Научная статья на тему 'Новеллы Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (правила Нельсона Манделы)'

Новеллы Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (правила Нельсона Манделы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2558
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА В ОТНОШЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ / ПРАВИЛА НЕЛЬСОНА МАНДЕЛЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перрон Ю.В.

В статье анализируются изменения в восьми основных областях новых Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), касающиеся приема, учета, классификации и размещения осужденных, обучения персонала учреждений, условий совместного содержания и медицинского обеспечения, режима и применения дисциплинарных взысканий, расследования фактов смерти и пыток, доступа к юридической помощи, процедуры подачи жалобы и независимого инспектирования, защиты прав лиц, относящихся к уязвимым категориям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новеллы Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (правила Нельсона Манделы)»

УДК 343.829+327.7+341.1

Новеллы минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы)

Ю. В. ПЕРРОН - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

В статье анализируются изменения в восьми основных областях новых Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), касающиеся приема, учета, классификации и размещения осужденных, обучения персонала учреждений, условий совместного содержания и медицинского обеспечения, режима и применения дисциплинарных взысканий, расследования фактов смерти и пыток, доступа к юридической помощи, процедуры подачи жалобы и независимого инспектирования, защиты прав лиц, относящихся к уязвимым категориям.

Ключевые слова: Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными; Правила Нельсона Манделы; Организация Объединенных Наций.

Novels of the United Nations Standard Minimum Rules for the Treatment for the treatment of convicts (Nelson Mandela Rules)

IYU. V. PERRON - Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article is devoted to changes in the eight main areas of the new United Nations Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (Nelson Mandela Rules), concerning admission to prison, registration, classification and accommodating of convicts, training of prison staff, conditions of joint accommodations and medical support, regime and application of disciplinary sanctions, investigation of the death and torture facts, access to the legal assistance, the procedure for filing a complaint and independent inspection, protection of the rights of persons belonging to vulnerable categories.

Keywords: Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners; Nelson Mandela rules; United Nations.

Необходимость внедрения мировых стандартов обращения с заключенными в национальные законодательства была признана на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и закреплена в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (МСП 1955). Данные правила, установив минимально допустимый уровень обращения, на протяжении шестидесяти лет являлись источником для контроля, мониторинга и инспекции условий, в которых находятся заключенные1.

В декабре 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию А/RES/65/230 «Двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию», в которой Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию было поручено учредить межправительственную группу экспертов открытого состава для пересмотра Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (1955 г.) 2.

С 2011 по 2014 г. было проведено четыре совещания группы экспертов, состоящей из государств - участников ООН и неправительственных правозащитных организаций3. В итоге Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (МСП 2015, Правила Манделы) были одобрены и приняты Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 2015 г.4

Существенным изменениям были подвергнуты восемь основных областей, касающихся приема, учета, классификации и размещения осужденных; обучения персонала учреждений; условий совместного содержания и медицинского обеспечения; режима и применения дисциплинарных

взысканий; расследования фактов смерти и пыток; доступа к юридической помощи; процедуры подачи жалобы и независимого инспектирования; защиты прав лиц, относящихся к уязвимым категориям5.

В части приема, учета, классификации и размещения осужденных были уточнены правила 6-10, 30, 34, 54, 55, 59, 67. В частности, претерпел изменения порядок работы с личными делами заключенных при поступлении в исправительное учреждение (правила 6-10 МСП 2015, правило 7 МСП 1955). Все учреждения, в которых содержатся заключенные, должны иметь стандартизированную систему работы с личными делами заключенных, защищенную от несанкционированного доступа. Информация из личных дел осужденных может храниться как в электронном, так и в письменном виде. При приеме заключенного в личное дело заносятся сведения о семье и месте ее проживания, имеющихся видимых телесных повреждениях и жалобах на грубое обращение, учитывается личное восприятие заключенным своей половой идентичности. После освобождения осужденный имеет право на получение официальной копии учетных записей о его личности, а во время исполнения наказания - знакомиться с ними с ограничениями, установленными внутренним законодательством. Введение такого рода системы аргументировано получением надежных данных о тенденциях, характеризующих тюремный контингент, его отличительных чертах, в целях создания основы для научно обоснованного принятия решений (правило 10 МСП 2015).

При поступлении в исправительное учреждение заключенному следует незамедлительно предоставлять письменную информацию, касающуюся действующих

правил внутреннего распорядка учреждения, его прав, включая разрешенные методы получения информации, доступ к юридическим консультациям, в том числе через систему оказания юридической помощи, а также процедуру подачи заявлений или жалоб, и обязанностей, включая применимые дисциплинарные меры взыскания(правила 54-57 МСП 2015, правила 35, 36 МСП 1955). Информация должна быть предоставлена на наиболее широко используемых языках, если заключенный не понимает ни одного из этих языков, необходимо предоставить помощь переводчика. Неграмотных осужденных следует информировать в устном порядке. Важным нововведением является признание необходимости предоставления такого рода информации заключенным с теми или иными формами сенсорной инвалидности с учетом их потребностей.

В части медико-санитарного обслуживания основные изменения коснулись первоначального осмотра при поступлении в учреждение (правила 30, 34 МСП 2015). Помимо выявления потребностей в таком обслуживании и принятия всех необходимых мер для лечения медицинский специалист особое внимание должен уделить выявлению любых случаев грубого обращения, которому прибывшие заключенные могли быть подвергнуты до приема в тюрьму, а также выявлению любых признаков психологического или иного стресса, вызванного фактом лишения свободы, включая риск самоубийства или членовредительства, а также симптомов абстиненции, вызванных употреблением наркотиков, медицинских препаратов или алкоголя.

Обновлены положения о профессиональной подготовке персонала, уточнена необходимость ее до поступления на службу, а также непрерывного обучения без отрыва от работы. Перечень требований к обучению включает изучение законодательства, которым должен руководствоваться тюремный персонал в работе с заключенными, прав и обязанностей тюремного персонала, вопросов охраны и безопасности, включая концепцию динамической безопасности, а также обучение навыкам оказания первой помощи (правила 75, 76 МСП 2015).

Изменения в области дисциплинарных мер и санкций включают обновленные руководящие указания в отношении использования инструментов сдерживания и разъяснения дисциплинарных санкций (правила 42, 43 МСП 2015). Так, Правила Манделы

рекомендуют запретить одиночное заключение на неопределенный срок, длительное одиночное заключение, помещение заключенного в камеру без освещения или в постоянно освещаемую камеру, телесное наказание или уменьшение рациона питания или питьевой воды заключенного, коллективное наказание. Под одиночным заключением имеется в виду ограничение свободы в течение 22 ч или более в день без содержательных контактов с людьми, а под длительным одиночным заключением - одиночное заключение в течение срока, превышающего 15 дней подряд.

Кроме того, дисциплинарные взыскания или ограничительные меры не должны включать запрет на контакты с семьей. Ограничения на контакты с семьей могут устанавливаться лишь на непродолжительный срок и при условии, что это требуется для поддержания безопасности и порядка.

В случае наложения дисциплинарного взыскания следует незамедлительно информировать осужденного о характере предъявляемых к нему обвинений с тем, чтобы он мог подготовить свою защиту. Заключенным разрешается защищать себя лично или с использованием юридической помощи, в частности при обвинении в серьезном нарушении дисциплины. У заключенных должна быть возможность добиваться судебного пересмотра наложенного на них дисциплинарного взыскания. Когда нарушение дисциплины преследуется как преступление, осужденные должны иметь право на все надлежащие процессуальные гарантии, применимые к уголовному судопроизводству, включая беспрепятственный доступ к адвокату (правило 41 МСП 2015). Кроме того, правила 41, 53, 61, 119, 120 устанавливают, что заключенным должны предоставляться время и конфиденциальная возможность для встречи с адвокатом. Им разрешается иметь доступ к своим юридическим документам и хранить их при себе для эффективного участия в судопроизводстве.

Специалистами исправительного учреждения должны быть разработаны индивидуальные программы (правила 4, 88, 89, 91-94, 96-108 МСП 2015), предусматривающие образовательную, профессиональную подготовку, работу и любую другую помощь, необходимую для реабилитации (ресоци-ализации) и реинтеграции. Причем работа должна быть ориентированной на занятость заключенного после освобождения и проходить в безопасных и законных условиях.

Правила об инспектировании и расследовании смерти (правила 57, 71, 83, 85 МСП 2015) вносят существенные изменения в модель инспектирования пенитенциарных учреждений на универсальном уровне. Новый текст правила 83 устанавливает двойную систему внутренних и внешних проверок. Так, внутренние, или административные, инспекции должны проводиться центральными органами тюремного управления, а внешние - независимым от тюремной администрации компетентным международным или региональным органом. В п. 2 правила 83 уточняется, что цель этих двух видов инспекций - удостовериться, что управление тюремными учреждениями осуществляется в соответствии с действующими законами, нормативно-правовыми актами, политикой и процедурами, их работа соответствует задачам, поставленным перед пенитенциарными и исправительными службами, права заключенных защищены.

Новеллой в области стандартов инспектирования мест заключения является закрепление наиболее важных сторон правового статуса инспектора, требования к составу комиссии, а также необходимость обязательного выполнения рекомендаций инспектирующего органа. Так, инспекторы в соответствии с правилом 84 МСП 2015, имеют право: получать доступ ко всей информации о числе заключенных в местах содержания под стражей, количестве таких мест и их местонахождении, а также ко всей информации, касающейся обращения с заключенными, включая их учетные документы и условия содержания под стражей; беспрепятственно выбирать тюремные учреждения, которые они желают посетить, в том числе путем проведения незапланированных инспекций по собственной инициативе, и заключенных, с которыми они желают побеседовать; проводить в ходе посещений беседы с заключенными и тюремным персоналом без свидетелей и в условиях полной конфиденциальности; давать рекомендации тюремной администрации и другим компетентным органам. Указанным правилом также уточняется, что в состав групп внешней проверки должны входить квалифицированные и опытные инспекторы, назначаемые компетентным органом, в том

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., напр.: Кириловская Н. Н. Международно-правовые стандарты в области защиты прав и свобод осужденных к лишению свободы: общетеоретический аспект // Судебная защита прав и свобод лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы : сб. материалов межвуз. науч.-практ. се-

числе медицинские специалисты. Особое внимание следует уделять сбалансированному представительству мужчин и женщин.

Важным моментом, отраженным в правиле 85, не предусмотренным ранее ни на универсальном, ни на региональном уровнях, является обязательная процедура ответа на возможность исполнения рекомендаций инспектирующего органа и публичность результатов проверки. Для реализации данного положения установлено, что по результатам каждой инспекции должен представляться письменный отчет в компетентный орган. Надлежащее внимание следует уделять обнародованию отчетов по результатам внешних проверок, за исключением каких-либо персональных данных о заключенных, если они не дали своего явно выраженного согласия. Отдельным пунктом правила 85 выделено положение о том, что тюремная администрация или другие компетентные органы в зависимости от обстоятельств должны в течение разумного срока указать, будут ли они выполнять рекомендации по итогам внешней проверки.

Столь подробная регламентация пересмотренных областей Правил Манделы на международном уровне позволит устранить многочисленные вольные толкования того, каким образом должны осуществляться стандарты в законодательстве конкретного государства. Последние изменения четко определяют: правила приема, учета, классификации и размещения осужденных, обучения персонала учреждений; условия совместного содержания и медицинского обеспечения; особенности режима и применения дисциплинарных взысканий, расследования фактов смерти и пыток; правила доступа к юридической помощи, подачи жалобы и независимого инспектирования; особенности защиты прав лиц, относящихся к уязвимым категориям, оставляя не определенными и реализующимися на усмотрение государства такие стороны, как формы реализации указанных стандартов. Осуществление рекомендаций в полном объеме потребует времени и ресурсов, но при правильном управлении, обучении и уважении прав человека многие правила Нельсона Манделы могут быть введены в действие без существенных затрат.

1 Бт., парг.: Kirilovskaja N. N. Mezhdunarodno-pravovye standarty V оЬ^: zashhity prav i svobod osuzhdennyh к ^епци svobody: obshheteoreticheskij aspekt // Sudebnaja zashhita prav i svobod Не, otbyvajushhih nakazanie V vide ^Ьюпца svobody : sb. materialov mezhvuz. паисЬ|.-ргаМ:. seminara / pod

минара / под ред. М. М. Попович, Е. В. Вальковой. Вологда, 2009. С. 41-49; Потапов А. М., Соловьева Н. Н. О содержании воспитательного воздействия на осужденных в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г. // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 60-летию принятия ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными) : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Вологда, 13 ноября 2015 г.) / под общ. ред. П. В. Голодова. Вологда, 2016. С. 304-306.

2 См.: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N10/526/36/PDF/N1052636.pdf?0penElement (дата обращения: 01.02.2017).

3 См.: URL: https://cdn.penalreform.org/wp-content/ uploads/2013/07/Joint-NG0-Briefing-SMR-Review-updated-January-2016.pdf (дата обращения: 01.02.2017).

4 См.: URL: http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/ rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=5698a3c14 (дата обращения: 01.02.2017).

5 См.: URL: https://www.unodc.org/documents/ commissions/CCPCJ/CCPCJ_Sessions/CCPCJ_24/resolutions/ L6_RevVECN152015_L6Rev1_r_V1503587.pdf (дата обращения: 01.02.2017).

red. M. M. Popovich, E. V. Val'kovoj. Vologda, 2009. S. 41-49; Potapov A. M., Solov'eva N. N. O soderzhanii vospitatel'nogo vozdejstvija na osuzhdennyh v Minimal'nyh standartnyh pravilah obrashhenija s zakljuchennymi 1955 g. // Ugolovnoe nakazanie v Rossii i za rubezhom: problemy naznachenija i ispolnenija (k 60-letiju prinjatija OON Minimal'nyh standartnyh pravil obrashhenija s zakljuchennymi) : sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Vologda, 13 nojabrja 2015 g.) / pod obshh. red. P. V. Golodova. Vologda, 2016. S. 304-306.

2 Sm.: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N10/526/36/PDF/N1052636.pdf?0penElement (data obrashhenija: 01.02.2017).

3 Sm.: URL: https://cdn.penalreform.org/wp-content/ uploads/2013/07/Joint-NG0-Briefing-SMR-Review-updated-January-2016.pdf (data obrashhenija: 01.02.2017).

4 Sm.: URL: http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/ rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=5698a3c14 (data obrashhenija: 01.02.2017).

5 Sm.: URL: https://www.unodc.org/documents/ commissions/CCPCJ/CCPCJ_Sessions/CCPCJ_24/resolutions/ L6_RevVECN152015_L6Rev1_r_V1503587.pdf (data obrashhenija: 01.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.