Научная статья на тему 'Новая школа селестена Френе'

Новая школа селестена Френе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ / СВОБОДНЫЕ ТЕКСТЫ / ШКОЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН / SELF-ORGANIZED CHILDREN ACTIVITY / FREE TEXTS / SCHOOL PRINTING HOUSE / INDIVIDUAL WEEKLY PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

В статье описываются основные принципы оригинальной педагогической концепции Селестена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New school of Selesten Frene

In this article it is described the main principles of original pedagogy concept by Selesten.

Текст научной работы на тему «Новая школа селестена Френе»

Новая школа Селестена Френе

Андрей Викторович Хуторской,

доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека

• самоорганизующаяся деятельность детей • свободные тексты • школьная типография индивидуальный недельный план •

Селестен Френе (1896-1966) — французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующейся деятельности детей.

С. Френе разработал 30 педагогических инвариантов, выполняющих роль принципов школьной системы. Приведём их примеры.

Инвариант 1. Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.

Инвариант 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.

Инвариант 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.

Инвариант 13. Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую очередь за правила и законы — всё равно, что ставить повозку впереди лошади.

Инвариант 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, распечатываются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для того, чтобы организовать публикацию и размножение текстов, действует школьная типография — главное техническое средство данной системы обучения. Работают в типографии сами школьники.

Создавая свободные тексты, ученик не только обучается родному языку, но и ощущает себя творческой личностью. Детские тексты являют собой социально-педагогический тест, обнаруживающий отношения ребёнка с окружающим миром, помогающий ему осознавать свои образовательные результаты.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них — система карто-

72

хуторской а.в. новая школа селестена френе

чек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре даётся условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ. Такие пособия позволяют ребёнку изучать материал в индивидуальном темпе и ритме.

Учебный процесс в школе Френе имеет чёткое планирование. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса с перечнем тем, подлежащих изучению согласно государственным стандартам. В соответствии с этим планом каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные его виды деятельности: указывается, сколько свободных текстов он составит и на какие темы, отмечаются номера карточек, задания из которых будут выполнены, определяются виды трудовой деятельности (работа в мастерской, в саду, на скотном дворе и т.п.).

Учебный день в школе делится на две части. Первую половину дня старшие ученики занимаются обычно самостоятельно по своему плану: одни составляют свободные тексты, другие — выполняют задания по карточкам, третьи — готовят материал для типографского набора. Учитель в это время большее внимание уделяет младшим школьникам: организует их занятия по чтению, письму, рисованию. Попутно старается не упускать из поля зрения старших учеников, помогая им разобраться с учебной картотекой или типографским станком.

Во второй половине дня в типографии печатается то, что сделано детьми утром, подводятся итоги работы: ученики делают доклады, читают изданные тексты. Авторы лучших работ поощряются.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрений (лучших учеников в то время могли, например, награждать специальными орденами, возла-

гать на голову венки и показывать в театре, печатать их имена в газетах).

Природосообразным методическим подходом в школе Френе является естественный метод обучения языку:

1. Учитель заинтересовывает детей творческой работой.

2. Затем выслушивает ученические рассказы, направляя их в нужное русло.

3. После этого записывает основное содержание детских высказываний на доске, иллюстрируя его, например, лучшими рисунками детей.

4. Текст оказывается концентрированной фиксацией важного для детей среза жизни, поэтому привлекает их внимание. Они соотносят устные слова с их письменным отображением.

5. На определённом этапе развития дети начинают не только рисовать, но и интересоваться письменными обозначениями букв. В это время учитель предлагает им просто перерисовывать написанный и значимый для них текст. Ребёнок пишет буквы, ещё не зная их.

6. Письмо приобретает для детей особый смысл тогда, когда у них есть желание, но нет возможности пообщаться устно, например, с учениками из других детских садов или школ. Для этого дети в 5-6 лет с помощью учителя или старшеклассников воспроизводят текст, написанный учителем на доске (о ситуации из их жизни), оформляют его в газету, которую передают своим родителям, друзьям или посылают в дружественную школу.

7. Естественный процесс овладения языком предполагает следующую последовательность: от устной речи к письму и далее — к чтению. Ребёнок говорит, затем видит, как его речь фиксируется на доске в новой для него форме, сравнивает эту форму со сказанным. После этого он может сам превратить этот рукописный текст в печатную страницу и послать её далёким друзьям. Он постоянно сравнивает написанное слово с произнесённым; написанное им самим — с образцом на доске; узнаёт изображения

школьные технологии 4'2013

73

слов из полученных им от друзей текстов. Узнавание и понимание происходят параллельно. Это и есть «познание на ощупь».

Специфическими элементами школы Фре-не являются школьный кооператив и общешкольная газета. Ученики изготавливают различные предметы для нужд школы, а также на продажу. Каждую субботу проводится общее собрание кооператива, где организуется выставка лучших работ, обсуждаются материалы школьной газеты.

Школьная газета здесь своеобразна. Каждый понедельник в коридоре вывешивается большой лист бумаги, разделённый на 4 колонки: «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Рядом привязан карандаш, и любой ученик может в любое время сделать свою запись, обязательно подписавшись. Стирать или снимать записи не разрешается.

Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Главное — возможность детей творчески развиваться, работая самостоятельно и экспериментально подкрепляя свои знания и умения.

В основе педагогики Френе лежат три определяющих признака: светскость, социальность и здоровье.

Требование светскости было одним из самых важных для педагогики Френе. В 1965 году он писал, что не может допустить другую педагогическую идеологию кроме уважения и защиты светскости. В этом проявился отказ ломать дух ребёнка любыми наперёд заданными и привнесёнными извне догмами: религиозными, идеологическими, теоретическими... какими бы они ни были. Этим утверждалась необходимость борьбы за светское образование.

Френе приезжал в Россию, встречался с А.С. Макаренко, вёл полемику с Блонским и Шацким по поводу трудовой школы. Подобные факты свидетельствуют о социалистическом характере педагогики Френе, или, по крайней мере, социальной её направленности.

Френе проповедовал гармонизацию отношений с природой. За увлечение проблемами

здоровья, методиками натуральной медицины, его называли «педагог-вегетарианец».

Данную систему критикуют за отсутствие последовательности в освоении материала учениками, которые сами выбирают себе темы для изучения. В то же время отдельные элементы педагогической системы Френе действуют в сегодняшних школах, например, система карточек. Современная компьютерная техника может с успехом заменить громоздкую типографию и оперативно выполнять те творческие задачи, которые на неё возлагаются в школе Френе.

Послесловие к системе Френе

Руднер Анастасия, Пономаренко Елена, студентки Московского педагогического университета:

— Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Главным является то, что дети могут творчески развиваться, работая самостоятельно и экспериментально подкрепляя свои знания и умения.

В этой системе больше всего нас заинтересовало то, каким образом оценивается работа детей. Оценки здесь не выставляются. Ученики сами выбирают лучшие работы, печатая их в школьной типографии. Мы считаем, что данная система контроля является стимулом к дальнейшему обучению, то есть авторы лучших работ будут держаться на том же уровне, а остальные — стремиться к нему. Дети не травмируются плохими оценками.

Ещё нам понравилось то, что ребёнок сам строит план своей работы.

Несогласие вызвал тот факт, что ребёнок в основном работает самостоятельно, не получая объяснения учителя.

По этой системе возник вопрос: не совсем понятно, что такое школьный кооператив, как он действует и для чего нужен.

В наших традиционных школах всё-таки существуют отдельные элементы педагоги-

74

хуторской а.в. новая школа селестена френе

ческой системы Френе. Например, система карточек, школьная газета, эксперименты.

Нестеренко Ольга, студентка Московского педагогического университета:

— Созвучным себе я считаю идею создания «свободных текстов». То есть ученики представляют своё понимание темы. Помимо текстов используется система карточек, и этими карточками они дополняют свой недельный план. Этот недельный план каждый ученик создаёт себе сам, рассчитывая свои силы. В школе Френе используется созданная им школьная типография. Это тоже имеет большое значение, так как здесь проводится творческая работа учеников. А вообще я считаю эту систему очень ценной потому, что она учит детей самостоятельности и умению мыслить.

Для читателей, которых заинтересовала система обучения Селестена Френе, предлагаю несколько вопросов для обсуждения, а также практические задания.

Вопросы:

1. Выскажите своё отношение к инвариантам и принципам организации обучения в школе Френе с точки зрения их личностной ориентации. Приведите примеры своих инвариантов, которые, на ваш взгляд, могут быть присущи школе С. Френе.

2. Принцип «познания на ощупь» предполагает, что узнавание и понимание учеником происходят параллельно. Как данный принцип должен сочетаться с другими дидактическими принципами?

3. Инвариант 11 Селестена Френе гласит: «Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания». Может ли «экспериментальное нащупывание» включать в себя наблюдение, объяснение, демонстрацию?

4. Каким образом предупредить возможное отсутствие последовательности в рассмотрении материала учениками, которые сами выбирают себе темы для изучения?

5. Естественный процесс овладения языком в школе Френе предполагает следующую последовательность: от устной речи к письму и далее — к чтению. Каковы должны быть аналогичные подходы к естественному обучению другим предметам?

6. Существуют ли границы применимости в современной школе метода свободных текстов? Есть ли учебные предметы или темы, в которых он неприменим?

7. Как с помощью современной компьютерной техники заменить громоздкую типографию и оперативно выполнять те творческие задачи, которые на неё возлагаются в школе Френе?

Практические задания:

1. Составьте: а) фрагмент месячного плана учителя по одному из учебных предметов, б) пример индивидуального недельного плана занятий, составленного одним из учеников на основе учительского плана. План учителя должен задавать обязательные направления для занятий при возможности выбора учениками способов и форм их реализации. План ученика должен отражать его самобытность, увлечения, уровень обученности и личностную значимость изучаемой темы.

2. Традиционные учебники в школе Френе отсутствуют. Вместо них — система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре даётся условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ. Такие пособия позволяют ребёнку изучать материал в индивидуальном темпе и ритме. Разработайте 2-3 карточки на одну тему, которые могут быть выбраны учениками для её самостоятельного изучения. Описание карточек выполните следующим образом:

— Название темы, учебный предмет, возраст учеников.

школьные технологии 4'2013

75

— Цель изучения темы (по отношению к деятельности ученика).

— Содержание каждой карточки: название, вводная фраза, задание, условия или рекомендации по его выполнению, дальнейшие указания.

3. Предложите набор заданий для учеников 5 класса по созданию ими свободных текстов по нескольким предметам: математика, родной язык, естествознание, искусство. Задания должны быть детализированы, соответствовать возрасту детей, отражать специфику предмета и отвечать концепции школы Френе.

4. Составьте задания для учеников 1 класса, основанные на естественном методе обучения языку. Для этого сформулируйте:

1) творческое задание, включая условия его выполнения детьми;

2) задание по рисованию детьми того, что и как они делали;

3) задание по составлению рассказа о происшедшем;

4) задание по соотношению устных рассказов с их письменным отображением учителем на доске;

5) задание по перерисовыванию написанного на доске;

6) рефлексивное задание.

5. Проведите работу в группах по моделированию и обсуждению фрагментов индивидуальных занятий учеников. Работа организуется на основе предварительно подготовленных студентами карточек (задание 2). Все подготовленные карточки предлагаются для выбора и выполнения. Каждый член группы выбирает для себя карточки по одной из тем, выполняет изложенные там задания. После этого в группах происходит обсуждение разработанных заданий. □

76

хуторской а.в. новая школа селестена френе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.