Научная статья на тему 'Новая концепция институционального перехода от советской экономики к современной российской о книге А. А. Блохина «Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики». М. : макс Пресс, 2002'

Новая концепция институционального перехода от советской экономики к современной российской о книге А. А. Блохина «Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики». М. : макс Пресс, 2002 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая концепция институционального перехода от советской экономики к современной российской о книге А. А. Блохина «Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики». М. : макс Пресс, 2002»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА

ОТ СОВЕТСКОЙ экономики к современной российской

О книге А. А. Блохина «Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики». М.: МАКС Пресс, 2002

В монографии исследуется широкий круг вопросов, связанных с процессами преобразования институциональной системы плановой экономики в рыночные институты. Дается комплексный анализ причин, приведших к необходимости модернизации отечественной экономики. Главное внимание уделяется логике разрушения системы государственного монопольного посредничества и формированию нового посреднического сектора. Рассматриваются сопровождавшие этот процесс дисбалансы, выразившиеся, в частности, в возросшей трансакционной нагрузке, анализируются ее последствия для воспроизводственных процессов и перспектив социально-экономического развития страны.

В работе предложен подход к описанию процессов реформирования и модернизации отечественной экономики сквозь призму трансформации посреднического сектора и посреднических функций. Можно согласиться с автором, что институт посредничества, действительно, играет решающую роль в формировании кооперационной сети и обеспечении сложных процессов взаимодействия между экономическими субъектами. Именно механизмы такого взаимодействия подверглись наибольшим изменениям за последние 10-15 лет.

Модернизация отечественной экономики началась в конце 80-х годов как стихийный процесс в результате разнонаправленного творчества экономических субъектов в их поисках новых хозяйственных стратегий. Целостное видение реформ отсутствовало. В этом смысле достоинство работы заключается в том, что в ней предлагается достаточно стройная теория институционального перехода от старой командно-административной системы к строительству новой рыночной экономики.

Тема исследования непосредственно связана с анализом выбранного пути реформ, оценкой социально-экономической политики последних полутора десятилетий и ее отдельных направлений. До настоящего времени, несмотря на обилие дискуссий на эту тему, целостной картины произошедших и тем более предстоящих изменений не создано. Представители различных научных направлений раскрывают лишь отдельные стороны и аспекты данной проблемы, обоснованно критикуя другие тече-

ния и подвергаясь не менее обоснованной критике. В то же время отсутствие комплексного видения реформ порождает новые ошибки и издержки, связанные с непоследовательным, зачастую хаотичным принятием решений методом проб и ошибок.

Автор справедливо отмечает, что корни российских реформ нужно искать в хозяйственном устройстве советской экономики, которое, на наш взгляд, он удачно трактует как государственную систему монопольного посредничества. Такой подход позволил выявить механизм нарастания свойственных советской экономике диспропорций, приведших к ее разрушению и началу стихийной модернизации экономики.

В монографии дается подробный и всесторонний анализ этих явлений (гл. 1, 2). Становление нового посреднического сектора рассматривается как своего рода инновационный процесс генерирования и освоения новых технологий рыночного поведения. В этой связи показано, что система посредничества в советской экономике была построена как сверхкрупная государственная монополия, что позволяло ей получать эффект от масштаба и выступать в роли стратегического инвестора. В то же время следует согласиться с автором, что такая система порождала в экономике эффект финансовой пирамиды и поэтому была разрушена изнутри.

Представляется вполне обоснованным переход к описанию процессов дезинтеграции посреднического сектора в экономике, превращению простых и примитивных посреднических услуг в «товары Гиффина», возрастанию себестоимости трансакционных услуг, что стало одним из ключевых факторов повышения трансакционной нагрузки в российской экономике (гл. 3). Логичным при таком подходе выглядит и превращение к концу 90-х годов процессов развития посреднического сектора в российской экономике в заметный фактор экономического роста как за счет снижения трансакционной нагрузки в экономике, так и благодаря повышению качества посреднических услуг.

К числу несомненных достоинств рецензируемой монографии относится предложение автора рассматривать в качестве показателя трансакционной нагрузки величины мультипликативных трансакционных

Критика и библиография

издержек. Вводя это понятие, автор предлагает также методику его расчета и делает количественные оценки таких величин по годам и в отраслевом разрезе. При этом автор не ограничивается анализом рассчитанной трансакционной нагрузки в сфере текущего оборота, отражаемого в первом квадранте межотраслевого баланса, а прослеживает многообразные последствия подобной нагрузки на экономику, в частности, формирование разнообразных «ножниц» и в параметрах воспроизводства рабочей силы, и в инвестиционной и инновационной сфере, и в механизмах государственного регулирования экономики (гл. 4, 5, 6). Во всех названных сферах высокая трансакционная нагрузка формировала дополнительную часть издержек и сокращала средства для их оплаты.

Особенно интересной в этом аспекте является гл. 5 о влиянии трансакционной нагрузки на инвестиционную сферу и на процессы воспроизводства основного капитала. Здесь нужно выделить полученные автором оценки влияния трансакционной нагрузки на сокращение эффективности капитальных вложений: увеличение нормативного коэффициента эффективности капиталовложений более чем в 16 раз с 1990 до 1996 г. при одновременном уменьшении срока окупаемости примерно до полугода к середине 90-х годов. Такие цифры, действительно, объясняют глубину инвестиционного кризиса в эти годы.

Наконец, анализ кризиса системы собственности, вытекающий из анализа инвестиционного кризиса, также представляется весьма плодотворным. Выделяя факторы, приведшие к появлению ценовых «ножниц» между показателями балансовой и восстановительной стоимости основного капитала, автор показывает, что в начале 90-х годов рыночная стоимость основных производственных фондов резко сократилась (не менее чем в 2,5-3 раза). Удачным представляется при этом подход к оценке стоимости единицы собственности через сконструированный автором показатель совокупной стоимости российского бизнеса. В работе предлагается вполне разумная методика построения подобного показателя и даются его количественные оценки по годам. Анализ его динамики позволяет получить количественные подтверждения содержательным выводам и инструмент прогнозирования процессов воспроизводства основного капитала в российской экономике.

Таким образом, влияние трансакционной нагрузки с начала 90-х годов прослеживается автором комплексно: в сфере воспроизводства труда основного капитала, инвестиций, а также в области формирова-

ния новой системы интеграции государства и общества, бизнеса и власти, и это, несомненно, следует отнести к числу достоинств данного исследования.

По мнению автора, решающими причинами снижения роли государственного регулирования стали такие факторы, как повышенная трансакционная нагрузка и необходимость выработки новых моделей и механизмов технологий принятия стратегических решений и осуществления государственной политики, что само по себе становится нагрузкой на экономику. Такой подход имеет важное значение и при анализе хозяйственных рисков, повлиявших на себестоимость трансакционных услуг, и при анализе интеграционных процессов в экономике, обусловленных поиском механизмов концентрации бизнеса и концентрации капитала, и при анализе процессов развития инструментов государственного регулирования экономики, которое также требует выработки соответствующих технологий.

Следует отметить теоретическую значимость категории «посредническая монополия», введенной автором для анализа хозяйственного устройства советской экономики. В том или ином виде это понятие применимо не только для указанного, но и для более общего случая: оно может использоваться и для анализа развитой рыночной экономики.

Важное теоретическое и практическое значение имеет понятие институционального перехода, стержнем которого, по мнению автора, стала эволюция института посредничества, которое и в советской, и в российской, и в любой западной стране выполняет функцию формирования кооперационной сети и соединения воедино целостных производственно-технологических комплексов. Отсюда логичным является тезис автора о том, что для формирования полноценной промышленной политики сегодня в первую очередь нужны крупные стратегические посредники, функции которых пока не выполняют ни банки, ни холдинговые компании, ни государство.

В целом из работы видно, что хотя за полтора десятилетия институциональных преобразований в российской экономике произошли большие изменения, хотя цена реформ оказалась очень высокой и для населения, и для государства, и для реального сектора, задачи модернизации экономики выполнены лишь в малой степени. Автор подчеркивает, что их решение требует более серьезной и координированной стратегии дальнейших институциональных преобразований российской экономики.

В.Е. Дементьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.