Памятные даты
истории образования и педагогики
А. В. уткин
К 120-ЛЕТИЮ СО дня РОЖДЕНИЯ СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ
УДК 37(092)(091) ББК 74.03.(4Фра)6-8Френе С.
Селестен Френе — один из самых видных педагогов XX столетия, создатель оригинальной системы обучения и воспитания, в основе которой внимание к особенностям ребенка, творческий подход к организации школьной среды, нетривиальное решение проблем активизации процесса обучения, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы.
Ключевые слова: Селестен Френе; «новое воспитание»; теория свободного самовыражения; метод экспериментального нащупывания.
By
A.V. Utkin
THE 120th BIRTHDAY ANNIVERSARY OF CELESTIN FREINET
Celestin Freinet is one of the most prominent teachers of the XX century, the creator of the original system of training and education, based on the attention to the child's features, the creative approach to the organization of the school environment, a non-trivial solution of problems activating the learning process, an intensive search for new forms and methods of school educational activity.
Key words: Celestin Freinet; «New education»; theory of free expression; experimental method.
Несмотря на то что школа следованиях теории и практики раз-
С. Френе за рубежом популярна и вития общего образования европейс-
имеет богатый опыт, в России до 90-х ких стран XX века его деятельность
гг. ХХ века имя С. Френе не было анализировалась в рамках течения
знакомо широкой педагогической «Новое воспитание». Глубина фи-
общественности. В российских ис- лософской и педагогической мысли,
свобода творчества педагога, отказ от классно-урочной системы обучения, практическое воплощение в школьной жизни демократических принципов со -существования — свободы и самостоятельности личности, ответственного активного соучастия и сотрудничества в коллективе, оригинальная концепция обучения родному языку — до сих пор вызывают неподдельный интерес к творчеству С. Френе и его педагогике, сущность которой «остается для
большинства педагогов непознанной и
" 1
кажется парадоксальной» .
Селестен Френе (1896-1966), выдающийся французский педагог-реформатор, посвятивший педагогической деятельности 45 лет, автор 20 книг и 1700 статей, родился 15 октября 1896 г. в крестьянской многодетной семье в провансальской деревне Гарс.
Многие исследователи педагогического наследия С. Френе связывают формирование мировоззрения и педагогических убеждений с его крестьянским происхождением и воспитанием в условиях природной среды. Важнейшим фактором развития ребенка стало общение с ремесленниками, крестьянами и пастухами, оказавшими, по-видимому, значительное влияние на педагогические взгляды С. Френе, в основу которых был положен естественный (натуральный) метод обучения и воспитания, предполагающий учет естественных познавательных потребностей и интересов детей в организации учебного процесса.
С. Френе обнаружил незаурядные способности еще в деревенской начальной школе, и родители отправили сына учиться в неполную среднюю школу близлежащего провинциального городка. В 1913 г. С. Френе поступает в педагогическое училище в Ницце, закончить которое ему не удалось - восемнадцатилетнего юношу призывают в армию в годы Первой мировой войны. В 1915 г. под Верденом он получил тяжелое ранение в легкое, четыре года провел в госпиталях, но полностью так и не излечился. Всю жизнь С. Френе страдал одышкой, ему было трудно говорить, и по рекомендации врачей был вынужден жить только на юге Франции2.
Во время лечения в госпитале С. Френе занимался самообразованием, изучал произведения классиков педагогического наследия и педагогов-современников: Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, М. Монтессори, Г. Спенсера, В. Джеймса, В. Вундта, О. Декроли, которые помогли определить основные направления в будущей работе учителя.
Началом практической педагогической деятельности С. Френе стала работа в малокомплектной школе для мальчиков маленького городка в Бар-сюр-Луп в Приморских Альпах, куда он в 1920 г. был назначен учителем после долгого лечения в госпиталях и санаториях. Первые годы работы дали не только бесценный опыт, но сформировали навыки философского
1 Барышникова О. М. Педагогика С. Френе. История становления и опыт интеграции в России .. .С. 6.
2 Педагогическая система С. Френе http://pandia.ru/text/77/465/5857.php
осмысления педагогической реальности. Именно в это время С. Френе обосновал принципы теории свободного самовыражения личности и в 1924 г. принял участие в конгрессе Международной лиги Нового воспитания (Швейцария), как состоявшийся педагог, установив личный контакт с руководителями этого объединения А. Ферьером, Э. Клапаредом, Р. Кузине.
Интернациональное педагогическое движение «Новое воспитание» в то время искало актуальные пути развития педагогики и выступало за обновление методов, форм и средств воспитания.
Центральный тезис концепции Френе сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создать и широко использовать новые материальные средства обучения и воспитания, среди них на первом месте стоит школьная типография. Именно с нее начались педагогические новации С. Френе, и долгое время типографская машина являлась непременной принадлежностью каждой школы, работающей по его методам.
Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от так называемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные
в ходе экскурсий и прогулок. Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.
Школьная типография и свободные тексты являются, по мысли Френе, наиболее ярким символом Новой школы, практическим воплощением идей активизации учебно-воспитательного процесса при постоянном изучении личности ребенка, его стремлений и интересов. И в этом смысле — свободный текст — не только учебное упражнение, а прежде всего важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной среды. Вместе с тем это совершенно новая, оригинальная концепция обучения родному языку. Традиционные методы, утверждал Френе, вынуждают детей имитировать речь взрослых, а беспрерывные однообразные упражнения на применение многочисленных грамматических правил способны вызвать подлинное отвращение. Свободные тексты, напротив, возвращают в школу родной язык как живое средство общения1.
Как отмечает О. М. Барышникова, свободные тексты, переписанные в личные тетрадки, служили образцом для письма и чтения. Но основное назначение текстов состояло в том, что они пробуждали чувствительность познающего как основную человеческую способность, другими
1 Педагогическая система С. Френе http://pandia.ru/text/77/465/5857.php
словами, способность ребенка внимательно воспринимать мир. Попытки С. Френе вызвать у педагогов интерес к школьной типографии увенчались успехом: они принесли ему одобрение и известность. Завязалась переписка свободомыслящих учителей из разных школ, готовых к сотрудничеству. Так появилось движение «Школьная типография»1.
В 1927 г. в городе Tours состоялся Первый конгресс, в котором участвовали 50 школ — членов движения, включая зарубежные. Этот конгресс имел для С. Френе историческое значение. На нем было официально основано «Интернациональное движение школьной типографии», что означало утверждение новой педагогики, педагогики Френе. С. Френе представил и свой собственный труд — свою первую книгу «Школьная типография» (L'Imprimerie а l'Ecole, Bologne, 1927), которая была распространена среди участников конгресса. В ней автор представил культурное значение его педагогики, которая существенно отличалась от традиционной, обосновывал ее новый дух, описывал основы своего творчества, связанные с теорией свободного самовыражения ребенка. Эта книга содержала также описание технических моментов, правила обращения с материалом, указания на возможные ошибки.
Отказавшись от работы с учебником, традиционно применяемым
в массовой работе с учащимися, где индивидуальные желания, стремления и потребности не учитываются, С. Френе стал использовать печатный станок в организации обучения чтению без букварей. Работа с текстом, сохранившим аутентичность и эмоциональность, включает написание текста учеником, выполнение некоторых упражнений (поиск отдельных букв, звуков, слогов), переписывание, художественное оформление, типографский набор и представляет собой идеальную реализацию глобального метода обучения чтению2.
Вместо учебников в школе Френе применялись карточки, содержащие основной учебный материал и располагавшиеся в систематизированной картотеке. С помощью учителя каждый учащийся составлял свой индивидуальный недельный план-график, что, по мнению Френе, позволяло ребенку изучать программный материал в таком объеме и такими темпами, какие наиболее соответствали его способностям и
3
интересам .
В тесном сотрудничестве со своими коллегами С. Френе продолжает поиск приемов, средств и методов обучения. Он знакомится с работой школ в других странах: США, Бельгии, России, Германии, охотно заимствует их методы в соответствии с основными гуманистическими и демократическими принципами новой школы. Однако С. Френе разработал свою
1 Барышникова О. М. Педагогика С. Френе. История становления и опыт интеграции в России... С. 14.
2 Там же. С. 14
3 Библиографическая энциклопедия: образование, наука, культура. Селестен Френе http:// dates.gnpbu.ru/1-6/freinet/freinet.html
оригинальную систему, состоящую из ряда различных по функциям элементов: школьной типографии, школьного самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек для персональной работы, особой библиотеки учебных пособий и пр.
При поддержке соратников и левой прессы в 1934—1935 гг. С. Френе основал в городе Ванс по примеру Адольфа Феррьера свободную экспериментальную школу-интернат. Располагаясь в живописном месте, на холме, среди небольшой долины, эта частная школа для детей рабочих, с игровыми площадками, мастерскими, бассейном представляла собой идеальное место для реализации педагогических идей С. Френе. Масса недостатков классно-урочной системы обучения определила новые способы организации учебного процесса — введение аттестата умений, позволяющего оценить реальную подготовку ребенка к жизни в обществе, индивидуальный план работы на неделю и лист успеваемости, обязательную работу с картотекой статей, — которые становятся визитной карточкой педагогической системы С. Френе. Будучи противником «словесного» метода нравственного воспитания, решающее значение педагог придает личному опыту ребенка, приобретаемому в результате соответствующей организации школьной жизни. Этой цели в школе Френе служило самоуправление учащихся — «школьный
кооператив», который контролировал хозяйственную деятельность школы, организовывал работу по самообслуживанию, а также выступал высшей дисциплинарной инстанцией .
В годы Второй мировой войны С. Френе, как сторонник левых политических взглядов, подвергался преследованиям со стороны профашистского режима, был заключен в концентрационный лагерь, где находился более полутора лет; после освобождения принимал активное участие в движении Сопротивления.
В 1945 году С. Френе снова смог открыть школу в Вансе, и уже в 1948 г. было воссоздано педагогическое движение, «разбитое» войной и фашизмом. В последние годы жизни С. Френе все чаще обращается к исследованию проблемы организации учебной деятельности учащихся. Он подчеркивает важную роль психологии учения и экспериментальной педагогики в поиске научно обоснованных методов учения и в качестве адекватного метода предлагает метод экспериментального нащупывания. По этому поводу С. Френе отмечал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили на ощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идее»2.
1 Библиографическая энциклопедия: образование, наука, культура. Селестен Френе http:// dates.gnpbu.ru/1-6/freinet/freinet.html
2 Френе Селестен http://dic.academic.rU/dic.nsf/ruwiki/1623656#
Т. Плужникова выделяет несколько основных моментов в созданной Френе школе:
— труд на всех этапах обучения;
— большое внимание школьному самоуправлению;
— использование школьных материалов;
— нет обучения как такового, но есть поиск решения проблемы, экспертиза и анализ;
— нет домашних заданий, но есть постоянно задаваемые вопросы как ученику, так и учеником;
— нет оценок, но лучшие работы отмечаются, например, публикацией в школьной газете, в случае с текстами на свободную тему;
— нет ошибок, есть разный опыт познания;
— нет программ, но есть индивидуальное и групповое планирование;
— нет воспитателя, педагог решает общие проблемы;
— нет готовых правил, а есть принятые самими детьми нормы общежития;
— нет класса, но есть детско-воз-растное сообщество1.
В 1965 г. в журнале «L'Educateur» С. Френе, подводя итог своей 45-летней деятельности, констатирует факт официального признания многих его идей: его имя занимает достойное место рядом с такими именитыми педагогами-реформаторами конца XIX — начала XX вв., как О. Декроли, М. Монтессори, А. Феррьер, Э. Клапаред, Е. Паркхерст и др.; более того, методы педагогики Френе охот-
С. Френе с детьмми
1 Плужникова Т. Педагогический метод Селестена Френе: в чем секрет? http://letidor.ru/ article/pedagogicheskiy_metod_selesten_122475/
но используются многими учителями в
1
разных странах мира .
Идеи Селестена Френе стали достоянием мирового педагогического сообщества, однако, как отмечает Л. Г. Капкова, на родине педагога «количество преподавателей, работающих по его методике, никогда не превышало 5 %. Сегодня во Франции насчитывается всего 1—2 % учителей, применяющих на своих уроках принципы Селестена Френе»2. Главная причина заключается в том, что педагогика Френе в принципе не может быть превращена в технологию; она не включает привычных нам методи-
ческих приемов, не предусматривает рекомендаций и разработок по проведению тех или иных мероприятий в рамках класса, поскольку как только появляется нечто подобное, она перестает быть сама собой. Вместе с тем, педагогические идеи С. Френе, создателя авторской школы и основателя теории и практики образовательной системы, которая по праву считается сегодня культурным достоянием всего человечества, приобретают особую актуальность и значимость в поисках решения задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений в XXI веке.
Список литературы
1. Барышникова, О. М. Педагогика С. Френе. История становления и опыт интеграции в России : монография / О. М. Барышникова. — Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2013. - 136 с.
2. Библиографическая энциклопедия: образование, наука, культура. Селестен Френе. Режим доступа: http://dates. gnpbu.ru/1-6/freinet/freinet.html
3. Капкова, Л. Г. Обзор педагогических систем и методик раннего развития ребенка / Л. Г. Капкова Режим
доступа : http://lovebaby.at.ua/news/ obzor_pedagogicheskikh_sistem_i metodik_ rannego_ razvitija_rebenka/2009-09-03-216
4. Педагогическая система С. Френе. Режим доступа: http://pandia.ru/
text/77/465/5857.php
5. Плужникова, Т. Педагогический метод Селестена Френе: в чем секрет? / Т. Плужникова Режим доступа: http:// letidor.ru/article/pedagogicheskiy_metod_
selesten_122475/
6. Френе Селестен. Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/
2 Барышникова О. М. Педагогика С. Френе. История становления и опыт интеграции в России... С. 30.
3 Капкова Л. Г. Обзор педагогических систем и методик раннего развития ребенка Режим доступа : http://lovebaby.at.ua/news/obzor_pedagogicheskikh_sistem_i metodik_rannego_ razvitija_rebenka/2009-09-03-216