Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности сотрудничества государств - участников ШОС в условиях турбулентности и напряженности международных отношений: семантические сети глобальной политики и экономики'

Обеспечение безопасности сотрудничества государств - участников ШОС в условиях турбулентности и напряженности международных отношений: семантические сети глобальной политики и экономики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН / ЧЛЕНОВ ШОС / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ СЕТИ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ / SECURITY OF THE SCO MEMBER COUNTRIES / TURBULENCE AND TENSION IN INTERNATIONAL RELATIONS / SEMANTIC NETWORKS OF GLOBAL POLITICS AND ECONOMICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье говорится, что, используя турбулентность и напряженность международных отношений, увеличиваются попытки информационно-семантического сетевого влияния стран евроатлантического альянса на евразийские процессы сотрудничества. Рассмотрены последствия свободного понимания и толкования сложившихся политических, исторических, экономических определений и явлений в искаженном виде, отвечающем интересам стран евроатлантического альянса для получения ими определенных преимуществ. Сложенные в семантические сети искаженные понятия влияют на мировую политику и экономику и используются для достижения конкретных целей посредством информационных технологий, способствуя не только продвижению евроатлантической модели развития, но и международной преступности, что оценивается странами ШОС как угроза их безопасности и сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the security of cooperation of the SCO member states in the context of turbulence and tension in international relations and semantic networks of global politics and economics

The article states that, using the “turbulence” and tension of international relations, the attempts of the information-semantic “network influence” of the countries of the Euro-Atlantic alliance on the Eurasian cooperation processes are increasing. The consequences of a “free” understanding and interpretation of the prevailing political, historical, economic deffinitions and phenomena in a distorted form that are in the interests of the countries of the Euro-Atlantic alliance to gain certain advantages are considered. “Distorted concepts” put into “semantic networks” influence world politics and economics and are used to achieve specific goals through information technologies, contributing not only to promoting the Euro-Atlantic development model, but also to international crime, which are evaluated by the SCO countries as a threat to their security and cooperation.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности сотрудничества государств - участников ШОС в условиях турбулентности и напряженности международных отношений: семантические сети глобальной политики и экономики»

Обеспечение безопасности сотрудничества государств — участников ШОС в условиях турбулентности и напряженности международных отношений: семантические сети глобальной политики и экономики

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

Директор Института проблем безопасности СНГ, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук, доцент

Аннотация: В статье говорится, что, используя турбулентность и напряженность международных отношений, увеличиваются попытки информационно-семантического сетевого влияния стран евро-атлантического альянса на евразийские процессы сотрудничества. Рассмотрены последствия свободного понимания и толкования сложившихся политических, исторических, экономических определений и явлений в искаженном виде, отвечающем интересам стран евроатлантического альянса для получения ими определенных преимуществ. Сложенные в семантические сети искаженные понятия влияют на мировую политику и экономику и используются для достижения конкретных целей посредством информационных технологий, способствуя не только продвижению евро-атлантической модели развития, но и международной преступности, что оценивается странами ШОС как угроза их безопасности и сотрудничеству.

Ключевые слова: безопасность стран — членов ШОС, турбулентность и напряженность международных отношений, семантические сети глобальной политики и экономики

Ensuring the security of cooperation of the SCO member states in the context of turbulence and tension in international relations and semantic networks of global politics and economics

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,

Director of Institute of the security problems CIS, chief redactor journal "International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law" candidate of legal sciences, assistant professor

Abstract: The article states that, using the "turbulence" and tension of international relations, the attempts of the information-semantic "network influence" of the countries of the Euro-Atlantic alliance on the Eurasian cooperation processes are increasing. The consequences of a "free" understanding and interpretation of the prevailing political, historical, economic definitions and phenomena in a distorted form that are in the interests of the countries of the Euro-Atlantic alliance to gain certain advantages are considered. "Distorted concepts" put into "semantic networks" influence world politics and economics and are used to achieve specific goals through information technologies, contributing not only to promoting the Euro-Atlantic development model, but also to international crime, which are evaluated by the SCO countries as a threat to their security and cooperation.

Keywords: security of the SCO member countries, turbulence and tension in international relations, semantic networks of global politics and economics

Семантические сети глобальной политики и экономики и информационные схемы евро-атлантической и евразийских моделей развития

На Петербургском международном экономическом форуме 9 июня 2019 г. в г. Санкт-Петербург в России Президент Российской Федерации В.В. Путин главной причиной современного экономического кризиса назвал несоответствие модели глобальной экономики ХХ в. интересам быстро формирующихся новых рынков и экономических реальностей. Стремительное становление государств Азии, Африки, Южной Америки с экономикой роста, отстаивающих свои интересы и создающих собственные платформы развития, привело к формированию у них собственных взглядов на глобализацию, в которой они отдают приоритет региональным интеграционным процессам, что противоречит представлениям развитых стран Запада, основанным на «скрытых идеях консервации» их прошлого «колониального» влияния на эти страны1.

Такие «скрытые идеи» «перманентного влияния» стран евро-атлантического альянса на мировые, особенно евразийские процессы сотрудничества, давно приобрели сетевой характер. Понятие «семантические сети» в политике и экономике уже давно привлекает внимание ученых, исследующих разные экономико-политические явления, включая интеграционные процессы2.

В мировую практику международных организаций ООН и других прочно вошли «компьютерная модели отчетов», «модельные схемы эффективности развития», «социальные модели устойчивого развития», «модельные законы» и т.п. Учитывая, что многие международные организации

системы ООН находятся под влиянием США, это на практике приводит к навязыванию идеи универсальности американской и европейской экономики и политики как единственно правильных, демократичных, справедливых.

То есть, условно говоря, семантические сети международных отношений евро-американской экономики и политики направлены на доминирование модели развития, основанной на западных, так называемых либеральных евроатланти-ческих традициях, которая претендует не просто на глобальную, но и на универсальную роль. Это проявляется особенно ясно сейчас, когда у Запада стали исчезать основы его комфортной, привычной, отлаженной системы экономики, политики, финансов, поскольку появились новые евразийские, азиатские, южноамериканские, африканские государства-конкуренты. В стремлении доминировать любой ценой государства евроат-лантической модели развития, проповедующие свободу торговли, честную и открытую конкуренцию, стали применять язык торговой войны, информационных атак, санкционного давления, экономического захвата собственности, прямого шантажа и расправы с конкурентами любым нерыночным способом3.

В условиях развития информационного общества, цифровой экономики и финансов особенно важным становится акцентирование внимание на том, как и в каких информационно-модельных рамках преподносится та и иная информация по прогнозированию и оценке событий глобальной

1 Речь Президента России В.В. Путина на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 9 июня 2019 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/60707

2 Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ Сравнительный семантический анализ. М.: Наука, 1997. 271 с.

3 Речь Президента России В.В. Путина на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 9 июня 2019 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/60707

^^ к РКП? им

о>

т?- ■ ■

^ - л* а т ^ _

Я» ~ ____т ■

' - г ■

^ . /вЧ * "V _-

политики и экономики в условиях турбулентности и напряженности международных отношений.

В связи с усилением информационного влияния искусственного интеллекта на управленческие процессы, политику, экономику, право международные отношения все чаще становятся сферами воздействия высоких информационно-коммуникативных технологий, что приводит к использованию определенных элементов модельного программирования посредством так называемых семантических сетей в интересах отдельных стран Запада4.

Обычно показываемые западной наукой и СМИ достижения в области функционирования глобальной экономики и финансов, в том числе исключительные успехи валютно-финансовой системы США и ЕС, в реальности являются удоб-

ными рациональными реконструкциями процесса, который в действительности является эффективным только для транснационального финансового бизнеса в ущерб суверенным интересам стран ЕС и то имеет множество проблем.

Аргументированные заявления и иные формы доведения правдивой информации в эпоху СМИ, к сожалению, часто не являются средством обосно -вания политической позиции, поскольку в прозападных СМИ их часто заменяют стратегическими приемами использования «политической семантики», направленной на искажение смыслового и традиционного значения политических понятий, категорий, включая всевозможные смысловые манипуляции5. Различают следующие концептуальные объекты семантических сетей:

• «сущность» (принципы, объекты, способы);

• свойства (количественные, качественные, ре -гулятивные отношения);

• действия (операции, процессы, состояния);

• величины (время, положение, пространство);

• квантитативные отношения (тождества, включения, исключения, пересечения, объединения;

• квалитативные отношения (функции, иерархии) и др.6

Обеспечение безопасности государств — участников ШОС в условиях турбулентности и напряженности международных отношений

В этой связи важно при оценке мер обеспе- государств, особенно стран СНГ, ЕАЭС, ШОС, учи-чения экономической безопасности евразийских тывать скрытую и сложную многоуровневую и

4 Семантическая сеть - информационная модель предметной области знаний о смысловом значении слов и понятий, имеющая вид ориентированной графической схемы, где языком графики, а также математических формул отражены связи, события, свойства, процессы в той или иной сфере знаний, имеющие целевой ориентированный характер.

5 Семантические сети впервые были разработаны для исследований в области искусственного интеллекта как способ описания человеческой памяти Квиллианом (С)шШап) в 1968 г. Квиллиан использовал семантические сети для анализа значения слов в предложениях. Впоследствии семантические сети успешно применялись для решения многих задач, связанных с представлением знаний. Их иногда называют ассоциативными сетями, так узлы таких сетей связаны, т.е. ассоциированы между собой. В научных исследованиях Квиллиана человеческая память от начала моделировалась как ассоциативная сеть.

6 Понятие и назначение семантических сетей. https://libtime.ru/expertsystems/ponyatie-i-naznachenie-semanticheskih-setey.html

неоднозначную семантику в политике и экономике валютно-финансовых отношений с участием США и Западной Европы7.

Руководители государств - членов ШОС по окончании совещания Совета глав государств -членов в г. Бишкеке Кыргызской Республики 14 июня 2019 г. в заключительной Декларации от 14.06.2019 г. подчеркнули, что происходит стремительное изменение перераспределения глобальных балансов силового влияния между государствами в результате формирования новых центров экономического развития в Азиатском регионе, углубляются взаимосвязи и новые формы взаимозависимостей между участниками международных отношений8.

Руководителями государств - членов ШОС была выражена озабоченность ситуацией в глобальной политике и экономике, которая усилиями ГА ООН, МВФ, ВТО, СФС нацелена продвигать модели «истинной» стабилизационно ориентированной глобальной финансово-экономической стратегии развития, которая в силу ряда причин уже не поддерживается многими странами - участниками ШОС, что делает ситуацию в мировой экономике турбулентной и напряженной.

Условно говоря, двойные стандарты в экономике и политике представляют собой семантические сети западных политико-экономических концепций, сплетенные для стандартизации и тиражирования выгодных США и ЕС моделей экономического роста других стран, работающие на процесс проамериканской интеграции и монетарного глобализма и не приемлемые для стран ШОС как сторонников независимого суверенного развития в условиях многополярного мира.

В реальности страны ШОС сталкиваются с ростом односторонних протекционистских мер, за-

вуалированной экономической дезинформацией, политическими приемами сдерживания экономического развития государств - участников ШОС и другими вызовами в международной торговле, финансах и инвестициях.

В условиях турбулентности и напряженности международных отношений государства - участники рассматривают ШОС как надежную платформу взаимовыгодных отношений в полицен-тричном миропорядке, обеспечивающем приоритет международно-правовых норм и принципов, включаемых Уставом ООН, универсальными международными конвенциями, межгосударственными соглашениями и другими источниками.

Страны ШОС, понимая внешние угрозы, акцентировали внимание на том, что Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., в числе прочих мер, касается равной, совместной, неделимой, комплексной, устойчивой безопасности в целях обеспечения уважения и самостоятельности выбора народами их суверенного политического и социально-экономического развития и понимания ценности идей создания «Сообщества единой судьбы человечества».

Хочется отметить исключительную важность мер, принимаемых ШОС по поддержке различных инициатив межгосударственного сотрудничества, таких как взаимодействие стран Центрально-Азиатского региона для углубления взаимных политических, экономических, культурно-гуманитарных интересов, определенных Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, касающейся укрепления региональных и международных связей для обеспечения мира, стабильного и устойчиво -го развития в Центрально-Азиатском регионе от 22.06.2018 г., и проведения в 2019 г. в г. Ташкенте второй консультативной встречи глав государств Центральной Азии9.

7 Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ Сравнительный семантический анализ. М.: Наука, 1997, 271 с.

8 Бишкекская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 14.06.2019 г. http://www.kremlin.ru/supplement/5421

9 Резолюция ГА ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильного и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе» Укрепление мер до-

Одним из организационно-правовых факторов укрепления доверия страны ШОС в 2019 г. определили скорейшее принятие Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Сотрудничество между ООН и ШОС», которая обеспечит более тесную координацию и конструктивное взаимодействие мирового сообщества в борьбе с трансграничными вызовами и угрозами безопасности.

Борьба стран - участников ШОС с терроризмом, распространением террористических и экстремистских идеологий в СМИ, Интернете, в других источниках агрессивной пропаганды осуществляется параллельно с противодействием возвращению иностранных террористов-боеви-

ков, борьбой с распространением оружия массового уничтожения.

Опасность для мирового сообщества (согласно Бишкекской декларации ШОС 2019 г.) представляют также гонка вооружений, нерешенность региональных и локальных конфликтов, подрывающих системы международных отношений в сфере безопасности,. незаконные поставки наркотических веществ, преступность организованного типа, работорговля, применение преступных средств информационно-коммуникационного общения, диспропорциональность в развитии экономик государств, нехватка продовольствия, изменения климатических условий, дефицит питьевой воды, опасные инфекционные болезни и др.

В этой связи ШОС намерена решать задачи, поставленные вступившей в силу Конвенцией ШОС по противодействию экстремизму, и укреплять военное сотрудничество и сотрудничество в сфере безопасности по итогам Совещания министров обороны государств - членов ШОС (г. Бишкек, 29 апреля 2019 г.) и Встречи секретарей советов безопасности государств - членов ШОС (г. Бишкек, 14-15 мая 2019 г.).

Противодействие распространению экстремистских семантических сетей в системе мер укрепления безопасности в культурно-информационной сфере стран ШОС

Как и в государствах ЕАЭС и СНГ, в странах -членах ШОС существует проблема защиты конституционных основ общественного строя и государства от агрессивной информации и иных посягательств извне, часто провоцируемых западными спецслужбами и подогреваемых СМИ для разжигания межнациональных конфликтов.

Противодействие распространению экстремистских семантических сетей в системе мер

укрепления безопасности в культурной сфере стран ШОС обусловлено тем, что современная международная политика евразийских государств особо важным считает вопрос самобытности и выживаемости культурно-исторического, религиозного, политического, экономического наследия народов суверенных государств в условиях как растущего интеграционного взаимодействия и функциональной специфики того

верия от 22.06.2018 г. https://www.un.org/ru/ga/72/docs/72res3.shtml

или иного интеграционного объединения, так и давления дезинформации и искажения истори-ко-политических понятий и фактов.

Принимая взаимное уважение суверенитетов в качестве надежной гарантии доверия, государства - члены ШОС не раз в итоговых декларациях саммитов ШОС и межгосударственных договоренностях осуждали в любых формах распространение террористических, экстремистских, религиозных идеологий как пропагандирующих нетерпимость или проявления нетерпимого и дискриминационного отношения к гражданам по религиозным или иным признакам различающихся убеждений.

Республика Узбекистан, страна - член СНГ и ШОС, выступила инициатором принятия Резолюции 73-й сессии ГА ООН от 12 декабря 2019 г. «Просвещение и религиозная толерантность»10. Этим документом поддерживаются инициативы, имеющие международный, региональный и национальный характер, устремленные к поощрению межрелигиозных, межкультурных и межконфессиональных связей в деле борьбы с предотвращением всех форм дискриминации людей по религиозным и иным убеждениям гуманитарного характера.

Резолюцию «продвигали» страны - члены ШОС и еще множество стран азиатско-тихооке-

анского, африканского регионов, а также Канада. В ней сказано, что образование, взаимопонимание, терпимость, недискриминация, уважение относительно религиозных убеждений человека должны расширяться государством и обществом путем преподавания и иного распространения знаний о мировых религиях, исторических фактах, традициях, языках и культурах различных народов как в пределах юрисдикции государства, так и за ее пределами11.

Резолюция ГА ООН «Просвещение и религиозная толерантность» создает правовую основу для дальнейшего развития межнационального сотрудничества государств по совместным усилиям в сфере противодействия вовлечению молодых людей в террористические, сепаратистские и экстремистские группировки. Она стала основой Совместного обращения глав государств - членов ШОС к молодежи и Программы действий по реализации его положений (г. Циндао, 10 июня 2018 г.), акцентируя внимание на недопущении продвижения религиозных распрей, ксенофобии и расовой дискриминации. Государства - участники Саммита ШОС 2019 г. положительно оценили деятельности Молодежного совета ШОС, отметив важность итогов заседания этого совета 13-14 июня 2019 г в г. Бишкеке и подчеркнув актуальность его работы.

Противодействие распространению экстремистских семантических сетей для укрепления безопасности в военном сотрудничестве стран ШОС

Противодействие распространению экстремистских семантических сетей в системе мер укрепления безопасности в военной сфере стран ШОС касается адекватности понимания специ-

альных политических и дипломатических понятий в вопросах взаимодействия и координации разоружений, контроля за нераспространением ядерных арсеналов, мирного использования

10 ГА ООН приняла резолюцию, разработанную Узбекистаном https://www.gazeta.uz/ru/2018/12/13/un/

11 Резолюция 73-й сессии ГА ООН от 12.12.2019 г. «Просвещение и религиозная толерантность». 1п^:// www.un.org/ru/ga/73/docs/73res_nocte.shtml

1шй

энергии атома, политико-дипломатических приемов разрешения угроз региональных вызовов режиму нераспространения.

«Снижение ядерного порога безопасности» и разработка странами НАТО доктрины «малой ядерной войны» считаются странами ШОС недопустимыми. Это является «подменой» понятия «ядерная катастрофа», и никакой «малой» или «локальной» ядерной войны не может быть. Государства - члены на Саммите ШОС в г. Бишкеке 2019 г. вновь подтвердили, что односторонним и неограниченным наращиванием отдельными государствами систем противоракетной обороны дестабилизирует международную безопасность, угрожая мирному сосуществованию государств.

Особая роль отводится проведению регулярного совместного военно-командного штабного антитеррористического взаимодействия государств - участников ШОС в рамках программ мирных миссий и штабных учений, организованных компетентными органами по примеру совместного пограничного мероприятия «Един-ство-2018» 20 июля - 20 октября 2018 г. Межгосударственные соглашения показывают, что государства - члены ШОС и далее нацелены расширять сотрудничество в области обороны и безопасности, взаимодействия по вопросам повышения потенциала защиты совместных военно-технический операций, включая организацию мер по повышению потенциала кадрового состава вооруженных сил и компетентных органов государств - членов ШОС.

По-прежнему важнейшим фактором создания безопасного и стабильного пространства Центральной Азии страны ШОС считают процесс уре -гулирования положения в Афганистане, который поддерживается усилиями Исламской Республики Афганистан и направлен к восстановлению мирных условий жизни для экономического развития страны и противодействия террористам, экстремистам и наркопреступникам.

Противодействие применению информационно-коммуникационных технологий для уничтожения или дестабилизации политических, экономических, социально-культурных условий обеспечения безопасности в странах ШОС выражается (согласно Бишкекской декларации Саммита ШОС 2019 г.) в пресечении пропаганды террористических, сепаратистских, экстремистских идей, сведений, концепций путем использования сети Интернет, а также в запрещение любых форм дезинформации и препятствования развитию цифровой экономики и коммуникационных технологий.

Страны ШОС подчеркнули, что необходима на уровне ШОС и ООН выработка универсального режима понятий и ответственности за противоправное поведение государств в информационном пространстве, если это угрожает информационной безопасности стран - членов ШОС.

Таким образом сформировавшуюся устойчивую семантическую сеть понятий информационной безопасности следует оформить нормами межгосударственного уровня регулирования и придать им форму Кодекса ответственного поведения государств в информационном пространстве. Предпосылки к этому заложены Резолюцией 73-й сессии ГА ООН от 12 декабря 2018 г. о «Достижениях в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» и «Противодействиях использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях», которые направлены на продолжение взаимодействия государств по сотрудничеству в выработке правил

ответственного поведения государств, пользователей информационного пространства. Цель этих резолюций - принятие универсальной,

юридически обязывающей международно-правовой Конвенции о мерах противодействия использованию ИКТ в преступных целях12.

Опасности использованию ложной, некомпетентной семантики в сфере оборота опасных лекарственных средств и борьба с наркоугрозами в сотрудничестве стран ШОС

Соглашение между государствами - членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров было подписано 17 июня 2004 г. в Ташкенте, для России вступило в силу 21 января 2008 г.13

Продолжается расширение международных связей стран ШОС в рамках Региональной Антитеррористической структуры ШОС (РАТС ШОС), что подтверждает Меморандум сотрудничества Исполнительного директора Контртеррористического комитета Совета безопасности ООН и Региональной антитеррористической структуры ШОС, подписанный в г. Братиславе 25 марта 2019 г.

Цель Меморандума сотрудничества СБ ООН и ШОС в том, чтобы остановить растущее незаконное производство, обороты, продажи, трансграничные поставки наркотиков, запрещенных препаратов психотропного типа и сырья для их изготовления, представляющих угрозы стабильному, безопасному, здоровому образу жизни населения стран - членов ШОС и других государств мира.

Доклады Международного комитета ООН по контролю над наркотиками (МКПКН), начиная с 2006 г. все более обращают внимание на каче-

ство нормативно-правового регулирования контроля над наркотиками, где в законах есть нормативные стандарты состава препаратов, четкие определения химических компонентов наркотиков и наркотических лекарственных препаратов, систематизированный понятийный аппарат, не позволяющий манипулировать семантикой терминов в такой опасной области.

Так, в Докладе МКПКН 2006 г. сказано, что в контроле наркотиков многое зависит от эффективности нормативно-правового регулирования. необходимо отслеживать в законах процесс формулирования правильных медицинских конструкций, относящихся к определению состава химических компонентов лекарств, определению разрешенных и запрещенных для сбыта лекарств и др.14

Пункт 341 этого Доклада говорит, что МКПКН беспокоят масштабы злоупотреблений лекарствами, особенно в США, которые отпускаются по рецептам, хотя и включены в список близких к наркотическим веществ, контролируемых на международном уровне. Это относится к контро -лю болеутоляющих средств, стимулирующих, се -дативных средств, транквилизаторов и др. Таким образом, уровень потребления опасных, близких

12 Резолюции 73-й сессии ГА ООН от 12.12.2018 г. «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» и «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». https://www.un.org/ru/ga/73/docs/73res_nocte. shtml

13 Соглашение между государствами - членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подписано 17.06.2004 г. http://docs. cntd.ru/document/90211165

14 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками (МКПКН) 2006 г. https://www. un.org/ru/development/surveys/docs/incb2006.pdf

к наркотикам фармацевтических продуктов в США превысил потребительский уровень запрещенных наркотиков. Злоупотребления такими веществами часто имеет смертельный исход15.

Как отметили в Бишкекской Декларации Саммита ШОС 2019 г. страны-участницы, три международные конвенции по контролю за наркотическими веществами и другие международно-правовые документы являются солидной базой, но необходима эффективно работающая система совместной борьбы ООН и ШОС с наркоугрозой.

Государствами - членами ШОС выстраиваются комплексные меры сотрудничества с участием других заинтересованных государств, региональных, международных организаций и структур, работающих в сфере контроля за незаконным оборотом наркотических веществ. Поэтому, как считают эти страны, важно ускорить принятие Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Центрально-Азиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

По итогам Специальной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Москве 27 марта 2009 г. были приняты Декларация, Заявление и План действий государств - членов ШОС и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В борьбе с наркоугрозой ШОС опирается на Совместное заявление государств - членов ШОС в рамках 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, проходившей в г. Вена 14-15 марта 2019 г., Совместное совещание министров

внутренних дел и здравоохранения стран ШОС и Управления ООН по наркотикам и преступности «ООН и ШОС против наркотиков: сотрудничество в целях усиления международного наркоконтроля» (г. Вена, 14 марта 2019 г.).

Сейчас назрела необходимость расширить положения Соглашения между государствами -членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 2004 г., дополнив их Антинаркотической стратегией государств - членов ШОС на 2018-2023 гг. и Программой действий по ее реализации.

Вступает в силу План реализации Концепции ШОС, связанной с профилактикой злоупотреблений наркотиками и психотропными веществами для усиления антинаркотических взаимодействий по разным сферам совместного поиска странами ШОС путей разрешения проблем регионального и международного уровня в сфере наркотиков, а также Рабочий план выполнения Антинаркотической стратегии ШОС на 2018-2023 гг. по итогам Совещания руководителей ведомств стран ШОС по борьбе с незаконными поставками наркотиков (г. Чолпон-Ата, 25 апреля 2019 г.).

В рамках ШОС своевременно были поддержаны инициатива Казахстана провести антинаркотическую операцию «Паутина» 8-12 июля 2019 г., а также Меморандум о взаимопонимании по вопросам регионального сотрудничества по контролю наркотиков (г. Ташкент, 2-3 мая 2019 г.) и итоговые документы Международной конференции высокого уровня «Международное и региональное сотрудничество в борьбе с терроризмом и источниками его финансирования, включая оборот наркотиков и организованную преступность» (г. Душанбе, 16-17 мая 2019 г.).

15 Там же. Пункт 341.

16 Декларация, Заявление и План действий государств - членов ШОС и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/afgan_dec.shtml

Перспективы торгово-экономического глобального сотрудничества стран СНГ и ШОС в контексте инициативы «Один пояс — один путь» и добросовестности применения торговых правил

На Саммите ШОС 2019 г. в Бишкеке было подтверждено, что странами ШОС поддерживается процесс улучшения механизма глобальных торгово-экономических отношений, углубляющих взаимосвязи государств обеспечением взаимного доверия посредством прозрачного, предсказуемого стабильного режима мировой торгово-экономической и инвестиционной политики, основанной на последовательном укреплении многосторонних торговых связей, опирающихся на основные правила ВТО, не допускающие фрагментарной торговой политики протекционизма по любым направлениям17.

Семантика протекционизма, в том значении, как она определена правом ВТО, не должна искажаться. Это означает, что протекционизм не может толковаться иначе, чем в праве ВТО и превращаться из средств торговой защиты национальных рынков от конкурирующих товаров иностранного производства в политическую стратегию «сдерживания» экономического развития государств развивающихся рынков18.

Односторонними протекционистскими действиями с политической мотивацией нарушаются правила ВТО и подрываются принципы многостороннего торгового сотрудничества государств, провозглашенные ООН как основа реализации Повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 г.

Таким образом, в рамках Саммита ШОС в Бишкеке в 2019 г. государства-члены подчеркнули актуальность совершенствования многостороннего международно-правового режима торговли на фундаментальных принципах и правилах ВТО. Они отметили, что важно создать новые институциональные механизмы ВТО, обеспечивающие своевременную и действенную ре -акцию на нарушения государствами правил мировой торговли по политическим мотивам, если они наносят другим государствам экономических ущерб при наличии между ними межгосударственных соглашений о взаимном доверии и сотрудничестве.

Конечно же, Бишкекская Декларация ШОС 2019 г. уделила значительное место оценке перспектив развития глобальной инициативы КНР «Один пояс - Один путь» (ОПОП). На итоговые выводы Саммита ШОС 2019 г. в этой области повлиял II Форум «Один пояс - Один путь», который состоялся 27 апреля 2019 г. в Пекине и показал себя новой глобальной международной площадкой для переговоров на высоком уровне. Форум ОПОП 2019 г. объединил свыше 5000 представителей от более 150 государств и 90 международных организаций. Из 37 государств мира для участия в Пекинском Форуме ОПОП прибыли руково -дители государств, в числе которых был Президент Российской Федерации В.В. Путин19.

17 Бишкекская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 14.06.2019 г. http://www.kremlin.ru/supplement/5421

18 ЕвстигнеевВ.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ. Сравнительный семантический анализ. М.: Наука, 1997. 271 с.

19 II Международный форум Пояса и пути: куда дальше пойдет флагманская международная инициатива КНР? Первый Форум ОПОП прошел в мае 2017 г. и привлек к себе внимание во всем мире. Инициатива совместного создания «Одного пояса - Одного пути» впервые была предложена Председателем КНР Си Цзиньпином в ходе его поездки по государствам Центральной и Юго-Восточной Азии осенью 2013 г. https:// www.ranepa.ru/ciir/expert-opinion/2-j-mezhdunarodnyj-forum-poyasa-i-puti-kuda-dalshe-pojdet-flagmanskaya-mezhdunarodnaya-iniciativa-knr

Бишкекской Декларацией ШОС 2019 г. было отмечено, что приоритетность инициативы ОПОП для евразийского пространства определяется задачами ОПОП, связанными с эффективной международной политической координацией, интеграцией и взаимосвязанностью инфраструктурных звеньев, включающих транспортную, энергетическую, информационно-коммуникационную системы, а также обеспечением режима свободного и бесперебойного товаро-борота, инвестиций, свободного перемещения капиталов и укрепления доверия и взаимопонимания между народами евразийского пространства в всего мира. Инициатива представлена как система с экономическими коридорами Южного и Северного направления - Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI в. Финансирование проектов обеспечивается новыми транснациональными финансовыми институтами - Фондом Шелкового пути, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Банком развития Китая, Китайским экспортно-импортным банком и др.

Участниками Саммита ШОС 2019 г. - Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Исламской Республикой Пакистан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан - была поддержана инициативы Китая «Один пояс, один путь», итоги II Междуна-

родного форума сотрудничества ОПОП, и были изложены меры совместного осуществления проектов инфраструктурных инвестиций ОПОП, включая укрепление сотрудничества Евразийского экономического союза и ОПОП.

Особо была подчеркнута важность совместных мер инновационного развития цифровых платформ как ключевых факторов устойчивого развития и роста. Концепция сотрудничества государств - членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, утвержденная Саммитом ШОС 14 июня 2019 г.20, рассматривается как основа для совместных инновационных программ и проектов, содействующая плодотворному обмену научными разработками, технологиями, инновациями.

Инициатива «Один пояс - один путь» как масштабный проект представляет глобальную инфраструктурную систему морских и сухопутных транспортных коридоров, кластеров, индустриальных и технологических платформ.

В каждом отдельном проекте ОПОП, на первый взгляд, просматриваются региональные инфраструктуры, но соединенные вместе они отражают глобальность мегапроекта «Один пояс -один путь», который радикально изменит векторы мировой торговли и торговые взаимоотношения государств в XXI в., поскольку нацелен связать далекие регионы, которые до сих пор не имели транспортных коридоров поставок.

Китай планирует несколько крупных проектов в рамках ОПОП, которые затрагивают и страны СНГ. Так, реализован в Греции проект контроля за половиной морских грузовых и пассажирских перевозок Греческого порта Пирей, крупнейшего в Европе, который с 2009 г. осуществляет Китай. Половина порта Пирей в октябре 2009 г. Грецией была сдана на 35 лет в аренду китайской компании China Ocean Shipping (Group) Company

20 Страны ШОС утвердили Концепцию сотрудничества в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий (подписанные экономические документы 14.06.2019 г.) https://aqparat.info/ news/2019/06/14/9303484-strany_shos_utverdili_koncepciyu_sotrudn.html

(COSCO). Стоимость аренды для COSCO составляет 100 млн евро в год21.

Другой проект касается создания с 2002 г. Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» в Казахстане, который позволит свободно перемещаться в пределах границ центра граждан Казахстана, Китая, третьих государств, что даст возможность сформировать территорию безвизового посещения с деловыми целями граждан двух и более стран для организации оптовых торговых закупок на конкурсной основе промышленной продукции Казахстана, Китая, стран СНГ.

Очевидно также, что одним из самых масштабных проектов ОПОП станет Китайско-Пакистанский экономический коридор, являющихся инфраструктурным проектом, в который Китай инвестирует 46 млрд долларов.

Проекты с участием России и стран СНГ занимают одно из значимых мест в проекте «Один пояс - один путь». Один из таких морских проектов ОПОП работает с 2010 г. и связан со строительством нового, одного из крупнейших в мире, морского порта в столице Азербайджана г. Баку, который будет не только морским портом, но и

терминалом для автомобильного и железнодорожного транспорта, функционируя в специальном режиме зоны свободной торговли. Новый порт Баку планируется как мировой транспортный узел для России, Ирана, Европы, Центральной Азии, Кавказа и Китая22.

В этой связи очевидна важность дальнейшей многосторонней интеграции стран в рамках ШОС в транспортной сфере, что определяется созданием новых и модернизацией традиционных маршрутных коридоров авто- и железнодорожного транспортного сообщения. Интеграция позволит обеспечить мультимодальные транспортные коридоры, международные мультимодальные логистические центры, торговые и туристические кластеры, инновационные и энергосберегающие технологии, оптимизировать трансграничную реализацию совместных инфраструктурных проектов, обеспечивающих эффективное использование транзитного потенциала государств - членов ШОС. Особое внимание будет уделено осуществлению проектов, обеспечивающих расширение транс-портно-коммуникационных возможностей региона, в том числе с привлечением потенциала государств-наблюдателей и партнеров по диалогу.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Речь Президента России В.В.Путина на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 09.06.2019 г. http://www. kremlin.ru/events/president/news/60707

2. Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ Сравнительный семантический анализ. М.: Наука, 1997.

3. Понятие и назначение семантических сетей. https://libtime.ru/expertsystems/ponyatie-i-naznachenie-semanticheskih-setey.html

4. Соглашение между государствами - членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным

21 Пять главных проектов «Одного пояса - одно

22 Там же.

оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подписано 17.06.2004 г http://docs.cntd.ru/document/90211165

5. Бишкекская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 14.06.2019 г. http://www.kremlin.ru/ supplement/5421

6. Концепция сотрудничества стран - членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий от 14.06.2019 г. https:// aqparat.info/news/2019/06/14/9303484-strany_shos_ utverdili_koncepciyu_sotrudn.html

пути». https://www.vestifinance.ru/articles/107815

7. Резолюция ГА ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильного и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе» от 22.06.2018 г. https://www.un.org/ru/ga/72/docs/72res3.shtml

8. Резолюция 73-й сессии ГА ООН от 12.12.2019 г. «Просвещение и религиозная толерантность». https://www.un.org/ru/ga/73/docs/73res_nocte.shtml

9. Резолюции 73-й сессии ГА ООН от 12.12.2019 г. «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасно-

сти». https://www.un.org/ru/ga/73/docs/73res_nocte. shtml

10. Резолюции 73-й сессии ГА ООН от 12.12.2019 г. «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». https://www.un.org/ru/ga/73/docs/73res_ nocte.shtml

11. Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками (МКПКН) 2006 г. https:// www.un.org/ru/development/surveys/docs/incb2006. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.