Научная статья на тему 'Правовые и организационные аспекты профессиональной подготовки нотариусов'

Правовые и организационные аспекты профессиональной подготовки нотариусов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
744
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОТАРИАТ / НОТАРИУС ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОДГОТОВКА / NOTARIATE / NOTARY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PREPARATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушакова Елена Юрьевна

Рассматриваются актуальные вопросы профессиональной подготовки нотариусов с учетом действующего законодательства о нотариате и об образовании. Автор выделяет отдельные проблемы регламентации требований к образованию кандидатов на должность нотариуса, а также в определении наименований и содержания научных специальностей для лиц, защищающих диссертационные исследования по общим или частным вопросам нотариата и нотариальной деятельности. Научная статья содержит конкретные авторские предложения по решению выделенных проблем, учитывающие мнение опрошенных нотариусов, их помощников, стажеров и иных работников нотариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF VOCATIONAL TRAINING OF NOTARIES

Topical issues of vocational training of notaries taking into account the current legislation about a notariate and about education are considered. The author allocates separate problems of a regulation of requirements to education of candidates for a position of the notary and also in definition of names and the content of scientific specialties for the persons protecting dissertation researches on the general or private questions of a notariate and notarial activity The scientific article contains the specific author’s proposals according to the solution of the allocated problems considering opinion of the interviewed notaries, their assistants, trainees and other workers of a notariate.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные аспекты профессиональной подготовки нотариусов»

УДК 343

ББК 67 © ЕЮ. Ушакова, 2018

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НОТАРИУСОВ

Елена Юрьевна Ушакова,

аспирант кафедры правоохранительной деятельности и адвокатуры Югорский государственный университет (628012, Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16)

E-mail: [email protected] Научный руководитель: В.Ф. Анисимов, доктор юридических наук, доцент

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы профессиональной подготовки нотариусов с учетом действующего законодательства о нотариате и об образовании. Автор выделяет отдельные проблемы регламентации требований к образованию кандидатов на должность нотариуса, а также в определении наименований и содержания научных специальностей для лиц, защищающих диссертационные исследования по общим или частным вопросам нотариата и нотариальной деятельности. Научная статья содержит конкретные авторские предложения по решению выделенных проблем, учитывающие мнение опрошенных нотариусов, их помощников, стажеров и иных работников нотариата.

Ключевые слова: нотариат, нотариус повышение квалификации, подготовка.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF VOCATIONAL TRAINING OF NOTARIES

Elena Yu. Ushakova,

Post-graduate student of the Department of Law Enforcement and Advocacy Ugra State University (628012, Khanty-Mansiysk, ul. Chekhov, d. 16)

Abstract. Topical issues of vocational training of notaries taking into account the current legislation about a notariate and about education are considered. The author allocates separate problems of a regulation of requirements to education of candidates for a position of the notary and also in definition of names and the content of scientific specialties for the persons protecting dissertation researches on the general or private questions of a notariate and notarial activity The scientific article contains the specific author's proposals according to the solution of the allocated problems considering opinion of the interviewed notaries, their assistants, trainees and other workers of a notariate.

Keywords: notariate, notary, professional development, preparation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ушакова Е.Ю. Правовые и организационные аспекты профессиональной подготовки нотариусов. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):204-8.

Нотариат, выступая одним из основных элементов правоохранительной системы России, направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, укрепление правопорядка и законности путем совершения юридически значимых действий. Как и любая иная деятельность, нотариат нуждается в правовом и организационном обеспечении, состояние которого напрямую зависит от совершенствования правоохранительной системы в целом.

Нотариат возник как правовой институт, призванный охранять частную собственность и обеспечивать реализацию имущественных и других прав участников гражданского оборота. В дальнейшем на нотариат были возложены функции по оформлению и засвидетельствованию юридических фактов [2, с. 13—14, 17].

Сегодня в России нотариат является органом, без которого невозможно осуществление гражданско-правовых сделок и обеспечение рыночных экономических отношений. В обязанности нотариусов входит исполнение юридически значимых действий, натравленных на удостоверение прав и фактов, а также на придание тем или иным действиям юридической силы. Кроме того, нотариусы занимаются совершением действий охранительного характера в сфере получения наследства, в том числе, при наложении запрета на отчуждаемое имущество.

Деятельность нотариата в Российской Федерации регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Гражданским, налоговым, семейным кодексами Российской Федерации;

3) Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;

4) иными федеральными законами Российской Федерации, касающимися нотариальной деятельности, в частности, «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об исполнительном производстве» и другими;

5) актами Президента и Правительства Российской Федерации, одними из которых являются: Указ Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 703 «Об утверждении порядка уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности» и др.;

6) ведомственными нормативными документами.

«Настольной книгой» нотариуса, безусловно, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы). В них содержатся положения, регламентирующие как требования к кандидату на должность нотариуса, так и вопросы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности в целом, включая аккредитацию и лицензирование.

Подготовка нотариусов в России базируется на получении юридического образования в государственных и частных образовательных учреждениях, в том числе, правоохранительного профиля, а также на сдаче соответствующего квалификационного экзамена. Основным требованием, предъявляемым к кандидату на должность нотариуса, является наличие высшего юридического образования в образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию. При этом в Основах не раскрывается, что понимается под высшим образованием, по какой специальности оно должно быть получено, не раскрывается, а равно не упоминаются какие-либо требования к специализации выпускников соответствующих образовательных организаций.

Следует отметить, что толкование понятия «высшее юридическое образование» до недавно проведенной реформы в системе высшего образо-

вания не вызывало затруднений. Дифференциация высшего образования на специалитет, бакалавриат и магистратуру, выделение различных специальностей, содержательно практически ничем не отличающихся от классической юриспруденции (правоведения), потребовали конкретизации нормативных требований к кандидатам на те или иные должности юридического профиля. Вместе с тем, в Основах какие-либо дополнения и уточнения по этому поводу отсутствуют.

В этой связи заслуживает внимание корректировка Закона «О статусе судей Российской Федерации», связанная с уточнением требований к кандидату на должность судьи. В соответствии с изменениями, принятыми в 2015 году, на указанную должность может претендовать только гражданин РФ, который имеет высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» [4].

На наш взгляд, соответствующие изменения необходимо внести и в законодательство о нотариате, что позволит избежать неопределенностей в вопросах, связанных с профессиональной подготовкой кандидата на должность нотариуса. Более того, во избежание противоречий в данном вопросе, считаем целесообразным обозначить, что высшее юридическое образование должно включать в себя специалитет или магистратуру по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Юриспруденция», включающих присвоение квалификации «юрист». В этой связи следует обратить внимание, что в соответствии с приказом Миноб-рнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 применительно к бакалавриату и магистратуре таким направлением подготовки является исключительно «Юриспруденция», в то время как к специалитету по укрупненной группе специальностей «Юриспруденция» следует относить специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность».

В противном случае, это дает возможность кандидатам на должность нотариуса представлять дипломы бакалавра, специалиста либо магистра, при-

чем пройденная ими подготовка по программам бакалавриата или специалитета может быть не связана с юриспруденцией (при наличии диплома магистра по направлению подготовки «Юриспруденция»). Очевидно, что такая ситуация не соответствует требованию правовой определенности и не отвечает интересам подготовки высокопрофессиональных нотариусов.

Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, полагаем целесообразным п. 1 ст. 2 Основ изложить в следующей редакции: «Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования по специальности, связанной с присвоением квалификации «юрист», или по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии полученного ранее диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

Согласно результатам проведенного нами опроса нотариусов, их стажеров и помощников, данную формулировку поддержало 92,7% респондентов.

Существующие проблемы правового регулирования нотариальной деятельности дают основание вести речь о необходимости включения в учебные программы высших учебных заведений России юридического профиля новой специальности, например, «Адвокатская и нотариальная деятельность», направленной на подготовку будущих специалистов для соответствующих сфер деятельности. Данную позицию разделяет абсолютное большинство (94%) опрошенных нами нотариусов, их помощников и стажеров.

Немаловажное значение в контексте рассматриваемых проблем является аспект, связанный подготовкой для работы в сфере нотариальной деятельности научно-педагогических кадров. Несмотря на то, что диплом кандидата или доктора юридических наук не является заменой диплома о высшем образовании, тем не менее, его наличие указывает на то, что лицо, претендующее на должность нотариуса, имеющее ученую степень, несомненно, обладает более высокой квалификацией. Наличие у нотариуса ученой степени по юридической специальности,

на наш взгляд, должно являться дополнительным аргументом в случаях закрепления за ним стажеров, первоочередное право на приглашение для проведения занятий в рамках информирования и повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников.

Для повышения квалификации нотариуса наиболее актуальными являются такие научные специальности, как 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; 12.00.15 — Гражданский процесс; арбитражный процесс; 12.00.11 — Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности.

Научная специальность 12.00.11 является, пожалуй, ключевой с точки зрения доктринальных основ нотариата, правового и организационного обеспечения данной деятельности, включая подготовку и повышение квалификации нотариусов, в то время как специальности 12.00.03 и 12.00.15 связаны с более предметным и основательным исследованием нормативных и теоретико-прикладных аспектов.

В этой связи, на наш взгляд, следует обратить внимание на то, что в отличие от адвокатской деятельности, где получение ученой степени допустимо по юридической специальности на базе не только юридического образования, для нотариуса принципиально важным является наличие необходимых знаний по праву в целом, а не только по узкой теме, по которой защищена диссертация.

В целом, существующая сегодня в Российской Федерации система повышения квалификации нотариусов отвечает потребностям правоприменительной практики, однако, на наш взгляд, уместно обратить внимание на отдельные аспекты совершенствования данного вида деятельности.

• во-первых, это касается разработки и утверждения унифицированных стандартов программ, рабочих и учебных планов курсов повышения квалификации нотариусов и лиц, не являющихся последними, но уполномоченными на совершение нотариальных действий;

• во-вторых, данные курсы должны включать в себя темы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, раз-

личных электронных систем, в том числе спра-вочно-правового характера. Кроме этого, необходимо увеличить количество учебных часов для более глубокого усвоения соответствующих тем;

• в-третьих, документально необходимо регламентировать требования к лицам, проводящим занятия в рамках соответствующих курсов повышения квалификации (образование, ученая степень, соответствие практического опыта и (или) направлений научно-исследовательской деятельности тематике курса);

• в-четвертых, по результатам подготовки следует предусмотреть прохождение студентами промежуточной и итоговой аттестации в форме комплексного зачета и экзамена.

Вместе с тем нельзя не коснуться отдельных проблем, связанных с образовательным уровнем кандидатов на должность нотариуса, с получением ими специальности или направления подготовки, а также совершенствованием в целом профессионального обучения.

Одной из таковых является отсутствие нормативного определения направлений подготовки и специальности нотариата в рамках соответствующих специализаций (профилей) при обучении по программам бакалавриата и магистратуры. При этом подготовке адвокатов в вузах уделяется гораздо больше внимания. Например, в Российской академии адвокатуры и нотариата подготовка бакалавров и магистров осуществляется по направлению «Юриспруденция» с выделением на втором уровне профиля подготовки по адвокатской и нотариальной деятельности, где для изучения дисциплин, относящихся к адвокатуре, предусмотрено больше времени [5]. В других вузах курс нотариата читается в рамках объединенной с адвокатурой дисциплины, причем, изучению последней отводится, как правило, большее количество учебных часов.

На наш взгляд, нотариат целесообразно изучать в рамках самостоятельного, отдельного от адвокатуры, учебного курса, начиная с 6 семестра бакалавриата со сдачей промежуточного зачета и итогового экзамена. Это позволит сформировать у абитуриента целостное представление о данном направлении подготовки.

Также представляется обоснованным продолжение более углубленного изучения нотариата в рамках магистерской подготовки с расстановкой акцентов на исследовании актуальных проблем организации нотариата и нотариальной деятельности, осуществлении отдельных нотариальных действий, взаимодействии нотариусов с представителями государственных органов, использовании современных информационных технологий в рассматриваемой деятельности и т.п.

Реализация указанных положений крайне затруднительна, а в отдельных случаях, и невозможна без участия Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с его структурными подразделениями, организаций высшего образования, в том числе имеющих особый статус — Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и некоторых других вузов. Именно они должны находиться в авангарде продвижения соответствующих инициатив, включая введение отдельной специальности нотариата, расширение профильной подготовки бакалавров и магистров в конкретных вузах за счет введения профилей «Правозащитная деятельность» для бакалавров и «Адвокатская и нотариальная деятельность» для магистров.

Подготовку нотариусов в рамках данных профилей необходимо осуществлять путем согласования всех входящих в соответствующие рабочие планы учебных дисциплин юридического профиля, чтобы прослеживалась их связь между собой. В современных условиях, с учетом активной интеграции России в мировые образовательные процессы, знания, умения и навыки юристов должны обладать комплексностью, соотносимостью с профильной направленностью практического приложения полученных компетенций. В этой связи, особое значение имеет развитие профильной подготовки юристов, в том числе, путем создания дополнительных возможностей для углубленного изучения нотариальной деятельности.

Одним из приоритетных направлений подготовки нотариусов является ее взаимосвязь с практикой, непрерывное взаимодействие теоретических

и прикладных компонентов подготовки студентов, реализующееся не только посредством прохождения производственной практики, но и благодаря вовлечению обучающихся в соответствующую практическую сферу. Например, в последнее время в этом отношении себя зарекомендовали с положительной стороны, так называемые, юридические клиники, создаваемые при факультетах вузов, где студенты могут непосредственно применить свои знания и умения при решении практических задач: консультировании, составлении проектов различных документов и выполнении иных действий, относящихся к компетенции юриста [1, с. 89—93; 3, с. 179—181]. Важную роль при этом играет активное сотрудничество соответствующих вузов с различными правоприменительными органами и практикующими юристами с большим опытом работы, в том числе, с нотариальными палатами и конторами, частнопрактикующими нотариусами.

Важным направлением подготовки будущих нотариусов является организация и проведение на постоянной основе различного рода научно-практических мероприятий с привлечением к ним студентов, аспирантов, ведущих российских и зарубежных ученых, а также практикующих нотариусов, судей, представителей законодательных и иных органов. В таких мероприятиях, безусловно, должны принимать участие и нотариусы, находящиеся на курсах повышения квалификации, а также лица, не являющихся нотариусами, но уполномоченные законом на осуществление нотариальной деятельности. Подводя итог вышеизложенному, отметим, что:

• существующая в России система подготовки и повышения квалификации нотариусов в целом отвечает потребностям правоприменительной практики, однако имеет перспективы развития за счет совершенствования правового, научного и организационного обеспечения данного вида деятельности;

• в рамках правового регулирования подготовки и повышения квалификации нотариусов особое значение имеет законодательная регламентация вопроса, связанного с предъявлением требований к уровню образования и профессиональной подготовки кандидатов на должность нотариуса. Решение данной проблемы

видится во введение специальности «Адвокатская и нотариальная деятельность», в краткосрочной стажировке в нотариальных конторах лиц, не являющихся нотариусами, но уполномоченных на осуществление нотариальных действий;

• совершенствование подготовки и повышения квалификации нотариусов в научном плане целесообразно осуществлять посредством введения соответствующих профилей обучения на уровнях бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция», внедрения положительного опыта функционирования юридических клиник, проведения научно-практических мероприятий по обсуждению актуальных проблем нотариальной деятельности с привлечением ученых и специалистов, работающих в данной сфере.

Литература

1. Анохина О.В., Елисеева Г.В. К вопросу о роли юридической клиники в деятельности будущих юристов / О.В. Анохина, Г.В. Елисеева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2018. № 1.

2. Зульфугарзаде Т.Э. Рабочий учебник / Российский новый университет. Том Модуль 1: Организационно-правовое регулирование деятельности нотариата. М.: РосНОУ, 2005.

3. Тышкенова А.Г. Практикоориентированное обучение в рамках юридического образования (на примере юридической клиники БГУ) / А.Г. Тышке-нова // Вестник Бурятского государственного университета, 2015. Вып. 15.

4. Федеральный закон от 6 апреля 2015 г № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 14. Ст. 2009.

5. Официальный сайт Российской академии адвокатуры и нотариата. Раздел «Документы, регламентирующие учебный процесс». То же: [Электронный ресурс]. — URL: http:// raa.ru/sveden/education/#docs (дата обращения: 19.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.