Научная статья на тему 'Правовое регулирование независимой оценки квалификации'

Правовое регулирование независимой оценки квалификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ / СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ / ЦЕНТР ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов Георгий Николаевич

Настоящая статья посвящена вопросу проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определению правового положения, прав и обязанностей участников такой независимой оценки квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALIFICATIONS

The article deals with the issue of an independent assessment of the qualifications of the employees or persons applying for the implementation of certain types of work, as well as defining the legal status, rights and duties of participants in this independent assessment of qualification.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование независимой оценки квалификации»

Кулешов Г. Н.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ

10.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ

Кулешов Георгий Николаевич, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

geo-kuleshov@yandex.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена вопросу проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определению правового положения, прав и обязанностей участников такой независимой оценки квалификации.

Ключевые слова: квалификация, национальное агентство развития квалификаций, независимая оценка квалификации работников, совет по профессиональным квалификациям, центр оценки квалификации.

LEGAL REGULATION OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALIFICATIONS

Kuleshov Georgy N., PhD, associate Professor of the Department of civil law disciplines Work place: Russian State Social University

geo-kuleshov@yandex.ru

Annotation: the article deals with the issue of an independent assessment of the qualifications of the employees or persons applying for the implementation of certain types of work, as well as defining the legal status, rights and duties of participants in this independent assessment of qualification.

Keywords: qualification, qualifications, the national Agency of qualification development, independent assessment of workers ' skills, the Council for vocational qualifications, the assessment center qualification.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который призван регулировать отношения, возникающие при независимой оценке квалификации работников, а также лиц, которые претендуют на осуществление определенного вида трудовой деятельности. [1]

В связи с этим, для того, чтобы определить, соответствует ли квалификация работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, можно провести независимую оценку квалификации. [2; 6; 8; 9]

С указанной даты (1 января 2017 г.) независимая оценка квалификации может проводиться:

- по инициативе работника (лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности) за счет его средств, средств иных физлиц и (или) юридических лиц;

- по направлению работодателя (с письменного согласия работника) за счет его средств на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работнику, которого на независимую оценку квалификации направляет работодатель, предоставляются гарантии, которые предусмотрены трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, в частности такой работник в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) имеет право на сохранение места работы (должности) и средней заработной платы, а также в случае прохождения независимой оценки квалификации с отрывом от работы в

другой местности, такой работник имеет право на оплату командировочных расходов. [3]

Также следует отметить, что непосредственно в ТК РФ закреплено право работодателя самостоятельно определять потребность в направлении сотрудника для прохождения независимой оценки его квалификации [13; 14]. Но направить на «оценку» сотрудника работодатель может только при наличии письменного согласия на то работника. [4]

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1. Национальный совет. Данный совет является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с развитием квалификации на территории Российской Федерации.

2. Национальное агентство развития квалификаций. Данное агентство, являясь автономной некоммерческой организацией, осуществляет деятельность по развитию квалификаций в Российской Федерации. Учредителями агентства являются общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация.

3. Советы по профессиональным квалификациям. Данный орган осуществляет проведение независимой оценки квалификации по определенным видам профессиональной деятельности.

4. Центры оценки квалификации. Данные центры, являясь юридическими лицами, осуществляют деятельность по проведению независимой оценки квалификации путем сдачи профессионального экзамена. С такими центрами заключается соответствующий договор о возмездном оказании услуг.

Если на независимую оценку сотрудника направляет работодатель, то именно он заключает договор с центром и производит оплату. Вместе с тем допускается, что физическое лицо

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

может пройти эту процедуру и по своей инициативе. Тогда заключает договор с центром и оплачивает экзамен сам соискатель либо иное физлицо или юридическое лицо [15].

Когда организация направляет своего сотрудника на независимую оценку квалификации, центр оценки должен согласовать с таким работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена [11].

Стороны могут включить в договор условие об информировании [7]. Тогда работодатель получит сведения о результатах экзамена в электронном виде:

- копию свидетельства о квалификации, если сотрудник сдаст экзамен успешно;

- копию заключения о прохождении экзамена, если результат сотрудника окажется неудовлетворительным. [5]

5. Работодатели.

6. Соискатели.

В случае возникновения у работодателей вопросов по поводу применения профессиональных стандартов и направления работников на независимую оценку квалификации, они могут обратиться за методической поддержкой и консультацией в Национальное агентство развития квалификаций.

В соответствии с Законом о независимой оценке квалификации агентство консультирует работодателей о том, как она проводится.

Официальные разъяснения по применению профессиональных стандартов вправе давать Минтруд. Он также отвечает на часто задаваемые вопросы по этой теме, организовывает семинары.

В случае, если разъяснения агентства и Минтруда не совпадают, то следует руководствоваться разъяснениями Минтруда.

По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок выдается соответствующее свидетельство о его квалификации, а в случае, если соискатель по итогам профессионального экзамена получил неудовлетворительную оценку, ему выдается заключение о прохождении экзамена, в которое также могут быть включены соответствующие рекомендации.

Также следует отметить, что с 1 января действует Положение Минтруда об апелляционной комиссии совета по профессиональным квалификациям. В документе определено, как эта комиссия рассматривает жалобы на действия или бездействие центра оценки квалификаций, который проводил независимую оценку. [6]

Жалобу вправе подать работодатель, соискатель или иное лицо, оплатившее проведение профессионального экзамена. В роли заявителя также могут быть их законные представители.

В положении перечислены основания для подачи письменной жалобы, а именно:

- несоблюдение центром оценки квалификаций порядка проведения профессионального экзамена;

- несогласие с решениями, которые приняты по итогам его прохождения;

- нарушение сроков выдачи свидетельства о квалификации.

Информация о возможности подать жалобу размещается в реестре

сведений о проведении независимой оценки квалификации. Также эти данные можно узнать на сайтах центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям.

У апелляционной комиссии со дня регистрации жалобы есть 60 календарных дней на ее рассмотрение и принятие решения.

В результате комиссия может удовлетворить жалобу полностью или частично либо отказать в удовлетворении. Согласно

положению итоговое решение направляется в центр оценки квалификаций, а также заявителю по почте в течение пяти календарных дней с даты принятия.

Необходимо также обратить внимание, что податель жалобы вправе обжаловать действия или бездействие центра оценки квалификации сразу в суде [12], минуя апелляционную комиссию. При этом следует иметь ввиду, что обжалование в суде является основанием для отказа в удовлетворении жалобы, поданной в комиссию.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,7%.

Список литературы:

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации»;

3. Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»;

4. Приказ Минтруда России от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»;

5. Статья: Институт независимой оценки квалификации (Морозова О.) («Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2016, № 29).

6. Волкова М.А. К вопросу о соотношении терминов «оценочная деятельность» и «деятельность по проведению оценки». // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С. 51-53.

7. Куракин А.В., Кулешов Г.Н. Государственная служба и информационные технологии // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. № 12. С. 1-20.

8. Незнамова А.А. История развития оценочных услуг в России // История государства и права. 2016. № 12. С. 55-59.

9. Незнамова А.А. Сфера оценочных услуг в гражданском обороте // Юридический мир. 2016. № 8. С. 29-31.

10. Шиловская А.Л. К вопросу о проблемах судебных издержек в гражданском и арбитражном процессе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С.177-181.

11. Малолетко А.Н. Оценка современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности системы высшего и послевузовского профессионального образования. Москва, 2009.

12. Очнева Л.В., Чудаков Л.А., Шиловская А.Л. Повышение качества разработки высокотехнологичной продукции на основе многоуровневой стандартизации корпоративных социальных обязательств. Москва. 2012.

13. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

14. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

15. Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензирование статья «Правовое регулирование независимой оценки квалификации» является актуальной, поскольку данная сфера общественных отношений является новеллой трудового законодательства и соответственно необходимо дать разъяснение по процедуре проведения независимой оценки квалификации.

Автор анализирует действующее законодательство в области независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников независимой оценки квалификации. Проведенный автором анализ выполнен на достаточно высоком уровне. Таким образом, можно сказать, что научная статья Кулешова Г.Н. «Правовое регулирование независимой оценки квалификации» соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ и рекомендуется для публикации в открытой печати. Данная статья ранее автором не публиковалась.

Рецензент:

д-р юрид. наук, профессор РГСУ

М.Н. Прудников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.