3.2. НОВАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Клечковская Людмила Герасимовна, заведующий кафедрой гражданского права, доцент, канд. ист. наук Место работы: Российская таможенная академия
lud.ger@yandex.ru
Аннотация: Потребности российского рынка труда по квалификационному уровню и по профессиональной структуре не удовлетворены. Поэтому анализ законодательства, регулирующего порядок привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов, является актуальным, имеет как теоретическое, так и практическое значение.
В статье раскрыто понятие «иностранный гражданин -высококвалифицированный специалист» с учетом последних изменений в законодательстве, уточнены виды деятельности, к которым могут быть привлечены иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты. Рассмотрены льготы, которые предоставляются для этой категории граждан.
Анализ законодательства позволил выявить особенности привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, обосновать необходимость дальнейшего совершенствования законодательства с целью привлечения их к трудовой деятельности в России
Ключевые слова: иностранные граждане; трудоустройство; иностранный работник; высококвалифицированный специалист; работодатель
INNOVATIONS OF THE LEGISLATION ON THE EMPLOYMENT OF HIGHLY QUALIFIED FOREIGN SPECIALISTS
Klechkovskaia Liudmila G., Head of chair of civil law, associate Professor,Cand. East. of Sciences
Work place: Russian customs Academy
lud.ger@yandex.ru
Annotation: The needs of the Russian labor market by qualification level and occupational structure are not satisfied. Therefore, the analysis of the legislation regulating the employment of highly qualified foreign specialists, is relevant, has both theoretical and practical importance.
In the article the concept of "foreign citizen is highly fitsirovannye specialist" with the latest changes in the legislation, clarifies the types of activities that may be held by foreign citizens - highly qualified specialists. Considered benefits that are provided for this category of citizens.
Analysis of legislation allowed to reveal the peculiarities of employment of foreign citizens - highly qualified specialists, to justify the need for further improvement of the legislation with the aim of attracting them to work in Russia
Keywords: foreing citizens; placing in a job; foreign worker; high qualitied specialist; employer
Поскольку на российском рынке труда ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям, то стимулирование привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов из-за рубежа приобретает особую актуальность. Поэтому необходимость регулирования миграционных процессов возрастает[6, с. 152]. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.[3] предусмотрено ряд мер по созданию условий для широкого привлечения трудовых мигрантов, отмечается необходимость совершенствования механизма регулирования привлечения иностранной рабочей силы, в том числе, высококвалифицированных специалистов.
О росте численности привлекаемых к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов свидетельствуют следующие цифры. Так, если в 2012 г. ФМС России высококвалифицированным специалистам было оформлено 11 795 разрешений на работу, то в 2013 г. - 21 531, в 2014 г. - 24 861 [1, с. 86]. Численность привлекаемых на территорию РФ в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, в 2013 г. составила 119 341 человек, в 2014 г. -147 857 человек[7, с. 5].
Понятие «высококвалифицированный специалист» было введено Федеральным законом № 8б-ФЗ с 01.07.2010[11 ]. Иностранного специалиста признавали высококвалифицированным исходя из годового размера его заработной платы.
С целью дальнейшего совершенствования миграционного законодательства в части привлечения и использования иностранных работников, в том числе высококвалифицированных специалистов, в последние годы принято ряд федеральных законов, внесших изменения и дополнения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[2, с. 76 - 113]. Но особое внимание следует уделить изменениям в порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, предусмотренным Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ [14] и Федеральным законом от 08.03. 2015 № 56-ФЗ[15].
Во-первых, претерпело изменения понятие «иностранный гражданин - высококвалифицированный специалист». Как уже отмечалось, до сих пор иностранного гражданина признавали высококвалифицированным специалистом исходя из годового уровня заработной платы (вознаграждения). Федеральным законом от 08.03. 2015 № 56-ФЗ период, за который исчисляется размер заработной платы высококвалифицированного иностранного специалиста, был снижен и закреплен не в годовом, а в ежемесячном исчислении.
Так, теперь высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):
1) в размере не менее 83 500 рублей из расчета за один календарный месяц (ранее - не менее одного миллиона рублей из расчета за один год (365 кален-
дарных дней)) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей), организациями, указанными в абз. 2, 3 подп. 1 п. 5 ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляющими деятельность в области информационных технологий и получившими в порядке, установленном Правительством РФ, документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны);
2) в размере не менее чем 58 500 рублей из расчета за один календарный месяц (ранее - не менее чем семьсот тысяч рублей из расчета за один год (365 календарных дней)) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);
3) без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколко-во»[12];
4) в размере не менее 83 500 рублей из расчета за один календарный месяц (ранее - не менее одного миллиона рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
5) в размере не менее 167 000 рублей (ранее - не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней)) - для иных иностранных граждан.
Поскольку теперь за основу берется размер заработной платы в отношении каждого конкретного высококвалифицированного иностранного специалиста в ежемесячном исчислении, то это будет способствовать более эффективному контролю за исполнением работодателями обязательств перед данными специалистами.
Кроме того, ст. 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнена п.1.4., которым определено, что в случае возникновения перерывов в трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов, вызванных болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного специалиста в части
получаемой им зарплаты считается соблюденным, если совокупная величина заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы.
Следует также учитывать, что доходы от осуществления трудовой деятельности иностранного высококвалифицированного специалиста облагаются в рамках льготного НДФЛ в размере 13%[8].
Во-вторых, уточнены виды деятельности, к которой не могут быть привлечены иностранные граждане -высококвалифицированные специалисты. Так, они не могут привлекаться для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии.
Кроме того, работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационные требования к таким работникам утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.09.2013 № 475н[9].
Перечнем определено, что в России высококвалифицированные иностранные специалисты в торговле могут работать, например: директорами предприятий, финансовыми директорами, заместителями директора по коммерческим вопросам, по управлению персоналом, главными товароведами, заведующими отделами, заведующими товарными комплексами, секциями, складами, начальниками отделов, лабораторий, менеджерами. Для них определены также требования касательно уровня образования и стажа работы по специальности. Ранее таких требований к иностранным гражданам - высококвалифицированным специалистам не было.
В-третьих, уточнено, что на высококвалифицированных специалистов и членов их семей не распространяются квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, а также допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики. Членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки.
В-четвертых, установлено, что высококвалифицированные специалисты и члены их семей, обратившиеся с заявлением, и высококвалифицированные специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» освобождаются от обязанности подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ[13].
Что касается компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, то их оценку работодатель и заказчик работ (услуг) осуществляют самостоятельно в отношении тех иностранных граждан, которых желают привлечь к работе, и сами несут соответствующие риски.
В перечень лиц, которые вправе привлекать высококвалифицированных специалистов, входят работодатели или заказчики работ (услуг), которые являются: российскими коммерческими организациями; российскими научными организациями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной аккредитации; аккредитованными в установленном порядке на территории РФ филиалами, представительствами иностранных юридических лиц.
При этом работодатели или заказчики работ (услуг) в течение двух лет до дня подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не должны подвергаться административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, а также не должны иметь на момент подачи такого ходатайства неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.
Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в РФ, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган следующие документы:
1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста. В нем работодатель или заказчик работ (услуг) отражает сведения о компетентности и об уровне квалификации данного специалиста и сведения о документах, подтверждающих наличие у него среднего профессионального образования или высшего образования (если соответствующие требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности предусмотрены законодательством РФ), для внесения указанных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности;
2) трудовой договор[10, с. 146] или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)[5, с. 96] с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным специалистом разрешения на работу;
3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением за пределы РФ или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.
Ходатайство рассматривается в срок не более четырнадцати рабочих дней. Следует отметить, что отказ в приеме ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного специалиста не допускается, кроме случаев непредставления работодателем или заказчиком работ (услуг) какого-либо из требуемых документов.
Решение об отказе в выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, об аннулировании его разрешения на работу или об отказе в выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности принимается при наличии одного из оснований, предусмотренных подп. 1 - 10 п. 9 и пп. 9.1 и 9.7 ст. 18 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Следует отметить, что разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им договора, но не более чем на три года. Но указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия договора, но не более чем на три года для каждого такого продления.
При этом в течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи также вправе осуществлять на территории РФ трудовую деятельность, но при наличии у них разрешения на работу, также они могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.
Установлено требование, что высококвалифицированный специалист и члены его семьи в течение срока действия заключаемого трудового или гражданско-правового договора должны иметь действующий на территории РФ договор (полис) медицинского страхования либо иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.
Работодатели и заказчики работ (услуг), заключившие с высококвалифицированными специалистами договор, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате им заработной платы (вознаграждения).
Разумеется, что усиление контроля за исполнением работодателем принятых обязательств перед иностранными специалистами в части соблюдения критерия по размеру заработной платы окажет положительное действие, затруднит недобросовестным работодателям возможность под видом найма высококвалифицированных работников привлекать низкоквалифицированную рабочую силу.
Вместе с тем необходимо формировать дополнительные механизмы для защиты прав национальных трудовых ресурсов. Ведь Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.[4] нацелена на занятие значимого места России на рынках высокотехнологических товаров и интеллектуальных услуг.
В целом же, совершенствование законодательства, регулирующего трудовую деятельность иностранных
граждан - высококвалифицированных специалистов, будет способствовать привлечению квалифицированной иностранной рабочей силы и социально-экономическому развитию Российской Федерации.
Список литературы:
1 .Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2012 год и плановый период 2013 и 2015 годов [Электрон. ресурс]. URL:
http://www.fms.gov.rU/about/statistics/plans/details/59631/3/.
2.Клечковская Л.Г. Нормативно-правовая основа регулирования занятости населения в Российской Федерации: монография / Л.Г. Клечковская. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С.136.
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. от 13.06.2012 (утверждена Президентом РФ) [Электрон. ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/868/details/53252/.
4.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (в ред. от 08.08.2009). Утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009 № 1121-р) [Электрон. ресурс]. URL: http://base.garant.ru/194365/#text.
5.Кудрявцева Л.В. Сущность гражданско-правового договора как института правового регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3.
6.Морозов П.Е. Научно-теоретические аспекты правового регулирования международной трудовой миграции в условиях глобализации // Бизнес в законе. 2011. № 4.
7.Отчет Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за 2014 г. «Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»» [Электрон. ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports/2.
8. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18.02.2014 № 03-04-06/6773 "О ставке НДФЛ в отношении доходов высококвалифицированного специалиста - иностранного работника организации». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70526306/.
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.09.2013 № 475н "Об утверждении перечня профессий (должностей, специальностей) иностранных работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационных требований к таким работникам" [Электрон. ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2014/01 /27/inostrantsy-dok.html.
10. Савин В.Т. К вопросу о понятии работодателя - юридического лица (организации) как субъекта трудовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.
11. Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ (с послед. изм.) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 24.05.2010, № 21, ст. 2524.
12. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (с послед. изм.) «Об инновационном центре «Сколково» // СЗ РФ, 04.10.2010, № 40, ст. 4970.
13.Федеральный закон от 20.04.2014 № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 21.04.2014. № 16. Ст. 1831.
14.Федеральный закон от 24.11 2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 01.12.2014, № 48, ст. 6638.
15.Федеральный закон от 08.03. 2015 № 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изме-
нений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //СЗ РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1426.
Reference list:
1.The report on results and main directions of activities of the Federal migration service for 2012 and the planned period 2013 and 2015 [Electron. resource]. URL: http://www.fms.gov.rU/about/statistics/plans/details/59631/3/.
2.Klechkowskaia L. G. legal framework for the regulation of the population employment in the Russian Federation: monograph / L. G. Klechkowskaia. M.: Publishing house of the Russian customs Academy, 2011. P. 136.
3. The concept of state migration policy of the Russian Federation for the period till 2025 13.06.2012 (approved by the President of the Russian Federation) [Electron. resource]. URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/868/details/53252/.
4.The concept of long term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (as amended on 08.08.2009) Approved. The order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 № 1662-R (as amended on 08.08.2009 No. 1121-R) [Electron. resource]. URL: http ://base.garant. ru/194365/#text.
5.Kudryavtseva L. V. The essence of a civil contract as an institution of legal regulation of labour relations complicated by a foreign element // Gaps in Russian legislation. 2011. No. 3.
6.Morozov P. E. Scientific and theoretical aspects of legal regulation of international labor migration in the conditions of globalization // Business in law. 2011. No. 4.
7.The report of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation for 2014 "State program of the Russian Federation "Promoting employment"" [Electron. resource]. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports/2.
8. Letter from the Department of tax and customs tariff policy Min-FINA Russia from 18.02.2014 № 03-04-06/6773 "On the rate of personal income tax in respect of income of a highly qualified specialist - foreign employee organization." [Electron. resource]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70526306/.
9. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation dated 23.09.2013 № n "On approving the list of professions (positions, specialties) foreign employees exercising management and coordination activities associated with the conduct of a trade, and qualification requirements for such workers" [Electron. resource]. URL: http://www.rg.ru/2014/01/27/inostrantsy-dok.html.
10. Savin T. V. To the question about the concept of the employer - legal person (organization) as the subject of labor relations // Gaps in Russian legislation. 2013. No. 6.
11. Federal law dated 19.05.2010 No. 86-FZ (with the lat-ter.ISM.) "On amendments to the Federal law "On legal status of foreign citizens in the Russian Federation" and certain legislative acts of the Russian Federation" // Sz the Russian Federation, 24.05.2010, No. 21, article 2524.
12. Federal law dated 28.09.2010 № 244-FZ (with the lat-ter.ISM.) "About the innovative centre "SKOLKOVO" // Sz the Russian Federation, 04.10.2010, No. 40, art 4970.
13.Federal law dated 20.04.2014 No. 74-FZ "On amending the Federal law "On legal status of foreign citizens in the Russian Federation" // Sz the Russian Federation. 21.04.2014. No. 16. PT. 1831.
14.Federal the act of 24.11 2014 No. 357-FZ"On amending the Federal law "On legal status of foreign citizens in the Russian Federation" and certain legislative acts of the Russian Federation" // Sz the Russian Federation, 01.12.2014, No. 48, art 6638.
15.The Federal law from 08.03. 2015 No. 56-FZ "On amendments to article 13.2 of the Federal law "On legal status of foreign citizens in the Russian Federation" and article federalnogo of the law "On amendments to the Federal law "On legal status of foreign citizens in the Russian Federation" and certain legislative acts of the Russian Federation" //Sz RF, 09.03.2015, № 10, article 1426.
ОТЗЫВ
на статью «Новации законодательства о привлечении к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов» с целью опубликования в журнале, рекомендованном ВАК, Клечковской Людмилы Герасимовны
1. Актуальность: предпринятое исследование актуально, т.к. имеет большое практическое значение, поскольку на российском рынке труда ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям, и это требует стимулирования привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.
2. Практическая значимость: состоит в том, что выводы и суждения, сформулированные в данном исследовании, могут быть использованы в правоприменительной практике, а также в процессе преподавания дисциплин, связанных с применением труда высококвалифицированных иностранных специалистов.
3. Аргументированность и конкретность выводов и предложений: в исследовании выводы и предложения логически последовательны и аргументированы.
4. Использование литературных источников: использованы литературные источники, труды ученых - правоведов, нормативные правовые акты.
Вывод: статья «Новации законодательства о привлечении к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов» канд. ист. наук, доцента Клечков-ской Л.Г. рекомендуется для публикации в открытой печати, ранее не публиковалась.
Научный консультант Кобзарь-Фролова,
д-р юрид. наук, профессор,
профессор кафедры таможенного права
Российской таможенной академии