о
ДОПУСКЕ И ПРАВОВЫХ ограничениях на занятие педагогической деятельностью
Жанна Петровна Осипцова,
секретарь-заведующая правовым отделом аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-Ф3 «О внесении изменении в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ТрудовоИ кодекс РоссиИскоИ Федерации» внесены важные изменения в ТрудовоИ кодекс РФ (ТК РФ), касающиеся регулирования особенностей труда педагогических работников при установлении ограничении на занятие педагогическоИ деятельностью, а также общих ограничении на трудовую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальноИ защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее — сферы деятельности, относящиеся к несовершеннолетним).
• трудовой договор • образовательный ценз • трудовые отношения • правовые последствия • квалификационные требования
И
зменения и дополнения внесены в статьи ТК РФ: • статью 65 «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» (часть 1);
• статью 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» (части 1 и 2);
• статью 84 «Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора» (часть 1);
• статью 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» (часть 2).
Глава 55 «Особенности регулирования труда других категорий
работников» ТК РФ дополнена статьёй 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних».
Изменения и дополнения в ТК РФ вступили в силу с 7 января 2011 года. После этого стала поступать информация о том, что от руководителей школ и других образовательных учреждений требуют представлять соответствующую информацию о работниках обязывают принимать меры по проверке остояния психического здоровья педагогических работников; их принуждают представлять справку о наличии
(отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Профсоюзным организациям следует обращать особое внимание на эти факты и оперативно вмешиваться для разрешения возникающих конфликтных ситуаций, руководствуясь следующими основаниями.
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Частью первой статьи 65 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ) предусмотрен перечень документов, которые поступающий на работу предъявляет работодателю:
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
• трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на условиях совместительства;
• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
• документы воинского учёта — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
• документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
• справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (далее — справка уголовного характера).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 65 ТК РФ в отдельных случаях с учётом специфики работы Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необ-
ходимость предъявлять при заключении трудового договора дополнительные документы, которые требуются, в том числе, для установления наличия (отсутствия) законодательных ограничений заниматься педагогической деятельностью.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В этой связи важно также учитывать новации, внесённые в главу 55 ТК РФ: она дополнена статьёй 351.1, определяющей, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, которые имеют или имели судимость, подвергались или подвергаются уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Таким образом, законодательно установлены ограничения на любую трудовую деятельность в определённых федеральным законом сферах деятельности, относящихся к несовершеннолетним, при наличии конкретных оснований, т.е. по сути предусмотрен общий
запрет на любую трудовую деятельность в этих сферах в особых случаях.
Следовательно, учитывая, что на работу в образовательные учреждения принимаются лица для занятия должностей и работы по профессиям рабочих, относящиеся к различным категориям персонала, необходимо исходить из того, что любой поступающий на работу в школу должен начиная с 7 января 2011 года, предъявлять работодателю наряду с другими необходимыми документами и справку уголовного характера.
При этом обратная сила закона в данной ситуации неприменима, поскольку прямо не предусмотрена федеральным законом. Поэтому неправомерны требования к работникам, состоящим в трудовых отношениях со школами, учреждениями, предъявлять справки уголовного характера, за исключением необходимости подтверждать отсутствие у работника оснований, запрещающих заниматься трудовой, в том числе педагогической, деятельностью в школе.
Однако следует учитывать, что практически реализовать это положение пока невозможно, поскольку форма такой справки уголовного характера не утверждена МВД России (действует только документ, утвердивший формы справки о наличии (отсутствии) у граждан судимости, которые им выдаются по их заявлениям).
Такая ситуация часто возникает в правоприменительной практике, когда механизм реализации законодательных норм в форме подзаконных нормативных правовых актов появляется значительно позже. Вместе с тем, учитывая, что невыполнение требований федерального закона не связано с виновным поведением работодателя, работника и лица, поступающего на работу, негативные правовые последствия для них не должны возникать до того момента, пока нормативно и реально не появится такая возможность.
В то же время необходимо исходить из того, что в соответствии с частью 5 статьи 12
ТК РФ в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, т.е. действует принцип прямого применения вновь установленных правовых норм в трудовых правоотношениях, стороны которого должны реализовывать новые права и выполнять новые обязанности (которые не были предусмотрены ранее).
В этой связи, принимая во внимание, что законодательно с 7 января 2011 года установлены ограничения на занятие трудовой деятельностью в сферах деятельности, относящихся к несовершеннолетним, которые относятся к правам и обязанностям как работников, так и работодателей, по нашему мнению, работодатель вправе при возникновении у него сомнений проверить работающих у него работников: есть ли у них такие ограничения, для чего, как возможный вариант, предложить им представить соответствующий документ — справку уголовного характера.
Кроме того, исходя из неопределённости, прежде всего в вопросах регулирования механизмов реализации нововведений (порядка получения и обмена соответствующей информацией), необходимо также учитывать соответствующие положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (вступил в силу с 1 марта 2011 г.).
Для выполнения возложенных на неё обязанностей полиция вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), другую необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен
специальный порядок получения информации (часть 1 статьи 13).
Таким образом, для обеспечения законности действий и решений всех заинтересованных лиц в этой сфере требуется согласованное правовое регулирование механизмов реализации законодательно установленных правовых норм, предусматривающих ограничение на занятие трудовой, в том числе педагогической, деятельностью в сферах деятельности, относящихся к несовершеннолетним.
Правовые последствия для работников в связи с внесёнными изменениями и дополнениями в ТК РФ
Статьёй 77 Трудового кодекса РФ предусмотрены такие общие основания прекращения трудового договора, как:
• обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 ТК РФ) — пункт 10 статьи 77 ТК РФ;
• нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжать работу (статья 84 ТК РФ) — пункт 11 статьи 77 ТК РФ.
Трудовой договор с работником школы прекращается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (прекращение по статье 83 ТК РФ), поскольку новым пунктом 13 части первой статьи 83 ТК РФ предусмотрено основание в виде возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определёнными видами трудовой деятельности.
Такая ситуация может возникнуть, когда работодатель получит информацию о наличии (появлении) у работников ограничений для работы в сферах деятельности, относящихся к несовершеннолетним.
Что касается изменений, внесённых в часть 2 статьи 83 ТК РФ, то в силу общего ограничения на занятие любой трудовой деятельностью в сферах деятельности, относящихся к несовершеннолетним, работодатель при наличии
этих ограничений не вправе переводить таких работников на другую работу в том же образовательном учреждении.
Трудовой договор с работником школы прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ правил его заключения (прекращение по пункту 11 части первой статьи 77 ТК РФ), поскольку новым абзацем шестым части первой статьи 84 ТК РФ предусмотрен такой случай, как заключение трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определёнными видами трудовой деятельности.
Такая ситуация может возникнуть в случаях, когда работодателем начиная с 7 января 2011 года был заключён трудовой договор с работником без предъявления справки уголовного характера (с учётом реальной возможности её получить), а также в нарушение требований об ограничении на занятие трудовой деятельностью в сферах деятельности, относящихся к несовершеннолетним (к примеру, при приёме на работу человек скрыл наличие приговора суда о лишении его права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью, постановление суда о дисквалификации, наличие неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления; работодатель проигнорировал необходимость проверки и предъявления обязательных документов при приёме на работу и др.).
При этом необходимо учитывать, что по данному основанию прекращения трудового договора норма гарантийного характера, установленная частью 2 статьи 84 ТК РФ, также неприменима, поскольку в силу общего ограничения на занятие любым трудом в сферах деятельности, относящихся к несовершеннолетним, при наличии конкретных оснований работник не может быть переведён на другую имеющуюся у работодателя работу.
Применять положения части 3 статьи 84 ТК РФ к этому основанию возможно, если установленные правила заключения трудового договора по данному конкретному основанию нарушены по вине работодателя (работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка).
Право заниматься педагогической деятельностью. Образовательный ценз педагогических работников
В главе 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и других учреждениях, реализующих образовательные программы.
В соответствии со статьёй 32 Закона РФ «Об образовании» школа самостоятельна в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении и уставом школы. В компетенцию школы входят вопросы подбора, приёма на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации.
Согласно части 1 статьи 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее — типовые положения)1.
Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право заниматься педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определённый уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Типовое
1 Полномочие по утверждению типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов находится в настоящее время в компетенции Минобрнауки России.
положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 предусматривает, что:
• на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документами государственного образца об уровне образования
и (или) квалификации (пункт 62);
• общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в том числе и к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС).
При этом под квалификацией работника следует понимать степень профессиональной обученности, выражающуюся в уровне подготовки, опыта, знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы (квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.).
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н утверждён раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования», которые предусматривают наличие у педагогических работников определённого уровня профессионального образования, содержат определённые требования к профилю полученной специальности по образованию.
Так, учитель должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также
он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, — высшее или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Педагог-психолог должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.
При этом согласно пункту 7 статьи 6 указанного федерального закона квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами, т.е. указанные уровни высшего профессионального образования равнозначны при оценке имеющегося у работника уровня образования.
Уровень образования и квалификация работников образовательных учреждений определяются на основании документов государственного об-
разца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации: дипломов, аттестатов и других документов об образовании.
Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на педагогическую работу, документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний при заключении трудового договора (часть 1 статьи 65 ТК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 84 ТК РФ заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании является нарушением правил заключения трудового договора, установленных Трудовым кодексом РФ, и может служить основанием для прекращения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.
Если же правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по пункту 11 части 1 статьи 81 ТК РФ (пункт 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 63).
Ограничения на занятие педагогической деятельностью
Учитывая, что педагогическая деятельность обладает особой спецификой с точки зрения её содержания и особенностей выполнения, выражающихся в её социально-общественной важности, для которой характерны высокая личная и профессиональная ответственность, значительные психоэмоциональные нагрузки, законодательно установлены
дополнительные условия (требования), которым должны соответствовать лица, допускаемые к педагогической деятельности, а также связанные с этим ограничения.
Эти условия и исчерпывающий перечень ограничений (всего пять позиций) установлены в статье 331 ТК РФ. Несоответствие лица, ищущего работу, этим условиям становятся основанием для обоснованного отказа в приёме на работу в школу и в соответствии с частью 3 статьи 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.
При этом следует исходить из того, что ограничения, связанные с педагогической деятельностью, обусловлены особенностями педагогической деятельности как профессиональной деятельности и означают, что гражданин не может быть принят на педагогическую работу, а работник не может заниматься педагогической деятельностью в определённых законодательно установленных случаях.
Согласно части 2 статьи 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
• лишённые права заниматься ею в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
• имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
• имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
• признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
• имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти (Минздрав-соцразвития России).
Часть 2 статьи 331 ТК РФ (действовала до 7 января 2011 г. в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) по сути дополнена новым по содержанию абзацем третьим, в котором определены основания для ограничения на занятие педагогической деятельностью в соответствии с установленными уголовным законодательством видами (группами) преступлений.
Лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
В соответствии со статьёй 44 УК РФ лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью является одним из видов наказаний за совершение преступления. Причём согласно части 2 статьи 45 УК РФ такое наказание применяется в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.
Регламентируется этот вид наказания в статье 47 УК РФ, которая предусматривает, в том числе, что лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трёх лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания (статьи 131, 132, 134, 135 УК РФ).
При этом в отношении руководителей школ необходимо учитывать, что в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) за нарушение трудового законодательства (статья 5.27 КоАП РФ) и по другим основаниям они могут быть подвергнуты такому административному наказанию как дисквалификация, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации согласно законодательству об административных правонарушениях назначается судьёй и устанавливается на срок от шести месяцев до трёх лет. Таким образом, при приёме на работу руководителя школы должно также учитываться ограничение на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с пунктом 19 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках») лицам, лишённым приговором суда права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью и не отбывшим наказание, при прекращении трудового договора по соответствующему основанию в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься).
Наличие судимости, уголовного преследования за определённые виды преступлений
В соответствии со статьёй 86 УК РФ лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобождённое от наказания, считается несудимым. Следовательно, сам факт наличия судимости за определённые виды преступлений независимо от её погашения или снятия является квалифицирующим признаком при установлении наличия осно-
вания для запрета педагогической деятельности.
Под уголовным преследованием в статье 5 УПК РФ понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Согласно части 1 статьи 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по определённым основаниям, в том числе реабилитирующим, к числу которых в соответствии с частью 1 статьи 133 УПК РФ относятся основания, предусмотренные пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4—6 части первой статьи 27 УПК РФ:
• отсутствие события преступления (пункт 1 статьи 24);
• отсутствие в деянии состава преступления (пункт 2 статьи 24);
• отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных частью четвёртой статьи 20 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 24);
• отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 2
и 2.1 части первой статьи 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3—5 части первой статьи 448 УПК РФ (пункт 6 статьи 24);
• непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (пункт 1 статьи 27);
• наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (пункт 4 статьи 27);
• наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (пункт 5 статьи 27).
К видам преступлений относятся предусмотренные Особенной частью УК РФ преступления против личности (главы 16, 17, 18, 20) и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (главы 24 и 25): против жизни и здоровья; против свободы, чести и достоинства личности; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против семьи и несовершеннолетних; против здоровья населения и общественной нравственности; против общественной безопасности.
Наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления
Согласно частям 4 и 5 статьи 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями — умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Подтвердить факт отсутствия судимости, её снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимос-
ти (утверждена приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. № 965 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости») справки о наличии (отсутствии) судимостей предоставляют Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России) и информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. При этом пункт 5 указанной инструкции предусматривает возможность выдачи такой справки уполномоченному гражданином лицу при наличии доверенности или её копии, выданной в установленном законодательством РФ порядке.
Признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке
Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. В соответствии со статьёй 29 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним в этом случае устанавливается опека. Основания и порядок признания судом лиц недееспособными установлены в главе 31 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).
Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека (статья 286 ГПК РФ).
Наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти
Несмотря на то, что это положение было предусмотрено в Трудовом кодексе РФ с 2006 года (внесено Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ), Минздравсоц-развития России до настоящего времени не утвердило указанного перечня заболеваний. Поскольку упорядочивание ведомственных нормативных правовых актов ещё не завершилось, следует руководствоваться действующими нормативными правовыми актами по отдельным вопросам в этой сфере, в том числе актами бывшего Союза ССР.
Педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые осуществляются за счёт средств учредителя (статьи 69, 213 ТК РФ, статья 51 Закона РФ «Об образовании»).
Приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении
перечней вредных и (или) опасных про изводственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические меди цинские осмотры (обследования), и По рядка проведения этих осмотров (обследований)» в редакции приказа Мин-здравсоцразвития России от 16 мая 2005 г. № 338 определяет порядок проведения предварительных и периоди ческих медицинских осмотров (обследований) в соответствии с утверждённым им перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ.
Медицинские противопоказания к выполнению педагогической работы выявляются в результате медицинского осмо тра (обследования). В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки. НО