Алексей Николаевич Романов, заведующий кафедрой публичного права, кандидат юридических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет
Александр Владимирович Савоськин, кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Уральский государственный экономический университет
НОВЕЛЛЫ 2017 ГОДА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современное юридическое образование переживает кризис, вызванный крайне низким уровнем подготовки выпускников. Сложившаяся ситуация объясняется как объективными причинами (сокращённый срок обучения для бакалавров, низкий общекультурный уровень абитуриентов, невысокий конкурс в юридические вузы), так и субъективными факторами (слабая организация учебного процесса в отдельных учебных заведениях). Главным направлением повышения качества юридического образования последних лет стал процесс сокращения юридических высших учебных заведений. Однако в 2017 году наметилась новая тенденция в развитии юридического образования, а именно принятие сразу двух новых образовательных стандартов: для бакалавров и для специалистов. Анализу этих актов, в том числе во взаимосвязи с потребностями судебной системы России, посвящена настоящая публикация.
Ключевые слова: юридическое образование, магистр, бакалавр, юриспруденция, образовательный стандарт, требования к судье
Идея повышения качества образования красной нитью проходит через Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 2016 года1. Достаточно сказать, что к вопросам образования глава государства в этом Послании возвращался трижды.
Президент прямо указал, что России важно «сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования». Фундаментальная наука должна стать фактором накопления научных и технологических заделов, необходимых для
1 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 01.12.2016 // Парламентская газета. № 45. 02-08.12.2016.
экономического роста и социального развития. Перед ней стоит двоякая задача — спрогнозировать тенденции будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми мы столкнёмся. При этом глава государства отметил необходимость глубокой интеграции науки с системой образования. Говоря о высшем образовании, президент РФ поставил задачу открытия в 2017 году на базе ведущих вузов (в том числе региональных), центров компетенции, которые будут призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 2/2017
21
Думается, что всё обозначенное президентом страны актуально и для юридического образования. Высшие учебные заведения юридического профиля, особенно университеты, должны активно включиться в работу по повышению качества образования, запустив процесс совершенствования подготовки специалистов как для системы государственного управления, так и для сферы народного хозяйства.
Актуальность поставленной задачи предопределена двумя взаимозависимыми факторами. Первый — явная избыточность числа студентов-юристов выпускаемых в Российской Федерации. Второй — крайне низкий уровень подготовки многих выпускников. Два этих фактора в совокупности вынудили Министерство образования и науки РФ пойти на массовые проверки в отношении юридических вузов и факультетов, результатом которых стали систематические отзывы аккредитаций. В итоге число юридических вузов в России неуклонно сокращается, а требования к качеству деятельности остающихся возрастают.
Однако процесс сокращения юридических вузов объективно подходит к концу (в силу резкого сокращения численности последних), и, похоже, настало время перейти к следующему этапу реформирования юридического образования, а именно к повышению качества его содержания.
Первого декабря 2016 г. принят новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготов-
ки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)2, вступающий в силу с 1 сентября 2017 г. Этим документом со следующего учебного года отменяется набор на заочную форму обучения, то есть юристов будут готовить только по очной или очно-заочной формам обучения. Думается, что это правильно, поскольку заочная форма обучения все же не может обеспечить требуемого уровня качества юридического образования. Нам (авторам) неоднократно приходилось выступать в качестве председателей государственных экзаменационных комиссий, и мы с коллегами всегда с грустью констатировали ощутимую разницу в подготовке студентов-очников и студентов-заочников.
Продолжая разговор о юридическом образовании, нельзя не упомянуть состоявшийся в декабре 2016 г. IX Всероссийский съезд судей. Должность судьи традиционно считается вершиной юридической карьеры, и о качестве юридической системы в стране во многом можно судить исходя из качества правосудия, которое в России ещё далеко от совершенства.
В этом смысле показательно, что, по мнению делегатов съезда, одной из острых проблем современного правосудия остаётся невысокий уровень образования не только граждан, но кандидатов на должности судей. Так, по результатам работы Высшей экзаменационной комиссии в 2016 г. выставлено 11% неудовлетворительных оценок3, а по результатам работы, например, экзаменационной комиссии Свердловской
2 Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) » // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
3 Официальный сайт Высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи http://www.vekrf.ru/category/421/.
22
области уже много лет около трети кандидатов на должности судей получают лишь «удовлетворительные» оценки4. Поэтому неудивительно, что в период с 2013 по 2016 г. квалификационными коллегиями судей в России из 24 274 заявлений претендентов на должности судей отклонены 6346, то есть каждый четвёртый из числа сдавших экзамен5. Таким образом, не случайно на Съезде судей поставлена задача — повышение качества кадрового состава судебной системы, а решение этой задачи неразрывно связано с повышением качества юридического образования.
С формально юридической точки зрения своеобразной гарантией качества подготовки судей является п. 1 ст. 4 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»6 согласно которому судьёй может стать только человек, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» (специалист) или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) магистр, но только при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Иными словами судьёй может стать только человек с квалификацией «специалист» или «магистр». Для выпускников с квалификацией «бакалавр» должность судьи недоступна.
Следует также обратить внимание на сложность формулировки о праве
магистров стать судьями. Дело в том, что не каждый магистр права может стать судьёй, а только тот из них, кто имеет профильное юридическое образование уровня бакалавра. Необходимость такого ограничения вызвана тем обстоятельством, что к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие любое высшее образование. То есть магистрантом юридического университета может быть экономист или инженер, что представляется достаточно спорным. С одной стороны, это хорошо, так как позволяет человеку реализовать своё конституционное право на образование. С другой стороны, глубина знаний такого магистра права объективно вызывает сомнения и вряд ли может соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к судьям. Поэтому на основании п. 1 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» из числа кандидатов в судьи сразу же исключаются лица, не имеющие профильного (юридического) образования.
Возвращаясь к проблеме недостаточности квалификации «бакалавр» права для занятия должности судьи, следует напомнить, что действующая формулировка п. 1 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» была внесена в закон в 2015 году7, но «революции» не произвела, поскольку закрепила уже сложившуюся правоприменительную практику.
4 Официальный сайт экзаменационной комиссии Свердловской области по приёму квалификационного экзамена на должность судьи http://sve.vekrf.ru/category/488
5 Отчёт Судебного департамента при Верховном суде РФ. М., 2016.
6 Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 03.07.2016) »О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. № 170. 29.07.1992.
7 Федеральный закон от 06.04.2015 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.04.2015. № 14. Ст. 2009.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 2/2017
23
Так, ещё в 2004 г., давая разъяснения по применению законодательства, Высшая квалификационная коллегия судей РФ отрицательно ответила на вопрос о праве гражданина, имеющего высшее профессиональное образование, подтверждённое дипломом бакалавра юриспруденции быть судьёй8. В разъяснении своей позиции Высшая квалификационная коллегия судей РФ сослалась на недостаточность четырехлетнего срока освоения основных образовательных программ (предусмотренных для бакалавров) при назначении на должность судьи, особенно в условиях постоянного повышения требований для кандидатов на должности судей. Было отмечено, что квалификация «бакалавр юриспруденции» даёт гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, однако является недостаточной не для назначения на должность судьи.
Безусловно, что такое толкование закона существенно ограничило право граждан на замещение должности судьи и в условиях отсутствия программ подготовки специалистов создало угрозу дефицита судей. Введение требования о наличии квалификации «магистр права» разрешило эту проблему и стало приемлемой мерой возвращения гражданину его права на замещение должности судьи.
Вместе с тем, соглашаясь с позицией федерального законодателя и Выс-
шей квалификационной коллегией судей РФ, нельзя не отметить некоторой её искусственности. Дело в том, что магистратура не готовит к осуществлению правосудия. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) »магистр»)9, магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: а) правотворческая деятельность;
б) правоприменительная деятельность;
в) правоохранительная деятельность;
г) экспертно-консультационная деятельность; д) организационно-управленческая деятельность; е) научно-исследовательская деятельность; ж) педагогическая деятельность. Иными словами, имеющийся стандарт никоим образом не отражает специфики судебной деятельности, не говоря уже о том, что на практике магистратуры обычно ориентированы на научно-исследовательскую деятельность и очень далеки от проблем российского правосудия.
Отрадно, что, обозначенная проблема была осознана и нашла разрешение при принятия 16 февраля 2017 г. федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета)10. Указанным документом установлен пятилетний срок очного обучения (вне зависимости
8 Разъяснения Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 18.03.2004 // Вестник ВАС РФ. 2004. № 6.
9 Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) »Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) »магистр») » // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 14. 04.04.2011.
10 Приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 № 144 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета) » // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.03.2017.
24
от применяемых образовательных технологий) и не более чем 6-летний для заочного или очно-заочного обучения. При этом (в отличие от бакалавриата) обучение с применением исключительно дистанционных образовательных технологий не допускается. В рамках судебной деятельности новый образовательный стандарт нацелен на подготовку студентов к решению следующих профессиональных задач: рассмотрение дел и разрешение споров, отнесённых к компетенции судов, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства; анализ и применение судебной практики и судебной статистики, в том числе при подготовке судебных актов и вынесении судебных решений; организационное обеспечение судопроизводства по гражданским, административным, уголовным делам; организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, систематизации и учёту нормативных правовых актов, судебной практики.
В настоящий момент ведущие юридические учебные заведения начали активную работу по разработке учебных планов и рабочих учебных программ, необходимых для внедрения нового образовательного стандарта. Так, Уральский государственный юридический университет, являясь лидером юридического образования на Урале, обратился ко всем судебным органам с просьбой оказать содействие в этой работе и высказать предложения о наличии и содержании соответствующих учебных дисциплин.
Хочется верить, что возвращение в университеты специалитета «Судебная и прокурорская деятельность» создаст объективные предпосылки для лучшей подготовки выпускников и, как следствие, будет работать на повышение качества кадрового состава судебных и иных правоохранительных органов, что, в свою очередь, будет способствовать росту эффективности и авторитета судебной системы в частности и системы государственного управления в целом.