Научная статья на тему 'Проблема несостоявшихся торгов в системе государственного (муниципального) заказа Российской Федерации (по материалам Республики Татарстан)'

Проблема несостоявшихся торгов в системе государственного (муниципального) заказа Российской Федерации (по материалам Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагимов Р. М.

Статья посвящена изучению проблемы высокой доли стоимости государственных контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок у единственного поставщика,которой, по мнению автора, уделяется недостаточно внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема несостоявшихся торгов в системе государственного (муниципального) заказа Российской Федерации (по материалам Республики Татарстан)»

Р.М. Нагимов,

соискатель

ПРОБЛЕМА НЕСОСТОЯВШИХСЯ ТОРГОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАКАЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Статья посвящена изучению проблемы высокой доли стоимости государственных контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок у единственного поставщика ,которой, по мнению автора, уделяется недостаточно внимания.

По данным Федеральной

антимонопольной службы России за 2010 год доля стоимости государственных контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в общей стоимости заключенных государственных контрактов составляет 38,5% [1]. Таким образом, более трети всех контрактов заключены по начальной цене, что приводит к значительным потерям бюджетных средств.

Отметим решения, которые в наибольшей степени могут

способствовать уменьшению доли несостоявшихся торгов в общем объеме торгов, в том числе и в Республике Татарстан.

• Обеспечение стабильности работы Официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и сайтов электронных торговых площадок.

Согласно п.4 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным,

лингвистическим, правовым и

организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденного приказом

Минэкономразвития РФ № 646,

Казначейства РФ № 21н от 14.12.2010 [2] в случае возникновения у уполномоченных

органов технических, программных неполадок или иных проблем, влекущих невозможность доступа к официальному сайту, уполномоченные органы в срок, не превышающий 2 часов с момента возобновления доступа к официальному сайту, обязаны поместить на нем соответствующее объявление, которое должно содержать причину, дату и время прекращения доступа, а также дату и время возобновления доступа к информации. Анализ представленных данных за первое полугодие 2011 года [3] показал, что за период с 1.01.2011 по

30.06.2011 произошло по крайней мере более 90 технических сбоев в работе сайта.

• Улучшение информационного

наполнения сайтов электронных торговых площадок. К примеру, доработка поискового механизма путем увеличения числа критериев поиска [4].

На некоторых электронных торговых площадках отсутствует возможность осуществления поиска по начальной (максимальной) цене контракта, по основным реквизитам заказчика и т.д.

• Устранение неточностей в

наименовании торгов, разработка правил по формированию наименования (предмета) торга и обеспечение их соблюдения.

Вопрос тождественности по сути торгов с разными наименованиями на сегодня стоит весьма остро, и на практике возникает множество проблем. Например, отслеживание поставщиками извещений лишь по предмету торга необратимо приведет к ошибке, необходимо в первую

очередь обращать внимание на код

классификатора. Однако аутентичность кода классификатора закупаемому виду продукции также нередко под вопросом в силу недобросовестности некоторых заказчиков.

• Создание учебно-информационного центра для участников торгов (услуги могут предоставляться на коммерческой и некоммерческой основе в зависимости от наличия или отсутствия бюджетного финансирования).

Вне всякого сомнения, создание условий для обучения основам законодательного регулирования института

государственного заказа является первым шагом на пути к публичности и

открытости закупочной деятельности государства.

• Формирование начальной

(максимальной) цены заказчиком, адекватной реальному уровню цен на предполагаемые к закупке товары (работы, услуги).

Это возможно лишь путем введения обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что и было сделано законодателем. 21 апреля 2011 года

Президентом России Д.А.Медведевым был подписан Федеральный закон № 79-ФЗ от

21.04.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [5], вносящий очередные изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ. Наиболее важным

изменением, внесенным данным законом, на наш взгляд, является регламентация порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Глава 1 «Общие положения» Закона 94-ФЗ дополняется статьей 19.1 следующего содержания:

«Статья 19.1. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)

1. Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах

товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической

отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах

производителей, общедоступные

результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

2. В конкурсной документации,

документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок

указывается обоснование начальной

(максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученную заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.

3. Размещение на официальном сайте

конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается

добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

4. Правительство Российской Федерации

вправе устанавливать порядки

формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в

извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников

информации о ценах товаров, работ, услуг.

Особо отметим следующие источники информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, которые могут использоваться при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (цены лота): официальный сайт, реестр контрактов, иные источники информации. Упоминание законодателем таких источников информации позволяет недобросовестным заказчикам на законных основаниях и в дальнейшем использовать цены, порой в разы отличающиеся от рыночных. По нашему мнению, необходимо введение закрытого перечня источников информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, а также исключение из этого перечня таких ресурсов, как официальный сайт и реестр контрактов. Включение в Закон 94-ФЗ положения о праве Правительства Российской Федерации устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в

извещение о проведении запроса

котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников

информации о ценах товаров, работ, услуг, является, на наш взгляд, лишь полумерой, поскольку реализация этих положений потребует принятия целого ряда

подзаконных нормативных правовых актов, до принятия которых будут

использоваться общие правила

формирования начальной (максимальной) цены контракта.

Комплекс предложенных законодателем источников обоснования начальной

(максимальной) цены контракта, по нашему мнению, требует дополнения в части создания централизованного реестра цен закупаемой продукции. В дальнейшем

с помощью программных средств было бы возможно проводить сравнение цен, включенных в реестр, а также данных федерального статистического

наблюдения с целью выявления недобросовестных заказчиков.

• Повышение ответственности за нарушения в области государственного (муниципального) заказа.

• Разработка Министерством

экономического развития Российской Федерации типовой конкурсной, аукционной документации, документации об открытом аукционе в электронной форме на отдельные группы товаров (работ, услуг).

На сегодня уже известно, что в библиотеке типовых контрактов будет около 150 разных вариантов контрактов по разным видам закупок, что, по мнению заместителя министра экономического развития Российской Федерации А.Е. Лихачева, должно облегчить управление контрактными отношениями [6].

• Запрет запроса котировок, поскольку определяющим фактором в случаях электронных аукционов и запросов котировок является цена.

Однако считаем необходимым допускать размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, а также в случаях, указанных в части 6 статьи 42 Закона 94-ФЗ, поскольку в этих случаях закупки необходимо проводить в максимально сжатые сроки.

• Во взаимосвязи с предыдущим решением - более широкое применение открытых аукционов в электронной форме.

По сравнению с другими способами размещения заказа, открытые аукционы в электронной форме имеют ряд преимуществ. Рассмотрим их подробнее.

1. В некоторых случаях значительно более короткие сроки проведения процедур открытого аукциона в электронной форме по сравнению с открытыми конкурсами. В частности, если начальная (максимальная) цена контракта

(цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной

организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (ч.1 ст.21, ч.2 ст.41.5 Федерального закона № 94-ФЗ).

2. Прозрачность и открытость

размещения заказа. Обеспечивается за счет публикации на Общероссийском официальном сайте всех

регламентированных законом элементов этапа размещения заказа. Здесь стоит отметить, что на сегодняшний день остальные стадии государственного заказа не столь транспарентны, кроме стадии мониторинга, поскольку на

Общероссийском официальном сайте размещен Единый реестр государственных и муниципальных контрактов.

3. Экономия бюджетных средств на

организации и проведении торгов. Экономия достигается за счет размещения извещений на Общероссийском официальном сайте вместо печатных СМИ (ч.1, 2 ст.41.5 Федерального закона № 94-ФЗ), а также за счет исключения бумажного документооборота (ст.41.2 Федерального закона № 94-ФЗ). Отметим, что в Федеральном законе № 94-ФЗ впервые появились положения,

регламентирующие использование

Электронной цифровой подписи на этапе размещения государственного и муниципального заказа (см. ч.2-4 ст.41.2 Федерального закона №94-ФЗ). Кроме того, благодаря большей открытости и прозрачности открытых аукционов в

электронной форме доступ к торгам для потенциальных поставщиков становится проще, а большее количество участников, благодаря конкурентной борьбе между ними, ведет к снижению начальной (максимальной) цены контракта и экономии бюджетных средств.

4. Неценовые методы ведения борьбы

сведены к минимуму. Как уже отмечалось нами ранее, открытые аукционы в электронной форме предполагают недоступность для участников

информации об их конкурентах, подавших заявки для участия в открытом аукционе в электронной форме, соответственно, вероятность воздействия на них со стороны недобросовестного участника сведена к минимуму.

5. Равные права для всех поставщиков

товаров (работ, услуг). В соответствии с ч.2.1 ст.34 Федерального закона № 94-ФЗ не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным

характеристикам (потребительским

свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа

производственных мощностей,

технологического оборудования,

трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.

6. Участие в торгах возможно из любой точки мира, ибо весь документооборот исключительно электронный (ст.41.2 Федерального закона № 94-ФЗ).

7. Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи и шифрования.

8. Доступность для представителей малого бизнеса. Законом установлены особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа. В частности, заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством

Российской Федерации [7], путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную)

цену контракта (цену лота), установленную Правительством

Российской Федерации.

Помимо достижения экономии бюджетных средств и снижения коррупционной составляющей, открытые аукционы в электронной форме

обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для малых и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров (оказываемых услуг,

выполняемых работ). Увеличение объема открытых аукционов в электронной форме в общем количестве всех процедур по закупке товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд представляется одним из важнейших факторов роста эффективности государственных закупок, снижения коррупционных рисков и защиты

общественных интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, 2009

Ц^: http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30445.html (дата обращения:

12.04.2011).

2. Российская газета. 2001. № 11.

3. Общероссийский официальный сайт для размещения информации о размещении государственного заказа, 2010. URL:http://zakupki.gov.ru (дата обращения: 23.07.2011).

4. Реестр электронных аукционов общероссийской системы электронной торговли, 2010. URL:http:/^tp.zakazrf.m/Reductюns.aspx (дата обращения: 12.04.2011).

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 17. Ст. 2320.

6. Министерство экономического развития Российской Федерации, 2010. URL:http://www.economy.gov.ru/minec/press/interview/doc20110714_02 (дата обращения:

03.08.2011)

7. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 642 (ред. от 17.03.2009) «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.