Научная статья на тему 'НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 2020 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ'

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 2020 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ НА ПРОМЫШЛЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ / 3D-МОДЕЛЬ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ / СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПАТЕНТНОГО ПРАВА / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА СЕЛЕКЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рузакова Ольга Александровна

Автор анализирует изменения, внесенные в части II и IV ГК РФ в 2020 году, касающиеся, в частности, защиты интеллектуальных прав, использования электронных цифровых форм при регистрации объектов патентного права и товарных знаков, определения правового режима объектов, создаваемых по договорам на выполнение НИОКТР по государственным контрактам, связанным с обеспечением обороны и безопасности. Рассматривает перспективы развития законодательства в направлении расширения случаев свободного использования объектов патентного права и определения правового положения патентных поверенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рузакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWS OF LEGISLATION IN THE INDUSTRIAL PROPERTY SPHERE OF 2020 AND THE PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

The author analyzes the changes made to parts II and IV of the Civil Code of the Russian Federation in 2020, concerning, in particular, the protection of intellectual rights, the use of electronic digital forms when registering objects of patent law and trademarks, determining the legal regime of objects created under contracts for R&D on government contracts related to defense and security. Considers the prospects for the development of legislation in the direction of expanding the cases of free use of objects of patent law and determining the legal status of patent attorneys.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 2020 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ»

Новеллы законодательства в сфере промышленной собственности 2020 года и перспективы его развития

О.А. Рузакова

профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук (г. Москва)

Ольга Александровна Рузакова, olalstep@mail.ru

В 2020 году, несмотря на проблемы мирового масштаба, обусловленные пандемией, законодатель не обошел вниманием вопросы совершенствования правового регулирования в области интеллектуальной собственности. В основном изменения коснулись защиты прав на промышленную собственность, в частности, объектов патентного права и товарных знаков. Это прежде всего федеральные законы, направленные на введение в процесс оформления исключительных прав электронных технологий.

Так, Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает при регистрации объектов патентного права и товарных знаков использование не только традиционных документов, входящих в состав заявки, но и 3Ь-моделей, представляемых в электронном виде. Внедрение 3Ь-моделей при подаче заявок возможно с 17 января 2021 года и станет применяться к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам и товарным знакам. Такие заявки особенно актуальны для промышленных образцов и объемных товарных знаков, в меньше степени - для других объектов промышленной собственности (не будут использоваться для секретных изобретений), но при этом со временем не исключена возможность их использования для селекционных достижений и топологий интегральных микросхем.

Требования к форматам трехмерных моделей - вопрос больше технического свойства и будет определен не в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), а в соответствующем административном регламенте Министерства экономического развития Российской Федерации. Ограниченное использование 3Ь-моделей только для экспертизы, без публикации в соответствующем издании и на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), обусловлено различными обстоятельствами, в том числе охраной 3Ь-моделей как объектов интеллектуальных прав.

Наряду с использованием 3Ь-моделей цифровые технологии касаются введения электронных форм патентов и свидетельств, выдаваемых Роспатентом. Электронные формы выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество применяются с 15 июля 2016 года. В электронной форме охранный документ будет выдаваться:

• на изобретение (кроме секретного), полезную модель или промышленный образец;

• на программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы;

• на наименование места происхождения товара, географическое указание;

• на товарный знак, в том числе общеизвестный.

Однако в отличие от выписки в отношении объекта недвижимого имущества это не исключает возможности правообладателю получить свидетельство в бумажном варианте.

Не менее важные изменения, направленные на ускорение и повышение качества проведения информационного поиска, а соответственно и государственной регистрации объектов интеллектуальных прав, отражены в Федеральном законе от 3 июля 2020 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 262-ФЗ), основным положением которого стало предоставление возможности осуществления Роспатентом деятельности, связанной с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности не только непосредственно, но и через подведомственное ему учреждение (Федеральный институт промышленной собственности - ФИПС), что позволяет расширить круг специалистов, владеющих практическими навыками проведения информационного поиска и оценки патентоспособности, анализа патентной и иной документации в специализированных областях науки и техники. В настоящее время информационный поиск и экспертиза заявки на получение патента на изобретение или полезную модель проводятся в составе государственной услуги, предоставляемой ФИПС. В предлагаемых изменениях проведение предварительного информационного поиска и оценки патентоспособности заявленного технического решения также будет осуществляться аккредитованными в Роспатенте российскими научными и образовательными организациями, обладающими компетенциями в конкретных областях знаний. Услуга по проведению предварительного информационного поиска будет предоставляться заявителям на добровольной основе. Аккредитация российских научных и образовательных организаций будет осу-

ществляться на безвозмездной основе.

Другим важным изменением, предусмотренным в названном законе, стало положение, касающееся борьбы со злоупотреблениями при оплате пошлин. В соответствии с пунктом 1 статьи 1366 ГК РФ заявитель, являющийся единственным автором изобретения, до принятия по заявке решения о выдаче патента либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной может подать заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При наличии указанного заявления патентные пошлины, предусмотренные ГК РФ, в отношении заявки на выдачу патента на изобретение и в отношении патента, выданного по этой заявке, с заявителя не взимаются 1.

Наряду с указанными новеллами законом предусматриваются ограничения права заявителя на подачу заявок на изобретение, в отношении которых он освобождается от уплаты пошлины при представлении обязательства об уступке патента. Такая пошлина не уплачивается в течение трех лет после подачи заявки на изобретение. Число заявок, поданных в течение года одним заявителем, по которым он будет освобождаться от уплаты пошлин в порядке, предусмотренном статьей 1366 ГК РФ, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В первоначальной редакции предполагалось, что такие ограничения будут применяться и к патентам, выданным до дня вступления в силу Закона № 262-ФЗ. Однако это было бы несправедливо в отношении лиц, которые получили патент на ранее действовавших условиях освобождения

1 См. комментарий к статье 1366 ГК РФ в кн. «Патентное право: постатейный комментарий главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации».

от уплаты пошлины с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 283-О, в соответствии с которым пошлина за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, является по своей правовой природе фискальным сбором, в связи с чем на нее распространяется требование правовой определенности, в силу которого каждый должен точно знать, какие обязательные платежи, в каком размере и в каком порядке он должен платить. К лицам, законно получившим освобождение от уплаты патентных пошлин на момент подачи заявки на выдачу патента, это требование не применяется 2.

Знаковым событием 2020 года в сфере интеллектуальной собственности стало принятие проекта федерального закона № 47538-6/11 «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» (Федеральный закон от 22.12.2020 № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных поло-

жений законодательных актов) Российской Федерации)», который представляет собой одни из одиннадцати блоков из проекта федерального закона о реформе гражданского законодательства, внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Госдума) в 2012 году и из которого 9 блоков в виде федеральных законов были приняты в период с 2012 по 2017 год 3. В рамках реформы гражданского законодательства остался законопроект о вещных правах.

Названный закон направлен на обеспечение правового режима объектов, создаваемых в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе по государственным и муниципальным контрактам. Особое внимание при этом уделяется правовому режиму результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности.

В качестве общего положения закрепляется право на получение патента на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые по государственным или муниципальным контрактам, за исполнителем, при этом контрактом может быть предусмотрено совместное правообладание испол-

2 Подробнее см. Рузакова О.А. Развитие российского законодательства о промышленной собственности в условиях цифровизации.

3 Федеральные законы:

от 30.12.2012 № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»;

от 30.09.2013 № 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации»;

от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»;

от 8.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»;

от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

нителем и публично-правовым образованием. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (например если результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных услуг или исполнитель в течение 12 месяцев не обеспечил признания за ним исключительного права).

Для результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обороной и безопасностью, исключительные права по общему правилу принадлежат Российской Федерации в лице силовых ведомств. При этом в случаях и порядке, определенных Президентом Российской Федерации, права могут закрепляться сразу за исполнителем. По решению Президента Российской Федерации право может быть передано исполнителю или третьему лицу, которое заинтересовано во внедрении результата интеллектуальной деятельности. При закреплении исключительного права за публично-правовым образованием исполнитель обязан обеспечить их приобретение и передачу и имеет право на возмещение понесенных при этом затрат в пределах цены государственного или муниципального контракта.

Предлагается закрепить возможность перехода исключительного права как от государственного заказчика к исполнителю, так и от исполнителя (не являющегося автором результата интеллектуальной деятельности) непосредственно к его автору. При этом для обеспечения баланса интересов государства и авторов предусматривается норма, устанавливающая, что по требованию государственного заказчика автор обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование результата интеллектуальной деятельности для государственных нужд.

В отношении изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному контракту, патент на которые получен Российской Федерацией, субъек-

том Российской Федерации или муниципальным образованием, законопроектом установлена обязанность их использования. В случае если в течение двух лет с даты выдачи патента такое использование не начато либо исключительное право не передано другому лицу, то исполнитель вправе требовать передачи ему исключительного права на безвозмездной основе. При этом на лицо, получившее такое исключительное право, также возлагается обязанность в течение двух лет начать его использование, в случае несоблюдения которой исполнитель вправе требовать безвозмездной передачи ему исключительного права.

Для повышения практического использования результатов интеллектуальной деятельности и заинтересованности их разработчиков была предусмотрена возможность передачи правообладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности авторам этих результатов по их требованию в случае, если правообладатель не начнет их использование либо не распорядится исключительным правом на них в течение установленного периода времени с момента получения исключительного права.

В случае отказа правообладателя от заключения договора о безвозмездном отчуждении автору исключительного права автор вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор о безвозмездном отчуждении ему исключительного права. Если правообладатель не докажет, что неиспользование им результата интеллектуальной деятельности обусловлено уважительными причинами, то суд принимает решение о принудительном заключении такого договора.

Кроме того, из ГК РФ исключается спорная глава 77 о единых технологиях, которая порождала острые дискуссии в ведомствах и противоречивую судебную практику.

В перспективе развития законодательства в сфере промышленной собственности два основных направления:

1) изменения в законодательстве о патентных поверенных;

3) расширение перечня случаев свободного использования объектов интеллектуальных прав.

В последнее время статусу патентного поверенного уделяется повышенное внимание. Так, например, в рамках реформы гражданского процессуального законодательства при введении для представителей в суде (кроме мировых судей и районных судов) требования обязательного высшего юридического образования для патентных поверенных было сделано исключение, учитывая, что далеко не каждый патентный поверенный обладает таковым, а зачастую значение их деятельности связано со специальными техническими знаниями в той или иной сфере интеллектуальной собственности. В 2020 году членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации И.М.-С. Умахано-вым, Л.С. Гумеровой и Д.Ю. Василенко был внесен проект федерального закона № 910300-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных», которым предлагается наделить патентных поверенных правами и гарантиями, необходимыми для обеспечения их деятельности и защиты прав доверителей, в частности, обязанность органов государственной власти и других организаций предоставлять ответ на запрос патентного поверенного в месячный срок, приравнять в судебном процессе статус патентного поверенного к статусу адвоката и т. д. Представляется, что одним из спорных вопросов законопроекта является определение деятельности патентного поверенного как «квалифицированной юридической и информационно-технической помощи, которая оказывается на профессиональной основе». Такой подход предполагает наличие юридического образования, которое, как уже было отмечено, имеет не каждый патентный поверенный. Указанное требование может привести к сокращению числа поверенных и недопустимости участия

в качестве таковых лиц с техническим или естественнонаучным образованием, что может привести к снижению качества подготовки поверенными заявок на патентование.

Часть 3 статьи 4 законопроекта предусматривает приравнивание права лица, имеющего статус патентного поверенного, на представительство доверителя в суде любой инстанции по делам, связанным с защитой и оспариванием интеллектуальных прав, в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве, к праву лица, имеющего статус адвоката, на представительство перед соответствующим судом. Предлагаемое смешение статусов патентного поверенного и адвоката едва ли обосновано в полной мере, поскольку налагает на патентных поверенных обязанности и ограничения, какие ранее у них отсутствовали.

Другой проблемой, отраженной в двух законопроектах, внесенных в Госдуму в 2020 году, стали проекты, направленные на расширение перечня случаев свободного использования объектов патентного права, в частности, в принятый 15 декабря 2020 года в первом чтении проект федерального закона № 842633-7 «О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации», направленный на уточнение положений об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности.

В соответствии со статьей 1 360 ГК РФ Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Названная норма периодически подвергается критике специалистов, которые проводят аналогию с «институтами реквизиции и изъятия земель для государ-

ственных и муниципальных нужд» 4, однако в целом она соответствует Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) в части допустимых ограничений прав патентообладателей. Согласно статье 31 ТРИПС если законодательство члена разрешает иное использование объекта патента без разрешения правообладателя, включая использование государством или третьими лицами, уполномоченными государством, то должны соблюдаться в том числе следующие положения:

• разрешение на такое использование должно основываться на индивидуальных характеристиках предмета (подпункт «а» статьи 31);

• объем и продолжительность такого использования ограничиваются целями, для которых оно было разрешено (подпункт «с» статьи 31);

• использование не является исключительным и не подлежит цессии (уступке), кроме как с той частью предприятия или его нематериальных активов, которые осуществляют такое использование (подпункты «Ф> и «е» статьи 31);

• любое такое использование разрешается в первую очередь для обеспечения потребностей внутреннего рынка члена, дающего разрешение на такое использование (подпункт <Ф> статьи 31);

• юридическая сила любого решения, относящегося к разрешению такого использования, может быть предметом судебного пересмотра или иного независимого пересмотра отдельным вышестоящим органом власти упомянутого члена (подпункт <ф> статьи 31);

• любое решение, касающееся вознаграждения, предусмотренного в отношении такого использования, может быть предметом судебного пересмо-

тра или иного независимого пересмотра отдельным вышестоящим органом власти упомянутого члена (подпункт «р статьи 31).

Проектируемые в статью 1360 ГК РФ изменения создают возможность оперативно восполнить отсутствие или недостаток в стране иностранных запатентованных лекарственных средств или медицинских изделий, которые необходимы для жизни и здоровья населения.

При этом законопроектом предлагается, с одной стороны, расширить сферу действия статьи 1360 ГК РФ, с другой - сузить. Так. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об использовании объектов патентного права только в случае крайней необходимости. Это положение распространяется на случаи, связанные с обеспечением обороны и безопасности, которые в настоящее время уже предусмотрены названной статьей. При этом расширяется перечень случаев свободного использования объектов патентного права, включая охрану жизни и здоровья граждан. Правительство Российской Федерации приобретает право принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации 5.

Еще одним законопроектом, направленным на расширение случаев свободного использования объектов патентного права, стал проект № 912458-7 «О внесении изменения в главу 72 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации. Положения законопроекта предусматривают возможность свободного использования изобретения для производства лекарственного средства для экспорта в первую очередь в целях оказания помощи другим государствам в обеспече-

4 Ворожевич А.С. Пределы осуществления и защиты исключительного права патентообладателя.

5 Подробнее см. Рузакова О.А. Развитие законодательства о свободном использовании объектов патентного

права.

нии лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 184-ФЗ «О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности». Протоколом об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, подписанным в городе Женеве 6 декабря 2005 года, предусматривается дополнение Соглашения статьей 31Ыв и приложением, позволяющим членам Всемирной торговой организации (далее - ВТО) выдавать принудительные лицензии на изобретения для производства лекарственных средств для последующего экспорта. В соответствии с названной статьей членам ВТО с недостаточными мощностями по производству лекарственных средств предоставляется право обращаться к другому члену ВТО в случае чрезвычайной ситуации за помощью в обеспечении государства необходимым количеством лекарственных препаратов. Используя статью 31 Ыв Соглашения, Российская Федерация может организовать производство лекарственных препаратов для поставки в иностранные государства по доступной цене для борьбы с эпидемиями.

Также законопроектом в целях реализации положений Протокола предлагается дополнить часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации статьей 1360.1, которой предусматривается новый случай свободного использования изобретения без согласия правообладателя для производства лекарственного средства для его экспорта в соответствии с международным договором Российской Федерации. В случаях и на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, Правительство Российской Федерации наделяется правом принять решение об использовании изобретения для производства на территории Российской Федерации лекарственного средства в целях его экспорта без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной

компенсации. При этом предусматриваются требования к указанному решению и упаковке производимого лекарственного средства. Порядок направления уведомления, основания и порядок принятия решения и прекращения его действия, порядок определения срока действия решения, а также методика определения размера компенсации и порядок ее выплаты будут утверждаться Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в 2020 году законодатель акцентировал внимание на таком объекте промышленной собственности, как селекционные достижения. Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 527-ФЗ «О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что положение пункта 4 статьи 1422 ГК РФ не является нарушением исключительного права на селекционное достижение, использование растительного материала, полученного в хозяйстве в течение двух лет в качестве семян для выращивания на территории этого хозяйства сорта растений из числа растений, перечень родов и видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях приведения указанного ограничения в соответствие с частью 2 статьи 15 Международной конвенции по охране селекционных достижений от 2 декабря 1961 года и для защиты прав селекционеров названное положение было распространено не на всех субъектов гражданских правоотношений, а лишь на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также граждан.

Проектом федерального закона № 1085739-7 «О внесении изменения в статью 1439 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» решается проблема полномочий федерального органа исполнительной власти по установлению формы патента и сведений в патенте по селекционным достижениям. Согласно

статьям 1409 и 1414 ГК РФ патент на селекционное достижение выдается федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. При этом форма патента на селекционное достижение, состав сведений, содержащихся в нем, и орган государственной власти, уполномоченный на установление такой формы патента и сведений в патенте, законодательством Российской Федерации не определены. Проектом предлагается закрепить за федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям полномочия по установлению формы патента на селекционное достижение и состава указываемых в нем сведений.

Рассмотренные и другие изменения планируется внести в российское законодательство в 2021 году.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 217-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 30, ст. 4743.

2. О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 3 июля 2020 года № 262-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 31 (часть I), ст. 5021.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Патентное право: постатейный комментарий главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. П. В. Крашенинникова. М. : Статут, 2010. 161 с.

5. По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 8 «О внесении изменений и дополнений в Положе-

ние о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 283-О. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. Рузакова О. А. Развитие российского законодательства о промышленной собственности в условиях цифровизации // Патенты и лицензии. 2020. № 8. С. 7-12.

7. О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» (Федеральный закон от 22.12.2020 № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации») : проект федерального закона № 47538-6/11 // Российская газета. 2020. № 293.

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных» : проект федерального закона № 910300-7. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

9. О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации : проект федерального закона № 842633-7. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Ворожевич А. С. Пределы осуществления и защиты исключительного права патентообладателя. М. : Статут, 2018. 320 с.

11. Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности : заключено в городе Марракеше 15 апреля 1994 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 37 (приложение, ч. VI), С. 2818-2849.

12. Рузакова О. А. Развитие законодательства о свободном использовании объектов патентного права // Патенты и лицензии. 2020. № 6. С. 2-9.

13. О внесении изменения в главу 72 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации : проект федерального закона № 912458-7. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности : Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 184-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 527-ФЗ // Российская газета. 2021. № 2.

16. Международная конвенция по охране селекционных достижений от 2 декабря 1961 года. Женева : Международный союз по охране селекционных достижений, 1992. Публикация УПОВ № 221(Я).

17. О внесении изменения в статью 1439 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации : проект федерального закона № 1085739-7. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

* * *

ПЯТЬ ДРАЙВЕРОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА НОВОСТРОЕК НОВОЙ МОСКВЫ

С каждым годом территории Новой Москвы продолжают активно развиваться и застраиваться, постепенно превращаясь из отдельных разрозненных заМКАДных микрорайонов и населенных пунктов в два полноценных столичных района с развитой инфраструктурой. Специалисты «БЕСТ-Новострой» выделили пять ключевых факторов, которые стимулируют интерес девелоперов и покупателей жилья к Новой Москве.

Дороги и метро

Безусловно, хорошая транспортная доступность района - залог успеха для любого девелоперского проекта. За последние 4-5 лет ситуация с транспортом в Новой Москве кардинально изменилась. В ТиНАО протянули две ветки метро, открылось 8 новых станций «подземки». В настоящий момент идет строительство еще одной новой ветки метро, которую планируется продлить до одного из крупнейших городов Новой Москвы - наукограда Троицка. Запустить движение по Коммунарской ветке планируют уже в 2023-2024 году. Помимо этого, реконструированы основные транспортные артерии - Калужское и Киевское шоссе, благодаря чему существенно возросла пропускная способность трасс. Также были построены и модернизированы десятки новых развязок и дорог. С развитием данной инфраструктуры, территории ТиНАО становятся все более привлекательными для девелоперов и, в конечном счете, для покупателей новостроек, стимулируя появление новых жилых кварталов и высокий спрос на квартиры. По данным bnMAP.pro, в Новой Москве - самые небольшие запасы строящегося жилья во всей Московской агломерации. Сейчас на присоединенных территориях в реализации находится около 374 тыс. кв. метров.

Больше возможностей для КОТов

Территории Новой Москвы привлекают девелоперов в том числе и за счет наличия большего количества пока еще не освоенных площадок, пригодных для строительства современного жилья, в частности, крупных проектов комплексного освоения территории (КОТ). В старых границах Москвы в силу уже сложившейся плотной застройки подобные проекты можно реализовать в основном лишь в рамках редевелопмента бывших промзон или реновации. Поэтому для строительства крупных проектов КОТ в столице территории ТиНАО зачастую являются более подходящим вариантом.

Более просторные участки позволяют девелоперам осуществить свои замыслы и в плане инфраструктуры. Например, в культурно-образовательном жилом кластере Russian Design District, который активно строится в поселке Ватутинки, в основе инфраструктуры - принципы экономики знаний и непрерывного образования, реализованные в мощной образовательной платформе кластера: детский сад, городская школа, Школа дизайна и технологий Design and Technology Art School (DATA), в составе которой откроются различные образовательные направления - живопись, современный дизайн, дизайн искусственного интеллекта, дизайн среды, коммуникационный дизайн, game-дизайн, public art и многие другие. Также в кластере появятся Академия моды

Окончание на с. 110

инк®м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.