И.М. Даукаее., Н.И. Жураеленко
НОВОЕ В ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ТРУД И ЕГО ТОЛКОВАНИЕ
В статье анализируется ФЗ №387 от 23.12.2012, которым внесены изменения в Трудовой кодекс РФ. Изменения касаются введением ограничений при приеме на работу граждан, имеющих (имевших) судимость. Особенно эти изменения затрагивают лиц, работа которых связана с детьми и подростками.
Ключевые слова: изменения в трудовом законодательстве; работа с детьми и подростками; ограничения при оформлении на работу; лица, имеющие судимость.
I.M. Daukaev., N.I. Zhouravlenko
THE NOVELTY IN THE RESTRICTION OF CITIZENS' RIGHT TO LABOUR AND ITS INTERPRETATION
The article analyses the FZ №387 dated 23.12.2012 which introduces changes to the Labour code of the RF. The changes are the introduction of employment restriction for citizens suffering (suffered) a conviction. Particularly these changes affect the people whose job is related with children and youngsters.
Key words: changes in the labour legislation, work with children and youngsters, employment restrictions, persons suffering conviction.
В соответствии с Федеральным законом №387-Ф3 от 23.12.2010 в Трудовой кодекс были внесены изменения, ограничивающие возможность
поступления на работу, связанную с обучением и воспитанием
несовершеннолетних1. Они касаются граждан, имеющих (имевших) судимость или привлекавшихся к уголовной ответственности за определенные виды преступлений. В связи с этим теперь кадровики образовательных и ряда других учреждений обязаны при оформлении сотрудника для работы с детьми и подростками требовать от них справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования.
В результате принятия этого закона Трудовой кодекс пополнился ст. 351.1, в которой перечислены направления трудовой деятельности, для занятия
1 Федеральный закон от 23.12.2010 №387-Ф3 «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации». Вступил в силу с 07.01.2011.
которыми устанавливаются определенные ограничения. Речь идет о деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, а также организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания. Ограничения касаются и сферы детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее указанные направления трудовой деятельности мы будем обозначать как деятельность, связанную с воспитанием
несовершеннолетних).
Отныне работать в этих областях запрещено всем лицам, имеющим (имевшим) судимость или
подвергающимся (подвергавшимся)
уголовному преследованию2 (далее -лицам, привлекаемым (привлекавшимся) к уголовной ответственности) за
2 За исключением лиц, уголовное преследование которых прекращено по реабилитирующим обстоятельствам. Например, в случае непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (ст.27 УПК РФ).
преступления против жизни и здоровья (гл.16 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (гл.17 УК РФ) (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления); половой
неприкосновенности и половой свободы личности (гл.18 УК РФ); против семьи и несовершеннолетних (гл.20 УК РФ); здоровья населения и общественной нравственности (гл.25 УК РФ); против общественной безопасности (гл.24 УК РФ).
Перечисленные выше ограничения внесены также в ч.2 ст.331 Трудового кодекса «Право на занятие педагогической деятельностью». К тому же эта норма изложена в новой редакции.
Федеральный закон №387-Ф3 изменил и ст.65 Трудового кодекса (в этой норме речь идет о документах, предъявляемых при заключении трудового договора). Статья пополнилась
положением, согласно которому при приеме на работу, связанную с воспитанием несовершеннолетних,
гражданин должен представлять справку об отсутствии или наличии судимости, а равно уголовного преследования либо о прекращении дела по реабилитирующим основаниям (далее - справка о судимости).
В этой связи необходимо отметить, что не всякий факт привлечения соискателя к уголовной ответственности следует расценивать как барьер для занятия должности, связанной с воспитанием несовершеннолетних. Речь идет только о преступлениях, перечисленных в ст.351.1 ТК РФ. Если гражданин имеет судимость за другие преступления, допустим, против собственности (например, за кражу -ст. 158 УК РФ) или за преступления в области конституционных прав и свобод человека (например, за нарушение авторских и смежных прав - ст. 146 УК РФ), это никоим образом не будет являться основанием для отказа в приеме на работу. Если все же такой отказ последует, претендент сможет оспорить его в судебном порядке.
Вместе с тем все же нередко возникают ситуации, когда лицо, имеющее запрет на работу с несовершеннолетними, окажется принятым на работу. Это может случиться, например, вследствие того, что работодатель не потребовал от соискателя необходимую справку и, не ведая о препятствиях, оформил трудовой договор. Такие случаи могут возникнуть, когда для обеспечения непрерывности учебного процесса необходимо срочно принять на работу преподавателя взамен
уволившегося. Или же когда работодатель получил от соискателя «запретительный» документ, но в нарушение закона все -таки принял его на работу. Как быть в таком случае? Для разрешения подобных ситуаций Федеральный закон №387-Ф3 отсылает нас к ст. 84 ТК РФ. Эта норма предусматривает прекращение трудового договора из-за нарушения установленных законом правил заключения трудового договора. В нашем случае с сотрудником следует расторгнуть трудовой договор именно по этой статье.
Правда, увольнение не должно производиться в «автоматическом» режиме. Прежде работодатель должен выяснить, на ком лежит вина за то, что в нарушение закона с работником был заключен трудовой договор - на самом работнике или на работодателе. Если вины сотрудника в этом нет (при приеме на работу он не скрывал факта привлечения к уголовной ответственности и представил соответствующую справку), работодатель, прежде чем его уволить, должен предложить ему другую имеющуюся работу. Речь идет как о вакантной работе или должности, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или
нижеоплачиваемой работе, не
противопоказанной работнику по состоянию здоровья (абз. 8 ст.84 ТК РФ). При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным
договором, соглашениями, трудовым договором. И только в том случае, если в организации не найдется подходящего места, или когда работник откажется его занять (и работодатель будет располагать письменным отказом от перевода), можно будет издавать приказ об увольнении. При отсутствии вины работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
При увольнении по ст. 84 ТК РФ важно помнить, что работник увольняется не за то, что вовремя не была предоставлена необходимая справка, а за то, что были проигнорированы установленные законом ограничения на занятие трудовой деятельностью. Ведь в тексте ст. 84 ТК РФ прямо сказано, что трудовой договор расторгается только в том случае, если нарушение установленных законом правил исключает возможность продолжения работы. А если дело только в справке, то ситуация поправима. В крайнем случае, ее можно получить уже после того, как сотрудник был принят на работу. Главное, чтобы в справке не содержалось нежелательной информации, которая служит
препятствием для приема на работу. Правда, если во время проверки выяснится, что нужная бумага была получена уже после заключения трудового договора, административного штрафа работодателю не избежать3.
Может возникнуть ситуация, когда работник, имеющий отношение к воспитанию несовершеннолетних, уже в процессе трудовой деятельности будет привлечен к уголовной ответственности за преступления, подпадающие под ограничения, которые предусмотрены ст. 351.1 Трудового кодекса. В этом случае трудовой договор с ним следует прекратить по п. 13 ч.1 ст. 83 Трудового кодекса. Данный пункт, введенный Федеральным законом №387-Ф3,
3 В соответствии со ст.5.27 КоАП РФ в качестве наказания за нарушение трудового законодательства на юридических лиц налагается штраф от 30 ООО до 50 ООО руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
предусматривает прекращение трудового договора в связи с возникновением установленных законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Но прежде (так же, как и при расторжении трудового договора по ст. 84 ТК РФ) работнику нужно будет предложить другую работу. Правда, если в ст. 84 ТК РФ это требование зависит от того, виновен работник в возникшей ситуации или нет, то в данном случае подобная обязанность не оговаривается никакими условиями.
При записи о прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст. 84 ТК РФ, в трудовой книжке работника делается ссылка на п. 11 (абз.12) ст.77 Трудового кодекса РФ. А в случае прекращения договора по обстоятельствам, указанным в ст.83 ТК РФ, на п. 13 ч.1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации (см. п. 5.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 №69).
Нередки случаи, когда работник (чтобы избежать нежелательной записи в трудовой книжке, например, об увольнении за прогул) просит расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон. Работодатель зачастую идет ему навстречу, и ничего здесь криминального нет, ведь увольнение за прогул - это не обязанность, а право работодателя. К тому же в абз.2 ст.77 ТК РФ прямо предусмотрена возможность расторжения трудового договора по соглашению сторон.
Иное дело, если с просьбой о «полюбовном» увольнении обратится сотрудник, которого нужно уволить по одному из пунктов ст. 83 ТК РФ. Например, по п. 11. В этой ситуации работнику следует отказать. Дело в том, что ст. 83 ТК РФ предусматривает прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. То есть нет смысла о чем-либо
договариваться, так как при наличии одного из обстоятельств, указанных в этой статье, трудовой договор с работником автоматически должен быть прекращен (если перед этим не получился вариант с переводом). Работодателю остается только документально зафиксировать его прекращение.
Следует отметить, что
Федеральный закон №387-Ф3 внес изменения не только в Трудовой кодекс РФ, но и в Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Цель этих поправок аналогична: ограничить доступ лиц с криминальным прошлым к осуществлению
предпринимательской деятельности в сферах, связанных с детьми и подростками.
В соответствии со ст.22.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «Порядок государственной
регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу,
регистрируемому в качестве
индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития
несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и
социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием
несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации)».
И далее в рассматриваемой статье Закона говорится: «Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности,
указанные в пп. "к" п.1 настоящей статьи (в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой
неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности».
Следует отметить, что реализация положений этих правовых актов создает немало проблем. Каждый год летом множество преподавателей вузов, работающих по совместительству, с которыми трудовые договора заключаются только на год, вынуждены дважды выстаивать очередь к работнику информационного центра МВД: сначала чтобы подать заявление о предоставлении справки (правда, сейчас такое заявление можно оставить на сайте МВД), а затем, чтобы ее через месяц получить. Возникает вопрос, почему для штатных преподавателей, с которыми трудовой договор заключается на 3-5 лет, не требуется ежегодно подтверждать отсутствие судимости, а совместители вынуждены это делать. С другой стороны, теряется сам смысл этой процедуры в
случае, если штатный работник воспитательного, спортивного или образовательного учреждения совершит одно из перечисленных преступлений -его работодатель об этом так и не узнает, пока не наступит время переоформлять трудовой договор.
Регулярное требование от преподавателей (зачастую - лиц пожилого возраста, и в большинстве случаев крайне добропорядочных и законопослушных) документального подтверждения того, что они не являются половыми маньяками, убийцами и хулиганами само по себе унизительно. Поэтому нам представляется целесообразным ввести дополнения в указанные правовые акты, в соответствии с которыми при приеме на работу в соответствующие учреждения достаточно было бы только указания работником в анкете подтверждения отсутствия судимости по указанным видам преступлений. В дальнейшем работники кадровой службы должны самостоятельно направлять в ИЦ МВД запрос для подтверждения этой информации. Подтвердив отсутствие судимости, информационный центр МВД внесет информацию о том, что данное лицо работает в соответствующем
воспитательном, спортивном или образовательном учреждении и в случае привлечения его к уголовной ответственности должен будет сообщить об этом руководителю данного учреждения.
Внедрение этой технологии избавит ИЦ МВД и кадровые службы от бесполезной рутинной работы, а преподавателей, воспитателей, тренеров и других сотрудников учреждений, работающих с несовершеннолетними - от унизительной процедуры ежегодного доказывания своей добропорядочности.
Следует отметить, что
существующая в настоящее время форма справки об отсутствии судимости, содержит формулировку: «В ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России (далее указывается наименование ИЦ территориального
органа МВД) в отношении (указывается ФИО, дата и место рождения лица, обратившимся за получением справки) имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории РФ..., имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации». Из этого следует, что ИЦ МВД предоставляет работодателю сведения не только об имеющейся, но и о погашенной и снятой судимости, тогда как погашение или снятие судимости должно аннулировать все связанные с ней правовые последствия. Таким образом, работодателю может быть предоставлена избыточная информация, которая может привести к принятию им решения об отказе в трудоустройстве.
Также к такому необоснованному и противоправному решению может привести предоставленная работодателю информация «о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», тогда как в соответствии с законом запрет на осуществление трудовой деятельности с несовершеннолетними не
распространяется на лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.
Существует и еще одна важная проблема, связанная с запретом на работу с несовершеннолетними лиц, которые привлекались к уголовному
преследованию. В последнее время в средствах массовой информации часто сообщается о случаях, когда дети по собственному желанию или по настоянию родителей, обидевшиеся за что-то на педагога, обращаются в
правоохранительные органы с
заявлениями об их жестоком обращении с ними, сексуальных домогательствах и т.д.. Сообщалось, например, о пожилом заслуженном учителе музыки, который в присутствии других учеников поправлял ученицу, показывая ей как правильно держать руки и спину при игре на
фортепиано (обычная педагогическая практика в музыкальных школах) - это было расценено ее мамой как сексуальные домогательства. Все знали, что это была месть женщины за то, что учитель не направил ее дочь на престижный музыкальный конкурс, но по формальным признакам полиция должна была провести расследование такого «тяжкого» преступления. При этом ни ребенок, ни его мать ни чем не рисковали, т.к. трудно доказать умысел взрослого, а несовершеннолетний вообще не мог быть привлечен к ответственности за клевету. Да и мало ли что могло показаться неискушенному ребенку. После начала расследования педагог был уволен из музыкальной школы.
Доказать или опровергнуть правомерность таких обвинений практически невозможно. Даже если и будет доказана невиновность обвиняемого, на это уйдет немало времени, тогда как уже сам факт начала уголовного преследования является основанием для его обязательного увольнения по «компроментирующей» статье ТК, и в дальнейшем с такой записью в трудовой книжке педагогу будет практически невозможно трудоустроиться по специальности. Мы считаем, что для таких случаев должен быть предусмотрен механизм, позволяющий защитить честь и достоинство педагога в случае его оговора и дискредитации.
Следует также отметить, что с введением в ч.2 ст.331 ТК РФ требования о запрете занятия педагогической деятельностью лицам, имевшим судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному
преследованию можно исключить из УК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, так как в ТК РФ такое наказание огульно назначается для всех лиц, осужденных по определенным статьям УК РФ. При этом в категорию лиц, лишенных права работать с несовершеннолетними, попадает абсолютно любой осужденный по этим
статьям человек, претендующий занять должность педагога школы или преподавателя вуза, адвоката, аудитора, нотариуса, частного детектива, охранника и др.. При этом большинство из них теряют возможность трудоустройства по специальности пожизненно.
В отличие от уголовного наказания, рассматриваемая норма ТК РФ даже не назначается приговором суда, а наступает автоматически вместе с фактом осуждения. Иными словами - это последствие наказания, включенное почему-то в ТК РФ, в то время как согласно ч.1 ст.З УК преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным Кодексом.
Следует также отметить, что требование ч.2 ст.331 ТК РФ о запрете заниматься педагогической деятельностью лицам, имевшим судимость, грубо противоречит институту судимости, поскольку:
1) судимость не является пожизненным правовым последствием, что определено в ч.З ст. 86 УК РФ;
2) судимость, хотя и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч.1 ст. 86 УК), но в связи с ее погашением или снятием все правовые последствия, связанные с ней (ч.б ст. 86 УК), аннулируются.
Подобного рода запреты на профессию могли иметь место только при тоталитарном режиме. Так, например, в СССР в паспорт ранее судимых лиц ставилась отметка о судимости, что автоматически исключало дальнейшее трудоустройство на «приличные должности», и с такой отметкой принимали только на низкооплачиваемую неквалифицированную работу.
Абсурдность этого нововведения состоит еще и в том, что от него зачастую страдают люди, некогда выступавшие против существовавшего тоталитарного режима. Известен случай, когда из вуза был уволен доцент, ранее отбывавший наказание по ст. 70 УК РСФСР (за
«антисоветскую агитацию и пропаганду»), В советское время данная статья была диссидентской, а теперь она подпадает под требование ч.2 ст.331 ТК РФ. И уважаемый человек из разряда диссидентов «перекочевал» в разряд лиц, имевших судимость за государственные преступления, посягающие на
безопасность существующего строя.
Требование ч.2 ст.331 ТК РФ о запрете заниматься педагогической деятельностью лицам, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию, противоречит следующим правовым нормам:
1) ст.49 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
2) ст. 5 УК РФ (принцип вины) и ст. ст. 14 УПК РФ (презумпция невиновности).
Как, например, быть теперь преподавателю, защищавшемуся от хулигана, против которого возбуждено уголовное дело по ст. 112 УК (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). Пока идет следствие, этот человек увольняется работодателем, далее его уголовное преследование прекращают за отсутствием события или состава преступления (что на этапе следствия вполне реально), он идёт в суд и выясняется, что его уволили на вполне законных основаниях.
Формулировка нововведенной ст. 351.1. ТК РФ на практике приводит к расширительному толкованию данной нормы. Так, во многих вузах сейчас
требуют предоставить справки об отсутствии судимости у бухгалтеров, охранников, столяров, даже у уборщиц. Данные законодательные новеллы фактически исключают возможность трудовой деятельности для тех, кто в молодости привлекался к уголовной ответственности за незначительные преступления, такие как: причинение легкого вреда здоровью, уклонение от уплаты алиментов и пр..
Конечно, в оправдание этих новелл можно сослаться на ст. 53 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Однако, такое ограничение
конституционных прав человека должно осуществляться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее же время уже сам факт возбуждения уголовного дела против преподавателя, тренера и представителей многих других профессий в образовательных, спортивных и воспитательных учреждениях пожизненно исключает возможность их дальнейшего трудоустройства в этой сфере.