Научная статья на тему 'Правовое обеспечение проведения медицинских осмотров отдельных категорий работников'

Правовое обеспечение проведения медицинских осмотров отдельных категорий работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / новеллы в законодательстве / система здравоохранения / медицинские осмотры / трудоспособное население. / legal regulation / novelties in legislation / health care system / medical examinations / able-bodied population

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махонько Маргарита Николаевна, Шелехова Татьяна Владимировна

Введение: перспективы развития Российской Федерации базируются на инновационном и устойчивом социально-экономическом развитии страны. Вектор модернизации отечественной экономики напрямую зависит от состояния здоровья трудоспособного населения, призванного обеспечить функционирование современных производств и опережающее освоение отдельных территорий. Цель: проанализировать адекватность правовых подходов к проблеме оптимизации национальной системы здравоохранения в части обеспечения динамично развивающегося рынка труда. Методологическая основа: для обоснования единого подхода к созданию целостной системы здравоохранения Российской Федерации использовались общенаучные методы: структурно-функциональный метод, вероятностный метод, метод конкретно-социологических исследований. Применялись частнонаучные методы: метод сравнительно-правового анализа и метод правового прогнозирования. Результаты: аргументирована позиция относительно значимости правового регулирования порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров трудоспособного населения страны. Выводы: совершенствование правового регулирования системы здравоохранения в части проведения отдельных видов медицинских осмотров увеличит число трудоспособного населения с устойчивыми медицинскими показателями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Махонько Маргарита Николаевна, Шелехова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Support for Carrying Out Medical Examinations of Separate Categories of Employees

Background: the development prospects of the Russian Federation are based on the innovative and sustainable socio-economic development of the country. The vector of modernization of the domestic economy directly depends on the state of health of the able-bodied population, which is designed to ensure the functioning of modern production facilities and the advanced development of certain territories. Objective: to analyze the adequacy of legal approaches to the problem of optimizing the national health care system in terms of ensuring a dynamically developing labor market. Methodology: to substantiate a unified approach to the creation of an integral health care system in the Russian Federation, general scientific methods were used: the structural-functional method, the probabilistic method, the method of specific sociological research. Particular scientific methods were used: the method of comparative legal analysis and the method of legal forecasting. Results: the authors’ position on the importance of legal regulation of the procedure for conducting preliminary and periodic medical examinations of the able-bodied population of the country is argued. Conclusions: improving the legal regulation of the health care system in terms of conducting certain types of medical examinations will increase the number of the working-age population with stable medical indicators of health.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение проведения медицинских осмотров отдельных категорий работников»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-3-241-248

УДК 340.132.1

М.Н. Махонько, Т.В. Шелехова

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ

Введение: перспективы развития Российской Федерации базируются на инновационном и устойчивом социально-экономическом развитии страны. Вектор модернизации отечественной экономики напрямую зависит от состояния здоровья трудоспособного населения, призванного обеспечить функционирование современных производств и опережающее освоение отдельных территорий. Цель: проанализировать адекватность правовых подходов к проблеме оптимизации национальной системы здравоохранения в части обеспечения динамично развивающегося рынка труда. Методологическая основа: для обоснования единого подхода к созданию целостной системы здравоохранения Российской Федерации использовались общенаучные методы: структурно-функциональный метод, вероятностный метод, метод конкретно-социологических исследований. Применялись частнонаучные методы: метод сравнительно-правового анализа и метод правового прогнозирования. Результаты: аргументирована позиция относительно значимости правового регулирования порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров трудоспособного населения страны. Выводы: совершенствование правового регулирования системы здравоохранения в части проведения отдельных видов медицинских осмотров увеличит число трудоспособного населения с устойчивыми медицинскими показателями здоровья.

Ключевые слова: правовое регулирование, новеллы в законодательстве, система здравоохранения, медицинские осмотры, трудоспособное население.

M.N. Makhonko, T.V. Shelekhova

LEGAL SUPPORT FOR CARRYING OUT MEDICAL

EXAMINATIONS OF SEPARATE CATEGORIES OF EMPLOYEES

Background: the development prospects of the Russian Federation are based on the innovative and sustainable socio-economic development of the country. The vector of modernization of the domestic economy directly depends on the state of health of the able-bodied population, which is designed to ensure the functioning of modern production

© Махонько Маргарита Николаевна, 2021 Ю

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры профпатологии, гематологии и клинической фармакологии 1

(Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского); e-mail: [email protected] )

© Шелехова Татьяна Владимировна, 2021 2

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой профпатологии, гематологии и клини- S ческой фармакологии (Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского); e-mail: [email protected]

© Makhonko Margarita Nikolaevna, 2021

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, the Department of Occupational pathology, hematology and clinical pharmacology (Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky) © Shelekhova Tatiana Vladimirovna, 2021

Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Occupational pathology, hematology and clinical pharmacology (Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky) 241

facilities and the advanced development of certain territories. Objective: to analyze the adequacy of legal approaches to the problem of optimizing the national health care system in terms of ensuring a dynamically developing labor market. Methodology: to substantiate a unified approach to the creation of an integral health care system in the Russian Federation, general scientific methods were used: the structural-functional method, the probabilistic method, the method of specific sociological research. Particular scientific methods were used: the method of comparative legal analysis and the method of legal forecasting. Results: the authors' position on the importance of legal regulation of the procedure for conducting preliminary and periodic medical examinations of the able-bodied population of the country is argued. Conclusions: improving the legal regulation of the health care system in terms of conducting certain types of medical examinations will increase the number of the working-age population with stable medical indicators of health.

Key-words: legal regulation, novelties in legislation, health care system, medical examinations, able-bodied population.

Социальное и экономическое развитие Российской Федерации требует новых подходов к сложившейся системе здравоохранения. При осуществлении модернизации экономики особое внимание будет уделяться качеству здоровья граждан трудоспособного возраста в связи с изменениями в структуре занятости населения, перераспределения трудовых ресурсов по отраслям экономики1. Особенно актуальны эти процессы будут для предприятий, связанных с инновационными и наукоемкими производствами. Современная экономика неминуемо потребует новых направлений в обеспеченности производства кадровым составом не только высокой квалификации, но и с устойчивыми медицинскими показателями здоровья. Так, например, освоение Арктической зоны Российской Федерации будет происходить с привлечением рабочей силы, которая будет способна к межрегиональной мобильности и стабильной адаптации в суровых климатических условиях. В разработанной и утвержденной государственной программе социального и экономического развития Арктической зоны к основным задачам отнесено создание рабочих мест в целях обеспечения объектов инновационных отраслей экономики в данном регионе2. В этой связи пристальное внимание законодателя было обращено к проблемам медицинского обслуживания прибывающего «арктического» трудового контингента.

Повышение значимости сохранения здоровья трудоспособного населения Российской Федерации путем совершенствования системы здравоохранения в части проведения отдельных видов медицинских осмотров потребовало от заинтересованных министерств и ведомств урегулировать их правовую регламентацию [1, с. 69-72]. Министерством здравоохранения Российской Федерации был разработан приказ, утверждающий новый порядок проведения обязательных

1 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724; 2020. № 52, ч. I, ст. 8584.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"». Официальный интернет-портал правовой информации. URL:

242 http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.04.2021).

предварительных и периодических медицинских осмотров1. В Таблице 1 представлены виды медицинских осмотров, цели и сроки их проведения.

Таблица 1

Медицинские осмотры в Российской Федерации

Виды медицинских осмотров

Цели медицинских осмотров

Сроки проведения медицинских осмотров

Предварительный

Обязательные предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу. Основанием является направление, выданное работодателем либо уполномоченным представителем

Предварительный осмотр считается завершенным с момента выдачи медицинского заключения (объем и сроки проведения предварительного осмотра устанавливаются договором между медицинской организацией и работодателем)

Периодический

Периодические осмотры проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Периодичность проведения данных медицинских осмотров определяется: типом вредных производственных факторов; типом опасных производственных факторов; видом выполняемых работ.

Отметим, что к периодическим медицинским осмотрам относится особая категория медицинских осмотров, то есть внеочередные осмотры. Основаниями для проведения внеочередных медицинских осмотров являются:

направление, которое получил работник от работодателя в связи с медицинскими рекомендациями от врачебной комиссии, проводившей периодический медицинский осмотр;

направление, связанное с установлением нетрудоспособности работника [2, с. 383-392].

1 См.: Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29 н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.01.2021). 243

Практика показывает, что с результатами внеочередных медицинских осмотров связано большое количество дел, рассматриваемых в кассационных судах общей юрисдикции. Так, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2020 г. № 88-16507/2020 по делу № 2-3619/2019 было констатировано, что в требовании истицы Красоткиной Ф.Н. следует отказать. Истица ссылалась на то, что по вине ответчика, проводившего внеочередной медицинский осмотр, она была незаконно отстранена от работы и потеряла заработную плату. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 15 августа 2017 г. в удовлетворении требований Красоткиной Ф.Н. о признании незаконным приказа МУП «Центральный рынок» от 13 сентября 2016 г. об отстранении истицы от работы и взыскании денежных средств с 14 сентября 2016 г. по 17 января 2017 г. отказано. Судом апелляционной инстанции установлено, что у работодателя имелись основания для направления Красоткиной Ф.Н. на внеочередной медицинский осмотр. То обстоятельство, что истица освидетельствовалась для установления состояния здоровья, относящегося к подклассу вредности 3.1, тогда как работа истца отнесена к классу вредности условий труда 2, не свидетельствует о необоснованности ее направления на внеочередной медицинский осмотр1.

Недавние новеллы в законодательстве изменили алгоритм проведения предварительных осмотров, которые проводятся в случае поступления на работу. Соискатель получает от работодателя либо его уполномоченного представителя именное направление на предварительный медицинский осмотр. В направлении указываются стандартные сведения: реквизиты работодателя; данные о работодателе в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; реквизиты медицинской организации; основной государственный регистрационный номер; конкретный вид медицинского осмотра; структурное подразделение работодателя; вредные и опасные факторы производства; личные данные соискателя и ряд других сведений.

Соискатель получает направление под роспись. При визите в медицинскую организацию он представляет пакет документов, сформированный по типовым требованиям: направление; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; паспорт; справку о психиатрическом освидетельствовании (в соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации)2; полис обязательного/добровольного медицинского страхования.

Следует отметить, что в компетенцию работодателя входит возможность в организации диспансеризации либо ежегодного профилактического медицинского осмотра в целях получения медицинских данных врачебной комиссией, и которые могут быть использованы при формировании итогового заключения предварительного осмотра.

На соискателя, прошедшего предварительный осмотр, медицинская организация оформляет медицинскую карту с обязательными заключениями врачей-специалистов и результатами лабораторных исследований.

1 См.: Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2020 г. № 8816507/2020 по делу № 2-3619/2019. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонстультантПлюс».

2 См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 9 марта 244 2021 г.) // Собр. законодательства. Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 3; 2021. № 11, ст. 1699.

Предварительный осмотр завершается выдачей заключения, включающего все показания в объеме, определенном в договоре, сторонами которого являются потенциальный работодатель и медицинская организация.

Заключение оформляется в трех экземплярах (за подписью председателя врачебной комиссии) и заверяется печатью медицинской организации. В течение пяти рабочих дней заключение передается трем адресатам: соискателю, который поступает на определенную работу; потенциальному работодателю;

медицинской организации, в которой будет находиться медицинская карта соискателя.

В Таблице 2 представлен перечень вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых работники в обязательном порядке направляются на периодические медицинские осмотры1.

Таблица 2

Вредные (опасные) производственные факторы и условия труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Производственные факторы: вредные либо опасные Условия труда: вредные либо опасные

Химические факторы (бром, хлор, йод, сера, фтор, мышьяк, пестициды, инсектициды, гербициды) Биологические факторы (ферментные препараты, биостимуляторы, аллергены для диагностики и лечения, возбудители инфекционных заболеваний ) Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли (аэрозоли металлов и кремния, силикатсодер-жащие пыли) Физические факторы (ионизирующие излучения, электрическое и магнитное поле) Факторы трудового процесса (напряженность трудового процесса: сенсорные нагрузки, работа с оптическими приборами; нагрузка на голосовой аппарат) Работы на высоте Работа в качестве крановщика Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок Подземные работы Водолазные работы Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера Работы, выполняемые аварийно-спасательной службой Управление наземными транспортными средствами

хс а

В особую категорию работников выделяются молодые люди в возрасте до 21 М года, которые допускаются к работам с вредными (опасными) условиями труда. I В данном случае периодические осмотры являются ежегодными [3, с. 17-21]. 3

Работодатель формирует список работников, направляемых на периодический 44 медицинский осмотр с указанием профессии и должности работника в соот- 2 ветствии со штатным расписанием организации. К направлению прилагается 1 перечень вредных производственных факторов и работ на основе специальной

1 См.: Приказ Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31 декабря 2020 г. «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 29.01.2021). 245

оценки условии труда, характерных для определенных отраслей промышленности.

Далее работодатель обязан оформить поименные списки работников с подробными индивидуальными сведениями: фамилия, имя, отчество работника; профессия и должность работника; стаж работы в организации и в указанной должности; наименование структурного подразделения организации: полный перечень вредных производственных факторов или видов работ.

В соответствии с регламентами поименные списки должны быть подготовлены за 2 месяца до проведения периодического медицинского осмотра. Направление на медосмотр вручается работнику также в индивидуальном порядке. Медицинская организация разрабатывает и направляет работодателю на согласование календарный план проведения периодического медицинского осмотра [4, с. 213-219].

В обязанности работника входит прибытие в медицинскую организацию для прохождения периодического медицинского осмотра в день, установленный календарным планом.

Следует подчеркнуть, что периодический осмотр считается завершенным с момента оформления официального заключения, которое состоит из результатов лабораторных и функциональных исследований, адекватных перечню вредных (опасных) производственных факторов и вредных (опасных) условий труда, характерных для предприятий той или иной отрасли промышленности [5, с. 39-45].

На практике возникают ситуации, когда врачебная комиссия сомневается в правильности оценки результатов состояния здоровья работника, и в определе-я нии его профпригодности. Работнику с неустановленным диагнозом выдается

0

? справка о срочном дополнительном осмотре. В адрес организации поступает а информация о том, что их сотрудник не прошел периодический осмотр и на-| правляется на дополнительное углубленное медицинское обследование.

1 В случаях затруднений в оценке результатов осмотра и определении профес-| сиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием I работнику выдается справка о необходимости дополнительного медицинского | обследования. Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, | работник считается не прошедшим периодический осмотр с учетом выявленных § заболеваний (состояний) и медицинских противопоказаний к осуществлению | отдельных видов работ [6, с. 99-105].

| Итоговое заключение периодического медицинского осмотра составляется

| в пяти экземплярах:

& один экземпляр выдается работнику в течение пяти рабочих дней;

!| второй экземпляр остается в медицинской карте, которую «ведут» в меди-

¡5 цинской организации, проводившей медицинский осмотр; § третий поступает работодателю;

| четвертый направляется в медицинское учреждение (по месту жительства

| работника либо по ведомственному принципу);

пятый высылается в Фонд социального страхования.

В целях обеспечения защиты персональных данных гражданина медицинское заключение следует передавать с помощью защищенных каналов связи.

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда врачебная комиссия выявляет медицинские противопоказания для конкретного работника и направляет 246 его в специализированную медицинскую организацию на предмет прохождения

экспертизы профессиональной пригодности. В дальнейшем по результатам экспертизы работник получает рекомендации для профилактики заболевания (профессионального заболевания). При определенных медицинских показаниях работнику рекомендуются дальнейшие медицинские наблюдения, лечение и медицинская реабилитация. Назначенные курсы лечения и реабилитации подробно отражаются в медицинской карте работника. В каждом конкретном случае работодатель использует результаты медицинского осмотра в процедуре установления вхождения работника в группу риска развития профессиональных заболеваний [7, с. 11-15].

Внедрение цифровых технологий в систему здравоохранения Российской Федерации значительно упрощает процедуру доступа медицинской организации в единую государственную информационную систему. Именное заключение о прохождении работником периодического медицинского осмотра переходит в форму электронного документа и хранится на основании установленного порядка в организации документооборота. Вся медицинская документация (электронный документ) о работнике передается в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в течение пяти рабочих дней. В целях совершенствования системы электронного документооборота был разработан и зарегистрирован приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов»1. Новый приказ направлен на решение сразу трех организационных вопросов:

медицинские учреждения будут избавлены от ведения «бумажной» первичной медицинской документации;

медицинские работники смогут использовать высвободившееся рабочее время на качественное медицинское обслуживание своих пациентов;

на портале государственных услуг граждане Российской Федерации будут получать оперативную и полную информацию, занесенную в индивидуальные электронные медицинские карты.

За медицинской организацией сохраняется право выбора на частичный либо полный переход к системе электронного документооборота. Руководство медицинских организаций может на основе принципа целесообразности определять сроки перехода на электронный документооборот, а также согласовать виды документов, которые должны быть переведены в цифровой формат, тем самым закрепляя юридически значимый современный документооборот. Тем не менее за пациентом сохраняется возможность подать заявку на дублирование личных медицинских документов в бумажном варианте, которая будет удовлетворена медицинской организацией в течение одного рабочего дня.

Таким образом, новые приказы Министерства Здравоохранения Российской Федерации определяют правовой статус электронного документооборота в целях оптимизации процессов проведения отдельных видов медицинских осмотров.

1 См.: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. № 947н «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов» (зарегистрировано в Минюсте России 12 января 2021 г. № 62054). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 247

Библиографический список

1. Тяпухин C.B. Когда медосмотры обязательны? // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2018. № 2. С. 69-72.

2. Павлова A.A., Яровая C.H., Конева Т.А., Федорченко А.Н., Янно Л.В. Анализ результатов периодических медицинских осмотров работников объектов по уничтожению химического оружия // Медицина экстремальных ситуаций. 2019. № 21(3). С. 383-392.

3. Кругликова Н.В. Пути совершенствования качества обязательных периодических медицинских осмотров, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 4. С. 17-21.

4. Махонько М.Н., Шкробова Н.В., Махонько Н.И., Гамидова 3.C., Шелехова Т.В. Деятельность врача-профпатолога в условиях нового законодательства // Modern Science. 2020. № 2. Ч. 1. С. 213-219.

5. Жукова А. Медосмотр: как все на практике // Трудовое право. 2018. № 12. С. 39-45.

6. Фадеев Г.А., Гарипова Р.В., Архипов Е.В., Михопарова О.Ю., Берхеева З.М., Ощепкова О.Б., Сафина К.Р. Роль периодических осмотров в профилактике профессиональных и соматических заболеваний // Вестник современной клинической медицины. 2019. Т. 12. Вып. 4. С. 99-105.

7. Талыкова Л.В., Гущин И.В. Связь патологии костно-мышечной системы с профессией у рабочих подземных рудников Арктической зоны Российской Федерации // Экология человека. 2017. № 7. С. 11-15.

References

1. Tyapukhin S.V. When Are Medical Examinations Mandatory? // Personnel Department of a state (municipal) institution. 2018. No. 2. P. 69-72.

2. Pavlova A.A., Yarovaya S.N., Koneva T.A., Fedorchenko A.N., Yanno L.V. Analysis of 3 the Results of Periodic Medical Examinations of Workers of Chemical Weapons Destruc? tion Facilities // Medicine of extreme situations. 2019. No. 21(3). P. 383-392.

3 3. Kruglikova N.V. Ways to Improve the Quality of Mandatory Periodic Medical Ex-

™ aminations, Employed at Work with Harmful and Dangerous Working Conditions. 2015.

* No. 4. P. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 4. Makhonko M.N., Skrobova N.V., Makhonko N.I., Hamidova Z.S., Shelekhova T.V.

f Activities of Occupational Physicians In Terms of New Legislation // Modern Science. >| 2020. No. 2. Part 1. P. 213-219.

I 5. Zhukov A. Physical: as All the Practice // Labor Law. 2018. No. 12. P. 39-45.

I 6. Fadeev G.A., Garipova R.V., Arkhipov E.V., Mikhoparova O.Yu., Berheeva Z.M.,

i" Oschepkova O.B., Safina K.R. The Role of Periodic Examinations in the Prevention of 1 Occupational and Somatic Diseases. 2019. Vol. 12. Issue 4. P. 99-105. £ 7. Talykova L.V., Gushchin I.V. Connection of Pathology of the musculoskeletal System

! with the Profession of Workers of Underground Mines in the Arctic Zone of the Russian f Federation // Human ecology. 2017. No. 7. P. 11-15.

5 S

O

*

u CO O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.