Д.Н. Москаленская*
Освещение советской репрессивной и дискриминационной политики в постсоветских школьных учебниках
doi:10.31518/2618-9100-2022-1-3
УДК 372.894(47)
Выходные данные для цитирования:
Москаленская Д.Н. Освещение советской репрессивной и дискриминационной политики в постсоветских школьных учебниках // Исторический курьер. 2022. № 1 (21). С. 30-38. URL: http:// istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-1-03.pdf
D.N. Moskalenskaya*
Coverage of Soviet Repressive
and Discriminatory Policies in Post-Soviet School Textbooks
doi:10.31518/2618-9100-2022-1-3
How to cite:
Moskalenskaya D.N. Coverage of Soviet Repressive and Discriminatory Policies in Post-Soviet School Textbooks // Historical Courier, 2022, No. 1 (21), pp. 30-38. [Available online: http:// istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-1-03.pdf]
Abstract. This article analyzes the coverage of the topic of Soviet repressive and discriminatory policies in school textbooks since the 1990s and up to the present. Of particular interest is the comparison of textbooks by the same authors, but at different times of publication. As a result, the author concludes that the amount of material on repression in the new textbooks has been reduced in comparison with the editions of the 1990s and early 2000s. However, the description of discriminatory measures, in particular, compulsory voting rights, appears in new textbooks, and more attention is paid to anti-religious policies. In general, for textbooks of the 1990s - early 2000s, more emotionally colored presentation of the material is characteristic, and repression is are considered as part of a totalitarian system. Over time, the term "totalitarianism" disappears from textbooks, and the newest editions are characterized by more cautious and restrained approach. Some authors try to minimize the coverage of this problematic topic. Excerpts from historical sources that could help in the perception of this complex topic are not present in most of the latest editions. The reasons for the repression remain on the list of "difficult issues" that have not been properly addressed in the textbooks.
Keywords: repression, discrimination, school textbook, "Great Terror".
The article has been received by the editor on 01.12.2021.
Full text of the article in Russian and references in English are available below.
Аннотация. В данной статье предпринят анализ освещения темы советской репрессивной и дискриминационной политики в школьных учебниках начиная с 1990-х гг. и до настоящего времени. Отдельный интерес представляет сравнение учебников одних авторов, но разного времени издания. В результате автор приходит к выводу о сокращении объема материала о репрессиях в новых учебниках по сравнению с изданиями 1990-х - начала 2000 х гг. Тем не менее в новых учебниках появляется описание дискриминационных мер, в частности лишение избирательных прав, уделяется больше внимания антирелигиозной политике. В целом для учебников 1990-х - начала 2000-х гг. характерна более эмоционально окрашенная подача материала, репрессии рассматриваются как часть тоталитарной системы. Co временем термин «тоталитаризм» исчезает из учебников, для новейших изданий характерен более осторожный и сдержанный подход. Некоторые авторы стараются сократить до минимума освещение данной проблемной темы. Выдержки из исторических источников, которые могли бы помочь в восприятии этой сложной темы, присутствуют далеко не во всех
* Москаленская Дарья Николаевна, кандидат исторических наук, учитель истории, частное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского», Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]
Moskalenskaya Dar'ya Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Teacher of History, Orthodox Gymnasium in the Name of St. Sergius of Radonezh, Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]
новейших изданиях. А причины репрессий остаются в списке «трудных вопросов», не получивших должного раскрытия в учебных изданиях.
Ключевые слова: репрессии, дискриминация, школьный учебник, «Большой террор».
Представления об исторических процессах и событиях закладываются еще в детстве, поэтому сложно переоценить значение школьных учебников по истории в формировании исторической памяти подрастающего поколения. «Социальное значение преподавания истории огромно. Велика роль исторического образования в формировании личности, в сохранении и передаче социального и духовного опыта предшествующих поколений»1.
Тема политических репрессий, проводимых советской властью, является одной из сложнейших проблем в исторической науке. В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, принятой в 2013 г., в числе «трудных вопросов истории России» причины репрессий значатся наряду с причинами, последствиями и оценками установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина2.
В историографии к данной теме уже обращались некоторые исследователи. Так, О.Ю. Репухова3 рассматривает в своей статье освещение репрессивной советской политики в школьных учебниках 1990-х - начала 2000-х гг. Автор сетует на отсутствие анализа фактов, приводимых в изданиях. Другой автор, Н.Н. Глухарев, делает вывод о том, что освещение данной проблемы в школьных учебниках нельзя назвать полностью удовлетворительным. Хотя автор признает, что в новых учебниках устранены наиболее спорные вопросы, но принципиального улучшения не произошло4.
В статье предполагается провести более предметный и детальный анализ школьных учебников по истории с точки зрения освещения темы советской репрессивной и дискриминационной политики. Отдельный интерес представляет сравнение учебников одних авторов, но разного времени издания.
Как составляющая часть тоталитарного режима репрессии представлены в учебнике В.П. Островского и А.И. Уткина5. Авторы сравнивают «красный террор» и «Большой террор», который датируют 1935-1938 гг.6 Большое внимание уделяют системе ГУЛАГа, а также ее влиянию на культуру и общество: «незримо шла криминализация сознания и подсознания»'.
В учебнике В.П. Дмитренко, В.Д. Есакова, В.А. Шестакова «Большому террору» отведен отдельный параграф. По сравнению с изданием 1995 г., в издании 2002 г. в параграфе произошли сокращения, а именно - авторы сократили раздел, посвященный поискам классовых врагов. Также в издании 2002 г. исчезли документы и материалы, сопровождавшие раздел учебника, посвященный «Сталинскому повороту»8.
Подробно описывая репрессии, авторы не уделяют внимание «открытым» судебным процессам. Упоминая несколько раз о «Шахтинском деле», авторы даже кратко не раскрывают его суть, школьникам остается только догадываться, что под этим подразумевается.
1 Донин А.Н. Учебники истории: прошлое и настоящее // История и историческая память. 2010. № 1. С. 31-32.
2 Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
3 Репухова О.Ю. Советская репрессивная политика в освещении постсоветских школьных учебников // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 5-1. С. 7-15.
4 Глухарев Н.Н. Проблема отражения «трудных» вопросов истории советского общества в современных школьных учебниках на примере освещения причин массовых репрессий 1930-х гг. // Историческое место советского общества: мат-лы Всерос. науч. конф. М., 2016. С. 212.
5 Островский В.П., Уткин А.И. История России XX век. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995.
6 Там же. С. 232.
7 Там же. С. 233.
8 Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век: 11-й кл.: учеб. пособие. М., 1995. С. 249-257.
В отличие от этого, в учебнике Л.А. Кацва «Шахтинское дело» достаточно подробно
" 9
описано как «первый опыт театрализованного политического процесса»9, также автор подробно рассматривает и дело Промпартии. Такое внимание к «открытым» судебным процессам в школьных учебниках является скорее исключением. В целом учебник Л.А. Кацва отличается подробным изложением материала: автор повествует о процессе «раскулачивания», приводит примеры о трагических судьбах спецпереселенцев, упоминает о дискриминационных мерах в отношении духовенства. «Большому террору» и ГУЛАГу посвящены отдельные полноценные параграфы10.
В учебнике А.А. Левандовского для политики репрессий не выделяется отдельного параграфа: репрессивная политика в отношении крестьян рассматривается в параграфе, посвященном коллективизации, а «Большой террор» помещен в параграф об общественно-политической и культурной жизни. При этом в издании 2010 г. произошли сокращения по сравнению с учебником 2002 г., где постановочные открытые судебные процессы рассматривались хотя и немного, но подробнее11. Сократились незначительно разделы, посвященные «Новому витку внутрипартийной борьбы» и «Большому террору». Но при этом в новом издании появляется хотя и совсем небольшой, но отдельный раздел о гонениях на религию и церковь12. Кроме того, появляется отрывок из Секретного отчета правительственной комиссии по обследованию лагерей спецпереселенцев, в издании 2002 г. он отсутствует. Также в издании 2010 г. ученикам предлагается ответить на вопрос: «Почему советское государство проводило политику репрессий?»13.
В изданиях Н.В. Загладина теме репрессий отведен отдельный параграф. Достаточно кратко излагаются основные события, а «открытые» судебные процессы и ГУЛАГ лишь упоминаются. При сравнении изданий 2007 и 2013 гг. оказывается, что в новом учебнике произошли сокращения14. Особенно важно, что в раннем издании приводились различные мнения на причины массовых репрессий15, а в позднем издании они отсутствуют.
Учебник А.А. Данилова отличается попыткой последовательного рассмотрения политики репрессий. Так, выделяются три этапа в репрессивной политике: во время революции и Гражданской войны, конец 1920-х - начало 1930-х гг. и «Большой террор» 1937-1938 гг16. Подобная периодизация должна помочь школьнику более комплексно представить политику репрессий, чем в том случае, когда повествование о них разбросано по разным параграфам. Авторы не обходят вниманием показательные процессы и репрессии против крестьян при коллективизации. Делается важный вывод, что «с позиций общечеловеческой морали гибель и сломанные жизни людей не могут быть оправданы»17. Несомненным плюсом издания являются иллюстрирующие параграф отрывки из документов.
Одним из немногих учебников, где хотя бы частично раскрывается понятие «лишенцы», является учебник О.В. Волобуева. Лишение избирательных прав рассматривается как «внеэкономический способ борьбы с политическими противниками в деревне»18. При этом
9 Кацва Л.А. История России. Советский период: 1917-1941 гг. Учебник для 10-11 классов средней школы. М., 2002. С. 334.
10 Там же. С. 343-369.
11 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2002. С. 211-212.
12 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России, XX - начало XXI века. 11 класс. М., 2010. С. 170.
13 Там же. С. 165.
14 Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., 2007. С. 149-157; Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX - начало XXI века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., 2013. С. 122-127.
15 Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX век... С. 152.
16 История России, 1900-1945. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2012. С. 254-255.
17 Там же. С. 257.
18 Волобуев О.В. История России, XX - начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М., 2009. С. 147.
из сопутствующих дискриминационных мер указаны только ограничения в получении образования, а сам список лиц, лишаемых избирательных прав, крайне неполон. Отдельного параграфа, посвященного репрессиям, в этом издании нет. В разделе под заголовком «враги
19
народа» авторы показывают, что репрессии затронули все социальные слои19.
Значительно подробнее о «лишенцах» пишут авторы учебника под редакцией А.О. Чуба-рьяна: в нем отдельный раздел параграфа посвящен дискриминационным и репрессивным мерам в отношении «бывших»20. Особенно стоит подчеркнуть, что авторы уделили внимание феномену отречения: под давлением комплекса дискриминационных и репрессивных мер дети были вынуждены отрекаться от родителей, жены от мужей, священники от сана. Авторы в подтверждение трагического положения выселенных «кулаков» приводят отрывок из письма к М.И. Калинину21. При этом фактическое изложение материала о политике репрессий достаточно краткое и уместилось в четыре абзаца22.
Отдельно необходимо остановиться на учебнике А.Ф. Кисилева. В нем репрессиям не выделен не только параграф, но нет даже отдельного раздела. В параграфе «Строительство социализма в отдельно взятой стране» репрессии упоминаются в контексте обеспечения высоких темпов индустриализации23. А далее следует цитата И.В. Сталина «Репрессии... являются необходимым элементом наступления»24. Краткое дальнейшее повествование о ГУЛАГе заканчивается выводом о трудовом использовании изолированных в лагерях в соответствии с промышленными планами25. О репрессиях 1937-1938 гг. упоминается вскользь, все повествование укладывается в два предложения. В следующем параграфе, посвященном коллективизации, авторы не могли обойти вниманием процесс «раскулачивания» и высылки, но вся информация уместилась в нескольких предложениях26. О репрессиях авторы вновь упоминают, обращаясь к теме развития науки и культуры, указывая, что ученые и деятели искусства подвергались репрессиям. Также, говоря о создании новой идеологии, авторы затронули проблему антирелигиозной политики и гонений на церковь27. В целом данный учебник выделяется на фоне остальных крайней скудностью информации.
Остановимся более внимательно на современных изданиях, которые вошли в федеральный перечень учебников за 2020 г. В учебнике О.В. Волобуева в параграфе «Индустриализация и коллективизация» авторы выносят «Шахтинское дело» в отдельный список наравне с понятиями «коллективизация», «раскулачивание», «великий перелом» и др.28 Данному процессу посвящен отдельный абзац. Очень кратко авторы характеризуют систему исправительно-трудовых лагерей, но при этом даже само понятие ГУЛАГ не используется. В разделе, посвященном коллективизации, упоминается о раскулачивании, приводятся данные о количестве спецпереселенцев29. В следующем параграфе о СССР во второй половине 1930-х гг. выделен раздел, посвященный «Машине террора30». В нем очень сжато перечислены категории лиц, пострадавших от репрессий, и дана расшифровка термину ГУЛАГ. Правда, среди заданий к параграфу ученикам предлагается подготовить сообщения о судьбах репрессированных, основываясь на воспоминаниях31. При этом информация об антире-
19 Волобуев О.В. История России, XX - начало XXI века. С. 157.
20 История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный и базовый уровни. М., 2011. С. 103-104.
21 История России, XX - начало XXI века. С. 104.
22 Там же. С. 93.
23 Кисилев А.Ф. История России. XX - начало XXI века. 11 класс. М., 2012. С. 101.
24 Там же.
25 Там же. С. 102.
26 Там же. С. 110-111.
27 Там же. С. 121.
28 Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. История России: начало XX-XXI века. 10 класс: учебник: базовый уровень. М., 2021. С. 100.
29 Там же. С. 105.
30 Там же. С. 116-117.
31 Там же. С. 117.
лигиозной политике, рассматриваемой в параграфе о советском обществе, представлена хотя и кратко, но достаточно упорядоченно, начиная с ареста патриарха Тихона и до массового закрытия церквей в 1930-х. Можно было бы предположить, что в учебнике для углубленного изучения истории репрессиям будет уделено больше внимания, но при сравнении оказывается, что текст не претерпел изменений, но в конце главы появились дополнительные материалы и задания. Одно из них предлагает учащимся объяснить парадокс сосуществования в СССР демократической конституции и репрессий32. По сравнению с учебником 2016 г. изменились данные по количеству арестованных (в 2016 г. указывалось, что их было примерно 1,6 млн, а в учебнике 2021 г. - более 1,5 млн человек)33.
Массовым репрессиям выделен отдельный раздел в параграфе «СССР во второй половине 1930-х годов» в учебнике под редакцией В.Р. Мединского34. В отличие от учебника О.В. Волобуева, репрессивной и дискриминационной политике в нем уделено несколько больше внимания. В частности, авторы дают краткую характеристику «лишенцам», называя их изгоями системы35. Но при этом, в отличие от издания О.В. Волобуева, практически не отражена антирелигиозная политика советской власти.
В учебнике под редакцией А.В. Торкунова о лишении избирательных прав говорится в связи с принятием Конституции 1918 г. Авторы вновь упоминают «лишенцев», говоря о перевыборах в Советы в 1925 г.36 Вскользь упоминается об ограничениях в правах зажиточных крестьян и предпринимателей37. Отдельный раздел посвящен взаимоотношениям Советского государства и Русской православной церкви, в котором перечисляются дискриминационные меры в отношении духовенства38. Репрессиям посвящен один раздел в параграфе о политической системе39. А вот упоминание о «чистках», проходивших в советских учреждениях, в данном издании, по сравнению с учебником 2016 г.40, исчезло, оно сохранилось в издании для углубленного изучения41.
Таким образом, в настоящее время во всех трех учебниках, вошедших в федеральный перечень и предназначенных для базового уровня, не выделяется отдельного параграфа для освещения политики репрессий. Если обратимся к учебникам для углубленного изучения, то обнаружим схожую картину42.
Таким образом, можно сделать вывод, что в учебниках более поздних изданий произошли сокращения по сравнению с их предшественниками. Поэтому невозможно согласиться с выводом О.Ю. Репуховой, утверждающей, что «безусловно, фактического материала в учебниках излагается больше, чем в учебниках, выпущенных и используемых в 90-х годах»43. Учитывая, что в списке литературы к данной статье присутствуют только четыре учебника и только один из них 1990-х гг., данный вывод выглядит неубедительно. Следует констатировать, что если в ранних изданиях репрессиям мог выделяться отдельный параграф или
32 История России. Начало XX - начало XXI века. 10 класс: углубленный уровень: учебник. М., 2021. Ч. 2. С. 232.
33 Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России: начало XX - начало XXI в. 10 класс: учебник. М., 2016. С. 115; Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. История России: начало XX-XXI века. М., 2021. С. 117.
34 История России. Начало XX - начало XXI века. 10 класс: базовый уровень: учебник. М., 2021. С. 132.
35 Там же. С. 122.
36 Там же. С. 110.
37 Там же. С. 113.
38 История. История России, 1914-1945: 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. М., 2021. Ч. 1. С. 83.
39 Там же. С. 145-146.
40 История России. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 3 ч. Ч. 1. М., 2016. С. 127.
41 История России. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 3 ч. Ч. 1. М., 2021. С. 127.
42 Никонов В.А., Девятов С.В. История. История России. 1914 г. - начало XXI в. 10 класс. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. I: 1914-1945. М., 2019; Измозик B.C., Журавлёва О.Н., Рудник С.Н. История России: 10 класс: базовый и углубленный уровни: учебник: в 2 ч. М., 2021.
43 Репухова О.Ю. Советская репрессивная политика в освещении постсоветских школьных учебников. С. 9.
упоминание о них выносится в заголовок параграфа, то в современных изданиях информация о них умещается в один раздел.
Отчасти можно согласиться с выводом Н.Н. Глухарева, что принципиального улучшения в освещении репрессий в новых школьных учебниках, подготовленных в рамках Единого историко-культурного стандарта, не произошло44. Тем не менее в новых учебниках появляется описание дискриминационных мер, в частности лишение избирательных прав, уделяется больше внимания антирелигиозной политике. В целом для учебников 1990-х - начала 2000-х гг. характерна более эмоционально окрашенная подача материала, репрессии рассматриваются как часть тоталитарной системы. Co временем термин «тоталитаризм» исчезает из учебников, для новейших изданий характерен все более осторожный и сдержанный подход. Некоторые авторы стараются сократить до минимума освещение данной проблемной темы. Выдержки из исторических источников, которые могли бы помочь в восприятии этой сложной темы, присутствуют далеко не во всех новейших изданиях. А причины репрессий остаются в списке «трудных вопросов», не получивших должного раскрытия в учебных изданиях.
Литература
История России. 10 класс. учебник для общеобразовательных организаций: в 3 ч. Ч. 1 / М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. 175 с.
Волобуев О.В. История России, XX - начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / О.В. Волобуев, С.В. Кулешов; под ред. И.Н. Данилевского. 4-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2009. 335 с.
Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А История России: начало XX-XXI века. 10 класс: учебник: базовый уровень. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2021. 368 с.
Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России: начало XX - начало XXI в. 10 класс: учебник. М.: Дрофа, 2016. 367 с.
Глухарев Н.Н. Проблема отражения «трудных» вопросов истории советского общества в современных школьных учебниках на примере освещения причин массовых репрессий 1930-х гг. // Историческое место советского общества: мат-лы Всерос. науч. конф. М.: МПГУ, 2016. С. 212-218.
Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век: 11-й кл. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. 6-е изд., стер.. М.: Дрофа, 2002. 608 с.
Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век: 11-й кл.: учеб. пособие. М.: Дрофа, 1995. 640 с.
Донин А.Н. Учебники истории: прошлое и настоящее // История и историческая память. 2010. № 1. С. 31-39.
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А История России. XX - начало XXI века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 11-е изд. М.: Русское слово - РС, 2013. 328 с.
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М.: ТИД Русское слово -РС, 2007. 400 с.
Измозик B.C., Журавлёва О.Н., Рудник С.Н. История России: 10 класс: базовый и углубленный уровни: учебник: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.А. Тишкова. 3-е изд., стер. М.: Просвещение, 2021. 320 с.
История России, 1900-1945. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, А.С. Барсенков, М.М. Горинов и др.; под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова. 2-е изд. М.: Просвещение. 2012. 447 с.
44 Глухарев Н.Н. Проблема отражения «трудных» вопросов истории советского общества. С. 218.
История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный и базовый уровни / А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар и др.; под ред. А.О. Чубарьяна. 5-е изд., дораб. и доп. М.: Просвещение, 2011. 302 с.
История России. Начало XX - начало XXI века. 10 класс: базовый уровень: учебник /
А.В. Шубин, М.Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров и др.; под общ. ред. В.Р. Мединского.
М.: Просвещение, 2021. 431 c.
История России. Начало XX - начало XXI века. 10 класс: углубленный уровень: учебник / О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, В.А. Клоков и др. М.: Просвещение, 2021. Ч. 2. 368 с.
История. История России, 1914-1945: 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / М.М. Горинов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина и др.; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2021. Ч. 1. 176 с.
Кацва Л.А. История России. Советский период: 1917-1941 гг. Учебник для 10-11 классов средней школы. М.: МИРОС, Антиква, 2002. 448 с.
Кисилев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стер. М.: Дрофа, 2012. 318 с.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А Россия в XX веке: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М.: Просвещение, 2002. 368 с.
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. С.П. Карпова. 4-е изд. М.: Просвещение, 2010. 384 с.
Никонов В.А, Девятов С.В. История. История России. 1914 г. - начало XXI в. 10 класс. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. I. 1914-1945 / под ред. С.П. Карпова. М.: Русское слово, 2019. 312 с.
Островский В.П., Уткин АИ. История России. XX век. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995. 512 с.
Репухова О.Ю. Советская репрессивная политика в освещении постсоветских школьных учебников // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 5-1. С. 7-15.
References
Volobuev, O.V., Karpachyov S.P., Klokov, V.A. et al. (2021). Istoriya Rossii. Nachalo XX -nachalo XXI veka. 10 klass: uglublennyy uroven: uchebnik [The Beginning of 20th - the Beginning of XXI Century. 10th Grade: Advanced Level: Textbook]. Moscow, Prosveshchenie. Part. 2. 368 p.
Torkunov, A.V. (Eds.). (2021). Istoriya. Istoriya Rossii, 1914-1945 [History. Russian History, 1914-1945]. 10 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy. M.M Gorinov, A.A. Danilov, L.G. Kosulina i dr. Moscow, Prosveshchenie. Part 1. 176 p.
Chubar'yan, A.O., Danilov, A.A., Pivovar, E.I. i dr. (Eds.). (2011). Istoriya Rossii, XX -nachalo XXI veka [Russian History. 20 - Early 21th Centuries]. 11 klass. Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: profil'nyy i bazovyy urovni. Moscow, Prosveshchenie. 302 p.
Danilova, A.A., Filippova, A.V. (Eds.). (2012). Istoriya Rossii, 1900-1945 [Russian History, 1900-1945]. 11 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy. A.A. Danilov, A.S. Barsenkov, M.M. Gorinov i dr. Moscow, Prosveshchenie. 447 p.
Dmitrenko, V.P., Esakov, V.D., Shestakov, V.A. (1995). Istoriya Otechestva. XX vek [History of the Fatherland. 20th Century]. 11 kl. Uchebnoe posobie. Moscow, Drofa. 640 p.
Dmitrenko, V.P., Esakov, V.D., Shestakov, V.A. (2002). Istoriya Otechestva. XX vek [History of the Fatherland. 20 Century]. 11 kl. Posobie dlya obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh zavedeniy. Moscow, Drofa. 608 p.
Donin, A.N. (2010). Uchebniki istorii: proshloe i nastoyashchee [History Textbooks: Past and Present]. In Istoriya i istoricheskaya pamyat'. No. 1, pp. 31-39.
Glukharev, N.N. (2016). Problema otrazheniya "trudnykh" voprosov istorii sovetskogo obshchestva v sovremennykh shkol'nykh uchebnikakh na primere osveshcheniya prichin massovykh repressiy 1930-kh gg. [The Problem of Reflecting the "Difficult" Issues of the History of Soviet Society in Modern School Textbooks on the Example of Coverage the Reasons for the Mass Repressions of the 1930s]. In Istoricheskoe mesto sovetskogo obshchestva. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii. Moscow, Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, pp. 212-218.
Izmozik, B.C., Zhuravleva, O.N., Rudnik, S.N. (2021). Istoriya Rossii [Russian History].
10 klass: bazovyy i uglublennyy urovni: uchebnik. Edited by V.A. Tishkova. Moscow, Prosveshchenie. 320 p.
Katsva, L.A. (2002). Istoriya Rossii. Sovetskiy period: 1917-1941 gg. [Russian History. Soviet Period: 1917-1941s]. Uchebnik dlya 10-11 klassov sredney shkoly. Moscow, MIROS, Antikva. 448 p.
Kisilev, A.F., Popov, V.P. (2012). Istoriya Rossii. XX - nachalo XXI veka [Russian History. 20th - Early 21th Centuries]. 11 klass. Bazovyy uroven': uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Moscow, Drofa. 318 p.
Kontseptsiya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoy istorii [The Concept of a New Educational and Methodological Complex on Russian History]. Available at: URL: https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (date of access 10.11.2021).
Levandovskiy, A.A., Shchetinov, Yu.A. (2002). Rossiya v XX veke [Russia in the 20th Century]. Uchebnik dlya 10-11 klassov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Moscow, Prosveshchenie. 368 p.
Levandovskiy, A.A., Shchetinov, Yu.A., Mironenko, S.V. (2010). Istoriya Rossii, XX - nachalo XXI veka [Russian History. 20 - Early 21th Centuries]. 11 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: bazovyy uroven'. Edited by S.P. Karpova. Moscow, Prosveshchenie. 384 p.
Nikonov, V.A., Devyatov, S.V. (2019). Istoriya. Istoriya Rossii. 1914 g. - nachalo XXI v. [History. Russian History. 1914 - Early 21th Century]. 10 klass. Part I. 1914-1945. Moscow, Russkoe slovo. 312 p.
Ostrovskiy, V.P., Utkin, A.I. (1995). Istoriya Rossii. XX vek [Russian History. 20 Century].
11 klass. Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh zavedeniy. Moscow, Drofa. 512 p. Repukhova, O.Yu. (2009). Sovetskaya repressivnaya politika v osveshchenii postsovetskikh
shkol'nykh uchebnikov [Soviet Repressive Policy in the Coverage of Post-Soviet School Textbooks]. In Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki. No. 5-1, pp. 7-15.
Torkunov, A.V. (Eds.). (2016). Istoriya Rossii [Russian History]. 10 klass. uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy. Ch. 1. M.M. Gorinov, A.A. Danilov, M.Yu. Morukov i dr. Moscow, Prosveshchenie. 175 p.
Medinskiy, V.R. (Eds.). (2021). Istoriya Rossii. Nachalo XX - nachalo XXI veka [Russian History. Early 20th - Early 21th Centuries]. 10 klass: bazovyy uroven': uchebnik. A.V. Shubin, M.Yu. Myagkov, Yu.A. Nikiforov i dr. Moscow, Prosveshchenie. 431 p.
Volobuev, O.V., Kuleshov, S.V. (2009), Istoriya Rossii, XX - nachalo XXI veka [Russian History. 20 - Early 21th Centuries]. Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy (bazovyy uroven'). Moscow, Mnemozina. 335 p.
Volobuev, O.V., Karpachev, S.P., Romanov, P.N. (2016). Istoriya Rossii: nachalo XX - nachalo XXI v. [Russian History. Early 20th - 21th Centuries]. 10 klass: uchebnik. Moscow, Drofa. 367 p.
Volobuev, O.V., Karpachev, S.P., Klokov, V.A. (2021). Istoriya Rossii: nachalo XX-XXI veka [Russian History. Early 20th - 21th Centuries]. 10 klass: uchebnik: bazovyy uroven'. Moscow, Prosveshchenie. 368 p.
Zagladin, N.V., Kozlenko, S.I., Minakov, S.T., Petrov, Yu.A. (2007). Istoriya Rossii. XX vek
[Russian History. 20th Century]. Uchebnik dlya 9 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. 6-
e izdanie. Moscow, TID Russkoe slovo - RS. 400 p.
Zagladin, N.V., Kozlenko, S.I., Minakov, S.T., Petrov, Yu.A. (2013). Istoriya Rossii. XX -
nachalo XXI veka [Russian History. 20th - Early 21th Centuries]. Uchebnik dlya 9 klassa
obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. 11-e izdanie. Moscow, Russkoe slovo - RS. 328 p.
Статья поступила в редакцию 01.12.2021 г.