Научная статья на тему 'Некоторые аспекты прекращения права на управление транспортным средством при потреблении наркотических средств и алкоголя'

Некоторые аспекты прекращения права на управление транспортным средством при потреблении наркотических средств и алкоголя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1428
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прекращение права управления / безопасность дорожного движения / правила до­ рожного движения / алкогольное опьянение / наркотические средства. / projection of driving / road safety / traffic rules / alcohol intoxication / narcotic drugs.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилл Сергеевич Баканов

В статье рассматриваются вопросы, связанные с прекращением права управления транспортным средством при потреблении наркотических средств и психотропных веществ, а так­ же лицами, страдающими алкоголизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирилл Сергеевич Баканов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the termination of the right to drive a vehicle while consuming narcotic substances and alcohol

The article deals with issues related to the termination of the right to drive a vehicle when consuming narcotic drugs and psychotropic substances, as well as those suffering from alcoholism.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты прекращения права на управление транспортным средством при потреблении наркотических средств и алкоголя»

Административное право; административный процесс

ББК 67.401 УДК 351.74

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10083

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ПРИ ПОТРЕБЛЕНИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И АЛКОГОЛЯ

Кирилл Сергеевич БАКАНОВ, помощник начальника ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» по правовой работе E-mail: kbakanv@mvd.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с прекращением права управления транспортным средством при потреблении наркотических средств и психотропных веществ, а также лицами, страдающими алкоголизмом.

Ключевые слова: прекращение права управления, безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, алкогольное опьянение, наркотические средства.

Annotation. The article deals with issues related to the termination of the right to drive a vehicle when consuming narcotic drugs and psychotropic substances, as well as those suffering from alcoholism.

Keywords: projection of driving, road safety, traffic rules, alcohol intoxication, narcotic drugs.

Употребление наркотических веществ, наркомания и алкоголизм создают огромную проблему не только охране здоровья населения, но и безопасности дорожного движения.

Только в 2017 г. с участием водителей в состоянии опьянения зарегистрировано 16,3 тыс. (-3,4%) происшествий (погибло 4,6 тыс. (-4,2%) и ранено 22 тыс. (-3,8%) человек), из которых 1,7 тыс. (+ 34,9) — ДТП с участием водителей в состоянии наркотического опьянения, в которых погибло 256 (+13,3) и ранено 2,2 тыс. (+28,1) человек1.

Несмотря на определенное снижение таких ДТП, наблюдается значительный рост ДТП (+ 34,9) с участием лиц в состоянии наркотического опьянения. Данная проблема усугубляется ла-тентностью таких явлений и возможностью отказаться от медицинского освидетельствования.

Тенденции увеличения совершения противоправных действий в состоянии наркотического

опьянения также подтверждаются и увеличением количества преступлений, совершенных в таком состоянии. В 2017 г. совершено 23,9 тыс. преступлений в таком состоянии, что в два раза больше, чем 10 лет назад, тогда как количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, за данный период увеличилось только в 1,4 раза2.

Рассматривая институт прекращения действия права на управление транспортными средствами (ТС), следует отметить, что ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее — ФЗ о БДД) закрепляет три основания его прекращения:

■ истечение срока действия водительского удостоверения;

■ выявление в рамках обязательного медицинского освидетельствования соответствующих противопоказаний;

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

■ лишение права на управление транспортными средствами.

Применительно к рассматриваемой теме наибольший интерес представляет второе основание, так как Перечень медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен Правительством России. Такими противопоказаниями в том числе являются алкоголизм, наркомания, токсикомания3.

Лица, у которых выявлены такие заболевания, подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических организациях, причем срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом — три года, больных наркоманией и токсикоманией — пять лет. Злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, подлежат профилактическому наблюдению сроком на один год4, поэтому даже однократное употребление наркотических веществ влечет за собой профилактическое наблюдение. Однако в эти группы не попадают лица, обратившиеся для анонимного лечения.

Следовательно, лица с такими заболеваниями (состояниями) не могут получить или иметь медицинское заключение о допуске к управлению ТС.

Законодательство, по сути, закрепляет три формы медицинского контроля наличия противопоказаний у водителей ТС (п. 1 ст. 23 ФЗ о БДД):

■ обязательное медицинское освидетельствование (в том числе внеочередное);

■ периодические медицинские осмотры;

■ пред- и послерейсовые осмотры.

По общему правилу, обязательное медицинское освидетельствование (далее — обязательное МО) проводится среди кандидатов в водители ТС и лиц, у которых истек срок действия водительского удостоверения (п. 27 Правил)5. Также такому освидетельствованию подлежат лица при возврате права управления ТС, лишенные такого права в установленном порядке6.

Существует и внеочередное обязательное МО, прохождению которого подлежат профессиональные водители, у которых выявлены признаки заболеваний (состояний) в рамках периодического медицинского осмотра, подтвержденные в последующем при обследовании и лечении7.

В соответствии с п. 3 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования для водителей ТС в рамках обязательного МО врачом наркологом в специализированных

медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) проводится его обследование, в том числе исследуются биологические объекты на предмет наличия наркотических веществ, подлежит рассмотрению вопрос о наличии такого лица на учете или наблюдении в наркологическом учреждении8.

Согласно п. 8 ст. 23 ФЗ о БДД по результатам такого освидетельствования выдается медицинское заключение о наличии / отсутствии у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами (далее — медицинское заключение).

Как видим, обычный водитель проходит обязательное МО, по сути, только раз в 10 лет — при замене водительского удостоверения.

Периодическому медицинскому осмотру подлежат только профессиональные водители не реже одного раза в два года. В соответствии с п. 38 Порядка проведения периодических осмотров в случае выявления врачом-психиатром и / или наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний они подлежат направлению для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения9.

Однако действующие в настоящее время разъяснения Минздрава России10 касаются только психиатрических противопоказаний, которые отсылают в этом случае к МО, закрепленному в ст. 65 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, которое в том числе предусматривает и освидетельствование на состояние опьянения.

Во исполнение данной нормы утвержден Порядок проведения такого освидетельствова-ния11, в котором закреплены основания его проведения, согласно которым рассматриваемый нами случай таковым не является.

Между тем п. 2 Порядка направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей ТС предписывает в случае выявления в ходе периодического медицинского осмотра признаков наличия медицинских противопоказаний выдачу лицу направления на обследование и / или лечение в медицинскую организацию.

Для обследования и / или лечения врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом работник направляется в специализированные ме-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

дицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания12.

В случае подтверждения наличия таких противопоказаний в соответствии с п. 5 Порядка направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей ТС лицо направляется на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование13.

Однако очевидно, что в этом случае отсутствуют правовые механизмы и основания обязательного исследования биологических объектов и проверки по соответствующим учетам.

Обращает на себя внимание то, что в соответствии с п. 3 Порядка приостановления действия и аннулирования медицинского заключения на период подтверждения наличия противопоказаний, выявленных в ходе периодического медицинского осмотра, комиссия приостанавливает действие медицинского заключения, о чем уведомляются подразделения Госавтоинспекции.

Такое приостановление действия медицинского заключения, по нашему мнению, должно влечь за собой и приостановление действия права на управление ТС, однако ФЗ о БДД его не регламентирует, а ч. 1 ст. 28 ФЗ о БДД предусматривает, что действие права на управление транспортными средствами приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом. Данное положение принято совместно со ст. 67.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», которая вводит временное ограничение на пользование специальным правом должником.

В связи с этим хотелось бы согласиться с А.Ю. Якимовым, который рассматривает данную норму только как приостановление действия предоставленного должнику права управления транспортными средствами до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены данного ограничения14.

Таким образом, данное приостановление действия медицинского заключения должно найти свое отражение в ФЗ о БДД в части приостановления действия права на управление ТС на данный период. Более того, считаем, что институт приостановления действия права управления по медицинским показаниям не получил должного внимания и требует дальнейшего изучения и реализации для всех водителей.

Согласно п. 5 Порядка приостановления действия и аннулирования медицинского заключе-

ния в случае выявления в ходе обязательного внеочередного медицинского освидетельствования у работника медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством ранее выданное медицинское заключение аннулируется15.

Институт аннулирования медицинских заключений ограничен своим распространением только на профессиональных водителей и такой формой медицинского контроля, как внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, что также, по нашему мнению, требует более широкого применения.

Третьей формой медицинского контроля, применяемой только к профессиональным водителям, является пред- и послерейсовые осмотры. Согласно ч. 2 п. 10 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров в рамках таких осмотров осуществляется выявление признаков опьянения, в том числе проведение исследований:

■ выдыхаемого воздуха;

■ биологического объекта (моча) при наличии признаков опьянения и отрицательных результатов исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь16.

Сам медицинский работник, проводящий соответствующий осмотр, может провести только предварительное исследование такого объекта скрининг-методами, следовательно, выявление состояния наркотического опьянения возможно при наличии у такого водителя признаков опьянения, отрицательном исследовании воздуха и положительном результате скрининг-исследования, а для достоверного результата необходимо проводить лабораторные исследования.

Однако в настоящее время в г. Москве ни одно автопредприятие не взаимодействует с химико-токологическими лабораториями, без которых фактически невозможно достоверно установить состояние наркотического опьянения. Более того, отсутствуют правовые механизмы обязательной передачи такой информации в наркологические организации и правоохранительные органы. Несмотря на наличие таких дополнительных форм медицинского контроля для профессиональных водителей по сравнению с водителями-любителями, следует отметить недостаточность их эффективности.

Например, в 2017 г. произошло 96 (-7,7) ДТП с участием водителей автобусов, находящихся в состоянии опьянения, причем 53 (+12,8) из них находились именно в состоянии наркотического опьянение. Таким образом, больше половины таких ДТП связаны с потреблением наркотичес-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

ких веществ. В 2017 г. также произошло 493 ДТП с участием водителей грузовых ТС в состоянии опьянения, в 132 случаях водитель находился именно в состоянии наркотического опьянение17.

Данные цифры говорят, в первую очередь, о необходимости совершенствования порядка пред- и послерейсовых осмотров с установлением обязательных проверок на предмет употребления наркотических веществ.

Говоря о контроле в отношении водителей-любителей, как нами отмечено выше, который осуществляется, по сути, только раз в 10 лет, следует отметить, что за такой период, естественно, очень многое может измениться, следовательно, возникает необходимость периодической их проверки на наличие образовавшихся медицинских противопоказаний.

Высказываются предположения, поддерживаемые Минздравом России, о возможности направления на внеочередное обязательное МО водителей, пострадавших в ДТП18. Однако отметим, что плановые формы контроля позволяют потенциальным нарушителям подготовиться к ним путем выведения наркотических веществ из организма, следовательно, такие проверки должны носить периодический и внезапный характер. Проверка водителей на предмет нахождения их в состоянии опьянения в рамках админист-ративно-юрисдикционной деятельности полиции также ограничена возможностью отказаться от такого освидетельствования.

Более того, несмотря на то, что водители, совершившие такое нарушение (ст. 12.26 КоАП РФ), в последующем для возврата права на управление ТС должны пройти обязательное МО, говорить об эффективности данной меры в части употребления наркотических веществ не приходится, поскольку, как было отмечено ранее, оно носит плановый характер и создает возможность подготовиться к такой проверке.

Несмотря на наличие рассмотренных форм медицинского контроля в отношении водителей ТС, немаловажным является выявление водителей, состоящих на учете или профилактическом наблюдении в наркологических диспансерах правоохранительными органами.

Поскольку наличие медицинского противопоказания, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами в соответствии со ст. 28 ФЗ о БДД является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами, наличие таких водителей в дорожном движении создает угрозу другим участникам.

В целях устранения таких угроз действующее законодательство предоставляет заинтересованному лицу возможность обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (п. 1 ст. 1065 ГК РФ); при этом законодатель к таким заинтересованным лицам относит прокурора (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Говоря об эффективности выявления таких лиц, следует отметить, что в 2015 г. выявлено 13,5 тыс. лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств и психотропных веществ или состоящих на учете в наркологических диспансерах, имеющих право управления транспортными средствами. Направлено в органы прокуратуры субъектов Российской Федерации 12,2 тыс. материалов (+17,3%) о выявленных фактах, связанных с потреблением наркотических средств и психотропных веществ, или сведений о лицах, состоящих на учете в наркологических диспансерах. Судами в указанный период принято решение о прекращении права управления транспортными средствами по медицинским показателям в отношении 6,4 тыс. лиц (-3,1%)19.

В 2017 г. количество указанных лиц, выявленных в ходе проведения сверок, составило 6032, в органы прокуратуры направлено 8840 для дальнейшего обращения ими в суд с иском о прекращении права управления. Всего судами в 2017 г. принято 19 154 решения о прекращении права управления20.

Большое количество выявления лиц, фактически имеющих медицинские противопоказания и несмотря на это имеющих право управления ТС, обусловлено рядом причин.

Первая — несовершенство существующих форм медицинского контроля за наличием противопоказаний у водителей ТС.

Вторая — отсутствие единой федеральной базы лиц, находящихся на учете или профилактическом наблюдении.

Таким образом, медицинская справка действует 10 лет, по сути, вне зависимости от происходящих изменений, в том числе при заболевании наркоманией или алкоголизмом. Более того, при смене места жительства и получении новой медицинской справки возможен не учет таких противопоказаний, отраженных в наркологических организациях по старому месту жительства.

При выявлении лиц, больных наркоманией или страдающих алкоголизмом, сотрудники Госавтоинспекции сталкиваются с определенными трудностями.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

Так, сотрудникам полиции, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, медицинскими организациями не могут быть предоставлены сведения о гражданах, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению транспортными средствами (ст. 13 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Данная проблема обусловлена следующим. Несмотря на то, что порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 28 ФЗ о БДД), как справедливо отмечает А.Ю. Якимов, «соответствующий нормативный акт, в котором должна быть регламентирована организация взаимодействия подразделений Госавтоинспекции МВД России и соответствующих медицинских учреждений, до сих пор не утвержден»21.

По поручению Президента Российской Федерации от 20 февраля 2015 г. № Пр-287 Минздравом России ведутся работы по созданию на территории Российской Федерации единой информационной базы, содержащей сведения о гражданах, у которых выявлены медицинские противопоказания или медицинские ограничения к управлению транспортными средствами. Понимая значение принципа «врачебной тайны» и той опасности, которую могут представлять лица, управляющие транспортным средством в состоянии опьянения, считаем необходимым искать между двумя этими положениями компромисс.

Кроме того, круг водителей, в отношении которых может быть осуществлена такая проверка, первоначально можно ограничить только водителями — участниками ДТП или профессиональными водителями.

Выбор данной группы обусловлен особым правовым статусом лиц, повышающем ответственность за безопасность дорожного движения и возможной угрозой совершения противоправных действий, так как обеспечиваются перевозки большого количества людей, что в настоящее время и оформляется в виде придания им отдельного статуса и повышения профессиональных требований22. И это, по нашему мнению, должно повысить к ним и медицинские требования.

Как видим, такая деятельность по прекращению права на управление ТС реализуется через

нормы ГК РФ, в то время как ФЗ о БДД самостоятельно регулирует процедуры прекращения права на управление ТС, однако хотя суды и ссылаются в таких случаях на ФЗ О БДД, следует отметить, что фактически идет речь о другой процедуре, поскольку ФЗ о БДД предусматривает прекращение права управления при выявлении медицинских противопоказаний по результатам обязательного МО, а в данном случае прекращение происходит при выявлении противопоказаний правоохранительными органами без проведения обязательного МО.

Следовательно, ФЗ о БДД должен предусмотреть дополнительное основание прекращения действия права на управление ТС, а именно, подтверждение наличия медицинских противопоказаний.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что важным направлением деятельности в этой области также является выявление лиц, имеющих право управления и находящихся на наркологическом учете, так как данные лица, по сути, потеряли одно из оснований получения такого права (медицинское противопоказание), следовательно, должны быть его лишены. Однако в настоящее время инициировать днную процедуру может только прокурор, а наркодиспансеры не представляют такие сведения МВД России согласно норме о врачебной тайне.

Решение выявленной проблемы, по нашему мнению, видится в следующих направлениях:

Первое — наделение Минздрава России обязанностью по поддержанию в актуальности выданных ими медицинских заключений, а в случае появления у таких лиц противопоказаний — обязанностью по их аннулированию или приостановлению действия. В этих целях необходимо создание соответствующей информационной базы согласно указанному поручению Президента РФ и предоставление доступа к информационным ресурсам МВД России.

Второе — наделение МВД России правом получать информацию о лицах, находящихся на профилактическом учете или наблюдении, без предоставления конкретных диагнозов.

Третье — рассмотрение вопроса о направлении водителей-любителей на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование при наличии соответствующих оснований.

Четвертое — для лиц, совершивших правонарушения, связанные с управлением ТС в состояние опьянения, в том числе отказавшихся от медицинского освидетельствования, установить

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

обязанность периодического освидетельствования на состояние опьянения для получения медицинского заключения.

1 Данные основаны на сведениях, содержащихся в базе Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения, введенной в эксплуатацию приказом МВД России от 16.08.2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения».

2 Там же.

3 Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 (ред. от 23.09.2002 г.) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности») // СА Президента и Правительства РФ. 1993. № 18. Ст. 1602.

4 Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикома-ниями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания») // СПС «Консультант Плюс»

5 Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 г. № 1097 (ред. от 23.03.2017 г.) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений / / СПС «Консультант Плюс»

6 Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 г. № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» // Рос. газ. 2014. № 267. 24 ноября.

7 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

8 Приказ Минздрава России от 15.06.2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» // Рос. газ. 2016. № 58. 21 марта

9 Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н (ред. от 06.02.2018 г.) «Об утверждении переч-

ней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // СПС «Консультант Плюс»

10 Письмо Минздравсоцразвития России от 05.04.2012 г. № 14-5/10/2-3374 // СПС «Консультант Плюс»

11 Приказ Минздрава России от 18.12.2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» // СПС «Консультант Плюс»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Приказ Минздрава России от 15.06.2015 г. № 342н «Об утверждении порядка направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, а также порядка приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами» // Рос. газ. 2015. № 241. 26 окт.

13 Там же.

14 Якимов А.Ю. Ограничение права на управление авто-мототранспортными средствами (различные виды и их правовая природа) // Административное право и процесс. 2016. N 4. С. 8—13

15 Приказ Минздрава России от 15.06.2015 г. № 342н...

16 Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2015 г. № 36866) // Рос. газ. 2015. № 90. 28 апр.

17 См. сноску 1.

18 Письмо Минздрава России от 07.03.2017 г. № 14-2/ 2003945 «О допуске граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, к управлению транспортными средствами» // СПС «Консультант Плюс»

19 См. сноску 1.

20 Там же.

21 Якимов А.Ю. Прекращение, приостановление и восстановление действия права на управление транспортными средствами, участвующими в дорожном движении (основания и процедуры) // Административное право и процесс. 2017. № 10. С. 35—42.

22 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности» (подготовлен Минтрансом России). Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 10.02.2018 г.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.