методического обеспечения практических занятий в специальной группе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 528 с.
2. Зеленская, Т.М. Социально значимые заболевания и социальная сфера / Т.М. Зеленская // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 5. - С. 25-31.
3. Казантинова, Г.М. Общая заболеваемость студентов, проживающих в сельской местности / Г.М. Казантинова, Т.Н. Власова, Ряховская Е.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 83-87.
4. Особенности демографических процессов в Астраханской области / Г.Л. Шендо, И.Г., Жданова В.Р. Рябикин, А.С. Ярославцев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 4. - С. 7-12.
5. Пискаль, А.В. Инновационные подходы к проблемам формирования системы медико-социальной помощи жителям села / А. В. Пискаль // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - №5. - С. 38-40.
6. Светличная, Т.Г. Влияние поведенческих факторов образа жизни на здоровье сельского населения трудоспособного возраста / Т.Г. Светличная, Е.А. Павлова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 5. - С. 9-12.
REFERENCES
1. Dubrovsky, V. (2005), Sports medicine: textbook, VLADOS, Moscow.
2. Zelenskaya, T. (2005), "Socially significant diseases and social sphere", Journal of Problems of social hygiene, health care and history of medicine, No. 5, pp. 25-31.
3. Kazantinova, G., Vlasova, T., and Ryakhovskaya E. (2017), "Morbidity rate among students living in rural areas", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 83-87.
4. Shendo, G. (2007), "Features of demographic processes in the Astrakhan region", Journal of Problems of social hygiene, health care and history of medicine, No. 4, pp. 7-12.
5. Piscal, A. (2006), "Innovative approaches to the problems of forming a system of medical and social assistance to rural residents", Journal of Problems of social hygiene, health care and history of medicine, No. 5, pp. 38-40.
6. Svetlichnaya, T. and Pavlova, E. (2006), "Influence of behavioral factors of a way of life on health of the rural population of working age", Journal of Problems of social hygiene, health care and history of medicine, No. 5, pp. 9-12.
Контактная информация: tcharova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.01.2020
УДК 796.01
НОВАЯ ПАРАДИГМА В ПОНИМАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ И КАЧЕСТВ
Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
Предлагается новая парадигма в понимании мира, которая в отличии от традиционной по-иному объясняет происходящее на основе рассмотрения иерархической структуры, содержания и взаимодействия друг с другом всех представленных в ней явлений и феноменов. Предлагаемый подход дает новое понимание структуры формирования явлений и открывает для педагогов и психологов новые горизонты осмысления и своеобразно объясняет формирование качеств и развитие личности.
Ключевые слова: новая парадигма, явления, феномены, знания, умения, навыки, чувства, способности, качества, иерархичность и развитие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p163-172
NEW PARADIGM IN UNDERSTANDING ABILITIES AND QUALITIES
Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract
A new paradigm is proposed in understanding the world, which, unlike the traditional one, differently explains what is happening on the basis of consideration of the hierarchical structure, content and interaction with each other of all the phenomena and phenomena presented in it. The proposed approach gives a new understanding of the structure of the formation of phenomena and opens up new horizons for understanding for the educators and psychologists, and it peculiarly explains the formation of the qualities and personality development.
Keywords: new paradigm, phenomena, phenomena, knowledge, abilities, skills, feelings, abilities, qualities, hierarchy and development.
Сегодня успешность спортивной подготовки определяется современным научным подходом к её управлению, построенному на концепции диалектического материализма. Материалистический подход базируется на объяснении видимого и условно принимает невидимое. Материальный уровень легче всего подается классификации и объяснению, поскольку он видимый и фиксируемый. Условное деление в физике на твердое, жидкое, газообразное, и элементарное (атомное) состояние, характеризует соответствующий уровень реальности и трактуется в зависимости от уровня имеющего опыта, идеологии и накопленного знания. В спорте такое подразделение уровней выглядит как телесное, физическое, функциональное, психическое, которые детально изучаются конкретными науками [7; 9].
Ресурсы и возможности первых трех уровней (состояний) подробно изучаются учеными уже столетия и ориентируясь на результаты их исследований тренеры многие годы строят процесс подготовки, связанный с совершенствованием возможностей тела [11]. С этим взглядом хорошо увязывается адаптационный и нормоцентристкий подходы, указывающие на границы возможных изменений в организме и позволяющие диагностировать процесс приспособления человека к окружающей среде. На этом уровне работают «материальные» критерии, характеризующие все биологические показатели: анатомические, физиологические, биохимические и т.п. (в общей сложности более 5 тыс. показателей). Но при достижении индивидуальных границ возможностей высококвалифицированных спортсменов, специалисты всё чаще обращаются к наиболее непонятному, но помогающему раздвинуть горизонты прежних достижений - психическому.
Любой тренер, а тем более ученый в спортивной науке прорабатывал для себя тему развития способностей и качеств, ибо это первооснова понимания и реализации спортивной подготовки, основа успешности организации и высоких спортивных достижений. Ориентируясь только на три уровня (телесный - антропологический, анатомический, биомеханический; физический - знания, телесные умения, навыки, способности, качества; функциональный уровень - состояние и качество работоспособности всех органов и систем, возможностей - биохимический, физиологический и медицинский) специалисты меньше обращают внимание на то, что движущие внутренние силы и регуляторы жизнедеятельности и поведения находятся на психическом уровне (мотивация, мировоззрение, волевые качества, характер и т.п.). На первых этапах спортивного совершенствования эти явления работают автоматически в диапазоне соответствующих задатках, склонностях и предрасположенности спортсмена. А в спорте высших достижений они становятся ведущими. Особенно это касается в моментах высших проявлений физических и психических усилий спортсмена в процессе развития и реализации таких явлений, как способности и качества. Далее сосредоточимся только на этих понятиях, ибо они являются вершинными проявлениями и во многом определяют уровень развития и самореализации личности.
Тема физических способностей и качеств в спорте, наиболее разбираемая и исследуемая в теории физической культуры. Это наглядно продемонстрировано в монографии Никитушкина с соавторами, которая и подтолкнула к написанию данной статьи [10].
Несмотря на многочисленные и длительные исследования, до сих пор отсутствует четкое понимание вопроса и периодически с накоплением знаний в десятилетии появляются статьи на тему как трактовать и понимать эти термины, но единого мнения так и нет. Это связано, прежде всего, с методологией рассматриваемого вопроса. Если рассматривать его на материалистическом уровне, то все многолетние споры и трактовки показывают не состоятельность этого уровня объяснить данные явления [1; 3; 6; 8; 10; 11; 13].
Авторы монографии отмечают: «В результате порой просто не разобраться, что имеют в виду исследователи, использующие какое-либо из этих понятий. Естественно, такое положение дел не позволяет продуктивно разрабатывать целый ряд теоретических проблем в физическом воспитании и спорте, в частности проблему способностей и двигательной одаренности, взаимоотношения двигательных способностей и двигательных умений и навыков, так как ученые лишены адекватного понятийного аппарата. Это обстоятельство затрудняет преподавание теории физической культуры...» [10, с. 43].
Одни авторы считают их синонимами [1; 5], другие [3] резко выступая против синонимичности и тождественности терминов, считают совершенно очевидным, что такие понятия как физические качества и физические способности на одном уровне располагать никак нельзя. При этом разводятся понятия физические качества и двигательные качества. Каждый из авторов находит убедительные аргументы для собственного доказательства.
В процессе рассмотрения проблемы, учитывая широту охвата явлений, невозможно перечислить всех даже наиболее значимых исследователей этой широкой темы, поэтому обращаюсь лишь к значимым и мною почитаемым авторам и заранее прошу извинения за узость собственных знаний.
Следовательно, необходима новая парадигма, которая могла бы найти единое объяснение данным явлениям, разведя их по соответствующим уровням и свела бы их в единую концептуальную структуру соподчиненных элементов, раскрывая суть, содержание, и организацию в единую стройную систему взаимодействия физического и психического.
Чтобы четко развести понятия и феномены, необходима единая иерархическая картина мира. Благодаря открытиям А. Эйнштейна, Н. Бора, Г. Шипова и других великих ученых, наша модель знаний о Вселенной быстро расширилась [16]. Современная теоретическая физика доказала, что всё во Вселенной обладает невидимой энергетической взаимосвязью и имеет иерархическую структуру, что выражается в «вакуумной» гипотезе Г.И. Шипова. Остановимся коротко общих её моментах.
Данная гипотеза (по А.Е. Акимову, 1999) рассматривает несколько уровней Мироздания. Высший уровень (УП-ой) - это Абсолютное ничто - среда, несущая замысел или матрицу возможного и обладающая свойствами воли и сознания, необходимыми для осознанной реализации (воплощения) своих возможностей.
Затем, У-ой уровень - это первичные торсионные поля, содержащие в себе сведения о том, какими свойствами будет обладать следующий уровень - физический вакуум. Среда, образованная этими полями, заполняет собой всю вселенную и обладает одним важным свойством голограмм: вся среда и каждая её отдельная точка содержат информацию обо всей вселенной.
У-й уровень - физический вакуум, в котором происходит самозарождение вещества. Эта материя содержит информацию о веществе, но сама не вещественна. Она определяет, каким будет вещество, рождённое из неё. Это - нейтральная среда, ненаблюдаемая до последнего времени, не имевшая ранее способов сообщить нам о своём существовании и свойствах. Теперь она дала о себе знать.
И только ниже У-ого уровня следует описание уже известных нам состояний вещества материального, физического мира: плазмы (IV), газа (III), жидкости (II), твёрдого тела
(I), и полей, обусловленных наличием объекта, взаимодействующего со средой: для массы - гравитационного поля, для заряда м электромагнитного поля, для спина м вторичного торсионного поля. Говоря обобщённо, первые четыре уровня относятся к физическому плану, остальные три к метафизическому [4].
Ориентируясь на данную концепцию, можно развести все рассматриваемые понятия и феномены по уровням и объяснить их особенности, свойства и взаимодействие. Мы будем касаться в основном психологических аспектов рассматриваемых явлений, потому что способности и качества не материальны, а относятся к явлениям метафизического плана, даже если они относятся к физическому уровню (физические качества). На данном уровне оцениваются их компоненты, отдельные проявления и критерии, по которым и судят об уровне и особенностях проявления способности и качества.
Ниже представлена обобщённая уровневая структура и различные их составляющие по трактовкам разных авторов.
Уровни Миры Ведущие субстанции Интегративные составляющие Соподчиненность элементов Явления, феномены
7 замыслов абсолютное ничто замысел Карта, образ, голограмма Интуиция, вера
6 законов поле сознания настрой Закон, закономерность качества
5 программ вакуум согласование Программа, коды Способность, чувство
4 причин элементарн. частицы время Задатки, возможности навык
3 следствий газы энергия состояния умения
2 действий жидкости пространство функции знания
1 видимый материальный твердое масса тело, конституция Слово, цифры, информация, ситуация
Авторы Клыков Л. В. Шипов Г.И. Ковалев С.В. Карлышев В.М. Карлышев В.М.
Не разбирая всё содержание таблицы в силу ограниченности статьи и ориентируясь на последний столбик, раскрывающий уровневое содержание феноменов затронутой темы, то вся последовательная цепочка явлений может выглядеть следующим образом.
Уровни Я в л е н и я и ф е н о м е н ы
надсознание Накопления души, навсегда качество
способность
подсознание Опыт, надолго Пережитое чувство Собственное ощущение освоенное на опыте
навык Автоматически работающий по назначению и ситуации
сознание временно умение Освоенный уровень на практике
знание Освоенная в собственном мировоззрении
информация Смысловая энергия для меня и окружающих
Рисунок 1 - Уровневые явления, их составляющие и обобщенные признаки
Далее лишь коротко и тезисно, дабы раскрыть общую схему, ибо для доказательства потребуются материалы не одной статьи.
В данной схеме все начинается с информации. Это кодированная в словах, цифрах или образах энергия, которую человек пропускает через себя и свой внутренний мир, и которая оказывает определённое воздействие на состояние и трансформацию личности. Если рассмотреть данное понятие, согласно психолингвистике, то выделяются отдельные смысловые блоки. «Ин» - внутренний, «форма» - упаковка для знаковой системы, «ци» -энергия, «Я» - субъект. Соединяя в смысловую форму, получаем - определённая энергия для моего внутреннего употребления (энергия для моего «Я»).
Проведя определённую внутреннюю работу с данной информацией (услышать, осмыслить, попробовать и проверить, использовать, присвоить) можно перевести её в разряд собственных знаний. С рождения человек накапливает знания для адаптации и выживания. Это накопление формирует уровень мировоззрения, которое в дальнейшем и определяет его взаимоотношение с окружающим миром.
На этапе осмысления знаний происходит их проверка в реальности, которая выражается в определённых действиях и участии в ситуациях, в результате которых появляются умения (у меня). То есть информация осмысливается, проверяется и пока используется, согласно уровню развития и индивидуальности, но не всегда эффективно, а при этом требуется постоянное совершенствование для перевода в следующий уровневый статус. Уме -ния временны, корректируются и формируются за счет постоянного упражнения на основе ощущений тела, создавая возможность выполнения действия не только в привычных ситуациях за счет осмысления обратной информации и их коррекции в направлении повышения эффективности. И осуществляется это благодаря сознанию.
Многократное осмысленное повторение умения в различных ситуациях (тренировка) создает внутри устойчивую взаимосвязь всех систем организма и психики с переводом процесса в автоматический режим, за который отвечает подсознание. Но это уровень «бездушного робота», выполняющего деятельность стабильно только в определённых условиях и не всегда готового к новому в изменяющихся условиях, неожиданному, а в спорте такие ситуации возникают постоянно. Согласно словарю «Навыки - это умения, доведенные до автоматизма путем повторений и практики. Это приспособительный механизм, помогающий адаптироваться к выполнению определенной деятельности, значимой для человека. То есть, в каждой деятельности отрабатываются свои необходимые навыки, которые совершенствуются человеком многие месяцы и годы тренировок. У строителей -одни, у военных - другие, у спортсменов - третьи».
Работая с проблемными спортсменами, которые стабильно показывают результаты уровня кандидата в мастера спорта и мечтающие выполнить норматив мастера спорта, но по каким-то причинам не могут это сделать (по Н. Стамбуловой таких до 60% спортсменов в разных видах спорта) [14], отмечаем необходимость включения следующего уровня подсознания, построенного на глубинном опыте личности - чувстве. Это «ощущения уровня души», которые базируются на чувствознании и опыте личности, работающее без ошибок и конкретно для неё на уровне максимального эффекта её индивидуальности и которое часто называется талантом, красотой, мастерством, харизмой и т.п. Именно с достижения этого уровня спортсмен становится неповторимой индивидуальностью и с высоко эффективной деятельностью при наличии соответствующих личностных задатках. Это легко увидеть на примере выдающихся спортсменов. Тренеру желательно понимать это и перестроить подготовку спортсмена на чувственный уровень, что происходит не сразу и для многих вызывает затруднения, поскольку к такому нужно быть готовым. Этот уровень подготовки в науке пока не описан и лишь единицы тренеров выходят на данный уровень работы, чаще всего спонтанно, по наитию.
И вся эта цепочка уровневой деятельности направлена на формирование новых возможностей, способностей, а затем граней качеств человека, составляющих основу жизнедеятельности и направления её развития в последующем. Способности - это свойства личности, позволяющие согласно объективным и субъективным условиям успешно осуществлять определённого рода деятельность. «Способности развиваются из задатков в процессе деятельности» (Википедия). По сути, способности - это варианты наработки накоплений (знаний, умений, навыков), которые помогают оптимально реализовываться в жизни и выстраивать недостающие компоненты (грани) качеств. Чем больше способностей, тем колоритнее и богаче личность, выше и многограннее уровень накопления качеств. Наши первичные наблюдения и тестирования показали, чем выше по уровню сознания развита личность, тем меньше вероятности, что она будет заниматься спортом высших
достижений, а скорее предпочтёт более интеллектуальную и творческую деятельность в искусстве, политике, бизнесе или собственном духовном развитии и будет заниматься физической культурой для поддержания собственного здоровья, согласно своего уровня (например, шейпингом, игровыми видами, йогой, энергетическими и медитативными упражнениями).
Вершиной развития в использовании разноуровневой энергии и многократной её трансформации в процессе жизнедеятельности является качество. Если рассматривать в эзотерическом плане по сути, то это - накопленные определённого типа и уровня энергии в ячейке матрицы души при совершенствовании поступков, мышления и формирующие характер личности, её свойства и способности, новые возможности и склонности. Именно эти накопления делают личность неповторимой, а её характер индивидуальным [12].
Качества - типы накопленных энергий, формирующие уровневые ощущения, знания, понимания чего-либо, мировоззрение. Качество, выстроенное в ячейке матрицы, обеспечивает специальную технологию его действия и выстраивает свой механизм в деятельности. При накоплении полной уровневой иерархии, переходит в автоматический режим действия и превращается в управляющую силу, подчиняющую поведение человека. Так ответственный человек всегда будет проявлять это качество, не задумываясь в любой ситуации. У каждого качества свой механизм действия, своя мощность от которой зависит сила его воздействия и эффекта [12, с. 102]. При заполнении переходит в подсознание и работает в автоматическом режиме (специфично) и оттачивается многими жизнями (счет, рисование, голос, движение) [12].
Во всех описанных явлениях существует свой уровневый иерархический порядок. Эти иерархии частично проявлены в научных классификациях и словарях. Ниже представлены наиболее общие из них. Знания: житейские (практические), научные (теоретические), художественные, рациональные, иррациональные. Умения: двигательные, технические, мыслительные, творческие. Навыки: сенсорные, двигательные, мыслительные, поведенческие, интуитивные. С уровня чувств и далее проявляется дуальность в реализации: низшие, высшие, практические, интеллектуальные, социальные, эстетические, нравственные. Способности: природные (психомоторные, двигательные), общие, специальные, социальные, творческие, духовные. Качества: положительные, отрицательные, волевые, профессиональные, социальные, нравственные формирующие новообразование личности - характер.
Именно уровневые задатки человека с рождения определяют возможности тела и психики (пороги ощущений тела и психики, уровень мировосприятия и разновидности интеллекта), которые пропускают соответствующие уровневые знания (через интересно-неинтересно), определяющие особенности формирования возможностей и мировоззрения личности, а, следовательно, характер и взаимоотношения с действительностью. Последние реализуются через способности и качества, создавая индивидуальность и трансформацию личности во времени при условии постоянной работы её над собой, что и достигается в длительном тренировочном процессе и при прохождении определённых ситуаций.
На каждом уровне развития имеются и свои способы наработки тех либо иных качеств. Человеку в конкретных условиях приходится строить определённые качества и не обязательно строить в своей сущности все качества, предназначенные для его уровня развития. Ему предоставляется возможность выбора и право строить различные сочетания этих качеств согласно его пониманию и социальному окружению, в следствие чего и формируется его неповторимая индивидуальность. Так занятия конкретным видом спорта способствуют формированию конкретных качеств физических и психических на что указывают материалы учебников и монографий ученых [10].
Что касается жизни, то одна личность будет активно совершенствовать свои двигательные способности, активно обучаясь различному ремеслу и учась водить машину, занимаясь конкретным видом спорта, а другая, находящаяся на том же уровне развития, будет с любовью заниматься искусством и творчеством, интересоваться социальными
процессами. Они будут участвовать в разных ситуациях, действиях и наработают неодинаковые качества, но при достаточном усердии могут приобрести одну и ту же величину сознания и могут одновременно перейти на следующий его уровень. То есть разные качества одного уровня могут давать в сумме одинаковую величину энергопотенциала личности. И при этом важно, чтобы каждое начатое качество человек достроил до совершенства, поскольку формируется основа для следующих построений. Хотя, конечно, бывает часто, что человек не желает продолжать строить какое-то качество, и тогда оно теряется. Но основная тенденция остаётся - доведение качества до совершенства и построение полной иерархии данного качества.
«Все качества разноуровневые и участвуя в разных ситуациях человек накапливает, использует и нарабатывает соответствующие энергии. Обычно человек строит качества на нескольких уровнях: на одном начинает, на следующем продолжает, так как качества строятся в ячейках матрицы по определённым законам построения. А законы требуют качественности конструкций. В ячейки проходит чистая энергия строго определённых характеристик (показатель - внутренняя удовлетворенность). На это существуют свои нормативы. Всё, не соответствующее нормам данного уровня, находится пока в сознании или сразу же отвергается как не соответствующее нормам» [12].
Таким образом, любой уровень развития обладает определённым набором качеств, которые накапливаются в надсознании, формирует желания личности и позволяет личности совершать выбор качеств и направлять её к определённым действиям и поведению. Это подтверждается исследованиями и структурой потребностей А. Маслоу. Каждый уровень развития содержит свои ситуации (у начинающего свои, у мастеров спорта - свои), которые технологически вовлекают надсознание в те процессы, которые построены на работу с положенным для неё диапазоном энергий, строящих качества данного уровня.
Все качества разноуровневые и связаны с развитием сознания личности. Даже в спорте все физические качества разбиваются по уровню значимости для избранного вида спорта и представляются в виде структуры значимых качеств. В отечественной литературе отсутствуют работы, характеризующие иерархию психических качеств человека и их классификация рассматривается либо по групповой направленности (смотри выше), либо по определённым типологиям (типологии характера), каждая из которых создается для определённых целей и решения практических задач. На сегодняшний день имеется более двух десятков научных типологий, помогающих быстро классифицировать личность и проанализировать особенности её поведения, но это одностороннее условное объяснение в рамках решаемых задач. Они работают на констатирующем уровне, но не помогают понять над какими качествами следует работать и что менять в личности для перехода на новый уровень развития. Ибо не изобретен пока прибор, позволяющий диагностировать их параметры. Однако в научном плане имеются исследования, напрямую указывающие на иерархию качеств в зависимости от уровня сознания. В этом плане можно ориентироваться на работы Дэвида Р. Хокинса, разработавшего такой метод диагностики [15]. Если разделить их условно по уровням низкие, средние и высокие, согласно авторской трактовке, то полу-
чаем (краткая выборка в у. е.)
высокие: разумность — 400
добросовестность — 365
ответственность — 335
средние: аккуратность — 300
скромность — 295
терпеливость — 245
доброжелательность — 220
трудолюбие — 200
низкие: гордость — 175
боязливость — 100
неуверенность — 75
безвольность — 50
стыдливость — 30
Такая градация иерархичности качеств дает новое понимание значимости качества и открывает для педагогов и психологов новые горизонты осмысления и своеобразно объясняет поведение личности, а значит и дает подсказки к тестированию уровня развития личности вообще и позволяет определиться в последовательности наработки качеств, например, спортсмену необходимых для вида спорта, а также доступных и важных качеств для жизни самой личности. Так в спортивной психологии считается, что психологическая подготовка спортсмена должна быть направлена на развитие ведущих качеств для избранного вида спорта, а вот развитие качеств личности для её успешной жизнедеятельности в психологии пока глубоко не изучены, а предлагаются лишь для конкретной сферы деятельности и взаимоотношений [2].
Качества нарабатываются благодаря длительной работе в трех процессах: обучении, воспитании и развитии. В научной среде постоянно дискутируется проблема разведения сути понятий развитие и воспитание, особенно в спорте [10]. Это два процесса, по мнению специалистов, обеспечивают появление способностей и качеств. Мы не будем касаться всех взглядов и противоречий на эту тему. Согласно новой парадигме, эти понятия разводятся по уровню и глубине внутренней деятельности личности. Всё, что относится к телу и психике и формируется через собственную работу с ними через сознание желательно считать развитием, в том числе и в обучении. Всё что относится к личности (душе) и формируется социумом (родителями, воспитателями, тренером) и переводится в подсознание, а затем и в надсознание, на основе внутренней деятельности личности, желательно считать воспитанием.
Отсюда выстраивается представленная технология совершенствования всех способностей и качеств, которая должна начинаться с необходимой информации, частоты и глубины её использования в практической деятельности вначале на основе ощущений тела, затем понимания и логики с управлением собой (психикой, эмоциями, поведением, действием) в процессе ситуаций и деятельности, а затем в процессе работы на чувственном уровне «через питание оси - моё и мне нужно» (в ось питание), ориентированное на нравственное и высокое для самой личности. Именно народом давно сформулирована технология воспитания себя на основе причинно-следственной взаимосвязи, соподчиненности и
Посеешь пожнешь
мысль действие
действие поступок
поступок привычку
привычку характер
характер судьбу
При этом мысль и действие должны быть качественными (соответствующего уровня и согласованности с внутренним миром) в границах нормативного нравственного поведения (поступка) в соответствии с высшими законами и индивидуальным вкусом, осознано и гармонично (экологично). А это всё критерии метафизического уровня. Более детально технология работы над развитием психических качеств представлена у С. Хохеля [16].
Кратко представленная парадигма помогает выстроить многие явления в общую систему и разработать методологию, позволяющую объяснить затронутые вопросы и сделать более понятным механизм её реализации, а также помочь практикам осмысленно работать со своими спортсменами. Конечно, требуются дополнительные исследования и разъяснения в затронутой теме.
Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что гуманитарным наукам придётся подняться на новый рубеж осмысления реальности и управления ею, как физикам и философам, для укрепления собственных позиций. Поэтому исследование затронутых вопросов являются весьма актуальным, помогающим понять основные аспекты жизнедеятельности человека и способствовать рациональной его самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зациорский, В.М. Физический качества спортсменов : основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт,1996. - 200 с.
2. Кови, С. Семь навыков высокоэффективных людей / С. Кови. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 247 с.
3. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры, 1996. - №7. - С. 2-5.
4. Клыков, Л.В. Да здравствует человек в мире любви / Л.В. Клыков. - М. : Концептуал, 2017. - 247 с.
5. Лукьяненко, В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе : монография / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2008. - 168 с.
6. Лях, В.И. Двигательные способности / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1996.
- № 2. - С. 2-6.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. - М. : Физическая культура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
8. Назаренко, Л. Д. Способности или качества? / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7. - С. 76-78.
9. Новиков, А. Д. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. Д. Новиков, Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - 278 с.
10. Никитушкин, В.Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей : монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. - Воронеж : Элист, 2016. - 506 с.
11. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Спорт, 2019. - 656 с.
12. Секлитова, Л.А. Словарь космической философии / Л.А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова.
- М. : Амрита-Русь, 2008. - 304 с.
13. Сиротин, О. А. Методология и теория спортивных способностей / О. А. Сиротин // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 4. - С. 60-62.
14. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учебное пособие / Н.Б. Стамбулова.
- СПб. : Центр карьеры, 1999. - 368 с.
15. Хоккинс, Д. От отчаянья к просветлению. Эволюция сознания. -СПб. : ИГ «Весь», 2011.
- 336 с.
16. Хохель, С.О. Ступени сознания / С.О. Хохель. - Екатеринбург : «Литур», 2003. - 464 с.
17. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
18. Шипов, Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма / Г. И. Шипов - М. : НТ-Центр, 1993. - 362 с.
REFERENCES
1. Zatsiorsky, V.M. (1996), Physical qualities of athletes: fundamentals of theory and methods of education, FIS, Moscow.
2. Covey, S. (2006), Seven habits of highly effective people, Alpina Business Books, Moscow.
3. Korenberg, V. B. (1996), "Problem of physical and motor qualities", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 2-5.
4. Klykov, L.V. (2017), Long live the man in the world of love, Conceptual, Moscow.
5. Lukyanenko, V.R (2008), Terminological support of physical culture development in modern society: monograph, Soviet sport, Moscow.
6. Lyakh, V. I. (1996), "Motor abilities", Physical culture at school, No. 2, pp. 2-6.
7. Matveev, L.P. (2008), Theory and methodology of physical culture: textbook 3rd ed., Rev. and add., Physical culture and sport, Moscow.
8. Nazarenko, L.D. (2015), "Abilities or qualities?", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 76-78.
9. Novikov, A.D. (1967), Theory and methodology of physical education: textbook, FIS, Moscow.
10. Nikitushkin, V.G., Germanov, G.N. and Kupchinov, R.I. (2016), Meta-learning about the education of motor abilities : monograph, Elist, Voronezh.
11. Platonov, V.N. (2019), Motor qualities and physical training of athletes, Publishing House "Sport", Moscow.
12. Seklitova, L.A. and Strelnikova, L.L. (2008), Dictionary of cosmic philosophy, Amrita-Rus, Moscow.
13. Sirotin, O.A. (2000), "Methodology and theory of sports abilities", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 60-62.
14. Stambulova, N. B. (1999), Psychology of sports career: textbook, Career center, St. Petersburg.
15. Hockins, D. (2011), From despair to enlightenment. Evolution of consciousness, IG "All", St. Petersburg.
16. Hochel, S.O. (2003), Stages of consciousness, "Litur", Yekaterinburg.
17. Filin, V.P. (1974), Education of physical qualities in young athletes, FIS, Moscow.
18. Shipov, G.I. (1993), Theory of physical vacuum. New paradigm, NT-Center, Moscow. Контактная информация: vkar52@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 23.01.2020
УДК 796.03
СОСТОЯНИЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 80-90-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ
Борис Васильевич Кимейша, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Олеговна
Фадина, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Октябриновна Стремаус, старший преподаватель, Петр Александрович Скрипников, старший преподаватель, Омский государственный технический университет
Аннотация
В статье рассмотрено состояние развития массовой физической культуры (МФК) в областях Западной Сибири, в период 80-90х годов прошлого столетия. На основании архивных и литературных источников освещены наиболее распространенные и массовые формы организации физической культуры и спорта (далее ФКиС) в Западной Сибири, среди которых ведущее положение занимали различные виды соревнований. Проведен сравнительный анализ количества занимающихся ФКиС в 80-е и 90-е годы.
Ключевые слова: Западная Сибирь, формы и виды соревновательной деятельности, циклические виды спорта.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p172-175
STATE OF MASS PHYSICAL CULTURE IN WESTERN SIBERIA IN THE 80-90S YEARS OF THE LAST CENTURY
Boris Vasilievich Kimeisha, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Ole-govna Fadina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Oktyabrinovna Stremaus, the senior teacher, Petr Aleksandrovich Skripnikov, the senior teacher, Omsk State
Technical University
Abstract
The article discusses the state of development of mass physical culture in the regions of Western Siberia, in the period of the 80s and 90s of the last century. On the basis of archival and literary sources, the most common and widespread forms of organization of physical culture and sports in Western Siberia are highlighted, among which various kinds of competitions have taken the leading position. A comparative analysis of the number of physical culture and sports engaged in the 80s and 90s is carried out.
Keywords: Western Siberia, forms and types of competitive activities, cycling sports.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Важное внимание в Западной Сибири в 80-е годы прошлого столетия обращалось на развитие массовых видов спорта, как системы организации активного отдыха, организации досуга, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни различных