Научная статья на тему 'К вопросу о безвизовом режиме России и стран Евросоюза: история и перспективы'

К вопросу о безвизовом режиме России и стран Евросоюза: история и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2118
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБЛЕГЧЕНИИ ВИЗОВОГО РЕЖИМА И РЕАДМИССИИ / ДОГОВОР ОБ УПРОЩЕНИИ ВИЗОВОГО РЕЖИМА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ / САММИТ РОССИЯ / ЕС / ШЕНГЕНСКАЯ ЗОНА / МИГРАНТЫ / VISA-FREE REGIME / EU / RUSSIA SUMMIT / SCHENGEN AREA / MIGRANTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Николаевна

В статье рассматриваются история и перспективы безвизового режима России и стран Евросоюза, которая берет начало с 2002 г., когда был дан старт переговорам между Россией и ЕС по визовой проблематике. Раскрывается обсуждение на дипломатическом уровне краткосрочной перспективы, предусматривающей облегчение визовых отношений, и в долгосрочной отмены визового режима. Проводится анализ соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии от 25.05.2006, ратифицированного Россией и ЕС в 2007 г. Показаны причины, из-за которых снова откладывается решение вопроса об отмене безвизового режима, среди них выделяются события на юго-востоке Украины и миграционный кризис в Европе с начала 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of visa-free regime Russia and the European Union: history and prospects

Thе article explores the history and prospects for visa-free regime in Russia and the European Union, which dates back to 2002, when the start of negotiations between Russia and the EU on visa issues has been given. Author expands discussion at the diplomatic level, short-term perspectives, providing relief to visa relations, and in the long term to abolish the visa regime. The analysis of the agreements on visa facilitation and readmission agreements of 25 May 2006 ratified by Russia and the EU in 2007 has done. The reasons due to which the issue again postponed a decision on cancellation of visafree regime are pointed; among them are the developments in the South-East Ukraine migration crisis in Europe since the beginning of 2015.

Текст научной работы на тему «К вопросу о безвизовом режиме России и стран Евросоюза: история и перспективы»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

К вопросу о безвизовом режиме России и стран Евросоюза: история и перспективы

Е.Н. Иванова

В статье рассматриваются история и перспективы безвизового режима России и стран Евросоюза, которая берет начало с 2002 г., когда был дан старт переговорам между Россией и ЕС по визовой проблематике. Раскрывается обсуждение на дипломатическом уровне краткосрочной перспективы, предусматривающей облегчение визовых отношений, и в долгосрочной — отмены визового режима. Проводится анализ соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии от 25.05.2006, ратифицированного Россией и ЕС в 2007 г. Показаны причины, из-за которых снова откладывается решение вопроса об отмене безвизового режима, среди них выделяются события на юго-востоке Украины и миграционный кризис в Европе с начала 2015 г.

Ключевые слова: безвизовый режим, соглашение об облегчении визового режима и реадмиссии, договор об упрощении визового режима между Россией и Евросоюзом, саммит Россия—ЕС, Шенгенская зона, мигранты

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 1 (26). С. 46-59.

Цель визовой политики характеризуется сдерживанием потоков нелегальных мигрантов, борьбой с организованной преступностью, сохранением внутренней безопасности. Отмена или хотя бы ослабление визового режима имели бы решающее значение для наращивания экономического сотрудничества с ЕС, который оставался одним из основных торговых партнеров для России до объявления санкций России Евросоюзом. Введение безвизового режима могло бы привести к интеграции нашей страны в европейское пространство, что привело бы к ее развитию и возникновению настоящей конкуренции, новому уровню борьбы с коррупцией.

На официальном уровне инициатива перехода к взаимному безвизовому режиму впервые была сформулирована Президентом РФ В.В. Путиным в августе 2002 г. в послании главам государств Евро-

Иванова Елена Николаевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: еш64@таП.т.

пейского Союза. На заседании Совета ЕС в Брюсселе 30.09.2002 было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.

В результате переговоров по проблеме Калининградского транзита были подписаны первые соглашения между Россией и Европейским Союзом, которые касались транзита российских граждан по территории ЕС. Именно тогда в 2002 г. впервые заговорили и о необходимости отмены визового режима между Российской Федерацией и странами Западной Европы. С этого момента был дан старт переговорам между Россией и ЕС по визовой проблематике. На повестке дня были два основных вопроса: в краткосрочной перспективе — облегчить визовые отношения, а в долгосрочной — добиться отмены визового режима.

Отмена визового режима, конечно же, являлась долгосрочной целью, а смягчение его — промежуточный этап на пути решения этого вопроса. Переговоры по данному вопросу ведутся уже более 10 лет, но пока безрезультатно. Основными тенденциями переговоров Москвы и Брюсселя является облегчение визового режима и отмена краткосрочных виз.

Так, 31.05.2003 на саммите Россия—ЕС в честь 300-летия Санкт-Петербурга главы государств России и ЕС приняли совместное заявление, в котором определили безвизовый режим поездок граждан как долгосрочную перспективу. Спустя два года, 10.05.2005, в ходе московского саммита Россия—ЕС стороны утвердили «дорожные карты» по созданию общих пространств, одна из которых посвящена вопросам создания общего пространства свободы, безопасности и правосудия. Согласно этой «дорожной карте», Россия и ЕС снова подтвердили свое стремление содействовать облегчению передвижения людей, а также в перспективе договориться о безвизовом режиме между Россией и ЕС. Кроме того, стороны договорились в краткосрочной перспективе завершить переговоры по упрощению визовых процедур и по соглашению о реадмиссии.

И, тем не менее, итогом первых переговоров на саммите в Сочи 25.05.2006 было подписание соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии, а в 2007 г. оно ратифицировано обеими сторонами, что стало большим шагом на пути перспектив сотрудничества с Евросоюзом [1]. Согласно новому порядку, получить визы проще членам официальных делегаций; предпринимателям и представителям коммерческих организаций; водителям международных перевоз-

ок, журналистам; деятелям науки, культуры, студентам и школьникам, участникам программ по обмену, международных спортивных мероприятий, а также тем, кто планирует посетить воинские и гражданские захоронения родственников1.

Безусловно, заключение соглашения об облегчении визовых процедур является позитивным событием в построении общего пространства свободы, безопасности и правосудия. Данное соглашение предоставляет возможность некоторым категориям граждан России и ЕС дешевле и проще путешествовать по Европе. В то же время представляется, что возможности, предусмотренные соглашением, весьма ограничены.

Так, документ упрощает, в основном, процедуру выдачи виз, но не визовый режим [2]. В соответствии с существующим разделением полномочий между наднациональными органами ЕС и государствами-членами вопросы упрощения визовых процедур относятся к компетенции последних, т.е. национальных органов государств — участников ЕС. Иными словами, в соответствии с Шенгенской конвенцией и договором, учреждающим Европейское сообщество, Совет ЕС и иные институты определяют порядок и условия выдачи шенгенских виз, их формат, порядок и срок действия, перечень третьих стран, граждане которых обязаны иметь визы при пересечении внешних границ Евросоюза и т.д.

Все остальные вопросы, а именно: требования, предъявляемые к кандидатам на получение шенгенских виз, перечень документов, сроки изготовления виз, дополнительные основания для отказа в выдаче визы, т.е. все процедурные моменты (вызывать или не вызывать на собеседование, принимать документы лично или по почте, требовать приглашение или нет и т.д.), за счет которых может быть облегчен визовый режим, остались в ведении государств — членов ЕС. Иными словами, сам порядок получения шенгенских виз регулируется преимущественно национальным законодательством. Таким образом, большинство процедурных вопросов, связанных с оформлением виз, не являются частью единой визовой политики ЕС.

Вместе с тем сами государства ЕС не являются сторонами соглашения, в то время как для России это соглашение уже стало частью национальной правовой системы. Поэтому не исключено, что в дальнейшем

1 Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза (Сочи, 25.05.2006).

возникнет еще немало вопросов, связанных с исполнением указанного соглашения.

К тому же, в соответствии со ст. 14 этого соглашения, после его вступления в законную силу положения этого акта имеют преимущественную силу по отношению к положениям любого двустороннего или многостороннего соглашения или договоренности между Российской Федерацией и государствами-членами. Вместе с тем существующие двусторонние соглашения между Россией и некоторыми государствами-членами (ФРГ, Италия, Польша, Литва) содержат более привилегированные условия для получения виз, чем заключенное соглашение между Россией и ЕС. А двусторонние соглашения с Литвой и Польшей в отношении жителей Калининградской области являются примером действительно облегченного визового режима.

Как видно из ст. 4 соглашения, оно распространяется преимущественно на лиц, совершающих служебные поездки. Вместе с тем лица, совершающие служебные поездки, как правило, не сталкиваются с серьезными проблемами в связи с получением виз. Такие проблемы чаще всего возникают у простых граждан, посещающих за границей своих родных, близких, друзей или совершающих туристические поездки. Новое соглашение, к сожалению, не содержит практически никаких положений, существенно облегчающих поездки для подавляющего числа граждан России и ЕС.

Представляется, что заключенное соглашение, предусмотрев возможность получения долгосрочных и многократных виз, не так уж и изменило визовый режим, поскольку ничто не запрещало получать их и раньше.

Сейчас граждане России и ЕС, пересекающие общие границы, сталкиваются с двумя основными проблемами: небольшое число консульских учреждений, ответственных за выдачу шенгенских и российских виз, и необходимость при каждой поездке прилагать официальное приглашение и ряд дополнительных документов. Именно эти обстоятельства существенно снижают мобильность людей и препятствуют контактам между гражданами.

К сожалению, соглашение не содержит никаких положений, способных решить эти проблемы. Именно поэтому пока нельзя констатировать, что вопрос облегчения визового режима между Россией и ЕС мог бы быть решен.

Наиболее приемлемым для сторон вариантом облегчения визовых процедур был бы механизм, ныне существующий для жителей Калининградской области в отношении посещения Литвы и Польской

Республики, а также для граждан Литвы и Польши, посещающих Калининградскую область. За год странами Шенгенского договора российским гражданам выдается порядка 1,4 млн виз, тогда как только литовское и польское консульства в Калининграде выдают жителям области по 100 тыс. виз ежегодно.

30.03.2005 Европейский комитет по правовому сотрудничеству Совета Европы подготовил доклад об опыте стран — членов СЕ в области обеспечения свободы передвижения граждан, где в качестве наиболее удачного в отношении свободы передвижения граждан был отмечен опыт России, Польши и Литвы.

В самом начале переговорного процесса по данной проблематике (3-4 года тому назад) многие высокопоставленные представители сторон заявляли о возможности перехода на безвизовый режим уже в 2007 г. Однако 2007 г. наступил, но стороны совсем ненамного приблизились к заявленной цели.

Очевидно, что для перехода на безвизовый режим они должны соответствовать друг другу по трем основным показателям:

1. Вопросы нелегальной миграции. Ни одна из сторон не должна рассматриваться другой как источник незаконной миграции.

2. Пограничный режим. Стороны должны установить более или менее общие стандарты и принципы работы пограничных и таможенных служб, а также обеспечить углубление сотрудничества между ними.

3. Внутренняя безопасность, уровень преступности. Между сторонами должен быть создан реальный и эффективный механизм международной борьбы с организованной преступностью.

Однако с момента начала переговоров об отмене визового режима стороны не достигли никакого существенного результата практически ни по одному из показателей.

В отношении нелегальной миграции Россия, по оценкам Европола, по-прежнему оставалась одним из основных источников незаконной миграции в страны Европейского Союза до начала потока мигрантов-беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока в связи с событиями в Сирии.

Уровень сотрудничества в области охраны и контроля за общими границами также невысок. Хотя, безусловно, движение вперед есть. С 2013 г. ведутся переговоры о заключении соглашения о сотрудничестве между Европейским агентством по внешним границам и Пограничной службой ФСБ России.

И, наконец, третий момент — уровень преступности2. Пожалуй, в вопросе отмены визового режима ЕС больше всего беспокоит высокий уровень преступности в России, высокая степень коррумпированности в российских органах власти, и как следствие этого, ненадежность российских проездных документов. К сожалению, до сих пор между Россией и ЕС не создан эффективный механизм борьбы с преступностью [3]. Среди достижений можно назвать заключение в 2003 г. соглашения между правительством России и Европолом о стратегическом партнерстве, однако оно не предусматривает обмена оперативной информацией. Согласно этому документу, стороны предоставляют друг другу информацию стратегического характера о способах совершения преступлений, общих тенденциях международной преступности, т.е. ту информацию, которая доступна на интернет-странице Европола.

Важным шагом на пути либерализации визовых отношений России и ЕС стало введение 05.04.2010 нового Визового кодекса, который позволил привести к единому стандарту подачу документов для всех 27 стран [4].

Таким образом, вопрос об отмене визового режима по-прежнему оставался открытым. Очевидно, что и до введения санкций стороны не определили способы и механизмы достижения указанной цели.

В настоящее время право безвизового въезда в Шенгенскую зону в течение 90 дней имеют владельцы дипломатических паспортов. Велись

2 Такое мнение высказал руководитель полицейского ведомства Европейского Союза Роб Уэйнрайт, представляя в Брюсселе доклад, посвященный вопросам борьбы с организованной преступностью в ЕС. «Если отменить контроль на границах, это шанс для организованной преступности», — заявил Уэйнрайт. Эксперты Европола называют украинские преступные группировки одним из ключевых звеньев контрабанды наркотиков в ЕС. Как отмечают представители Европейского полицейского ведомства, отмена виз для граждан Украины, России и Грузии может привести к масштабным злоупотреблениям. При этом специалисты Европола указывают на опыт, полученный после отмены виз для сербов, македонцев и черногорцев. «Без сомнения, это откроет новые возможности для организованных преступных групп, специализирующихся на нелегальной миграции и торговли людьми», — говорится в отчете Европола. Также Европол указывает на ключевую роль постсоветских стран в контрабанде сигарет и табака в Западную Европу. При этом указывается, в частности, на сотрудничество между украинскими, литовскими и польскими преступными группировками: «компании из Украины поставляют табак, остальные компоненты поставляются через порт Клайпеды, сигареты нелегально производят в Польше». «Преступные группировки из Украины, Молдовы, Грузии, России и стран Западных Балкан ждут вступление Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону, чтобы расширить свое влияние в ЕС», — заключают эксперты Европола. www.facenews. ua/news/2014/202494 (дата обращения 29.09.2016).

также переговоры о том, чтобы распространить этот режим на экипажи гражданских морских и авиационных судов. Многократные визы стали оформляться на срок от 1 года до 5 лет. Причем получить годовую визу смогли те, кто хотя бы один раз в течение предыдущего года получал визы в данную страну.

Согласно официальной статистике россияне ездят в ЕС значительно чаще, чем европейцы в Россию. Так, в 2010 г. зафиксировано около 39 тыс. поездок по целям граждан РФ в страны Евросоюза, тогда как жители ЕС немногим более 22 тыс. раз въезжали в Россию [5]. Опасения относятся по большей части к безопасности и политическим вопросам. В частности, вероятность свободы в визовом отношении приравнивается к открытию внешней границы ЕС нелегальной иммиграции и рынка труда.

Затягивание возможной отмены визового режима с Россией может носить и политический характер, заявил Министр иностранных дел РФ С.В.Лавров. Он предположил, что задержки в принятии окончательного решения об отмене визовых требований могут быть основаны на «принципе солидарности», и что введение безвизового режима с Россией невозможно до отмены визового режима между ЕС и его соседями, как и Украина, Армения и Грузия [6].

Еще одной причиной можно считать непринадлежность России к числу самых развитых стран мира. Хотя безвизовый режим с ЕС установлен уже в 42 странах, не входящих в число стран-лидеров.

Вопрос отмены визы с ЕС был приоритетным во время встречи в Брюсселе Министра иностранных дел С.В Лаврова с высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон [7].

Для решения проблемы отмены визового режима ЕС предоставил полный список проблем России, которые необходимо решить, прежде чем получить содействие по отмене визового режима. На основании этого списка стороны договорились о взаимных шагах, которые должны быть приняты, в том числе введение биометрических паспортов, борьба с нелегальной иммиграцией и сотрудничество правоохранительных органов.

В целом, уже и в «досанкционный» период сотрудничество России и ЕС оставалось декларативным. Проблемой являлась неспособность сторон к осмыслению взаимоотношений. В результате ЕС занимался выдавливанием мелких односторонних уступок со стороны России, а не становлением «стратегического партнерства». В свою очередь, Россия стала делать меньше «бессмысленных» односторонних уступок Западу.

Следует отметить, что в связи с последними событиями на Украине приостановлены многие вопросы сотрудничества ЕС и России, и в первую очередь, именно вопросы безвизового режима.

Так, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что представители Евросоюза намеренно тормозят диалог с Россией о введении безвизового режима для того, чтобы пропустить вперед страны «Восточного партнерства».

«Причина, по которой тормозится процесс, хорошо известна. Есть стремление увязать дальнейшие шаги по пути упрощения визового режима с не относящимися к этому вопросу проблемами, выторговать что-то у Российской Федерации. Есть желание также руководствоваться политической целесообразностью, а оно в понимании некоторых членов Евросоюза, к сожалению, заключается в том, чтобы не пропустить Россию на этом пути — на пути к облегчению и, в конце концов, снятию визового режима. Это секрет полишинеля, это хорошо известная ситуация. Мы к этому относимся спокойно. Нам это нужно не больше, чем Европейскому союзу», — заявил министр иностранных дел России С.В.Лавров [8].

При этом он подчеркнул, что соглашение об упрощении визового режима между Россией и ЕС для журналистов, молодежи, представителей неправительственных организаций готово: «Нужна только политическая воля со стороны Евросоюза, а на самом деле — Брюсселя. Страны-члены (ЕС) готовы в необходимом для принятия такого решения большинстве к этому шагу».

Представители ЕС положительно оценили действия России по освобождению по акту амнистии некоторых заключенных и обвиняемых, в отношении которых имелись претензии к России со стороны ЕС. Вместе с тем в ЕС подчеркнули, что намерены и дальше вести диалоги по введению безвизового режима с Россией.

Таким образом, подписание договора об упрощении визового режима между Россией и Евросоюзом откладывается уже не в первый раз. Российские дипломаты возлагали большие надежды на саммит Россия—ЕС, который был намечен на 27-28 января 2014 г. Но незадолго до его начала, вместо двухдневного, саммит превратили в однодневный. Это стало сигналом, что никаких существенных вопросов стороны снова решать не будут.

Разговор об упрощении визового режима возобновляется накануне почти каждого саммита Россия—ЕС. Речь идет об отмене виз для краткосрочных (до 90 дней) поездок россиян в ЕС и граждан стран Евросоюза в Россию. Несмотря на то что Москва поначалу просила от-

менить визы для дипломатов и чиновников, Евросоюз отверг это предложение, указав, что право на безвизовый въезд в страны ЕС должны иметь все граждане, а не только избранные.

В последнее время разговор о визах в России чаще всего сводится к договоренностям по поводу количества служебных паспортов или о повсеместном введении паспортов с биометрическими данными, хотя эти проблемы имеют важное, но не решающее значение. В документе, подписанном в 2011 г. Россией и ЕС, говорится, например, о необходимости эффективно бороться с коррупцией, с отмыванием денег, о введении эффективных правил охраны персональных данных или улучшении положения с правами человека3. Все это могло бы учитываться при принятии окончательного решения об упрощении визового режима.

Диалог Евросоюза и России, связанный с отменой виз, принял реальные очертания в 2011 г., когда было подписано соглашение «Совместные шаги к безвизовому режиму для граждан России и ЕС». В нем перечислены основные условия, при которых будут отменены визы для краткосрочных поездок. В первой части этого документа говорится о том, что краткосрочные поездки смогут совершать исключительно владельцы биометрических паспортов. Во второй части — об изменениях, касающихся нелегальной миграции и процедуры получения статуса беженца, — создании баз данных, которые позволяли бы анализ такой информации, введение эффективных механизмов, предотвращающих подделку документов и коррупцию в этой области.

О взяточничестве говорится и в третьей части соглашения, которая посвящена борьбе с международным терроризмом и коррупцией, а также сотрудничеству правоохранительных органов. И, наконец, четвертая часть подробно разбирает равные возможности для всех российских граждан совершать краткосрочные поездки в ЕС без виз. В этой части, в частности, говорится о необходимости одобрить «антидискриминационные принципы, которые подразумевают защиту меньшинств, а также борьбу с преступлениями на почве ненависти».

Ряд законов, принятых в последнее время в России, противоречит положениям соглашения. Например, в недавнем докладе международной общественной организации Human Rights Watch закон о запрете так называемой «пропаганды гомосексуализма» назван дискриминационным. В докладе также отмечается и развернутая в России кампания против мигрантов, а также репрессии в отношении тех, кто критиковал

3 Совместные шаги по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС (безвизовый диалог Россия—ЕС). www.mid.ru/web/guest/ evropejskij-souz-es/-/asset_publisher/6OiYovt2s4Yc/content/id/118822

действия чиновников, связанные с подготовкой к зимней Олимпиаде в Сочи. Очевидно, что при принятии решения об отмене виз для россиян чиновники Евросоюза обращают внимание и на подобные доклады.

Отвечая на вопрос о том, что Европейский союз хотел бы сказать России на саммите в Брюсселе, министр иностранных дел Литвы и член совета министров иностранных дел Евросоюза Линас Линкявичюс сказал: «С Россией мы хотели бы наладить стратегическое партнерство, но, к сожалению, нам приходится обращать внимание на реальность, делать определенные выводы и смотреть в будущее, не делая надуманных уступок или исключений, поскольку сейчас лучшее, что мы можем сделать, — это защищать приверженность нашим взглядам и ценностям. Мы, конечно, всегда уделяем этому внимание, однако на этот раз нам приходится быть более реалистичными. Мы считаем неприемлемым то, как Россия относится к другим странам, и это повлияло на пересмотр наших оценок ситуации на будущее. По этой причине мне кажется, что на саммите главный упор скорее будет делаться на бизнес»4.

Представитель Еврокомиссии по вопросам права Мишель Церконе, в свою очередь, обращает внимание на «неготовность России к отмене виз. Диалог об облегчении визового режима ведется Россией и Европейской комиссией и основан на общих договоренностях, которые могли бы в итоге привести к отмене виз для краткосрочных поездок россиян в Европейский союз. Этот документ предполагает оценку эффективности выполнения указанных там критериев. Процесс внедрения критериев еще не завершен, даже несмотря на то, что многие важные изменения уже сделаны: борьба с коррупцией и отмыванием денег, охрана личной информации. В то же время мы оцениваем и положение с правами человека. Все названные мной области должны работать более эффективно. Европейский союз активно собирает необходимую информацию, наши эксперты посещали Россию с целью оценить успешность этой работы. В настоящий момент мы обсуждаем, что еще российские власти должны сделать для отмены виз и когда это будет сделано. Но, как и ранее, снова будет проведена открытая экспертиза этого процесса.

В частности, было заявлено, что все критерии оценки готовности той или иной страны к отмене визового режима содержатся в подписанном нами документе, и все будет зависеть от наших экспертов, которые, как только будут сделаны все необходимые изменения, должны подтвердить, что страна соответствует критериям отмены виз»4. По этой причине на данном этапе нельзя сказать, что работа завершена.

4 www.svoboda.org/a/25240382.html

Тем не менее важно отметить, что за последние годы были достигнуты договоренности с Германией5, Италией и Францией о смягчении визового режима и также его отмене в отношении отдельных граждан. Политика же Евросоюза более осторожная, чем односторонние действия и заявления отдельных стран ЕС. К сожалению, этот вопрос всегда был, скорее, в политической плоскости, чем экономической. Иначе говоря, стороны понимают, что это выгодно, но для того, чтобы такое решение было принято, необходимы усилия политических элит и лидеров как Российской Федерации, так и всех стран Евросоюза.

После вхождения Республики Крым в состав России Европейский Союз запретил своим посольствам и представительствам на территории России выдавать российским гражданам Крыма все виды европейских виз, включая шенгенские [10].

Согласно решению Европейского совета, визы в страны Евросоюза будут выдаваться жителям Крыма только на Украине, поскольку Крым является частью этой страны. На этом основании дипломатические и консульские представительства государств ЕС в России не будут ставить визы в российские паспорта жителям Крыма. В Еврокомиссии также сообщили, что для получения визы жителям Крыма необходимо будет обращаться в посольства соответствующих государств на Украине с паспортом гражданина этой страны. В этом случае решение о выдаче виз будет приниматься соответствующей страной в обычном порядке.

2014 год ознаменовался окрытием европейских границ и свободой передвижения рабочих рук для граждан Румынии и Болгарии.

5 У ряда немецких экспертов сохраняется позитивное видение (при всей негативной волне на общеевропейском пространстве) в отношении доступа на рынок труда ЕС граждан Болгарии и Румынии. В конце 2013 г. Институт немецкой экономики представил исследование, согласно которому новые миграционные потоки, в том числе из Румынии, Болгарии, способны повысить производительность труда немецких работодателей. Для авторов исследования высокий профессионализм и навыки работников восточного сектора не вызывают сомнения. Так, 25% трудовых мигрантов из Румынии и Болгарии, прибывших в Германию, имеют академическую степень или диплом университета, в то время как лишь 19% населения ФРГ могут похвастаться университетским дипломом. Данные официального сайта Института немецкой экономики. www.iwkoeln.de/de (дата обращения 10.10.2015). Въехавшая в страну квалифицированная рабочая сила ежегодно приносила экомике страны с 1999 по 2009 г. 13 млрд евро. 12% из вновь прибывающих трудовых мигрантов обладают навыками и профессиями, востребованными в стране, как то медицина, математика, инженерные науки, информатика [9]. Михаэль Хютхер, директор Института, убежден, что Германии не хватает должной культуры восприятия других культур, и, преодолев данный недостаток, общество будет готово принять новых европейцев и откроет им двери, в том числе на рынке труда.

Государства — основатели ЕС находятся в страхе от наплыва дешевой рабочей силы, падения уровня жизни, а равно возрастающих расходов на социальную сферу, с учетом новых стран — членов Союза. Австрия, Великобритания, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Мальта, Испания, Нидерланды снимают ранее установленные ограничения для передвижения рабочей силы из Румынии и Болгарии, тем самым вновь открывая вопрос экономической выгоды и прироста валового продукта стран при условии свободного передвижения трудовых рук.

С начала 2015 г. на территорию Евросоюза прибыли около 350 тыс. мигрантов, каждый день их ряды пополняются тысячами вновь прибывших. Еврокомиссия заявила, что нынешний миграционный кризис в мире является крупнейшим со времен Второй мировой войны.

Реагируя на теракты 13 ноября 2015 г. в Париже, Европейский Союз ужесточил паспортный контроль на внешних границах шенген-ской зоны. Теперь документы проверяются у всех въезжающих, в том числе и у граждан ЕС.

Накануне страшных событий в Париже службы погранконтроля ЕС фактически не проверяли документы у въезжающих в шенгенскую зону лиц, имеющих европейское гражданство. Так, по данным «The Daily Telegraph», тщательной проверке до сих пор подвергался лишь 1 паспорт гражданина ЕС из 100. В итоге этим не преминули воспользоваться джихадисты, живущие в Европе. Они смогли беспрепятственно покидать европейские страны, отправляясь в Сирию или Йемен, а затем возвращаться обратно в ЕС.

Такое попустительство европейских властей привело к трагическим последствиям. Ситуация с мигрантами из стран Северной Африки и Ближнего Востока поставила вопрос о будущем Шенгенского соглашения. Вслед за Германией временный пограничный контроль из-за наплыва беженцев ввели Чехия, Австрия и Словакия.

«Если мы хотим, чтобы Европа смогла справиться с этой террористической угрозой, с этим международным бандитизмом, необходимо принять дополнительные меры», — заявил премьер-министр Франции Мануэль Вальс. В первую очередь, нужно обеспечить защиту внешних границ Европейского Союза. Шенгенская зона предполагает свободное перемещение внутри зоны, но необходимы прочные внешние границы для противодействия терроризму, контрабанде оружия, нелегальной миграции. В противном случае, «Шенгенская зона рухнет, и Европа рухнет» [11].

Таким образом, решение вопроса об отмене безвизового режима снова откладывается, поскольку первоочередной задачей ЕС стало

решение внезапно возникшей проблемы наплыва беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока и предотвращение терроризма.

Литература

1. На саммите в Сочи лидеры России и ЕС подписали соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии. www.newsru.com/ russia/25may2006/summit.html (дата обращения 10.07.2016).

2. Сычугова Ю. Безвизовый диалог Россия—ЕС // Международная жизнь. 2012. № 7. С. 17.

3. Любин В. Миграция как один из вызовов европейской безопасности // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2005. № 1. С. 12-15.

4. Шенген стал строже // Российская газета. 2010. №2 3. www.rg.ru/2010/ 03/12/shengen.html (дата обращения 15.08. 2016).

5. Федеральная служба государственной статистики. www.gks.ru/bgd/ regl/b11_65/main.htm (дата обращения 12.07.2016).

6. Лавров: проблема визового режима с ЕС имеет политический характер. www.ria.ru/society/20130225/924488957.html (дата обращения 07.10.2015).

7. Лавров обсудит с Эштон в Брюсселе вопрос об отмене виз для россиян. www.ria.ru/world/20130215/923042667.html (дата обращения 10.09.2016).

8. Лавров: визовый вопрос тормозится желанием ЕС выторговать что-то у РФ. www.ria.ru/world/20140121/990372534.html

9. Zuwanderer oft gebildeter als Einheimische. www.iwkoeln.de/de/ mfodienste/iw-nachrichten/beitrag/fachkraefte-zuwanderer-oft-gebilde-ter-als-einheimische-114259 (дата обращения 16.05.2016).

10. Expert Online. 2014. 25 марта

11. Комсомольская правда. 2015. 17 нояб.

On the issue of visa-free regime Russia and the European Union: history and prospects

Ivanova Elena — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of criminal law disciplines, International Institute of Economics and Law, Russia Address for correspondence: eni64@mail.ru

The article explores the history and prospects for visa-free regime in Russia and the European Union, which dates back to 2002, when the start of negotiations between Russia

and the EU on visa issues has been given. Author expands discussion at the diplomatic level, short-term perspectives, providing relief to visa relations, and in the long term — to abolish the visa regime. The analysis of the agreements on visa facilitation and readmission agreements of 25 May 2006 ratified by Russia and the EU in 2007 has done. The reasons due to which the issue again postponed a decision on cancellation of visafree regime are pointed; among them are the developments in the South-East Ukraine migration crisis in Europe since the beginning of 2015.

Keywords: visa-free regime, agreement on visa facilitation and readmission agreement on simplification of visa regime between Russia and the European Union, EU—Russia Summit, Schengen area, migrants

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 1 (26). P. 46-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.