Научная статья на тему 'К вопросу о служебных объектах патентного права'

К вопросу о служебных объектах патентного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1636
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПАТЕНТНОГО ПРАВА / ИЗОБРЕТЕНИЕ / ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ / ПАТЕНТ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ПРИВИЛЕГИИ / ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / ПАТЕНТНОЕ ПРАВО / СЛУЖЕБНОЕ ЗАДАНИЕ / ТРУДОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / WORK-RELATED OBJECTS OF PATENT LAW / INVENTION / UTILITY MODEL / INDUSTRIAL DESIGN / PATENT / LEGAL NORMS / PRIVILEGES / INVENTION LAW / PATENT LAW / WORK-RELATED ASSIGNMENT / WORK-RELATED DUTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов А. А., Зайцева Е. В.

Введение: статья посвящена исследованию вопроса о служебных объектах патентного права в гражданско-правовом аспекте. Исходя из того, что современные нормы о служебных объектах патентного права формировались с учетом исторического опыта регулирования патентно-правовых отношений, анализ их становления и развития имеет особое значение для установления положительных и отрицательных сторон, а также в целях дальнейшего совершенствования системы охраны служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов. Цель: выявить особенности правового регулирования юридических норм о служебных объектах патентного права на основе анализа положений патентного законодательства с момента их появления до настоящего времени. Методы: диалектический метод научного познания, общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), частнонаучные методы познания (исторический, сравнительно-правовой, метод толкования правовых норм). Результаты: анализ правовых норм о служебных объектах патентного права показал, что в настоящее время в качестве служебных охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности выступают изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, охрана которых регламентируется статьей 1370 ГК РФ и осуществляется посредством выдачи патента, закрепляющего исключительное право на служебные объекты в общем порядке за работодателем. Выводы: законодательство о служебных объектах патентного права прошло большой исторический путь, который завершился переходом от привилегии и создания изобретений в плановом порядке к принятию части четвертой Гражданского кодекса РФ, содержание норм о патентном праве которой соответствует международным положениям об охране интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON WORK-RELATED OBJECTS OF PATENT LAW

Introduction: the article deals with work-related objects of patent law in the civil aspect. The currently applied norms on work-related objects of patent law have been formed taking into account the historical experience of the regulation of patent law relations; therefore, analysis of their formation and development is of particular importance for identifying the positive and negative sides, as well as for further improvement of the system for protection of work-related inventions, work-related utility models, and work-related industrial designs. Purpose: to identify the peculiarities in legal regulation of legal norms on work-related objects of patent law based on the analysis of the patent law provisions from the moment these appeared to the present time. Methods: the methodological framework of the research is based on the dialectical method of scientific cognition; general scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction) and specific scientific methods (historical, comparative legal, method of legal norms interpretation) are also used. Results: according to the analysis of legal norms on work-related objects of patent law, at present work-related protectable results of intellectual activity include the invention, utility model and industrial design created in connection with the performance of work-related duties or a specific assignment set by the employer. Their protection is regulated by Article 1370 of the Civil Code of the Russian Federation and is provided through the issuance of a patent that, as per standard procedure, secures to the employer the exclusive right to work-related objects. Conclusions: the process of the formation of legal norms on work-related objects of patent law has come a long way, which ended with the transition from the privilege and creation of inventions on a planned basis to the adoption of Part Four of the Civil Code of the Russian Federation. The content of the norms on patent law of that complies with the international provisions on the protection of intellectual property.

Текст научной работы на тему «К вопросу о служебных объектах патентного права»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2019 PERM UNIVERSITY HERALD. JURIDICAL SCIENCES Выпуск 44

Информация для цитирования:

Молчанов А. А., Зайцева Е. В. К вопросу о служебных объектах патентного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 44. C. 310-328. DOI: 10.17072/1995-4190-2019-44-310-328.

Molchanov A. A., Zaytseva E. V. K voprosu o sluzhebhykh ob"ektakhpatentnogo prava [On Work-Related Objects of Patent Law]. Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki- Perm University Herald. Juridical Sciences. 2019. Issue 2. Pp. 310-328. (In Russ.) DOI: 10.17072/1995-4190-2019-44-310-328.И

УДК 347.77

DOI: 10.17072/1995-4190-2019-44-310-328

К ВОПРОСУ О СЛУЖЕБНЫХ ОБЪЕКТАХ ПАТЕНТНОГО ПРАВА

А. А. Молчанов

Доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса

Санкт-Петербургский университет МВД России

198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1

ORCID: 0000-0003-0790-7564 ResearcherID: H-2675-2019 E-mail: [email protected]

Е. В. Зайцева

Адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса

Санкт-Петербургский университет МВД России 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1

ORCID: 0000-0002-8138-1647 ResearcherID: G-8651-2019 E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 12.12.2018

Введение: статья посвящена исследованию вопроса о служебных объектах патентного права в гражданско-правовом аспекте. Исходя из того, что современные нормы о служебных объектах патентного права формировались с учетом исторического опыта регулирования патентно-правовых отношений, анализ их становления и развития имеет особое значение для установления положительных и отрицательных сторон, а также в целях дальнейшего совершенствования системы охраны служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов. Цель: выявить особенности правового регулирования юридических норм о служебных объектах патентного права на основе анализа положений патентного законодательства с момента их появления до настоящего времени. Методы: диалектический метод научного познания, общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), частнонаучные методы познания (исторический, сравнительно-правовой, метод толкования правовых норм). Результаты: анализ правовых норм о служебных объектах патентного права показал, что в настоящее время в качестве служебных охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности выступают изобретение, полезная модель, промыш-

© Молчанов А. А., Зайцева Е. В., 2019

ленный образец, созданные в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, охрана которых регламентируется статьей 1370 ГК РФ и осуществляется посредством выдачи патента, закрепляющего исключительное право на служебные объекты в общем порядке за работодателем. Выводы: законодательство о служебных объектах патентного права прошло большой исторический путь, который завершился переходом от привилегии и создания изобретений в плановом порядке к принятию части четвертой Гражданского кодекса РФ, содержание норм о патентном праве которой соответствует международным положениям об охране интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: служебные объекты патентного права; изобретение; полезная модель; промышленный образец; патент; правовые нормы; привилегии; изобретательское право; патентное право; служебное задание; трудовые обязанности

ON WORK-RELATED OBJECTS OF PATENT LAW

A. A. Molchanov

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia 1, Letchika Pilyutova st., St. Petersburg, 198206, Russia ORCID: 0000-0003-0790-7564 ResearcherlD: H-2675-2019 E-mail: [email protected]

E.V. Zaytseva

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia 1, Letchika Pilyutova st., St. Petersburg, 198206, Russia ORCID: 0000-0002-8138-1647 ResearcherID: G-8651-2019

E-mail: [email protected]

Received 12.12.2018

Introduction: the article deals with work-related objects of patent law in the civil aspect. The currently applied norms on work-related objects ofpatent law have been formed taking into account the historical experience of the regulation ofpatent law relations; therefore, analysis of their formation and development is of particular importance for identifying the positive and negative sides, as well as for further improvement of the system for protection of work-related inventions, work-related utility models, and work-related industrial designs. Purpose: to identify the peculiarities in legal regulation of legal norms on work-related objects of patent law based on the analysis of the patent law provisions from the moment these appeared to the present time. Methods: the methodological framework of the research is based on the dialectical method of scientific cognition; general scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction) and specific scientific methods (historical, comparative legal, method of legal norms interpretation) are also used. Results: according to the analysis of legal norms on work-related objects of patent law, at present work-related protectable results of intellectual activity include the invention, utility model and industrial design created in connection with the performance of work-related duties or a specific assignment set by the employer. Their protection is regulated by Article 1370 of the Civil Code of the Russian Federation and is provided through the issuance of a patent that, as per standard procedure, secures to the employer the exclusive right to work-related objects. Conclusions: the process of the formation of legal norms on work-

related objects of patent law has come a long way, which ended with the transition from the privilege and creation of inventions on a planned basis to the adoption of Part Four of the Civil Code of the Russian Federation. The content of the norms on patent law of that complies with the international provisions on the protection of intellectual property.

Keywords: work-related objects of patent law; invention; utility model; industrial design; patent; legal norms; privileges; invention law; patent law; work-related assignment; work-related duties

Введение

В системе имущественных и неимущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, отношениям по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности отводится важное место. Мыслительная деятельность человека получает свое воплощение в создании нематериального продукта, используемого в личных и общественных интересах, - решении технической задачи [22, р. 76]. В настоящее время особое значение придается служебным результатам интеллектуальной деятельности, ввиду распространенности их создания и широкой практической применимости.

Законодательство о служебных объектах патентного права прошло значимый исторический путь развития. Изобретательство, будучи двигателем прогресса и удовлетворяя вновь возникающие потребности общества, издавна имело большое значение в жизни человечества. Еще в эпоху раннего палеолита человеком создаются орудия для охоты, изобретаются предметы быта и средства передвижения. Изобретательство процветает в Древнем Египте, Месопотамии, Вавилоне. Тем не менее, ввиду распространенности рабского труда, потребность в охране изобретений в античном мире отсутствовала и возникла лишь к концу Средних веков - в эпоху начала научно-технической революции, развития книгопечатания и зарождения машинного производства [17, с. 177].

Предпосылкой появления патента как особого вида документа, предоставляющего правовую охрану результатам интеллектуальной деятельности, послужила система выдачи привилегий [21, с. 121] - документально оформленных распоряжений правителя, закреплявших монопольное право того или иного субъекта на определенный вид деятельности.

Первые попытки юридически оформить систему норм об охране изобретательства посредством выдачи привилегий нашли отражение в принятии 19 марта 1474 года в Венецианской республике Патентного закона [26, р. 5], которым были введены такие критерии для изобретений, как уровень новизны, оригинальность, полезность и практическая реализуемость.

29 мая 1624 года Парламентом Англии утверждается «Статут о монополиях», в котором было провозглашено исключительное и свободное от воли короля право каждого, создавшего и применившего техническое новшество, монопольно пользоваться его выгодами и преимуществами в течение 14 лет [27, р. 23].

Равно как и в других государствах, патентное законодательство России также прошло свой путь становления. Еще в XII веке монастырям стали выдаваться жалованные грамоты, удостоверявшие монопольное право на владение земельными участками или занятие определенным родом ремесла, в частности солеварением. К концу XIV века, вплоть до XVII века, жалованные грамоты стали выдаваться частным лицам, в основном в сфере торговли, мануфактурного производства и поиска и переработки сырья. Эти грамоты явились предпосылками становления законодательства об охране прав изобретателей, так как содержали первые характерные признаки современных патентов - выдача на определенный срок, запрет на создание аналогичных объектов другими лицами [21, с. 120]. В эпоху Петра I привилегии получили широкое развитие, однако ни процедура их выдачи, ни обязательные элементы содержания не были законодательно регламентированы, а сами привилегии носили весьма разнообразный характер. Позже выдача привилегий стала регламентироваться изданием указов, в основном на соз-

дание мануфактур - заводов и фабрик по осуществлению определенного рода деятельности, реже - в сфере торговли. В связи с этим в 1723 году издаются «Правила для выдачи привилегий на заведение фабрик», упорядочившие в какой-то степени процедуру выдачи привилегий. Дальнейшее развитие обусловило и совершенствование механизма выдачи привилегий: разграничиваются сферы их действия, на сырье перестает взиматься пошлина, появляются различные льготы для обладателей привилегий, возникает требование обязательной регистрации в Коммерц-коллегии, появляются прообразы современных характеристик патентных прав - передача по наследству. Так, в 1733 году была выдана привилегия Прядунову, Чирцову и Собинскому за отысканную ими в Поморье серебряную руду. Согласно этой привилегии императрица Анна Иоанновна предоставила исключительное право на доход от деятельности по добыче серебра не только указанным лицам, но и их наследникам. В 1748 году купец Антон Тавлев предлагает свой способ получения красок, в связи с чем, по сенатскому Указу от 2 марта 1748 года, получает привилегию на создание фабрики для изготовления красок предложенным способом. В указанной привилегии впервые раскрываются схожие с современными характеристики и содержание исключительного права, которые получили свое дальнейшее развитие.

Общегосударственное законодательное оформление норм об охране изобретений в России началось лишь в начале XIX века, когда 7 августа 1801 года состоялось подписание указа «О поощрении учинивших изобретения и открытия к усовершенствованию земледелия, торговли и промыслов» императором Александром I, который устанавливал, что «всяк, кто ... изобретет новую полезную машину, ... и наконец всяк, кто представит по сим предметам сочинение на твердом умозрении и опыте основанное, да будет удостоверен в достойном возмездии и награде пользам изобретения его соразмерной.» [6, с. 7]. С этого времени законодательство об охране объектов патентного права в России начинает свое становление.

Предпосылки и особенности формирования российского законодательства об объектах

патентного права в царский период

Первым единым официальным актом, прообразом современного патентного законодательства, стал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», принятый 17 июня 1812 года Государственным советом Российской империи и утвержденный Александром I. Манифест 1812 года обобщил и систематизировал все необходимые на тот момент вопросы изобретательского права: была раскрыта сущность привилегий, устанавливался порядок выдачи, формы и сроки их действия, основания для прекращения, а также порядок судебного разбирательства. С момента принятия Манифеста 1812 года в России вводились опубликование описания изобретения, а также взимание пошлины за выдачу привилегий, при этом размер пошлины находился в прямой зависимости от срока действия привилегии1.

22 ноября 1833 года утверждается «Положение о привилегиях», нормами которого устанавливаются критерии промышленной применимости и неочевидности изобретения2, в качестве новой категории изобретательских предложений правовая охрана стала предоставляться усовершенствованиям, была введена система предварительного рассмотрения заявок, к которым теперь предъявлялись более строгие требования.

11 июля 1864 года утверждается «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели», которое в качестве охраноспособных объектов стало рассматривать рисунки и модели, в том числе «составленные в состоящих при фабрике или заводе, мастерских содержимыми при оных рисовальщиками или орнаментовщиками»3.

Несмотря на обобщение и систематизацию необходимых на тот период вопросов изобретательства, охрана изобретений выступала в пря-

1 О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах: Высочайший Манифест от 17 июня 1812 года // Полное собр. законов Российской империи. Т. XXXI, ст. 25143.

2 О привилегиях: Высочайше утвержденное Положение от 22 ноября 1833 года // Там же. Т. VIII. Отд. 1, ст. 6588.

3 О праве собственности на фабричные рисунки и модели: Высочайше утвержденное Положение от 11 июля 1864 года // Свод законов Российской Империи. 1911. Т. XI.

мой зависимости от решения правителей и лишь в связи с изданием указа Государственного совета от 30 марта 1870 года «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения» стала осуществляться по закону [15, с. 137]. Кроме этого, после утверждения Указа 1870 года процедура, в соответствии с которой рассматривались прошения по выдаче привилегий на открытия и изобретения, несколько была упрощена, а сам охранный документ на изобретение стал именоваться патентом1.

20 мая 1896 года Николаем II утверждается новое «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования», введенное в действие с 1 июля 1896 года, - последний законодательный акт в области патентного права царского периода [1, с. 15], действовавший вплоть до 1917 года и распространявший свое действие на изобретения и усовершенствования в промышленности, явившийся результатом становления законодательства об охране технических новшеств. Положение 1896 года установило правовую охрану для изобретений и усовершенствований, закрепив более четкие критерии охраноспособности2 и включив в их перечень помимо промышленной применимости «существенную новизну». Особое значение придавалось соответствию объектов патентного права нормам общественного порядка, нравственности и благопристойности. В случае противоречия таким нормам объекты не подлежали патентованию. Субъектами правоотношений могли стать как граждане Российской империи, так и иностранные граждане, а также их правопреемники. Кроме этого, нормами Положения была установлена явочно-проверочная форма экспертизы изобретений, был сформирован особый орган в области изобретательства - Комитет по техническим делам, выдававший патенты сроком на 15 лет, без ограничения на их отчуждение, с возможностью передачи прав по наследству.

1 Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 30 марта 1870 года // Полное собр. законов Российской империи. Т. ХГУ. Отд. 1, № 48202.

2 Положение о привилегиях на изобретения и усовершен-

ствования от 20 мая 1896 г. // Там же. Собрание третье. 1899. Т. XVI, ст. 12965.

Таким образом, законодательное закрепление системы патентного права в России происходит лишь в первой половине XIX века, развивается в период технического прогресса и со временем претерпевает изменения, учитывая несовершенства предшествующих нормативных актов и мировую практику охраны технических новшеств [28, с. 54].

Эволюция законодательства, регулирующего патентное право в советский период

Царское законодательство в области патентного права в первые годы установления советской власти было отменено с принятием 30 июня 1919 года декрета СНК РСФСР «Об изобретениях (Положение)». Патентное право было заменено изобретательским правом [4, с. 138]. Охране подлежали только изобретения, которые отвечали требованию полезности. Новой и единственной формой охраны изобретений выступило авторское свидетельство, которое гарантировало действительному изобретателю право авторства и возможность получения небольших сумм вознаграж-дения3.

В продолжение идей Декрета был разработан ряд нормативных актов, обеспечивающих выдачу авторских свидетельств, рассмотрение заявок, оказание разнообразных видов помощи изобретателям для того, чтобы довести изобретения до промышленного внедрения [19, с. 167]. Так, например, Положение о Комитете по делам изобретений при научно-техническом отделе ВСНХ РСФСР от 9 декабря 1920 г. расширило круг объектов изобретательского права, в качестве которых, согласно подпункту «г» пункта 2, стали выступать, наряду с изобретениями, усовершенствования и модели, отвечающие требованию полезности [14, с. 8]. Кроме этого, Положение о Комитете ввело институты заявочных свидетельств, где фиксировался приоритет, и авторских свидетельств, при помощи которых устанавливалось само право изобретателя.

3 Об изобретениях (Положение): декрет СНК РСФСР от 30 июня 1919 г. // СУ РСФСР. 1919. № 34, ст. 341. (Утратил силу).

11 ноября 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР вводится в действие Гражданский кодекс РСФСР - первый систематизированный законодательный акт гражданского права социалистического государства, который, тем не менее, не содержит положений об изобретательском праве.

Дальнейшее развитие законодательство получило в 1924 году, когда 15 сентября вступило в силу «Постановление о патентах на изобретения». Как и Декрет 1919 года, Постановление о патентах 1924 года в качестве единственного объекта правовой охраны признавало изобретения, условиями охраноспособности которых, согласно пункту 1, вновь выступили промышленное использование и новизна. Нормами Постановления о патентах 1924 года на законодательном уровне вновь был введен термин «патент», предоставлявший его обладателю исключительное право на изобретение, при этом его заявителем становился автор изобретения или его правопреемник. 15-летний срок действия патента был установлен вновь, также предусматривалась возможность продления этого срока на 5 лет1. В качестве субъектов получения патента, согласно нормам Постановления о патентах 1924 года, могли стать не только физические лица, но и предприятия и организации, если изобретение создавалось в этих учреждениях и не могло быть приписано определенным авторам. Ввиду этого пункт 6 Постановления о патентах 1924 года закреплял возможность выдачи патента на имя предприятия, если изобретение было создано работником в качестве осуществления одной из своих служебных обязанностей, а также по заданию предприятия.

Усовершенствованию правовой охраны изобретений, созданных на производстве, способствовали постановления СНК СССР «О мероприятиях по содействию изобретательству» от 26 апреля 1928 года и «Об использовании изобретений» от 14 июля 1928 года, которые содержали нормы по оптимизации массового творчества рабочих и служащих.

Наряду с постановлением о патентах на изобретения 1924 года утверждается поста-

1 О патентах на изобретения: постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12 сент. 1924 г. // СЗ СССР. 1924. № 9, ст. 97. (Утратило силу).

новление ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 года «О промышленных образцах (рисунках и моделях)», в котором правовой охране стали подлежать промышленные образцы, право на которые заверялось специальным удостоверением, действовавшим в течение трех лет с возможностью последующей двукратной пролонгации срока на три и четыре года2. Указанное удостоверение подразумевало получение таких же прав его обладателем, как и у обладателя патента на изобретение. В 1936 году действие указанного постановления было отменено, охрана промышленных рисунков стала регулироваться нормами авторского законодательства, а охрана моделей - нормами изобретательского права о технических усовершенствованиях.

9 апреля 1931 года принимается «Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях», которое отменило действие «Постановления о патентах на изобретения» 1924 года и по-новому разрешило ряд правовых и практических вопросов3. В качестве объектов охраны Положение 1931 года наряду с изобретением, новым и выполненным промышленным путем, признавало и техническое усовершенствование. Нормами Положения 1931 года впервые в пункте 2 была установлена двухзвенная система по охране изобретений - авторское свидетельство и патент [3, с. 78], тем самым разграничивалось правовое положение собственно авторов-изобретателей и патентообладателей. В случае получения авторского свидетельства оно закрепляло за его обладателем право авторства, право на вознаграждение и возможность получения различных льгот, в основном в социально-экономической сфере. Патентообладателю же предоставлялось исключительное право на изобретение с возможностью выдачи разрешения - лицензии на его использование другими лицами полностью или частично. Особое значение в Положении 1931 года придавалось полезности изобретения для народного хозяйства

2 О промышленных образцах (рисунках и моделях): постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12 сент. 1924 г. // СЗ СССР. 1924. № 9, ст. 97. (Утратило силу).

3 Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях: постановление ЦИК СССР № 3, СНК СССР от 9 апр. 1931 г. № 256 // Там же. 1931. № 21, ст. 181. (Утратило силу).

СССР, которая, тем не менее, выступала не как требование охраноспособности, а как дополнительное условие получения некоторых льгот для изобретателей.

Действие Положения 1931 года продолжалось вплоть до 5 марта 1941 года, когда постановлением СНК СССР утверждается «Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях и о порядке финансирования затрат по изобретательству, техническим усовершенствованиям и рационализаторским предложениям»1. Несмотря на то, что Положение 1941 года принципиально не изменило позицию законодателя относительно установленной системы охраны изобретений, оно все же внесло ряд изменений в существовавшие нормы об изобретательском праве. В качестве объектов правовой охраны, согласно Положению 1941 года, выступали изобретения, технические усовершенствования и рационализаторские предложения, законодательного закрепления понятий которых Положение 1941 года не раскрывало. К изобретению относились предложения, к которым предъявлялись требования «существенной новизны» (ст. 29), промышленной применимости (ст. 2) и творческого разрешения известной технической проблемы. Требование «существенной», или абсолютной, новизны отличало изобретение от технического усовершенствования, в качестве которого признавалось предложение, обладающее относительной новизной, характерной «только для данного предприятия или для данной отрасли народного хозяйства в условиях их фактического технического состояния». В качестве рационализаторских предложений выступали: предложения, непосредственно улучшающие производственный процесс путем более эффективного использования оборудования, материалов или рабочей силы, но несущественно изменяющие конструкцию или технологические процессы (например, новое размещение станочного оборудования, новая организация рабочего места); предложения, улучшающие организацию и управление

1 Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях и о порядке финансирования затрат по изобретательству, техническим усовершенствованиям и рационализаторским предложениям: постановление СНК СССР от 5 марта 1941 г. № 448 // СП СССР. 1941. № 9, ст. 150. (Утратило силу).

предприятием или учреждением (например, по улучшению учета, отчетности и т. д.). Помимо указанных объектов, правовой охране подвергались и дополнительные изобретения, они являлись усовершенствованием основного изобретения, на которое уже выдано авторское свидетельство или патент, и не могли самостоятельно существовать без него. Право авторства, закрепленное выдачей охранных документов, удостоверялось, согласно нормам Положения 1941 года, требованием обязательного указания имени действительного изобретателя в патенте, даже если патент выдан не самому изобретателю (ст. 6). Это право изобретателя на авторство было неотчуждаемо и в случае уступки патента другому лицу право именоваться автором изобретения не могло перейти к приобретателю патента.

Выдачу авторских свидетельств и патентов поручалось осуществлять народным комиссариатам СССР, главным управлениям и комитетам при СНК СССР и Центросоюзе, а также наркоматам местной промышленности, коммунального хозяйства и просвещения союзных республик, что предусматривало процедуры подачи заявки, проведения экспертизы на новизну и полезность и принятия решения о выдаче охранного документа.

Новым этапом в развитии законодательства об изобретательстве стало и «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях и Инструкция о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения», введенные в действие постановлением Совмина СССР от 24 апреля 1959 года. Впервые в нормативном акте (п. 4) законодательно было закреплено понятие изобретения [12, с. 11], в качестве которого признавалось «отличающееся существенной новизной решение технической задачи в любой области народного хозяйства, культуры, здравоохранения или обороны страны, дающее положительный эффект»2. Наряду с изобретениями законодательно были закреплены понятия и других объектов права - открытия и рациона-

2 Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях и Инструкции о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения: постановление Совмина СССР от 24 апр. 1959 г. № 435 // СП СССР. 1959. № 9, ст. 59. (Утратило силу).

лизаторского предложения. К новым требованиям, предъявляемым к изобретению, наряду с «существенной новизной», законодатель отнес положительный эффект, который мог быть выражен в любой форме [2, с. 101].

Права изобретателей оформлялись, согласно Положению 1959 года, Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, как и в Положении 1941 года, посредством рассмотрения заявок, проведения экспертизы на новизну, установления полезности изобретения и принятия решения о выдачи охранного документа.

Нормы об общих положениях изобретательского права также были включены в содержание Основ гражданского законодательства 1961 года и Гражданский кодекс РСФСР 1964 года [7, с. 15].

Важное значение в развитии законодательства об объектах патентного права имела Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года1, явившаяся первостепенным и основным международным соглашением в сфере охраны прав на промышленную собственность. В связи с присоединением в 1965 году2 к ней СССР изобретательству стало уделяться больше внимания [23, р. 114]. В этот период принимается ряд постановлений и распоряжений о дальнейшем развитии изобретательства в СССР, направленных на совершенствование системы охраны изобретений в соответствии с международными требованиями, одним из которых было принятое Советом Министров СССР постановление от 14 июня 1962 года № 607 [18, с. 24]. Особая роль стала отводиться изобретательской деятельности на производстве, что обусловило принятие постановлений организационно-правового характера: «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования достижений науки и техники» от 24 сентября 1968 года; «О некоторых мерах по

1 Конвенция по охране промышленной собственности: заключена в Париже 20 марта 1883 г. // Закон. 1999. № 7. (Извлечение).

2 О присоединении СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности: постановление Сов-

мина СССР от 8 марта 1965 г. № 148 // СП СССР. 1965. № 4, ст. 23.

улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» от 21 июня 1971 года; «О повышении взаимной экономической заинтересованности предприятий и организаций в передаче своих научно-технических достижений и в использовании заимствованного передового опыта» от 27 августа 1971 года и др. Особое значение в развитии законодательства об изобретательстве имели решения XXIV съезда КПСС, в которых указывалось на необходимость широко развивать творческую инициативу трудящихся в направлении технического совершенствования производства, улучшить работу по рационализации и изобретательству.

В связи с присоединением к Конвенции о промышленной собственности возрождается институт законодательной охраны промышленных образцов как самостоятельных объектов права [8, с. 36] - 9 июня 1965 года Советом Министров СССР было принято постановление «О промышленных образцах»3, с утверждением Патентным ведомством Положения о промышленных образцах. В качестве объектов охраны, согласно обновленному законодательству, выступили новые, пригодные к изготовлению промышленным способом художественные решения внешнего вида промышленного изделия, когда достигалось единство технических и эстетических качеств. Формами охраны указанных объектов стали свидетельство и патент, который выдавался сроком на 5 лет с возможностью последующей однократной пролонгации.

20 августа 1973 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 575 «О дальнейшем развитии изобретательского дела в стране, улучшении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повышении их роли в ускорении научно-технического прогресса», что обусловило утверждение 21 августа 1973 г. постановлением Совета Министров СССР № 584 нового Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, которым были установлены несколько иные требования к охра-

3 О промышленных образцах: постановление Совмина СССР от 9 июля 1965 г. № 535// СП СССР. 1965. № 15, ст. 119. (Утратило силу)

носпособности объектов права: новизна, наличие существенных отличий, осуществимость (работоспособность), положительный эффект, не имеющий обязательного свойства практичности, и получение конкретной пользы1.

8 июня 1981 года постановлением Совмина СССР было утверждено новое Положение о промышленных образцах, требованиями к которым заявлены новизна, техническая эстетика, промышленный способ осуществления и положительный эффект2.

Новым этапом развития законодательства об объектах патентного права стало принятие закона СССР от 31 мая 1991 года № 2213-1 «Об изобретениях в СССР», введенного в действие с 1 июля 1991 года. Положения Закона об изобретениях значительно сократили перечень объектов охраны, к которым стали относиться только изобретения, условиями патентоспособности которых признавались новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость (ст. 1). В качестве единственной формы охраны изобретений статья 3 Закона установила патент, срок действия которого впредь исчислялся в течение 20 лет с момента подачи заявки3. При этом за патентообладателем закреплялись право авторства и исключительное право на использование изобретения, которое могло предоставляться другим лицам посредством выдачи лицензии патентообладателем. Отдельным положением в Законе об изобретениях закреплялись условия получения патента на изобретения, созданные «в результате решения конкретных задач в соответствии с выдаваемыми работнику заданиями». Необходимым условием получения патента на такое изобретение, а вместе с ним и соответствующих прав, стал договор между работником и работодателем, который удостоверял положение об уступке работником права на получение патента работодателю. Автор изобрете-

1 Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях: постановление Совмина СССР от 21 авг. 1973 г. № 584 // Там же. 1973. № 19, ст. 109. (Утратило силу).

2 Положение о промышленных образцах: постановление Совмина СССР от 8 июня 1981 г. № 539 // СП СССР. 1981. № 19, ст. 114. (Утратило силу).

3 Об изобретениях в СССР: закон СССР от 31 мая 1991 г.

№ 2213-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 25, ст. 703. (Утратил силу).

ния, при получении патента работодателем, имел право на безвозмездную неисключительную лицензию для дальнейшего использования своего изобретения. Некоторым изменениям подверглась процедура выдачи охранного документа. Законом об изобретениях была введена публикация материалов заявки, которая, в свою очередь, предполагала временную правовую охрану изобретений, а экспертиза делилась на предварительную и по существу.

Наряду с законом «Об изобретениях» принимается закон СССР от 10 июля 1991 года «О промышленных образцах», введенный в действие с 1 января 1992 года и устанавливавший правовую охрану художественного и художественно-конструкторского решения, определяющего внешний вид изделия, посредством выдачи, согласно статье 3, патента сроком на 10 лет с возможностью его пролонгации на 5 лет4. В качестве условий охраноспособности промышленного образца, в соответствии со статьей 2, по сравнению с Положением 1981 года, техническая эстетика была заменена оригинальностью, а положительный эффект вовсе исключен из перечня. В качестве единственной формы охраны промышленных образцов, равно как и изобретений, стал патент, удостоверявший авторство и исключительное право на использование промышленного образца.

Между тем нормы как Закона об изобретениях, так и Закона о промышленных образцах были приняты в период коренных изменений, происходивших в России, в связи с чем не получили широкого распространения и продолжительного действия. Несмотря на отсутствие в нормативных актах советского периода об изобретательстве легально закрепленного определения понятия «служебные объекты патентного права», законодателем предпринимаются попытки установить их характерные признаки, а также условия получения патента, что нашло свое дальнейшее развитие в законодательстве постсоветского периода.

О промышленных образцах: закон СССР от 10 июля 1991 г. № 2328-1 // Там же. 1991. № 32, ст. 908. (Утратил силу).

Анализ состояния и перспективы развития законодательства о служебных объектах патентного права в постсоветский период

На рубеже социально-экономических преобразований, связанных с переходом Российского государства к рыночным отношениям, система законодательства о служебных объектах патентного права подвергается коренным изменениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 августа 1992 года на территории Российской Федерации вступили в силу Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (далее - ОГЗ 1991). ОГЗ 1991 в статье 146 впервые законодательно закрепили понятие служебных изобретений, в качестве которых признавались «изобретения, созданные работником в порядке выполнения служебного задания»1. Также устанавливалось, что правовая охрана служебных изобретений осуществлялась посредством патента, который выдавался работодателю при условии заключения с работником договора об уступке прав на служебные изобретения. За автором-работником в таком случае закреплялось право на неисключительную безвозмездную лицензию. В случае незаключения договора об уступке прав патент на служебное изобретение выдавался автору, с предоставлением права на использование указанного объекта также в силу лицензии.

23 сентября 1992 года принимается Патентный закон Российской Федерации от № 3517-1, нормы которого частично вобрали положения раздела V ОГЗ 1991 «Право на изобретения и другие результаты творчества, используемые в производстве». Первая редакция Патентного закона РФ не содержала легального определения понятия служебных объектов патентного права, а в пункте 2 статьи 8 без уточнений лишь закреплялось право получить патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, которые создавались работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, за работо-

1 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик: утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС СССР. 1991. № 26, ст. 733. (Утратили силу).

дателем2, а также определялись условия получения патента на такие объекты автором-работником.

Федеральным законом РФ от 7 февраля 2003 года № 22-ФЗ в Патентный закон РФ были внесены значительные изменения. В новой редакции Патентного закона РФ было законодательно закреплено определение понятия служебных объектов патентного права, в качестве которых признавались изобретение, полезная модель, промышленный образец, «созданные работником в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания» (п. 2 ст. 8)3. По сравнению со статьей 146 ОГЗ 1991 в определение служебных объектов были включены помимо изобретения - полезная модель и промышленный образец, а также возможности создания указанных объектов в порядке выполнения трудовых обязанностей, а не только конкретного задания работодателя. Кроме этого, новая формулировка «в связи с выполнением трудовых обязанностей» предусматривала создание служебных результатов интеллектуальной деятельности за пределами служебных обязанностей.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 8 Патентного закона РФ право получения патента на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец закреплялось за работодателем. Ввиду диспозитивности указанной нормы договором работодателя с работником могло быть предусмотрено иное. При этом таким договором могли являться как соответствующее положение трудового договора (контракта), так и иной договор, выступающий в том числе как гражданско-правовой [5, с. 32]. В случае отсутствия договора и получения патента работодателем за автором служебного изобретения, служебной полезной модели и служебного промышленного образца закреплялось право на вознаграждение, размер которого также устанавливался заключаемым работодателем с работником договором.

2 Патентный закон Российской Федерации от 23 сент. 1992 г. № 3517-1 // Там же. 1992. № 42, ст. 2319. (Утратил силу).

3 О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2003 г. № 22-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 6, ст. 505. (Утратил силу).

Между тем, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 8, право работодателя на получение патента на служебные изобретение, полезную модель или промышленный образец ограничивалось четырехмесячным сроком с момента уведомления работником «о полученном результате, способном к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца». В течение названного срока работодателю вменялась обязанность либо подать заявку на выдачу патента на служебные объекты в соответствующий орган исполнительной власти, либо передать право на получение патента другому лицу, либо сообщить автору о сохранении информации о соответствующем результате в тайне. В случае несовершения вышеуказанных действий право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец принадлежало автору соответствующего объекта, а за работодателем закреплялась возможность использования служебного результата интеллектуальной деятельности в своем производстве с выплатой работнику-патентообладателю компенсации, размер которой также устанавливался в отдельном договоре.

Таким образом, нормы Патентного закона РФ по сравнению с ОГЗ 1991 несколько расширили понятие служебных объектов патентного права, а также конкретизировали условия возникновения права на получение патента на такие объекты у автора-работника, предоставив ему дополнительные гарантии.

Следует отметить, что закрепление законодателем исключительного права на служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы за работодателем было ориентировано на мировую практику применения такого положения. Кроме этого, тем самым принимались меры по повышению заинтересованности работодателей в поддержке изобретательской деятельности, так как работодатели получили возможность распоряжаться результатами изобретательской деятельности, которую они обеспечивали финансово и материально. Тем не менее установленное ограничение права работодателя на получение патента четырехмесячным сроком закре-

плялось в целях предотвращения злоупотребления таким правом [16, с. 20].

Особое значение в системе правового урегулирования отношений в части охраны результатов интеллектуальной деятельности имело принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации1, которая гарантировала свободу художественного, научного и технического творчества (п. 1 ст. 44), а также охрану интеллектуальной собственности, правовая регламентация которой находилась в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71).

Наиболее существенным этапом развития законодательства о служебных объектах патентного права следует считать принятие 18 декабря 2006 года части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации2, введенной в действие с 1 января 2008 года, после чего все прежние законы, посвященные правовому регулированию отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, были признаны недействительными [9, с. 12]. Следует, однако, отметить, что нормы Патентного закона РФ о правовой охране служебных объектов были практически дословно воспроизведены в четвертой части ГК РФ [11, с. 387].

Охрана служебных объектов патентного права регламентировалась статьей 1370 ГК РФ, где в качестве служебных (п. 1) признавались изобретение, полезная модель и промышленный образец, «созданные работником в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя». Следовательно, в качестве квалифицирующего признака при признании объекта патентного права служебным стали выступать трудовые отношения работодателя с работником, которые возникали ввиду заключения трудового договора [10, с. 457] по нормам Трудового кодекса РФ3, а также контракта о прохождении службы в соответствии с Федеральным законом

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ // Там же. 2006. № 52, ч. 1, ст. 5496.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Там же. 2002. № 1, ч. 1, ст. 3.

РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Фе-дерации»1.

Продолжением процесса развития законодательства стало принятие Федерального закона РФ от 12 марта 2014 года № 35-ФЗ2, введенного в действие с 1 октября 2014 года, положения которого несколько дополнили и изменили нормы четвертой части ГК РФ [13, с. 33]. Тем не менее легально закрепленное определение, общие положения правовой охраны служебного изобретения, служебной полезной модели и служебного промышленного образца и главное правило о принадлежности исключительного права на такие объекты работодателю остались неизменными.

Согласно ныне действующему законодательству, правовая охрана как «служебным» предоставляется исчерпывающему перечню объектов патентного права, в который входят изобретение, полезная модель и промышленный образец. Определения всех объектов, включающие их основные признаки, а также условия их патентоспособности, законодательно закреплены в статьях 1350-1352 ГК РФ. Так, охраноспособным изобретением выступает «техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу, в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению», отвечающее условиям новизны, наличию изобретательского уровня и промышленной применимости. Ранее в законодательстве использовалось более общее понятие - «объект изобретения», однако именно современная трактовка приветствуется большинством цивилистов, так как ближе к распространенному в мире понятию изобретения.

Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она выступает как новое и промышленно применимое «техническое решение, относящееся к устройству». Наметившаяся мировая практика охраны полезных моделей обусловила сужение круга ее объектов к понятию «устройство», что отразилось в нор-

1 О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Там же. 2004. № 31, ст. 3215.

2 О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон РФ от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ // Там же. 2014. № 11, ст. 1100.

мах ГК РФ. Такое положение дел позволило разграничить правовой режим полезных моделей и изобретений, которые одновременно должны быть практически направленными и обеспечивать достижение именно технического результата. Между тем следует учитывать, что патентоспособные полезные модели являются менее значительными с точки зрения их вклада в уровень техники, в связи с чем порядок выдачи на них патентов также упрощен и облагается меньшими пошлинами [13, с. 30].

Что касается соотношения условий патентоспособности изобретения и полезной модели, ввиду схожести их правового режима, то здесь также есть некоторые различия, которые устанавливаются законодателем в плане раскрытия признаков каждого из условий. Требование новизны изобретения несколько больше по объему, так как изобретение должно быть целиком неизвестно из уровня техники. Полезная модель же будет подвергаться правовой охране, если из уровня техники будут неизвестными ее существенные условия. В ранее действовавшей редакции содержалась несколько иная формулировка: в отличие от абсолютной новизны изобретений новизна полезных моделей в части сведений о применении средств того же назначения являлась лишь относительно мирового уровня: не учитывались сведения о применении тождественного устройства за пределами РФ, если эти сведения не были опубликованы, что вызывало критику, поскольку территориальное ограничение противопоставления по новизне известных средств того же назначения не способствовало добросовестной конкуренции [6, с. 384]. Современные нормы упорядочили дефиниции уровня техники для изобретений и полезных моделей и закрепили соответствие их определений. Промышленная применимость как условие патентоспособности установлена законодателем аналогично и для изобретений, и для полезных моделей. Ввиду меньшей степени творчества при создании полезных моделей изобретательский уровень исключен из перечня условий патентоспособности для таких объектов, в отличие от изобретений.

Промышленному образцу, согласно нормам ГК РФ, предоставляется правовая охрана, если оно является «решением внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремес-

ленного производства», отвечающим условиям новизны и оригинальности. В соответствии с закрепленным определением можно выделить характерные черты промышленного образца: конкретные средства и пути реализации творческого замысла субъекта, определяемые по отношению к внешнему виду разнообразных предметов, созданных для удовлетворения человеческих потребностей, которые могут восприниматься визуально и способны относительно сохранять внешний товарный вид. Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 расширил сферу охраны промышленных образцов, и современная редакция ГК РФ теперь содержит указание на любое решение внешнего вида, объединившего художественные средства и конструкторские свойства, что объясняется несостоятельностью лишь художественного конструирования.

К новизне промышленного образца законодателем предъявляются такие же требования, как и к новизне для изобретения. А оригинальность, как условие патентоспособности, все же подвергается критике в литературе в связи со схожестью в формулировке ее законодательно закрепленного определения с условием новизны. Между тем по своим характеристикам оригинальность возможно сравнить с условием изобретательского уровня для изобретения, которое имеет с ней схожие черты.

Следует учитывать, что, несмотря на исчерпывающий перечень условий патентоспособности каждого из объектов права, первостепенное значение имеет соответствие таких объектов общественным интересам, принципам гуманности и морали, так как даже при наличии установленных ГК РФ критериев противоречие указанным характеристикам не позволяет рассматривать различные решения как охраноспособные объекты.

Что касается конкретно служебных объектов патентного права, то их определение, установленное статьей 1370 ГК РФ, предполагает наличие двух сторон правоотношения - работника и работодателя. Ввиду специфики таких правоотношений, обусловленных комплексным характером сферы их действия, целесообразно обратиться к Трудовому кодексу РФ, который раскрывает содержание некоторых терминов. В качестве работника, согласно нормам ТК РФ, признается лицо, вступившее в

трудовые отношения с работодателем, которым, в свою очередь, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с которым автор состоит в трудовых отношениях. Таким образом, первостепенным условием признания объекта права служебным является наличие трудовых отношений между автором результата интеллектуальной деятельности и его работодателем, что дублирует характеристику служебных объектов, установленную Патентным законом РФ. При этом следует учитывать широкое толкование содержания трудовых отношений, которое распространяется и на военнослужащих.

Тем не менее одного лишь факта создания технического новшества в рамках трудовых отношений для признания его служебным недостаточно, необходимо еще наличие условий, прямо закрепленных законодателем в пункте 1 статьи 1370 ГК РФ: создание изобретения, полезной модели или промышленного образца в рамках выполнения трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. По смыслу указанной нормы осуществление изобретательской или творческой деятельности должно входить в круг обязанностей, установленных трудовым договором или другими локальными актами, с конкретным на это указанием. Однако, учитывая судебную практику в решении спорных вопросов в этой сфере, такое указание не должно быть обязательным. Определяющим, по мнению судов, является факт создания технического решения в рамках трудовых обязанностей, содержание которых может быть выражено в виде относительно общего круга осуществляемых работником трудовых функций или конкретного задания1. Создание служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в рамках конкретного задания работодателя предполагает его создание за пределами трудовых обязанностей. Однако предложение такого задания возможно лишь с письменного согласия работника, ввиду комплексной регламентации правовой охраны служебных объектов патентного права нормами и трудового законодательства.

1 Решение Суда по интеллектуальным правам от 26 июня 2014 г. № СИП-121/2014. URL: http: //www. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=SIP&n= 5810# 08898296171016729 (дата обращения: 20.11.2018).

Право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель и служебный промышленный образец, в соответствии с пунктом 2 статьи 1370 ГК РФ, закрепляется за автором - работником, творческим трудом которого был создан соответствующий объект, в то время как исключительное право и право на получение патента на служебные объекты по общему правилу, согласно пункту 3 статьи 1370 ГК РФ, принадлежат работодателю. Тем не менее законодателем предусмотрена возможность установить в договоре работодателя с работником другое правило - о принадлежности исключительного права на служебные результаты интеллектуальной деятельности. Одновременно и вид договора конкретизирован - трудовой или гражданско-правовой [20, с. 172]. Важно, помимо этого, учитывать, что при получении патента на служебный объект права работника и работодателя четко разграничены и между ними не возникает отношений соавторства.

Сущность исключительного права на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец, а также его содержание раскрываются общими нормами права интеллектуальной собственности и патентного права, регламентированных статьями 1229 и 1358 ГК РФ, и предполагают возможность использовать результат интеллектуальной деятельности по собственному усмотрению всеми способами, не противоречащими закону, в том числе «распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности» и «по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности».

Законодателем в пункте 4 статьи 1370 ГК РФ установлена обязанность работника о письменном уведомлении работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана в случае, если право на получение патента осуществляется по общему правилу работодателем. Причем ни срок, ни содержание, ни порядок такого уведомления законодатель не урегулировал, установив лишь обязательность письменной формы такого уведомления. После

этого, в течение четырех месяцев, работодатель принимает на себя обязанность по подаче заявки на выдачу патента, либо по передаче права на получение патента другому лицу, либо по сообщению работнику о сохранении информации о созданном изобретении, полезной модели, промышленного образца в тайне (абз. 2 п. 4 ст. 1370 ГК РФ). При неосуществлении указанных действий работодателем формулировка о том, что право на получение патента «принадлежит» работнику, была заменена на «возвращается».

Между тем на практике часто возникают споры по возврату права на получение патента работнику. Во-первых, обязанность работодателя об уведомлении работника о получении от него сведений по факту создания служебного объекта, о решении получить патент или о факте подачи заявки на получение патента законодательно не регламентирована, что может привести к различным заблуждениям автора-работника. Во-вторых, легально не установлено, что четырехмесячный срок, определяемый в пункте 4 статьи 1370 ГК РФ, в случае его пропуска может быть восстановлен, что указывает на его пресекательный характер. В-третьих, перечень действий, неосуществление которых работодателем может привести к возврату права на получение патента работнику, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Все эти пробелы требуют доработки для более качественной и эффективной охраны прав как авторов-работников, так и работодателей.

Так или иначе, после соблюдения всех необходимых условий патент на служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы все же может быть получен работником.

После процедуры получения патента работником на соответствующий служебный объект работодатель вправе его использовать в течение срока действия патента в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии. Однако за возможность такого использования работодатель должен выплатить работнику не «компенсацию», как в первоначальной редакции, а «вознаграждение», размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работником и

работодателем. В случае спора размер, условия и порядок выплаты вознаграждения устанавливаются судом, что все-таки обязывает законодателя предусмотреть минимальные ставки такого вознаграждения для исключения малейшей субъективности в решении суда.

В тех случаях, когда патент на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец был получен работодателем, либо право на получение патента было передано другому лицу, либо информация о созданном результате интеллектуальной деятельности была сохранена в тайне с сообщением об этом работнику, либо работодатель не получил патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник получает право на вознаграждение, размер, условия и порядок выплаты которого определяются также по договору между ним и работодателем (абз. 3 п. 4 ст. 1370 ГК РФ). При этом такое вознаграждение должно быть уплачено работнику сверх заработной платы и его размер, условия и порядок выплаты также определяются договором между работником и работодателем. Важно учитывать, что в спорных ситуациях, даже если право на получение патента передано работодателем другому лицу по договору, его обязанность по выплате вознаграждения работнику сохраняется, ввиду императивности указанного положения. К иным лицам данная обязанность может перейти в порядке универсального правопреемства [6, с. 401].

Законодателем, помимо этого, ФЗ № 35-ФЗ, пункт 4 статьи 1370 ГК РФ был дополнен абзацем 4, которым было установлено, что право на вознаграждение за создание служебного результата интеллектуальной деятельности, хотя и неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на оставшийся срок действия исключительного права. Тем самым законодателем прекращены попытки обоснования правомерности прекращения обязательства по выплате указанного вознаграждения.

Впервые в пункте 5 статьи 1370 ГК РФ на законодательном уровне определено, что созданные работником изобретение, полезная модель или промышленный образец с помощью денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или

конкретного задания работодателя, не могут быть признаны соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом. При этом право на получение патента на такую разработку принадлежит ее автору. Однако в таком случае законодателем все же учитываются интересы работодателя, который может потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права, а также возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием таких разработок.

Во избежание такого незавидного исхода для работодателя в литературе предлагается как можно точнее и своевременно формулировать задание и выдавать его под расписку работникам в целях корректной идентификации создаваемых результатов и определения их правовой принадлежности. Кроме того, рекомендуется обеспечить осуществление внутреннего текущего контроля за ходом разработки и достигаемыми результатами такими мерами, как составление периодических отчетов, стороннее экспертное наблюдение, контроль за копированием и перемещением материалов, повышенное материальное стимулирование ключевых исследователей в коллективе [9, с. 455].

4 июня 2014 года постановлением Правительства РФ № 512 утверждаются Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы1, вступившие в силу с 1 октября 2014 года, имевшие немаловажное значение в регламентации правовой охраны служебных объектов патентного права. Действие Правил распространяется на случаи выплаты вознаграждения, если между работодателем и работником не заключен соответствующий договор. При этом в Правилах фиксируется размер вознаграждения, в зависимости от правового режима созданного служебного объекта.

1 Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы: постановление Правительства РФ от 4 июня 2014 г. № 512 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 23, ст. 2998.

Согласно пункту 2 Правил, за создание служебного изобретения размер вознаграждения должен составлять 30 % средней заработной платы работника, который является его автором, за последние 12 календарных месяцев и 20 % средней заработной платы работника, который является автором служебной полезной модели, служебного промышленного образца, за последние 12 календарных месяцев, исчисляемой на дату подачи работодателем заявки на получение патента на данные изобретение, полезную модель, промышленный образец, либо на день принятия им решения о сохранении информации о них в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента другому лицу.

Таким образом, с переходом к рыночным отношениям законодательство Российского государства о служебных объектах патентного права претерпело значительные изменения. Правовое положение как работников, так и работодателей при осуществлении охраны их прав на служебные объекты совершенствовалось в целях развития интеллектуальной деятельности. Тем не менее, с учетом правоприменительной практики, законодательство о служебных объектах патентного права все же имеет некоторые противоречия и пробелы, которые требуют значительной доработки.

Выводы

1. Предпосылки к становлению законодательства о служебных объектах патентного права в России появились в эпоху перехода к промышленному производству и в целом привели к тому, что нормы по охране изобретательства развивались таким же путем, как и за рубежом [24, р. 115]. Первые нормативные акты в области изобретательства появились лишь в начале XIX века и представляли собой совокупность правил по регламентации порядка предоставления монопольного права на изобретение посредством выдачи привилегий, которые первоначально рассматривались как особое отношение правителя к лицу, предъявившему изобретение. После появления первого патентного закона России -Манифеста 1812 года изобретательство начинает активно развиваться, в связи с чем появляется потребность в непосредственной охране технических результатов интеллектуальной деятель-

ности, что требовало принятия и утверждения новых нормативных актов. В итоге царский период завершился переходом от привилегии к патенту, который предоставлял охрану изобретениям по закону.

2. В эпоху советского государства изобретательству, равно как и его охране, уделяется все большее внимание. Правотворчество проходит свои этапы в части развития нормативных актов, регламентирующих изобретательское или патентное право. Деятельность авторов по созданию технических новшеств осуществляется, в основном, в плановом порядке. Появляются новые объекты охраны, законодателем устанавливаются отличные от ранее закрепленных требования к охраноспособности, увеличивается срок действия патента, впервые на законодательном уровне закрепляется понятие «изобретения». Следует отметить, что многие положения, вошедшие в нормативные акты советского периода, были значительно усовершенствованы в постсоветский период, при этом некоторые положения об охране, в том числе и служебного изобретательства, сохранились и в настоящее время.

3. Переход нашей страны к рыночным отношениям обусловил качественное изменение законодательства об объектах патентного права. Понятие служебного изобретения впервые было закреплено в статье 146 ОГЗ 1991 года, формулировка которого в дальнейшем претерпевала изменения. Как результат совершенствования норм об охране служебных объектов патентного права, наиболее полным и содержательным нормативным актом стала часть четвертая ГК РФ, которая закрепила основные положения патентного права с учетом положительного исторического опыта. Современное российское законодательство о служебных объектах патентного права предусматривает их охрану посредством предоставления прав как работодателю, так и самому работнику-изобретателю, что соответствует международным характеристикам охраны служебного изобретательства [25, р. 724]. Между тем некоторые вопросы охраны служебных результатов интеллектуальной деятельности недостаточно полно урегулированы в российском законодательстве, в связи с чем требуют дальнейшего рассмотрения.

Библиографический список

1. Аксенова В. Ю. Эволюция патентного права Российской империи и его соотношение с международной практикой охраны изобретений конца XIX века. М.: ИНИЦ Роспатента, 2003. 93 с.

2. Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Изобретательское право. М.: Госюриздат, 1960. 227 с.

3. Афанасьева В. И. Изобретательское право России: советский и постсоветский периоды: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. 143 с.

4. Афанасьева В. И. Привилегия, патент, авторское свидетельство в России: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. 316 с.

5. Гришаев С. П. Патентный закон Российской Федерации: комментарий. М: Юрид. лит., 2004. 190 с.

6. Джермакян В. Ю. Патентное право по Гражданскому кодексу Российской Федерации: постатейный комментарий, практика применения, размышления. М.: ИНИЦ Патент, 2014. 591 с.

7. Дозорцев В. А. Источники советского изобретательского права. Л., 1965. 30 с.

8. Дозорцев В. А. Охрана изобретений в СССР. М.: ЦНИИПИ, 1967. 128 с.

9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / В. О. Калятин, О. М. Козырь,

A. Д. Корчагин и др.; отв. ред. Л. А. Трахтен-герц. М.: Контракт, ИНФРА-М, 2009. 812 с.

10. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (по-главный) / Г. Е. Авилов, К. В. Всеволожский,

B. О. Калятин и др.; под ред. А. Л. Маковского. М.: Статут, 2008. 715 с.

11. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / О. А. Рузакова. М.: Экзамен, 2007. 766 с.

12. Ландкоф С. Н. Основы советского изобретательского права. Киев, 1961. 86 с.

13. Мещеряков В. А. Развитие российского патентного законодательства на современном этапе // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 4(127). С. 29-36.

14. Основные положения законодательства СССР по изобретательству: учеб.-метод. материалы. М.: ЦНИИПИ, 1977. 106 с.

15. Пиленко А. А. Право изобретателя. М.: Статут, 2013. 676 с.

16. Постатейный комментарий к Патентному закону Российской Федерации с учетом

дополнений и изменений, внесенных Федеральным законом от 02.02.2003 № 22-ФЗ / А. Д. Корчагин, Н. В. Богданов, В. К. Казакова, Е. П. Полищук. М.: ФИПС, 2004. 230 с.

17. Постатейн ый научно-практический комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: в 2 кн. / под ред. Ю. А. Дмитриева, А. А. Молчанова. М.: ООО «Издательский дом «Буквоед», 2008. Кн. 1. 800 с.

18. Трахтенгерц Л. А., Дозорцев В. А. Основные положения социалистического изобретательского права: учеб. пособие / под общ. ред. В. Н. Бакастова. М.: Центр. науч.-исслед. ин-т патентной информации и техн.-экон. исследований, 1964. 72 с.

19. Удовиченко М. А. История развития законодательства в области служебных изобретений // Сб. науч. тр. аспирантов. М.: ФГБОУ ВПО РГАИС, 2013. С. 164-175.

20. Шугурова И. В. Права на служебные результаты интеллектуальной деятельности: коллизионное регулирование в национальном законодательстве и международных соглашениях // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 1. С. 170-176.

21. Ярыш В. Д. Защита прав изобретателей в России до XIX века // Журнал российского права. 2005. № 1. С. 120-125.

22. Adams S. R. Information Sources in Patents. München: Saur, 2006. 236 p.

23. Blanco White T. A. Patents for Inventions and the Protection of Industrial Designs. London: Stevens & Sons, 1974. 749 p.

24. Cornish W. R., Llewellyn D. Intellectual Property: Patents, Copyright, Trade Marks and Allied Rights. London: Sweet & Maxwell, 2003. 895 p.

25. Dreyfuss R. C, Kwall R. R. Intellectual Property: Trademark, Copyright & Patent Law: Cases & Materials. New York: Found. press, 2004. 959 p.

26. Gomme A. Patents of invention: Origin and growth of the patent system in Britain. London; New York; Toronto: publ. for the British council by L. Green and co., 1946. 48 p.

27. Patent Law of the United Kingdom: Texts, Commentary & Notes on Practice by the Chartered Institute of Patent Agents. London: Sweet & Maxwell, 1975.420 p.

28. Pi la J. The Requirement for an Invention in Patent Law. Oxford: Oxford Univ. Press, 2010. 351 p.

References

1. Aksenova V. Yu. Evolyutsiya patentnogo prava Rossiyskoy imperii i ego sootnoshenie s mezh-dunarodnoy praktikoy okhrany izobreteniy kontsa XIX veka [The Evolution of Patent Law of the Russian Empire and Its Relationship with the International Practice of Protecting Inventions at the End of the 19th Century]. Moscow, 2003. 93 p. (In Russ.).

2. Antimonov B. S., Fleyshits E. A. Izobreta-tel'skoe pravo [Invention Law]. Moscow, 1960. 227 p. (In Russ.).

3. Afanas'eva V. I. Izobretatel'skoe pravo Rossii: sovetskiy i postsovetskiy periody: monogra-fiya [Invention Law of Russia: Soviet and PostSoviet Periods: Monograph]. Moscow, 2017. 143 p. (In Russ.).

4. Afanas 'eva V. I. Privilegiya, patent, av-torskoe svidetel 'stvo v Rossii: monografiya [Privilege, Patent, Copyright Certificate in Russia: Monograph]. Moscow, 2012. 316 p. (In Russ.).

5. Grishaev S. P. Patentnyy zakon Rossiyskoy Federatsii: kommentariy [Patent Law of the Russian Federation: Commentary]. Moscow, 2004. 190 p. (In Russ.).

6. Dzhermakyan V. Yu. Patentnoe pravo po Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii: postateynyy kommentariy, praktika primeneniya, razmyshleniya [Patent Law under the Civil Code of Russian Federation: Article-By-Article Commentary, Practice of Application, Reflections]. Moscow, 2014. 591 p. (In Russ.).

7. Dozortsev V. A. Istochniki sovetskogo izo-bretatel'skogo prava [The Sources of Soviet Invention Law]. Leningrad, 1965. 30 p. (In Russ.).

8. Dozortsev V. A. Okhrana izobreteniy v SSSR [Protection of Inventions in the USSR]. Moscow, 1967. 128 p. (In Russ.).

9. Kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii chasti chetvertoy (postateynyy) / V. O. Kalyatin, O. M. Kozyr', A. D. Kor-chagin i dr.; otv. red. L. A. Trakhtengerts [Commentary on Part Four of the Civil Code of the Russian Federation; V. O. Kalyatin, O. M. Kozyr', A. D. Korchagin et al.; ed. by L. A. Trakhtengerts]. Moscow, 2009. 812 p. (In Russ.).

10. Kommentariy k chasti chetvertoy Grazh-danskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii (poglavnyy) / G. E. Avilov, K. V. Vsevolozhskiy, V. O. Kalyatin i dr.; pod red. A.L. Makovskogo [Commentary on Part Four of the Civil Code of the Russian Federation

(Chapter-by-Chapter); G. E. Avilov, K. V. Vsevo-lozhskiy, V. O. Kalyatin et al.; ed. by A. L. Makovs-kiy]. Moscow, 2008. 715 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kommentariy k chasti chetvertoy Grazh-danskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii [Commentary on Part Four of the Civil Code of the Russian Federation; O. A. Ruzakova]. Moscow, 2007. 766 p. (In Russ.).

12. Landkof S. N. Osnovy sovetskogo izobreta-tel'skogo prava [The Foundations of the Soviet Invention Law]. Kiev, 1961. 86 p. (In Russ.).

13. Meshcheryakov V. A. Razvitie rossiyskogo patentnogo zakonodatel 'stva na sovremennom etape [Development of Russian Patent Law Today]. Im-ushchestvennye otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii - Property Relations in the Russian Federation. 2012. Issue 4 (127). Pp. 29-36. (In Russ.).

14. Osnovnye polozheniya zakonodatel'stva SSSR po izobretatel'stvu: Ucheb.-metod. materialy [Main Provisions of Legislation of the USSR on Inventions: Educational Materials]. Moscow, 1977. 106 p. (In Russ.).

15. Pilenko A. A. Pravo izobretatelya [Inventor's Right]. Moscow, 2013. 676 p. (In Russ.).

16. Postateynyy kommentariy k Patentnomu zakonu Rossiyskoy Federatsii s uchetom dopolneniy i izmeneniy, vnesennykh Federal'nym zakonom ot 02.02.2003 № 22 - FZ / A. D. Korchagin, N. V. Bogdanov, V. K. Kazakova, E. P. Polishchuk [Article-by-Article Commentary on the Patent Law of the Russian Federation as Amended by the Federal Law No. 22-FZ of February 02, 2003; A. D. Korchagin, N. V. Bogdanov, V. K. Kazakova, E. P. Polishchuk]. Moscow, 2004. 230 p. (In Russ.).

17. Postateynyy nauchno-prakticheskiy kom-mentariy k chasti chetvertoy Grazhdanskogo kodek-sa Rossiyskoy Federatsii. V 2-kh knigakh / pod red. Yu. A. Dmitrieva, A. A. Molchanova [Article-by-Article Theoretical and Practical Commentary on Part Four of the Civil Code of the Russian Federation. In 2 books; ed. by Yu. A. Dmitriev, A. A. Mol-chanov]. Moscow, 2008. Book 1. 800 p. (In Russ.).

18. Trakhtengerts L. A., Dozortsev V. A. Osnovnye polozheniya sotsialisticheskogo izobreta-tel 'skogo prava: Ucheb. Posobie /pod obshch. red. V.N. Bakastova [Main Provisions of Socialist Invention Law: Tutorial; ed. by V. N. Bakastov]. Moscow, 1964. 72 p. (In Russ.).

19. Udovichenko M. A. Istoriya razvitiya zakonodatel'stva v oblasti sluzhebnykh izobreteniy / Sbornik nauchnykh trudov aspirantov [The History

MoMHanoe A. A., Заüцеeа E. B.

of the Development of Legislation on Service Inventions: Collection of Scientific Papers of Postgraduate Students]. Moscow, 2013. Pp. 164-175. (In Russ.).

20. Shugurova I. V. Prava na sluzhebnye re-zul 'taty intellektual 'noy deyatel 'nosti: kollizionnoe regulirovanie v natsional'nom zakonodatel'stve i mezhdunarodnykh soglasheniyakh [Rights to Work-Related Results of Intellectual Activity: Conflict Regulation in National Legislation and International Agreements]. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii -Saratov State Law Academy Bulletin. 2012. Issue 1. Pp. 170-176. (In Russ.).

21. Yarysh V. D. Zashchita prav izobretateley v Rossii do XIX veka [Protection of Inventors' Rights in Russia up to the 19th Century]. Zhurnal rossiyskogo prava - Journal of Russian Law. 2005. Issue 1. Pp. 120-125. (In Russ.).

22. Adams S. R. Information Sources in Patents. Munich: Saur, 2006. 236 p. (In Eng.).

23. Blanco White Th. A. Patents for Inventions and the Protection of Industrial Designs. London: Stevens & Sons, 1974. 749 p. (In Eng.).

24. Cornish W. R., Llewelyn D. Intellectual Property: Patents, Copyright, Trade Marks and Allied Rights. London: Sweet & Maxwell, 2003. 895 p. (In Eng.).

25. Dreyfuss R. C., Kwall R. R. Intellectual Property: Trademark, Copyright, and Patent Law: Cases and Materials. New York: Foundation Press, 2004. 959 p. (In Eng.).

26. Gomme A. Patents of Invention: Origin and Growth of the Patent System in Britain. London: Longmans Green and Co., 1946. 48 p. (In Eng.).

27. Patent Law of the United Kingdom: Texts, Commentary and Notes on Practice; by the Chartered Institute of Patent Agents. London: Sweet & Maxwell, 1975. 420 p. (In Eng.).

28. Pi la J. The Requirement for an Invention in Patent Law. Oxford: Oxford University Press, 2010. 351 p. (In Eng.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.