Научная статья на тему 'Педагогическая технология С. Френе в школе'

Педагогическая технология С. Френе в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3416
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Ольга Михайловна

В статье представлен анализ практики обучения и воспитания в системе С. Френе, французского педагога-реформатора, систематизированы организационно-педагогические моменты, которым посвящены работы самого С. Френе, а также его последователей. Опи-11 СОдЕРЖАНИЕ сание выделенных компонентов педагогической технологии даёт целостное представление о механизме воспроизведения его педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология С. Френе в школе»

УДК 371. 48. 022 + 371. 018

Барышникова Ольга Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков и МП Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, olgant2005@rambler.ru, Нижний Тагил

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ С. ФРЕНЕ В ШКОЛЕ

Baryshnikova Olga Michailovna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of German and French languages and the methods of their teaching of Nizhniy Tagil State Socio-pedagogical Academy, olgant2005@rambler.ru, Nizhniy Tagil

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF CELESTIN FREINET AT SCHOOL

Педагогика С. Френе - одна из реформаторских концепций начала ХХ в. Благодаря таким качествам, как технологичность, гибкость, транслируе-мость, она получила достаточно широкое распространение в мире [4], однако, несмотря на это, в общественном сознании устоялось мнение, что педагогика С. Френе не поддаётся методической систематизации, и передаётся только дух школы С. Френе [2].

Обращаясь к анализу средств, форм и методов педагогики С. Френе, разные авторы ограничиваются перечнем педагогических средств, понимая их в широком смысле: типография, свободный текст, школьный журнал, межш-кольная переписка, планирование, стенгазета и др. В то время как любая педагогическая система предполагает наличие соответствующего механизма воспроизведения. И педагогическая система С. Френе не может быть исключением.

Следует упомянуть, что сам С. Френе в своих произведениях, осуществляя поиск прочных оснований школьной организации, подчёркивает технологичность своей системы и объясняет это ненадёжностью человеческого фактора, то есть учителя, если принять его за главный фактор в достижении образовательных целей в школе. Не умаляя значения компетентности и профессиональных качеств учителя, в качестве крепкого фундамента педагогического процесса в школе С. Френе принимает всё же определённую систему рациональных организационных форм, средств и методов, «которые дадут оптимальный воспитательный результат, даже если учителя остаются обыкновенными людьми, т. е. они не всегда спокойны, недостаточно терпеливы, не семи пядей во лбу» [5, с. 113].

Это даёт основание утверждать, что педагогическая система С. Френе поддаётся воспроизведению при соблюдении определённой технологии.

Доказать это, описав компоненты педагогической технологии С. Френе, является целью данной статьи.

Цель, которую реализует педагогическая технология С. Френе, - двунаправленная, преследует раскрытие индивидуальных способностей ребёнка и социализацию личности. В соответствии с его представлением жизненного предназначения человека, которое заключается в реализации способностей человека во взрослой жизни на благо общества, «в противовес корыстным концепциям, не берущим в расчёт интересы ребёнка» [5, с. 38] С. Френе, предполагая развитие личности человека для его службы обществу, С. Френе утверждает, тем не менее, примат индивидуальности ребёнка в этом процессе, его способностей и склонностей.

Содержание воспитательного процесса С. Френе определяет традиционно и включает в него следующие компоненты: физическое, умственное, трудовое, эстетическое, нравственное и гражданское воспитание.

Физическое воспитание в педагогике С. Френе обосновывается тем, что здоровье детей - это предпосылка эффективности воспитания других компонентов его содержания, и сводится к заботе о «пребывании детей на свежем воздухе, их питании, гигиене и физических упражнениях» [Там же, с. 227].

Умственное воспитание направлено на развитие умственных способностей, а также развитие познавательных потребностей и интересов. Очень важным условием умственного воспитания является предоставление детям возможности овладения действиями с механическими орудиями труда, «которые позволяют ему подчинять материю своей воле и своим потребностям, раздвигая, таким образом, границы своих возможностей» [Там же, с. 56], а также средствами вербального и невербального выражения: речи, художественного творчества, музыкального и театрального искусства, письма, чтения.

Трудовое воспитание - это развитие умений самостоятельно, опытным путём, добывать интеллектуальные знания, видеть их связь с жизнью, с реальностью. Перенося простую истину «Только за наковальней можно стать кузнецом! [5, с. 242]» на школу, С. Френе обращает внимание общественности на ситуацию в современной школе, которая пытается научить детей кататься на велосипеде по инструкции, но без велосипеда. Трудовое воспитание предполагает организацию мастерских в классе, которые позволяют органично связать физический труд с обучением. При этом С. Френе призывает соблюдать добровольность выбора вида физического труда, чтобы трудовое обучение не приобрело характер ремесленного.

Эстетическое воспитание базируется на организации богатой окружающей среды, стимулирующей возникновение эмоционального восприятия её ребёнком и познавательной потребности. Развитие эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, приобщение к прекрасному в жизни, в природе, в труде осуществляется непосредственно при активном участии каждого воспитанника на занятиях живописью, музыкой, другими видами творчества, во время работы в живом уголке или в саду [1].

Нравственное и гражданское воспитание основывается на понимании С. Френе высокой роли собственного опыта ребёнка в формировании поведения и предполагает организацию соответствующей школьной среды, «где ребёнок привыкнет поступать как человек и как гражданин [5, с. 147].

Содержание обучения в педагогике С. Френе отвечает требованиям государственного образовательного стандарта, в соответствии с которыми составлены общие годовые планы, тексты и задания, систематизированные в картотеках. Обучение посредством этих материалов обеспечивает освоение программы. Организация обучения построена на следующих требованиях, представляющих альтернативу традиционными: во-первых, органическое слияние в познавательном процессе эмоционально-чувственного восприятия, осознания познавательной потребности, понимания и усвоения знаний и их практической верификации; во-вторых, опора на активность и самостоятельность учащихся за счёт применения рациональных методов педагогической поддержки; в-третьих, учёт интересов и мотивов учащихся в организации обучения.

Анализ организации учебно-воспитательного процесса, позволяет выделить в педагогической технологии С. Френе четыре компонента: материально-техническое обеспечение, организационные формы, педагогические методы и приёмы, систему контроля и оценивания.

Материально-техническое обеспечение, от которого «в большей мере, чем принято думать, зависит успех новых методов» [5, а 71], включает оборудование приусадебных участков и помещения и приобретение материально-технических средств.

Следуя натуралистической философии, С. Френе подчёркивает немаловажное воспитательное значение пребывания ребёнка на природе. Помещения должны служить только в качестве укрытия от плохой погоды. Окружающая ребёнка природная среда, как в детском саду, так и в начальной школе должна быть насыщенной и предоставлять максимум возможностей для её активного познания и преобразования при помощи необходимых орудий труда. Поэтому приусадебный участок он предлагает наполнить всем, чем можно только позволить: зелёными насаждениями, цветами, лужайками, горками, гротами, водопадами, прудками, пляжами, садами с фруктовыми и ягодными посадками, огородами, живыми уголками [5].

Уютная обстановка помещения также должна содержать всё необходимое для жизни и деятельности детей, включая опять же уголок живой природы. С. Френе подчёркивает, что при оборудовании помещений детского сада-заповедника необходимо учитывать всю сложность и многообразие жизни ребёнка. Так в намеренном ограничении набора предметов и инструментов, необходимых для овладения навыками простейшей деятельности ребёнка, он видит слабую сторону системы воспитания М. Монтессори. Признавая её вклад в развитие дошкольного образования, С. Френе считает, что педагог не должен своей властью произвольно ограничивать деятельность детей, и стремится создать детский сад, гото-

вящий «детей к жизни во всём её разнообразии, к созидательному труду» [Там же, с. 50].

Структура и оборудование школьных помещений определена формами обучения. Аудиторий-скрипторий, соответствующий традиционным формам обучения, С. Френе заменяет на мастерскую, отвечающую принципам трудового воспитания и обучения в их единстве и взаимосвязи. В идеале в распоряжении каждого класса в школе должна быть комната, смежная с несколькими мастерскими, которые составляют необходимый компонент современной школы так же, как в прошлом учительская кафедра являлась средством и символом традиционного обучения» [Там же, с. 75].

Создание в школе мастерских одновременно для всех классов С. Френе крайне осуждает. Такой вариант, конечно, существенно упрощает схему и значительно уменьшает затраты, но не приводит к избавлению от пороков традиционной системы, более того усугубляет её негативное влияние тем, что «ведёт к разделению общества на тех, кто обречён на монотонный физический труд, и интеллектуалов, которые чем высокомернее, тем и бесплоднее» [5, с. 75].

Меблировка в общей классной комнате должна позволять выполнение не только индивидуального чтения и письма, но и работу в группе, а также свободное передвижение по классу. Первое, от чего необходимо избавиться - это кафедра учителя. В перечень необходимой мебели для учащихся и учителя входят легко переносные столы, стулья или табуретки, шкафчики, инструменты, несколько досок на подвижной подставке. Для мастерских нужны подвижные или расставленные вдоль стен столы, шкафчики и этажерки.

К материально-техническим средствам относится в первую очередь школьная типография, инструмент, стимулирующий вербальное самовыражение детей, позволяющий обмен информацией, облегчающий обучение правописанию, повышающий мотивацию учения и дисциплинирующий гиперактивных, эмоционально неуравновешенных, а также неконтактных учеников [7].

К материально-техническим средствам относятся также рабочая и информационная библиотека (Bibliotheque de Travail, BT), состоящая из множества брошюр, систематизированных по предметам, ступеням обучения и областям знаний; аудио-видео-тека (Bibliotheque de Travail Sonore, BT Son) ; картотека опытов (Ficher des Travail Cooperatif, FTC) содержащая доступные для детей описания и инструкции проведения опытов в области естествознания и техники; рабочая картотека, содержащая учебные темы и задания по школьной программе (на их основе были созданы перфоленты для программированного обучения) [Там же].

Подготовку и совершенствование материально-технического оборудования С. Френе относит к одной из основных задач воспитателей, потому как правильная организация окружающей образовательной среды - это способ освобождения педагога от вынужденных противоестественных педагогических манипуляций, которые сродни обману. Окружающая среда, благо-

приятная для адаптации и развития ребёнка, оказывает необходимую педагогическую поддержку, а педагогу «достаточно проникнуться духом новой педагогики и лишь помогать детям приобретать опыт, познавая мир» [5, с. 47].

Материально-техническое оснащение обеспечивает слаженную работу всего класса и каждого ученика в отдельности при условии реализации следующих организационных форм: свободной работы и проектной деятельности в мастерских, межшкольной переписки и совета класса.

Свободная работа и проектная деятельность меняет весь уклад учебной жизни, для которого чуждо авторитарное давление со стороны учителя. Упор делается на поощрение инициативы и самостоятельности в учении.

В рамках межшкольной переписки осуществляется обмен школьными журналами и печатной продукцией, поэтому она становится идеальным мотивирующим условием написания свободных текстов, сбора информации. Кроме этого её педагогическое значение заключается в установлении контактов и дружбы между детьми разных регионов.

Совет класса проходит раз в неделю, на нём обсуждаются и решаются дела общественной жизни. На повестке дня стоят вопросы, поставленные ребятами в стенгазете в течение недели, актуальные организационные вопросы каких-либо выступлений, покупок необходимых инструментов.

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется посредством следующих педагогических методов: метода свободного творчества, метода печатания, метода ведения стенгазеты. Метод свободного творчества имеет приёмы: свободный текст, свободная работа, индивидуальное планирование и учебно-творческий проект.

Свободные тексты, небольшие сочинения, написанные учащимися на основе их личных переживаний, представляют материал для исследования детских интересов и стремлений, их внутреннего состояния и характера внешних связей. Поэтому Б. л. Вульфсон называет свободный текст не просто упражнением по родному языку, а социально-психологическим тестом, «с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребёнка и окружающей его социальной среды» [3, с. 15]. Анализ свободных текстов позволяет учителю определить характер взаимоотношений детей с социально-образовательной средой, осуществить диагностику комплекса их интересов, в соответствии с которыми должен строиться учебный процесс.

Свободная работа предполагает предоставление учащимся свободного выбора учебных заданий, содержащихся в картотеках.

Учебно-творческий проект предполагает проведение исследования интересующей учащегося темы, и поэтому исходной точкой в этой работе должна быть инициатива учащегося, порождённая незнанием, непониманием чего-либо.

Индивидуальное планирование даёт учащимся возможность участвовать в организации учебной деятельности и «право в распределении своего рабочего времени» [5, с. 99]. Планирование предусматривает составление уча-

щимися (на основе общего, месячного, годового) индивидуального учебного плана и самостоятельное определение сроков выполнения заданий.

С. Френе разработал и использовал три типа планов: генеральный, годовой/месячный (календарный), недельный. Генеральный план - это перечень вопросов, которые возникают у ребёнка в процессе обучения и воспитания. В соответствии с вопросами составляются карточки разного типа: эксплуатационные, раскрывающие познавательные и воспитательные возможности данного вопроса, свободные - перечень всей литературы, разных документов по проблеме, карточки «охоты на слова», карточки-гиды по развитию детских интересов в процессе изучения истории, географии, естествознания.

Годовой и месячный планы - это перечень учебных тем по предметам, подлежащим усвоению согласно государственным программам начальной школы. Он распределяет весь учебный материал в течение года и месяца, но не требует хронологического выполнения.

Опираясь на эти планы, каждый ученик с помощью учителя составляет индивидуальный недельный план, в котором отражены основные виды его школьной деятельности: свободные тексты (примерная норма для учащегося - 2-3 текста в неделю), номера учебных карточек, задания которых должны быть выполнены в данную неделю, виды трудовой деятельности ученика (работа в мастерских) [1]. В соответствующие рубрики вносятся номера рабочих карточек по различным предметам (математике, геометрии, языку), с которыми ученик желает работать на неделе. Записываются темы сочинений и опытов, которые он намерен провести, а также виды трудовой деятельности. План отвечает потребности ребёнка разбить необъятный фронт работ на части, он выполняет функцию опоры в нелёгкой учебной деятельности.

В конце недели каждый учащийся делает пометку о выполнении задания. Метод индивидуального учебного планирования С. Френе предлагает применять с 5-го класса. До этого учащиеся только готовятся к формам индивидуальной, парной и групповой работы и использованию рабочих и учебных средств. Этот метод, утверждает Х. Йорг, гарантирует не только эффективное усвоение основных знаний, но и воспитывает в детях готовность к осознанной работе по плану, а также ответственность и самостоятельность [7].

Метод печатания - не просто метод обучения письму, чтению и ручному труду, это метод самовыражения в слове, ведь он материализует не просто текст, а внутренний мир ребёнка.

Ведение стенгазеты как метод способствует социализации и привитию норм демократического общежития. Стенгазета представляет собой четыре колонки, в которые учащиеся заносят в течение недели свои критические замечания, пожелания, предложения, результаты работы [Там же]. Стенгазета является способом руководства коллективом, так сказать барометром социального климата в классе. Если, например, колонка критики длиннее, пожеланий мало, а выполнение ещё меньше, то коллективу нужна реанимация [6].

Этот метод С. Френе рекомендует применять с 1-го класса и с его помощью воспитывать в детях честность и открытость, а также критическое отношение по отношению к себе и другим. Анонимность высказываний в газете не принята, да и невозможна. Г азета и её содержание является предметом обсуждения на совете класса в конце недели. «Ничто не полезно с нравственной точки зрения, как этот коллективный анализ жизни класса, одновременно критический и конструктивный» [5, с. 91].

Новые организационные формы и педагогические методы образования определены отрицанием традиционной системы оценивания, порочность которой С. Френе видел в её крайней субъективности, развивающей нездоровое соперничество в коллективе и утверждающей лидерство одних за счёт развития комплекса неполноценности других [Там же]. Новая система контроля и оценивания позволяет культивировать успехи детей в разных видах учебной деятельности, интеллектуальной и физической, претендует на объективность, так как лишает учителя единоличной компетенции контролировать и оценивать результаты учения, а также учитывает не только результаты, но и усилия, затраченные детьми на ту или иную работу.

Система контроля и оценивания проводится в формах внешнего контроля, товарищеского контроля и самоконтроля. Учитель оценивает каждую работу учащегося в соответствии с планом и вносит оценку в диаграмму, начерченную под ним. Диаграммы вырезаются и наклеиваются в школьный дневник. Они очень показательны, потому что ребёнку легко сравнить с её помощью свои успехи и успехи товарищей. Анализируя её внешний вид (кривая или прямая, и на каком уровне), дети видят, в какой области нужно приложить больше усилий.

Товарищеский контроль нужен при оценке практических работ учащихся, выполненных на зачёт для получения аттестата (умений). Учитель вместе с учениками, членами школьного кооператива, следит за выполнением практической работы и оценивает результат. В школьный дневник вклеивается специальный знак, свидетельствующий о получении аттестата.

Самоконтроль применяется в работе над выполнением индивидуального учебного плана, а также с рабочей картотекой, которая содержит карточки с ответами, по которым учащиеся легко самостоятельно могут проверить правильность выполненного задания.

Средствами контроля и оценивания в педагогике С. Френе, таким образом, являются индивидуальный учебный план, карточки для самоконтроля, школьный дневник, аттестаты (умений).

Индивидуальный учебный план указывает список работ, подлежащих выполнению, и срок. Карточки для самоконтроля позволяют самостоятельно проверить уровень своих знаний, выявить пробелы.

Школьный дневник содержит не только результаты работы, но и всю личную информацию и фотографии детей и их семей. Учитель ведёт свой дневник, сведения которого дополняют содержание дневников учащихся. Показывать его разрешается только родителям.

Аттестаты (умений) отражают уровень овладения знаниями и навыками, необходимыми в жизненно важных областях человеческой деятельности. Аттестаты присуждаются за выполнение специально разработанных норм. На основании аттестатов ученик может впоследствии получить диплом, что является уже базой для профессиональной ориентации. Система аттестатов заменила систему классификации, распространённую в традиционной школе Франции. «У нас же нет ни первых, ни последних. Каждый может и должен стремиться к успехам в той области физического труда или умственной деятельности, которую сам выбрал. И каждый добивается успеха на свой лад, в соответствии со своими способностями и склонностями. Это полностью соответствует как детской психологии, так и многообразию возможностей, открывающихся перед человеком в современном обществе» [5, с. 130].

Таким образом, для реализации педагогики С. Френе в школе недостаточно предложить участникам образовательного процесса набор педагогических средств и методов. Использование педагогических средств и методов по системе С. Френе лежит в рамках ряда технологических компонентов: материально-технического обеспечения, организационных форм, педагогических методов и приёмов, системы контроля и оценивания, комплексное воспроизведение которых обеспечивает решение определённых целей и содержания учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список

1. Браиловская, П. П. Развитие теории и практики обучения и воспитания школьников в творческом наследии французского педагога С. Френе (1896-1966): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. [Текст] / П. П. Браиловская. - Киев, 1991. - 24с.

2. Воспитание по Френе: свободу текстам [Электронный ресурс] // Обучение за рубежом, 2000. URL: http://www. aboutstudy.ru/study/22/22_31. html

3. Вульфсон, Б. Л. Вступ. ст. [Текст] / Б. Л. Вульфсон // С. Френе Избр. пед. соч.; пер. с фр. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-29.

4. Редюхин, В. И. Эта «свободная-свободная» педагогика Френе / В. И. Редюхин, А. А. Шейнина // Пермский виртуальный интернет педсовет. URL: http://pedsovet. perm.ru/sections/doc_view. php?did=713

5. Романов, А. А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети ХХ в. [Текст] / А. А. Романов. - М.: Кн. -журн. изд-во «Школа», 1997. - 304 с.

6. Френе, С. Избр. пед. соч. [Текст] // С. Френе; пер. с фр. - М.: Прогресс, 1990. - 304 с.

7. Freinet, E. Erziehung ohne Zwang: Der Weg Celestin Freinets; hrsg. und aus dem Franz. ubers. von Hans Jorg. - 2. Aufl. [rext] / E. Freinet - Stuttgart, 1997. - 188 S.

8. Jorg, H. Das Leben und Wirken Freinets und seine Beziehungen zur deutschen Padagogik [Тєхі] / H. Jorg // Freinet E. Erziehung ohne Zwang: Der Weg Celestin Freinets. - Stuttgart, 1997. - S. 170-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.