Научная статья на тему 'Ограничения на занятие педагогической деятельностью'

Ограничения на занятие педагогической деятельностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1757
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПЕДАГОГ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГА / ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ОГРАНИЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ ПЕДАГОГА / ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / EDUCATIONAL QUALIFICATION OF A TEACHER / TEACHING STAFF / TEACHER / PEDAGOGUE / REGULATION OF LABOR RESTRICTIONS / LIMITATIONS ON TEACHERS / RESTRICTIONS ON A POSITION OF A TEACHER / TEACHERS / LIMITATIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / QUALIFICATIONS OF TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карамурзова Жанна Заурбековна

В данной статье выделяются и описываются ограничения, установленные трудовым законодательством для осуществления педагогической деятельности. Автором внесены предложения по устранению обозначенных в исследовании проблем, имеющих место при трудоустройстве лица на должность педагога в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTIONS ON EMPLOYMENT IN THE SPHERE OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES

This article identifies and describes the limitations established by labour legislation for the implementation of educational activities. The author made proposals to address the problems identified in the study, taking place in the employment of persons for the post of a teacher in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Ограничения на занятие педагогической деятельностью»

Ж. З. Карамурзова*

Ограничения на занятие педагогической деятельностью

Аннотация. В данной статье выделяются и описываются ограничения, установленные трудовым законодательством для осуществления педагогической деятельности. Автором внесены предложения по устранению обозначенных в исследовании проблем, имеющих место при трудоустройстве лица на должность педагога в образовательном учреждении.

Ключевые слова: образование, образовательные организации, образовательный ценз педагога, педагогические работники, педагог, регулирование труда педагога, ограничения педагогических работников, ограничения на должность педагога, ограничения педагогов, осуществление педагогической деятельности, квалификация педагогических работников.

РО! 10.17803/1994-1471.2017.74.1.159-165

Правовое регулирование труда педагогических работников в настоящее время является особо актуальным, поскольку системе образования Государство стало уделять особое внимание. Успех процесса образования и воспитания детей зависит от того, насколько педагогические работники профессионально исполняют свои обязанности. Ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей педагогическими работниками может нанести вред психическому развитию ребенка или же подростка. В связи с этим, для исключения ущемления прав детей, а также для защиты их интересов, установлены повышенные требования к претендентам на должность педагогического работника.

Несмотря на то, что в Трудовом кодексе РФ содержится самостоятельная Глава регламентирующая труд педагогических работников, до сих пор остаются нерешенными многие проблемы, относительно ограничений, связанных с осуществлением педагогической деятельно-

сти. По мнению ряда авторов, Бриллиантовой Н. А. и Архипова В. В., кодекс должен применяться в сочетании с различными подзаконными актами, призванными расширять, развивать и конкретизировать закон. Но зачастую в подзаконных актах отсутствуют развивающие положения, имеются недостатки юридической техники изложения норм этих актов, к тому же не определяется механизм реализации уже существующих норм1.

В результате проведенного нами анализа трудового законодательства, в части ограничений, установленных законодателем для допуска к осуществлению педагогической деятельности можно сделать вывод, что данные акты имеют слабую юридическую технику. Тре -бования, установленные в них, соблюдаются не в полной мере. Акты, закрепляющие ограничения для осуществления педагогической деятельности предназначены широкому кругу лиц, в связи с чем, необходимо устранить про-

1 Бриллиантова Н. А., Архипов В. В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. № 3. С. 35-41.

© Карамурзова Ж. З., 2017

* Карамурзова Жанна Заурбековна, аспирант, ассистент кафедры конституционного и административного права Кабардино-Балкарского государственного университета им Х.М. Бербекова (КБГУ) КБР, С. Гер-менчик, ул. Мира, д. №5

z-k-1991@ya.ru

361300, Россия, Кабардино-Балкарская Республика, с. Герменчик, ул. Мира, д. 5

белы, допущенные законодателем для их правильного применения и толкования.

Статьей 331 Трудового кодекса РФ установлено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования2.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) право на занятие педагогической деятельностью имеют лишь те лица, у которых есть среднее профессиональное или же высшее образование, и которые отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам3.

В частности, требования к квалификации работников — педагогов образовательных учреждений к уровню их профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании, и к стажу работы, содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минз-дравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.

В зависимости от того в какую образовательную организацию устраивается работник — педагог, к нему будут предъявляться различные требования.

В частности, для учителя либо воспитателя достаточно наличия среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, которая соответствует преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. В то же время, для старшего воспитателя необходимо наличие опыта работы не менее двух лет и обязательно высшее профес-

сиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Для должности преподавателя в высшем учебном заведении требуется наличие высшего профессионального образования и стажа работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы4.

Таким образом, при устройстве на работу в общеобразовательное учреждение не предъявляются требования к стажу работы и достаточно наличия среднего специального образования, а для устройства на работу в высшее профессиональное учреждение необходимо наличие высшего профессионального образования и стаж работы от одного года либо наличие ученой степени или ученого звания.

Уровень образования и квалификация работников образовательных организаций определяются на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Если соискателю, претендующему на занятие педагогической деятельностью, отказывают в связи с отсутствием среднего профессионального или высшего образования, не отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, то такой отказ в приеме на работу считается обоснованным и не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.

Кроме требований, предъявляемых к принимаемому работнику — педагогу, трудовым законодательством также установлены определенные ограничения на занятие педагогической деятельности.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 3.

3 Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53. Ст. 7598.

4 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета. 2010. № 5316.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 331 Трудо -вого кодекса РФ;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения5. [2]

Более подробный анализ содержания приведенных ограничений позволяет сделать вывод о том, что законодательная база нуждается в определенных уточнениях и дополнениях.

В частности, в списке преступлений, совершение которых препятствует занятию педагогической деятельности, есть и такие виды

преступлений, объект и объективная сторона которых не свидетельствуют о сколько-нибудь возможной угрозе несовершеннолетнему. К ним, например, относятся: нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ или же допустившие нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах и многие другие виды преступлений.

Такой масштабный охват видов преступлений не защитит несовершеннолетних от посягательств на их нравственность, психическое и физическое здоровье, половую неприкосновенность, однако существенно и чрезмерно ограничивает права единожды понесших уголовное наказание за преступления, не связанные с несовершеннолетними и факт совершения которых не свидетельствует о потенциальной склонности судимых к такого рода действиям6.

Если учитывать, что ограничения установлены для защиты ребенка, в том числе от оскорблений и грубого обращения, то исключение из перечня преступлений, судимость или уголовное преследование за которые ограничивает право на занятие педагогической деятельностью, таких преступлений как незаконное помещение в психиатрический стационар, клевета, оскорбление является не вполне целесообразной.

Кроме того, вызывает определенное опасение и то обстоятельство, что лица, осужденные за мошенничество, кражу, получение и дачу взятки, грабеж и вымогательство могут впоследствии работать педагогами образовательных учреждений ввиду того, что данные преступления входят в категорию преступлений небольшой или средней тяжести.

Однако, удивительно то, что снятая или погашенная судимость не препятствует иностранному гражданину получить разрешение на занятие преподавательской деятельностью в образовательных учреждениях России. Факт судимости за преступления, совершенные за

5 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 3.

6 Щур-Труханович Л. В., Щур Д. Л. Пожизненный запрет лицам с преступным прошлым на работу с детьми: анализ содержания, оценка соразмерности и рекомендации по совершению юридических действий <http://crr12.ru/files/ogranicheniya_na_rabotu.doc> (последнее посещение — 27 марта 2014г.).

пределами Российской Федерации, не может быть установлен МВД России. Но даже если предположить, что МВД России располагает такой информацией, то встает вопрос о правильном сопоставлении преступлений, предусмотренных уголовным законодательством нашего государства и других государств, а также оснований реабилитации лиц, подвергшихся уголовному преследованию за отдельные преступления. В этом смысле решение законодателя использовать группы преступлений в соответствии с Уголовным кодексом РФ ограничивает возможности для совершенствования законодательства и распространения его и на иностранных граждан в будущем7.

Кроме того, в трудовым законодательстве, нет прямого запрета на осуществление педагогической деятельности лицами, лишенными родительских прав. Законодатель предусмотрел лишь лиц, в отношении которых имеются либо имелись судимость или же подвергались уголовному преследованию за преступления против семьи и несовершеннолетних. Таким образом, лица лишенные родительских прав, если при этом они не подвергались уголовному преследованию, могут быть допущены к обучению и воспитанию детей.

Следовательно, лицу лишенному родительских прав запрещено заниматься воспитанием своих собственных детей, однако возможен допуск к воспитанию и обучению чужих детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Данное упущение законодателя трудно объяснить, поскольку лицо может быть лишено родительских прав лишь в исключительных случаях, перечисленных в семейном законодательстве.

Кроме того важное значение для определения трудовой правосубъектности педагогических работников, имеет уровень психофизиологического состояния претендента на должность педагога образовательного учреждения, поскольку от него напрямую зависит как образовательный, так и возрастной ценз.

Признание лица недееспособным лишает его возможности заниматься педагогической деятельностью. Однако в законе ничего не говорится об ограничении лица в дееспособности, что также может повлиять на качество выполняемой работы, в частности может отражаться на воспитании и обучении детей.

Согласно гражданскому законодательству, гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Таким образом, основанием для ограничения лица в дееспособности является такое злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, что является чрезмерным либо систематическим и находится в противоречии с интересами семьи.

Очевидно, что таких лиц невозможно допускать к осуществлению педагогической деятельности, поскольку педагог работает с детьми разного возраста и лица ограниченные в дееспособности могут нанести вред их психическому развитию, особенно если такие лица работают в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Учитывая, что последствия злоупотребления спиртными и наркотическими средствами для нервной системы пагубные, следует заметить, что в результате злоупотребления ими происходит увеличение чувствительности, также наблюдается склонность к эмоциональной шаткости и неадекватным реакциям на все происходящее вокруг. В результате злоупотребления спиртными или наркотическими средствами снижаются умственные способности, возникает неадекватность, психомоторное возбуждение, периодами угнетение, депрессивное состояние, другими словами, алкогольный делирий.

Данный вопрос нами достаточно подробно изучен и считаем необходимым законодатель-

7 Щур-Труханович Л. В., Щур Д. Л. Пожизненный запрет лицам с преступным прошлым на работу с детьми: анализ содержания, оценка соразмерности и рекомендации по совершению юридических действий <http://crr12.ru/files/ogranicheniya_na_rabotu.doc> (последнее посещение — 27 марта 2014г.).

но ограничить допуск к осуществлению педагогической деятельности данных лиц.

Также законодательство Российской Федерации запрещает принимать на должность педагога образовательного учреждения лиц, имеющих определенные заболевания. Список этих заболеваний утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Педагогические работники, в силу п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, относятся к категории работников, которые обязаны проходить предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу, с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поручаемой работе. Между тем для них являются обязательными и периодические медицинские осмотры и внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. Данные осмотры проводятся не реже одного раза в год вне зависимости от типа и вида образовательного учреждения.

По результатам таких медицинских осмотров могут быть выявлены медицинские противопоказания для осуществления ими педагогической деятельности. Данный перечень приведен в разд. IV Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда8.

Вызывает определенный интерес и тот факт, что лицо, принимаемое на должность педагогического работника, должно проходить вакцинацию в обязательном порядке. Все работники общеобразовательной организации проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательной организации должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Педагогические работники общеобразовательных организаций при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию9.

Данные требования предъявляются лишь к педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. Таким образом, к преподавательской деятельности в других образовательных учреждениях могут быть допущены лица, которым не были сделаны профилактические прививки. Кроме того, эти лица не проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при трудоустройстве и на них не заводят личную медицинскую книжку, так как законодатель не предусмотрел для них эти требования.

Таким образом, администрация общеобразовательного учреждения вправе отказать в приеме на работу лицу, которому не были сделаны профилактические прививки.

Данное основание отказа в приеме на работу, на наш взгляд, является не вполне обо-

8 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 12.04.2011г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // Российская газета. 2011. N 243.

9 Постановление Правительства РФ от 15.07.1999г. N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3766 ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)» // Российская газета. 2011. № 54.

снованной и законной. Если кандидат на должность педагогического работника отвечает всем остальным требованиям, предъявляемым к педагогу данного образовательного учреждения, то считается более правильным предложить такому лицу сделать необходимые профилактические прививки. Также необходимо проверять наличие профилактических прививок не только у претендентов на должность педагога общеобразовательного учреждения, но и всех образовательных учреждений.

Мы солидарны с мнением М. И. Аверьяновой, что при дистанционном обучении, в частности детей — инвалидов, непосредственно физический контакт педагогических работников и такой категорией обучающихся отсутствует или сводится к минимуму. В последнем случае в значительной степени снижен риск причинения обучающимся вреда лицами, которым допуск к педагогической деятельности ограничен не только по некоторым криминальным, но и медицинским основаниям10.

В данном случае представляется возможным допущение к осуществлению педагогической деятельности при дистанционном обучении лиц, болеющих вирусными или инфекционными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем, поскольку будет происходить лишь дистанционный контакт между педагогом и обучающимся.

Данное предложение представляется целесообразным, так как запрет на занятие педагогической деятельностью лиц, имеющих медицинские противопоказания или судимость за определенные виды преступлений, направлен именно на ограждение детей, учеников и студентов от неблагоприятного воздействия больных людей или таких лиц, которые могут оказать негативное влияние на нравственность и психическое развитие обучающихся.

Так же представляется наиболее правильным законодательно закрепить полный список преступлений, совершение которых препятствует осуществлению педагогической деятельности, не ограничиваясь перечислением

в Трудовом кодексе категорий, к которым они относятся. Данный перечень поможет также правильному сопоставлению преступлений, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации и других государств, для осуществления педагогической деятельности иностранными гражданами.

В данный список необходимо включить и такие преступления, которые не относятся к категории тяжких или особо тяжких, но которые могут нанести вред психическому развитию ребенка со стороны педагогов, например, такие преступления, как мошенничество, кража, вымогательство, получение и дача взятки могут не самым лучшим образом сказаться на воспитании ребенка.

Так же следует исключить такие преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, но объект и объективная сторона которых не свидетельствуют о сколько-нибудь возможной угрозе несовершеннолетнему: нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ или же допустившие нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах и другие виды преступлений.

Подводя итог анализу правового регулирования ограничений, связанных с допуском к педагогической деятельности, нам представляется необходимым добавить к ограничениям, препятствующим осуществлению педагогической деятельности лиц, ограниченных в дееспособности. Следует также ограничить допуск к осуществлению педагогической деятельности лицам, лишенным родительских прав, вне зависимости подвергались ли они при этом уголовному преследованию или нет.

10 Аверьянова М. И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 9.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверьянова М. И. Дифференциация правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций // Труд и социальные отношения. 2014. № 6. С. 106—113.

2. Аверьянова М. И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

3. Бриллиантова Н. А., Архипов В. В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. № 3. С. 35—41.

Материал поступил в редакцию 20 мая 2016 г.

RESTRICTIONS ON EMPLOYMENT IN THE SPHERE OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES

KARAMURZOVA Zhanna Zaurbekovna

post-graduate, Assistant Lecturer at the Department of Constitutional

and Administrative Law, Kabardino-Balkarsiy

State University after Kh.M. Berbekov (KBSU)

KBR, Germenchik Settlement, Mira Str., 5

z-k-1991@ya.ru

361300, Russia, Kabardino-Balkar Republic, Germenchik Settlement, Mira Str., 5

Review. This article identifies and describes the limitations established by labour legislation for the implementation of educational activities. The author made proposals to address the problems identified in the study, taking place in the employment of persons for the post of a teacher in an educational institution.

Keywords: education, educational organizations, educational qualification of a teacher, teaching staff, teacher, pedagogue, regulation of labor restrictions, limitations on teachers, restrictions on a position of a teacher, teachers, limitations for the implementation of educational activities, the qualifications of teaching staff.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Aver'janova M. I. Differenciacija pravovogo regulirovanija truda pedagogicheskih rabotnikov obshheobrazovatel'nyh organizacij // Trud i social'nye otnoshenija. 2014. № 6. S. 106—113.

2. Aver'janova M. I. Osobennosti pravovogo regulirovanija truda pedagogicheskih rabotnikov gosudarstvennyh i municipal'nyh obrazovatel'nyh organizacij: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2014.

3. Brilliantova N. A., Arhipov V. V. Nekotorye problemy regulirovanija truda pedagogicheskih rabotnikov // Zakonodatel'stvo i jekonomika. 2008. № 3. S. 35—41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.