Научная статья на тему 'Безопасность медицинской деятельности в спектре конституционно-правовых норм'

Безопасность медицинской деятельности в спектре конституционно-правовых норм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH PROTECTION / ВРЕД ЗДОРОВЬЮ / HARM TO HEALTH / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL ASSISTANCE / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MEDICAL ACTIVITY / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ОБОСНОВАННЫЙ РИСК / SUBSTANTIATED RISK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литовкина Маргарита Ивановна

С учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, положений международных и национальных законодательных актов в сфере охраны здоровья разработаны основные юридические характеристики медицинской деятельности, создающей повышенную опасность по причине того, что в ходе ее осуществления используют вещества, организмы, объекты, средства, устройства, инструменты, методы, манипуляции, технологии, обладающие потенциальной вероятностью нанесения вреда здоровью индивида. Появление в нормативном правовом материале в сфере охраны здоровья положений, касающихся безопасности, это закономерное следствие текущего этапа развития медицинской науки и фармацевтической промышленности в условиях глобализации. Методологическую основу статьи составили общенаучные, частнонаучные методы познания, логический и формально-юридический методы научного исследования. Одним из вариантов решения проблемы безопасности может стать улучшение понятийного аппарата в законодательстве об охране здоровья с целью установления адекватных мер профессиональной ответственности в указанной области и устранения препятствий для реализации конституционного права на охрану здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security of medical activities within the specter of constitutional legal norms

Taking into consideration the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, provisions of the international and national legal acts in the sphere of protection of health, the author develops the main legal characteristics of the medical activity as a hazardous one due to the use of substances, bodies, objects, means, instruments, methods, manipulations and technologies having the potential of causing harm to individual's health. Appearance of provisions concerning security in the sphere of health protection is an adequate consequence of the current level of development of medical science and pharmaceutical industry within the framework of globalization. The methodological basis for the article was formed with private law means of cognition, legal and formal legal methods of scientific research. One of the possible solutions for the security problem may be found in the improvement of the definition apparatus in the legislation on healthcare in order to establish adequate measures of professional responsibility in this sphere and to remove the obstacles for the implementation of constitutional right of protection of health.

Текст научной работы на тему «Безопасность медицинской деятельности в спектре конституционно-правовых норм»

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

М.И. Литовкина*

Безопасность медицинской деятельности в спектре конституционно-правовых норм

Аннотация. С учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, положений международных и национальных законодательных актов в сфере охраны здоровья разработаны основные юридические характеристики медицинской деятельности, создающей повышенную опасность по причине того, что в ходе ее осуществления используют вещества, организмы, объекты, средства, устройства, инструменты, методы, манипуляции, технологии, обладающие потенциальной вероятностью нанесения вреда здоровью индивида. Появление в нормативном правовом материале в сфере охраны здоровья положений, касающихся безопасности, — это закономерное следствие текущего этапа развития медицинской науки и фармацевтической промышленности в условиях глобализации. Методологическую основу статьи составили общенаучные, частнонаучные методы познания, логический и формально-юридический методы научного исследования. Одним из вариантов решения проблемы безопасности может стать улучшение понятийного аппарата в законодательстве об охране здоровья с целью установления адекватных мер профессиональной ответственности в указанной области и устранения препятствий для реализации конституционного права на охрану здоровья.

Ключевые слова: конституционное право на охрану здоровья, вред здоровью, глобализация, медицинская помощь, медицинская деятельность, безопасность, обоснованный риск.

Россия определена в Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) как социальное государство, здоровье людей в котором находится под защитой (ч. 2 ст. 7), и за каждым закреплено конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41). Данные положения в будущем приобретут большую актуальность, так как повышаются показатели инфекционной и неинфекционной заболеваемости, стремительно развивается медицинская наука и фармацевтическая промышленность, предлагая обществу новые технологии и лекарственные препараты. Вместе с тем последние могут стать очередными угрозами здоровью (поскольку профили их безопасности еще предстоит изучить), и медицинская деятельность с их использованием — представлять опасность для граждан. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 г.1 указано, что в ближайшие десятилетия придется решать проблему обеспечения не только продовольственной, сырьевой, экологической, но и медицинской

безопасности страны, что может стать препятствием для реализации социального конституционного права на охрану здоровья. В свою очередь, если личность защищена от угроз нарушения ее наиболее значимых интересов в области социальных прав, то можно вести речь о достижении определенной степени социальной безопасности2.

Появление в правовом материале нормативного характера, регулирующего деятельность медицинских и фармацевтических организаций, положений, касающихся безопасности, — это закономерное следствие текущего этапа совершенствования науки и промышленности в медико-фармацевтическом секторе. С одной стороны, любое медицинское вмешательство сопровождается определенным риском развития нежелательных последствий (осложнений) для пациентов3. С другой стороны, глобализация

1 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. (разработан Минэконом развития России). URL: http://base.consuItant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144190.

2 См.: Колесников Д.В. Социальное государство и национальная безопасность: политико-правовой аспект // Новое в российском и международном праве. Вып. X: На пути к социальному государству: 15-летие Российской Конституции. М.: АПКиНПРО: Центр прав человека РГСУ 2009. С. 150.

3 Непрерывное совершенствование лечебно-диагностического процесса и обеспечение безопасности пациента в условиях индустриальной модели управления качеством медицинской помощи в стационаре: метод. рекомендации

© Литовкина М.И., 2015

* Литовкина Маргарита Ивановна — врач, юрист, индивидуальный предприниматель. [[email protected]]

125476, г. Москва, ул. Вас. Петушкова, д. 21, корп. 2, кв. 134.

как этап развития современного общества привела к возникновению глобальных угроз в сфере охраны здоровья (небезопасные условия труда, медицинское оборудование и медицинские изделия, собственно медицинская практика; инфекционные заболевания; продукты из донорской крови; негативные последствия применения лекарственных препаратов). В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.4 в ряду глобальных угроз также указаны: повышение доли нетрудоспособного населения, проблемные вопросы здравоохранения и недостаточно развитая система гарантий продовольственной безопасности. На международном уровне обеспечить безопасность граждан в сфере охраны здоровья, которая представляет собой основной элемент качества общественного здравоохранения5, означает соблюдать технику безопасности и управлять рисками, решая проблему контроля распространения инфекций; осуществляя безопасную медицинскую деятельность в особо критичных областях медицины (хирургии, акушерстве и др.); создавать безопасные условия труда; применять безопасные медикаменты, эксплуатировать в безопасном режиме медицинское оборудование и т.п.6 • 7

Указанные мероприятия проводятся, как правило, в ходе медицинской деятельности. В свою очередь, понятие «медицинская деятельность» целесообразно рассматривать через призму понятия «медицинская помощь», которая, с одной стороны, в качестве конституционно-правовой категории входит в структуру права на охрану здоровья; с другой стороны, медицинская деятельность осуществляется посредством оказания разнообразных вариантов медицинской помощи (скорой, специализированной, высокотехнологичной, паллиативной и др.)8, включая медицинские услуги9. Следовательно, можно считать, что медицинская деятельность представляет собой

№ 2004/46 (утв. Минздравом РФ 19.03.2004). URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=407291.

4 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

5 Eighth Futures Forum on governance of patient safety. World

Health Organization 2005. URL: http://www.euro.who.int/_

data/assets/pdf_file/0005/98285/E87770.pdf.

6 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=407291.

7 Всемирный альянс за безопасность пациентов. Программа перспективного развития. Всемирная организация здравоохранения. 2005. URL: http://www.who.int/pa-tientsafety/events/05/Byklet_RS.pdf.

8 Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 17. Ст. 1965.

9 Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об осно-

вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» //

Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

структурный элемент конституционного права на медицинскую помощь и является одним из способов претворения в жизнь конституционного права на охрану здоровья.

Ряд документов в области международного права, таких как Декларация о политике в области обеспечения прав пациентов в Европе (1994)10, Хартия основных прав ЕС (2000),11 Европейская хартия по правам пациентов (2002)12, закрепляет право индивида на безопасность с целью повышения уровня охраны здоровья, под которым подразумевают оказание медицинской помощи оптимального качества и возможность получать лечение и услуги здравоохранения, соответствующие высоким стандартам безопасности. В связи с этим целесообразно считать, что в современных условиях невозможно проводить медицинскую деятельность без риска нанесения вреда здоровью, что находит отражение в российском правовом материале. Например, в Определении от 03.07.2008 № 676-О-П13 Конституционный Суд РФ прямо указывает, что граждане участвуют в процессе донорства крови с риском для собственного здоровья, хотя и в интересах охраны жизни и здоровья других людей. Трансплантацию тканей и органов гражданам выполняют только после получения письменного согласия с предупреждением о возможных осложнениях для здоровья, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-114.

Риск нанесения вреда в рамках медицинской деятельности законодатель относит к обоснованному риску. Характеристики последнего закреплены ст. 41 УК РФ15:

- основу действия (сопровождающегося риском) составляет общественно полезная цель, и другими действиями (бездействием) цель не достижима;

- прежде чем допустить риск, лицо осуществляет ряд мероприятий в объеме, достаточном, чтобы предотвратить нанесение вреда интересам, за которые предусмотрены уголовные санкции.

10 Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе. Принято Европейским совещанием по правам пациента (Амстердам, Нидерланды, март 1994 г.). URL: http:// www.icartonline.ru/oldsite/pdi7090114_amsterdam_d.pdi.

11 Charter of Fundamental Rights of the European Union (2000/C 364/01). EN Official Journal of the European Communities. 18.12.2000. С. 364/3. URL: http://www.europarl.europa. eu/charter/pdf/text_en.pdf.

12 Patients Rights in Europe: Civic information on the Implementation of the European Charter of Patients Rights. Ed. by A. Lamanna, G. Moro, M. Riss, I. Vannini. January 2011. URL: http://docsfiles. com/pdf_european_charter_of_patients_rights.html.

13 Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 68-О «По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности п. 5 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 и 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов"» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 29. Ст. 3004.

14 Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62.

15 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Е.О. Костикова16 вводит понятие «обоснованный медицинский риск», к признакам которого относит:

- действие (бездействие) медицинского специалиста;

- обязательность подписания индивидом согласия, добровольного характера и несущего информационную нагрузку, для разрешения действий рискующего медицинского специалиста;

- цель деятельности специалиста здравоохранения может быть терапевтической и не терапевтической;

- не исключена вероятность причинения вреда значимым интересам (здоровью, жизни) индивида;

- специалист здравоохранения, допускающий риск, предпринимает достаточные меры для предупреждения вреда.

По мнению А.С. Шумкова17, обоснованный риск подразумевает, что в ходе действия нарушены или не соблюдены специальные правила (предотвращающие негативные последствия); а также вероятность того, что результат, достигнутый лицом, отклонится от ожидаемого значения именно по причине указанных нарушений или их несоблюдения.

Принимая во внимание изложенные точки зрения, а также с учетом исключительно профессионального характера медицинской деятельности (п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ18), определение обоснованного медицинского риска можно дополнить следующими положениями:

- рискующий медицинский специалист действует (бездействует) в рамках стандартных процедур и порядков предоставления различных видов медицинской помощи или в соответствии с правилами, согласно которым осуществляют услуги в здравоохранении (что, в свою очередь, представляет собой одно из условий в перечне мероприятий, выполняемых для контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и поэтому должно предупреждать наступление вредных последствий);

- эффект от оказания медицинской помощи (услуги) может не соответствовать ожидаемому, запланированному результату.

В Методических рекомендациях № 2004/4619 безопасность пациентов определена как максимально возможное соответствие клинических

исходов ожиданиям врача и пациента при минимальном риске отрицательных последствий лечения и диагностики. При этом в общем массиве законодательства практически невозможно обнаружить нормативное определение «минимального риска», хотя в целом ряде документов имеются упоминания о нем. Например, в Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества 2007 г.20 законодатель ведет речь о минимизации экологических рисков для здоровья граждан и природной сферы. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ в 2008 г.21 акцентировал внимание на минимизирующих рисках для здоровья каждого учащегося в образовательном процессе. В Приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.08.2013 № 82022; Приказе Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 20.11.2012 № 91623 зафиксирована необходимость оценивать оптимальность выбора технологий в здравоохранении, с учетом минимизации риска при их применении, в рамках контроля медицинской помощи по критериям ее качества и безопасности. Понятие «минимальный риск», согласно Модельному закону о защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах — участниках СНГ 2005 г.24, означает такую вероятность ущерба для здоровья индивида, которая не превышает вероятность, типично наблюдаемую в повседневной жизнедеятельности, или при выполнении стандартных обследований или тестов. Следовательно, повышение безопас-

16 См.: Костикова Е.О. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие медицинской ошибки: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.

17 См.: Шумков А.С. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8.

18 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

19 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=407291.

20 Концепция формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества (принята в г. Санкт-Петербурге 31.05.2007 Постановлением 28-6 на 28-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 40. С. 153-193.

21 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета. 2008. № 230.

22 Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.08.2013 № 820 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы» (вместе с «Рекомендациями по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы»). URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=147541.

23 Приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 20.11.2012 № 916 «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях». URL: http://www.r-19.ru/ mainpage/authority/21/health/documents/22575/66961.html.

24 Модельный закон о защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах — участниках СНГ (принят в г. Санкт-Петербурге 18.11.2005 Постановлением № 26-10 на 26-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2006. № 37. С. 312-326.

ности медицинской деятельности означает минимизацию обоснованного риска нанесения вреда здоровью.

Медицинская деятельность всегда является профессиональной, что означает ее проведение квалифицированными и сертифицированными специалистами, которые при этом должны следовать определенным стандартам и оказывать медицинскую помощь в рамках законодательно зафиксированных порядков (иными словами, в соответствии со специальными правилами), которые затрудняют нанесение вреда здоровью25. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на XIV Съезде партии «Единая Россия»26 не случайно подчеркнул, что именно специалистам в медицине человек доверяет здоровье и безопасность. Поэтому порой возможно разглашение сведений, относящихся к врачебной тайне, чтобы не допустить нарушений медицинской деятельности по показателям качества и безопасности (п. 10 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф327).

Кроме того, медицинская деятельность носит разрешительно-лицензируемый характер (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»28; ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»29). При этом, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 633-О-П30, в обязательном порядке лицензируют именно те виды деятельности, когда возможен ущерб правам, законным интересам и здоровью граждан. Поэтому Прогнозом социально-экономического развития РФ до 2016 г.31 запланировано доработать в 2014 г. и ввести в действие с 01.01.2015 г. проект Федерального закона «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи».

25 Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

26 Стенограмма XIV Съезда партии «Единая Россия» от 06.10.2013 г. URL: http://er.ru/news/2013/10/6/xiv-sezd-par-tii-edinaya-rossiya.

27 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

28 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

29 Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

30 Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 633-О-П «По жалобе гражданина Тимова Евгения Михайловича на нарушение его конституционных прав рядом положений Федерального закона "О радиационной безопасности населения" и "Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения"» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5642.

31 Прогноз социально-экономического развития РФ на

2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 г. (разработан

Минэкономразвития России) // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2013 (извлечения). № 11.

Следовательно, обоснованный риск нанесения вреда здоровью в ходе медицинской деятельности означает, что:

- медицинский специалист, который (в рамках осуществления медицинской деятельности) должен оказывать медицинскую помощь, услуги (проводить вмешательства), действует или бездействует, чтобы сохранить или восстановить здоровье индивида, обратившегося к нему. Необходимо также отметить специфику процесса оказания медицинской помощи (в рамках медицинской деятельности) в настоящее время, которая заключается в том, что человек обращается в медицинские организации не только для улучшения своего здоровья, но и для достижения эстетического результата (за счет телесной реставрации, реконструкции, модификации);

- цель сохранения, восстановления здоровья или получения эстетического результата не достижима в ходе действий, не связанных с риском, поэтому индивид должен добровольно подписать информированное согласие, чтобы медицинский специалист, допускающий риск, мог осуществлять соответствующие вмешательства в рамках медицинской деятельности;

- в рамках медицинской деятельности высока вероятность причинения вреда жизни или здоровью, так как используются вещества, организмы, объекты, средства, устройства, инструменты, методы, манипуляции, технологии, обладающие вредоносными свойствами и не полностью подконтрольные специалисту;

- медицинские работники, допускающие риск, предпринимают меры по предотвращению и снижению вреда в том объеме, который достаточен в рамках законодательных и иных требований в виде порядков и стандартов, предусмотренных для оказания медицинской помощи;

- предоставляемая медицинская помощь (услуга) может не привести к ожидаемому, запланированному результату или привести к нему после неоднократного оказания;

- за вред жизни или здоровью, причиненный в ходе осуществления медицинской деятельности, предусмотрены уголовные санкции. Исходя из указанных характеристик, одним из

юридических признаков медицинской деятельности, обосновывающим ее «опасный» характер, является использование в ходе ее осуществления веществ, организмов, объектов, средств, устройств, инструментов, методов, манипуляций, технологий, что сопровождается вероятностью нанесения вреда здоровью (и подразумевает обоснованный риск). Указанная вероятность презю-мирована законодателем, так как индивид перед медицинским вмешательством должен подписать

информированное добровольное согласие (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ32), посредством которого он, как правило, получает необходимые сведения не только о целях или методах оказания медицинской помощи, но и о связанном с ними риске.

Отсутствие в законодательном материале соответствующих правовых дефиниций «безопасность медицинской деятельности», «источник повышенной опасности в сфере охраны здоровья»; факт непризнания за медицинской деятельностью характера деятельности, создающей повышенную опасность; не позволяет осуществлять правовой и организационный контроль за ней в полном объеме (с целью предупреждения негативных последствий при ее осуществлении). В то же время, с точки зрения Г.Э. Бурбулиса33, законотворческий процесс как вид конституционного партнерства (осуществляемого с участием главы государства и субъектов РФ, системы исполнительной власти и научных сообществ) должен быть направлен, прежде всего, на обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому недоработка понятийного аппарата в законодательстве об охране здоровья может привести к невозможности установления адекватных мер профессиональной ответственности в указанной области и созданию препятствий для реализации конституционного права на охрану здоровья.

Исходя из смысла положений действующего законодательства в сфере охраны здоровья, в структуре конституционного права на охрану здоровья и через призму конституционно-правовой категории «медицинская помощь», «безопасную медицинскую деятельность» можно определить, как:

- правомерную, лицензируемую, профессиональную деятельность; проводимую в медицинских организациях посредством влияния на психологическое или физическое состояние граждан;

- направленную на сохранение, поддержание, восстановление здоровья или на достижение эстетического результата;

- представляющую собой комплекс вмешательств и мероприятий имеющих санитарно-противоэпидемиологическое (профилактическое), лечебно-диагностическое, реабилитационное, паллиативное, научно-исследовательское, эстетическое значение;

- а также мероприятий по предупреждению и прерыванию нежелательной беременности; трансплантации органов и (или) тканей; донорству крови и ее компонентов; устранению

бесплодия; телесной модернизации, реставрации и реконструкции; осуществляемую с целью:

- реализации права на охрану здоровья и других конституционных прав и свобод человека и гражданина; достижения результата, который может быть как приемлемым, так и не соответствующим запланированным показателям;

- с учетом современного уровня науки, техники; данных доказательной медицины; посредством:

- оптимального использования правовых, организационных, финансовых, материальных ресурсов медицинских организаций;

- минимизации обоснованного риска вреда жизни и здоровью граждан за счет снижения вероятности негативных последствий оказания медицинской помощи по причине дефектов, ошибок, осложнений;

в соответствии:

- с международно-правовыми стандартами в сфере охраны здоровья;

- с требованиями российского законодательства, касающимися надлежащего качества медицинской помощи, критериями которого являются: своевременность и обоснованность оказания медицинской помощи, правильный выбор методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, достижение запланированного результата, удовлетворенность пациента его взаимодействием с медицинским учреждением; оптимальное использование ресурсов медицинской организации; отсутствие нарушений, дефектов и негативных последствий оказания медицинской помощи в виде:

- затруднения стабилизации или повышения риска прогрессирования уже имеющегося у пациента заболевания;

- увеличения риска возникновения нового патологического процесса34 35 36.

Таким образом, проблема безопасности медицинской деятельности представляет собой результат процесса глобализации, стремительного развития медицинской науки и фармацевтической промышлености. Являясь, с одной стороны, правомерной и профессиональной, медицинская деятельность тем не менее должна быть лицензируемой, так как нередко проводится с использованием веществ, организмов, объектов, средств, устройств, инструментов, методов, манипуляций,

32 Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. С. 6724.

33 Совершенствование законодательства — приоритет государственной политики: Интернет-интервью Председателя комиссии СФ ФС РФ Г.Э. Бурбулиса от 29.03.2007 г. URL: http://www.garant.ru/action/interview/10256.

34 Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

35 Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

технологий, обладающих вредоносными свойствами, и сопровождается обоснованным риском нанесения вреда жизни и здоровью человека. В связи с этим медицинскую деятельность можно рассматривать в качестве деятельности, создающей повышенную опасность и проводимой с использованием источников повышенной опасности. Если признать данный факт, то тогда, со-

Библиография:

гласно Решению Конституционного Суда РФ от 07.02.201337, лицо, вред жизни и здоровью которого причинен деятельностью и источником повышенной опасности, в силу закона будет иметь больше оснований для возмещения причиненного ему вреда, без необходимости доказывания вины медицинского специалиста (учреждения здравоохранения).

1. Колесников Д.В. Социальное государство и национальная безопасность: политико-правовой аспект // Новое в российском и международном праве. Вып. X: На пути к социальному государству: 15-летие Российской Конституции / под ред. С.А. Глотова. М.: АПКиНПРО: Центр прав человека РГСУ, 2009. С. 147-157.

2. Костикова Е.О. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие медицинской ошибки: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 26 с.

3. Шумков А.С. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 24 с.

References (transliteration):

1. Kolesnikov D.V. Social'noe gosudarstvo i nacional'naja bezopasnost': politiko-pravovoj aspekt // Novoe v rossijskom i mezhdunarodnom prave. Vyp. X: Na puti k social'nomu gosudarstvu: 15-letie Rossijskoj Konstitucii / pod red. S.A. Glo-tova. M.: APKiNPRO: Centr prav cheloveka RGSU, 2009. S. 147-157.

2. Kostikova E.O. Vozmeshhenie vreda, prichinennogo zhizni ili zdorov'ju grazhdan vsledstvie medicinskoj oshibki: av-toref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2009. 26 s.

3. Shumkov A.S. Obosnovannyj risk kak obstojatel'stvo, iskljuchajushhee prestupnost' dejanija: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2007. 24 s.

Материал поступил в редакцию 30 июня 2014 г.

Security of medical activities within the specter of constitutional legal norms

LITOVKINA, Margarita Ivanovna — doctor, lawyer, individual entrepreneur. [[email protected]]

125476, Moskva, ul. V. Petushkova, 21, k. 2, kv. 134.

Review. Taking into consideration the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, provisions of the international and national legal acts in the sphere of protection of health, the author develops the main legal characteristics of the medical activity as a hazardous one due to the use of substances, bodies, objects, means, instruments, methods, manipulations and technologies having the potential of causing harm to individual's health. Appearance of provisions concerning security in the sphere of health protection is an adequate consequence of the current level of development of medical science and pharmaceutical industry within the framework of globalization. The methodological basis for the article was formed with private law means of cognition, legal and formal legal methods of scientific research. One of the possible solutions for the security problem may be found in the improvement of the definition apparatus in the legislation on healthcare in order to establish adequate measures of professional responsibility in this sphere and to remove the obstacles for the implementation of constitutional right of protection of health.

Keywords: constitutional right to health protection, harm to health, globalization, medical assistance, medical activity, security, substantiated risk.

37 Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда РФ за четвертый квартал 2012 г.». URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141861.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.