УДК 34.03 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10482
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПАТЕНТОВАНИЯ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Анна Александровна КОЗЫРЕВА, референт Департамента цифрового развития Министерства науки и высшего образования Российской Федерации E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.13 — информационное право
Елизавета Евгеньевна ОСТАПЧУК, главный специалист научно-исследовательского отдела (организации подготовки научно-педагогических кадров) научно-исследовательского центра, Академия гражданской защиты МЧС России E-mail: [email protected]
Илья Александрович ТИХОМИРОВ, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, кандидат технических наук, доцент E-mail: [email protected]
Работа выполнена при поддержке РФФИ грант № 18-29-03087
Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с правовыми аспектами обеспечения оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Авторами рассматривается понятие интеллектуальной собственности в действующем международном и национальном законодательстве, проводится анализ существующей процедуры оформления патентов на объекты промышленной собственности, формулируются предложения по совершенствованию законодательства в сфере патентования. В статье также рассмотрены вопросы использования методов искусственного интеллекта в экспертной оценке патентных заявок по существу.
Ключевые слова: государственная политика, инновационная деятельность, интеллектуальное право, интеллектуальная собственность, патент, патентное право, совершенствование законодательства, объекты интеллектуальной собственности, процедура патентования, стратегического развитие, цифровая экономика, искусственный интеллект.
Annotation. The article deals with the main issues related to the legal aspects of securing registration and protection of rights to intellectual property. The authors consider the concept of intellectual property in the current international and national legislation, analyze the existing procedure for issuing patents for industrial property, formulate a proposal for improving the legislation of the patenting area. The article also discusses the use of artificial intelligence methods in the task of expert evaluation of patent applications in essence.
Keywords: state policy, innovation, intellectual law, intellectual property, patent, patent law, improvement of legislation, intellectual property objects, patenting procedure, strategic development, digital economy, artificial intelligence.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
На сегодняшний день перед Российской Федерацией стоит ряд стратегических задач, выполнение которых возможно решить при помощи эффективной государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. Создание правовых нормативных актов, обеспечивающих защиту прав и интересов, позволяет улучшить условия для эффективной деятельности субъектов экономики и усовершенствовать механизмы ответственности, необходимые государству для развития и продвижения государственной политики в инновационной деятельности.
Одной из ключевых задач государства является регуляторное воздействие на субъекты общественных отношений с целью создания, внедрения и использования объектов интеллектуальной собственности в интересах реализации государственных задач в различных отраслях жизни общества. В связи с этим нами выявлено, что на данном этапе правовая система Российской Федерации уделяет особое внимание развитию науки и совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собственности, что позволяет говорить об актуальности проводимого исследования.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определен перечень задач, касающихся развития науки и экономики в Российской Федерации, среди которых особое место занимает создание новых изобретений. К числу задач относится:
1) осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ;
2) ускорение технологического развития РФ, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации;
3) обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;
4) обеспечение привлекательности работы в РФ для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;
5) опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны;
6) создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновацион-
ной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «ме-гасайенс»1.
Интеллектуальная собственность связана с творчеством. В наше время невозможно обойтись без использования результатов интеллектуальной деятельности человека.
Интеллектуальна собственность — это часть экономического рынка, поэтому очень важно, чтобы в обществе действовали единые правила регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности.
Термин «интеллектуальная собственность» широко используется в законодательстве развитых стран и в международно-правовых соглашениях2. Нормативным правовым актом международного уровня, законодательно закрепившим определение «интеллектуальная собственность», стала Стокгольмская конвенция 1967 г., которая учредила Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее — ВОИС). Данная Конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 г.3.
Стандартом международного права является «понимание интеллектуальной собственности как совокупности прав (имущественного и неимущественного характера) на различные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации предпринимателей, их деятельности и производимых ими товаров и услуг»4.
В российском законодательстве понятие интеллектуальной собственности получило конституционное закрепление. Статья 44 Конституции РФ не раскрывает его содержания, но в ней говорится о том, что «интеллектуальная собственность охраняется законом»5, а в ст. 71 Конституции РФ сказано, что «правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации»6.
С принятием в Российской Федерации Гражданского кодекса понятие «интеллектуальная собственность» заменилось понятием «интеллектуальные права». Интеллектуальными правами «признаются интеллектуальные права, которые включают как личные неимущественные права, присущие авторам творческих достижений (право авторства, право на имя и др.), так и исключительное право, являющееся правом имущественным и, следовательно, объектом гражданского оборота, а также ряд иных прав, которые нельзя однозначно отнести ни к содер-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
жанию исключительного права, ни к личным неимущественным правам»7.
Понятие интеллектуальной собственности раскрывается через ее объекты. В пункте 1 ст. 1225 части 4 Гражданского кодекса РФ сформулировано: «Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются...». Далее дается исчерпывающий список объектов интеллектуальной собственности.
Вопросы, связанные с понятием «интеллектуальная собственность», являются темой множества научных исследований, что говорит об актуальности темы и возможности развития понятийного аппарата в целях конкретизации предмета толкования. Тем не менее определено, что интеллектуальную собственность можно разделить на две категории: авторское право и промышленная собственность.
Промышленная собственность — это разновидность интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность — это результат интеллектуальной деятельности челове -ка, которая требует обеспечения защиты. В России и других странах сейчас уделяется огромное внимание развитию патентного права и обеспечению защиты интеллектуальной собственности. Пробелы национального права можно компенсировать международным правом, но это не отменяет совершенствования российского права.
Существующая на сегодняшний день международная патентная классификация (далее — МПК)8 является одним из основных инструментов для поиска патентных документов в процессе определения «предшествующего уровня техники». Данный поиск необходим органам, выдающим патенты, и потенциальным изобретателям, научно-исследовательским учреждениям. Лица, подающие заявки на национальную или международную охрану прав интеллектуальной собственности, обязаны определить, является ли результат их творческой деятельности новым или же он уже принадлежит кому-то другому, либо кто-то другой предъявил притязание на него. Данный процесс занимает около 18 месяцев, что подтверждает объективную длительность процедуры, направленной на выявление схожих объектов промышленной собственности и недопущение дублирования полезных изобретений, зарегистрированных ранее.
Основная задача — это классификация как средство для единообразного в международном масштабе классифицирования патентных документов, эффективный инструмент в первую очередь для патентных ведомств. При этом процедура классификации должна быть удобна и проста для заявителей.
При регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности государство использует всю совокупность методов административно-правового регулирования, чтобы обеспечить развитие рынка интеллектуальной собственности внутри государства. На данный момент рынок нуждается в мерах государственной поддержки, в процессе создания объектов интеллектуальной собственности и в построении эффективной системы защиты и охраны интеллектуальных прав в Российской Федерации.
В рамках осуществления административного надзора в сфере интеллектуальной собственности свою деятельность осуществляет специальный орган исполнительной власти — Федеральная служба по интеллектуальной собственности (далее — Роспатент), в функции которого входит обеспечение проведения надзорных мероприятий в сфере охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, военного, специального и двойного назначения, а также гражданского назначения, созданных за счет бюджетных средств. Основное место в деятельности Роспатента занимает направление по выдаче охранных документов.
В настоящее время Роспатент является единственным органом, в чьи полномочия входит надзор за соблюдением прав интеллектуальной собственности; в Российской Федерации создан специализированный суд9, который занимается спорными вопросами в отношении интеллектуальной собственности, что свидетельствует о заинтересованности государства в регулировании этой сферы.
Ежегодно в Роспатент поступают тысячи заявок10 на получение патентов на изобретения как российскими, так и иностранными заявителями, но не все заявки гарантируют получение патента (см. рис. 1). Основной причиной отказа изобретателей от защиты и отстаивания своих прав является сложность процедуры получения патента и процесса защиты права интеллектуальной собственности. Часто заявители сталкиваются с проблемами во время процесса получения патента.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
Количество выданных патентов на изобретения в РФ
40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
■ Всего □ Российские
■ Иностранные 10 260
2013 2014 2015 2016 2017 2018
31 638 33 950 34 706 33 536 34 254 35 774
21 378 23 065 22 560 21 020 21 037 20 526
10 260 10 885 12 146 12 516 13 217 15 248
Рис. 1. Количество выданных патентов на изобретения в РФ
В административном регламенте ФИПС есть блок-схема, отражающая всю процедуру получения патента на изобретения (см. рис. 2).
Процедуру патентования условно можно разделить на несколько основных этапов:
1. Оформление и подача заявки.
2. Формальная экспертиза заявки.
3. Экспертиза заявки по существу.
4. Государственная регистрация изобретения и выдача патента.
В последние годы заявители отдают предпочтение подаче заявок в электронном виде, соответственно, все делопроизводство осуществляется через электронный кабинет, что позволяет уменьшить размер пошлин и бумажной работы. Благодаря появлению электронных личных кабинетов процесс оформления патента значительно ускорился. В среднем на получение патента уходит около года, что позволяет оформить результаты интеллектуальной деятельности, не потеряв при этом уникальность и актуальность проведенной работы.
Следует также отметить, что подача заявок в электронном виде является не единственно возможным применением современных цифровых технологий. Например, современные технологии компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта позволяют ускорить прохождение заявки на этапах формальной экспертизы заявки и экспертизы по существу11.
Анализ содержимого патента является весьма трудоемкой задачей, которая занимает не один час работы эксперта. Помочь ему в этом могут автоматизированные средства, которые должны обеспечить полноту и точность поиска похожих патентных заявок. При этом сопоставление подаваемой заявки должно проводиться не только по базе патентных документов на русском языке, но и с учетом всего мирового массива научно-технических документов, включая научные публикации.
В случае обнаружения очень похожих документов и, более того, текстовых заимствований эксперт может составить заключение об отказе
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
в новизне значительно быстрее, нежели используя обычные средства поиска по ключевым словам или кодам МПК. Для быстрого ознакомления с содержимым документа весьма полезны функции автоматического реферирования текстов, создания тематических подборок похожих документов, навигация по патентным семействам и многое другое.
Важно отметить, что методы искусственного интеллекта могут применяться и для такой задачи, как подбор экспертов в аспекте конкретной поступившей патентной заявки. Этот процесс весьма нетривиальный и зачастую сопровождается сложностями при назначении экспертов по кодам МПК или ключевым словам. Проблема кроется в том, что заявкам совершенно из различных предметных областей могут быть приписаны одни и те же коды МПК и, наоборот, заявки из одной области могут иметь совершенно разные коды.
Задача подбора экспертов осложняется большим объемом патентных и научно-технических документов. В этом случае должны помочь методы искусственного интеллекта, которые позволяют осуществлять подбор экспертов путем анализа проведенных ими ранее экспертиз на основе сопоставления полных текстов. В этом случае подбор эксперта осуществляется при помощи поиска похожих на заявку патентов в целях выявления тех экспертов, которые уже осуществляли экспертизу похожих заявок.
Современные технологии компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта также способны оказать помощь и подающему заявку. Например, весьма полезны функции автоматического подбора кодов МПК на основе поиска похожих на заявку патентов в массиве имеющейся патентной информации. Кроме того, обладая современными средствами, заявитель сам может в процессе подготовки понять, что очень похожие изобретения уже существуют, и имеются высокие риски получения отказа в выдаче патента по новизне. Более того, современные средства могут позволить значительно повысить качество проводимых патентных исследований, которые должны предшествовать не только подготовке патентной заявки, но и проведению любой научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы12. В этом случае будут полезны все те же функции, которые будет использовать эксперт при рассмотрении патентной заявки.
Таким образом, использование современных цифровых технологий позволяет ускорить под-
готовку и прохождение патентной заявки, снизить нагрузку на экспертов и уменьшить процент отказов в выдаче патента.
Немаловажным действием со стороны государства для заявителей является информирование о том, что поддержка защиты изобретения сохраняется только при уплате ежегодных пошлин за поддержание патента в силе, что позволяет сохранить правообладателю свои права на результаты интеллектуальной деятельности в течение 20 лет.
Очевидно, что патенты как инструмент защиты интеллектуальных прав играют важную роль в развитии инновационной деятельности как двигателя рыночной и цифровой экономики не только в Российской Федерации, но и в мире. Так, благодаря своей новизне и промышленной применимости потенциальные инвесторы (российские и зарубежные) обращают внимание на изобретение и активно финансируют его, что также приводит к определенным изменениям на рынке товаров и услуг.
Необходимо отметить тот факт, что обладание достаточной объективной информацией на сегодняшний день является одной из предпосылок успеха. В рамках патентования достаточной объективной информацией являются: предшествующие уровни техники, усовершенствование, персонифицированность и т.п. При этом данные показатели должны быть достоверными, систематизированными и оперативно изменяться и дополняться.
Важную роль играет правовое обеспечение данного процесса. При получении патента правообладатель наделяется исключительными правами; он может при помощи лицензионного договора давать во временное пользование свое изобретение или использовать договор об отчуждении исключительных прав и передать в собственность другому лицу, что является, с одной стороны, экономически выгодным для правообладателя, а, с другой стороны, дает возможность развивать экономику при помощи готовых и апробированных изобретений, тем самым минимизируя риски.
В Российской Федерации существует ряд проблем, решение которых позволит увеличить количество полученных патентов на изобретения. Проанализировав российскую и зарубежную практику по процедуре подачи документов, отметим, что в Российской Федерации делопроизводство получения патентов является закрытой информацией, которую можно получить по заявлению с уплатой денежных средств.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
В зарубежных странах, напротив, использу ется система открытого делопроизводства. От крытое делопроизводство, на наш взгляд, является наиболее эффективной процедурной моделью. При наличии системы открытого делопро
изводства заявители смогут избежать некоторых проблем, а именно, провести самостоятельное изучение базы данных на наличие схожих заявок, а также ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами со стороны экспертов.
Рис. 2. Блок-схема процедуры получения патента на изобретения ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
На сайте Ведомства по патентам и товарным знакам США (United States Patent and Trademark Office) опубликованы документы по делопроизводству конкретно каждой заявки и находятся в открытом доступе. Так, любой человек может ознакомиться с ними. В Российской Федерации данная услуга является платной. В связи с этим нами предлагается рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в «Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата»13 в части открытости процедурных процессов. Примером открытого делопроизводства может служить Ведомство по патентам и товарным знакам США (United States Patent and Trademark Office)14, которое на протяжении более 25 лет использует подобную модель.
Поскольку технологии являются результатом интеллектуальной деятельности человека, они становятся фактором развития социально-экономических отношений. Одним из приоритетных направлений экономических реформ, проводимых в Российской Федерации, является придание экономике страны инновационного характера, т.е. использование передовых разработок отечественных ученых и изобретателей во всех отраслях экономики.
Вопросы совершенствования нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, повышения инвестиционной привлекательности, а также расширения практики введения в коммерческий оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности являются одними из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации.
Совместная работа федеральных органов исполнительной власти, проводимая на сегодняшний день на уровне Правительства Российской Федерации под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова, уже показывает определенные результаты. В рамках совместной работы сформирован План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, повышению инвестиционной привлекательности, а также расширению практики введения в коммерческий оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Исходя из этого научные исследования, проводимые в сфере защиты интеллектуальных прав, позволят сформулировать отдельные предложения, которые будут способствовать совершенствованию процесса патентования как одного из ключевых элементов развития экономики на современном этапе.
1 Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
2 Страсбургское соглашение о международной патентной классификации от 24.03.1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1977. Вып. XXXI. С. 106.
3 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14.07.1967 г. // Офиц. не опубликована. Доступ: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_5059/
4 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 г. // Офиц. не опубликовано. Доступ: http://base.garant.ru/4059989/
5 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Рос. газ. 1993. № 256. 25 дек.
6 Там же.
7 Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 32.
8 Страсбургское соглашение о международной патентной классификации» от 24.03.1971 г. ...
9 Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
10 Статистика науки и образования. Вып. 2. Результативность научных исследований и разработок. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017.
11 Девяткин Д.А., Смирнов И.В., Соченков И.В., Тихомиров И.А. Современные методы компьютерной лингвистики для патентного поиска и анализа информации // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. Спец. вып. 2016. С. 71—77.
12 Тихомиров И., Жебелъ В., Каменская М, Комаров А. Оценка качества патентных исследований // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 5. С. 47—54.
13 Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата // www.pravo.gov.ru от 15.07.2016 г.
14 URL: https://www.uspto.gov/ (Дата обращения: 05.06.2018)
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
Библиографический список
1. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14.07.1967 г. // Офиц. не опубликована. Доступ: http://www.consultant.ru/document/ сош_<!ос_ЬЛ,^5059/
2. Страсбургское соглашение о международной патентной классификации от 24.03.1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1977. Вып. XXXI.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Рос. газ. 1993. № 256. 25 дек.
4. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 32.
5. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
6. Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
7. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 г. // Офиц. не опубликовано. Доступ: http:// base.garant.ru/4059989/
8. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата // www.pravo.gov.ru от 15.07.2016 г.
9. Девяткин Д.А., Смирнов И.В., Сочен-ков И.В., Тихомиров И.А. Современные методы компьютерной лингвистики для патентного поиска и анализа информации // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. Спец. вып. 2016. С. 71—77.
10. Статистика науки и образования. Вып. 2. Результативность научных исследований и разработок. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. 133 с.
11. Тихомиров И., Жебель В., Каменская М, Комаров А. Оценка качества патентных исследований // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 5. С. 47—54.
12. URL: https://www.uspto.gov/ (Дата обращения: 05.06.2018)
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020