5. Summary of the Report of the Second International Strategy Meeting on Human Genome Sequencing Bermuda, February 27 - March 2, 1997 // http://www.genome.gov/19016590
6. Federal Register / Vol. 66, No. 4 / Friday, January 5, 2001 / Notices // http://www.uspto.gov /sites/ default/files/web/offices/com/sol/notices/utilexmgui de.pdf
НОВАЦИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО ВЫДАЧЕ ГПЗУ
И РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
Романов Олег Анатольевич
эксперт Министерства Юстиции РФ кандидат политических наук, доцент
INNOVATIONS IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES FOR URBAN PLAN OF THE LANDAND BUILDING PERMITS. Oleg Romanov, Expert of the Ministry of Justice Russia, PhD Political Science, Associate Professor
АННОТАЦИЯ
В работе показан разрыв между законодательным регулированием оказания государственных услуг в области строительства и практикой предоставления этих услуг через специальные центры или в электронном виде. Созданы условия, которые существенно ухудшают доступ инвесторов к государственным услугам по получению градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство.
Ключевые слова: МФЦ, государственные услуги, разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка.
ABSTRACT
The essay shows the gap between the legislative regulation of public services in the construction and practice of these services through special centers or in electronic form. The conditions that substantially impair investors' access to public services for obtaining urban plan of the land and building permits.
Analysis of the current legislation in the provision of public services in the field of construction leads to the conclusion that in some cases the MFC not only improves the quality of service to visa applicants by reducing the number of documents and terms of service, but also rather significantly worsens the situation of the latter.
The position of the Ministry of Justice of the Russian Federation and the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (IL&CL) based on the understanding that writing laws should deal with lawyers and not economists, as is the case with the curator of the MFC in the face of the Ministry of Economic Development. If you have good laws, apply - terrible. "The activities of the MFC except sabotage is difficult to call".
Keywords: MFC, Public Services, Building Permits, Land Development Plan.
Анализ действующего законодательства в сфере оказания государственных услуг в области строительства позволяет сделать вывод, что в ряде случаев МФЦ не только не повышает качество обслуживания заявителей посредством сокращения перечня документов и сроков предоставления услуг, а наоборот существенно ухудшает положение последних.
Позиция Министерства Юстиции РФ и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ(ИЗиСП) основана на понимании, что написанием законов должны заниматься юристы, а не экономисты, как в случае с куратором МФЦ в лице Минэкономразвития. При наличии неплохих законов, правоприменение - ужасное. «Деятельность МФЦ иначе как вредительством назвать трудно» - такую позицию высказал ведущий научный сотрудник ИЗиСП на пленарном заседании 4 июня 2015г. в Москве.
Постановка проблемы: уполномоченные органы исполнительной власти, участвующие в оказании государственных услуг предъявляют неправомерные требования о предоставлении различных документов при оказании государственных и муниципальных услуг по запросам заявителей, что противоречит части 1 ст.7 ФЗ №210-ФЗ. Неправомерность требований дополнительных документов обосновывается сложившейся судебной практикой.
Практический пример: ГПЗУ не является документом, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на нем, а является исключительно информационным документом. На основании Определения Верховного Суда РФ от 10.09.2014 г. №18-КГ14-96, Определение ВС РФ от 27.03.2013 г. №6-КГ12-11, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.11.2013 г. №ВАС-15255/13. Канцелярия СПбГКУ "ЦИОГД" на основании устных распоряжений директора требует предоставления технических условий в составе документации подаваемой для получения ГПЗУ при наличии информации на сайте уполномоченного органа исполнительной власти - Комитета по градостроительству и архитектуре о возможности предоставления указанных сведений по желанию заявителей.
Кадровые проблемы: низкий уровень профессиональной квалификации государственных служащих связан с искажением основных принципов конкурсных процедур при назначении на должность и зачастую покупкой дипломов о высшем профильном образовании. На стадии подготовки кадров в Северо-Западном филиале Российской Академии Правосудия при Верховном Суде РФ руководитель филиала делает акцент на формальности конкурсных процедур, которые будут проведены через голосование (с заранее обговоренным результатом) и утверждены в Москве.
Описание проблем: Государственные услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ), разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, предоставляются уполномоченными органами государственной власти Санкт-Петербурга на основании Градостроительного кодекса РФ (ГрК) и ФЗ от 27.07.10 № 210 ФЗ. Анализ практики показывает наличие коррупционных схем, сформированных аппаратом профильного вице-губернатора Петербурга. Их содержание сводится к следующему: в нарушение требований Административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) по предоставлению государственной услуги по выдаче ГПЗУ, утвержденного распоряжением комитета от 30.06.2014 № 8-н; Управление застройки города КГА рассматривая подготовленные СПБ ГКУ «ЦИОГД» проекты ГПЗУ возвращает без согласования указанные документы ссылаясь на поручение профильного вице-губернатора СПб.от 19.11.2014 г. оставляя решение подобных вопросов на усмотрение рабочей группы. Деятельность "рабочей группы" напоминает работу американских гангстеров в 30-е годыХХ в. и прямо противоречит Постановлению Правительства РФ о сокращении перечня административных процедур в строительстве. Документально все оформляется в виде протоколов рабочих совещаний об отложении рассмотрения вопросов до получения дополнительной информации из Комитета по строительству. Ожидание подобной информации очень напоминает ожидание платежки на расчетный счет уполномоченногооргана исполнительной власти за решение данного вопроса.
После предоставления подобных сведений вопросы о выдачи ГПЗУ повторно включаются в повестку рабочих совещаний. Одновременно идет работа по внесению предложений о возможности изменения законодательства в отношении порядка выдачи ГПЗУ в субъекте РФ - городе федерального значения, чтобы исключить возможность со стороны всякой «черни» реализовывать свои права через МФЦ на условиях, прописанных в ГрК. Роль самого МФЦ в многоходовой комбинации уполномоченного органа исполнительной власти СПб.сводится лишь к созданию еще одного лишнего звена в цепи от получателя гос. услуги до ее непосредственного исполнителя. На курьерскую службу предусматривают 6 дней (3 на подачу и 3 на получение от адресата). На практике необходимо помнить, что мы в России, и к этому прибавить окружающую реальность - то машины нет, то водитель запил. Все это при наличии ЭЦП и др. возможностей. Одновременно квалификация сотрудников МФЦ очень низкая т.к. чтобы хоть немного освоиться в специфике документооборота по оказанию гос. услуг: выдача ГПЗУ и разрешения на строительство необходим минимум год. Помощи от специалистов МФЦ для заявителей - никакой, никто ничего не решает и не знает, требуя каждый раз брать талончик на приём для отчетности (дабы директорМФЦ мог представить позднее нарядную презентацию с маскарадными графиками о пятилетке в три года).
Механизмы решения проблемы: Использование мер прокурорского реагирования направленных на недопущение коррупционных проявлений при оказании государственных услуг. Увеличение количества представлений со стороны Прокуратуры РФ в адрес профильного вице-губернатора "Об устранении нарушений градостроительного, земельного законодательства, законодательства об оказании государственных услуг".
Усиление контроля за сроками со стороны руководства организаций, участвующих в оказании государственных услуг, с письменным предупреждением о персональной ответственности за соблюдением сроков, мониторинг нарушений и увольнение с государственной службы при неоднократном изготовлении документов носящих технические изъяны.
На уровне начальника Аппарата Губернатора Санкт-Петербурга ввести запрет на ведение "работы с застройщиком по вопросам обеспечения участия застройщика в строительстве объектов социальной инфраструктуры либо иного участия в развитии социальной инфраструктуры". Иное участие и его избирательное использование говорит о прямом давлении на получателей услуг со стороны государственных служащих. Нельзя признать указанную практику нормальной. Законодательно при наличии поддержки руководителя субъекта федерации можно рассмотреть установку кассы в здании Комитета по строительству, чтобы оперативно направлять информацию в КГА.
Практический пример: во-первых, выдача "пустых" ГПЗУ не содержащих необходимой информации, которая потребуется при принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на строительство; во-вторых, выдача документов с наличием технических ошибок. Заведомо вносятся в текстовую часть документа одни сведения, а в графическую другие - носящие взаимоисключающий характер. В-третьих, целенаправленная работа по искажению окончаний в написании назначения использования земельного участка (пример: дом, дома; встроенные помещения или встроено пристроенные). В-четвертых, графическая штриховка только части земельного участка как места допустимого размещения капитальных строений (иногда при площади участка более 1 гектара, штрихуется площадь менее 10 сот).
Описание проблемы: 16 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минстроя РФ об утверждении новых форм разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. С 1 июня 2015 года Служба государственного строительного надзора и экспертизы (СГСНиЭ) передала функции по приему заявлений на выдачу разрешения на строительство и ввод в МФЦ. Критериями для принятия решения о выдаче разрешения на строительство является соответствие проектной документации ГПЗУ и т.д. При возникновении вопросов к представленным документам адресовать их будет некому, что приведет к штамповке уведомлений об отказе с указанием причин, как того требует Административный регламент СГСНиЭ по предоставлению гос. услуги по выдаче разрешений на строительство, утвержденный Распоряжением СГСНиЭ от 13.01.2015, № 1. Не стоит забывать, что документы при передаче иногда теряются, за сроки и потерю документов в МФЦ отвечать не будут. Кроме того, не проработан порядок межведомственного взаимодействия. Жалоба на нарушение порядка предоставления услуги, подается через МФЦ. Инспектор СГСНиЭ вместо одного действия по регистрации заявления о выдаче разрешения теперь будет выполнять не менее трех, каждое из которых документально оформляется. Увеличен и объем информации, содержащейся в новых формах разрешений, примерно в три раза, утвержденных приказом Минстроя РФ № 117/Пр от 19.02.2015г.. Новации на практике не проработаны методически и кадрово.
Практический пример: сканируются только титульные листы документов, подаваемых в МФЦ при оказании гос. услуги, содержательную сторону документов никто не проверяет и не несет ответственности за полноту и достоверность текстовых и графических материалов внутри представленных томов. После получения уполномоченным органом пакета документов при формально юридическом подходе это позволяет практически по любому пакету готовить отказные письма на том основании, что представленная проектная документация не соответствует градостроительному плану и необходимо привести ее в соответствии с ним. "Передовой" опыт написания шарообразных замечаний известен давно. Не вина сотрудников Службы в этом т.к. при отсутствии вербального общения некому адресовать замечания или вопросы по технической составляющей представленных пакетов.
Наряду с этим опыт межведомственного взаимодействия демонстрирует низкую эффективность т.к. "старые кадры" подверглись репрессиям из-за отсутствия правопреемственности при смене председателей профильных комитетов (примерКомитет имущественных отношений, Комитет по строительству и проч.). На должностях заместителей председателя находятся случайные люди, встроенные в систему сюзеренитета — вассалитета, так называемая «феодальная лестница», когда власть крупного федерального чиновника, основана на вассальном подчинении ему более мелких региональных, получавших от сюзерена право на осуществление частифедераль-ных полномочий в региональных владениях.
Все это вместе с передачей в МФЦ полномочий по предоставлению государственных услуг в строительстве уполномоченные органы исполнительной власти Санкт-Петербурга передали весь набор проблем, которые сопутствовали оказанию услуги традиционным способом.
Механизмы решения проблемы: сохранить практику приема заявлений на выдачу разрешения на строительство традиционным способом (посредством личного приема в уполномоченном органе СГСНиЭ), в связи с значимостью указанной отрасли санкционировать ежедневный прием заявлений на оказание услуги в приемные часы работы службы.
Рассмотреть возможность от теоретической возможности к практической реализации гос. услуги в Минстрой РФ. Правовые основания предоставления государственной услуги:
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
Приказ Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 г. № 120 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство».
Выводы: Подводя итог можно утверждать, что коррупция находится в состоянии конкуренции с бюрократией. В случае если бюрократическая процедура оказания государственных услуг по выдаче ГПЗУ и разрешения на строительство требует значительных временных и финансовых усилий, становиться востребован опыт «провайдеров» в строительстве.
ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ ДЛЯ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ: РОЛЬ ПРОКУРОРА
Рыбалова Ольга Алексеевна
старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе, Прокуратуры
Санкт-Петербурга
ACCESS TO JUSTICE FOR INCAPACITATED PERSONS: THE ROLE OF PROSECUTOR
Rybalova Olga Alexeyevna, Senior Public Prosecutor, Division for Ensuring Participation of Public Prosecutors in Civil Proceedings, Public Prosecutor's Office of St. Petersburg АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается вопрос защиты прав недееспособных лиц на доступ к правосудию, предлагается решение возникающих теоретико-прикладных проблем в ситуациях конфликта интересов за счет расширения полномочий прокуратуры по участию в гражданском судопроизводстве. ABSTRACT
The article deals with problems concerning the access of the disabled persons to access to Justice when the conflict of interests exist and proposes to expand the rights of the prosecutor's office in civil court as the clue to the problem. Ключевые слова: судебная защита; недееспособные лица; прокурор. Keywords: judicial protection; incapacitated person; prosecutor.
Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции Российской Федерации и признается за всеми гражданами независимо от их возраста, психического состояния и других критериев.
Возможность реализации данного права тесно связана с правом на доступ к правосудию.
Впервые право на доступ к правосудию, как элемент справедливого судебного разбирательства было