Научная статья на тему 'Новеллы регулирования психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников'

Новеллы регулирования психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана труда / психиатрическое освидетельствование / правовое регулирование

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антропова Евгения Александровна

В статье анализируются изменения порядка психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников. Автор оценивает обоснованность новелл актов управления и ставит вопросы, требующие дальнейшего урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новеллы регулирования психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

УДК 34.08

Новеллы регулирования психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников

Антропова Евгения Александровна

В статье анализируются изменения порядка психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников. Автор оценивает обоснованность новелл актов управления и ставит вопросы, требующие дальнейшего урегулирования.

Ключевые слова: охрана труда, психиатрическое освидетельствование, правовое регулирование

Одной из основных обязанностей работодателя в сфере охраны труда является организация как обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, так и обязательных психиатрических освидетельствований работников. Психиатрическое освидетельствование не заменяет осмотр врача психиатра и врача нарколога при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, которые организуются по приказу Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ), перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»[1], а являются отдельным требованием к замещающим определенные должности.

Обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования проводится за счет средств работодателя, с сохранением заработка на время его прохождения, но являются самостоятельными и независящими друг от друга видами медицинского освидетельствования работников. При

этом у освидетельствования есть очень конкретная цель, заключающаяся в выявлении психических расстройств при наличии которых работнику запрещается выполнять отдельные виды деятельности в рамках своих должностных обязанностей.

О степени важности психиатрического освидетельствования можно судить по мерам административного принуждения за несоблюдение указанного требования. Работники не прошедших психиатрическое освидетельствование согласно ст. 76 ТК РФ отстраняются от работы, а за не проведение работодатель привлекается к административной ответственности согласно ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее-КоАП РФ) [2]. Основанием для привлечения работодателя к административной ответственности является допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров влечет наложение штрафа на должностных лиц индивидуальных предпринимателей от 15 до 25 тыс. руб., на юридических лиц от 110 до 130 тыс. руб.

Таким образом, вопросы совершенствования правового регулирования видов деятельности, перечня категорий работников, подлежащих психиатрическому освидетельствованию, процедуры его проведения представляются актуальными.

Действующее законодательство, особенно в части актов управления, должно максимально соответствовать потребностям общества в настоящий момент. Это утверждение верно и в части касающейся регулирования процедуры медицинского освидетельствования работников. С 1 сентября 2022 года вступил в силу приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование» (далее - приказ 342н), который объединил в себе ранее действовавшие постановления Правительства Российской Федерации, регулировавшие указанные вопросы [3]. Кодификация, на наш взгляд, в данном случае уместна. Приложения к указанному приказу содержат алгоритмы осуществления мер профилактики нарушений требований к выполнению должностных обязанностей. Согласно приказу 342н работники направляются на психиатрическое освидетельствование на основании выполнениями ими деятельности, виды которой указаны в приложении № 2 к приказу, независимо от класса условий труда, определенных спецоценкой труда и производственных факторов [4]. Как все процессуальные нормы, алгоритм носит обязательный характер и требует неукоснительного выполнения как работников так и работодателем.

В соответствии с ранее достававшими постановлениями Правительства Российской Федерации освидетельствование работника проводилось не реже одного раза в 5 лет, исключений из указанного правила установлено не было. Между тем, такое положение вещей в случае смены работником организации-работодателя при сохранении фактически тех же трудовых функций требовало нового освидетельствования, не смотря на не истечение срока предыдущего и создавала нагрузку как на работника, так на работодателя и медицинское учреждение. Таким образом, закрепленное в п.5 приказа 342н исключение способствует повышению эффективности правового

регулирования. Если срок освидетельствования не истек, новое освидетельствование не требуется при одновременно соблюдении двух условий: работник будет выполнять вид работ, по которым ранее проходил освидетельствование не позднее двух лет назад; по состоянию психического здоровья работник пригоден к выполнению указанного вида деятельности по результатам прошлого освидетельствования.

На наш взгляд, положительно следует оценить и новеллу относительно сокращений видов деятельности, при которых раньше нужно было проводить освидетельствование работников, а также исключение прохождения такого медицинского обследования как энцефалограмма [5]. Таким образом были исключены, как показала практика, избыточные требования и снижены необоснованные финансовыми и иные затраты работодателя, медицинского учреждения, а зачастую и работника, который в ряд случаев был вынужден брать на себя оплату обследований.

В целях совершенствования процедуры направления на освидетельствование, сокращения бумажного документооборота и развития межведомственного взаимодействия установлены максимально конкретные требования к содержанию и оформлению направления на психиатрическое освидетельствование, которое выдается работодателем. Закреплены направления в бумажном виде и в виде электронного документа. В бумажном виде направление выдаться работнику под подпись, в форме электронного документа с использованием простых электронных подписей работодателя и работника. Работодатель должен организовать учет выданных направлений, в том числе в форме электронного документа.

Урегулирована процедура непосредственного освидетельствования. При прохождении освидетельствования работник должен представить в медицинскую организацию паспорт, СНИЛС, а также заключения, выданные по результатам обязательных предварительных и или (периодических) медосмотров (при наличии). Далее специалисты медицинского учреждения осуществляют собственно освидетельствование. По окончании

освидетельствования медицинская организация оформляет медицинское заключение.

Приказ 342н устанавливает обязательные требования к заключению психиатрического освидетельствования. Заключение составляться в 3-х экземплярах, один из которых не позднее 3 рабочих дней со дня принятия врачебной комиссией решения о признании работника пригодным или непригодным к выполнению вида деятельности, выдувается работнику под подпись. Второй экземпляр будет храниться в медицинской организации, третий - направляться работодателю. На первый взгляд требования ясны, однако возникает вопрос о соблюдении требований п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Заключение может быть направлено работодателю, но при наличии согласия работника (выделено автором). Однако, обязательное согласие работника на направление заключения работодателю не установлено. В п.6 указанного приказа нет требования о согласии работника на направления заключения работодателю. Таким образом, на практике возникают ситуации, когда работник с его согласия направляется на психиатрическое освидетельствование, проходит его, комиссией выносится заключение, работник добровольно свой экземпляр заключения работодателю не предоставляет (что и не обязан делать), медицинская организация при отсутствии явно вырожденного и закрепленного согласия работника, работодателю экземпляр заключения не направляет. Налицо явный пробел в законодательстве, нарушающий права работодателя. Нельзя рассчитывать на «сознательность» работника, представляющего исключительно добровольно, в отсутствии регулирования заключения психиатрического освидетельствования, когда речь идет об охране не только его труда, но и охране труда связанных с ним людей. Кроме того, возникает вопрос об административной ответственности работодателя если будет установлено, что в установленный срок его работник не прошел психиатрическое освидетельствование. А установить факт весьма просто по отсутствию заключения, которое,

как сказано выше не поступило к работодателю. Перечисленные вопросы требуют немедленного решения, на уровне нормотворче-ской деятельности, поскольку судебная защита явно будет связана с неблагоприятными, возможно травмирующими ситуациями.

Подвоя итог исследования новелл правового регулирования психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников можно сделать вывод об упрощении процедуры прохождения психиатрического освидетельствования и уточнении требований к документам и документообороту, что положительно скажется на деятельности всех участников правоотношений. Однако, следует признать, что решение вопроса с истребованием согласия работника на направления заключения работодателю требует немедленного урегулирования во избежание возможных правовых конфликтов.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

3. Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование: Приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

4. О специальной оценке условий труда (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023): Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

5. О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (ред. от 25.03.2013) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.