Научная статья на тему 'Новеллы правового регулирования в сфере страхования сельскохозяйственной продукции'

Новеллы правового регулирования в сфере страхования сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАХОВАНИЕ / АГРОСТРАХОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / АГРАРНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ / СіЛЬСЬКЕ ГОСПОДАРСТВО / СТРАХУВАННЯ / АГРОСТРАХУВАННЯ / СіЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКА ПРОДУКЦіЯ / АГРАРНИЙ ПРОТЕКЦіОНіЗМ / AGRICULTURE / INSURANCE / AGROINSURANCE / AGRICULTURAL PRODUCTION / AGRARIAN PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уркевич В. Ю.

В статье анализируется принятый 9 февраля 2012 г. Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Сделан вывод, что он содержит положения относительно государственного аграрного протекционизма отечественных аграрных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHORT STORIES OF LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF INSURANCE OF AGRICULTURAL PRODUCTION

In article the Law of Ukraine passed on February 9, 2012 «About features of insurance of agricultural production with the state support» is analyzed. The conclusion is drawn that the Law contains the provision of rather state agrarian protectionism of domestic agrarian producers.

Текст научной работы на тему «Новеллы правового регулирования в сфере страхования сельскохозяйственной продукции»

УДК 349.42

В. Ю. Уркевич,

д-р юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье анализируется принятый 9 февраля 2012 г. Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Сделан вывод, что он содержит положения относительно государственного аграрного протекционизма отечественных аграрных товаропроизводителей.

Ключевые слова: сельское хозяйство, страхование, агрострахование, сельскохозяйственная

продукция, аграрный протекционизм.

Деятельность в сфере сельского хозяйства характеризуется повышенными рисками в связи с использованием природных ресурсов, живых биологических организмов, сезонностью и влиянием на нее природно-климатических условий. В мире давно придуман механизм минимизации указанных рисков путем их страхования. Например, в США страхуют до 70 % сельскохозяйственных культур, в Испании - до 80, а в Канаде - до 60 %. Лидером агрострахования в Украине является Полтавская область, где застраховано всего лишь 16,7 %, а по другим областям этот показатель в разы меньше [2]. Причин этому много, а одной из них является отсутствие надлежащего правового регулирования соответствующих общественных отношений.

9 февраля 2012 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» № 4391-У1 (далее - Закон), который должен урегулировать отношения в сфере страхования сельскохозяйственной продукции, осуществляемой с государственной поддержкой, с целью защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей [3]. Закон направлен на обеспечение стабильности производства в сельском хозяйстве. Учитывая вступление в силу этого нормативно-правового акта с 1 июля 2012 г., анализ его положений имеет важное как теоретическое (для дальнейшего усовершенствования теории аграрного права), так и практическое (для наработки рекомендаций по применению положений Закона) значение. А поскольку указанный Закон был принят лишь несколько месяцев назад, то все это в совокупности указывает на актуальность темы данной публикации.

В разное время ученые обращались к рассмотрению отдельных аспектов страхования рисков в сфере сельского хозяйства [См., напр.: 1; 4-6]. Но их исследования были проведены до принятия указанного выше Закона и, конечно не учитывали его положений. Все это дополнительно указывает на актуальность и новизну темы данной статьи.

Цель данной статьи - охарактеризовать предписания Закона Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» и внести рекомендации по практическому применению его положений.

Переходя к основному изложению, отметим, что принятие названного нормативного акта в целом следует оценить как позитивное явление, поскольку им закрепляется механизм предоставления государственной поддержки при страховании сельскохозяйственной продукции. Структурно Закон содержит 27 статей, изложенных в семи разделах: «Общие положения», «Субъекты и предмет договора страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», «Условия и порядок страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», «Требования к страховщикам и их объединению», «Договор страхования», «Государственная поддержка страхования сельскохозяйственной продукции», «Ответственность и разрешение споров». Восьмой раздел Закона «Заключительные положения» содержит положения относительно вступления им в силу и внесения изменений в Законы Украины «О страховании» и «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины».

Начиная анализ отдельных положений Закона укажем, что субъектами отношений страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой, как это определено в ст. 4, являются страхователи и страховщики. При этом страховщиками являются юридические лица, которые получили соответствующую лицензию на осуществление данного вида страхования и являются членами Аграрного страхового пула (объединение страховщиков, осуществляющих страхование сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой). Страхователями же Закон называет сельскохозяйственных товаропроизводителей, которыми предлагается считать юридических лиц независимо от организационно -

правовой формы, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и (или) разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах и ее переработкой на собственных или арендованных мощностях, в том числе из собственно произведенного сырья на давальческих условиях, и осуществляют операции по ее поставке. Укажем, что приведенное определение «сельскохозяйственный товаропроизводитель» на самом деле не является корректным, поскольку обычно к таким товаропроизводителям относятся лица как юридические, так и физические. Однако согласно положений Закона страхователями в отношениях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой могут выступать исключительно сельскохозяйственные предприятия.

Согласно ст. 5 Закона предметом договора страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой являются имущественные интересы страхователя, связанные с его страховыми рисками относительно выращенной, откормленной, выловленной, собранной, изготовленной первичной (без вторичной обработки и переработки) сельскохозяйственной продукции (товаров), указанных в группах 1 -24 УКТ ЗЕД согласно Закона Украины «О Таможенном тарифе Украины», а именно относительно: а) урожая сельскохозяйственных культур; б) урожая многолетних насаждений; в) сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции. Не подлежат страхованию с государственной поддержкой: урожай сельскохозяйственных культур, которые на протяжении трех или больше лет не давали урожая при их культивировании; урожай многолетних насаждений плодоносного возраста, которые не давали урожая в течение последних пяти лет; больные сельскохозяйственные животные, птица, кроли, пушные звери, пчелосемьи, рыба и другой водные живые ресурсы и животноводческая продукция, а также находящиеся в зоне карантина или в зоне возникновения чрезвычайных эпизоотических обстоятельств.

Перечень сельскохозяйственной продукции, страховых рисков, относительно которых осуществляется страхование с государственной поддержкой на соответствующий финансовый год, утверждается Кабинетом Министров Украины, а право страховать сельскохозяйственную продукцию имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, которые осуществляют свою деятельность на территории Украины и соответствуют определенным Кабинетом Министров Украины критериям (кроме нерезидентов). Таким образом, рассматриваемый Закон содержит в себе предписания аграрного протекционизма относительно защиты отечественных сельскохозяйственных предприятий, что следует признать целиком обоснованным.

Страховым случаем является наступление определенного события, предусмотренного договором страхования в соответствии с положениями данного Закона, в результате которого произошла гибель (потеря, повреждение) застрахованных посевов (посадок), гибель (недобор, недополучение) застрахованного урожая, продукции пчеловодства, гибель (потеря, вынужден забой, травматическое повреждение или заболевание) застрахованных сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции и с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить выплату страхового возмещения страхователю (ст. 6 Закона).

Закон устанавливает особенности относительно страхования отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Так, согласно ст. 7 Закона, страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений осуществляется на случай причинения убытка в результате наступления событий (страховых рисков), предусмотренных стандартным страховым продуктом. При их страховании страховая стоимость урожая рассчитывается путем умножения площади посева сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений на среднюю урожайность за последние пять лет, которые предшествуют году страхования, и умножения на цену единицы выращенной продукции, установленную для целей страхования Министерством аграрной политики и продовольствия Украины. Страховая же стоимость сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции определяется исходя из цены единицы продукции, рассчитанной указанным Министерством. Указанные цены могут быть дифференцированы за видами продукции, областями или природно-экономическими зонами. Данные об уровне цен на продукцию доводятся до сведения страхователей и страховщиков (ст. 8 Закона).

При этом страховая сумма при страховании урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений устанавливается в договоре страхования на основании страховой стоимости будущего урожая и уровня страхового покрытия, а при страховании сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции - на основании их страховой стоимости (ст. 9 Закона).

Закон устанавливает специальные правила определения убытков при страховании сельскохозяйственной продукции. Так, согласно статьям 11 и 12, при страховании урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений убытком являются потери страхователя от недобора (недополучение) урожая в результате полной или частичной гибели (потери, повреждения) посевов (посадок) и (или) урожая в результате наступления страхового случая. Недобор (недополучение)

урожая определяется как разница между страховой стоимостью урожая, указанной в договоре страхования, и стоимостью фактически полученного после наступления страхового случая урожая. При страховании же сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции убытком являются потери страхователя от гибели или вынужденного забоя (уничтожения), травматического повреждения или заболевания сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции, а также потери от недобора (недополучения) продукции пчеловодства в результате наступления страхового случая. Убыток при страховании сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции определяется исходя из их страховой стоимости. При этом убыток уменьшается на стоимость пригодной к использованию или реализации продукции (мясо, шкура, шерсть, субпродукты и тому подобное).

При наступлении страхового случая страхователь обязан не позже 72 часов со дня его наступления сообщить о нем в письменной форме страховщика. В случае гибели или вынужденного забоя (уничтожения), травматического повреждения или заболевания застрахованных сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции страхователь обязан в течение 48 часов с момента выявления этого события сообщить о ней в письменной форме страховщика и зарегистрировать факт гибели, вынужденного забоя (уничтожения), травматического повреждения или заболевания сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелосемей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции в центральном органе исполнительной власти, которая обеспечивает реализацию государственной политики в отрасли ветеринарной медицины (центральном органе исполнительной власти, которая обеспечивает реализацию государственной политики в сфере рыбного хозяйства и рыбной промышленности, охраны, использования и воссоздания водных живых ресурсов).

В свою очередь, страховщик обязан в течение двух рабочих дней, как только станет известно о наступлении страхового случая, принять меры относительно оформления всех необходимых документов для своевременного осуществления страховой выплаты и составить страховой акт, в котором отмечаются: оценка влияния на урожай застрахованных и незастрахованных рисков; метод расчета и уточненные данные о сумме потерь; размер поврежденных площадей; размер потерь, понесенных в результате наступления страхового случая; дополнительные расходы страхователя; расчет страхового возмещения; отрицание сторон относительно размера установленного убытка. Страховщик в течение 14 дней со дня подписания страхового акта осуществляет выплату страхователю страхового возмещения (статьи 13 и 14 Закона).

Каким же образом предоставляется государственная поддержка при страховании сельскохозяйственной продукции? Согласно ст. 25 Закона государственная поддержка страхования сельскохозяйственной продукции заключается в предоставлении из государственного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям денежных средств в виде субсидий на возмещение части страхового платежа (страховой премии), фактически оплаченного ими по договорам страхования. Перечень сельскохозяйственных страховых рисков, а также объектов страхования, часть страховых платежей (страховых премий), которая субсидируется из государственного бюджета, а также Порядок и условия предоставления государственной поддержки путем удешевления страховых платежей (премий) определяются Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Указанное же Министерство непосредственно осуществляет начисление и выплату страховых субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Из приведенных предписаний Закона можно заключить, что на государственную поддержку при страховании сельскохозяйственной продукции могут рассчитывать не любые сельскохозяйственные предприятия, а лишь те из них, которые заключат соответствующие договоры страхования относительно объектов, которые будут определены Кабинетом Министров Украины.

Кроме указанного, заключение договоров страхования аграрной продукции будет также обязательным условием предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов государственной поддержки и дотаций, которые должны быть определены Кабинетом Министров Украины (ст. 3 Закона).

Подытоживая изложенное, можно сделать следующие выводы. Принятие Закона Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» следует признать позитивным моментом в регулировании отношений по агрострахованию. Закон содержит положения, регламентирующие отношения по страхованию сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой. Важным является включение в рассматриваемый нормативно-правовой акт положений относительно государственного аграрного протекционизма отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. С целью реализации предписаний Закона Кабинетом Министров Украины должны быть утверждены подзаконные нормативно-правовые акты, предусмотренные им, а именно: Порядок определения риска в сельском хозяйстве катастрофическим; Перечень сельскохозяйственной продукции, страховых рисков, относительно которых осуществляется страхование с

государственной поддержкой на соответствующий финансовый год; Порядок предоставления и использования Аграрным страховым пулом бюджетного займа в случае наступления чрезвычайной ситуации, которая приобретает масштабы катастрофы; Перечень сельскохозяйственных страховых рисков, а также объектов страхования, часть страховых платежей (страховых премий), которые субсидируется из государственного бюджета; Порядок и условия предоставления государственной поддержки путем удешевления страховых платежей (премий). Правительство Украины согласно предписаний Закона также должно определить: а) критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные

товаропроизводители, которые осуществляют свою деятельность на территории Украины и имеют право страховать сельскохозяйственную продукцию; б) отдельные виды государственной поддержки и дотаций, которые предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при условии заключения договора страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой и т. д.

Перспективами дальнейших научных исследований в направлении рассматриваемых проблем может быть использование полученных результатов в последующих исследованиях, а также характеристика порядка заключения и исполнения договора страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой.

Список литературы: 1. Інвестиційна діяльність у сільському господарстві: правові питання : моногр. / кол. авт. ; за ред. В. І. Семчика. - К. : ТОВ «Вид-во «Юрид. думка», 2008. - 252 с. 2. Котенева О. Агрострахование будет обязательным / О. Котенева // Первая крымск. информ.-аналит. газ. - 2012. - N° 11 (47). - С. 6. 3. Офіційний вісник України. - 2012. - N° 19. - Ст. 708. 4. Панькова Л. О. До питання діяльності Аграрного фонду та ФАСС як суб’єктів інвестування / Л. О. Панькова // Правові проблеми залучення інвестицій у сільське господарство та соціальну сферу села : матеріали міжнар. наук.-практ. конф. (м. Київ, 24 черв. 2007 р.) - К. : ІДП НАН України, 2007. - С. 100-103. 5. Порадник керівникові сільськогосподарського підприємства : навч. і наук.-практ. носіб. / за ред. А. П. Гетьмана, В. З. Янчука. - К. : Юрінком Інтер, 2005. - С. 385-387. 6. УркевичВ. Ю. Правові питання страхування ризиків сільськогосподарського виробництва / В. Ю. Уркевич // Вісн. Акад. мит. служби України. - Серія «Право». - 2009. - № 2 (3). - С. 4448.

НОВЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛЮВАННЯ У СФЕРІ СТРАХУВАННЯ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОЇ

ПРОДУКЦІЇ

Уркевич В. Ю.

У статті аналізується прийнятий 9 лютого 2012 р. Закон України «Про особливості страхування сільськогосподарської продукції з державною підтримкою». Зроблено висновок, що він містить положення щодо державного аграрного протекціонізму вітчизняних аграрних товаровиробників.

Ключові слова: сільське господарство, страхування, агрострахування, сільськогосподарська

продукція, аграрний протекціонізм.

SHORT STORIES OF LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF INSURANCE OF AGRICULTURAL

PRODUCTION

Urkevjch V. J.

In article the Law of Ukraine passed on February 9, 2012 «About features of insurance of agricultural production with the state support» is analyzed. The conclusion is drawn that the Law contains the provision of rather state agrarian protectionism of domestic agrarian producers.

Key words: agriculture, insurance, agroinsurance, agricultural production, agrarian protectionism.

Поступила в редакцию 11.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.