Е.А. Горлова - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., ФГБОУ ВО «Кубанский Государственный Технологический университет», [email protected],
E.A. Gorlova - Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, PhD in Economics FGBOU VO "Kuban State Technological University";
Н.П. Бычкова - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.ю.н., ФГБОУ ВО «Кубанский Государственный Технологический университет», [email protected],
N.P. Bychkova - Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, PhD in Law FGBOU VO "Kuban State Technological University".
АКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕТСВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВ-
ЛЕМЫХ НА БАЗЕ МФЦ
CURRENT INDICATORS OF THE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES PROVIDED AT
THE BAD MFC
Аннотация. Рассмотрены особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра (МФЦ). Для проведения оценки качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра предлагается рассмотрение следующих аспектов: доступность информации о многофункциональном центре, график работы, организация очередности, длительность обслуживания, работа call-центра, предварительная запись. Проведен анализ уровень удовлетворенности заявителей качеством процесса получения государственных и муниципальных услуг на примере многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Новороссийске Краснодарского края. Для проведения оценки уровня удовлетворенности качеством получаемых услуг на базе МФЦ предложено проведение социологического опроса респондентов. Расчет оценки уровня удовлетворенности осуществляется по критериям и индикаторам (показателям) в соответствии с алгоритмом их расчета. Представлены результаты проведенного опроса общественного мнения относительно уровня организации и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МБУ «МФЦ» г. Новороссийск Краснодарского края.
Annotation. The features of the organization of the provision of state and municipal services on the basis of a multifunctional center (MFC) are considered. To assess the quality of state and municipal services on the basis of a multifunctional center, the following aspects are proposed: availability of information about the multifunctional center, work schedule, ordering, service duration, call center operation, preliminary recording. The analysis of the applicants' satisfaction with the quality of the process of obtaining state and municipal services was carried out on the example of a multifunctional center providing state and municipal services in the city of Novorossiysk, Krasnodar Territory. To assess the level of satisfaction with the quality of services received on the basis of the MFC, a sociological survey of respondents was proposed. The calculation of the satisfaction level is carried out according to the criteria and indicators (indicators) in accordance with the algorithm for their calculation. The results of a public opinion poll on the level of organization and quality of state and municipal services in the MBU "MFC" Novorossiysk, Krasnodar Territory are presented.
Ключевые слова: государственная услуга, муниципальная услуга, многофункциональный центр, показатели оценки качества, удовлетворенность качеством получения услуги.
Keywords: public service, municipal service, multifunctional center, quality assessment indicators, satisfaction with the quality of service received.
Одним из ключевых факторов успешного социально-экономического развития страны в современных условиях является качество государственного управления.
Повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, в том числе прекращение чрезмерного государственного регулирования, повышение эффективности исполнительных органов, - это те цели, которые определяют эффективность государственного аппарата и самой вертикали власти. [2, с, 68-70]
Достижение высокой эффективности государственного управления, успеха административной реформы и эффективного перехода к государству обслуживания является одним из ключевых направлений демократического развития российского общества и повышения качества экономического роста. За последние десятилетия в разных странах мира накоплен значительный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг, систематизированы требования к организации предоставления услуг, качество услуг и количество услуг были оптимизированы, и многие проблемы взаимодействия государственных органов при предоставлении государственных услуг были решены. [4, с. 249-252]
Российская Федерация является социальной страной, и ее политика должна быть направлена на создание условий, направленных на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Это означает, что предоставление государственных и муниципальных услуг является основным компонентом государствен-
ного и муниципального управления, важнейшим компонентом успешного восприятия обществом всех социально-экономических процессов. Кроме того, именно качество предоставляемых государственных услуг является основным показателем эффективности власти. [6, с. 51-54]
Для достижения показателей в области государственных услуг, которые были установлены Президентом России в майских указах 2012 года, Правительством Российской Федерации был разработан и реализуется единый комплекс мер по оптимизации механизма предоставления государственных услуг органами исполнительной власти в связи с введением нового принципа предоставления государственных услуг - принципа «одного окна». Для реализации этого принципа, который является одним из способов повышения качества и доступности государственных услуг, в настоящее время принимаются меры во всех российских регионах для создания соответствующей информационной и коммуникационной инфраструктуры для заявителей на получение государственных услуг, в том числе в электронной форме [5, с. 49-57].
В современных российских условиях вы можете получить государственную или муниципальную услугу либо в электронной форме, либо в результате личного визита заявителя в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
Национальной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах является Портал государственных и муниципальных услуг.[10]
Российская организация независимо от организационно-правовой формы, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» называется многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Отметим, что популярность МФЦ среди заявителей обусловлена рядом факторов, таких как: с минимальными временными затратами предоставляются государственные и муниципальные услуги; вся деятельность МФЦ организована в наиболее удобном для заявителей режиме; МФЦ находятся в шаговой доступности от остановок общественного транспорта; в МФЦ созданы специально оборудованные места приема и выдачи документов, также имеются зоны ожидания и информирования; помещения МФЦ, как правило, оснащены системой кондиционирования, электронной очередью и электронными информационными табло и пр. [3, с. 74-75] В регионах России в целях обеспечения перманентного повышения качества и доступности социально значимых государственных и муниципальных услуг заявителям ежегодно проводится исследование степени удовлетворенности граждан качеством деятельности органа государственного и муниципального управления в части предоставления государственных (муниципальных услуг), а также мониторинг качества и доступности таких услуг.[1, с. 142-144]
Проведение мониторинга качества оказания государственных или муниципальных услуг, начиная с 2013 г., считается необходимым для всех органов государственной власти. [7, с. 247-250]
Проанализируем особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также уровень удовлетворенности заявителей качеством этого процесса на примере многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Новороссийске Краснодарского края.
Вся деятельность МФЦ направлена на упрощение административных процедур при предоставлении государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, а также сокращения сроков предоставления услуг. Данные обстоятельства должны обусловливать повышение удовлетворенности населения качеством предоставления услуг.
Ежегодно с 2010 года по поручению главы администрации муниципального образования г. Новороссийск на регулярной основе проводится оценка эффективности государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ. Одним из направлений мониторинга качества предоставляемых услуг является изучение общественного мнения клиентов МБУ «МФЦ», включающим в себя следующие показатели:
- общий уровень удовлетворенности населения качеством государственных и муниципальных услуг, оказываемых гражданам на территории городского округа (оценка текущей деятельности МБУ «МФЦ»);
- динамика качества получаемых гражданами государственных (муниципальных) услуг. Мониторинг осуществляется специалистами МАУ «Городской информационный центр». Основным
методом исследования является анкетное формализованное интервью с использованием стандартизированного опросного листа (анкеты) получателей государственных и муниципальных услуг в МБУ «МФЦ». [11]
Проведение опроса общественного мнения относительно уровня организации и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МБУ «МФЦ» предполагает рассмотрение следующих аспектов: доступность информации о многофункциональном центре, график работы, организация очередности, длительность обслуживания, работа са11-центра, предварительная запись.
В рамках опроса, проведенного специалистами МАУ «Городской информационный центр» в октябре 2018 г. была выявлена степень удовлетворенности заявителей полученной информацией о порядке предоставления услуг в МБУ «МФЦ». [8]
40
35,8
Удовлетворяет ли Вас информация о порядке предоставления услуг, в %
0 5 10 15 20 25 30 35
удовлетворяет скорее удовлетворяет скорее не удовлетворяет совершенно не удовлетворяет затрудняюсь ответить
Рисунок 1 - Степень удовлетворенности заявителей полученной информацией о порядке предоставления услуг в МБУ «МФЦ»
Большинство респондентов (56,2%) удовлетворены полученной информацией о порядке предоставления услуг. Респонденты отметили, что по сравнению с предыдущими периодами МФЦ улучшил качество своей работы. Так, например, теперь у каждого «окна» можно ознакомиться с информацией о том, какие именно услуги здесь предоставляются, прочитать перечень необходимых документов и ФИО оператора.
Потребителям услуг было предложено оценить график работы МБУ «МФЦ». Получены следующие результаты (рис.2).
20
40
60
80
очень удобен
скорее удобен
скорее неудобен
совершенно неудобен
затрудняюсь ответить
5,5
20,5
11,6
62,4
0
Рисунок 2 - Оценка потребителями государственных услуг графика работы МБУ «МФЦ» в г. Новороссийске, %
Большинство респондентов (56,2%) удовлетворены полученной информацией о порядке предоставления услуг. Респонденты отметили, что по сравнению с предыдущими периодами МФЦ улучшил качество своей работы. Так, например, теперь у каждого «окна» можно ознакомиться с информацией о том, какие именно услуги здесь предоставляются, прочитать перечень необходимых документов и ФИО оператора.
Потребителям услуг было предложено оценить график работы МБУ «МФЦ». Получены следующие результаты (рис.2).
10
20
30
40
50
удовлетворяет
скорее удовлетворяет
скорее не удовлетворяет
60
_I
55,8
22,4
12,5
совершенно не удовлетворяет 2,8
1
затрудняюсь ответить
10
Г
Рисунок 3 - Мнение потребителей государственных услуг в МБУ «МФЦ» по поводу организации
управления очередью,%
Гражданам так же было предложено оценить время ожидания в очереди.
0 10 20 30 40 50 60
устраивает
скорее устраивает
скорее не устраивает
не устраивает
затрудняюсь ответить
54,2
28,5
10,3
■
Рисунок 4 - Оценка потребителями государственных услуг времени ожидания в очереди, %
Временной параметр ожидания также вполне устраивает большинство потребителей услуг (82,7% респондентов).
Контрольными вопросами, которые дополнительно определили средний период ожидания посетителями приема специалиста МБУ «МФЦ» были:
1.«Сколько времени Вы потратили в очереди для получения консультации?».
2.«Сколько времени Вы потратили в очереди для подачи документов?».
3.«Сколько времени Вы потратили в очереди для получения готовых документов?». Ответы представлены в таблице 1.
0
7
Т а б л и ц а 1
Средний период ожидания посетителями приема специалиста МБУ «МФЦ»
Вопросы Варианты ответов
нисколько, вызвали сразу меньше 5 минут от 5 до 15 минут больше 15 минут затрудняюсь ответить
Сколько времени Вы потратили, ожидая в очереди для получения консультации 2,5 5,5 2,5 5,5 4,0
Сколько времени Вы потратили, ожидая в очереди для подачи документов? 5,5 7,8 8,5 7,4 0,8
Сколько времени Вы потратили, ожидая в очереди для получения готовых документов? 5,5 0,4 0,5 0,2 3,4
Полученные данные показывают, что в большинстве своем период ожидания консультации специалиста для посетителей МБУ «МФЦ» составляет от 5 до 15 минут (40,5% респондентов). Менее 5 минут ожидали услуги 17,9% посетителей. 14,5% респондентов были вызваны для консультации незамедлительно. Более 15 минут провели в очереди для получения консультации около 14,0% респондентов.
В среднем для подачи документов в МБУ «МФЦ» посетитель тратит меньше 5 минут (17,4%) и от 5 до 20 минут (38,5%). Следует отметить, что значительная часть респондентов практически не тратила время на ожидание в очереди при подаче документов. В большей степени это касается заявителей следующих услуг:
- получения направления в детское дошкольное учреждение;
- получения справок о не состоянии семьи на учете в управлении по вопросам семьи и детства;
- работа архивного фонда (получение архивных справок, выписок и копий);
- получение разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- услуги Единого государственного реестра прав.
Получение готовых документов также занимает небольшое количество времени, в основном это менее чем 5 минут (20,4% респондентов) и от 5 до 15 минут - 40,5%, получили услугу без ожидания около 16% респондентов.
Заявители в рамках анкетного опроса оценили время ожидания при получении государственных и муниципальных услуг. Большинство респондентов (68,2%) удовлетворены временным фактором оказания услуг МБУ «МФЦ».
Одним из наиболее важных моментов в работе МБУ «МФЦ» является соблюдение регламента предоставления государственных и муниципальных услуг (рис. 5).
0 10 20 30 40 50
удовлетворяет скорее удовлетворяет скорее не удовлетворяет совершенно не удовлетворяет затрудняюсь ответить
1 1 1 28,4 | |
38,5
18,5
10,2
4,4
Рисунок 5 - Оценка заявителями соблюдение регламента предоставления государственных и муниципальных услуг, %
Большинство респондентов удовлетворены сроками оказания услуг, особенно это касается работы следующих служб:
- Управление имущественных и земельных отношений в части изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта, переоформления прав постоянного и бессрочного пользования, утверждение схем на кадастровом плане и т.п.
- Управление архитектуры и градостроительства в части присвоения (подтверждения) адреса объекту недвижимого имущества, предоставление сведений об организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, перевод жилого помещения в нежилое и, наоборот.
- Управление торговли и потребительского рынка (регулирование предпринимательской деятельности).
- Управления образования.
Немаловажным фактором является территориальная доступность МБУ «МФЦ». Существует необходимость учета местоположения здания центра, способов подъезда к нему, размера, оснащенности и интерьера помещения (таблица 2).
Т а б л и ц а 2
Удовлетворенность местоположением, территориальной доступностью МБУ «МФЦ»
Варианты ответов В %
удовлетворяет 42,4
скорее удовлетворяет 30,2
скорее не удовлетворяет 15,8
совершенно не удовлетворяет 5,2
затрудняюсь ответить 6,4
Территория, на которой находится МБУ «МФЦ», в общей сложности оценивается респондентами как доступная и удобная. Этим фактором удовлетворено абсолютное большинство респондентов - 72,6%. Возможные способы подъезда к МБУ «МФЦ» оцениваются посетителями в основном, как скорее удобные - для граждан, приезжающих на общественном транспорте, и как скорее неудобные - для владельцев личного автотранспорта (таблица 3).
Т а б л и ц а 3
Варианты ответов %
очень удобно 15,5
скорее удобно 28,4
скорее неудобно 32,5
совершенно неудобно 12,8
затрудняюсь ответить 10,8
Размеры помещения МБУ «МФЦ», его оснащенность, интерьер устраивает большинство пользователей государственных и муниципальных услуг - 62,4%.
Т а б л и ц а 4
Удовлетворенность размером, оснащенностью, интерьером помещения МБУ «МФЦ»
Варианты ответов %
удовлетворяет 28,5
скорее удовлетворяет 33,9
скорее не удовлетворяет 20,4
совершенно не удовлетворяет 8,0
затрудняюсь ответить 5,5
Уровень обеспечения безопасности в здании, где расположены все «окна», залы ожидания оценивается посетителями как высокий. С этим согласны 65,5% респондентов.
Т а б л и ц а 5
Распределение ответов респондентов по безопасности пребывания В МБУ «МФЦ»
Варианты ответов %
безопасно 27,4
скорее безопасно 38,1
скорее небезопасно 21,4
совершенно небезопасно 6,2
затрудняюсь ответить 10,5
Система электронной очереди МБУ «МФЦ» удовлетворяет подавляющее большинство участников опроса. 88,0% респондентов полагают, что пользоваться системой электронной очереди удобно. Также нет кар-диальных различий в данном вопросе между жителями города и сельских поселений (табл.6).
Т а б л и ц а 6
Удобство пользования системой электронной очереди
Варианты ответов %
очень удобно 51,4
скорее удобно 36,6
скорее неудобно 5,8
совершенно неудобно -
затрудняюсь ответить 6,2
Согласно полученным данным, 15,5% участников опроса обращались на официальный сайт МБУ «МФЦ» с целью получения определенной информации, из них для получения консультации - 32,4%. Были желающие воспользоваться предварительной записью по Интернету (18,5%), однако такая услуга на сайте МБУ «МФЦ» отсутствует.
Таким образом, оценка уровня удовлетворенности качеством получаемых услуг на базе МФЦ в г. Новороссийске проводится на основе результатов социологических опросов респондентов. Расчет оценки уровня удовлетворенности осуществляется по критериям и индикаторам (показателям) в соответствии с алгоритмом их расчета.
Исходя из результатов проведенного исследования, с целью оптимизации функционирования МБУ «МФЦ» в рамках улучшения результативности предоставления услуг необходимо вести работу по нескольким направлениям [9]. Их можно разделить на блоки - по уровням.
На федеральном и региональном уровнях:
- необходимо тщательнее подходить к обучению сотрудников, больше уделять внимания в рамках программ введения в должность процедурам и процессам оказания услуг;
- спектр услуг расширяется с каждым днем, вместе с расширением услуг должны расширять и МФЦ, либо открываться дополнительные учреждения в районе, либо увеличиваться количество окон, так как увеличение количества услуг по форме и содержанию, как следствие, порождает очереди в МФЦ.
- На уровне организации:
- обеспечить открытие «окна юриста» в случае необоснованного нарушения сроков предоставления услуги - оперативно приводить их в нормативное состояние;
- организовать отдельный прием для крупных правообладателей;
- обеспечить работу нотариуса, работника органа опеки и попечительства в офисах МФЦ.
- на портале МБУ «МФЦ» необходимо поместить сведения о каждой из предоставляемых услуг, в объеме не меньшем, чем на ведомственных порталах. Необходимо внедрить дополнительные сервисы: раздел на сайте по часто задаваемым вопросам, организовать форум для граждан, где они могут делиться практикой получения тех или иных услуг. Кроме того, на официальном сайте МБУ «МФЦ» можно расположить версию для слабовидящих;
- оборудовать гардероб, установить в зале компьютеры с бесплатным доступом к справочно-правовым системам. Создать более комфортные условия для посетителей с детьми, а также клиентов с ограниченными возможностями.
Расширение штата сотрудников:
- возможность введения в штат инженера-консультанта населения по вопросам предоставления государственных услуг, с целью консультирования и помощи обратившимся гражданам в ориентировании государственных услуг;
- введение в штат инженера-администратора или старшего инженера-инспектора. Данный специалист мог бы оказывать помощь сотрудникам в процессе работы по вопросам приема и оформления документов, разрешения конфликтных ситуаций и т.д.
В рамках работы с персоналом:
- разработать систему качественного отбора кадров. Сотрудникам необходимо освоить огромное количество информации. Специалист МФЦ должен располагать знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными, обладать правовой базой знаний, структурой государственных органов. Знать, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знать законы, которые регламентируют их деятельность и т.д. Необходимо организовать непрерывное обучение специалистов: переподготовка; целевое обучение специалистов данного профиля; повышение квалификации:
- специалисты в центре должны иметь юридическое образование или специализированное социальное образование;
- специалистам МФЦ необходимо дополнительное обучение основам психологии, т.к. работа подразумевает деятельность в системе «человек - человек». Проведение и организация тренинговых мероприятий (базовый коммуникативный тренинг, тренинг самопрезентации, навыки разрешения конфликтных ситуаций и др.). Во избежание эмоциональной истощенности, деперсонализации, негуманного отношения к клиентам, можно порекомендовать - чаще устраивать перерывы.
Кроме того, можно организовать для жителей г. Новоросссийска краудсорсинг-проект «Мой офис госуслуг. Создай центр будущего!», на площадке которого все желающие могли бы вносить свои предложения по улучшению деятельности МФЦ и как следствие, повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг. На он-лайн площадке можно обсудить, как усовершенствовать обслуживание в центрах, какие международные практики можно адаптировать и внедрить, какие улучшения помогут сделать офисы еще удобнее, а процесс получения документов - проще и понятнее.
Источники:
1. Винокурцева Е. А. Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. 2017. С. 142-144.
2. Евлампиев Н.В., Бычкова Н.П. Совершенствование законодательства в области государственного и муниципального управления // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». 2015. С. 68-70.
3. Жидкова А.С., Горлова Е.А. Современные тенденции развития многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в краснодарском крае // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». 2015. С. 74-75.
4. Зуденкова С.А. Современные технологии организации предоставления государственных (муниципальных) услуг // Научный журнал Дискурс. 2016. № 1 (1). С. 249-252.
5. Костина С.Н. Современные проблемы оценки качества оказания государственных услуг (на примере УРФО) // Вопросы управления. 2016. №2(20). С.49-57.
6. Мартынова С. Э. Понятие муниципальной услуги в контексте оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления // Вестник Томского государственного университета. 2011. №343. С.51-54.
7. Петраков М. А., Аджубей Р. В. Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг // Молодой ученый. 2016. №30. С. 247-250.
8. Официальный сайт администрации МО город Новороссийск Краснодарского края. URL: http://admnvrsk.ru/ (дата обращения: 10.10.2019)
9. Обзор международного опыта в области государства «одного окна» (ГОО) URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 26.10.2019).
10. Портал государственных услуг. URL: http://www.gosuslugi.ru (датат обращения: 30.10.2019)
11. «Ваш контроль» - портал отзывов о госуслугах.. URL: https://vashkontrol.ru (дата обращения: 15.10.2019)
Sources:
1. Vinokurtseva, E. A. Monitoring the Provision of State and Municipal Services, Actual Problems of Economics and Management: Proceedings of the V Intern. scientific conf. 2017. pp. 142-144.
2. Evlampiev N.V., Bychkova N.P. Improving legislation in the field of state and municipal management // Collection of scientific articles of the Faculty of Economics, Management and Business FSBEI HPE "KubGTU". 2015. P. 68-70.
3. Zhidkova A.S., Gorlova E.A. Modern trends in the development of a multifunctional center of state and municipal services in the Krasnodar Territory // Collection of scientific articles of the Faculty of Economics, Management and Business FSBEI HPE "KubGTU". 2015. P. 74-75.
4. Zudenkova S.A. Modern technologies of organizing the provision of state (municipal) services // Scientific Journal Discourse. 2016. № 1 (1). Pp. 249-252.
5. Kostina S.N. Modern problems of assessing the quality of public services (for example URFO) // Management issues. 2016. №2 (20). P.49-57.
6. Martynova S. E. The concept of municipal services in the context of assessing population satisfaction with the activities of local governments // Tomsk State University Bulletin. 2011. №343. P.51-54
7. Petrakov M. A., Adzhubei R. V. Problems of the organization of monitoring the quality of state (municipal) services provided // Young Scientist. 2016. №30. Pp. 247-250.
8. The official site of the administration of the Moscow Region Novorossiysk Krasnodar Territory. URL: http://admnvrsk.ru/ (appeal date: 10/07/2019)
9. Review of international experience in the "one-stop-shop" state (URL) URL: http://www.donland.ru (appeal date: 10/26/2019).
10. Government services portal. URL: http://www.gosuslugi.ru (address dated: 10/30/2019)
11. "Your control" - a portal of reviews of public services .. URL: https://vashkontrol.ru (appeal date: 10/15/2019)
О.В. Демчук - профессор кафедры экономики, д-р. э. н., Керченский морской технологический университет, [email protected],
O. V. Demchuk - professor department of economics, Kerch Marine Technological University.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE ENTERPRISE'S ECONOMIC SECURITY SYSTEM
Аннотация. Актуальность исследуемой темы обусловлена важностью информации в рыночной экономике и необходимостью ее сохранения для достижения конкурентных преимуществ на рынке. Одним из важнейших направлений развития современного предприятия выступает оценка уровня экономической безопасности, которая играет ключевую роль в определении понятия «успешного» предприятия на рынке. Современная рыночная ситуация требует постоянного контроля, прогнозирования и улучшения качества управления предприятием. Специфика современного мира таит в себе непредвиденное число опасностей для стабильного развития предприятия. Именно поэтому необходимо постоянно разрабатывать комплекс мер по обеспечению безопасности предприятия, уметь анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке, а также потенциальные угрозы. В статье рассмотрены методы обеспечения экономической безопасности, этапы разработки её стратегии, а так же факторы, влияющие на экономическую безопасность в целом. Разобраны угрозы, оказывающие негативное влияние на успешное функционирование предприятия, приведена их классификация. Автором предложен ряд действий, способствующих успешному существованию эффективной и динамичной системы.
Annotation. The relevance of the topic under study is due to the importance of information in a market economy and the need to maintain it in order to achieve competitive advantages in the market. One of the most important areas of development of a modern enterprise is the assessment of the level of economic security, which plays a key role in determining the concept of a "successful" enterprise in the market. The current market situation requires constant monitoring, forecasting and improving the quality of enterprise management. The specifics of the modern world is fraught with an unforeseen number of dangers for the stable development of the enterprise. That is why it is necessary to constantly develop a set of measures to ensure the safety of the enterprise, to be able to analyze and predict the situation on the market, as well as potential threats. The article discusses methods of ensuring economic security, the stages of development of its strategy, as well as factors affecting economic security in general. The threats that have a negative