Научная статья на тему 'Правовой механизм реализации создания устойчивых систем здравоохранения'

Правовой механизм реализации создания устойчивых систем здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / правовое обеспечение / модели систем здравоохранения / международное сотрудничество / legal regulation / legal support / models of health systems / international cooperation.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махонько Николай Иванович, Ерохина Татьяна Вячеславовна, Тарасова Елена Анатольевна

Введение: обеспечение национальных интересов и реализация стратегических национальных приоритетов в области здравоохранения проходят при полноценном и активном сотрудничестве Российской Федерации с Общеевропейской комиссией по вопросам здоровья и устойчивого развития Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения. Результатом данного взаимодействия стали разработка и внедрение инноваций в создание устойчивой системы здравоохранения страны. Цель: проанализировать процесс модернизации здравоохранения Российской Федерации через процедуры совершенствования национальной нормативной правовой базы в сфере создания устойчивой системы здравоохранения. Методологическая основа: обоснование необходимости создания устойчивой системы здравоохранения Российской Федерации построено на следующей методологической основе: общенаучный метод и специальные методы познания (такие как сравнительно-правовой, эколого-юридический и эмпирический). Результаты: аргументирована позиция авторов в связи с реализацией правового механизма создания устойчивых систем здравоохранения на национальном и международном уровнях. Выводы: динамичное развитие международного взаимодействия государств в сфере обеспечения биологической и санитарно-эпидемиологической безопасности потребует от законодателя новой структуры международных правовых и рекомендательных актов в целях создания устойчивых систем здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Махонько Николай Иванович, Ерохина Татьяна Вячеславовна, Тарасова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation Mechanism for Creating Sustainable Health Systems

Background: еnsuring national interests and implementing strategic national priorities in the field of health are carried out with the full and active cooperation of the Russian Federation with the Pan-European Commission on Health and Sustainable Development of the World Health Organization Regional Office for Europe. The result of this interaction was the development and implementation of innovations in the creation of a sustainable health system in the country. Objective: to analyze the process of modernization of healthcare in the Russian Federation through the procedures for improving the national regulatory framework in the field of creating a sustainable healthcare system. Methodology: the rationale for the need to create a sustainable health care system in the Russian Federation is based on the following methodological basis: general scientific method and special methods of knowledge, such as comparative legal, environmental-legal and empirical. Results: the authors’ position in connection with the implementation of the legal mechanism for creating sustainable health systems at the national and international levels is reasoned. Conclusions: the dynamic development of international cooperation between states in the field of biological and sanitary-epidemiological safety will require the legislator to create a new structure of international legal and advisory acts in order to create sustainable health systems.

Текст научной работы на тему «Правовой механизм реализации создания устойчивых систем здравоохранения»

ИНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

DOI 10.24412/2227-7315-2021-3-234-240 УДК 340.132

Н.И. Махонько, Т.В. Ерохина, Е.А. Тарасова

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Введение: обеспечение национальных интересов и реализация стратегических национальных приоритетов в области здравоохранения проходят при полноценном и активном сотрудничестве Российской Федерации с Общеевропейской комиссией по вопросам здоровья и устойчивого развития Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения. Результатом данного взаимодействия стали разработка и внедрение инноваций в создание устойчивой системы здравоохранения страны. Цель: проанализировать процесс модернизации здравоохранения Российской Федерации через процедуры совершенствования национальной нормативной правовой базы в сфере создания устойчивой системы здравоохранения. Методологическая основа: обоснование необходимости создания устойчивой системы здравоохранения Российской Федерации построено на следующей методологической основе: общенаучный метод и специальные методы познания (такие как сравнительно-правовой, эколого-юридический и эмпирический). Результаты: аргументирована позиция авторов в связи с реализацией правового механизма создания устойчивых систем здравоохранения на национальном и международном уровнях. Выводы: динамичное развитие международного взаимодействия государств в сфере обеспечения биологической и санитарно-эпидемиологической безопасности потребует от законодателя новой структуры международных правовых и рекомендательных актов в целях создания устойчивых систем здравоохранения.

Ключевые слова: правовое регулирование, правовое обеспечение, модели систем здравоохранения, международное сотрудничество.

0 © Махонько Николай Иванович, 2021

>g Доктор медицинских наук, профессор кафедры земельного и экологического права (Саратовская госу-

5 дарственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

¡5 © Ерохина Татьяна Вячеславовна, 2021

§ Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового права (Саратовская государ" ственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

1 © Тарасова Елена Анатольевна, 2021

S Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Makhonko Nikolai Ivanovich, 2021

Doctor of medical sciences, Professor, the Department of Land and environmental law (Saratov State Law Academy)

© Erokhina Tatyana Vyacheslavovna, 2021

Candidate of law, Associate Professor, Head of the Department of Labor law (Saratov State Law Academy) © Tarasova Elena Anatolyevna, 2021 234 Senior Lecturer, the Department of Land and environmental law (Saratov State Law Academy)

N.I. Makhonko, T.V. Erokhina, E.A. Tarasova

IMPLEMENTATION MECHANISM FOR CREATING SUSTAINABLE HEALTH SYSTEMS

Background: ensuring national interests and implementing strategic national priorities in the field of health are carried out with the full and active cooperation of the Russian Federation with the Pan-European Commission on Health and Sustainable Development of the World Health Organization Regional Office for Europe. The result of this interaction was the development and implementation of innovations in the creation of a sustainable health system in the country. Objective: to analyze the process of modernization of healthcare in the Russian Federation through the procedures for improving the national regulatory framework in the field of creating a sustainable healthcare system. Methodology: the rationale for the need to create a sustainable health care system in the Russian Federation is based on the following methodological basis: general scientific method and special methods of knowledge, such as comparative legal, environmental-legal and empirical. Results: the authors' position in connection with the implementation of the legal mechanism for creating sustainable health systems at the national and international levels is reasoned. Conclusions: the dynamic development of international cooperation between states in the field of biological and sanitary-epidemiological safety will require the legislator to create a new structure of international legal and advisory acts in order to create sustainable health systems.

Key-words: legal regulation, legal support, models of health systems, international cooperation.

К реалиям современного мира относится смена полицентричных основ в меж- н

и

дународных отношениях, связанных с пандемией COVID-19, когда подверглись а испытаниям национальные системы здравоохранения различных государств. о

Стремительное распространение коронавирусной инфекции усложнило струк- к

о

туру международных отношений и международного сотрудничества в области о' медицины, фармакологической промышленности и научно-исследовательской а деятельности. В данном случае ярко проявились особенности национальных |

моделей систем здравоохранения, которые выявили противоречия, связанные нн

о

с различием в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия на- Ю селения сопредельных стран в условиях пандемии. Международные отношения и

в этот период характеризовались конфликтными ситуациями, связанными с с

к

тем, что отдельные государства агрессивно продвигали свои терапевтические а методы, лекарственные препараты и вакцины, что в ряде случаев приводило к д

е

трудностям процесса международного сотрудничества в целях предотвращения | роста заболеваемости. №

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) 1 предпринимает значительные усилия по снижению уровня доминирования от- 5 дельных европейских государств в процессе формирования основных принципов 2 создания устойчивой международной системы здравоохранения.

Следует отметить, что Российская Федерация активно участвует в международном сотрудничестве в целях охраны здоровья граждан в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Данная организация предложила всем государствам поставить задачу сохранения жизни и здоровья человека в качестве приоритетного направления в глобальной повестке дня и основного вектора обеспечения устой- 235

чивого социального развития современных государств. Российская Федерация демонстрирует заинтересованность в поддержании конкретного и взаимовыгодного диалога с Европейским Союзом по актуальным вопросам практического взаимодействия в сфере здравоохранения1.

В целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов в области здравоохранения министр здравоохранения России М. Мурашко в марте 2021 года поддержал совместное заявление Общеевропейской комиссии по вопросам здоровья и устойчивого развития Европейского регионального бюро ВОЗ от имени Российской Федерации. По мнению министра требуется переломить тревожную тенденцию с распространением COVID-19 за счет совершенствования оперативного взаимодействия по основным вопросам здравоохранения в двустороннем и многостороннем форматах. В этой связи большим достижением становится создание Общеевропейской комиссии по вопросам здоровья и устойчивого развития, действующей под патронажем Европейского регионального бюро ВОЗ. В рамках созданной комиссии предлагается внедрить многосекторальный режим в ликвидации чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. В этих целях будет расширен подход к определению источников финансирования устойчивых систем здравоохранения и разработана методика внедрения наукоемких инноваций в медицину2. Российскую Федерацию в Общеевропейской комиссии по вопросам здоровья и устойчивого развития представляет Председатель ВЭБ (государственной корпорации развития РФ) Игорь Шувалов. Отметим, что группа ВЭБ объединяет известные институты развития: Роснано, Фонды «Сколково», «Развития промышленности» и «Содействия инновациям» и ряд др.3

Ряд ученых отмечает, что показатели уровня здоровья населения определяют эффективность социальной политики любого государства4. Соответственно, состояние здоровья населения является результатом сбалансированной системы здравоохранения и внедрения отработанных методик финансового обеспечения в целях гарантирования доступности высокотехнологичной медицины для всех социальных категорий населения [1, с. 118-125]. Среди основных принципов системы здравоохранения Российской Федерации выделяют следующие: равные гарантии защиты здоровья граждан; доступность качественной медицинской помощи; инновационное развитие здравоохранения;

правовое регулирование порядка оказания медицинской помощи; правовое регулирование установления новейших стандартов в оказании медицинской помощи;

разработка и внедрение мероприятий профилактической направленности.

" 1 См.: Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внеш-

! ней политики Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 49, J ст. 6886.

2 См.: Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. URL: https://minzdrav.gov. ru/ (дата обращения: 09.04.2021).

3 См.: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 22, ст. 2562; 2020. № 31, ч. I, ст. 5051.

4 См.: Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы

236 «КонсультантПлюс».

Российский законодатель работает в направлении гармонизации национальной нормативной правовой базы в сфере здравоохранения с учетом мировых тенденций. В целях стабилизации и модернизации системы здравоохранения Российской Федерации используется методика ВОЗ. В основе указанной методики заложена аналитика деятельности всех медицинских организаций, уровня квалификации медицинских кадров и перечней мероприятий в сфере восстановления (поддержания) основных медицинских показателей здоровья населения. Эксперты ВОЗ предлагают рассматривать систему здравоохранения любого государства на основе двух составляющих: цели и блоки. В таблице представлены флагманские критерии качества современных систем здравоохранения (цели и блоки системы здравоохранения).

Отдельные критерии качества системы здравоохранения

Цели системы здравоохранения Блоки системы здравоохранения

Улучшение здоровья населения Предлагаемые услуги: безопасные, качественные, индивидуальные и общественные

Адекватность национальной системы здравоохранения потребностям населения страны Медицинский персонал: квалифицированный, компетентный, отзывчивый и в достаточном количестве для медицинских учреждений

Финансовое возмещение материальных затрат на лечение Обеспеченность медицинскими препаратами и современными вакцинами

Эффективность предлагаемых методик лечения Внедрение информационных технологий в здравоохранение

Особое внимание специалистов направлено на разработку и внедрение информационных технологий в целях устойчивого функционирования систем здравоохранения на национальном и международном уровнях. В современных условиях информационные технологии являются источником достоверной и оперативной информации по основным детерминантам здравоохранения в различных отраслях прогрессивной медицины. Так, особый интерес вызывает европейская инициатива в области информации здравоохранения (далее — ЕИИЗ), то есть специализированная сеть ВОЗ при активном участии международных партнеров, которая ставит своей целью укрепление системы здравоохранения в странах Евросоюза с помощью информационных технологий. Общеевропейская комиссия по вопросам здоровья и устойчивого развития Европейского регионального бюро ВОЗ выступила с предложением о дальнейшем развитии международного сотрудничества в области информации здравоохранения. В широком смысле определение «информация здравоохранения» распространяется на все виды информации, которые относятся к сфере здравоохранения, и способствуют выработке единых подходов к решению проблем общественного здравоохранения. В узком смысле данную дефиницию следует охарактеризовать как совокупность мониторинга и отчетности в медицинской отрасли. На основе анализа данных системы информации здравоохранения оперативно разрабатываются эффективные механизмы стратегического руководства здравоохранением, нормативно-правовые структуры обеспечения согласованной деятельности медицинских организаций на международном уровне, а также укрепления межорганизационного сотрудничества в сфере общественного здравоохранения. Указанная европейская инициатива в области информации здравоохранения сосредотачивает в своих

базах значительные объемы медицинской информации и научных разработок. Специалисты по информационным технологиям обобщают данную информацию, дополняют новыми фактами и делают доступными как для профессиональных пользователей, так и для широких слоев населения. К выработке информации предъявляются конкретные и обоснованные требования:

повышение доступности и скорости распространения информации для различных медицинских учреждений и организаций;

наращивание институционально-кадрового потенциала, владеющего современными компетенциями в различных сегментах систем здравоохранения;

определение методик для выработки стратегий в области информации здравоохранения;

развитие коммуникации в системе здравоохранения через взаимодействие всех участников системы здравоохранения (управленческий аппарат, медицинские работники и пациенты).

В Российской Федерации триггером развития цифровых технологий в области здравоохранения стали востребованность в телемедицинских технологиях, ограниченные возможности в обращении к узким специалистам и низкий уровень доступности медицинской помощи населению удаленных регионов страны [2, с. 17-22]. Перспективным направлением цифровизации системы здравоохранения является внедрение инновационных технологий искусственного интеллекта. В российском законодательстве закреплены регламенты медицинских мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья трудоспособного населения: профилактические осмотры, специальные виды осмотров (предва-я рительные, периодические и внеочередные) и диспансеризация [3, с. 213-219].

0

? Таким образом, медицинские работники сталкиваются с проблемой обработки а значительных объемов результатов высокотехнологичных исследований. Без | применения искусственного интеллекта невозможна оперативная и качественная

1 оценка состояния здоровья пациента, выявление различного рода патологий и | своевременного назначения адекватного лечения. Справедливая критика отно-I сительно применения 1Т-технологий касалась, в основном, «столичной» локации § медицинских учреждений, оснащенных современной техникой и имеющих в | своих штатных расписаниях специалистов в области применения искусственного § интеллекта. В настоящее время география применения подобных технологий

значительно расширилась. Совершенствование системы государственного управ-| ления здравоохранением приобретает черты промышленного производства, по-| скольку прослеживаются так называемые, управленческая и технологическая линейки: деятельность государственных органов специальной компетенции — | медицинские организации различного профиля и уровня — медицинский ра-¡5 ботник — пациент — специалисты 1Т-технологий. Тем не менее практические § работники отмечают отсутствие полноценного правового регулирования в | рассматриваемой сфере, что приводит к сбоям в логистике по обмену информа-| цией между медицинскими организациями, это отрицательно сказывается на документообороте и качестве оказываемых услуг. Ведомства, осуществляющие контрольно-надзорные функции, в своей деятельности сталкиваются с проблемой несоответствия правового регулирования данных общественных отношений и уровню запросов современного общества [4, с. 18-27].

Социальные и экономические результаты развития Российской Федерации, 238 форс-мажорные обстоятельства, связанные с распространением коронавирусной

инфекции показали объективную необходимость расширения государственно-частного партнерства в области здравоохранения1. Действительно, во время вспышки COVID-19 многие частные клиники активно поддержали усилия государства по ликвидации последствий пандемии наличием высококвалифицированных кадров, используемым современным оборудованием и созданием дополнительных койко-мест для лечения больных в стационарных условиях. Целесообразность государственно-частного партнерства позволяет выполнять задачи публично-правовых образований в области здравоохранения и в вариативности предоставления медицинских услуг. Ключевое значение государственно-частного партнерства проявляется в оптимизации сотрудничества между государственными медицинскими учреждениями и частными медицинскими учреждениями, которые своей деятельностью способствуют созданию и функционированию устойчивой системы здравоохранения Российской Федерации. Анализ результатов государственно-частного партнерства в медицине выявил недостаточную разработанность законодательной базы на региональном и федеральном уровнях, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности системы здравоохранения.

Таким образом, необходимо перейти к оперативной разработке и внедрению механизмов правового регулирования в рассматриваемых общественных отношениях. Отставание в правовом обеспечении функционирования медицинской отрасли может негативно сказаться на качестве и доступности медицинской помощи населению РФ. В последние годы медицина как отрасль требует более глубоких подходов: соединения достижений естественных наук с наработками в области физики, математики и прикладной математики. Действительно, наукоемкое медицинское оборудование, телемедицина и IT-технологии составляют техническую базу для формирования устойчивых систем здравоохранения в современном мире. Достижения системы здравоохранения того или иного государства неминуемо носят транспарентный и равноправный характер без чего невозможно эффективное международное сотрудничество в области сохранения жизни и здоровья населения как на национальном, так и международном уровнях. Следовательно, динамичное развитие международного взаимодействия государств для обеспечения биологической и санитарно-эпидемиологической безопасности требует от законодателя новой структуры международных правовых и рекомендательных актов в целях создания устойчивых систем здравоохранения.

Библиографический список

1. Лайченкова H.H., Нефедова С.А. Проблемы становления института государственно-частного партнерства в системе здравоохранения Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 1. С. 118-125.

2. Платонова Н.И. Цифровизация системы здравоохранения в период пандемии // Юрист. 2021. № 1. С. 17-22.

3. Махонько М.Н., Шкробова Н.В., Махонько Н.И., Гамидова З.С., Шелехова Т.В. Деятельность врача-профпатолога в условиях нового законодательства // Modern Science. 2020. № 2-1. С. 213-219.

1 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724. 239

4. Блохин П.Д. Пять тезисов о роли практики Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования здравоохранения // Медицинское право. 2020. № 1. С. 18-27.

References

1. Laichenkova N.N., Nefedova S.A. Problems of Formation of the Institute of Public-Private Partnership in the Healthcare System of the Russian Federation. 2017. No. 1. P. 118-125.

2. Platonova N.I. The Digitalization of the Healthcare System During a Pandemic // Lawyer. 2021. No. 1. Р. 17-22.

3. Makhonko M.N., Skrobova N.V., Makhonko N.I., Hamidova Z.S., Shelekhova T.V. Activities of Occupational Physicians In Terms of the New Legislation // Modern Science. 2020. No. 2-1. P. 213-219.

4. Blokhin P.D. Five Theses on the Role of the Practice of the Constitutional Court of the Russian Federation in the System of Legal regulation of Healthcare // Medical law. 2020. No. 1. Р. 18-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.