Bishkek: [no publishing house], 2014. - 240 p. (In Russian)

14. Osmonov O. J. Istoriya Kyrgyzstana: osnovnyye vekhi (s serediny XIX veka do nashikh dney) [History of Kyrgyzstan: key milestones (from the middle of the XIX century to the present day)]: textbook for the 11th grade of secondary school, 3rd edition, revised and amended. Bishkek: Insanat, 2012. 288 p. (In Russian)

15. Gorgyan, E Dasagirk' hanrakrt'akan himnakan dproc'i 9-rd dasarani hamar [History of Armenia]: textbook for the 9th grade of secondary school / E. Gorgyan, K. Khachatryan, A. Virabyan. Yerevan: Zangak Publishing House, 2019. 96 p. (In Armenian)

16. Kabuldinov, Z. E. Istoriya Kazakhstana [History of Kazakhstan]: textbook for the 9th (8th) grade of secondary school / Z. E. Kabuldinov, M. D. Shaimerdenova, E. M. Kurkeev. Almaty: Atamura, 2019. 176 p. (In Russian)

17. Uskembaev K. S. Istoriya Kazakhstana (1900-1945 gg.) [History of Kazakhstan (1900-1945)]. Textbook for grades 8-9 of secondary school. Part 1 / K. S. Uskembaev, Z. G. Saktaganova, L. I. Zueva. Almaty: Mektep, 2019. 240 p. (In Russian)

18. Razhabov K. Istoriya Uzbekistana [History of Uzbekistan]: textbook for the 10th grade of secondary educational institutions and secondary special, vocational educational institutions. 1st edition / K. Razhabov, A. Zamonov. Tashkent: Publishing and Printing Creative House named after Gafur Gulyam, 2017. 144 p. (In Russian)

19. Nuriev A. Turkmenistanyn taryhy [History of Turkmenistan]. XVII-XX centuries. Textbook for the 9th grade of secondary school / A. Nuriev, M. Moshev. Ashgabat: Turkmen State Publishing House, 2017. 255 p. (In Turkmen)

20. Vlasov V. S. Istori ya Ukrai ni (ri ven' standartu) [History of Ukraine (standard level)]: textbook for the 10th grade of general secondary educational institutions / V. S. Vlasov, S. V. Kulchitsky. Kyiv: Litera Ltd., 2018. 218 p. (In Ukrainian)

21. Istoriya Rossii. 10 klass. [History of Russia. 10th grade]. Textbook for general education organizations. Basic and advanced levels. In two parts. Part 2 / edited by A. V. Torkunov.

- Moscow: Prosveshcheniye, 2019. 176 p. (In Russian)

22. Sharov I. Istoriya rumyn i vseobshchaya istoriya [History of Romanians and General History]: textbook for 9th grade / I. Sharov, I. Kashu, M. Dobzeu, P. Cherbushke. Chisinau: Cartdidact. (F.E.-P. "Tipografi a Centrala"), 2013. 124 p. (In Russian)

23. Panov S. V. Istoriya Belarusi, 1917 g. - nachalo XXI v. [History of Belarus, 1917 -the beginning of XXI century]: textbook for the 9th grade of general secondary educational institutions with the Russian language of instruction / S. V. Panov, V. N. Sidortsov, V. M. Fomin, translation into Russian by O. R. Ermakovich, V. M. Ivanova. Minsk: BGU Publishing Center, 2019. 180 p. (In Russian)

24. Nikonov V. A. Istoriya Rossii. 1914 nachalo XX v. [History. History of Russia. 1914

- the beginning of the XXth century]: textbook for the 10th grade of general educational organizations. Basic and advanced levels: in two parts. Part 1. 1914-1945 / V. A. Nikonov, S. V. Devyatov, scientific editor S. P. Karpova/ - 2nd edition. Moscow: OOO "Russkoe slovo -textbook", 2019. 312 p. (In Russian)

25. Pometun O. I. Istori ya Ukrai ni (ri ven' standartu) [History of Ukraine (standard level)]: textbook for 10th grade of general secondary educational institutions / O. I. Pometun, N. M. Gupan. Kyiv: Ukrainian educational publishing center "Orion", 2018. 256 p. (In Ukrainian)

26. Izmozik V. S. Istoriya Rossii: 10 klass [History of Russia: Grade 10]: textbook for basic and advanced levels: in two parts. Part 1 / edited by V. A. Tishkova / V. S. Izmozik, O. N. Zhuravleva, S. N. Rudnik. Moscow: Ventana-Graf, 2019. 320 p. (In Russian)

27. Khakimov N. Ta"rikhi khalki tochik [History of the Tajik people]. Textbook for the 10th grade / N. Khakimov. Dushanbe: Maorif, 2017. 288 p. (In Tajik)

28. Volobuev, O. V. Istoriya Rossii: nachalo XX - nachalo XXI veka [History of Russia: early XX - early XXI century]: 10th grade: textbook. 4th edition, rev. / O. V. Volobuev, S. P. Karpachev, P. N. Romanov. Moscow: Vertical: Drofa, 2019. 367 p. (In Russian)

29. Gisem O. V. Istori ya Ukrai ni (ri ven' standartu) [History of Ukraine (standard level)]: textbook for 10th grade of general secondary educational institutions / O. V. Gisem, O. O. Martynyuk. - Kharkiv: Ranok Publishing House, 2018. 240 p. (In Ukrainian)

30. Burneyko I. О. Istoriya Ukraini. Riven' standartu [History of Ukraine. Standard level]: textbook for the 10th grade of general secondary educational institutions / I. О. Burneyko, G. M. Hlibovska, M. E. Krizhanovska, O. V. Naumchuk. Ternopil: Aston, 2018. 256 p. (In Ukrainian)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 14.05.2022; одобрена после рецензирования 14.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted 14.05.2022; approved after reviewing 14.06.2022; accepted for publication 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.