Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

281
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
АВИАДИСПЕТЧЕР / ПИЛОТ / БОРТПРОВОДНИК / ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марихин Сергей Васильевич, Литвинова Анастасия Васильевна, Степаненко Виктория Андреевна

В статье рассмотрены некоторые особенности процесса обучения авиационного персонала компании, в частности, авиадиспетчеров, пилотов и бортпроводников, касающиеся формирования необходимых качеств у обучающихся, путем использования специальных психолого-педагогических приемов. Рассмотрены методы обучения, воспитания и подготовки авиационного персонала. Проанализированы психологические идеи и концепции, а также проблемы обучения авиационных специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марихин Сергей Васильевич, Литвинова Анастасия Васильевна, Степаненко Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE AVIATION PERSONNEL TRAINING PROCESS

The article discusses some features of the training process of the company's aviation personnel, in particular, air traffic controllers, pilots and flight attendants, concerning the formation of the necessary qualities in students, through the use of special psychological and pedagogical techniques. The methods of training, education and training of aviation personnel are considered. Psychological ideas and concepts, as well as problems of training aviation specialists are analyzed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА»

УДК 005.95/.96

Марихин Сергей Васильевич, Marikhin Sergey Vasilyevich,

Доктор педагогических наук, доцент Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Литвинова Анастасия Васильевна, Степаненко Виктория Андреевна Litvinova Anastasia Vasilevna, Stepanenko Victoria Andreevna

Студент Student

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

St. Petersburg State University of Civil Aviation

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА

SOME FEATURES OF THE AVIATION PERSONNEL TRAINING

PROCESS

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые особенности процесса обучения авиационного персонала компании, в частности, авиадиспетчеров, пилотов и бортпроводников, касающиеся формирования необходимых качеств у обучающихся, путем использования специальных психолого-педагогических приемов. Рассмотрены методы обучения, воспитания и подготовки авиационного персонала. Проанализированы психологические идеи и концепции, а также проблемы обучения авиационных специалистов.

Abstract: The article discusses some features of the training process of the company's aviation personnel, in particular, air traffic controllers, pilots and flight attendants, concerning the formation of the necessary qualities in students, through the use of special psychological and pedagogical techniques. The methods of training, education and training of aviation personnel are considered. Psychological ideas and concepts, as well as problems of training aviation specialists are analyzed.

Ключевые слова: авиадиспетчер, пилот, бортпроводник, обучение, процесс обучения, авиационный персонал

Key words: air traffic controller, pilot, flight attendant, training, training process, aviation personnel

Обучение авиационного персонала осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, Международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО. Так для пилотов и авиадиспетчеров, например, важными этапами обучения являются: изучение необходимых предметов и авиационного английского языка, теория и практика управления воздушным судном и воздушным движением соответственно, а также ежегодная лётная проверка по физическому и психологическому здоровью обучающегося. В данном исследовании мы рассмотрим некоторые особенности обучения авиационного персонала, в частности, авиадиспетчеров, пилотов и бортпроводников, касающиеся воспитания необходимых качеств у обучающихся, путем использования специальных психологических приемов, подготовки авиационного персонала к употреблению некоторых психологических знаний в профессиональной деятельности, а также проанализируем особенности использования психологических концепций в процессе профессионального отбора персонала.

Прежде всего остановимся на процессе обучения авиадиспетчеров. Как известно, профессиональная деятельность диспетчера управления воздушным движением (УВД) строится исходя из структуры и функций системы УВД, которая предназначена для обеспечения безопасного, упорядоченного и ускоренного потока воздушного движения и представляет собой сложную структуру, центральная роль в которой отводится авиадиспетчеру. Профессия диспетчера УВД является высокоинтеллектуальной, поэтому к обучающемуся предъявляются особые требования к объему кратковременной и долговременной памяти, пространственному представлению, продуктивности, логичности и критичности мышления, способности предвидения событий в

различных условиях. Выявление способности человека к обучению, скорости его реакции и других качеств необходимых авиадиспетчеру происходит уже на этапе поступления в учебное заведение, в процессе прохождения тестов профотбора. Кроме заданий на счет, реакцию, мышление будущие авиадиспетчеры должны пройти психологический тест СМИЛ или стандартизированный многофакторный метод исследования личности, который по мнению психолога Л.Н. Собчик обнаруживает личностные особенности и проблемы человека, а также подсказывает наиболее адекватный индивидуально-ориентированый путь подхода к нему. Хотя СМИЛ и считается стандартом психологического тестирования с высокой достоверностью и надежными методами защиты от чрезмерно положительных ответов, часто у кандидатов, научившихся проходить этот тест, отмечается наличие качеств, которые им не присущи. Это, несомненно, является серьезной проблемой, требующей особого внимания.

Следует отметить, что не только авиадиспетчеры обязаны проходить специальное тестирование. Будущие пилоты также отвечают на вопросы тестов профотбора, в ходе которого выявляют не только профессиональные качества (например, знание компаса), но и базовые способности, и личностные наклонности.

В подготовке авиадиспетчеров и пилотов особое значение имеет использование тренажеров. Наиболее важное в тренажере не внешнее уподобление рабочему месту диспетчера УВД или кабине самолета, а внутренняя психологическая адекватность той реальной деятельности, для которой этот тренажер создается. В результате мини-опроса среди обучающихся на авиадиспетчеров и пилотов нами было установлено, что занятие на тренажерах оказывается более эффективным, чем меньше инструктор вмешивается в управление. Также после выполнения упражнения ученик обязательно должен проанализировать его, так как это вызывает у

будущих диспетчеров и пилотов привычку постоянно контролировать свои действия, развивает наблюдательность, учит самостоятельно принимать решения.

Несмотря на несомненные достоинства использования тренажеров, в настоящее время тренажеры имеют ряд практически неустранимых недостатков. Самым главным недостатком тренажерной подготовки является ее низкая воспитательная роль. Тренируемый отлично понимает, что в тренажере ему или воздушным судам, находящимся под его управлением, не угрожает какая-либо реальная опасность, и если даже при имитации аварийной ситуации на тренажере у него резко учащается пульс, это не означает аналогии такой реакции с реакцией на действительную опасность.

Кроме тренировок с использованием тренажеров подготовка диспетчеров и пилотов включает в себя изучение ряда дисциплин. Хорошее освоение этих дисциплин является обязательным условием становления квалифицированного специалиста. Именно поэтому, по нашему мнению, основной задачей педагогов является воспитание у обучающихся самого серьезного отношения к ним. Такое отношение формируется, в частности, с помощью убедительных примеров. Например, будущим авиадиспетчерам можно рассказать об ошибках диспетчеров УВД, возникающих из-за плохого усвоения теории.

В свою очередь процесс профессионального обучения будущих пилотов отчетливо распадается на подготовку наземную и подготовку летную. Наземная подготовка, состоящая из тренажеров и освоения дисциплин, была охарактеризована ранее, поэтому в дальнейшем речь пойдет о летной подготовке.

Эффективность подготовки пилота в полете обеспечивается путем использования некоторых приемов:

1) Накопление резервного запаса уверенности. Так, при обучении полетам в облаках, при переходе от менее сложных упражнений к более

сложным, инструкторы обязаны выполнить с обучаемым несколько полетов в обстановке более сложной, чем та, в которой им самим придется выполнять задание.

2) Максимальная и возможно более ранняя самостоятельность обучающегося в полете. После того, как инструктор показал пилоту порядок выполнения упражнения и убедился в том, что тот все понял, он уже не вмешивается в управление самолетом. Ошибки должны исправляться инструктором только после того, как это оказывается не под силу обучающемуся, в данном случае инструктор должен показать правильные действия и добиться их полной отработки, так как самое опасное в обучении пилотов - закрепление ошибочных действий. Касаясь некоторых вопросов летной подготовки П. Огар писал: «Легче внедрить в любом деле правильную установку, чем преодолеть неправильную».

3) Вариативность условий обучения. Чем шире диапазон пережитых пилотом ситуаций, тем выше его профессиональная надежность. Использование принципа вариативности в обучении предполагает не только разнообразие учебных заданий, но и организацию динамики душевных состояний, в частности психологического настроя, адекватного текущей деятельности. Поддерживание наивысшего психологического настроя в течение всего полета практически невозможно - его надо чередовать с коротким расслаблением, когда обстановка несколько упрощается. Длительное же пребывание в напряженном состоянии может вызвать усталость и отрицательные эмоции. Владению своим психологическим настроем надо учить с первых же полетов, постоянно привлекая к этому внимание курсантов.

Выше мы рассмотрели использование психологических приемов в процессе отбора кандидатов и в процессе воспитания необходимых качеств у будущих специалистов. Однако некоторые представители авиационного персонала, в силу своих профессиональных обязанностей должны знать

психологию человека, чтобы правильно коммуницировать с людьми. В частности бортпроводники, вопреки расхожему мнению, помимо обслуживания пассажиров могут успокоить их в случае дебоша или паники, увидеть наперёд потенциально «проблемного» пассажира. Для этого с членами кабинного экипажа часто работают психологи, проводят специальные тренинги.

Для предотвращения конфликтных и нестабильных ситуаций очень важна правильная манера общения со своими клиентами. Бортпроводников учат соответствующему поведению с пассажирами, которое могло бы внушить им доверие и уверенность в безопасности в течении полёта. Поэтому на стадии обучения в будущих работников закладывают манеры общения такие, как: вежливость, тактичность, скромность, корректность, учтивость, любезность и так далее. Более того, для создания дружелюбной обстановки между клиентом и работником очень важно вешнее впечатление. Поэтому необходимо тренировать в будущих специалистах навыки ходьбы, постановке поз и жестикуляции. Всё вышеперечисленное внушает пассажиру, что у этой авиакомпании есть четкая и согласованная система организации, а значит и нет причин для какой-либо паники.

Ещё одно важное умение, которому обучают бортпроводников, составление и оценка психологического портрета авиапассажира. При первом же приветствии с пассажирами, бортпроводники проводят анализ и выявляют для себя ряд пассажиров, которые могут оказаться потенциально опасными. В случае если пассажир не поздоровался, целенаправленно прячет взгляд, использует много междометий и тараторит при ответе на простой вопрос, а так же излишне суетлив — всё это позволяет бортпроводнику сделать вывод, что пассажир может представлять угрозу безопасности на борту. Вследствие чего бортпроводник будет наблюдать с особым вниманием за таким пассажиром.

Из результатов исследований можно сделать вывод, что в процессе обучения авиационного персонала используются различные психологические

теории и концепции. Психологический подход к отбору и обучению во многом определяется необходимостью формирования особенных качеств характера у авиационных специалистов и определенных навыков общения с пассажирами.

В целом, подготовка специалистов гражданской авиации в России пока гарантирует безопасность воздушных перевозок, однако существует ряд неустраненных проблем. Во-первых, при прохождении психологического теста в процессе профотбора, кандидаты могут заранее узнать верные ответы, тем самым во много раз уменьшая правильность результатов. Решением данной проблемы, по нашему мнению, является регулярное обновление Федеральным агентством воздушного транспорта («Росавиацией») тестов профотбора.

Во-вторых, необходимо отметить, что в процессе тренажерной подготовки авиационного персонала часто инструкторы-воспитатели некорректно и несправедливо относятся к обучающимся. Отношение инструктора к воспитаннику, к его успехам и неудачам во многом, а иногда и целиком определяет становление профессионального мастерства. Хорошо известно, как воодушевляет ученика одобрение опытного мастера. Не меньшее, но уже противоположное впечатление оказывает негативная оценка выполненного учеником того или иного учебного задания. Если инструктор всегда отмечает у учеников только плохое, не замечая хорошего, то ученики зачастую утрачивают уверенность в своих силах, у них формируется нерешительность. Одной из причин нервно-психической напряженности может быть отрицательное эмоциональное состояние обучающегося, неуверенность в себе, недооценка своих сил в результате непродуманной оценки инструктора. Поэтому мы считаем, что инструкторам всегда следует, вскрывая недостатки ученика, замечать и все хорошее, что способствует прогрессу личности.

Также, на наш взгляд, важным педагогическим принципом воспитания нужных качеств у обучающихся является постоянное, настойчивое формирование у них любви к своей профессии, положительного отношения к

авиации, увлеченности ею, что невозможно при незаинтересованности в этом преподавателя.

Особо следует выделить проблему некомпетентности некоторых представителей авиационного персонала, работающих с пассажирами. Так в результате анализа более 32 тысяч отзывов, проведенного одним сервисом путешествий, было выяснено, что некоторые пассажиры жаловались на грубость и равнодушие бортпроводников, из чего можно сделать вывод, что программа психологической подготовки кабинного экипажа не выполняет поставленную задачу в полной мере. Поэтому необходимо в некоторой степени пересмотреть процесс подготовки бортпроводников, например, увеличить сроки обучения с 60 дней до трех-четырех месяцев с целью более глубокого изучения психологии общения с клиентами.

Библиографический список:

1. Авиационная психология для авиадспетчеров: учеб. Пособие / сост. Д.А. Евстигнеев, В.А. Карнаухов. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2005. - 137 с.

2. Алякринский Б. С. Основы авиационной психологии / Б. С. Алякринский. - М. : Изд-во «Воздушный транспорт», 1985. - 315 с.

3. Баранов А.А. Психологическая стрессоустойчивость и мастерство педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. док. психол. наук. - СПб, 2012.

4. Основы психологии, общения и профессиональной этики бортпроводников [Электронный ресурс]/ сост. 2012 URL: https: //www. myunivercity.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.