Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение образовательных учреждений высшего образования как основной элемент, влияющий на качество образовательного процесса'

Кадровое обеспечение образовательных учреждений высшего образования как основной элемент, влияющий на качество образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРИЕМ НА РАБОТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА / АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешов Георгий Николаевич, Незнамова Алла Андреевна

Настоящая статья посвящена вопросу кадрового обеспечения высшего учебного заведения, квалификации профессорско-преподавательского состава, образовательного ценза, вопросу аттестации педагогических работников, а также порядку приема на работу педагогического работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AS A MAJOR ELEMENT AFFECTING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the question of staffing of higher education institutions, qualifications of teaching staff, educational qualification, procedure of certification of scientific and pedagogical workers, and also the procedure of employment of the pedagogical worker.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение образовательных учреждений высшего образования как основной элемент, влияющий на качество образовательного процесса»

8. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

8.1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кулешов Георгий Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

geo-kuleshov@yandex.ru

Незнамова Алла Андреевна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

NeznamovaAA@rgsu.net

Аннотация: настоящая статья посвящена вопросу кадрового обеспечения высшего учебного заведения, квалификации профессорско-преподавательского состава, образовательного ценза, вопросу аттестации педагогических работников, а также порядку приема на работу педагогического работника.

Ключевые слова: квалификация, прием на работу педагогического работника, аттестация педагогического работника, профессиональный стандарт, аттестация научно-педагогического работника.

STAFFING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AS A MAJOR ELEMENT AFFECTING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Kuleshov Georgy N., PhD in law, associate professor of the department of civil law disciplines Place of employment: Russian state social University

geo-kuleshov@yandex.ru

Neznamova Alla A., senior lecturer of the department of civil law disciplines Place of employment: Russian state social University

NeznamovaAA@rgsu.net

Abstract: the article deals with the question of staffing of higher education institutions, qualifications of teaching staff, educational qualification, procedure of certification of scientific and pedagogical workers, and also the procedure of employment of the pedagogical worker.

Keywords: qualification, hiring teaching staff, certification of teaching staff, professional standard, certification of scientific and pedagogical worker.

Важнейшим условием подготовки высококлассных специалистов в сфере высшего образования является кадровое обеспечение учебного процесса. В связи с этим государство путем издания соответствующих нормативно-правовых актов регулирует не только вопросы управления в сфере образования, но и вопросы качества образовательного процесса.

Основные задачи, которые сегодня стоят перед образовательным учреждением высшего образования определяют специфику научно-педагогической деятельности, что отражается, прежде всего, на квалификационных требованиях педагогического работника, главная задача которого заключается в обучении молодежи, формировании у него определенных знаний будущей профессии.

Исходя из этого, немаловажное значение приобретает конкурсный отбор кандидатов на соответствующие должности научно-педагогических работников. Процедура конкурсного отбора таких кандидатов позволяет должным образом оценить профессиональные и дело-

вые качества кандидата, творческий подход к осуществлению своей деятельности, а также, что немаловажно, нравственные качества претендента [5; 6; 10, с. 66-72].

Юридическая природа конкурса заключается в повышенных требованиях, которые предъявляются к кандидату на должность научно-педагогического работника.

Проводя конкурс, образовательное учреждение высшего образования производит отбор кандидатов, претендующих на должности научно-педагогических работников, исходя, прежде всего из всесторонней оценки требований к квалификации, способности выполнять в составе конкретного коллектива работу по обусловленной трудовой функции.

Высшее учебное заведение в своей деятельности ставит перед собой задачи по удовлетворению потребностей обучающихся не только в интеллекту аль-ном развитии, но также в культурном и нравственном, что гарантируется, прежде всего, особенной процедурой принятия такого решения.

Рассмотрим основные проблемы, которые касаются

Кулешов Г. Н., Незнамова А. А.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

вопросов кадрового обеспечения деятельности высшего учебного заведения.

Часть 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) закрепляет положение о том, что осуществлять педагогическую деятельность могут лица, которые имеют образовательный ценз, установленный законодательством Российской Федерации об образовании.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона РФ «Об образовании» правом осуществления педагогической деятельностью обладают лица, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) требованиям, указанным в профессиональных стандартах [8, с. 40-45; 9, с. 140-144; 11, с. 50-54].

Вместе с тем Минобрнауки России в письме от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814, исходя из положений ч. 1 ст. 46 Закона об образовании, отмечает, что обязательность применения профессиональных стандартов для определения должностных обязанностей, наименований должностей педагогических работников не установлена.

В связи с этим работодатели в указанных целях вправе применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники, особенно тогда, когда профстандарт содержит несколько наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ [3].

В соответствии с этим правом на занятие педагогической деятельностью имеют лица, которые отвечают следующим требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1. Наличие образовательного ценза. Высшие учебные заведения при приеме на работу научно-педагогического работника обязаны руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих [4], а с 1 июля 2016 года - профессиональным стандартами. Так, в соответствии со статьей 195.3 ТК РФ закреплено положение о том, что будет установлена обязанность применения профессиональных стандартов работодателями при приеме на работу в случае, если законодательством Российской Федерации установлены квалификационные требования, необходимые работнику для выполнения определенной работы [13, с. 56-67; 14, с. 15-18].

Также пп. 7 п. 1 ст. 48 ФЗ «Об образовании» предусмотрена обязанность педагогических работников систематически повышать свою квалификацию, в том числе путем реализации их права на дополнительное профессиональное образование.

2. Отсутствие ограничений для осуществления образовательной деятельности.

К осуществлению педагогической деятельности не допускаются лица, которые:

а) лишены данного права в связи со вступившим в законную силу приговором суда;

б) имеют либо имели снятую или погашенную судимость за определенные категории умышленных преступлений;

в) подвергались уголовному преследованию за определенные категории преступлений1;

г) признанные судом недееспособными;

д) имеющие заболевания, предусмотренные п. 18

1 пп. 2 ч.2 ст. 331 ТК РФ

приложения №2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 г. №302н [1].

Закон об образовании также закрепляет обязанность по прохождению в соответствии с нормами трудового законодательства предварительных и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя. По результатам медосмотров могут быть выявлены медицинские противопоказания для осуществления педагогической деятельности.

Кроме того, законодательство Российской Федерации устанавливает особую процедуру приема педагогических работников на работу, в соответствии со статьей 332 Трудового кодекса Российской Федерации прием и перевод на должность педагогических работников осуществляется путем проведения конкурса.

Законом установлены основания, когда конкурс с такими работниками не проводится:

1. В отношении должностей декана факультета и заведующего кафедрой;

2. Допускается прием на работу педагогического работника без его избрания по конкурсу на срок не более года, либо в случае замещения временно отсутствующего работника.

3. В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Помимо конкурсной процедуры принятия на должность, в целях подтверждения квалификации педагогического работника на соответствие занимаемой им должности, проводится аттестация.

Согласно ч. 8 п. 1 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 ФЗ «Об образовании», а также п. 5 Приказа №276 педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет [2].

Не подлежат аттестации следующие категории работников:

1. Беременные женщины;

2. Работники, которые имеют квалификационные категории;

3. Лица, проработавшие в своей должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

В соответствии с ч.2 ст. 49 Фз «Об образовании», организация, которая осуществляет образовательную деятельность, сама формирует аттестационную комиссию, в которую входят:

- председатель;

- заместитель председателя;

- секретарь;

- члены комиссии;

- представитель выборного органа первичной профсоюзной организации, в том случае, если такая организация имеется.

Перечень лиц, подлежащих аттестации, а также гра-

фик ее проведения утверждается исполнительно-распорядительным актом работодателя, который доводится до сведения работников не менее, чем за 30 дней до ее проведения под роспись.

По результатам проведения аттестации, аттестационная комиссия принимает решение о соответствии педагогического работника занимаемой им должности. Такое решение принимается открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии в отсутствии аттестуемого работника [7, с. 115116; 12, с. 36-38].

Подводя краткий итог, можно сделать вывод о том, что деятельность государства по ужесточению требований к педагогическим работникам на наш взгляд не является гарантией повышения качества образования. Особенно это актуально в настоящих условиях в отношении вузов, в которых педагогический работник, обладающий огромным практическим опытом в той или иной сфере, может быть намного более квалифицированным работником, чем работник, обладающий ученой степенью и (или) ученым званием, но пройти по конкурсу не сможет по формальным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,38%.

Список литературы:

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н (ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) условиями труда» (Зарегистрировано в Минюсте опасными России 21.10.2011 №22111).

2. Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

3. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 №09-ПГ-МОН-814.

4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37) (ред. от 12.02.2014).

5. Волкова М. А., Гриднева О. В., Жестеров П. В., Лен-ковская Р. Р. Договорное право. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

6. Волкова М. А. Политическая и научно-педагогическая деятельность Л. И. Петражицкого. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Москва, 2005.

7. Волкова М. А. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин./ В сборнике: теория и практика современной юридической науки. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 115-116.

8. Кулешов Г. Н., Незнамова А. А. Содержание коллективного договора/ В сборнике: Теоретические и практические проблемы нормативного регулирования частного права и процесса Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 40-45.

9. Ленковская Р. Р. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. №2. С. 140-144.

10. Ленковская Р. Р., Волкова М. А. Образовательные услуги в гражданском праве России/ В сборнике: проблемы и перспективы современной юридической науки. Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 66-72.

11. Ленковская Р. Р., Кулешов Г. Н. Обязательственные и информационные условия коллективного договора/ В сборнике: теоретические и практические проблемы нормативного регулирования частного права и процесса сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 50-54.

12. Ленковская Р. Р. Понятие и правовая природа правовых и юридических услуг// Пробелы в российском законодательстве. 2015. №4. С. 36-38.

13. Питерская А. Л., Батеева Е. В., Юлова Е. С. Многосторонняя форма коммуникации как фактор реализации компетентностного подхода в образовательном процес-се./В сборнике: Гуманитарное образование в парадигме сложности: сборник научных статей. Сборник научных статей. Москва, 2016. С. 56-67.

14. Питерская А. Л., Батеева Е. В., Юлова Е. С. Моделирование интерпретационной деятельности как профессиональной компетенции при преподавании юридических дисциплин/ В сборнике: Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (deq-2014). Материалы всероссийской конференции. 2014. С. 15-18.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью «Кадровое обеспечение образовательных учреждений высшего образования как основной элемент, влияющий на качество образовательного процесса», подготовленную доцентом кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета Кулешовым Георгием Николаевичем и старшим преподавателем кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета Незнамовой Аллой Андреевной Представленная на рецензирование статья «Кадровое обеспечение образовательных учреждений высшего образования как основной элемент, влияющий на качество образовательного процесса» является достаточно актуальной, поскольку квалификация научно-педагогических работников является одной из самых важных составляющих системы высшего образования Российской Федерации.

Авторы анализируют действующее трудовое законодательство, регулирующее прием на работу научно-педагогических работников, затрагивают вопросы прохождения аттестации, повышения квалификации, а также конкурсного отбора на замещение должности научно-педагогического работника.

Проведенный авторами анализ выполнен на достаточно высоком уровне.

Таким образом, можно сказать, что научная статья Кулешова Г. Н. и Незнамовой А. А. «Кадровое обеспечение образовательных учреждений высшего образования как основной элемент, влияющий на качество образовательного процесса» соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ и рекомендуется для публикации в открытой печати. Данная статья ранее авторами не публиковалась.

Рецензент:

Кандидат юридических наук, доцент

Д. А. Матанце

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.