♦
водных крыльях разрабатывалась экранопланная тематика, на одном из предприятий строились модели, а на экспериментальной базе проводились исследования и доводка этих моделей. У истоков всего этого стоял сам Р. Алексеев, дело которого продолжили его преемники. Но в перестроечные времена это важнейшее направление НИОКР стало ненужным практически никому. Централизованное управление исчезло, прибыли от данного направления работ в ближайшей перспективе не предвиделось, а о дальнейшей думать было некому. Научный коллектив стал попросту разваливаться. Однако ряду ведущих специалистов, ближайших соратников Р. Алексеева, удалось сохранить научное ядро и продолжить работы. Им удалось добиться регистрации российского приоритета в данном классе работ, что обеспечивает их патентную защиту. Было изготовлено несколько аппаратов-катеров, демонстрируемых не только в России, но и за рубежом. Необходимы дальнейшее их совершенствование и испытания. Кстати, одно из испытаний проводилось на Черном море, где за экранопланом постоянно следовал боевой российский вертолет.
Однако экспериментальная база под Чкаловским, созданная еще Р Алексеевым, недавно обанкротилась, и кто будет ее новым собственником, неизвестно. А пока идет элементарное растаскивание наиболее ценного имущества. Естественно, без экспериментальной базы совершенствовать экраноплан невозможно. А он, кроме всего прочего, необходим и для укрепления обороноспособности России.
Мы предпринимаем столь длинный экскурс в историю с той целью, чтобы показать, что в России необходимо, во-первых, создание централизованного информационно-инновационного банка данных государственного уровня, в котором в обязательном
порядке должна собираться, храниться и анализироваться информация обо всех значимых НИОКР российского и международного масштаба. Важность организации такого банка для подъема и дальнейшего развития народного хозяйства в целом и отрасли машиностроения в частности и в особенности настолько высока, что промедление с его организацией, в нашем представлении, недопустимо. Во-вторых, и это должно быть обязательным следствием первого мероприятия, необходима разработка общегосударственной инновационной программы подъема и развития в первую очередь машиностроительных отраслей. Эта программа должна предусматривать полное гарантирование ресурсного обеспечения инновационных направлений деятельности и жесткий контроль всех этапов как самих НИОКР, так и их практической реализации на промышленных предприятиях.
Минувшее десятилетие показало, что ни банки, ни какие-либо коммерческие структуры не будут финансировать магистральные направления развития НТП в первую очередь потому, что они не дают быстрой отдачи на вложенные средства.
Что касается микроуровневого управления процессом инноваций, т.е. непосредственно на предприятиях, то здесь, во-первых, как мы уже отмечали, должны быть созданы прогнозные службы, ориентированные только на решение проблем перспективно-стратегической направленности. Они должны подчиняться высшему уровню управления предприятиями и полностью освобождаться от процесса оперативного управления производством. В их функции должны входить и непосредственная связь с информационно-инновационным банком, и выполнение всех вышеуказанных задач, которые должно решать само прогнозирование.
УДК 658.74
НОВАЦИИ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ ПРОДУКЦИИ ДАЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПААЬНЫХ НУЖД
По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ (далее - МЭРиТ), объем государственных закупок в 2005 г. составил 1,047 трлн руб. против 786,5 млрд руб. в 2004 г. С 1 января 2006 г. вступил в силу федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее -ФЗ-94), который, по мнению некоторых специалистов, позволит государству ежегодно экономить как минимум 150 млрд руб. Новый закон существенным образом меняет всю систему размещения муниципальных и государственных заказов, поэтому он привлекает внимание как ученых, так и практиков. Целый ряд положений документа нуждается в разъяснениях и комментариях. В рамках данной
Е.А. Чистякова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2006. №12
статьи не представляется возможным рассмотреть все новационные аспекты закупочных процедур, поэтому мы остановимся только на некоторых.
Во-первых, в соответствии с п. 2 ст. 1 закон не применяется в случаях размещения заказов, если товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке устанавливается в 60 тыс. руб.
Согласно ст. 154 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Следовательно, количество заключаемых договоров (т.е. сделок) не ограничивается ГК РФ.
В этой связи у многих государственных и муниципальных заказчиков возникает вопрос: имеет ли сумма закупки временную категорию (месяц, год), ограничивается ли номенклатурой закупаемой продукции или количеством поставщиков. В статье ФЗ-94 нет подобного рода ограничений, поэтому заказчику легко уйти от конкурсных процедур. Эта проблема требует обязательного разрешения. В противном случае конкурсы и аукционы не будут проводиться вообще.
Во-вторых, в законе не прослеживается единой системы построения понятий и определений, отсутствует специальная статья, трактующая понятийный аппарат, используемый в законе, что не соответствует правилам юридической техники. В свою очередь, приводимые в различных статьях закона понятия определяются недостаточно четко, что вызывает множество вопросов при исполнении закона.
Например, ч. 1 ст. 3 ФЗ-94 определяет государственные нужды как «обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или субъектов РФ за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности в товарах, работах, услугах...», а ч. 1 ст. 4 дает понятие государственных и муниципальных заказчиков, которыми «могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств
при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств». При сопоставлении этих двух определений встает вопрос о том, распространяется ли действие закона на закупки, осуществляемые за счет внебюджетных источников финансирования, так как в ст. 4 упоминание о них отсутствует. Для заказчиков эта неопределенность превращается в весьма серьезную проблему, поскольку многие из них осуществляют расходование внебюджетных средств на бесконкурсной основе, что аудиторы Счетной палаты считают нарушением.
В-третьих, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 2154-р к ФЗ-94 планируется выпустить порядка двух десятков нормативно-правовых актов и методические рекомендации в рамках выполнения плана мероприятий по реализации положений федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и по повышению эффективности проведения закупок продукции для государственных нужд. В настоящее время па портале госзакупок МЭРиТ выложены проекты нормативных документов:
1) проект постановления Правительства РФ «О порядке ведения реестров контрактов, требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом, на котором размещаются указанные реестры»;
2) проект постановления Правительства РФ «Об официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов»;
3) проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов»;
4) проект положения о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков;
5) проект постановления Правительства РФ «О порядке размещения государственных и муниципальных заказов на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг у учреждений уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов»;
6) проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»;
♦
7) типовые положения о конкурсных комиссиях, типовые протоколы;
8) проект постановления Правительства РФ «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"».
Но закон уже вступил в силу, поэтому многие спорные и неуточненные вопросы государственным заказчикам придется решать самим на свой страх и риск.
В-четвертых, в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ-94 одной из функций заказчиков, уполномоченных органов является определение начальной цены государственного или муниципального контракта. Разъяснения о том, каким образом это следует делать, отсутствуют. МЭРиТ планирует выпустить методические рекомендации по предварительному расчету цены. Однако заказчикам необходимо делать это уже сейчас.
Согласно ст. 43 ФЗ-94 запрос котировок должен содержать сведения о максимальной цене контракта, определяемой заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг
Таким образом, предполагается, что маркетинговое исследование, целью которого является изучение конъюнктуры рынка и масштаба цен, будет проводиться силами государственных заказчиков. Практическая реализация данного положения вызывает большие сомнения ввиду весьма ограниченного числа сотрудников организаций-заказчиков, задействованных в процессе государственных и муниципальных закупок.
По результатам опроса, проведенного нами в течение 2005 г. среди государственных и муниципальных заказчиков ряда областей РФ, такие возможности отсутствуют (табл.).
Как видно из табл., например, в Саратовской области, где респондентами выступили представители 40 муниципальных образований, специальные отделы, в компетенцию которых входят осуществление размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, имеются лишь в 8,7% организаций. Функции по организации закупок в 56,5% организаций выполняет один, как правило, не освобожденный от основной работы сотрудник, затрачивая на подготовку котировочной и конкурсной документации, протоколов, журналов и прочего более половины своего рабочего времени. По новому закону, как было сказано выше, этот сотрудник должен осуществлять изучение конъюнктуры рынка, что негативно скажется на качестве его основной работы.
В-пятых, в ФЗ-94 определены требования к участникам конкурсов. При этом заказчик не вправе требовать доказательства соответствия участника предъявляемым требованиям. Поставщику достаточно предъявить справку с подписью руководителя и печатью.
Если участники предоставляют ложные сведения, то информация подобного рода направляется в реестр недобросовестных поставщиков. Проверка предоставленных участниками сведений и документов является теперь обязанностью государственных и муниципальных заказчиков, которые вправе запросить информацию в компетентных органах.
Согласно ФЗ-94 заказчики не вправе выдвигать требования об опыте работы, кадровых и производственных возможностях поставщиков.
Статьей 11 ФЗ-94 предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим
Результаты анкетирования государственных и муниципальных заказчиков по вопросам организации размещения заказов, %
Вопросы Регионы Российской Федерации
Волгоградская область Кировская область Московская область Оренбургская область Самарская область Саратовская область
1. Существуют специальные отделы по закупкам в вашей организации?
Да 17,2 6, 7 18,2 12,5 36,8 8,7
Нет 82,8 93,3 72,7 87,5 63,2 91,3
2. Каково число специалистов, выполняющих функции по организации закупок в вашей организации?
1 27,6 46,7 27,25 62,6 15,8 56,5
2 - 3 34,5 33,3 27,25 18,7 47,4 26,1
Более 3 34,5 13,3 45,3 18,7 26,3 17,4
3. Сколько процентов рабочего времени заказчиков затрачивается на вопросы закупок?
Незначительная часть 3,5 6,7 27,25 6,2 31,6 8,7
20 - 30% 65,5 46,7 45,3 43,8 47,4 26,1
50% и более 20,7 40 27,25 50 15,8 52,2
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица - или непроведение в отношении участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя - процедуры банкротства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
При таком подходе велика вероятность выбора победителем конкурса или аукциона недобросовестного поставщика.
В-шестых, в ст. 16 ФЗ-94 определены требования к информационному обеспечению размещения заказа. Существенным отличием от прежнего порядка является обязательность размещения информации о закупочных процедурах на официальных сайтах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сети Интернет. Информация о размещении заказа на официальных сайтах должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Статьей 45 ФЗ-94 предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок. Следовательно, если объявление не будет размещено на сайте, заказчик нарушит закон. Однако такие нарушения могут быть обусловлены не халатностью заказчика, а отсутствием возможности выхода в Интернет или даже отсутствием компьютеров.
В-седьмых, закон устанавливает жесткие временные параметры для осуществления различных процедур.
Например, специалисты отдела муниципального заказа г. Таганрога задают такой вопрос: «Как
соблюсти требования ФЗ-94 в части сроков опубликования протоколов (5 дней) с учетом того, что официальные печатные издания выходят с периодичностью, не позволяющей соблюсти установленные сроки? (Пример: «Конкурсные торги» (федеральное издание) и «Торги и конкурсы» (областное издание) выходят 1 раз в две недели, а прием объявлений для опубликования прекращается за 7 дней до выхода газеты «Торги и конкурсы»)?»
Реально ли обеспечить исполнение требований законодателей? Более того, ситуация осложняется тем, что в одних статьях речь идет о рабочих днях, а в других статьях содержится формулировка «дни» без уточнения, рабочие или календарные.
В-восьмых, согласно п. 9 ст. 26 заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Однако не все заказчики оснащены магнитофонами и диктофонами.
С введением в действие федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» появилась масса нововведений, что требует от заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций подробного изучения и анализа закона. В связи с введением многих новшеств государственные заказчики столкнутся с вопросами, решение которых потребует умножения усилий для эффективной организации размещения заказа, такими как обязательная публикация всех документов в Интернете, расчет начальной цены контракта, обязанность проводить отдельные конкурсы (или выделять лоты) для субъектов малого предпринимательства, проверка достоверности предоставленной участниками информации, разработка четких требований к закупаемым товарам, работам или услугам в связи с неправомочностью выдвигать дополнительные требования (более, чем указано в законе) к участникам конкурсов, разработка и ранжирование критериев и т.д.
Следует подчеркнуть, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.