Научная статья на тему 'Новеллы законодательства об административной ответственности в области дорожного движения РФ'

Новеллы законодательства об административной ответственности в области дорожного движения РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усынин В. В.

Государственный надзор за безопасностью дорожного движения возложен на структурное подразделение МВД России – Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД). На ГИБДД возложен большой объем обязанностей, основными из которых являются: контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новеллы законодательства об административной ответственности в области дорожного движения РФ»

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 33 - Ст. 1318.

7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ф3 // СЗ РФ. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.

8. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.

9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

11. Федеральный закон от 7 февраля от 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Гарант».

12. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» // СПС «Гарант».

13. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. - 2009.

- № 20. - Ст. 2444.

14. Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» // Бюллетень текущего законодательства.

- 2000. - № 3. - С. 80.

15. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 1.

16. Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «Гарант».

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РФ

© Усынин В.В.*

Институт истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Государственный надзор за безопасностью дорожного движения возложен на структурное подразделение МВД России - Государственную

*

инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД). На ГИБДД возложен большой объем обязанностей, основными из которых являются: контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и т.д.

Существуют положения, нормы и рекомендации, о которых должен знать каждый водитель. При пренебрежении которых правонарушитель сталкивается с законом.

С каждым годом количество транспортных средств на дорогах растет. К 2015 г. количество автомобилей в России станет вдвое больше по сравнению с 2007 г. За 2008 г. количество автомобилей на территории РФ увеличилось на 6,5 %, то есть на 2,51 млн. транспортных средств. За 2009 г. легковых автомобилей насчитывалось 32 млн. По состоянию на середину 2010 г. - 33,8 млн. легковых автомобилей. В связи с этим количество правонарушений снижаться не будет.

Президент РФ принимает ряд мер. Так на совещании, которое состоялось 6 августа 2009 г. президент утвердил перечень поручений по итогам совеша-ния по вопросам повышения безопасности дорожного движения [13]. После этого состоялось совещание 28 октября 2010 г., где был утверждён перечень поручений по итогам совещания по проблемам дорожного движения в Моек -ве [13]. Вследствие этого законы подверглись серьезными изменениями. Произошли изменения в правилах дорожного движения, в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств и в соответствие с этим были изменения и в области административной ответственности за различные правонарушения в транспорте и в области дорожного движения.

10 мая 2010 г., в правила дорожного движения российской федерации (от 23 октября 1993 г. № 1090) были установлены новые правила расположения транспортных средств на проезжей части. Так, дополнение в п. 9.2 устраняет существенный недостаток предыдущей версии правил дорожного движения. Раньше (до 20 ноября 2010 г.) на дорогах с четырьмя полосами и более (даже при отсутствии двойной сплошной линии разметки) запрещалось выезжать на сторону встречного движения. Причем трактовать это можно было по-разному. В том числе, можно было сказать, что в данном случае запрещен и поворот налево. В новой же версии правил -поворачивать налево можно, но только там, где это не запрещено.

До 20 ноября 2010 г. при движении в светлое время суток некоторые категории транспортных средств должны включить ближний свет фар. После 20 ноября 2010 г. текст п. 19.5 правил дорожного движения значительно сократится, тем не менее, группа транспортных средств, которую он будет охватывать, значительно увеличится: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения долж-ны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни» [12].

Теперь ближний свет фар должен быть включен на всех транспортных средствах и всегда. Эти поправки были приняты с учетом опыта европейских стран в целях повышения безопасности дорожного движения. С ближним светом ездят постоянно водители многих стран мира и, как показывает практика, это приносит положительный эффект. Уже на протяжении пяти лет в обязательном порядке водители должны включать ближний свет при движении вне населенных пунктов. В настоящее время эта норма распространяется и на населенные пункты. Машина, которая едет с включенным ближним светом фар, заметнее для пешеходов и других водителей. Это позволит им лучше ориентироваться, например, в неблагоприятных погодных условиях - сильного тумана, ливня.

Учитывая нововведения в правилах дорожного движения, в КоАП вносятся многочисленные поправки, ужесточая ответственность в области дорожного движения. Также законодательство пополняется разъяснениями и рекомендациями в данной области.

Ст. 12.4 ч. 1 и ст. 12.5 ч. 3 КоАП были подвергнуты изменению еще в 2007 г. Федеральным законом № 210-ФЗ. Возникает немало вопросов по поводу «ксеноновых» фар. В связи с этим, Департамент ОБДД МВД России разъяснил положения по вопросам использования на транспортных средствах фар с газоразрядными источниками света («ксеноновыми лампами») [8]. Где дается объяснение, что речь идет лишь о привлечении к ответственности водителей тех автомобилей, у которых в фары, предназначенные для использования с лампами накаливания (в т.ч. галогенными), установлены газоразрядные источники света («ксеноновые» лампы). Такие фары не предназначены для этого типа источников света, соответственно, их свет распределяется таким образом, что ослепляет других участников дорожного движения. Также указано, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов. Исходя из данного разъяснения, возникает вопрос о правильности квалификации указанного правонарушения по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ. Необходимо отметить, что, помимо письма ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования», по данному вопросу имеется судебная практика, подтверждающая правильность указанной квалификации. В частности, данный вопрос был рассмотрен Верховным Судом Российской Федерации (постановление по делу № 11-АФ09-1246 от 15 декабря 2009 г.) в рамках надзорной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении гражданина, управлявшего транспортным средством с газоразрядными источниками света, установленными в фары типа CR (HCR), которым также подтверждена правильность квалификации указанного правонарушения по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ. Также данный вопрос находит свое отражение и в письме МВД

[4], где указывается что, в случае управления транспортным средством со световыми приборами, режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений, возбуждать дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией соответствующих световых приборов.

К водителям ТС за правонарушения в области дорожного движения применяются еще более суровые виды наказания. Ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, будет наступать в виде административного штрафа в размере 5000 руб. либо лишения права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев (п. 2 ст. 12.2 КоАП РФ).

Изменения коснулись штрафов за тонировку стекол автомобиля. Запрещается устанавливать предметы и наносить покрытия, которые ограничивают обзорность с места водителя. А тонированные стекла разрешается использовать только в виде исключения. Причем у таких стекол све-топропускание должно соответствовать ГОСТ 5727-88: «2.2.4. Светопро-пускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее: 75 % - для ветровых стекол; 70 % - для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное поле обзора П, определяющее переднюю обзорность». А также, 23 сентября 2010 г. вступил в силу «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» [9], который устанавливает требования при производстве, ввозе и эксплуатации машин. В данном регламенте определено, что прозрачность лобового стекла машины должна быть не менее 75 %, передних боковых - не менее 70 %. Любой автомобиль, с нанесенной на ветровом или передних боковых стеклах тонировочной пленкой, не соответствует ГОСТ и, соответственно, тонировка входит в список неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. Раньше за тонировку стекол автомобиля мог быть наложен штраф в соответствии со ст. 12.5 кодекса об административных правонарушениях, который составляет 100 руб. Теперь же штраф за тонировку вынесен отдельным п. 3.1 в ст. 12.5 кодекса об административных правонарушениях. В настоящее время штраф составляет 500 руб.

Федеральным законом РФ (от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ) признается утратившим силу примечание к ст. 27.12. Кодекса. То есть, из Кодекса исключается определение понятия «состояние опьянения». В связи с тем, что нормы, регламентирующие порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, при этом не изменились, порядок применения указанных мер обеспечения, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475, остается прежним. При

этом любое наличие алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе, выявленное при проведении процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (с учетом погрешности используемого прибора), если он согласен с его результатами, будет являться основанием для составления протокола об административном правонарушении. В случае несогласия водителя с результатами проведенного освидетельствования оформляется направление его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

За выезд на трамвайные пути встречного направления водителя ждет лишение прав сроком от 4-х до 6-и месяцев (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). До этого можно было отделаться штрафом в 1000-1500 руб. Также введена возможность фиксации данного типа нарушений на видеокамеру. При фиксации видеокамеры незаконного выезда на полосу встречного движения водителя ждет штраф 5000 руб. без лишения прав. Лишение последует лишь в том случае, когда нарушение зафиксирует инспектор ГИБДД. За нарушения требований знаков и разметки теперь предусмотрен штраф 300 руб. или предупреждение (п. 1 ст. 12.16 КоАП РФ). До этого штраф составлял всего 100 руб. Ч. 3 ст. 12.16 Кодекса предусматривает установление ответственности за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Наказание предусмотрено в виде административного штрафа в размере 5000 руб. либо лишения права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. В настоящее время данное нарушение, в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской [5], наказывается по ч. 4 ст. 12.15 Кодекса, предусматривающей ответственность в виде исключительно лишения права управления транспортным средством.

Ужесточение наказаний за нарушения ПДД имеют весьма важную основу. На дорогах России ежегодно погибает более 30 тыс. чел. Значительное количество тяжких ДТП происходит по вине пьяных водителей. Наравне с увеличением ответственности водителя, власти ужесточили наказание для пешехода. В том случаем, если он пересекает проезжую часть в неположенном месте, штраф за такое нарушение увеличивается со 100 до 200 руб. Поправки в КоАП стали частью программы по повышению безопасности на дорогах. Ужесточение наказаний для нарушителей правил дорожного движения должно сопровождаться улучшением организации дорожного движения.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 08.12.2010) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256; 13.12.2010. - № 34.

2. Правила дорожного движения Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 10.05.2010) // Российские вести. - 23.11.1993. -№ 227.

3. Постановление Верховного Суда РФ от 15.12.2009 № 11-АФ09-1246 от 15 декабря 2009 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - декабрь, 2009.

4. Письмо МВД РФ от 25.02.2010 № 13/5-427 «О нарушениях правил установки внешних световых приборов».

5. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 № 23) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - декабрь, 2006. - № 12.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 475 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформ-ления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собрание законодательства РФ. - 07.07.2008. - № 27. - Ст. 3280.

7. Постановление Госстандарта СССР от 23.12.1988 № 4557 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия. ГОСТ 572788» (ред. от 01.09.2001) // ИУС «Государственные стандарты». - 2002. - № 3.

8. Разъяснения Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ от 20.02.2010 «Об использовании «ксеноновых» фар».

9. Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 № 706) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 38. -Ст. 4475; 20.09.2010.

10. Федеральный Закон от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ, «О внесении изменения в ст. 19 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -26.07.2010. - № 30. - Ст. 4000.

11. Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Парламентская газета. - 09.08.2007. - № 99-101.

12. Официальные издания: программа информационной поддержки российской науки и образования [Электронный ресурс] / Консультант-Плюс: Высшая школа. 1997-2010. - Режим доступа: www.consultant.ru.

13. Официальный портал «Президент России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.