Научная статья на тему 'НОВАЯ «ФОРМУЛА ОБРАЗОВАННОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БОРТПРОВОДНИКОВ'

НОВАЯ «ФОРМУЛА ОБРАЗОВАННОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БОРТПРОВОДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аксиологический подход / профессиональное обучение / профессиональная компетентность бортпроводников / социально-педагогическая модель / образовательная программа / axiological approach / professional training / professional competence of flight attendants / socio-pedagogical model / educational program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печенкин Александр Павлович

В статье дана характеристика современных требований социума к профессиональной компетентности бортпроводников, проанализирована структура профессиональной компетентности, показаны объективные противоречия в подходах к профессиональному обучению бортпроводников, сделан вывод о необходимости построения процесса обучения на основе социально-педагогических подходов. Описаны теоретико-методологические основания и структура социально-педагогической модели профессионального обучения бортпроводников, построенной на основе аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, принципов уровневости, модульности, целостности, социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW “EDUCATION FORMULA” IN PROFESSIONAL TRAINING OF FLIGHT ATTENDANTS

The article presents the characteristics of modern social requirements to the professional competence of flight attendants, analyzes the structure of professional competence, shows objective contradictions in approaches to the professional training of flight attendants, concludes that it is necessary to build the training process on the basis of socio-pedagogical approaches. Theoretical and methodological foundations and structure of the socio-pedagogical model of flight attendants’ professional training, built on the basis of axiological, personality-oriented and competence-based approaches, principles of level, modularity, integrity, social interaction are described.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ «ФОРМУЛА ОБРАЗОВАННОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БОРТПРОВОДНИКОВ»

УДК 377 00|: 10.31862/2073-9613-2024-2-44-50

ББК 74.4

НОВАЯ «ФОРМУЛА ОБРАЗОВАННОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БОРТПРОВОДНИКОВ

^^А.П. Печенкин

Н Аннотация. В статье дана характеристика современных требований социума к про-Н фессиональной компетентности бортпроводников, проанализирована структура ^Л профессиональной компетентности, показаны объективные противоречия в подходах к профессиональному обучению бортпроводников, сделан вывод о необходимости построения процесса обучения на основе социально-педагогических подходов. Описаны теоретико-методологические основания и структура социально-педагогической модели профессионального обучения бортпроводников, построенной на основе аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, принципов уровневости, модульности, целостности, социального взаимодействия.

Ключевые слова: аксиологический подход, профессиональное обучение, профессиональная компетентность бортпроводников, социально-педагогическая модель, образовательная программа.

Для цитирования: Печенкин А.П. Новая «формула образованности» в профессиональном обучении бортпроводников // Преподаватель XXI век. 2024. № 2. Часть 1. С. 44-50. Б01: 10.31862/2073-9613-2024-2-44-50

44 NEW "EDUCATION FORMULA" IN PROFESSIONAL TRAINING OF FLIGHT ATTENDANTS

■ A.P. Pechenkin

H Abstract. The article presents the characteristics of modern social requirements to ^Л the professional competence of flight attendants, analyzes the structure of professional competence, shows objective contradictions in approaches to the professional training of flight attendants, concludes that it is necessary to build the training process on the basis of socio-pedagogical approaches. Theoretical and methodological foundations and structure of the socio-pedagogical model of flight attendants' professional training, built on the basis of axiological, personality-oriented and competence-based approaches, principles of level, modularity, integrity, social interaction are described.

Keywords: axiological approach, professional training, professional competence of flight attendants, socio-pedagogical model, educational program.

© Печенкин А.П., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Cite as: Pechenkin A.P. New "Education Formula" in Professional Training of Flight Attendants. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2024, No. 2, part 1, pp. 44-50. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-2-44-50

Одним из стратегических приоритетов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 г. определена следующая национальная цель: достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство. Основным условием ее достижения является совершенствование системы образования, которая должна соответствовать современным потребностям экономики, политики, общества в целом. Исследование модернизационных процессов в образовании становится в связи с этим актуальным направлением педагогической науки.

Трансформация всех сфер жизнедеятельности задает новые требования к подготовке специалистов на разных уровнях системы образования, включая профессиональное обучение. Социум формирует запрос на личность социально и профессионально ответственную, инициативную, способную к творческой деятельности и саморазвитию в постоянно меняющихся условиях. Сфера труда, в том числе крупный бизнес, предъявляет высокие специальные требования к работнику и при этом обращает все большее внимание на общую культуру, личностные компетенции и образованность персонала.

Сказанное в полной мере относится к авиационной отрасли, которая является одним из ведущих двигателей техники, технологий, бизнеса. В числе авиационных профессий, значимость которых в современных условиях возрастает, а требования к ним существенно меняются, особое место занимает профессия бортпроводника. Профессиональная компетентность специалиста кабинного экипажа определяется взаимодействием комплекса факторов: технико-технологических, социально-личностных, организационно-управленческих. Изменения в профессии под влиянием стремительной трансформации социума и авиационной отрасли вносят коррективы в требования к профессиональной компетентности специалистов, что необходимо учитывать в процессе их обучения. Решается задача 45 обеспеченности безопасности полетов и комфорта пассажиров на уровне высоких современных российских и международных стандартов. В противовес устаревшему технократическому подходу, ориентированному на ряд узко понимаемых производственных функций, четко обозначился приоритет социально-личностных установок и соответствующих им компетенций в интегрированной структуре профессиональной компетентности бортпроводника. Эти изменения определяются возрастающими требованиями к ценностным ориентациям, организованности, самостоятельности, личной ответственности, умениям работать в системе «человек-человек» и другим качествам бортпроводников.

Специфику профессии придает наличие разных должностей бортпроводников, соответствующих им разрядов и квалификационных требований. Это влияет на структуру профессиональной компетентности и должно быть учтено в процессе обучения. К примеру, особых, педагогических по своей сути умений требует выполнение задач ввода в строй бортпроводников, проверок их работы в условиях полета, организации обучения персонала. Эти требования дополняются к основным функциям бортпроводников по мере повышения их в должности (старший бортпроводник, инструктор-бортпроводник и др.) [1].

В области профессионального обучения специалистов кабинного экипажа в настоящее время можно констатировать наличие ряда объективных противоречий. Прежде

всего отметим противоречие между массовым характером авиационных услуг и закрытостью для общества практически всех составляющих этой сферы, включая профессиональное обучение, что привело к его определенной стагнации. Возник дисбаланс между запросом на специалистов более высокого уровня и устаревшей моделью их подготовки. Назрела необходимость разработки новой модели, ее теоретических основ, структуры, содержания, конкретных механизмов внедрения инноваций в процесс профессионального обучения. Для этого предстоит снять противоречие между жесткостью требований нормативных документов к специальным компетенциям авиационного специалиста и усиливающейся ролью социального и личностного компонентов в структуре его профессиональной компетентности. Полифункциональный характер профессии, ее усложнение, необходимость преодоления обозначенных противоречий делают все более актуальными вопросы разработки и практической реализации современных подходов к профессиональному обучению бортпроводников. Однако специальные научные исследования в области профессионального обучения бортпроводников единичны [2], а немногочисленные статьи касаются в основном рассмотрения конкретных задач подготовки и не затрагивают вопросы методологии.

На наш взгляд, формирование современного специалиста требует не частичных изменений в подготовке, а определения ее новых теоретико-методологических оснований. К ним относятся социально-педагогические принципы и подходы в профессиональном обучении бортпроводников. Речь идет о следующих установках, на достижение которых должен быть направлен процесс профессионального обучения специалистов ка-бинного экипажа:

• ценностное отношение к профессии, человеку, технике;

• понимание социальной значимости профессии и профессиональной сферы в целом;

• социальные навыки (соблюдение норм закона в профессиональной деятельности; умение работать в команде, взаимодействовать с разными группами людей, предупреждать и самостоятельно решать конфликтные ситуации и др.);

46 • психолого-педагогические умения и навыки, необходимые бортпроводнику для грамотного взаимодействия с разными категориями людей (пассажирами, кабин-ным экипажем, летным составом), а на должностях старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора — для выполнения организационно-управленческих функций и наставничества;

• установки организационно-управленческого, методического характера, которые также имеют ярко выраженную социально-педагогическую направленность.

Построение процесса профессионального обучения бортпроводников на основе социально-педагогических подходов позволит сформировать общепрофессиональные, социальные и личностные компетенции и обеспечить не только эффективное выполнение профессиональных обязанностей, но и задать новый уровень развития профессии. Переход на обозначенные выше принципы на системной основе предлагатся осуществить в профессиональном обучении бортпроводников впервые, и поэтому определен нами как «новая формула образованности» специалистов кабинного экипажа.

Для систематизации процесса подготовки и его нацеленности на формирование профессиональной компетентности специалистов, отвечающей современным требованиям, была разработана социально-педагогическая модель профессионального обучения бортпроводников.

Модель имеет многофакторную уровневую структуру. Она состоит из нескольких взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, содержательно-проектировочного, технологического, блока оценивания. Построение каждого блока и модели в целом по модульном принципу позволяет систематизировать формируемые в ходе обучения профессиональные компетенции бортпроводников и целенаправленно выстроить процесс обучения. При этом важно подчеркнуть, что личностный компонент выполняет интегрирующую функцию, поэтому он входит в структуру всех модулей программы профессионального обучения.

Опишем компоненты теоретической модели. В целевом блоке устанавливается зависимость профессиональной компетентности от комплекса факторов социального заказа. В их числе требования отрасли (грамотная эксплуатация техники, безопасность, здоро-вьесбережение, позитивная коммуникация, профилактика конфликтов и др.); требования социума (инновационное развитие, безопасность, комфорт); требования личности (ценностные установки, готовность к изменениям, способность к саморазвитию, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, общая и коммуникативная культура).

С учетом действия этих факторов в целевом блоке определена структура профессиональной компетентности бортпроводников. Она включает ряд компонентов: инвариантный (направлен на формирование компетенций, необходимых для всех бортпроводников) и вариативный (компетенции дополнительные). Инвариантный компонент — это «ядро» профессии, его составляют ценностный, технико-технологический, коммуникативный, деятельностный и личностный модули. Они обеспечивают обязательную базовую подготовку бортпроводников. Вариативный компонент дополняет инвариантный, соответствует требованиям к конкретным должностям и включает психолого-педагогический, методический, организационно-управленческий модули компетенций.

Показав структуру профессиональной компетентности бортпроводников, переходим к характеристике программы ее формирования. В методологическом блоке определены теоретические подходы, на основе которых будет построена образовательная программа. К их числу отнесены аксиологический, личностно-ориентированный, компетентностный 47 подходы. В основе компетентностного подхода лежит формирование готовности к практической деятельности, что максимально соответствует сути профессии бортпроводника, зафиксированной в профессиональном стандарте. Что же касается аксиологического подхода, то на первый взгляд сложно соотносимый со строгой нормированностью и прагматизмом профессии он служит гуманитарным, надпрофессиональным основанием формирования современного специалиста авиационной сферы. В ходе подготовки к выстраиванию субъект-субъектной модели профессиональной деятельности формируется ценностное отношение к человеку, технике, профессии, окружающему миру.

Следующий компонент модели — содержательно-проектировочный блок — фиксирует переход от теоретического базиса к проектированию на его основе программы профессионального обучения бортпроводников. По аналогии со структурой социального заказа и профессиональной компетентности образовательная программа также имеет блочно-модульный формат. Она включает блоки компетенций двух уровней (базовый и вариативный) и соответствующие каждому из них содержательные модули (общепрофессиональный, модуль социального взаимодействия, личностный, дополнительный модуль компетенций по конкретным должностям). В конкретной образовательной программе эти модули компетенций будут соотнесены с формирующими их дисциплинами учебного плана и практиками.

В технологическом блоке детализированы компоненты образовательной программы. Здесь определены этапы формирования профессиональной компетентности (вводный, компетентностно-формирующий и результативный), используемые технологии, педагогические условия (общедидактические и специальные, включая стажировку в рейсовых условиях). Описаны особенности образовательной среды, позволяющие максимально приблизить процесс обучения к реальным условиям профессиональной деятельности бортпроводников.

Блок оценивания структурирует систему контроля над формированием профессиональных компетенций бортпроводников. Здесь описаны этапы, уровни, средства и показатели оценивания, которые осуществляются в авиационном учебном центре, авиакомпанией в рейсовых условиях, при сертификации в Росавиации.

Описанная социально-педагогическая теоретическая модель задает комплексный подход к профессиональному обучению бортпроводников и создает основу для проектирования конкретных образовательных программ их подготовки.

В качестве примера практического внедрения «новой формулы образованности» приведем программу профессионального обучения, разработанную и вндренную автором статьи при обучении бортпроводников в авиационном учебном центре авиакомпании «Победа». Программа выстроена с учетом описанной в теоретической модели структуры профессиональной компетентности бортпроводников и выдержана в блочно-модульном формате. Основу программы подготовки составляют строго нормированные, обязательные для допуска к работе по профессии и конкретной должности дисциплины и практики. Аналогично теоретической модели в нашей образовательной программе они объединены в модули, что подчеркивает их единство и целевое предназначение.

Общепрофессиональный модуль наполняют дисциплины «Конструкция и эксплуатация систем и оборудования воздушного судна», «Аварийно-спасательная подготовка», «Аварийно-спасательная подготовка на этапе водной подготовки», «Авиационная безопасность», «Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом», «Организация 48 работы бортпроводника». Эти дисциплины связаны с обеспечением безопасности пассажиров, экипажа и воздушного судна. Из названий, а в дальнейшем из содержания рабочих программ дисциплин видно, что большинство из них осваивается только практически.

Модуль социального взаимодействия в образовательнй программе составляют дисциплины правовые («Основы воздушно-правовой подготовки», «Нормы и требования охраны труда», «Авиационная дисциплина и оказание доврачебной медицинской помощи на борту судна»), а также дисциплины, связанные с сервисом, обслуживанием пассажиров различных категорий, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, иностранных граждан, для коммуникации с которыми необходимо освоить дисциплину «Профессиональный англйский язык».

Личностный модуль программы формируют дисциплины «Первоначальная подготовка членов кабинного экипажа в области человеческого фактора и управления ресурсами экипажа», «Сервисное обслуживание и коммуникация». Все три модуля дисциплин относятся к базовому (инвариантному) блоку подготовки бортпроводников.

Разработанная программа была предназначена для подготовки бортпроводников к выполнению должности инструктора, поэтому она включала, наряду с базовым (инвариантным) модулем, дополнительный вариативный модуль. В соответствии со спецификой трудовых функций по должности бортпроводника-инструктора модуль составили дисцип-

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX_2 / 2024

ВЕК

лины «Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора», «Организация работы бортпроводника-инструктора», «Методика обучения бортпроводников». Во всех модулях дисциплины поддержаны соответствующими видами практик, что обеспечило необходимое для овладения профессией сочетание теоретических и практических аспектов обучения как механизм формирования профессиональых компетенций.

Важной педагогической задачей при реализации программы профессионального обучения стал поиск эффективных образовательных технологий. Наиболее результативными в подготовке бортпроводников стали интерактивные технологии (кейс-методы, деловые игры, симулятивные технологии. Они широко внедряются в настоящий момент в систему образования и корпоративного обучения и актуальны для профессионального обучения, поскольку побуждают будущих специалистов к самостоятельности и активному взаимодействию в конкретных профессиональных ситуациях [3; 4]. В нашей программе обучения бортпроводников в качестве примера можно привести аварийно-спасательную подготовку на суше в реальном макете воздушного судна. Здесь выполняются все необходимые манипуляции: действия при разгерметизации, эвакуация пассажиров, навыки выживания, поиск и спасение в условиях автономного существования. В макете воздушного судна проводится также тренировка по тушению открытого огня и возгораний в труднодоступных местах судна, действия по оказанию первой помощи, включая родовспоможение. Аварийно-спасательная подготовка на воде осуществляется в бассейне с использованием надувных пилотов и трапов.

Все действия обучающихся подробно анализируются с преподавателем, при необходимости обсуждаются коллективно, рассматриваются ошибки и неточности, по результатам вносятся необходимые коррективы в выполнение заданий. Преподаватель-инструктор помимо отработки конкретных навыков формирует психологическую устойчивость бортпроводников, их готовность действовать в экстремальной ситуации, взаимопонимание и слаженность работы экипажа. Эти личностные качества являются неотъемлемой частью профессиональных компетенций членов кабинного экипажа.

Формирование такого комплексного новообразования, как профессиональная компетентность, не сводится к тренингу и простому «сложению» отдельных компетенций. Оно осуществляется в ходе обучения на системной основе, целенаправленно, поэтапно, с учетом индивидуальных достижений обучающихся. Процесс обучения настроен на включение будущего специалиста в систему сложных служебных и социальных отношений, реальных усложняющихся ситуаций. При этом в процессе профессионального обучения принципиально изменяется роль обучающегося, что отражает изменение субъектной позиции бортпроводника в его професиональной деятельности. Формируются личностные профессионально значимые качества, которые особенно востребованы в профессии сегодня. Это мотивированность на изменения, готовность к саморазвитию, самостоятельность и ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к диалогу и сотрудничеству. Говоря о факторах успешности профессиональной деятельности, исследователи справедливо подчеркивают детерминирующую роль мотивационно-ценностного отношения к профессии, стремления к ее творческому преобразованию [5, с. 56].

Содержание реализованной программы профессионального обучения, используемые образовательные технологии, процедуры оценивания, организация процесса обучения отражают принципы и подходы, сформулированные в теоретической социально-педагогической модели.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.04.2021 № 231н «Об утверждении профессионального стандарта «Бортовой проводник» (зарегистрирован 21.05.2021 № 63550). иИЬ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210024 (дата обращения: 13.12.2023).

2. Гринько, З.И. Формирование профессиональной компетентности бортпроводников: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2008.

3. Безуглая, Н.С., Панфилова, И.А. Повышение кадрового потенциала организации через применение тренингов // Вестник Академии знаний. 2018. № 5 (28). С. 63-69.

4. Марченко, Д.В., Санжаева, Р.Д. Выявление дидактических задач при подготовке бортпроводников-стажеров // Вестник БГУ 2011. № 1. С. 196-198.

5. Серякова, С.Б., Звонова, Е.В., Прибыткова, Я.Д. Образ будущего в структуре социально-педагогической компетентности специалистов социальной сферы // Человек и образование. 2016. № 4 (49). С. 56-61.

REFERENCES

iO

1. Prikaz Ministerstva truda i socialnoj zashchity Rossijskoj Federacii ot 13.04.2021 № 231n "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Bortovoj provodnik" (zaregistrirovan 21.05.2021 № 63550) [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 04/13/2021 No. 231n "On Approval of the Professional Standard 'On-Board Conductor'" (Registered 05/21/2021 No. 63550)]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202105210024 (accessed: 13.12.2023). (in Russ.)

2. Grinko, Z.I. Formirovanie professionalnoj kompetentnosti bortprovodnikov [Formation of Professional Competence of Flight Attendants]: PhD Dissertation (Pedagogy). Kaliningrad, 2008. (in Russ.)

3. Bezuglaya, N.S., Panfilova, I.A. Povyshenie kadrovogo potenciala organizacii cherez primenenie treningov [Improving the Human Resource Potential of an Organization Through the Use of Trainings], Vestnik Akademii znanij = Bulletin of the Academy of Knowledge, 2018, No. 5 (28), pp. 63-69. (in Russ.)

4. Marchenko, D.V., Sanzhaeva, R.D. Vyyavlenie didakticheskih zadach pri podgotovke bortprovodnikov-stazherov [Identification of Didactic Tasks in the Training of Trainee Flight Attendants], Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Buryat State University, 2011, No. 1, pp. 196-198. (in Russ.)

5. Seryakova, S.B., Zvonova, E.V., Pribytkova, Ya.D. Obraz budushchego v strukture socialno-pedagogicheskoj kompetentnosti specialistov socialnoj sfery [The Image of the Future in the Structure of Socio-Pedagogical Competence of Social Sphere Specialists], Chelovek i obrazovanie = Man and Education, 2016, No. 4 (49), pp. 56-61. (in Russ.)

Печенкин Александр Павлович, аспирант, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, aeroflotak@mail.ru

Aleksandr P. Pechenkin, Post-graduate Student, Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow Pedagogical State University, aeroflotak@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.01.2024. Принята к публикации 01.03.2024 The paper was submitted 02.01.2024. Accepted for publication 01.03.2024

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX_2 / 2024

ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.