Научная статья на тему 'Новая стратегия развития газовой отрасли Сибири на рубеже XX-XXI вв.'

Новая стратегия развития газовой отрасли Сибири на рубеже XX-XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
газовая отрасль / стратегии развития / Томская область / газификация / природные ресурсы / освоение / Востокгазпром / Сибирь / Азиатско-Тихоокеанский регион / 20 век / 21 век / энергетическая стратегия России / топливно-энергетический комплекс / ресурсно-сырьевая база / ресурсный потенциал / газификация / газодобыча / нефтехимическое сырье / газопереработка / газотранспортировка / газопроводы / экспортная стратегия

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силаев Анатолий Петрович, Першиков Анатолий Николаевич

Стратегия развития газовой отрасли Сибири строится с учетом базовых положений энергетической стратегии России до 2020 года, включая основные направления развития топливно-энергетического комплекса, прогнозы и оценки по ресурсо-сырьевой базе, динамике потребления энергоресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая стратегия развития газовой отрасли Сибири на рубеже XX-XXI вв.»

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ СИБИРИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВВ.

А. П. Силаев, А. Н. Першиков

(Томский политехнический университет)

Испокон веков Сибирь была краем, в котором богатства недр сочетались с талантом организаторов, практической сметкой, образованием и наукой. Томский золотопромышленник 3. М. Цибульский, ходатайствуя об открытии сибирского университета в Томске, писал в 1856 г. министру просвещения: «Мы желаем исследовать Сибирь для себя. Неисчерпаемые богатства Сибири лежат нетронутыми, ожидая умелых рук для разработки»1.

Эти слова не потеряли актуальность и сегодня. Такие ресурсы Сибири, как нефть, уголь, газ, до сих пор не превратились в залог стабильности и процветания региона. Долгое время к Сибири относились как к ресурсной сырьевой базе, ей отводилась роль промышленной окраины, что отразилось на крайне медленном развитии топливно-энергетического комплекса Сибири. Сегодня есть исторический шанс изменить топливно-энергетическую карту России. Газовые реки, текущие на запад, и одновременно прозябающая Сибирь, - это живой укор сибирякам, нашему интеллекту, нашему патриотизму.

В деле устойчивого существования и развития Сибири топливно-энергетический комплекс продолжает играть решающую роль. Именно от него зависит безопасность людей, проживающих здесь, надёжное функционирование промышленности и энергетики. Поэтому стратегия Сибири должна строиться с учётом базовых положений энергетической стратегии России до 2020 года, включая основные направления развития топливно-энергетического комплекса, прогнозы и оценки по ресурсно -сырьевой базе, динамике потребления энергоресурсов. Эти положения прежде всего важны именно в контексте их влияния на перспективы развития Сибири.

В энергетическом балансе России газ занимает особое место. Он обеспечивает более 50 процентов энергопотребления России. Сибирь же является скорее исключением из правил. Только 8 областей востока России получают на сегодняшний день природный газ. Единая система газоснабжения заканчивается на севере Кемеровской области. До сих пор уровень газификации в сибирских областях крайне низок. Он колеблется в пределах от 2 до 17 процентов, тогда как в европейской части России в ряде областей уровень газификации приближается к Я0 процентам2.

Однако рост потребления газа в Сибири неизбежен. С одной стороны, согласно расчётам учёных, потребление газа на юге Западной Сибири увеличится к 2020 году с 11 до 26 млрд. кубометров, в Восточной Сибири - с 4 до 24 млрд. кубометров3. С другой стороны, на развитие

144

топливно-энергетического комплекса Сибири непосредственное влияние будет оказывать ухудшение ресурсной базы на традиционных промыслах, существующий дисбаланс между экспортными и внутренними российским ценами на газ, а также сближение России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и организация экспорта углеводородного сырья в эти страны. Предполагается, что уже к 2010 г. будут реализовываться меры по существенной диверсификации экспортных потоков российских энергоносителей в южном и восточном направлениях.

Восток России, прежде всего Западная Сибирь, обладает богатейшими запасами природных ресурсов, в числе которых природный газ занимает одно из ведущих мест. Изучением и разработкой этих запасов начали заниматься ещё в 70-80-е годы XX века. Однако объём газа, добываемого в Сибири, составил очень небольшую долю в масштабе всей России. Одна из главных причин этого - низкий уровень разведанности территорий. А для того, чтобы вести геологоразведку нужны значительные средства, которых в Сибири не было. Не было опыта, новейших технологий и т.д.

Ситуация стала меняться, когда в середине 1990-х гг. команда нефтяников во главе с молодым и энергичным С. Жвачкиным взялась за реализацию проекта по добыче природного газа в Томской области. До этого в чисто «нефтяной» области газ считался бесполезным сырьём. За газоконденсатные месторождения никто браться не решался, хотя их запасы были многообещающими. Попутный газ нефтяники просто сжигали в факелах.

Начало новому этапу в развитии газовой отрасли в Томской области положил запуск в эксплуатацию в мае 1999 года Мыльджинского га-зоконденсатного месторождения. Успех в деле освоения этого месторождения заставил «Газпром» обратить внимание на малые, компактные месторождения, разрабатывать которые оказалось экономически эффективнее, чем тратить миллиарды рублей на освоение месторождений такого масштаба, как Ямбургское. При этом пришлось переубеждать скептиков, которых было немало во всевозможных властных коридорах. Томские газовики вместо того, чтобы почивать на лаврах, выбрали путь поиска и реализации новой стратегии развития газовой отрасли на востоке России. Для этого была создана холдинговая компания «Востокгаз-пром», которая стала наращивать объёмы добычи природного газа.

Решая задачу увеличения добычи газа, компания «Востокгазпром» продолжала готовить к пуску новые месторождения. Весной 2001 полным ходом велись работы по подготовке к пуску Северо-Васюганского газо кон д е н с атн о го месторождения. Был закончен монтаж основных коммуникаций, которые обеспечивали транспортировку газа и конден-

сата, снабжение электроэнергией и химическую защиту промысла, рассчитанного на ежегодную добычу 1,5 млрд. кубометров природного газа. Ввод в эксплуатации Северо-Васюганского месторождения давал возможность газовикам увеличить добычу «голубого топлива» в Томской области в 2002 г. до 6 млрд. кубометров4.

Одновременно с освоением Мыльджинского и Северо-Васюганского газоконденсатных месторождений весной 2001 г. геологи ОАО «Томскгазпром» занимались разведкой и подготовительными работами на перспективных участках нефтегазодобычи. Были получены обнадёживающие результаты на месторождениях Пудинского нефтегазоносного района. В мае 2001 года руководством ходинга «Востокгаз-пром» на большом производственном совещании, проведенном вместе с геологами и учёными, было принято решение начать разработку Путинской группы месторождений газа в Парабельском районе Томской области. По заверению генерального директора ОАО «Востокгазпром» С. Жвачкина, уровень новых газовых промыслов ничем не будет уступать тем современным комплексам, которые работают в Каргасокском районе5.

Решение приступить к разработке месторождений Пудинского нефтегазоносного района говорит о последовательности холдинга «Востокгазпром» в осуществление газовой программы Томской области, стремлении к активному расширению собственной ресурсной базы компании. Это решение далось не просто. Дело в том, что большинство месторождений Пудинской группы имели сложную геологическую структуру, требовали тщательной экономической оценки и анализа.

Однако разработка этих месторождений позволяла реанимировать проект строительства продуктопровода от Лугинецкого месторождения до Томского нефтехимического комбината. О строительстве продуктопровода говорили ещё на стадии закладки Томского нефтехимического комбината, когда речь шла о сближении сырьевых и перерабатывающих мощностей, но проект так и оставался все эти годы всего лишь идеей. И только в 2001 г. появилась реальная возможность его осуществления в ближайшие годы6.

Весьма перспективным становилось для компании «Востокгазпром» южное направление деятельности - добыча метана в Кузбассе. Только в угольных пластах Новокузнецка запасы метана оценивались в 14 триллионов кубометров. По объёму это две трети разведанных запасов всего природного газа Западной Сибири. В июле 2000 года в Москве состоялась встреча губернатора Кемеровской области А. Тулеева, председателя правления ОАО «Газпром» Р. Вяхирева и президента ОАО «Востокгазпром» С. Жвачкина, на которой шла речь о масштабном проекте по добыче метана из угольных пластов кузбасских месторождений.

На следующий день после встречи в «Газпроме» А. Тулеев встретился с президентом РФ В. Пу гиным, который поддержал проект добычи метана в Кузбассе7.

Ключевая роль в осуществлении проекта «Метан Кузбасса» отводилась ОАО «Востокгазпром». В мае 2001 года специалисты компании изучили американский и австралийский опыт извлечения метана из угольных пластов. Первые работы по добыче метана начались летом 2001 года на месторождении «Талдинское». На шахте «Чертинской» в действие были введены 16 газовых скважин, построен газопровод длиной около четырёх километров, запущена газоэнергетическая установка. В июле 2001 года правительство РФ доложило президенту В.Путину о работе по программе «Метан Кузбасса». В соответствии с планами, «Востокгазпром» должен выйти в 2005 году на рубеж 5 млрд. кубометров газа из угольных пластов Кузбасса, к 2020 году было рекомендовано довести добычу по этой программе до 25 млрд. куб.8

В осуществлении проекта «Метан Кузбасса» мощную поддержку оказывала администрация Кемеровской области. В частности, в лоббировании проекта активное участие принимал губернатор А. Тулеев. Его усилия были направлены на поиск средств по реализации проекта в федеральном бюджете, выбивание налоговых льгот и подходящих таможенных ставок на ввоз импортного технологического оборудования. В рамках проекта «Метан Кузбасса» было запланировано компанией «Востокгазпром» заложить к концу 2001 г. 26 пилотных скважин. По результатам их работы специалисты компании выберут места для промышленных скважин. «Газпром» выделил на эти цели 500 млн. рублей. Всего было предложено пробурить не менее 500 скважин.

Значение реализации проекта трудно переоценить. Во-первых, откачка угольного газа из пластов практически полностью исключает вероятность подземных взрывов и горняки уже смогут не опасаться за свою жизнь. Во-вторых, метан будет использоваться на местных ТЭС, а выработанная на них дешёвая электроэнергия поступит на шахты и в разрезы, что в конечном счёте приведёт к снижению отпускных цен на уголь. В-третьих, область сможет отказаться от 3 млрд. кубометров газа, поступающего из Томской области, за счёт чего можно будет увеличить его экспорт, в частности в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Деятельность компании «Востокгазпром» не ограничивалось территорией Западной Сибири. С начала 2001 г. компания обратила внимание на Сахалин. Было выражено намерение детально изучить перспективы реализации нефтегазового проекта «Сахалин-4». В марте 2001 года на Сахалине работала делегация «Востокгазпрома» для определения интересов компании в Сахалинской области с учётом развития проектов по освоению и использованию углеводородного сырья на Дальнем Востоке

России. Руководству «Востокгазпрома» было предложено принять участие в исследовательских работах на севере острова по проекту «Саха-лин-4». Для администрации Сахалинской области вариант участия в этом проекте крупной российской компании, базирующейся в Томске, имеющей большой опыт эксплуатации газоконденсатных месторождений в Западной Сибири, безусловно, представляет большой интерес. «Востокгазпром» со своей стороны был заинтересован в широкомасштабных информационных мероприятиях, позволяющих наиболее полно продемонстрировать его намерения и возможности. Одним из них явилась III Международная выставка новейшей техники и технологий освоения минерально-сырьевых и энергетических ресурсов, на которой «Востокгазпром» 29-31 августа 2001 года ознакомил общественность Сахалина с политикой компании в производственной и социальной сферах. В это же время специалисты ОАО «Востокгазпром» во главе с первым вице-президентом компании В. Емешевым совместно с представителями администрации области обсудили варианты участия компании в разработке нефти и газа на шельфе и в проекте газификации юга Сахалинской области10.

Летом 2001 года начались переговоры руководства компании «Востокгазпром» с администрацией Иркутской области о возможном участии компании в освоении малых нефтегазовых месторождений области. В частности, обсуждался вопрос об участии «Востокгазпрома» в освоении Верхнечонского и Дулисьминского месторождений, где есть запасы нефти и газового конденсата. Лицензия на освоение Верхнечонского месторождений принадлежит «Русиа-Петролиум», которая, однако, заинтересована в привлечении сторонних инвесторов к освоению месторождения с запасами, оценивающимися в более 300 млн. тонн нефти". В перспективе разработка крупнейшего месторождения России -Чаяндинского. Его запасы составляют более триллиона кубометров газа. С руководством Якутии достигнута договоренность об участии ОАО «Востокгазпром» в освоении этого месторождения12.

Очень выгодным в перспективе является участие в разработке Ко-выктинского месторождения, расположенного в 350 км от Иркутска. Это месторождение входит в двадцатку крупнейших газовых месторождений мира. Суммарные запасы газа Ковыкты и прилегающих к ней участков оцениваются примерно в 2 трлн. кубометров.

Затраты на реализацию Ковыктинского проекта составляют около 10-12 млрд. долл. С июля 2001 года «Газпром» является государственным координатором всех экспортных проектов России по поставкам газа в Китай и другие страны АТР. А «Востокгазпром», в свою очередь, получил эксклюзивное право вести переговоры от имени «Газпрома» по всем проектам компании на востоке России. Крупные зарубежные инве-

сторы и компании заинтересованы в том, чтобы работать прежде всего с теми российскими компаниями, которые пользуются поддержкой государства. Это в полной мере относится к «Газпрому». Переговоры, которые ведет «Газпром» с участниками Ковыктинского проекта, означают стремление государства к стабильному развитию восточных территорий и формированию энергетической безопасности, необходимой для этого. Разработка Ковыктинского месторожджения будет первым серьезным шагом к организации единой со странами АТР газотранспортной системы. Президент России В. Путин уже сделал ряд конкретных шагов для повышения роли «Газпрома» в развитии внешних связей России со странами АТР. «Газпрому» совместно с заинтересованными министерствами предстоит разработать среднесрочную стратегию работы на внешних рынках. Эта стратегия, как следует из распоряжений президента, включает развитие ресурсной базы «Газпрома» на востоке России в целях экономически эффективного обеспечения на перспективу внутреннего газового баланса, наращивание экспорта газа в Европу и расширение коммерческого присутствия на крупных региональных рынках Азии13.

В настоящее время газовая промышленность России представляет единый интенсивно развивающийся комплекс, деятельность которого направлена на решение широкого круга задач. Внедрение высоких технологий должно происходить не только на уровне добычи и транспортировки газа, но и на уровне его потребления, включая обеспечение газификации реальных секторов экономики - промышленности, строительства, транспорта, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.

В силу климатических условий особую актуальность для областей Сибири и Дальнего Востока имеют проблемы теплоснабжения реального сектора экономики, снижения затрат на обогрев жилых, рабочих и технологических помещений. Традиционные в России системы централизованного теплоснабжения, а также автономные системы отопления, использующие в качестве теплоносителей воду, зачастую экономически неэффективны, поэтому в последние годы в России началось внедрение альтернативных отопительных систем.

Для России газификация так же значима, как электрификация, строительство дорог и систем водоснабжения. Но она требует огромных усилий и капиталовложений. На конец XX века газификация населенных пунктов России не превышает 25 процентов. Что касается Сибири, то она потребляет только 3 процента от добываемого на всей территории газа.

В начале 2001 года руководство компании «Востоккгазпом» стало уделять большое внимание формированию программ газификации сибирских территорий. В апреле 2001 года представители холдинга приня-

ли активное участие в организации и проведении совещания по вопросам развития газоснабжения в Сибирском федеральном округе. Совещание проходило в Новосибирске под патронажем Полномочного представителя президента в СФО Л. Драчевского. Впервые вопросы газоснабжения обсуждались на таком высоком уровне. В работе совещания приняли участие представители Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ. ОАО «Газпром», администраций сибирских областей, ведущих нефтегазовых компаний, Сибирского отделения РАН.

Участники совещания констатировали, что уровень газификации краев и областей, входящих в СФО, является самым низким в России несмотря на то, что здесь добывается до 75 процентов всего российского газа. Среди сдерживающих факторов были названы отсутствие федеральной программы газификации на ближайшие годы, отсутствие утвержденных лимитов на природный газ и несовершенная система регулирования цен и тарифов. Учитывая сложившуюся ситуацию, участники совещания приняли решение обратиться в Правительство РФ с предложением о формировании программы газификации сибирских территорий.

Реализация этой программы во многом зависела от таких мер, как закрепление расходов на газификацию в местных и федеральном бюджетах, разработка эффективных схем кредитования населения для покупки газового оборудования, выделение лимитов по потреблению газа для предприятий. По итогам совещания главам администрации субъектов РФ было рекомендовано шире привлекать ОАО «Востокгазпром» для решения вопросов газификации территории, используя его положительный опыт, а также создать на базе Института геологии нефти и газа СО РАН координационный совет по газификации сибирских терриго-

" 14

рии .

Основная задача, решаемая в ходе выполнения работ, - разработка генеральной схемы газоснабжения Томской области, определение объема необходимых капиталовложений, создание и отработка инвестиционного механизма, обеспечивающего устойчивое саморазвитие газораспределительных сетей и систем газоснабжения Томской области. За два года с начала работ по газификации области объем капитальных вложений ОАО «Томскгазпром» составил 76 млн. рублей. При участии томских газовиков на «голубое топливо» были переведены котельные поселков Борики, Петрово, Нелюбино, Тимирязево, Моряковка, проведена газификация с. Зоркальцева. Снижение стоимости тепла при переходе на газ составило от 20 до 55 процентов. При полной реализации планов по газификации Томского района суммарный экономический эффект энергопотребителей Томского района составит 82 млн. рублей. Для привлечения значительных инвестиций необходимо создание соответствующей

правовой базы. Именно поэтому томские газовики внесли для рассмотрения в областной Думе проект закона «Об инвестиционной программе газификации Томской области»15.

Томский газ служит не только селянам, но и жителям города. Ситуация такова, что в сельской местности уровень газификации выше, чем в городе (73% и 23%). С развитием газовой программы и увеличением добычи газа у Томска появилась возможность выхода на новый количественный и качественный уровень газификации. Уже есть существенные сдвиги в использовании газа для производства энергии. Главные энергоцентрали областного центра, ТЭЦ-3 и ГРЭС-2, переведены на газ.

В 2001 г. усилия областной администрации были направлены на создание условий для привлечения инвестиций в развитие нефтегазового комплекса. Поэтому проведение специализированной выставки «Гази-фикация-2001» в Томске далеко не случайно. Это эффективный инструмент для работы на перспективу. Специализированная выставка-ярмарка «Газификация 2001» наглядно продемонстрировала идеи и наработки по газификации России. Учредителем выставки выступило ОАО «Востокгазпром» как головная организация «Газпрома» по реализации газовой программы на востоке страны16.

Газификация - это действительно глобальный проект, но, как всякое молодое и нужное начинание, оно нуждается в государственной поддержке не только инвестиционной, но и научной, технической, моральной. Выставка-ярмарка «Газификация 2001» открыла новый этап как в маркетинговой стратегии всего процесса газификации, так и в поступательном движении основного исполнителя программы газификации на территории Сибири - ОАО «Востокгазпром». Выставка-ярмарка привлекла внимание многих заинтересованных структур, предприятий и организаций, совместными усилиями которых газовая отрасль обрела вес и значение.

Для реализации программы газификации Алтайского края еще в 1999 г. была создана компания «Алтайгазпром» - дочернее предприятие ОАО «Востокгазпром». К 2001 году компания эксплуатировала 520 км газораспределительных сетей и обслуживала 60 тыс. жителей, проживавших в 24 тыс. квартир. «Востокгазпром» инвестировал в экономику Алтайского края 122 млн. рублей. Благодаря этому, в кратчайший срок была достроена Новоалтайская ГРЭС, построено 50 км газопровода, в том числе важнейший для краевого центра объект - газопровод для муниципальной котельной. Экономия от использования природного газа вместо других видов топлива только за 2000 год составила более 300 млн. рублей17.

В августе 2001 года администрацией Алтайского края было принято решение ускорить темпы газификации края. В соответствии с поста-

новлением главы администрации Алтайского края А. Сурикова был внесен ряд изменений в ранее принятую программу действий по газификации на 2001 год. Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике краевой администрации было поручено направить дополнительно на финансирование газификации средства в размере 1 процента расходов краевого бюджета, запланированных на 2001 год. Таким образом, на строительство магистрального газопровода Барнаул-Бийск-Горноалтайск с отводом на Белокуриху поступило больше средств. Более 77 млн. рублей на финансирование объектов газификации было направлено из бюджетов районов18.

К концу 2001 года компанией «Востокгазпром» было разработана программа газификации Новосибирской области19. Это позволяло решать социально-экономические проблемы области, прежде всего заменить более дорогие и опасные с точки зрения экологов мазут, нефть, уголь. Используя природный газ, предприятия получали возможность снизить затраты на энергетическую составляющую в себестоимости продукции.

Начиная с 2001 г., природный газ приобретает все большее значение как сырье для нефтехимической промышленности, прежде всего для производства метанола. В соответствии с основными положениями газовой программы Томской области обеспечивалось бесперебойное снабжение ТНХК с Мыльджинского газоконденсатного месторождения. В конце 2000 г. завод по производству метанола перешел в управление ОАО «Востокгазпром». Включение ООО «Метанол» в состав холдинга позволяло выстроить оптимальную схему обеспечения производства -от добычи сырья до его глубокой переработке и реализации.

Первыми действиями менеджеров «Востокгазпрома» было укрепление управленческого состава ООО «Метонол». На заводе были созданы кадровая, финансовая и коммерческие службы. Основной коллектив и все социальные гарантии на заводе были сохранены. 24 июня 2001 года на заводе завершились восстановительные работы, которые обошлись «Востокгазпрому» в 15 млн. долларов. Компании стало принадлежать 78 процентов акций завода «Метонол». Если до реконструкции на предприятии выпускали 40 тыс. тонн метанола в месяц, то после переоборудования производства выпуск метанола стал составлять 60 тыс. тонн. Метанол поставляется в первую очередь на ТНХК, где из него получают формалин и карбосмолу. Значительная часть продукции шла на обеспечение внутренних потребностей, и около 30% производимого метонола поставлялось на экспорт. Газовики профинансировали контракты на поставку оборудования для замены катализаторов и труб печей реформинга на общую сумму 6,5 млн долларов. За 15 лет существования завода аналогичного по объемам капитального переоснащения не проводилось

ни разу. Между тем изношенность оборудования не позволяла увеличивать производительность и загрузить завод на полную мощность. После долгих переговоров в качестве поставщиков были выбраны две фирмы -«Ай-Си-Ай» (катализатор) и «Экза интернациональ» (трубы для печей реформинга). Общую стоимость контрактов удалось снизить на полтора миллиона долларов. В результате реконструкции появилась возможность увеличить производительность труда до 750 тыс. тонн метанола в год (или на 75% от существовавшего объема). Это повлекло за собой увеличение объемов реализации продукции и отчислений в бюджеты всех уровней20.

Увеличение объемов выпуска продукции завода «Метанол» давало возможность приступить к экспортным операциям. В сентябре 2001 года первый вице-президент ОАО «Восгокгазпром» В. Емешев находился в г. Находка Приморского края с целью выяснения возможностей экспорта Томского метанола через морские порты Дальнего Востока. Еще в августе 2001 года в порту «Восточный» началось строительство терминального парка, через который ОАО «Востоктазпром» будет иметь возможность осуществлять экспортные поставки метанола в Японию, Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По итогам переговоров был подписан протокол о совместной деятельности. В. Емешев подтвердил принципиальное согласие ОАО «Востокгазпром» начать сотрудничество с портом, который будет выступать перевалочной базой для нефтехимической продукции. Ввод в эксплуатацию строящегося терминального парка для этих целей был намечен на весну 2002 года21.

Наряду с газификацией сел и городов, переводом на газ котельных и ТЭЦ в Западной Сибири в конце XX века стало развиваться такое перспективное направление, как перевод транспорта на газомоторное топливо. В Советском Союзе идея массового применения газа в качестве моторного топлива была апробирована еще в 1930-е годы. Но лишь после мирового энергетического кризиса 1970-х годов правительство дало задание строить автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. Одна такая станция была построена в 1980-е годы в Томске. Но загрузить ее тогда до расчетных пятисот поставок в день не удалось. Бензин был дешев и автовладельцы не видели смысла в трате денег на переоборудование своих машин23.

За рубежом решению проблемы перевода транспорта на газомоторное топливо всегда придавали большое значение. В США при президенте Дж. Буше-старшем приняли федеральную программу по переводу транспорта на газомоторное топливо и стали в административном порядке переводить муниципальный транспорт и школьные автобусы на газ. К началу 2001 года уже около миллиона автотранспортных средств в США были переведены на газомоторное топливо. Немного отстает от

США в этом деле Япония. В Японии тоже весьма озабочены вопросами экологии и для нее перевод автомобилей на газ - это вопрос выживания. В Европе активность в переводе транспорта на газомоторное топливо проявляют прежде всего северные страны: Германия, Швеция, Финляндия, Норвегия22.

В Томской области в соответствии с постановлением главы администрации от 24 декабря 1999 года «О переводе автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо» это становится приоритетным направлением. Компании «Востокгазпром» было рекомендовано рассмотреть вопрос о создании в Западно-Сибирском регионе Томского межрегионального центра по переводу автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо и расширении сети газозаправочных станций в Томске и Томской области на базе ООО «Томскнефтегазопереработка». Закон Томской области «Об использовании природного газа в качестве моторного топливо в Томской области» регулировал отношения, возникающие в сфере производства, реализации и использования природного газа в качестве газомоторного топлива в целях создания организационных и экономических условий - жизни на территории Томской области. Средства областного бюджета, полученные в результате экономии от перевода автотранспортных средств традиционного вида топлива на газомоторные, в соответствии с Законом не изымались из бюджетов предприятий и организаций в течение двух лет и могли быть направлены на энергосбережение и в фонды социального развития предприятий и организаций24.

В апреле 2001 года в Томске по инициативе ОАО «Востокгазпром» и администрации Томской области состоялось межрегиональное совещание «Проблемы и перспективы использования газа в качестве моторного топлива». На совещании присутствовали представители администрации сибирских краев и областей, ОАО «Газпром», «Газпромбанка», руководитель Национальной газомоторной ассоциации, корпорации «Моторгаз», директора дочерних предприятий «Востокгазпрома». Было отмечено, что в 2001 году все ведущие мировые державы занимаются производством газобаллонного оборудования и газомоторной техники, строительством газовых заправок и переоборудования транспорта и что Россия находится только в начале этого пути25.

Крупные города и промышленные центры Сибири находятся в общероссийском списке самых неблагополучных в экологическом плане, а уровень жизни в них один из самых низких в России. Только в атмосферу Томской области в 2002 году было выброшено 132 тыс. тонн загрязняющих веществ. Перевод транспорта на газ решал не только эко-

логические, но и многие социальные проблемы, поскольку сокращались расходы на энергетическую составляющую в цене товаров и продуктов.

Увеличение добычи природного газа и расширение газопроводной сети дало возможность приступить к реализации программы перевода транспорта на газ. По инициативе ОАО «Востокгазпром» Государственной думой Томской области в 2001 году было принято два уникальных для Сибири закона - «Об использовании природного газа в качестве газомоторного топлива» и «Об использовании газа на территории Томской области»26. В целях ускорения работы по переводу транспорта на газомоторное топливо к сотрудничеству привлекались банки и лизинговые компании.

Весной 2001 года был сделан шаг вперед в решении проблем перевода транспорта на газомоторное топливо. В составе «Востокгазпро-ма» начали работу специализированные дочерние предприятия по переводу транспорта на газ - «Томскнефтегазпереработка», «Новосибирск-нефтегазпереработка», «Алтайнефтегазпереработка». Эти предприятия совместно с администрациями областей и городов, законодательными властями региона создали основу для реализации масштабных социально-экономических программ, экономии бюджетных средств, удешевлению транспортных услуг, а в конечном счете удешевлению всех перевозимых продуктов. При этом руководство «Востокгазпрома» стремилось к межрегионал ьному подходу при решении проблем транспортного топлива. Строительство в 2002 года автомобильной компрессорной станции дало дополнительный импульс перевода томского транспорта на газомоторное топливо. В конце 2001 года на сжатом газе в Томске работало уже около 700 автомобилей. Этот результат позволяет считать Томск лидером газомоторного топлива в России и вторым городом в Европе по величине газовых автомобилей27.

Большую заинтересованность в переводе транспорта на газ проявляла администрация Алтайского края. В компании «Алтайнефтегазпереработка» подсчитали, что использование природного газа повышает долговечность двигателя в полтора раза, увеличивает ресурс свечей зажигания с 15 тыс. км. до 40 тыс. км., расход масла сокращается на 15 процентов, а период замены масла вырастает в полтора раза .

Во время встречи летом 2001 года президента ОАО «Востокгазпром» С. Жвачкина и губернатора Алтайского края А. Сурикова обсуждался вопрос о переводе транспорта на природный газ. Было подсчитано, что перевод 500 единиц муниципального транспорта на «голубое топливо» позволит ежегодно экономить в бюджете Барнаула до 17,5 млн. рублей. Как выяснилось, единственная проблема в реализации проекта -отсутствие специализированного здания, необходимого для проведения работ по переоборудованию транспорта. Глава администрации края

обещал оказать содействие в решение этого вопроса, если при переводе автотранспорта на газ будет использоваться технологическое оборудование алтайских производителей29.

Программа перевода автобусов «ПАЗ» на газомоторное топливо была утверждена в 2001 году в Новосибирске. В соответствии с программой было принято решение переоборудовать к концу 2001 года 200 автомобилей. Уже к августу 2001 года в Новосибирске на газомоторное топливо было переведено 50 муниципальных автобусов30.

В начале XXI века стала более тесной связь производства с наукой, все чаще ученые и практики стали обсуждать проблемы нефтегазового комплекса. С 16 по 18 мая 2000 года в конгресс-центре «Рубин» прошла научно-практическая конференция газовиков. По приглашению компании «Востокгазпром» обсудить проблемы и пути эффективного освоение минерально-сырьевых ресурсов Сибири и Дальнего Востока прибыли более 200 ученых и специалистов из многих городов России31. То, что Томск явился организатором научно-практических конференций, не случайно. Томский научно-образовательный комплекс является опорой в реализации планов «Востокгазпрома» по развитию газовой отрасли на Востоке. Новую стратегию развития газовой отрасли нельзя реализовать без применения современных технологий управления, без комплексного подхода к освоению природных ресурсов. Проблеме использования новых технологий была посвящена вторая научно-практическая конференция, проходившая 25 сентября 2001 года в Институте химии нефти СО РАН. Одним из организаторов конференции выступил «Востокгазпром». Вице-президент ОАО «В осто к Газпром» Н. Кириллов представил доклад, подготовленный совместно с президентом компании С. Жвачкиным, «Востокгазпром»: идеология, состояние, перспективы». В качестве одного из условий динамичного развития компании авторы рассматривали постоянное совершенствование применяемых технологий как в сфере производства, так и в сфере корпоративного управления. Томские газовики представили на конференцию свои разработки в области технологии газодобычи и транспортировки. Эти разработки были подготовлены совместно с объединенным институтом катализа (г. Новосибирск), Институтом химии нефти СО РАН, Томским политехническим университетом. Конференция дала возможность ученым и практикам оценить состояние нефтегазовой отрасли в Сибири и обозначить приоритетные тенденции развития. В ноябре 2001 года прошло крупное совещание с участием всех губернаторов Сибирского региона, на котором шла речь об освоении нефтегазовых месторождений восточной части России. Руководители «Востокгазпрома» пытались заинтересовать сибирских губернаторов энергосберегающими технологиями, многие из которых были разработаны и внедрены в Томске. Соседи по Сибирскому

региону использовали богатый опыт и наработки Томского научно-образовательного комплекса, поскольку технологии газодобычи и транспортировки, корпоративного управления, энергосбережения имеют не только локальный характер, но и востребуем ы во всем мире32.

В целях демонстрации научных разработок, передовых технологий, продукции предприятий, привлечения инвестиций в газовую отрасль томские газовики организовали и принимали участие в выставках-ярмарках. С 31 октября по 2 ноября 2001 года в выставочном павильоне «Технопарк» города Томска состоялась первая межрегиональная специализированная выставка-ярмарка «Газификация-2001». Целями вы-ставки-ярмарки были демонстрация научных разработок, передовых технологий и продукции предприятий, привлечение инвестиций в газовую отрасль, содействие программе газификации Томской области.

В выставке-ярмарке было заявлено 18 разделов, среди которых «Проекты газификации», «Газовое оборудование для транспорта», «Промышленные и бытовые газовые счетчики», «Технологии для снижения природного газа» и другие. В ней участвовали около 70 предприятий и организаций самого разного профиля со всей России. Томская область, благодаря деловой активности ОАО «Востокгазпром», становилась «Меккой» для всех, кто шел в авангарде перспективных и социально важных направлений развития газовой отрасли. Научная и деловая программа мероприятия включала семинар по вопросам газификации и использования газа в Сибирском регионе, презентацию на тему «Интернет - технологии организации выставок-ярмарок и продвижение продукции нефтегазового комплекса на отечественные и зарубежные рынки сбыта», конкурс «Сибирские Афины» среди участников выставки-ярмарки и ряд других специально подготовленных мероприятий, способных заинтересовать специалистов из добывающих, инжиниринговых, сервисных и снабженческих организаций.

Поскольку «Востокгазпром» - это молодая, динамично развивающаяся компания, для нее было особенно важно, чтобы в рамках выставки-ярмарки состоялся конструктивный диалог, обмен опытом, а также наметились пути делового сотрудничества в области новой техники и технологий использование газа. Участники межрегионального семинара «Проблемы и пути решения вопросов газификации и использования газа в регионах деятельности ОАО «Востокгазпром» обменялись опытом работы. На семинаре шел разговор о более полном и многогранном использовании газовых ресурсов, о широком применении топлива XXI века в быту, промышленном производстве и энергетике. Большинство докладов было сделано представителями томских предприятий33.

Специалистами ведущих российских институтов было разработано несколько вариантов развития ТЭК Томской области, отражающих

угольную, газовую, ядерную, ядерно-газовую и газо-угольную стратегии энергетического развития. Была предложена газо-угольная стратегия как наиболее рациональная и оптимальная (по критерию минимума суммарных приведенных затрат). Этот вариант приводит к повышению эффективности полезного использования тепла топлива на 8 процентов за 20 лет. При этом наибольший вклад в повышение эффективности использования топлива вносит совершенствование структуры котельных в тепловом хозяйстве за счет газификации сибирских территорий. Предложенная газо-угольная стратегия развития ТЭК Томской области позволяет расширить сбыт топливно-энергетических ресурсов, добываемых в области и сократить объем ресурсов, ввозимых извне, повысить надежность топлива - и энергосбережения потребителей34.

Пожалуй, газовая отрасль по большому счету, будучи самой молодой, является сегодня в Сибири самой динамично развивающейся. На ее примере можно наглядно продемонстрировать, насколько важное значение для современной стратегии экономического развития имеет топливо-энергетический комплекс.

Одной из важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного экономического развития Сибири и Дальнего Востока становится сотрудничество со странами A TP, где проживает примерно 40% населения планеты. Курс на дальнейшую нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет способствовать реальному участию России в процессе региональной экономической интеграции. В этой связи большое значение имеет создание единой азиатской газотранспортной системы, подобно европейской, которая строилась в течение 55 лет, невзирая на «холодную войну» и политические противоречия между разными государствами. В этом заинтересованы стремительно развивающиеся страны АТР. Тот же Китай через несколько лет, учитывая темпы его экономического роста, будет потреблять газа столько же, сколько Россия.

Рыночная экономика в КНР развивалась в основном в прибрежных провинциях. Население же западных, материковых продолжало жить, как и сто лет назад, при государственном феодализме со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако в последние годы положение стало меняться к лучшему. В последнем пятилетнем плане правительство КНР указало на недопустимость «деления регионов на бедные и богатые, поскольку это дестабилизирует ситуацию внутри страны». В октябре 2000 года в КНР состоялась международная конференция «Развитие западных провинций Китая», на которой была разработана специальная программа развития западных провинций». Речь шла об освоении Та-римского бассейна - группы крупнейших нефте- и газоконденсатиых месторождений Китая. В ближайшие годы правительство КНР собирает-

ся построить газопровод «Восток-Запад» протяженностью 4,5 тыс. километров от Синьцзян-Уйгурского автономного района до промышленных зон восточного побережья35.

В конце 2000 года был объявлен конкурс на строительство транс-китайского газопровода, который разворачивался с интригующей быстротой, учитывая беспрецедентную стоимость проекта - около 4,8 млрд. долларов. Если же учесть затраты на разработку газовых месторождений для заполнения грубы, а также строительство сопутствующей газораспределительной инфраструктуры, то к этой сумме прибавлялось еще 13 млрд. долларов. В феврале 2001 года сформировался первый список из 19 претендентов на участие в строительстве. В мае 2001 года организатор конкурса компания PetroChina сократила число участников конкурса до семи, а в июле переговоры велись уже только с четырьмя консорциумами, оставшимися в списке. Затем перемены стали происходить уже внутри группы участников конкурса. Сначала «Газпром» объявил, что договорился о партнерстве с Shell, что сократило число претендентов до трех консорциумов. А 7 сентября 2001 года с дистанции сошла British Petrolium. Таким образом, остались только две группы: консорциум во главе с Exxon Mobil и альянс Shell с российским «Газпромом».

По данным китайских источников, покинувшие конкурс компании отказались не только от участия в прокладке гигантского газопровода, но и от другого предложения - помочь PetroChina с разведкой и разработкой месторождений в западной части страны, чтобы наполнить трубу. Именно эта, самая дорогостоящая часть пакета условий тендера, и стала камнем преткновения для многих компаний, которые вначале заинтересовались «проектом века». Чтобы привлечь инвесторов в Синь-цзян, Китай предложил им деловое участие в разработке газовых месторождений. Переговоры об этом с самого начала велись с тремя корпорациями - Exxon Mobil, British Petrolium и Shell. Несмотря на огромные усилия, которые прилагало руководство "Газпрома" и Минэнерго, чтобы внедрить в этот список российскую компанию, Китай ограничивался вежливыми жестами, такими как включение в совместные коммюнике и протоколы, упоминания о "заинтересованности" в совместной работе, старательно обходя конкретные детали сотрудничества. Причина этой уклончивости заключалась в том, что газовые месторождения Китая вступили в прямую конкуренцию с российскими проектами, ориентированными на китайский рынок, и представление геологической информации "Газпрому" позволяло российским компаниям вести более ясную и осознанную политику в отношении экспортных проектов.

Однако китайская сторона положительно оценивает альянс российского "Газпрома" и англо-голландской Shell по совместному участию в тендере, что усиливает позиции российской компании. Как отметил

начальник управления по международным проектам китайской национальной нефтяной компании Чжан Синь, к концу 2001 года китайская сторона направит в адрес председателя правления ОАО "Газпром" А. Миллера ответ о вариантах стратегического сотрудничества в газовых проектах на территории Китая36.

Для того, чтобы газопровод себя окупил, через него должно пройти около 22 млрд. кубометров газа. Таких запасов «голубого топлива» в Тариме ком бассейне нет. Но они есть в Сибири. ОАО «Востокгазпром» предложило провести газопровод в западные провинции Китая через Тунгарский перевал на Алтае. Проектом «Алтай» заинтересовалось правительство Китая. Дело в том, что по структуре пластов, глубине залегания газа и другим параметрам Таримское месторождение идентично мыльджинекому, а значит можно использовать наработки «Востокгаз-прома».

Уже в 2010 году Китай, Южная Корея и Япония будут нуждаться в закупках примерно 70 млрд. кубометров газа. По оценкам специалистов ресурсы Сибири могут стать надежной базой для сотрудничества с этими странами. Объем добычи газа в 2015 году может составить: в Томской области - 10 млрд. кубометров, в Красноярском крае - 15, в Иркутской области - 35, в Республике Саха - 20 млрд. кубометров. К этому времени должны быть построены самые жизнеспособные газопроводы, которые и станут частью единой трансазиатской системы37.

В августе 2001 г. в дочерних компаниях «Газпрома» был распространён текст поручений президента России В. Путина, поступивших в МИД, Минэкономразвития, Минэнерго. А. Миллеру было предписано утвердить на Совете директоров компании среднесрочную стратегию работы на внешних рынках, исходя из необходимости укрепления позиций Газпрома в качестве крупнейшей газовой компании в Евразии. В рамках этой стратегии президент РФ советует сделать основной упор на создании долговременной ресурсной базы для производственной деятельности ОАО «Газпром» в Сибири и на Дальнем Востоке в целях экономически эффективного обеспечения на перспективу внутреннего газового баланса и расширения коммерческого присутствия на крупных региональных рынках Азии38.

Очень важно, чтобы экспортная стратегия была не самоцелью, а в первую очередь средством для решения внутрироссийских, прежде всего региональных, проблем. Было бы целесообразно создать при президенте России постоянно действующий Совет по развитию топливно-энергетического комплекса Сибири и Дальнего Востока для реализации государственных интересов на этой территории. Тогда удастся свести воедино усилия по развитию востока России и войти с газом в АТР.

В ближайшие десятилетия рост потребления газа в Сибири неизбежен. С одной стороны, согласно расчетам ученых, потребление газа на юге Западной Сибири увеличится к 2020 году с 11 до 26 млрд. кубических метров, а Восточной Сибири - с 4 до 24 млрд. куб. метров. С другой стороны, на развитие ТЭК Сибири непосредственное влияние будет оказывать ухудшение ресурсной базы на традиционных промыслах, существующий дисбаланс между экспортными и внутренними российскими ценами на углеводородное сырье, а также сближение России со странами АТР и организация экспорта газа в Китай.

По всей видимости, стратегия развития Сибири будет учитывать происходящие качественные изменения, касающиеся топливно-энергетического комплекса. Из множества вариантов развития ТЭК должен возобладать подход, основанный на максимальном отражении интересов государства и стремлении к повышению качества жизни сибиряков. Только такой подход способен усилить влияние положительных процессов, происходящих в российской ТЭК, на экономику Сибири и нивелировать влияние негативных факторов. Наиболее эффективным механизмом регулирования ТЭК является создание топливных балансов восточных регионов страны. В этом плане весьма современной и эффективной является идеология ОАО «Востокгазпром». Эта идеология максимально соответствует интересам самих сибирских регионов, поскольку опирается на местные материальные, производственные и трудовые ресурсы. В то же время она предполагает наличие довольно мощного федерального концепта, так как газовая отрасль является важнейшей жизнеобеспечивающей отраслью страны.

Стратегию компании «Востокгазпром» невозможно рассматривать без единой для всех регионов Сибири задачи - формирования устойчивой системы жизнеобеспечения. В этой связи особенно значима роль компании в укреплении энергетической безопасности регионов. Уже сегодня можно говорить о том, что ОАО «Востокгазпром» обеспечивает стабильность энергетической системы юга Западной Сибири. Вполне обоснованно стремление компании к обеспечению растущих потребностей в природном газе сибирской промышленности и энергетики, развитии газотранспортной сети для повышения надежности газоснабжения сибирских регионов.

Основная масса проблем связана с тем потребительским отношением к восточным регионам, которое долгое время определяло характер освоения природных ресурсов Сибири, прежде всего Западной Сибири, при котором львиная доля сибирского газа поставлялась на экспорт и обеспечивала в основном энергетические потребности европейской части России. Часть этих проблем связана с отсутствием единой государственной стратегии освоения восточных территорий и, как следствие, с

хаотичным и непоследовательным характером недропользования. Газовики пытаются преодолеть эти проблемы совместно с регионами. При этом компания «Востокгазпром» нередко берется за реализацию проектов, которые не приносят быстрой прибыли (газификация, перевод транспорта на газ и др.). Тем самым компания принимает на себя значительную долю социальной ответственности.

Успешная реализация проектов перевода на газомоторное топливо муниципального транспорта Томска, Новосибирска, Барнаула приносит бюджету ощутимую выгоду вследствие экономии расходов на приобретение ГСМ. Газификация городов и сельской местности, промышленных предприятий и объектов энергетики снимает значительную часть экологических и социальных проблем.

Перспективы развития газовой отрасли на востоке страны во многом зависят от формирования на территории Сибири и Дальнего Востока единства интересов, направленных на реализацию общих задач. Но для этого необходимо проявление четкой политической воли. Сегодня инте-ротивные интересы становятся о ripe де ляю щи м и. Идет разработка единой стратегии развития Сибири. На правительственном уровне принято решение о том, что все проекты экспорта газа в Китай реализуются непосредственно министерством экономического развития РФ и ОАО «Газпром». Это, в свою очередь, позволяет добиться максимально выгодного для российских территорий режима экспортных поставок. Поэтому уже сегодня по заказу ОАО «Востокгазпром» крупнейшие отраслевые институты разрабатывают проект концепции развития экспорта российского газа в страны АТР.

Быстрого развития газовой отрасли в XXI веке невозможно добиться без постоянного совершенствования применяемых технологий как в сфере производства, так и в сфере корпоративного управления. Это также включает в себя конкурентноспособность, мобильность, социальную ответственность газодобывающих компаний. Поэтому будущее компании «Востокгазпром» основано на использование энергии природного газа. Большое значение имеет формирование опыта эффективного недроиспользования, создание условий для устойчивой жизнедеятельности регионов Сибири и Дальнего Востока.

Стратегия компании «Востокгазпром» определена до 2020 года. Суммарная добыча всех предприятий ОАО «Востокгазпром» к этому рубежу может составить около 80 млрд. куб. метров газа в год. Реализация этой программы, безусловно, станет дополнительным толчком к формированию интеграционных процессов на большом пространстве России от Урала до Тихого океана. Эти процессы должны протекать в сфере производственных коммуникаций и в конечном итоге привести к

созданию в Сибири новых устойчиво работающих отраслей, налаживанию прочных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

1 Аукционъ. Томск. 2001. 26 мая.

2 Там же.

3 Там же.

4 Аукционъ. 2001. 14 аир.

5 Аукционъ. 2001. 6 окт.

6 Аукционъ. 2001. 20 окт.

7 Аукционъ. 2001. 1 сент.

8 Аукционъ. 2001. 1 сент. Аукционъ. 2001. 22 сент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Аукционъ. 2001. 1 сент.

11 Аукционъ. 2001. 21 июня.

12 Аукционъ. 2001. 19 мая.

13 Вечерний Томск. 2001. 27 окт.

14 Вечерний Томск. 2001. 8 мая.

15 Аукционъ. 2001. 25 нояб.

16 Аукционъ. 2001. 23 окт.

17 Аукционъ. 2001. 4 авг.

18 Аукционъ. 2001. 25 авг.

19 Вечерний Томск. 2001. 8 мая.

20

Аукционъ. 2001. 28 апр.

21 Аукционъ. 2001. 15 сент.

22

Аукционъ. 2001. 25 авг. 3 Аукционъ. 2001. 25 авг.

24 Аукционъ. 2001. 21 апр.

25 Аукционъ. 2001. 28 апр.

26 Аукционъ. 2001. 19 мая.

27

Аукционъ. 2001. 4 нояб.

28

Аукционъ. 2001. 21 апр.

29 Аукционъ. 2001. 13 окт.

30 Аукционъ. 2001. 25 авг.

31 Аукционъ. 2001. 18 авг.

32 Аукционъ. 2001. 29 сент.

33 Аукционъ. 2001.18 нояб.

34 Там же.

35

Международная жизнь. 2001. № 1. - С. 29.

36 Вечерний Томск. 2001. 27 сент.

37 Аукционъ. 2001. 28 апр.

38

Аукционъ. 2001. 13 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.