Казанского юридического института МВД России
№ 3(29)2017
УДК 341.231.14
DOI:10.24420/KUI.2017.3(29).7369
Р.В. Нигматуллин, Р.Р. Сулейманова
реализация права человека на здоровье как фундаментальная
основа существования современного государства1
IMPLEMENTATION OF THE HUMAN RIGHTS ON HEALTH AS A FUNDAMENTAL BASIS OF THE EXISTENCE OF THE MODERN STATE
Введение: реализация права человека на здоровье является фундаментальной основой существования современного государства. Благополучие человека неразрывно связано с решением политических и социально-экономических проблем, поэтому право на охрану здоровья признается в качестве конституционной цели в большинстве стран мира.
материалы и методы: в ходе работы над статьей применялись сравнительно-правовой и статистический методы научного анализа.
Результаты исследования: в последнее десятилетие Российская Федерация как правовое государство среди множества векторов развития в качестве приоритетного направления рассматривает законодательное обеспечение права человека на здоровье. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации также предполагает повышение качества жизни и укрепление здоровья населения. В связи с этим необходимы дальнейшая имплементация норм международного права в российское законодательство и совершенствование механизма их реализации.
обсуждение и заключения: выявлен ряд отрицательных факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан, к числу которых относятся недостатки в реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан. Отмечается наличие проблем в практической реализации международно-правовых и внутригосударственных нормативных документов.
Ключевые слова: право на здоровье, ООН, ВОЗ, наркомания, медицинская помощь, здравоохранение, медицинские услуги, профилактика, качество жизни, старение.
Для цитирования: Нигматуллин Р.В., Сулейманова Р.Р. Реализация права человека на здоровье как фундаментальная основа существования современного государства // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 7, № 3. С. 8 - 15. DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7369.
Introduction: the realization of the human right to health is the fundamental basis for the existence of a modern state. Human well-being is inextricably connected with the solution of political and socio-economic problems, therefore the right to health is recognized as a constitutional goal in most countries of the world.
Materials and Methods: comparative legal and statistical methods of scientific analysis were applied.
Results: in lust decade the Russian Federation as a law-governed state, as a priority area, considers the legislative provision of the human right to health. The national security strategy of the Russian Federation also presupposes the improvement of the quality of life and the strengthening of public health. In this regard, the further implementation of international law in Russian legislation and the improvement of the mechanism of their implementation are necessary.
Discussion and Conclusions: the number of negatory factors that negatively affect the national security in the sphere of protecting the health of citizens are the shortcomings in the implementation of the state policy in the field
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках регионального конкурса «Урал: история, экономика, культура - Республика Башкортостан» (проект № 16-13-02004).
of protecting the health of citizens. There are problems in the practical implementation of international legal and domestic regulatory documents.
Key words: the right to health, the UN, WHP, drug addiction, medical care, public health, medical services, prevention, quality of life, aging.
For citation: Nigmatullin R.V., Suleimanova R.R. Implementation ofthe Human Rigths on Health as a Fundamental Basis of the Existence of the Modern State // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2017. T. 7, № 3. C. 8 - 15. DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7369.
Введение
Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Доктринальные документы Российской Федерации, регламентирующие развитие государства и общества в долгосрочной перспективе, также отводят вопросам обеспечения права человека на здоровье достаточно важное место.
Результаты исследования
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года, оценивая угрозы для России, отмечает осложнение мировой демографической ситуации, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности, распространение эпидемий, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами1. В связи с этим в числе национальных интересов стратегия определяет «повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны»2. Обеспечение данного положения осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов: здравоохранение, повышение качества жизни российских граждан, экология живых систем и рациональное природопользова-ние3. Стратегия национальной безопасности нацеливает на создание условий для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни. Стратегическими целями долгосрочной государственной политики в сфере охраны здоровья граждан являются:
- увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;
- повышение доступности и качества медицинской помощи;
- совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
- соблюдение прав граждан в сфере охраны
здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий4.
В качестве угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья обозначены возникновение эпидемий и пандемий, массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм, увеличение случаев травматизма и отравлений, доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления. В качестве отрицательных факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан, стратегия указывает на недостатки в реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, в частности, в обеспечении доступности медицинской помощи и реализации гарантий ее оказания населению, несовершенство системы медицинского страхования, недостаточное финансирование системы высокотехнологичной медицинской помощи и низкий уровень квалификации медицинских работников. Также не закончено формирование нормативно-правовой базы в сфере охраны здоровья граждан.
Государственная политика в сфере охраны здоровья граждан, в соответствии со стратегией, должна заключаться в профилактике заболеваний, предотвращении роста заболеваний, представляющих опасность для окружающих, повышении доступности для населения медицинской помощи, повышении эффективности и качества медицинских услуг, снижении уровня инвалидности, разработке и внедрении новых медицинских технологий и лекарственных средств.
Военная доктрина Российской Федерации от 25 декабря 2015 года, в свою очередь, предполагает повышение уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и ор-
'Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 14.07.2017).
2Там же.
3Там же.
4Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 14.07.2017).
ганов; реализацию установленных федеральным законодательством социальных гарантий повышения качества их жизни1.
В Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 года отмечается, что Россия активно участвует в международном сотрудничестве в области охраны здоровья граждан, осуществляемом при ведущей роли Всемирной организации здравоохранения, рассматривая сохранение жизни и здоровья человека в качестве одного из приоритетов глобальной повестки дня и важного фактора обеспечения устойчивого социально-экономического развития2. Таким образом, реализация права человека на здоровье является важным фактором обеспечения стабильности государства, его обороноспособности и международного авторитета.
К проблеме здоровья человечество обращалось на протяжении значительной части своей истории. Однако лишь после создания ООН можно говорить о формировании международно-правовых основ обеспечения права человека на здоровье. В 1946 году был принят Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), хотя история самой организации ведет отчет с 1948 года. Образование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) как особой организации ООН определило не только обязанности самой организации, но и здоровье как фундаментальное право человека, которое заслуживает правовой защиты [1].
Устав ВОЗ расшифровывает понятие «здоровье» как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов3. Право человека на здоровье получило закрепление в универсальных международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
На протяжении последующих десятилетий под эгидой ООН были сформированы стандарты обеспечения права на охрану здоровья, которые впоследствии были закреплены в международных документах, касающихся отдельных категорий лиц либо регулирующих отдельные сферы общественных отношений. К первой группе необходимо отнести Декларацию о правах умственно отсталых лиц 1971 года, Декларацию о правах инвалидов
1975 года, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцию о правах ребенка 1989 года, Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 2000 года, Конвенцию о правах инвалидов 2006 года.
Вторая группа объединяет международно-правовые акты, непосредственно связанные с регламентацией обеспечения здоровья отдельных индивидов и населения в определенных условиях: это вооруженные конфликты (Женевские конвенции 1949 года и др.); трудовые взаимоотношения граждан (Конвенция МОТ по условиям труда 1977 года, Конвенция МОТ по профессиональному здоровью и безопасности условий труда 1981 года и др.); экологическая безопасность (Стокгольмская конвенция по охране окружающей среды 1982 года; Конвенция по ядерной безопасности 1994 года и др.); отправление правосудия (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года и др.); научно-исследовательская деятельность (Декларация об использовании научного и технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 года, Декларация ЮНЕСКО по правам человека и геному человека 1997 года и др.).
К концу ХХ - началу XXI века государствами мира были приняты региональные документы, обеспечивающие права человека в самом широком смысле и предусматривающие в том числе и право на здоровье. Многие государства достигли серьезных успехов в исследуемой области. Это позволило им перейти на более высокий уровень реализации права человека на здоровье путем принятия специальных программ и стратегий. В Российской Федерации в 2005 году был принят Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи.
В 2000 году состоялся саммит ООН, который принял Декларацию тысячелетия. Она определила Цели развития тысячелетия (ЦРТ) в восьми областях: борьба с крайней нищетой и голодом, обеспечение всеобщего начального образования, достижение равенства полов, уменьшение детской смертности, обеспечение охраны материнства, борьба с болезнями, защита окружающей среды и
'Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ № Пр-2976). URL: http://base.garant.ru/70830556/ (дата обращения: 14.07.2017).
2Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 14.07.2017).
3Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/governance/eb/ constitution/ru/ (дата обращения: 14.07.2017).
осуществление глобального партнерства в целях развития. Благодаря реализации мер по выполнению ЦРТ более чем миллиард человек на планете смогли вырваться из крайней нищеты и добиться серьезных успехов в борьбе с голодом.
25 сентября 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Цели устойчивого развития (ЦУР), обозначенные на саммите, явились продолжением Целей развития тысячелетия. Глобальная программа по ликвидации бедности 2015 года определила 17 целей в области устойчивого развития, 12 из которых прямо или косвенно связаны с обеспечением права на здоровье. Непосредственно вопросам развития здравоохранения посвящена цель 3 программы «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», которая, в свою очередь, конкретизируется в девяти задачах.
Задача 1 предполагает снижение к 2030 году глобального коэффициента материнской смертности до менее 70 случаев на 100 тыс. живорождений.
Задача 2 - к 2030 году положить конец предотвратимой смертности новорожденных и детей в возрасте до пяти лет. При этом все страны должны стремиться уменьшить неонатальную смертность до не более 12 случаев на 1 тыс. живорождений; а смертность среди детей в возрасте до пяти лет до не более 25 случаев на 1 тыс. живорождений.
Задача 3 - к 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии и тропических болезней, обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями.
Задача 4 - к 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия.
Задача 5 - улучшить профилактику и лечение зависимости от психоактивных веществ, в том числе злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем.
Задача 6 - к 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий.
Задача 7 - к 2030 году обеспечить всеобщий доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информирование и просвещение,
учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах.
Задача 8 - обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, доступ к качественным основным медико-санитарным услугам и доступ для всех к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам.
Задача 9 - к 2030 году существенно сократить количество случаев смерти и заболеваний в результате воздействия опасных химических веществ и загрязнения и отравления воздуха, воды и почв1.
Повестка дня в области устойчивого развития, помимо конкретных показателей, которые предстоит выполнить к 2030 году, призывает все страны активизировать осуществление Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Отдельно учтены потребности развивающихся стран. Так, ООН призывает государства оказывать содействие исследованиям и разработкам вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных болезней, которые, в первую очередь, затрагивают развивающиеся страны, обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств и вакцин в соответствии с Дохинской декларацией «Соглашение по ТРИПС и общественное здравоохранение», в которой подтверждается право развивающихся стран в полном объеме использовать положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в отношении проявления гибкости для целей охраны здоровья населения и, в частности, обеспечения доступа к лекарственным средствам для всех.
В соответствии с Повесткой дня государства должны существенно увеличить финансирование здравоохранения и набор, развитие, профессиональную подготовку и удержание медицинских кадров в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах; наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья.
На международном уровне продолжается работа по структурированию показателей, позволяющих оценить уровень реализации права человека на здоровье в отдельно взятом государстве. Так, ВОЗ определила шесть основообразующих элементов, формирующих систему здравоохранения государства:
'Док. OOH/A/RES/70/1. URL: https://www.un.org (дата обращения: 14.07.2017).
2 Там же.
1)службы здравоохранения;
2)кадровые ресурсы здравоохранения;
3)информационную систему здравоохранения;
4)медицинские товары, лекарственные средства, вакцины и технологии;
5)финансирование здравоохранения;
6)управление и руководство [2, С. 128].
18 мая 2014 года Российская Федерация и ВОЗ подписали стратегию странового сотрудничества, в рамках которой были определены четыре стратегических приоритета сотрудничества:
a) укрепление потенциала для глобального и регионального сотрудничества в области здравоохранения между Российской Федерацией и ВОЗ;
b) создание комплексной среды профилактики и охраны здоровья населения на основе подхода, учитывающего все этапы жизненного цикла;
c) улучшение безопасности в области здравоохранения за счет наращивания потенциала;
d) совершенствование деятельности системы здравоохранения [2, С. 112].
Охране здоровья российским государством уделяется большое внимание. В 2006 году начал реализовываться Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи. Далее в числе майских указов Президента России 2012 года был подписан Указ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», целью принятия которого явилось дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни1. Результатом государственных мер, направленных на обеспечение права граждан на здоровье, явилось увеличение рождаемости в 2013 году, впервые с начала девяностых годов. В 2014 году рождаемость превысила уровень смертности и составила 13,3 на 1000 на-селения2.
Комплексный подход к охране здоровья выражается в реализации значительного числа программ, финансируемых из бюджетов всех уровней. Ключевое место в системе программ занимает Государственная программа Российской Федера-
ции «Развитие здравоохранения», на реализацию которой выделено более 33 трлн рублей. Государственная программа включает подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы» - всего 11 подпрограмм [3, С. 24]. Второй этап Госпрограммы включает период с 2016 по 2020 годы.
Если с точки зрения международно-правового и внутригосударственного нормативного обеспечения дела обстоят неплохо, то с точки зрения практической реализации существуют серьезные проблемы.
Первым элементом, формирующим систему здравоохранения государства по оценке ВОЗ, как уже отмечалось выше, являются службы здравоохранения. За период с 2014 по 2018 гг. в Российской Федерации предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В результате к концу 2018 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбула-торно-поликлинических организаций на 7,2 % (по сравнению с данными на 1 января 2014 года)3 . Анализ реструктуризации медицинских учреждений, осуществляющейся в последние годы, показывает, что это приводит к ограничению доступности медицинской помощи гражданам. В первую очередь, это касается жителей районов, отдаленных от регио-
'О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 // Российская газета. 2012. № 5775.
2Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ru (дата обращения: 14.07.2017).
3Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. URL: http://ombudsmanrf.org/ www/upload/files/docs/appeals/d2015w.pdf (дата обращения: 14.07.2017).
4 Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Башкортостан в 2015 го-ду. URL: http:// upch.bashkortostan.ru/upload/docs/results/ Godovoi_doklad_Upolnomochennogo_po_pravam_cheloveka_v_RB_2015. pdf (дата обращения: 14.07.2017).
нальных центров и городов. Так, в Республике Башкортостан с 2005 года число фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) уменьшилось с 2262 до 2080, участковых больниц - с 84 до 454. Предполагалось, что сокращение фельдшеров и закрытие некоторого числа ФАП компенсируют домовые хозяйства, ответственные за обучение населения методам оказания первой помощи, само- и взаимопомощи, созданные в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». Однако сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что эта мера никоим образом не восполняет полноценное медицинское обеспечение.
В большинстве стран мира право на охрану здоровья признается в качестве конституционной цели. Оно включает в себя обеспечение равного доступа к медицинскому обслуживанию без какой-либо дискриминации [4, Р. 147-153]. Признание этого факта нашим государством и обществом объясняет обращения наших граждан к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с многочисленными жалобами на недоступность медицинской помощи по месту жительства, большие очереди к медицинским специалистам и на госпитализацию1.
Необходимость совершенствования данного направления работы очевидна. Подтверждением этого служит совещание, прошедшее в Алматы (Казахстан) 20-21 июня 2017 года, посвященное началу работы Консультативной группы ВОЗ по первичной медико-санитарной помощи. Работа Группы будет сосредоточена на следующих трех направлениях, закрепленных в Европейской рамочной основе для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения, которая была одобрена государствами-членами Европейского региона ВОЗ:
- разработка инновационных моделей интеграции первичной медико-санитарной помо-
щи с услугами общественного здравоохранения;
- улучшение координации между первичной медико-санитарной помощью и другими звеньями системы здравоохранения, включая больницы и специализированные службы;
- интеграция первичной медико-санитарной помощи и служб социальной поддержки, в частности, в условиях увеличения потребностей растущего числа пожилых людей2.
Серьезные нарекания вызывает укомплектованность кадров в медицине. Только в Москве в рамках проведенной оптимизации здравоохранения было уволено около 10 тыс. медицинских работников, из которых 6 тыс. - врачи3 . В целом в ходе реформ медицинской отрасли произошло сокращение почти 90 тысяч медицинских работников, что привело к дефициту кадров [5, С. 119]. Нехватка медицинского персонала, перегруженность, психологическое напряжение приводят к вопиющим случаям. Стали регулярными сюжеты новостных лент об оставлении в ходе операции в теле человека тампонов, металлических зажимов и других сопутствующих операции предметов4. По мнению Уполномоченного по правам человека, в Российской Федерации дефицит медицинских работников, особенно в отдаленной местности, может привести к большим проблемам5.
Важным направлением должно стать медицинское обеспечение лиц пожилого возраста. Здоровье пожилых людей с конца 70-х годов XX века стало объектом пристального внимания ООН. По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 году была проведена Всемирная ассамблея по проблемам старения и принят Международный план действий, который содержал 14 принципов и 62 рекомендации. Он стал программой деятельности государств на протяжении 20 лет6.
В 2002 году был принят Мадридский международный план действий, ознаменовавший переход от стареющего общества к обществу для всех возрастов. Этот концепт вызван тенденцией увеличе-
1 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. URL: http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/ docs/appeals/doc_2016_medium.pdf (дата обращения: 14.07.2017).
2Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения: 14.07.2017).
3 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. URL: http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/ docs/appeals/d2015w.pdf (дата обращения: 14.07.2017).
4 В Башкирии мужчина 17 лет жил с зажимом в животе и умер из-за него. URL: https://mkset.ru/news/society/07-07-2017/v-bashkirii-muzhchina-17-let-zhü-s-zazhimom-v-zhivote-i-umer-iz-za-nego; Женщина отсудила у роддома № 3 Уфы полмиллиона рублей за забытый в животе зажим. URL: https://news.mail.ru/society/27343243/?frommail=1 (дата обращения: 14.07.2017).
5Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. URL: http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/ docs/appeals/doc_2016_medium.pdf (дата обращения: 14.07.2017).
6Сидоренко А. Европа ищет ответы на вызовы старения. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0541/print.php (дата обращения: 14.07.2017).
7Док. ООН /A/CONF. 197/9. URL: https://www.un.org (дата обращения: 14.07.2017).
ния доли пожилых людей в общей численности населения планеты. По прогнозу ООН число людей в возрасте старше 60 лет к 2050 году достигнет почти 2 млрд человек7. Понимание необходимости всеобъемлющего решения проблемы выражается в том, что, начиная с 2012 года, в структурах ООН зарождается идея о необходимости создания комплексного международно-правового документа (конвенции), посвященного защите прав пожилых людей [3, С. 14].
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, принятая 5 февраля 2016 года, содержит направление, связанное с совершенствованием системы охраны здоровья граждан старшего поколения. Оно включает, в том числе, создание последовательной и преемственной системы, сочетающей медицинские услуги для людей всех возрастов, - от профилактики до паллиативной медицинской помощи; обеспечение доступности медицинской помощи, в том числе гериатрической, для граждан старшего поколения во всех медицинских организациях; контроль обеспечения лекарственными препаратами граждан стар-
шего поколения1.
обсуждение и заключения
Краткое изложение мирового процесса реализации права человека на здоровье позволяет сделать вывод, что обеспечение здоровья отдельных людей и общества в целом неразрывно связано с решением политических, социально-экономических, экологических, образовательных и иных проблем, в совокупности определяющих благополучие человека. В действительности вся государственная деятельность прямо или косвенно способствует «физическому, психическому и социальному благополучию» некоторых граждан (как сказано в определении Всемирной организации здравоохранения) [6, Р. 247-252].
Как отметил лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алферов, основная научная проблема современности - это проблема здоровья. Здоровье в начале XXI века является не только целью, но и одним из важнейших элементов, формирующих систему устойчивого развития современного государства.
список литературы
1. Habersack M., Luschin G. WHO-definition of Health must be Enforced by National Law: A debate // BMC Medical Ethics. 2013. 14 (1), 24.
2. Абашидзе А.Х., Маличенко В.С., Белоусова А.А., Семенова Н.С. Международно-правовые основы права на здоровье: учебное пособие. М.: РУДН, 2016.
3. Абашидзе А.Х., Нигматуллин Р.В., Каримов Р.Р., Романов А.А. Обеспечение права на здоровье в Республике Башкортостан в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации: аналитический обзор. Уфа, 2016.
4. Girer M. The Rght to Health Protection is Recognized as a Constitutional Objective [Le droit à la protection de la santé dans l'alinéa 11 du Préambule de 1946: les impacts en termes de solidarité] // Médecine et Droit. 2016 (141).
5. Хасанов Ф.З. Проблемы реформирования и оптимизации здравоохранения в сельской местности // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 68-й годовщине со дня принятия Всеобщей декларации прав человека, г. Уфа, 8 декабря 2016 года : в V ч. Ч. I / под общ. ред. Р.В. Нигматуллина. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2017.
6. Lemieux P. Public Health and the Regulatory State // Society. 2014, 51 (3).
REFERENCES
1. Habersack M., Luschin G. WHO-definition of health must be enforced by national law: A debate // BMC Medical Ethics. 2013. 14 (1), 24.
2. Abashidze A.H., Malichenko V.S., Belousova A.A., Semenova N.S. Mezhdunarodno-pravovye osnovy prava na zdorov'e: uchebnoe posobie. M.: RUDN, 2016.
3. Abashidze A.H., Nigmatullin R.V., Karimov R.R., Romanov A.A. Obespechenie prava na zdorov'e v Respublike
1Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года от 5 февраля 2016 г. URL:http://pensionreform.ru/files/107379/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3% Б0%Б 80/<С10/<^ (дата обращения: 14.07.2017).
Bashkortostan v sootvetstvii s mezhdunarodnymi objazatel'stvami Rossijskoj Federacii: analiticheskij obzor. Ufa, 2016.
4. Girer M. The right to health protection is recognized as a constitutional objective [Le droit à la protection de la santé dans l'alinéa 11 du Préambule de 1946: les impacts en termes de solidarité] // Médecine et Droit. 2016 (141).
5. Hasanov F.Z. Problemy reformirovanija i optimizacii zdravoohranenija v sel'skoj mestnosti // Aktual'nye problemy gosudarstva i obshhestva v oblasti obespechenija prav i svobod cheloveka i grazhdanina: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 68-j godovshhine so dnja prinjatija Vseobshhej deklaracii prav cheloveka, g. Ufa, 8 dekabija 2016 goda : v V ch. Ch. I / pod obshh. red. R.V. Nigmatullina. Ufa: Ufimskij Jul MVD Rossii, 2017.
6. Lemieux P. Public Health and the Regulatory State // Society. 2014, 51 (3).
об авторах: Нигматуллин Ришат Вахидович, доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Уфимского юридического института по научной работе e-mail: [email protected]
Сулейманова Римма Рифхатовна, кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета. © Нигматуллин Р.В., 2017 © Сулейманова Р.Р., 2017
Статья получена: 18.09.2017. Статья принята к публикации: 19.09.2017. Статья опубликована онлайн: 20.09.2017.
About the author: Nigmatullin Rishat V., Doctor of Law, Professor, Deputy Head of Ufa Law Institute for Scientific Research. e-mail: [email protected]
Suleymanova Rimma R., Candidate of Philosophy, Associate Professor of Bashkir State University.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The author have read and approved the final manuscript.