Научная статья на тему 'Роль библиотеки исправительного учреждения в организации воспитательной работы с осужденными'

Роль библиотеки исправительного учреждения в организации воспитательной работы с осужденными Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудаков А.М.

В статье рассматривается роль библиотеки исправительного учреждения в организации воспитательной работы с осужденными, в частности раскрываются особенности формирования общественного мнения в коллективе осужденных на основе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, представлен опыт исправительных учреждений по организации деятельности библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудаков А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the library of the correctional institution in the organization of educational work with convicts

The article discusses the role of libraries in correctional institutions in the organization of educational work with convicts. In particular, the author reveals the features of formation of public opinion in the team of convicts on the basis of respect for human beings, society, labour, norms, rules and traditions of human society, using the potential of libraries. The article also presents the experience of correctional institutions to organize the activities of libraries.

Текст научной работы на тему «Роль библиотеки исправительного учреждения в организации воспитательной работы с осужденными»

УДК 343.825

Роль библиотеки исправительного учреждения в организации воспитательной работы с осужденными

А. М. РУДАКОВ - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматривается роль библиотеки исправительного учреждения в организации воспитательной работы с осужденными, в частности раскрываются особенности формирования общественного мнения в коллективе осужденных на основе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, представлен опыт исправительных учреждений по организации деятельности библиотек.

Ключевые слова: библиотека исправительного учреждения; осужденные; воспитательная работа; общественное мнение; социально-информационная среда.

The role of the library of the correctional institution in the organization of educational work with convicts

A. M. RUDAKOV - Researcher of the Research Laboratory of the Organizatinal and Scientific Department of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article discusses the role of libraries in correctional institutions in the organization of educational work with convicts. In particular, the author reveals the features of formation of public opinion in the team of convicts on the basis of respect for human beings, society, labour, norms, rules and traditions of human society, using the potential of libraries. The article also presents the experience of correctional institutions to organize the activities of libraries.

Key words: library of the correctional institution; prisoners; educational work; public opinion; social and informational environment.

В числе основных задач воспитательной вительного учреждения можно выделить работы с осужденными в условиях испра- формирование (изменение) определенной

мотивационной структуры человека или устойчивых интересов личности в социально одобряемом направлении. В решении данной задачи задействованы все подразделения и службы исправительного учреждения, в числе которых особо хотелось бы выделить библиотеку. Книгохранилище и читальный зал библиотеки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» включены в материально-техническую базу для организации указанной работы1. Вместе с тем в УИК РФ отсутствуют нормы, регламентирующие участие библиотек в организации воспитательной работы с осужденными. Воспитательный элемент не раскрыт и в международных правовых актах. Так, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными регламентируют лишь некоторые общие организационные аспекты функционирования библиотеки. Так, пункт 64 правил гласит: «Каждое заведение должно иметь библиотеку, доступную для всех категорий заключенных и содержащую книги как развлекательного, так и образовательного содержания. Всех заключенных следует поощрять к пользованию библиотекой»2. Подобное положение (п. 41) отмечено и в Правилах Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы3. Европейские пенитенциарные правила немного расширяют организационные аспекты деятельности библиотек: «По возможности, работу библиотек пенитенциарных учреждений следует организовывать совместно с местными библиотечными службами» (п. 6)4. Регламентация деятельности библиотеки исправительного учреждения отсутствует в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), и в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).

Тем не менее результаты исследований, проведенных сотрудниками ВИПЭ ФСИН России в 2017 г. на базе 73 территориальных органов ФСИН России, сделали акцент на потенциале библиотек, который может быть успешно использован в организации воспитательной работы. Так, согласно полу-

ченным сведениям, активными пользователями библиотечного фонда исправительных учреждений являются более 40 % осужденных, объем библиотечного фонда составляет более 5,5 млн книг. В 2016 г. централизованное пополнение фонда составило 0,6 %, вместе с тем около 4 % книг было получено от общественных и религиозных организаций. Более того, в ряде учреждений имелся доступ к электронным библиотекам: НЭБ (httpy/нэб.рф) - все исправительные учреждения ГУФСИН России по Красноярскому краю, Пермская, Тюменская, Арзамасская, Мариинская, Архангельская, Бобровская, Кировоградская, Кизилюртовская воспитательные колонии, КП-15 УФСИН России по Оренбургской области; РНБ (www.nlr.ru) - Ангарская воспитательная колония; http:// school-collection.edu.ru - СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю; Библиотека русской классики (http://www.rulibrary.ru) -Новооскольская воспитательная колония; ЭБС Znanium.com (http://znanium.com) - Кол-пинская воспитательная колония. Фонды библиотек, как правило, составляет литература патриотического, исторического, юридического и художественного содержания.

В ходе исследования выявлены следующие формы деятельности библиотек исправительных учреждений в аспекте организации воспитательной работы с осужденными:

Во-первых, библиотека представляет собой платформу для презентативной работы, проведения массовых образовательных мероприятий (выставки книг, беседы, тематические чтения), организации встреч со специалистами различных отраслей знаний, конкурсов, литературных игр и викторин. Так, например, в 2016 г. на базе библиотек исправительных учреждений УФСИН России по Ивановской области были проведены такие мероприятия, как всероссийский конкурс «Калина красная», конкурс «Поэзия неволи», выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества, живописи, мягкой игрушки; читательская конференция «Твори добро»; выставка поделок на читательской конференции «Светлое Христово Воскресение»; читательская конференция, приуроченная к юбилейному году со дня создания к/ф «Девчата»; конкурс плакатов «Эхо войны» и «День защиты детей»; читательская конференция о героизме в годы войны «Матерь человеческая»; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны; выставка-конкурс вязаных изделий «Оренбургский платок»; концерт для ветеранов; литературно-музыкальный вечер, посвященный твор-

честву актера Евгения Евстигнеева; выставка-конкурс живописи на православную тему «Явление»; конкурс «Новогодняя игрушка»; тематические выставки «Весна идет, весне дорогу», «Победный май», «День памяти и скорби», «Весна в народном творчестве»; викторина «Российское кино»; тематический вечер «Стоп наркотики»; цикл бесед «Жизнь замечательных людей».

Во-вторых, на базе рассматриваемых структурных подразделений может осуществляться взаимодействие с общественными и религиозными организациями. В библиотеке исправительного учреждения сотрудники и приглашенные специалисты организуют совместно с осужденными читательские конференции и публичные чтения художественной литературы, культурные и творческие мероприятия. Кроме того, осуществляется активное сотрудничество с городскими библиотеками и общественными организация по вопросам просвещения осужденных. Так, например, ИУ УФСИН России по Вологодской области активно взаимодействуют с Великоустюгской центральной районной библиотекой, Центральной библиотекой им. Верещагина (г. Череповец), МБУК «Объединение библиотек г. Череповец», Вологодской областной универсальной научной библиотекой им. И. В. Бабушкина (г. Вологда), Детско-юношеской библиотекой (г. Вологда), Грязовецкой районной библиотекой. Сотрудничество с Омским отделением Всероссийского общества слепых способствовало укомплектованию библиотек ИУ УФСИН России по Омской области литературой с шрифтом Брайля для слабовидящих и слепых людей.

В-третьих, участие осужденных в деятельности библиотек исправительных учреждений позволяет выявить у них педагогические умения и навыки, направить их на раскрытие творческого потенциала других осужденных. Так, организованные инициативными осужденными читательские конференции, кружки, группы по интересам способствуют развитию интереса к чтению у остальных осужденных, расширяют их читательский кругозор, развивают коммуникативные умения, создают условия для расширения спектра социально конструктивных интересов, позволяют ненавязчиво руководить чтением. Заслуживает внимания деятельность студии библиотечного дела «Живая книга» при клубе ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю. Коллектив студии состоит из осужденных, которые объединились под руководством сотрудников для организации просветитель-

ских и культурно-массовых мероприятий, проводимых с использованием информационных ресурсов библиотеки исправительного учреждения. В студии созданы условия для полезного и социально-конструктивного досуга осужденных, развития их индивидуальных и творческих способностей, формирования у них общей культуры посредством углубленного изучения творчества поэтов и писателей, композиторов, спортсменов, режиссеров, политиков, оказания методической и практической помощи осужденным при организации образовательного и воспитательного процесса. Представляет интерес деятельность культурно-досугового центра «Мир знаний» иК-7 УФСИН России по Калужской области, где на базе библиотеки под руководством сотрудников колонии и приглашенных специалистов изучаются русский язык и литература, история, этнография, прикладное искусство, информационные и компьютерные технологии, проводятся мероприятия по духовно-нравственному воспитанию осужденных.

В-четвертых, организация деятельности библиотеки исправительного учреждения может сочетаться с разнообразными возможностями психолого-педагогического воздействия на осужденных, например, при формировании в коллективе осужденных общественного мнения с социально приемлемым содержанием. В рассматриваемом аспекте важно отметить, что осужденные а priori не доверяют сотрудникам правоохранительных органов, поскольку их образ в значительной степени искажен средствами массовой информации и прежним социальным окружением. При этом, что немаловажно, уровень образования осужденных не является определяющим фактором, а проблемы воспитания и нравственности не могут быть им компенсированы5. Поэтому при организации воспитательной работы в среде осужденных важен принцип опос-редованности, предполагающий непрямое психолого-педагогическое воздействие сотрудников и отсутствие обратной связи, которая, вероятнее всего, была бы негативной реакцией на навязывание новых для осужденных критериев правильного образа жизни, тем самым препятствуя усвоению информации. Этот принцип успешно может реализовать библиотека исправительного учреждения через создание образовательной, познавательно-семантической, культурно-досуговой социально-информационной среды, в том числе посредством взаимодействия с общественными и рели-

гиозными организациями, родительским комитетом.

Актуальность формирования иного общественного мнения с социально приемлемым содержанием в коллективе осужденных связана с проблемой «тюремнизации» сознания осужденных, которая и определяет отрицательное отношение спецконтингента к обществу, сотрудникам исправительных учреждений, формируя соответствующее общественное мнение в среде осужденных, восприятие которого другими членами обеспечивается угрозами расправы6. Условия функционирования библиотек позволяют ненавязчиво корректировать компоненты общественного мнения: когнитивный, чувственно-эмоциональный и, как результат, поведенческий7. Так, на когнитивном и чувственно-эмоциональном уровнях социально-информационные ресурсы библиотеки создают определенную систему координат, в рамках которой происходит как оценка (одобрение или отрицание), так и формирование отношения (положительного или отрицательного) человека к миру, событиям и процессам в нем, а также изменение смыс-ложизненных ориентаций, которые влекут изменения в представлениях человека о реальности, поведении и жизни в целом8.

Таким образом, полагаем, что роль библиотеки исправительного учреждения не должна сводиться только к использованию помещения для хранения книг и выдачи их осужденным. Библиотеки - это органичный элемент (субъект) организации воспитательной работы с осужденными, способный увеличить результативность психолого-педагогического воздействия на их личность, а также оказать влияние на процесс формирования общественного мнения с социально приемлемым содержанием в коллективе осужденных. Особый статус библиотеки исправительного учреждения среди иных субъектов воспитательной работы с осужденными определяется ее возможностями в обеспечении профессионального взаимодействия различных специалистов колонии, государственных учреждений и общественных организаций при реализации практически всех направлений воспитательной работы (духовно-нравственное, правовое, экологическое и др.), отсутствием административных полномочий представителя власти у персонала библиотеки, а также значительным потенциалом позитивного воздействия на внутреннюю мотиваци-онную структуру личности осужденного, его мировоззрение и убеждения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 11.08.1997. № 32. Ст. 3787.

2 См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (Резолюция Генеральной Ассамблеи 70/175, приложение, принятая 17 декабря 2015 года). URL: http://www.un.org/ru/rulevents/mandeladay/rules. shtm (дата обращения: 17.01.2017).

3 См.: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/juvenilesjiberty.shtml (дата обращения: 17.01.2017).

4 См.: URL: http://www.coe.int/Vdghl/standardsetting/ prisons/EPR/RU_%20commentary_EPR.pdf (дата обращения: 17.01.2017).

5 См.: Потапов А. М., Лепщиков А. Н. О личности осужденных, освобождаемых от отбывания наказания в виде лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. № 3 (35). С. 23-30.

6 См.: Сучкова Е. Л. Теоретико-методологические проблемы изучения психологии группового правосознания осужденных // Там же. С. 76-79.

7 См.: Михайлов В. А. Общественное мнение: структурно-функциональный подход // Вестник ТвГУ. 2015. № 2. С. 35-49.

8 См.: Ракитская О. Н., Серякова И. Н. Психотерапевтический потенциал социального конструктивизма // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 78-82.

1 Sm.: SZ RF. 11.08.1997. № 32. St. 3787.

2 Sm.: Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob#edinennyh Nacij v otnoshenii obrashhenija s zakljuchennymi (Pravila Nel'sona Mandely) (Rezoljucija General'noj Assamblei 70/175, prilozhenie, prinjataja 17 dekabrja 2015 goda). URL: http://www.un.org/ru/rulevents/mandeladay/rules.shtm (data obrashhenija: 17.01.2017).

3 Cm.: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/juvenilesjibertyshtml (data obrashhenija: 17.01.2017).

4 Sm.: URL: http://www.coe.int/Vdghl/standardsetting/ prisons/EPR/RU_%20commentary_EPR.pdf (data obrashhenija: 17.01.2017).

5 Sm.: Potapov A. M., Lepshhikov A. N. O lichnosti osuzhdennyh, osvobozhdaemyh ot otbyvanija nakazanija v vide lishenija svobody // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. № 3 (35). S. 23-30.

6 Sm.: Suchkova E. L. Teoretiko-metodologicheskie problemy izuchenija psihologii gruppovogo pravosoznanija osuzhdennyh // Tam zhe. S. 76-79.

7 Sm.: Mihajlov V. A. Obshhestvennoe mnenie: strukturno-funkcional'nyj podhod // Vestnik TvGU. 2015. № 2. S. 35-49.

8 Sm.: Rakitskaja O. N., Serjakova I. N. Psihoterapevticheskij potencial social'nogo konstruktivizma // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2016. № 4 (36). S. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.