УДК 343.133:343.82
Новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства о побоях: проблемы реализации в условиях исправительных учреждений
Л. А. КОЛПАКОВА - заместитель начальника кафедры уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент;
Ю. Н. СПИРИДОНОВА - начальник кафедры уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент
В статье рассматриваются вопросы, возникающие в связи с частичной декриминализацией побоев, появлением нового специального состава данного деяния применительно к проблемам обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: побои; уголовно-процессуальная деятельность; рапорт; проверка сообщений о преступлениях.
Novels of criminal and criminal-procedural legislation of beatings: problems of implementation in prison settings
■ L. A. KOLPAKOVA - Deputy Head of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Operative Investigation of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor;
YU. N. SPIRIDONOVA - Head of the of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Operative Investigation of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor
The article deals with issues arising in connection with the partial decriminalization of the beatings, the advent of a new special formulation of the act in relation to the problems of security of the correctional system.
Keywords: beatings; criminal procedure; report; test reports of crimes.
На основании ч. 1 ст. 40 УПК РФ Федеральная служба исполнения наказаний является органом дознания. Хотя уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы эпизодически, ряд проблем законодательной регламентации и правоприменения в данной сфере по-прежнему остается неразрешенным.
Как известно, несмотря на мероприятия, проводимые сотрудниками для поддержания установленного режима исполнения наказаний, среди осужденных в силу их коллективного содержания случаются конфликты, в ходе которых они могут причинять друг другу вред здоровью той или иной степени тяжести либо наносить побои. На основании Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденной приказом Минюста России от 11.07.2006 г. № 250, все поступающие сообщения о преступлениях должны регистрироваться в Книге регистрации сообщений о преступлениях, а информация о происшествиях - в Журнале регистрации информации о происшествиях. Подчиняясь нормам криминальной субкультуры, осужденные крайне редко заявляют о посягательствах на их здоровье.
Чаще всего информация о наличии у осужденных телесных повреждений поступает из медицинской части. Выявление у них травм, которые могут свидетельствовать среди прочего о совершении в отношении них насильственных действий, может осуществляться уже с момента прибытия в исправительное учреждение, далее - при
помещении в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемые помещения, карцеры (в ходе ежедневных проверок и медицинских осмотров); при переводах из одного учреждения в другое, убытии из учреждения, а также самостоятельном обращении пострадавших в медчасть. Согласно п. 11 и 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений1, осужденные не имеют права уклоняться от прохождения медицинских осмотров (освидетельствований) и необходимых обследований, что является одним из средств обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.
В совместном Приказе Минздравсоцраз-вития Российской Федерации № 640, Минюста России № 190 от 17.10.2005 г. (с изм. от 06.06.2014 г.) «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу»2 форма письменного сообщения строго не регламентирована. Тем не менее на медицинского работника, который проводил освидетельствование и обнаружил признаки телесных повреждений, возлагается обязанность рапортом проинформировать не только начальника учреждения, но и прокурора, осуществляющего надзор (п. 28). Из буквального смысла п. 38 и 56 приказа следует, что такое сообщение необходимо только в том случае, если у лица, проводящего освидетельствование, возникнет подозрение в том, что повреждения на теле или функциональное расстройство здоровья возникли вследствие противоправных действий. Таким образом, фактически на медицинского работника возлагается обязанность юридической
оценки фактов, что явно выходит за границы его компетенции. Более того, считаем, что это создает почву для сокрытия фактов умышленного причинения осужденным телесных повреждений от учета, регистрации, в том числе и по причине добросовестного заблуждения медика относительно определения происхождения травмы.
Необходимо скорректировать формулировки п. 38 и 56, приведя их в соответствие с нормами УПК РФ. В частности, следует указать, что в каждом случае объективного выявления признаков причинения лицу телесных повреждений и (или) возникшего вследствие внешнего воздействия расстройства здоровья медицинский работник обязан сообщить об этом рапортом руководителю учреждения, который должен организовать проверку данного сообщения и в случае установления признаков противоправных действий сообщить надзирающему прокурору. Отметим, что в целях предотвращения и пресечения попыток сокрытия от учета и регистрации уголовно наказуемых деяний, подобных рассматриваемым, прокурор имеет право изучить и сопоставить ряд документальных источников, где содержится соответствующая информация. Это могут быть журналы записи на амбулаторный прием (имеются у начальников отрядов), журналы регистрации амбулаторных больных (непосредственно в медчасти учреждения), медицинские карты осужденных (куда должны вшиваться и акты о выявлении травм), регистрационные формы дежурной части учреждения. Эти же документы при наличии в них относимой информации могут быть использованы в качестве «иных документов» в доказывании в случае возбуждения уголовного дела по факту нанесения побоев, а также иных посягательств на здоровье осужденных.
Если обстоятельства получения травмы не известны, информация должна регистрироваться в Журнале регистрации информации о происшествиях. При выявлении в ходе проверки признаков преступления сообщение переносится в Книгу регистрации сообщений о преступлениях.
Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 323-ФЗ внесены существенные изменения вУК и УПК РФ, касающиесяквалификации побоев и порядка уголовного преследования по данной категории уголовных дел. Ранее побои относились к категории дел частного обвинения, и для возбуждения уголовного дела при их нанесении требовалось заявление потерпевшего, в котором должно быть
отражено желание привлечь совершившего эти действия к уголовной ответственности. Внесенными изменениями побои частично декриминализированы и включены в состав ст. 6.1.1 КоАП РФ. Уголовно наказуемыми (ст. 116 УК РФ) остались побои, совершенные в отношении близких лиц, из хулиганских побуждений, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Кроме того, в гл. 16 УК РФ появился новый состав - ст. 116.1, предусматривающая уголовную ответственность за нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Новой редакцией ст. 20 УПК РФ состав, предусмотренный ст. 116.1 УК РФ, отнесен к делам частного обвинения, а состав, предусмотренный новой редакцией ст. 116 УК РФ, - к делам частно-публичного обвинения. Соответственно, в том и в другом случае для возбуждения уголовного дела требуется заявление потерпевшего.
Внесенные в законодательство изменения могут повлечь ряд проблем при реализации соответствующих норм при совершении рассматриваемых преступлений в исправительных учреждениях. Близкими лицами, в отношении которых могут быть совершены побои, предусмотренные ст. 116 УК РФ, на основании примечания к данной статье могут являться близкие родственники, опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, или ведущие с ним общее хозяйство. В исправительных учреждениях таких лиц нет (за исключением случаев прибытия их на длительные свидания), поэтому побои, нанесенные на территории учреждений ФСИН России, можно квалифицировать по ст. 116 УК РФ только в случае, если они были совершены из хулиганских побуждений, что также маловероятно в условиях исправительного учреждения, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Соответственно, задачей производящего проверку является установленные данных мотивов у лица, нанесшего побои или совершившего иные насильственные действия, причинившие физическую боль. Если же деяние совершено без указанных мотивов, на почве личных неприязненных отношений (что характерно для исправительных учреждений),
привлечь виновного к уголовной ответственности можно только при наличии двух условий: во-первых, деяние должно быть совершено повторно; во-вторых, у лица должно быть административное наказание за ранее совершенное подобное деяние. Вместе с тем на основании п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении по деянию, предусмотренному ст. 6.1.1 КоАП РФ (побои), имеет право составить лишь сотрудник органов внутренних дел (полиции). Кроме того, практика привлечения осужденных к административной ответственности отсутствует. Как правило, к осужденным, совершившим правонарушения, применяются меры дисциплинарного взыскания, поэтому привлечение осужденного, находящегося в исправительном учрежде-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Приказ Минюста России от 03.11.2005 г № 205 (с изм. и доп.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.
2 Там же. № 46.
нии, к уголовной ответственности по ст. 116.1 УК РФ становится практически невозможным. На основании изложенного полагаем, что формулировку ст. 116 УК РФ после слов «социальной группы» необходимо дополнить словами «либо в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы».
Внесение указанных изменений позволит защитить права осужденных, подвергшихся посягательствам на их телесную неприкосновенность и здоровье. Перевод дел о побоях в отношении данной категории лиц в группу дел частно-публичного обвинения будет, по нашему мнению, выступать дополнительной гарантией этого, а также поспособствует преодолению негативных эффектов действия норм криминальной субкультуры в исправительных учреждениях.
1 Sm.: Prikaz Minjusta Rossii ot 03.11.2005 д. № 205 ^ izm. i dop.) «ОЬ и1уе^Ь^епИ Pravil vnutrennego rasporjadka ispravitel'nyh uchrezhdenij» // Bjulleten' погта^пуЬ! акот federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 2005. № 47.
2 Тат zhe. № 46.