Научная статья на тему 'Новое в законодательстве о государственном (муниципальном) заказе'

Новое в законодательстве о государственном (муниципальном) заказе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

Изменчивость законодательства о государственном (муниципальном) заказе вынуждает нас вновь вернуться к этой теме. С 01.10.2007 вступает в силу Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 24.07.2007 и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 218-ФЗ). Отдельные положения Закона № 218-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г. и с 1 января 2011 г. Ниже приведен анализ основных изменений в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое в законодательстве о государственном (муниципальном) заказе»

Срочно в номер

Ф.Н. Кадыров,

д.э.н., заместитель председателя Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) ЗАКАЗЕ

Изменчивость законодательства о государственном (муниципальном) заказе вынуждает нас вновь вернуться к этой теме.

С 01.10.2007 вступает в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 24.07.2007 и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 218-ФЗ). Отдельные положения Закона № 218-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г. и с 1 января 2011 г.

Ниже приведен анализ основных изменений в законодательстве.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Введено дополнительное основание, в соответствии с которым заказчик обязан отказаться от заключения контракта с участником размещения заказа в случае установления факта наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Установлен срок действия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) и выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей). Указанные документы должны быть получены не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса (аукциона).

3. Изменены требования к протоколам, составляемым в ходе процедур торгов.

3.1. С 1 января 2011 отменяется необходимость опубликования в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса (аукциона), протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона.

3.2. Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) дополняется сведениями с указанием положений Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 (далее — Закон № 94-ФЗ), которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации (документации об аукционе), которым не соответствует заявка на участие в конкурсе (аукционе) этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации (документации об аукционе), сведений о решении каждого члена конкурсной (аукционной) комиссии о допуске участника размещения заказа к уча-

Срочно в номер

стию в конкурсе (аукционе) или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе (аукционе), то есть о результатах голосования.

3.3. Введен новый протокол об отказе от заключения государственного (муниципального) контракта в процедурах проведения торгов, запросов котировок.

Указанный протокол составляется комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, в следующих случаях:

— в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок;

— в случае отказа заказчика от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым подписывается контракт при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией.

Протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии и заказчиком в день его составления. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, а другой в течение двух рабочих дней со дня его подписания передается лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.

Протокол размещается заказчиком на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

4. Установлена обязанность заказчика, уполномоченного органа в отношении закрытых торгов направлять приглашения принять участие в закрытом конкурсе (аукционе), протоколы вскрытия заявок на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в конкурсе, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы аукциона в Федеральную антимонопольную службу.

5. Конкретизированы условия установления требования обеспечения исполнения

государственного (муниципального) контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) более пятидесяти миллионов рублей, и аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта — в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса.

Уточнены требования, предъявляемые к обеспечению исполнения государственного (муниципального) контракта. Государственный (муниципальный) контракт заключается только после предоставления участником конкурса (аукциона), с которым заключается государственный (муниципальный) контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по государственному (муниципальному) контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме депозита (вклада).

6. Уточнена форма торгов (конкурс или аукцион), которую необходимо применять в отношении закупки определенных видов работ.

С 1 января 2008 размещение государственного (муниципального) заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных), а также временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных (муниципальных) нужд осуществляется исключительно путем проведения аукциона.

Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства возможно осуществлять либо путем проведения конкурса, либо путем проведения аукциона.

7. Расширено понятие одноименных товаров, работ, услуг с подгруппы до группы.

8. Дополнены основания заключения дополнительных соглашений к государственным (муниципальным) контрактам:

Менеджер

здравоохранения

Срочно в номер

— стало возможным изменение цены государственного (муниципального) контракта путем заключения дополнительного соглашения в случае размещения государственного (муниципального) заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ: если заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

— установлена обязанность государственного (муниципального) заказчика соответственно изменить цену государственного (муниципального) контракта, заключенного на основании пункта 1 или 2 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Установлен запрет на изменение цены в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта в следующем случае: если в конкурсной документации, документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, на оказание услуг связи, юридических услуг указывалась стоимость запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, единицы услуги и (или) работы, предложенные участником размещения заказа. Цена, указанная в заявке на участие в конкурсе или при проведении аукциона, цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы будут являться твердыми и не смогут изменяться в ходе исполнения такого контракта.

9. Установлены сроки для направления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение реестра государственных контрактов, заказчиками сведений об изменении

условий государственных контрактов (в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений), а также сведений об исполнении контракта (в течение трех рабочих дней со дня исполнения или расторжения государственного контракта).

10. Конкретизированы условия проведения закрытых торгов. Закрытые торги проводятся в случае если сведения о товарах, работах, услугах составляют государственную тайну, а также при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации (документации об аукционе) либо в проекте государственного (муниципального) контракта.

11. Уточнен порядок рассмотрения жалоб участников размещения заказа уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа федеральным органом исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Введена обязанность размещения вышеуказанными органами на официальном сайте информации о поступлении жалобы участника размещения заказа (при проведении открытых торгов) и ее содержании.

II. ПРОЦЕДУРА КОНКУРСА

1. Извещение может не содержать количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, если при проведении конкурса на право заключить государственный (муниципальный) контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.

2. Более жестко установлен запрет на указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Не допускается включение указанных требований, а также иных требований к товару, его производителю,

Срочно в номер

информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

3. Предусмотрено право заключения государственных (муниципальных) контрактов с несколькими победителями в случае, если конкурс проводится на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных (муниципальных) нужд. Установлены особенности проведения указанных конкурсных процедур.

4. В случае если при проведении конкурса на право заключить государственный (муниципальный) контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг, заказчик, уполномоченный орган вправе указать в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

5. Конкретизированы условия проведения конкурсов на право заключить государственный (муниципальный) контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказания услуг связи, юридических услуг (предусмотрена возможность проведения конкурса с ценой за единицу продукции).

6. Установлена обязанность участника размещения заказа в любом случае, а не только в случае необходимости, предоставлять документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

7. С 1 октября 2007 участник размещения заказа вправе предоставлять в составе заявки на участие в конкурсе эскиз, рисунок,

чертеж, фотографию, иное изображение товара, образца (пробы) товара, на поставку которого размещается государственный (муниципальный) заказ. При этом представление в составе заявки на участие в конкурсе вышеуказанных материалов не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

8. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе дополняется сведениями о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе (в том числе результаты голосования).

9. В За кон № 94-ФЗ введена новая глава 2.1, посвященная особенностям размещения государственного (муниципального) заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

III. ПРОЦЕДУРА АУКЦИОНА

1. Победителем аукциона может стать не только лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта, но и:

— лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный (муниципальный) контракт (в случае если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный (муниципальный) контракт);

— лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, предусмотренных в перечне, указанном в пункте 5 части 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ, наиболее низкую цену единицы услуги.

Менеджер

здравоохранения

Срочно в номер

2. С 1 января 2011 возможно предусматривать обеспечение участия в открытом аукционе в электронной форме.

3. Увеличен верхний предел начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта, при которой возможно размещение государственного (муниципального) заказа путем проведения аукциона в электронной форме, с 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.

С 01 января 2011 проведение аукционов в электронной форме будет возможно осуществлять независимо от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.

4. Уточнены правила описания закупаемой на аукционе продукции. В том числе установлена возможность закупки полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции по образцу заказчика или по трехмерному изображению и порядок проведения такой закупки.

5. Установлен механизм проведения аукциона на закупку запасных частей к технике, к оборудованию, на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники и оборудования, услуг связи, юридических услуг.

6. Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов.

7. Более детально установлен порядок проведения аукциона.

8. С 1 января 2010 полностью изменяется порядок проведения аукциона в электронной форме. Указанные аукционы будут проводиться операторами электронных площадок, отбор которых будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти (Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации), обеспечивающим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

IV. РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАКАЗА СПОСОБОМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК

1. Введена возможность размещения государственного (муниципального) заказа путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан, и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, в следующих случаях:

— в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного (муниципального) контракта;

— в случае выдачи Федеральной антимонопольной службой предписания об отмене результатов торгов и принятия решения о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок.

При этом должны соблюдаться следующие условия:

— контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов;

— при заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока.

2. Срок между днем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок на поставку вышеуказанных товаров и днем истечения срока представления котировочных заявок должен составлять не менее чем четыре рабочих дня.

3. Уточнены требования, предъявляемые к котировочной заявке.

4. Введена обязанность заказчика вернуть котировочную заявку подавшему ее участнику размещения заказа, о расторжении контракта с которым подан иск.

Срочно в номер

V. РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАКАЗА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА)

1. В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ стало возможным изменение цены государственного (муниципального) контракта в случае размещения государственного (муниципального) заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ — в случае если заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

При этом частью 6.4 статьи 9 Закона № 94-ФЗ установлена обязанность государственного (муниципального) заказчика соответственно изменить цену государственного (муниципального) контракта, заключенного на основании пункта 1 или 2 части 2 статьи 55 Федерального закона в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

7. Изменена редакция пункта 10 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

8. Перечень оснований для размещения государственного (муниципального) заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) расширен.

Часть 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ дополнена следующими основаниями:

7. Осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и

искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных (муниципальных) нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы (пункт 18 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ);

2. Осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, государственных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий (пункт 19 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ);

3. Осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия (пункт 20 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ);

4. Осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным (муниципальным) заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных (муниципальных) нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Федеральным законом (пункт 21 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ);

5. Осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами (пункт 22 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ).

При подготовке материала использовались Методические разъяснения Комитета экономического развития промышленной политики и торговли о введении в действие Федерального закона № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 24.07.2007 и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.