Академия социального управления e-mail:kuprijanova31 @mail.ru
Особенности приема на работу педагогических работников дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций
Аннотация. В статье рассматриваются особенности приема на работу педагогических работников в дошкольные и общеобразовательные организации, перечислены необходимые для заключения трудового договора документы, проанализированы дополнительные требования к претендентам на занятие педагогической деятельностью. Разобрана процедура приема на работу педагогических работников.
Ключевые слова: педагогические работники, прием на работу, квалификационные требования, занятие педагогической деятельностью.
Kalimullina S.A.
associate Professor of educational management department,
Academy of social management e-mail:kuprijanova31 @mail.ru
Features of employment of pedagogical workers of preschool education and of educational institutions
Annotation. The article discusses the features of hiring teachers in preschool and educational organizations, lists the necessary documents for the conclusion of the employment contract, analyzed additional requirements for applicants for teaching. The procedure of employment of pedagogical workers is disassembled.
Keywords: pedagogical workers, employment, qualification requirements, occupation by pedagogical activity.
В статье47 Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) в Российской Федерациипризнается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для эффективного осуществления ими профессиональной деятельности.Современные образовательные организации (далееОО) получили всю полноту самостоятельности и финансовой свободы. В соответствии с Законом об образовании к компетенции ОО относятся: прием на работу педагогических работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должнос-
тных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования учителей1.
Перед государством стоит серьезная задача достичь качества образования нового уровня. Это невозможно осуществить без предъявления серьезных требований к профессиональным и личностным качествам педагогических работников. В связи с этим при приеме на работу педагогических работников существуют свои особенности, которые необходимо знать, как самим работникам, претендующим на занятие педагогической деятельностью, так и руководителям 00.
Прием на работу - это достаточно сложный комплекс процедур поподбо-ру и оформлению педагогических работников. Во-первых, педагогические работники должны соответствовать квалификационным требованиям. Квалификационные характеристики должностей работников образования установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года. Квалификационные характеристики включают в себя должностные обязанности, требования к знаниям и к квалификации и призваны способствовать правильному подбору кадров.
В Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) была внесена статья 195.1, в которой дано понятие квалификации работника и профессионального стандарта: «квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности»2.
Также Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в котором раскрыты должностные характеристики. В данном документе определяются основные требования к квалификации педагогического работника. Профессиональный стандарт является рамочным документом, он может быть дополнен внутренним стандартом образовательной организации. Данное дополнение, на наш взгляд, является необходимым, так как дает возможность учитывать специфику образовательной организации. Профессиональный стандарт является вступившим в законную силу в части квалификационных требований. Так в частности стандарт предъявляет следующие требования к образованиюучителей:
1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, №5976, 31.12.2012.
2 Трудовой кодекс от 30.12.2001 года, № 197-Ф3 // Российская газета, № 2868, 31.12.2001.
«Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации»3. На наш взгляд, недопустимость привлечения к работе студентов педагогических вузов является существенным недостатком для ОО, испытывающих дефицит педагогических кадров. Помимо образовательного ценза существует еще ряд ограничений для осуществления педагогической деятельности.
Так в соответствии со статьей 331 ТК педагогической деятельности не допускаются лица:
1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
2) имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), поло вой не при кос но вен нос ти и поло вой сво боды лич нос ти, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
3) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. В соответствии с частью 4 статьи 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы; с частью 5 статьи 15 особо тяжкими преступлениями - умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет
3 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н об утверждении профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // СПС Консультант Плюс
или более строгое наказание4. Подтвердить факт отсутствия соискатель может соответствующей справкой;
4) лица имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности;
5) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
6) существует запрет на занятие педагогической деятельностью по медицинским показаниям. Перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Согласно статье 69 и части 2 статьи 213 ТК РФ педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. Работодатель заключает договор с медицинской организацией, которая имеет соответствующую лицензию. Медицинская организация по согласованию с работодателем составляет календарный план медицинского осмотра, с которым необходимо ознакомить всех работников, подлежащих медицинскому осмотру.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядок проведения данных осмотров утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том
4
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-Ф3// С3 РФ 17.06.1996 N 25 ст. 2954
числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности» устанавливает правила прохождения психиатрического освидетельствования. Из данного Постановления следует, что психиатрическому освидетельствованию подлежат работники учебно-воспитательных учреждений, работники детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школе, работники детских и подростковых оздоровительных учреж дений, в том чис ле се зон ных .
Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагогический работник должен иметь определенный образовательный ценз и не иметь ограничений на занятие педагогической деятельности.
При поступлении на работу соискатель обязан в соответствии со статьей 65 ТК РФ предоставить следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории нашего государства на законных основаниях имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ при наличии разрешения на работу, также у работодателя должно быть разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Отдельно необходимо рассказать о трудоустройстве в России таких категорий лиц, как иностранные работники из Беларуси, Казахстана и Армении. Граждане Беларуси, Казахстана и Армении не обязаны оформлять разрешение на работу, а работодателю не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
2) Трудовую книжку. Предъявление трудовой книжки не требуется для тех работников, которые поступают на работу впервые. Если работник потерял или испортил трудовую книжку, то согласно части 5 статьи 65 ТК РФ работодатель обязан по письменному заявлению работника оформить трудовую книжку. В заявлении работник должен указать причины отсутствия у него трудовой книжки.
3) Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если лицо поступило на работу впервые, то страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляет работодатель (часть
4 статьи 65 ТК РФ). Для этого работодателю необходимо в течение двух не-
5 Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опаснос-ти»//СПС Кон сультант Плюс
альный орган Пенсионного фонда РФ сведения о работнике.
4) Документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Таким документом являются диплом, аттестат, свидетельство, удостоверение и т.д.
5) Документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
6) Медицинское заключение (медицинская книжка или паспорт здоровья) об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы в образовательной организации. Согласно статьи 69 и части 2 статьи 331 ТК РФ педагогические работники при поступлении на работу должны предоставить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы в образовательном учреждении. Предварительный медицинский осуществляется за счет работодателя.
7) Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную органами внутренних дел. Хочется отметить, что справка должна быть представлена на момент заключения трудового договора, но никак не позже.
После проверки представленных документов, работодатель обязан ознакомить будущих работников с локальными актами организации, имеющим отношение к их трудовой деятельности (часть 3 статьи 68 ТК РФ).
К правовым документам, с которыми работник должен быть ознакомлен под роспись, в частности, относятся:
1) устав образовательного учреждения;
2) правила внутреннего трудового распорядка;
3) коллективный договор;
4) должностная инструкция;
5) должностная инструкция по охране труда;
6) правила по технике безопасности;
7) правила пожарной безопасности;
8) санитарно-гигиенические правила;
9) иные локальные нормативные правовые акты, знание которых необходимо для выполнения должностных обязанностей.
С 2018 года работодатели обязаны также проводить инструктажи по гражданской обороне при приеме на работу сотрудников. Такое правило закреплено постановление Правительства РФ № 470 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 841».
чается трудовой договор.
Часто у работодателей возникает вопрос, нужно ли заявление о приеме на работу от педагогического работника. На данный момент такое заявление не требуется, так как оно не порождает никаких правовых последствий. Согласно статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключенного трудового договора.
Законодательством не установлена единая форма и процедура ознакомления с локальными актами образовательной организации. Работодатель сам определяет форму и процедуру ознакомления работников с их трудовыми обязанностями (под роспись, путем выдачи копии). Желательно закрепить данные правила в коллективном договоре или локальном акте. В случае спора или разногласий с работником именно работодатель обременен доказыванием факта ознакомления работника с локальными актами (статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Ознакомление с обязанностями, указанными в трудовом договоре и должностной инструкции, не требуется, поскольку вторые экземпляры находятся у ра бот ника.
После заключения трудового договора, работодателем издается приказ о приеме на работу. С приказом необходимо ознакомить работника в трехдневный срок. Содержание приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям подписанного трудового договора. Это очень важно. Так как при расхождении записей, записи трактуются в пользу работника. То есть, например, если в трудовом договоре будет прописано, что трудовой договор заключен на определенный срок, а в приказе такой записи нет, то данный трудовой договор можно считать бессрочным. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию приказа (рас-по ря же ния) о при е ме на ра боту (статья 68 ТК РФ).
После приема на работу на работника заводится личное дело, если в организации предусмотрено ведение личного дела. О приеме педагога в образовательную организацию делается запись в Книге учета личного состава педагогических работников.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что прием на работу педагогических работников имеет свои особенности, которые необходимо учитывать руководителям образовательных организаций.
Библиографический список
1. Афанасьев, И. В.Правовые основы профессиональной деятельности: учеб. пособие длябакалавриата и специалитета /И. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева. — М. :Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.