Научная статья на тему 'Новая парадигма обеспечения безопасности и доверия в политическом и экономическом сотрудничестве государств Азии регионов Тихого и Индийского океанов'

Новая парадигма обеспечения безопасности и доверия в политическом и экономическом сотрудничестве государств Азии регионов Тихого и Индийского океанов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ И ДОВЕРИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТРАН АЗИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И МЕРЫ ДОВЕРИЯ В АЗИИ РЕГИОНОВ ТИХОГО И ИНДИЙСКОГО ОКЕАНОВ / КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРА / СВОБОДНОГО ОТ ТЕРРОРИЗМА / SECURITY AND TRUST IN COOPERATION OF ASIAN COUNTRIES / INTERACTION AND CONFIDENCE-BUILDING MEASURES IN ASIA IN THE REGIONS OF THE PACIFIC AND INDIAN OCEANS / CODE OF CONDUCT FOR ACHIEVING A WORLD FREE OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Задорина Анастасия Михайловна

В статье рассмотрены положения Декларации, принятой в Душанбе в рамках пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии «Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА» 15 июня 2019 г., которая отмечена как новая парадигма евразийского и азиатского сотрудничества государств регионов Тихого и Индийского океанов в сфере безопасности, мира, уважения суверенных прав и доверия. Высказаны опасения относительно угроз взаимному доверию азиатских государств, возникающих в связи с созданием Центрально-Азиатского объединения государств (бывших республик СССР), находящегося под влиянием Евро-Атлантического альянса, незаинтересованного в единстве политики азиатских государств по Афганистану и другим ключевым проблемам Центральной Азии. Показано значение Кодекса поведения для достижения мира, свободного от терроризма, принятого ГА ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new paradigm of security and confidence in the political and economic cooperation of Asian states in the regions of the Pacific and Indian Oceans

The article discusses the provisions of the Declaration adopted in Dushanbe within the framework of the fifth summit of the Conference on Interaction and Confidence Building Measures in Asia “Common Vision for a Safe and More Prosperous Region of the CICA” on June 15, 2019, which is noted as a new paradigm of Eurasian and Asian cooperation of the states of the Pacific Regions and the Indian Ocean in security, peace, respect for sovereign rights and trust. Concerns were expressed regarding threats to the mutual trust of Asian states arising from the creation of a Central Asian union of states (former Soviet republics), which is under the influence of the Euro-Atlantic alliance that is not interested in the unity of the Asian policy on Afghanistan and other key problems of Central Asia. The importance of the Code of Conduct to achieve a world free of terrorism adopted by the UNGA is shown.

Текст научной работы на тему «Новая парадигма обеспечения безопасности и доверия в политическом и экономическом сотрудничестве государств Азии регионов Тихого и Индийского океанов»

Новая парадигма обеспечения безопасности и доверия в политическом и экономическом сотрудничестве государств Азии регионов Тихого и Индийского океанов

ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА,

заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международной и региональной безопасности

Аннотация: В статье рассмотрены положения Декларации, принятой в Душанбе в рамках пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии «Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА» 15 июня 2019 г., которая отмечена как новая парадигма евразийского и азиатского сотрудничества государств регионов Тихого и Индийского океанов в сфере безопасности, мира, уважения суверенных прав и доверия. Высказаны опасения относительно угроз взаимному доверию азиатских государств, возникающих в связи с созданием Центрально-Азиатского объединения государств (бывших республик СССР), находящегося под влиянием Евро-Атлантического альянса, незаинтересованного в единстве политики азиатских государств по Афганистану и другим ключевым проблемам Центральной Азии. Показано значение Кодекса поведения для достижения мира, свободного от терроризма, принятого ГА ООН.

Ключевые слова: безопасность и доверие в сотрудничестве стран Азии, взаимодействие и меры доверия в Азии регионов Тихого и Индийского океанов, Кодекс поведения для достижения мира, свободного от терроризма

The new paradigm of security and confidence in the political and economic cooperation of Asian states in the regions of the Pacific and Indian Oceans

ZADORINA ANASTASIA MIHAYLOVNA,

Deputy Director of the Institute of CIS security issues, Head of Center for International and Regional Security

Abstract: The article discusses the provisions of the Declaration adopted in Dushanbe within the framework of the fifth summit of the Conference on Interaction and Confidence Building Measures in Asia "Common Vision for a Safe and More Prosperous Region of the CICA" on June 15, 2019, which is noted as a new paradigm of Eurasian and Asian cooperation of the states of the Pacific Regions and the Indian Ocean in security, peace, respect for sovereign rights and trust. Concerns were expressed regarding threats to the mutual trust of Asian states arising from the creation of a Central Asian union of states (former Soviet republics), which is under the influence of the Euro-Atlantic alliance that is not interested in the unity of the Asian policy on Afghanistan and other key problems of Central Asia. The importance of the Code of Conduct to achieve a world free of terrorism adopted by the UNGA is shown.

Key words: security and trust in cooperation of Asian countries, interaction and confidence-building measures in Asia in the regions of the Pacific and Indian Oceans, Code of Conduct for achieving a world free of terrorism

Историческая роль Декларации пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии

«Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА» от 15 июня 2019 г.

Декларация пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии «Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА» от 15.06.2019 г. стала важной вехой в истории евразийского и азиатского сотрудничества государств регионов Тихого и Индийского океанов, провозгласив начало новой эпохи глобального сотрудничества на условиях мира, безопасности, уважения суверенных прав и доверия1.

Пятым Совещанием о взаимодействии и мерах доверия в Азии (СВМДА), состоявшимся 15 июня 2019 г. в г. Душанбе Республики Таджикистан, азиатские страны подтвердили свою приверженность идеям дальнейшего расширения политического, финансово-экономического и социально-культурного взаимодействия государств азиатского региона. СВМДА (далее -Совещание), первый Саммит которого прошел в 2002 г., является международным форумом государств азиатского континента по укреплению взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств для обеспечения стабильности и безопасности в Азии2. Совещание базируется на Уставе ООН, общепризнанных нормах и принципах международного права, придерживается целей и принципов СВМДА, определенных Декларацией принципов по регулированию отношений

государств - участников СВМДА от 14.09.1999 г. и Алматинским актом от 04.06.2002 г.

Выступивший на пятом Саммите СВМДА 2019 г. в Душанбе Президент РФ В.В. Путин отметил, что повышение уровня взаимодействия и до -верия между странами Азиатского региона отражает современную роль Азии в мировом процессе, где она как «локомотив» движет глобальное развитие. Российская Федерации, поддерживая СВМДА, о чем говорит, в частности, российская инициатива 2015 г. по созданию в рамках СВМДА Делового совета бизнесменов стран - участниц СВМДА, подготовившего к Саммиту СВМДА 2019 г. Меморандум о взаимодействии между малыми и средними предприятиями3.

Далее В.В. Путин сказал, что Россия, выступая за развитие мировой торговли на принципах ВТО, не поддерживает протекционизм, не придерживается нелегитимной санкционной политики, отвергает в торговле политически мотивированные ограничения и барьеры, настроена на всесторонность углубления инвестиционных связей путем расширения производственных кооперационных отношений, основанных на универсальном праве ВТО, признавая равноправие и уважение к интересам стран во взаимном сотрудничестве. Не остались без внимания в выступлении Президента РФ В.В. Путина и идеи

1 Декларация пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА 15.06.2019 г. http://www.kremlin.ru/ supplement/5423

2 Идея о созыве СВМДА была впервые представлена Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии ГА ООН в октябре 1992 г. Государствами - участниками СВМДА являются: Азербайджан, Афганистан, Бахрейн, Вьетнам, Египет, Индия, Ирак, Иран, Израиль, Казахстан, Камбоджа, КНР, Киргизия, Монголия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан.

3 В Душанбе при участии Путина, Эрдогана, Рухани, Си Цзиньпина стартовал саммит СВМДА 15.06.2019 г. https://moscowbaku.ru/news/politics/v_dushanbe_pri_uchastii_putina_i_erdogana_startuet_sammit_ svmda/

усиления интеграционного взаимодействия между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и китайской инициативы «Один пояс - один путь»4.

Президент Республики Казахстан Касым-Жо-март Токаев в своем выступлении отметил, что особенно актуальной стала проблема повышения практического уровня конструктивных связей в рамках производственного и торгового сотрудничества государств - членов СВМДА на ключевых направлениях. В связи с этим он предложил организовать Специальный Фонд финансирования проектов, программ совместных мероприятий СВМДА, что может стать дополнительной поддержкой работы Делового совета предпринимателей СВМДА5.

Совещание в своей работе опиралось на общепризнанные принципы взаимопонимания, уважения и сотрудничества государств в международных отношениях, где конструктивные взаимные меры доверия и партнерства остаются эффективными инструментами решения проблем мирового сообщества.

В рамках СВМДА 2019 г. отмечено, что укрепление сотрудничества региональных и международных организаций и форумов в Азии и за ее пределами способствует взаимодействию государств - участников СВМДА и других региональных и международных организаций и форумов в вопросах, представляющих взаимный интерес. Государства - участники Совещания отметили, что укреплением процессов сотрудничества в рамках СВМДА гарантируются меры доверия, выстраивается и гармонично развивается азиатский регион на основе будущего прочного мира и процветания.

На СВМДА 2019 г. было объявлено, что происходящие в Азии и мире глубокие и многосложные изменения требуют повышения роли таких принципов, как суверенное равенство, территориальная целостность, политическая независимость, невмешательство во внутренние дела, мирное сосуществование, взаимная выгода, отказ от угрозы или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства.

Как показала атмосфера единства в рамках Совещания укрепление мер доверия в Азии становится важнейшим вектором обеспечения глобальной и региональной безопасности, направленной на эффективное многостороннее взаимодействие при координирующей роли ООН, которая выступает как универсальная многосторонняя организация поддержания международного мира и безопасности. Развитие дружественной атмосферы взаимопонимания государства способствуют процессам продвижения устойчивости социального развития и роста экономик, а установлением международных связей по решению глобальных экономических, социальных, культурных и гуманитарных вопросов, обеспечению защиты прав и свобод человека6.

Совещание акцентировало внимание на необходимости продолжения процесса реформ ООН,

4 Выступление Президента РФ В.В. Путина на пятом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. 15.06.2019 г.http://www.kremlin.ru/supplement/5423

5 V саммит СВМДА: на чем акцентировали внимание Главы государств. https://24.kz/ru/news/top-news/ item/322209-v-sammit-svmda-na-chem-aktsentirovali-vnimanie-glavy-gosudarstv

6 Декларация Пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии «Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА» 15.06.2019 г. http://www.kremlin.ru/supplement/5423

нацеленных на повышение реальных возможностей и потенциала ООН пользоваться конструктивными мерами поддержки и содействия государствам и народам по любым вызовам и угрозам.

Поддерживая суверенные права народов на территориальную целостность, самоопределение, безопасное и устойчивое развитие, участники Совещания выразили обеспокоенность расширением фактов вмешательства одних государств в дела других государств без законных на то оснований. Они еще раз подтвердили свою приверженность делу мира и прогресса в Азии и во всем мире, определив, что любые государства или группа государств не наделены правом по каким-бы то ни было основаниям оказывать влияние на процессы развития внутренних или

внешних обстоятельств в любом другом государ -стве, в том числе в целях свержения законного правительства, поскольку суверенные государства самостоятельно определяют свои политические приоритеты и политический режим.

Взаимосвязанный и взаимозависимый глобализированный мир создает угрозы международной, региональной, национальной безопасности, которая уже стала понятием всеобъемлющего значения, когда всеми государствами мира, а особенно государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и Азиатскими государствами региона Индийского океана, ощущается острая необходимость гарантировать стабильную и защищенную среду проживания, обеспеченную миром и безопасностью.

Пятый Саммит СВМДА подтвердил многополярность современного миропорядка

На основании вышесказанного можно подчеркнуть, что прошедшее 15 июня 2019 г. Совещание по мерам взаимодействия и доверия в Азии отразило стремление государств Азии региона Тихого и Индийского океанов создать общую, комплексную, устойчивую, основанную на взаимопонимании и доверии атмосферу и стратегию сотрудничества в сфере безопасности, которая обеспечила бы процветание народов в сочетании с социально-экономическим прогрессом.

Подобные устремления народов Азии еще раз подтвердили многополярность современного миропорядка, когда гегемония США и их партнеров по НАТО терпит крах перед лицом нового уровня единства понимания и доверия народов Азии, многие из которых (Ирак, Сирия, Афганистан и др.) стали жертвами американского военного вмешательства. Именно налаживанием атмосферы безопасности и конструктивного партнерства государства Азии смогут оправдать

ожидания своих народов на мир и согласие, основанных на принципах взаимного доверия, добрососедства и сотрудничества между государствами - участниками.

Еще раз на этом Совещании была подтверждена особая роль соблюдения международного права для обеспечения мирного, стабильного правопорядка, в котором споры разрешаются только мирным путем, где недопустимо применение силы или угрозы силой, где обеспечиваются безопасное, свободное судоходство и авиационное сообщение. Функциональный рабочий блок органов СВМДА сформировался как важный многосторонний механизм регионального сотрудничества азиатских государств, который должен обеспечить укрепление многостороннего диалога и доверия стран - участниц, содействуя продвижению идей общей безопасности и развития, основывающихся на единых подходах к пониманию целей СВМДА.

Опасности для ШОС, ОДКБ, СНГ, СВМДА «особой политики» стран Центрально-Азиатского ядра

Следует отметить, что определенное влияние на Декларацию пятого Саммита СВМДА оказала Резолюцию ГА ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-азиатском регионе», принятая 22.06.2018 г.7

Резолюция была разработана Узбекистаном совместно с рядом соседних государств Центральной Азии и единогласно поддержана всеми государствами - членами ООН. Центрально-Азиатские страны оценивают это событие как историческое для стран Центральной Азии и всей Азии, поскольку оно позволило странам азиатского региона, трансформирующимся в единый консолидированный блок политических сил, обеспечить свою безопасность и подтвердить возможности совместного решения общих региональных проблем для благополучия и процветания многомиллионных жителей региона.

Резолюцией ГА ООН от 22.06.2018 г. отмечается важность роли стран Центральной Азии для обеспечения мирного и стабильного регионального развития заключением двусторонних и многосторонних региональных соглашений, способствующих укреплению безопасного проживания, при рациональном и комплексном использовании водно-энергетического потенциала Центрально-Азиатского региона, снижении экологической и социально-экономической угрозы, связанной с последствиями высыхания Аральского моря. Современные транспортные и транзитные коридоры регионального уровня позволят углубить научные, технологические, инновационные,

туристические, культурно-спортивные связи государств Центральной Азии. Это все требует скорейшей стабилизации обстановки в Афганистане в целях урегулирования мирного процесса и социально-экономического развития Афганистана.

В этой связи особую роль играет Ташкентская конференция по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», состоявшаяся в марте 2018 г.8 В Резолюции ГА ООН также поддерживалось проведение Первого Саммита глав государств Центральной Азии 15 марта 2018 г. в Астане, в котором участвовали Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан и Кыргызская Республика.

Несмотря на универсальный характер Резолюции ГА ООН от 22.06.2018 г., призывающей к многостороннему сотрудничества все азиатские государства во имя мира и безопасности в Азии, Саммиты глав государств Центральной Азии (СГЦА) в марта 2018 года в г. Астане и в апреле 2019 г. в г. Ташкенте отражают тревожные тенденции Центрально-Азиатских стран обсуждать некоторые проблемы регионального сотрудничества без участия «третьих» сил, т.е. ведущих

7 Международное значение Резолюции ГА ООН по Центральной Азии от 22.06.2018 г. https://www. turkishnews.com/ru/content/2018/08/07/

8 Резолюция ГА ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-азиатском регионе», принятая 22.06.2018 г. https://www.un.org/ru/ga/73/docs/73res_nocte.shtml

евразийских государств, России, Китая, Индии и других, что создает предпосылки «рассогласования» политик этих государств в рамках их участия в ШОС, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ9.

Россия, Индия, Китай не является участниками Саммитов глав государств Центральной Азии и озабочены появляющейся разницей подходов к актуальным проблемам Центральной Азии, включая как единое экономическое простран-ство,так и позицию по Афганистану и другим вопросам, между ШОС, СВМДА и СГЦА.

СГЦА и его участники находятся под активным влиянием США и ЕС, заинтересованных в разрушении единого экономического пространства СНГ, ЕАЭС и ШОС. Это выражается в ак-

тивном консультировании экспертами и дипломатами США и ЕС по стратегическим аспектам новых приоритетов, когда Центральная Азия рассматривается США и Западом как «особый регион, имеющий историческую самоидентификацию»10.

Бесспорно, Центрально-Азиатские государства имеют право на собственное интеграционное сотрудничество, но оно не должно подрывать ранее принятые ими на себя обязательства и договоренности в рамках ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС и отвечать интересам безопасности.

Интерес западных стран к СГЦА 2018-2019 гг. имеет целью в основном не помощь этим странам в развитии, а размещение на их территории американских баз НАТО, близких к границам Рос -сии. Именно поэтому особый интерес НАТО вызывают государства Центральной Азии, члены ОДКБ: Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. Аргументом западных стратегов относительно значимости СВЦА является привлекательность рынков не интегрированных госу-дарств11.

Совместныеусилия Центрально-Азиатских государств по содействию мирному процессу: Кодекс поведения для достижения мира, свободного от терроризма

Страны СВМДА, придавая особое внимание совместным усилиям Центрально-Азиатских государств, направленным на содействие мирному процессу и социально-экономическому развитию в Афганистане, подчеркнули на Саммите СВМДА 2019 г. значимость Ташкентской конференции по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональ-

ное взаимодействие», состоявшейся в марте, для достижения мира и примирения в этой стране.

Особенно важно для международного сообщества пресекать в Афганистане производство и контрабанду наркотиков, активизируя запрещение незаконного оборота наркотиков, их прекурсоров, потребление и спрос на них по мировых рынках.

9 Навруз-2019. Как пройдет второй саммит глав государств Центральной Азии? http://inozpress.kg/ news/view/id/54040

10 Там же.

11 Второй Саммит глав республик Центральной Азии в Ташкенте 2019 г. https://knews.kg/2019/01/15/2-j-sammit-glav-respuЫik-tsentralnoj-azN-projdet-v-tashkente-v-aprele/

Резолюция призывает международное сообщество, в частности, специализированные учреждения, фонды и программы системы ООН, поддерживать приоритетные направления регионального сотрудничества, интеграции и устойчивого развития в Центральной Азии, определяемые самими странами региона.

СВМДА поддержало принятие 28 сентября 2018 г. в ходе 73-й сессией ГА ООН нового документа в сфере безопасности, каким является Кодекс поведения для достижения мира, свободного от терроризма (далее - Кодекс поведения)12.

Кодекс поведения, который был принят согласно Резолюции ГА ООН A/RES /72/123 от 07.12.2017 г. и Резолюции ГА ООН A/RES/72/284 от 26.06.2018 г. как продолжение мероприятий ООН для достижения мира, свободного от терроризма, «мягко обязывает» государства добросовестно придерживаться принципов и положений Кодекса поведения на основе его добровольных и рекомендательных положений, соблюдая при этом взятые на себя ранее международные обязательства по борьбе с терроризмом13.

Кодекс поведения запрещает государствам заниматься планированием, организацией, провоцированием, поощрением, оказанием помощи, содействием финансированию террористов, подстрекательством, поддержкой, вооружением и укрывательством террористов. Он обязывает государства содействовать усилиям ГА ООН и СБ ООН по применению комплексных антитеррористических и контртеррористических мер для предотвращения террористических атак.

СВМДА осудило любые формы пропагандистской деятельности, связанной с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, религиозной нетерпимостью, дискриминацией по религиозному признаку, поддерживая Резолюцию 73-й сессии

Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность» 2019 г.

Международная конференция по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональная взаимосвязанность», прошедшая 27 марта 2018 г. в г. Ташкенте Республики Узбекистан, и Международная конференция, направленная на предотвращение терроризма и экстремизма, прошедшей 3-4 мая 2018 г. в г. Душанбе Республики Таджикистан, наряду с СВМДА показали себя политической площадкой дискуссий в рамках многосторонних встреч на высоком уровне.

На Саммите СВМДА было подчеркнуло, что Конференция по международным и региональным связям государств в сфере борьбы с терроризмом, пособничеством терроризму и его финансированием, связанным с использованием в качестве источников финансирования незаконных поставок наркотиков с участием организованных преступных образований, прошедшая в г. Душанбе 16-17 мая 2019 г., стала важной вехой Центрально-Азиатского сотрудничества государств в сфере безопасности.

Государства Азии в рамках СВМДА отметили, что необходимо осознать рост угроз со стороны транснациональной организованной преступности, которая тормозит развитие и Азии и Центрально-Азиатского региона,особенно, когда существует связь международных террористов с транснациональными организованными преступными сообществами.

В борьбе с преступностью и экстремизмом го -сударства СВМДА намерены объединить усилия, расширяя виды сотрудничества в соответствии с нормами международного и национального права по противодействию различным способам организации и осуществления транснационального организованного преступного бизнеса. Они

12 Кодекс поведения по достижению мира, свободного от терроризма 2019 г. http://www.mfa.kz/ru/ content-view/terrorizmnen-azat-lemge-kol-zetkizu-trtibini-kodeksi

13 Резолюция Г А ООН А/RES /72/123 от 07.12.2017 г. и Резолюция ГА ООН A/RES/72/284 от 26.06.2018 г. https://www.un.org/ru/ga/72/docs/72res3.shtml

отметили, как важно полностью искоренить особо опасные для человечества преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; противоправными финансовыми операциями, включающими легализацию доходов, полученных преступным путем; торговлей людьми; незаконными оборотами ценностей культурного наследия человечества; незаконными оборотами вооружений и военной техники;коррупцией.

Несомненно, что порождаемые преступными коррупционными деяниями проблемы и угрозы, «нацелены» на ликвидацию основ стабильного и безопасного общества, подрыв общественных институтов демократии, доверия и законности, разрушение культурно-гуманитарных ценностей, наносят ущерб устойчивости правопорядку и безопасности государств.

Нужно отметить, что как было сказано на Совещании, государствами - участниками СВМДА много сделано на национальном и международном уровне в деле продвижения и укрепления мер, направленных на повышение эффективности и действенности борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях. Государства предупреждают коррупцию повышением требований к прозрачной, честной, неподкупной репутации государственных, муниципальных служащих, частных менеджеров, судей, прокуроров и др., усиливая меры ответственности за исполнение служебных обязанностей, за использование финансовых средств в публичном и частном секторе, оказывая друг другу содействие и способствуя развитию международного сотрудничества в этой области.

Роль сотрудничества ООН,ОДКБ, ШОСв обеспечении безопасности Центрально-Азиатского региона

Страны ОДКБ, как и участники Саммита СВМДА 2019 г., подчеркивая важность укрепления координирующих функций ООН в решение проблем международного сообщества, в своей Декларации ОДКБ от 08.11.2018 г. отметили особую ответственность Совета Безопасности ООН в деле обеспечения и сохранения мирных и безопасных международных отношений. Декларация Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (СКБ ОДКБ), принятая 08.11.2018 г. затрагивает в числе прочих проблем и проблемы урегулирования политических отношений в Центрально-Азиатском регионе14.

Расширение политического и военного сотрудничества стран ОДКБ на мировом уровне касается повышения роли международных ор-

ганизаций в совместных с ОДКБ мероприятиях, что стало весомым фактором укрепления мира и безопасности. Такое сотрудничество подразумевает принятие резолюций, совместных меморандумов, коммюнике, заключения договоров с ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ и другими организациями.

Сложившуюся годами практику расширения и дополнения резолюций о взаимодействии ООН и ОДКБ можно считать отражением в отношениях сторон многогранности международных тенденций и политических реалий обеспечения безопасности. Так, между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ООН были подписаны Соглашение о развития ситуации в мире 65/122 от 13.12.2010 г., Соглашение 67/6 от 19.11.2012 г. и Соглашение 69/12 от 11.11.2014 г. Далее была Резолюция «Сотрудничество между ООН и ОДКБ», принятая 71-й

14 Декларация Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 08.11.2018 г. https://odkb-csto.org/documents/statements/deklaratsiya-soveta/

сессией ГА ООН 18.11.2016 г. (№ 71/12)15. Резолюция ГА ООН «Сотрудничество между ООН и ОДКБ» 73-й Сессии ГА ООН 2019 г. станет очередным документом о взаимодействии ООН и ОДКБ по обеспечению стимулирующего развития международной системы коллективной безопасности, позволяющей ООН совместно с ОДКБ эффективнее реагировать на кризисные ситуации16. На 73-й сессии 2019 г. запланировано утверждение резолюции о сотрудничестве ООН и ОДКБ в обновленной редакции.

Конкретные меры сотрудничества ОДКБ и ООН определены Меморандумами о взаимодействии Секретариата ОДКБ и профильных подразделений Секретариата ООН,таких как Контртеррористический Комитет (ИД КТК) СБ ООН, Департамент операций поддержания мира (ДОПМ), Управление предотвращения оборота наркотиков и борьбы с преступностью (УНП), Контртеррористическое управление (КТУ) Секретариата ООН.

ОДКБ и ШОС совместно поддерживают последовательные меры в создании правового и организационного механизма, способного обеспечить международную миротворческую деятельность при сотрудничестве с ООН. Миротворческий потенциал ОДКБ отвечает запросам глобального миротворческого арсенала ООН. Укрепляя оборону, государства ОДКБ намерены совершенствовать подготовку войсковых подразделений Коллективных сил ОДКБ, их структуру, управление, состав Коллективных войсковых подразделений оперативного реагирования ОДКБ.

Государства - члены ОДКБ развивают систему оборонно-промышленных комплексов увеличением размеров взаимного оборота вооружений, военного и военно-технического назначения,

налаживая производственные кооперационные связи в оборонных комплексах государств и рас -ширяя научно-технические связи.

ОДКБ на своих саммитах постоянно демонстрирует необходимость наращивания коллективных международных усилий в противодействии двойным стандартам терроризма и скрытым приемам распространения идеологии терроризма, что особенно подчеркивается антитеррористическими резолюциями СБ ООН и Глобальной контртеррористической стратегией ООН. Стратегия формирования многосторонней антитеррористической коалиции под эгидой ООН поддерживается ОДКБ как основа соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права.

Роль ОДКБ в обеспечении безопасности Центрально-Азиатского региона повышается с расширением контактов и поддержки ШОС и СВМДА. СВМДА на Саммите 2019 г. подтвердило неизменность курса по поддержке Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по Ирану, кото -рым обеспечивается безопасность мерами многосторонней дипломатии.

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) является политическим соглашением между Ираном и шестью государствами относительно ядерной программы Ирана, которое было

15 О сотрудничестве ОДКБ с ООН. https://odkb-csto.org/international_org/un/o_sotrudnichestve_odkb_s_ oon_/

16 Сотрудничество ОДКБ с международными организациями, действующими в сфере безопасности, одно из основных направлений деятельности ОДКБ согласно Уставу ОДКБ (ст. 4).

подписано 15 июля 2015 г.17 Группа посредников включает США, Россию, КНР, Великобританию, Францию как пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также Германию. В 2018 г. Дональд Трамп объявил о выходе США из соглашения. Резолюция 2231 Совета Безопасности ООН 2015 г. по Иранской сделке подтвердила, что СВПД оправдал свою результативность, и сейчас СВПД является тем договорным механизмом, который позволяет Ирану выполнить свои обязательства по ядерной программе, что одобрено Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).

На Саммите СВМДА 2019 г. было подчеркнуло, что его государства - участники содействуют развитию и использованию ядерной энергии в мирных целях для национальных топливно-энергетических производств с соблюдением обязательств нераспространения ядерных компонентов в рамках Соглашений о гарантиях МАГАТЭ.

Государства в рамках СВМДА высказались против милитаризации космического пространства, отметив, что проблемы заключения международных соглашений о предотвращении гонки вооружений в космосе остаются во многом нерешенными и обсуждались в рамках Конференции ООН по разоружению 2008 г.

Проекты Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве и применения или угрозы применения силы в отношении космических объектов, представленные Россией и Китаем на Конференции по разоружению в 2008 гг., имеют обновленную версию 2014 и 2019 гг., которые поддерживаются СВМДА. Конференция по разоружению остается главным многосторонним форумом для ведения переговоров по разоружению играет первостепенную роль в переговорах о многостороннем соглашении или, при необходимости, соглашениях о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве во всех ее аспектах. Дальнейшие практические меры предотвращения гонки вооружений в космосе разработаны в 2018-2019 гг. Группой правительственных экспертов ООН.

Практически значимыми и своевременными стали выводы Саммита СВМДА 2019 г. о том, что недопустимы все формы распространения химических и биологических видов оружия и средств их доставки, представляющих угрозы международной безопасности и человечеству. Поэтому крайне важно исключить возможность любых попыток применения террористическими или криминальными группами химического, биологического, радиологического оружия.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Декларация пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА 15.06.2019 г. http://www.kremlin. ru/supplement/5423

2. Декларация Совета коллективной безопасности ОДКБ от 08.11.2018 г. https://odkb csto.org/ documents/statements/deklaratsiya-soveta/

3. Выступление Президента РФ В.В. Путина на Пятом саммите Совещания по взаимодействию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Совместный всеобъемлющий план действий ria.ru/20180508/1520151625.html

и мерам доверия в Азии. 15.06.2019 г. http://www. kremlin.ru/supplement/5423

4. Резолюция ГА ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-азиатском регионе», принятая 22.06.2018 г. https://www.un.org/ru/ga/73/ docs/73res_nocte.shtml

5. Второй Саммит глав республик Центральной Азии в Ташкенте 2019 г. https://knews.

иранской ядерной программе от 15.07.2015 г. 1п^://

kg/2019/01/15/2-j-sammit-glav-respuЫik-tsentralnoj-azii-projdet-v-t

6. Кодекс поведения по достижению мира, свободного от терроризма 2019 г. ГА ООН http://www. mfa.kz/ru/content-view/terrorizmnen-azat-lemge-kol-zetkizu-trtibini-kodeksi

7. Резолюция Г А ООН А/RES /72/123 от 07.1 2.201 7 г. https://www.un.org/ru/ga/72/ docs/72res3.shtml

8. Резолюция ГА ООН A/RES/72/284 от 26.06.201 8 г. https://www.un.org/ru/ga/72/ docs/72res3.shtml

9. О сотрудничестве ОДКБ с ООН. https://odkb-csto.org/international_org/un/o_sotrudnichestve_ odkb_s_oon_/

10. Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе от 15.07.2015 г https://ria.ru/20180508/1520151625.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.