Научная статья на тему 'Новеллы законодательства Европейского союза о визах'

Новеллы законодательства Европейского союза о визах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кждрян А. В.

С 2009 г. в Европе действует первый Кодекс Сообщества о визах. Автором исследованы основные новшества в порядке пересечения границ стран Европейского Союза, возникшие в результате введения указанного акта и касающиеся, в том числе, и граждан Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новеллы законодательства Европейского союза о визах»

зательства» или «иные документы», определенные ст. 74 УПК РФ. Машинный носитель (дискета или компакт-диск), на котором записана компьютерная программа, будет являться вещественным доказательством, но саму компьютерную программу нельзя отнести ни к вещественным доказательствам, ни к документам (письменным доказательствам). И, по сути «электронный документ» является не документом, а особого рода компьютерной программой, содержащей документную информацию в виде текста, изображения, звука или их сочетания.

Термины «вещественные» и «письменные» доказательства широко применяются в российском процессуальном законодательстве, и хотя они во многом и являются некорректными, а также зачастую смешиваются или подменяются друг другом, но они все-таки стали нарицательными. Если подходить со строго научной точки зрения, то понятие «цифровые доказательства» также является достаточно условным, но полагаем, что через несколько лет оно станет в России таким же употребительным, как и определения - «вещественные» и «письменные» доказательства.

Список литературы:

1. Спасович В.Д. О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. - Серия «Антология криминалистики. - М.: Изд-во ЛексЭст, 2001.

2. Carrie Morgan Whitcomb An Historical Perspective of Digital Evidence: A Forensic Scientist’s View // International Journal of Digital Evidence. - 2002. -Vol. 1. - Issue 1.

3. Scientific Working Group on Digital Evidence and International Organization on Digital Evidence. (2000). Digital Evidence: Standards and Principles. // Forensic Science Communications, 2(2).

4. Johnson T. Man searched web for way to kill wife, lawyers say // Seattle Post-Intelligencer. - 2000. - June 21.

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА О ВИЗАХ © Кждрян А.В.*

Омский юридический институт, г. Омск

С 2009 г. в Европе действует первый Кодекс Сообщества о визах. Автором исследованы основные новшества в порядке пересечения границ стран Европейского Союза, возникшие в результате введения указанного акта и касающиеся, в том числе, и граждан Российской Федерации.

* Студент кафедры Конституционного и административного права. Научный руководитель Караманукян Д.Т., преподаватель кафедры Конституционного и административного права.

Неотъемлемой частью международно-правовых отношений являются границы между государствами. Установление порядка их пересечения людьми, товарами и услугами - исключительная прерогатива государств, проистекающая из их суверенитета над собственной территорией («территориального верховенства») [1, 2]. Посредством национального законодательства о государственной границе, базисом для которого являются конституционный акт соответствующего государства и общепризнанные нормы международного права, страны реализуют эту прерогативу самостоятельно.

Начиная со второй половины XX в. под влиянием, прежде всего, интенсивных интеграционных взаимодействий постепенно набрал силу процесс межгосударственной «открытости» границ. Наивысшей точки своего развития названный процесс достиг в Европе в июне 1985 г., когда руководители пяти государств-участников (тогда ещё Европейских сообществ) -ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия и Люксембург - подписали в люксембургском городке Шенген Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах, тем самым заложив начало создания нового правового пространства. Напряжённая работа последующих лет привела к тому, что в июне уже 1990 г. эти же страны подписали Конвенцию о применении упомянутого выше документа. Опираясь на положения Конвенции, Шенгенское законодательство в дальнейшем активно формировалось параллельно праву Европейского Союза (далее - ЕС) как за счет актов Исполнительного комитета шенгенской группы в составе министров или государственных секретарей, так и соглашений, принимаемых государствами-участниками. Учитывая накопленный участниками Шенгена опыт, хорошо разработанную ими нормативную базу и общие цели ЕС, оказалось целесообразным включить всё это в единую систему ЕС. Поэтому, когда 1 мая 1999 г. вступил в силу Амстердамский договор [3], специальным протоколом к нему были инкорпорированы Шенгенские правила в acquis commu-nautaire, то есть в право ЕС. В Протоколе оговаривалась также особая позиция Великобритании и Ирландии: этим странам было разрешено сохранить контроль на своих границах, но при этом присоединиться к некоторым частям Шенгенского законодательства. Отдельным протоколом определялась и позиция Дании. Одновременно упразднялся Исполнительный комитет Шенгенской группы, а его функции передавались Совету ЕС (без Великобритании и Ирландии). Таким образом, Амстердамский договор подвёл черту под деятельностью обеих организаций, а их опыт по развитию правового поля был синтезирован и оформлен в виде новой целостной системы в рамках деятельности Европейского союза [4].

Спустя 10 лет, после инкорпорирования Шенгенского законодательства в право ЕС, в 2009 г. был принят первый Кодекс Сообщества о визах (далее - Визовый кодекс) [5]. Визовый кодекс 2009 г. обладает прямым действием, то есть не нуждается ни в ратификации, ни в трансформации в

национальное законодательство государств-членов. К государствам, участвующим в принятии этого акта и подчиняющимся его действию, относятся все государства-участники Шенгенских достижений, за исключением Дании, для которой нормы данного акта носят лишь рекомендательный характер.

Принятие Визового кодекса сопровождалось внесением многочисленных изменений в Шенгенскую конвенцию 1990 г., а именно, предусматривается ряд существенных юридических новелл, обусловленных в первую очередь стремлением ЕС эффективно защитить интересы граждан государств, не являющихся членами сообщества, но ходатайствующих о предоставлении визы. К таковым, в частности, относятся положения, отменяющие транзитные визы как Шенгенские визы особого типа (ранее виза «В»). Данный документ объединил основные правила по вопросам получения:

- «единой визы», а именно: визы для однократного, двукратного или многократного въезда в целях пребывания во всем Шенгенском пространстве, но не более трех месяцев за полугодичный период, в том числе транзит;

- «визы с ограниченным территориальным действием» - тип визы, который выдается лицам, не отвечающим всем условиям для получения Шенгенской визы, она действительна, как правило, только для одного или нескольких Шенгенских государств;

- «визы для транзита через аэропорт» - данный тип визы действителен только для пребывания в международной транзитной зоне аэропортов Шенгенских государств при международном авиарейсе с пересадками и требуется лишь от граждан «третьих стран» (Россия в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза от 25.05.2006 г. [6], кихчислу не относится).

В июне 2009 г. Еврокомиссия разместила на своем официальном сайте информацию о том, сколько запросов на въездные визы в 2009 году подали граждане России, а также, сколько виз ими было получено. Из популярных для туризма европейских стран, чаще всего в праве на въезд отказывает Испания. В 2009 г. консульство не удовлетворило больше 8 % заявок. На втором месте оказалась Бельгия с 7,5 % отказов. «Бронза» досталась Швейцарии - консульство этой страны отказало почти 5 % соискателей. Далее следуют Германия, Мальта и Франция (3 %), за ними - Нидерланды и Словакия (2 %). На прочих значимых туристических направлениях (Греция, Италия, Болгария, Кипр, Чехия, Польша, Норвегия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония) консульства отказываются давать визы в среднем 1 % российскихсоискателей [7].

Необходимо подчеркнуть и то, что Визовым кодексом устанавливается одно из существенных требований к ходатайству о предоставлении визы -

личная явка обращающегося лица, как минимум, при подаче своего первого ходатайства. По мнению европейских чиновников, это позволит эффективнее бороться с главной проблемой современной Европы - нелегальными иммигрантами. Как указывается в ст. 40 Визового кодекса, в принципе ходатайства должны подаваться гражданами непосредственно в консульство государства - члена, и оно, в свою очередь, несет ответственность за организацию процедур в отношении ходатайств. Однако на случай отсутствия в стране представительства государства-члена ЕС, кодексом предусмотрено несколько форм Шенгенского сотрудничества на местах: ограниченное представительство, совместное размещение, совместные центры по приему ходатайств, использование почетных консулов (лиц, не состоящих на дипломатической службе представляемого государства, но выполняющих некоторые консульские функции) и сотрудничество со внешними поставщиками услуг (туристические агентства, транспортные организации). Право определять тип организационной структуры, который будет применять государство - член ЕС в той или иной третьей стране является прерогативой самого государства-члена ЕС.

Для граждан России особенно значимым является тот факт, что многие нормы Визового кодекса применяются к россиянам с учетом вышеуказанного Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза от 25.05.2006 г., вступившего в силу 01.06.2007 г. Так граждане РФ, ходатайствующие о получении визы, вместо общеустановленной суммы визового сбора в шестьдесят евро уплачивают тридцать пять евро. При этом лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других программах обмена, а так же школьники, студенты, аспиранты и сопровождающие их преподаватели, направляющиеся на учебу или учебную стажировку, освобождаются от уплаты визовых сборов. Так же дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов принимают решение по запросам об оформлении виз в течение 10 (общее правило 15 дней) календарных дней с даты получения ходатайства и документов, необходимых для оформления визы. Срок принятия решения по ходатайству об оформлении визы может быть продлен до 30 рабочих дней, в особенности, если имеется необходимость в его дополнительном изучении. В нетерпящих отлагательства случаях срок принятия решения по ходатайству об оформлении визы может быть сокращен до 3 календарных дней. Дополнительно к этому, значительно сокращены требования к документам, которые должны предъявляться ходатайствующими для подтверждения цели поездки.

Таким образом, один из результатов инкорпорирования Шенгенских достижений в право Европейского союза - Визовый кодекс 2009 г., пред-

ставляет собой довольно объемный как по форме, так и по содержанию документ, нормы которого с одной стороны подразумевают право граждан третьих стран на законных основаниях, свободно перемещаться в пределах Шенгенской зоны, а с другой - усиливают контроль на внешних границах ЕС путем некоторого усложнения (с технической точки зрения) процедуры выдачи виз. Однако следует отметить, что усиление контроля на внешних границах для граждан не принесет значительных неудобств, контроль будет осуществляться как посредством Визовой информационной системы, так и работниками органов, в компетенцию которых входит выдача виз.

Список литературы:

1. Международное право: учебник / Под ред. Г.И. Тункина. - М., 1994. -С. 364-365, 368.

2. Ушаков Н.А. Международное право: основные понятия и термины. -М., 1996. - С. 38.

3. Official Journal (Официальный журнал Европейского Союза). -1997. - № 1. - Р. 340.

4. www. ieras 1.socionet.ru/files/Potemkina.doc/

5. Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс).

6. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза (Сочи, 25 мая 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 23. - Ст. 2694.

7. www.rg.ru/2010/06/29/shengen-anons.html.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ © Козельская Н.Л.*

Юридический институт Орловского государственного технического университета, г. Орел

В статье рассматриваются проблемные аспекты участия прокурора в уголовном процессе, сформулированы предложения по внесению не -которых изменений и дополнений в существующие полномочия прокурора в целях четкого разграничения функций прокурорского надзора

* Студент кафедры «Уголовное право и процесс». Научный руководитель: Козлов Г.Т., кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.