Научная статья на тему 'Перспективы газификации Иркутской области'

Перспективы газификации Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1101
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОГРАММА ГАЗИФИКАЦИИ / ПОТРЕБНОСТЬ В ГАЗЕ / IRKUTSK REGION / GASIFICATION PROGRAM / GAS DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич

Рассмотрены перспективы газификации Иркутской области в соответствии с областной программой газификации на основе углеводородных ресурсов региональных месторождений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR GASIFICATION OF IRKUTSK REGION

The prospects of gasification of Irkutsk region in accordance with the regional gasification program based on the hydrocarbon resources of the regional fields have been examined.

Текст научной работы на тему «Перспективы газификации Иркутской области»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 338.45:622(571.53) М.А. ВИНОКУРОВ

ББК 65.049 ректор Байкальского государственного университета

экономики и права, доктор экономических наук,

профессору. Иркутск e-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ ГАЗИФИКАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрены перспективы газификации Иркутской области в соответствии с областной программой газификации на основе углеводородных ресурсов региональных месторождений.

Ключевые слова: Иркутская область, программа газификации, потребность в газе.

В Иркутской области сосредоточены громадные запасы природного газа (около 4 трлн м3), но при этом по уровню газификации она находится в числе отстающих регионов (менее 5%). В европейской же части страны средний уровень газификации субъектов РФ достигает 70% и более. Например, Чувашская Республика, не имеющая месторождений газа, газифицирована на 100%.

Существующий в Иркутской области уровень газификации обеспечивается не за счет природного, а за счет искусственного газа, получаемого при переработке нефти на АНХК. Газифицировано 210,5 тыс. квартир, в основном в Ангарске и Усолье-Сибирском. Общая протяженность газовых сетей составляет 170 км. Ежегодно производится 20 тыс. т сжиженного пропан-бута-нового газа для газгольдерных установок, с помощью которых газифицирована часть жилищного фонда еще в 7 городах и 18 поселках области, в том числе в областном центре. Для нужд бытового потребления каждый год реализуется 11-12 млн м3 газа в баллонах, доставляемых в 224 населенных пункта области.

Использование получаемой на АНХК пропан-бутановой газовой смеси не позволяет осуществить масштабную газификацию региона. Для дальнейшего социально-эко-

номического развития области необходим переход на природный газ.

Суммарная потребность Иркутской области в природном газе на начальном этапе газификации составит 1,5-2,5 млрд м3 / год. В дальнейшем, с формированием газораспределительной инфраструктуры и обеспечением готовности потенциальных потребителей к приему газа, объем его потребления может возрасти до 4-5 млрд м3 / год. При этом на долю промышленности будет приходиться примерно 80% всего потребляемого газа, на долю коммунальной и бытовой теплоэнергетики, аграрного комплекса — 20%.

Максимальная ежегодная потребность в природном газе всех потенциальных потребителей, включая крупные промышленные предприятия и ТЭЦ Иркутской области, оценивается в 20-25 млрд м3. Однако в действительности столь значительный объем вряд ли будет востребован. Дело в том, что масштабное использование газа в энергетике сдерживается наличием в регионе крупных запасов сравнительно дешевых углей. Развитая угледобывающая промышленность позволяет при низких издержках удовлетворять потребность региональной энергетики в топливе. Кроме того, благодаря наличию высокоэффективных гидроресурсов каскад Ангарских ГЭС производит самую дешевую в стране электроэнергию. Наконец, круп-

ные нефтеперерабатывающие мощности создают в Приангарье избыток сравнительно недорогих нефтепродуктов (газовые смеси, мазут и др.). В этой связи рынок природного газа в Иркутской области будет ограничен и данный ресурс не сможет занять доминирующее положение в энергетическом балансе региона, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Однако природный газ в качестве технологического сырья может найти широкое применение в химической промышленности.

Основные потребители газа сосредоточены в крупных городах и промышленных центрах Иркутской области (табл.). К их числу относятся:

- предприятия химического комплекса, которые могут использовать газ как сырье и технологическое топливо;

- действующие крупные предприятия (например, Ангарский цементно-горный комбинат и др.), на которых замена угля газом будет экономически и экологически эффективной;

- строящиеся и намечаемые к строительству предприятия, на которых природный газ может сразу применяться в качестве эффективного топлива (например, Восточно-Сибирский металлургический завод в Братске, завод гипсокартонных плит фирмы «Кнауф» и др.);

- жилищно-коммунальное хозяйство, где имеются сотни низкоэффективных и чрезвычайно затратных котельных, работающих на твердом топливе, которое может быть вытеснено природным газом;

- электроэнергетика, где газ может применяться в качестве топлива для ТЭЦ (к примеру, в Усть-Куте и Киренске целесообразно использовать попутный газ разрабатываемых в этих районах нефтяных месторождений), а также при замене электрических котельных газовыми (например, в пос. Гидростроитель Братска);

- автотранспортные предприятия, на которых часть транспортных средств также может быть успешно переведена на более эффективный газ, что сократит потребление дорогостоящего жидкого моторного топлива, снизит себестоимость перевозок, улучшит экологическую обстановку в крупных городах.

Приблизительная оценка потребности в природном газе основных предприятий и комплексов Иркутской области (на начальном этапе газификации)

Потребитель Потребность в газе, млн м3 / год

Саянский химический комплекс 600

Ангарский нефтехимический 500

комплекс

Усольехимпром 170

Сибсоль 150

Ангарскцемент 100

АЭХК 90

Иркутский авиационный завод 90

Предприятия коммунальной 500

теплоэнергетики

Прочие 300

Всего 2 500

Для реализации регионального проекта газоснабжения Иркутской области на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения в марте 2004 г. администрация Иркутской области и ОАО «ТНК-ВР» на паритетной основе создали компанию-оператора ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания». Накануне, в феврале 2004 г., администрация Иркутской области и ОАО «Газпром» подписали соглашение с целью изменения ситуации, при которой Иркутская область, имеющая мощный ресурсный потенциал, отставала по уровню газификации от других субъектов РФ, расположенных в европейской части страны. ОАО «ВосточноСибирская газовая компания» осуществила весь комплекс проектно-изыскательных работ и подготовила схему газификации населенных пунктов Иркутской области, расположенных вдоль магистрального газопровода, проходящего по маршруту Ковыктинское месторождение-Саянск-Черемхово-Усо-лье-Сибирское-Ангарск-Иркутск с необходимыми ответвлениями.

К строительству магистрального газопровода приступили в августе 2006 г. Одновременно в пос. Жигалово, куда первый газ планировали подать уже к 2007 г., начались прокладка газораспределительных сетей и реконструкция котельных для приема газа. Осуществлялась также подготовка предприятий химической промышленности к использованию ковыктинского газа в качестве сырья.

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ожидалось, что при полной реализации проекта в экономику области до 2010 г. будет вложено около 1 млрд дол., и это позволит создать более 1 тыс. новых рабочих мест (в период строительства газопровода — около 4 тыс.). Расчеты показывали, что при успешном осуществлении проекта налоговые отчисления в федеральный бюджет могли бы составлять ежегодно 1,5 млрд р., в региональный — около 500 млн р. При этом рост ВРП мог достичь 3-4% в год.

Однако разработка такого уникального и стратегически значимого месторождения, как Ковыктинское, выходила за рамки регионального проекта газификации и оказалась вне компетенции областной власти. Кроме того, была рассмотрена Правительством РФ и утверждена Минпромэнерго России в сентябре 2007 г. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, которая относила освоение Ковыктин-ского месторождения за пределы 2017 г. Наконец, в июне 2007 г. «Газпром», ВР и ТНК-ВР (российская дочерняя компания ВР) подписали меморандум, в рамках которого решался вопрос о приобретении ОАО «Газпром» контрольного пакета акций ОАО «РУСИА Петролеум» (держателя лицензии на разработку Ковыктинского месторождения) и ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» (осуществлявшего реализацию проекта газификации Иркутской области). Вследствие этого собственник месторождения и статус проекта до сих пор не определены, что приостановило его реализацию.

В декабре 2006 г. администрация Иркутской области подписала договор с ОАО «Газпром», в рамках которого планировалось ускорить работы по газификации независимо от решений, принимаемых относительно освоения Ковыктинского месторождения.

«Газпромом» была разработана и представлена Генеральная схема, предусматривающая газификацию Иркутской области на базе двух центров газодобычи — Северного (Братское, Марковское и Аянское месторождения) и Южного (Чиканское и Атовское месторождения с прокладкой газопровода в южные промышленные районы). Схема

предполагает строительство на территории области 3,5 тыс. км магистральных газопроводов и газопроводных отводов диаметром от 300 до 1 420 мм, прокладку 5,3 тыс. км газораспределительных сетей, газификацию 899 населенных пунктов.

В течение 2006 г. «Газпромом» подписаны соглашения с независимыми недропользователями (ООО «Итера» и ООО «Иркутская нефтяная компания»), согласно которым намечались строительство магистральных газопроводов от малых северных месторождений (Марковского, Аянского и др.) и их эксплуатация с целью газификации Иркутской области.

В соответствии с задачами социально-экономического развития территории департамент промышленности Иркутской области исходя из этих документов разработал областную программу газификации (утвержденную Законодательным собранием Иркутской области в 2007 г.), включившую мероприятия по газификации Братска, Братского, Качугского и Усть-Кутского районов, а также Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Планировалось начать снабжать Иркутскую область и всю Восточную Сибирь газом не уникальных месторождений (как это было при газификации Западной Сибири), а малых и средних и только на следующих этапах, по мере подготовки инфраструктуры, приступить к разработке уникальных и крупных месторождений. По мнению специалистов «Газпрома», такой подход позволяет более эффективно использовать углеводородные ресурсы, дает время для подготовки газохимических комплексов к приему газа.

«Газпром» берет на себя затраты, связанные с геологоразведкой и обустройством месторождений, строительством магистральных газопроводов (и отводов от них) и газораспределительных станций, обеспечивает доставку газа от месторождения до населенного пункта или промышленного предприятия. Остальная финансовая нагрузка, связанная с доставкой газа потребителям, ложится на областные и муниципальные органы власти, которые должны подготовить потребителей к приему газа, построив внутриквартальные сети, а также обеспечив перевод на газ муниципальных котельных и жилого сектора.

Региональные программы газификации реализуются и в других субъектах РФ. Они создают организационно-правовую и финансовую основы для газификации территорий. Их главными задачами являются обеспечение системного подхода к газификации, формирование газораспределительной инфраструктуры, синхронизация подготовки потребителей к приему газа и ввода в эксплуатацию газораспределительных сетей, а в конечном итоге — повышение уровня газификации территории.

По расчетам департамента промышленности Иркутской области, в 2008-2010 гг. для финансирования программных мероприятий из областного бюджета потребуется выделить 2,6 млрд р. Кроме того, предполагается, что участие области в целевых федеральных программах позволит привлечь на цели газификации федеральные средства. Основным же источником внебюджетного финансирования являются средства ОАО «Газпром», предоставляемые в рамках инвестиционной программы.

Региональный механизм финансирования программных мероприятий предполагает выделение средств из областного бюджета муниципальным образованиям в виде межбюджетных трансфертов. При этом обязательным условием является наличие у территории муниципальной программы и соответствующей проектно-сметной документации.

За рамками областной программы газификации оказались различные коммерческие структуры (ОАО «Саянскхимпласт», АНХК и др.), поскольку их промышленная газификация не может осуществляться за счет средств областного бюджета (Бюджетный кодекс РФ существенно ограничивает бюджетные инвестиции на подобные цели).

Начавшаяся газификация Иркутской области будет способствовать расширению ресурсной базы региона, позволит добавить к уже используемым топливно-энергетическим ресурсам (гидроресурсам, каменному и бурому углям, нефтепродуктам, древесному топливу) новый высокоэффективный ресурс — природный газ, который будет востребован не только в энергетике, но и как ценное сырье в химической промышленности. Экономика региона получит дополнительный

импульс для развития. Будут оптимизированы затраты коммунальных служб, особенно в северных районах. Замена угля экологически чистым природным газом на ряде промышленных и муниципальных котельных улучшит экологическую ситуацию в регионе.

И еще один важный момент. Масштабная газификация даст дополнительные заказы машиностроительным предприятиям области, таким как ОАО «Восточно-Сибирский машиностроительный завод», ОАО «Иркутский завод тяжелого машиностроения», ОАО «Усольмаш», ОАО «Иркутсккабель», ЗАО «Энерпред», ООО «Черемховгидромаш». Данные предприятия известны далеко за пределами региона и зарекомендовали себя как надежные поставщики продукции на внутренний и зарубежный рынки. Их потенциал и опыт работы значительны, а номенклатура выпускаемой продукции исчисляется сотнями наименований. Сегодня, когда в регионе начинаются масштабные работы по добыче углеводородного сырья и газификации, машиностроительные предприятия готовы производить продукцию для нужд нефтегазового комплекса. В частности, они в состоянии выпускать емкостное и грузоподъемное оборудование, резервуары, трубопроводную арматуру (в том числе выдерживающую высокое давление), оборудование для установок комплексной подготовки газа, различную кабельную продукцию и т.д.

Цена на газ, добываемый и реализуемый «Газпромом», устанавливается Федеральной службой тарифов (цена на газ, добываемый другими недропользователями, формируется ими совместно с «Газпромом» при участии администрации соответствующего субъекта РФ). Иркутская область пока не входит в Единую систему газоснабжения, поэтому цена на газ на региональном рынке будет определяться с учетом стоимости замещаемого им топлива. Этот принцип в 2007 г. был одобрен руководством «Газпрома» и станет применяться для всех потребителей Сибири и Дальнего Востока. Реализуемая «Газпромом» программа газификации регионов имеет социальную направленность, поэтому затраты на осуществление проекта не будут перекладываться на население, соответствующим образом будет формироваться и цена на газ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.